По развитию речи учащихся на уроках литературы
Скачать 0.58 Mb.
|
тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам); конспект-схема (схематическая запись прочитанного) Принципы составления конспектов 1.Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания. 2.Выделите поля, где отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируются основные проблемы, записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы. 3.В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста. 4.Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т.е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы. 5.Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся конспектов. Задание. Прочитайте заключительную часть статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (в сокращении) Составьте план, тезисы и конспект. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского (не говоря, разумеется, о его этюдах чисто комического характера). В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. Прежде всего поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в ней внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. В сумрачной обстановке новой семьи…под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому – а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые развратные мысли… Мы видим в пьесе, что Катерина…сохранила от своего воспитания…страх каких-то темных сил, чего-то неведомого…За каждую мысль свою она боится, за самое простое чувство она ждет себе кары; ей кажется, что гроза ее убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки…А все окружающие поддерживают и развивают в ней этот страх… Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле; все должно заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви – или же научиться обманывать людей и совесть… Катерина не такова: развязка ее любви при всей домашней обстановке – видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу… К Борису влечет ее не одно то, что ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Такая любовь, такое чувство не уживаются в стенах кабановского дома с притворством и обманом… И точно, она ничего не боится, кроме лишения видеть ее избранного, говорить с ним, наслаждаться с ним этими летними ночами, этими новыми для нее чувствами. Приехал муж, и жизнь ей стала не в жизнь. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела; надо было опять воротиться к черствой, тоскливой жизни, - ей это показалось горче прежнего… Такое положение невыносимо было для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, сто она не могла вытерпеть – при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу… Кончены воля и покой бедной женщины: прежде хоть ее попрекать не могли, хоть могла она чувствовать свою полную правоту перед этими людьми. А теперь, ведь, так или иначе, она перед ними виновата… Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа… Но нет, не таков характер Катерины; не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, - чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи. Нет, она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей вполне законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у не вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет… Грустно, горько такое освобождение; но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого –то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомненья, лучше было бы, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от свои мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться… Задание. Попробуйте (в форме плана или тезисов) дать сравнительную характеристику мировоззренческих позиций Базарова и Павла Петровича. Задание. Составьте план и тезисы данной ниже статьи. Понятие свободы нельзя определить однозначно. Это и социальная, и политическая, и философская, и морально- этическая категория. И на разных уровнях своего развития каждый мыслящей человек по-новому определяет для себя содержание этого слова. В мировоззрении и творчестве А.С. Пушкина тема «вольности святой» занимает центральное место. В Царскосельском Лицее воспитанникам внушались высокие жизненные принципы, проповедовалось естественное право каждого человека на свободу. Колоссальное влияние на Пушкина-лицеиста оказали идеи французского Просвещения, общение с П.Я. Чаадаевым, с будущими декабристами-членами кружка «Священная артель» и офицерами И. Бурцевым, А. Муравьевым. Под влиянием этих идей в 1815 году написано было стихотворение «Лицинию». 1817-1820 годы, так называемый петербургский период, -наиболее вольнолюбивый, самый «политический» в развитии поэта. Идеи гражданской свободы, политического радикализма как никогда более и как нельзя лучше отвечали «прекрасным», благородным порывам юности. Главной идеей времени была вольность. «Вольность» /1817/ не только заглавие первого самого значительного стихотворения Пушкина, написанного после Лицея. Это как бы оглавление и всех послелицейских его стихов. С нее, с «Вольности», и начал только-только сам вырвавшийся на волю из Лицея, из монастыря, юноша Пушкин. Собственное личное ощущение столь желанной и наконец обретенной свободы эмоционально насыщало общую идею «Вольности». Поэт сочетает два понятия: «вольность» и «закон». Но вольность – не своеволие, она явлена у него в ореоле святости: Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье…» Ода Пушкина направлена против «тиранов», ставящих себя выше закона: «Владыки! Вам венец и трон Дает Закон – не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон.» Эти строки – суть взглядов просветителей. Пушкину в этот период очень близка их идея о необходимости некоего договора между народом и властью. Беззаконие ведет к безнравственности, к трагедии: …в лентах и звездах, Вином и злобой упоенны Идут убийцы потаенны… Но нужно обратить внимание на значительное противоречие между 8-ой и 11-ой строфами. В 8-ой автор просто кровожаден: Самовластительный Злодей! Тебя, твой трон я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу. Как эта жестокость сочетается с только что цитированными строками о безнравственности убийства? Здесь проявляется как раз своеобразная «нестыковка» идей, под влиянием которых находился молодой Пушкин, с его собственными нравственными убеждениями. Неслучайно в 1824 году сам поэт скажет о «Вольности» – «детская ода». Идеи мести, убийства тирана владеют Пушкиным примерно до 1822 года. Последнее стихотворение, где чувствуется этот пафос, - «Послание В. Л. Давыдову»: образ причастия не Христовой кровью, но кровью тирана. Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в «Деревне». Построенное на антитезе, оно противопоставляет высшую гармонию, царящую в природе, дикости социальных взаимоотношений. Но в отличие о «Вольности», в «Деревне» уже звучат вечные мотивы пушкинской лирики: связь простора, воли, дома, духовной раскрепощенности человека. В 1818 году написано послание «К Чаадаеву» .Тема вольности, служения Отечеству звучит в стихотворении. Послание впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпераментом, чисто юношеским воодушевлением, свободолюбивым пафосом. Обманувшись в своих лучших чувствах и мечтах, в своих надеждах, лирический герой не предается отчаянию. Начавшись на слегка пессимистической ноте, послание переходит в мажорную, бодрую тональность: Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Лексика этого четверостишия, как, впрочем, и всего стихотворения, подчеркнуто гражданская: «под гнетом власти роковой», «отчизны». Обращает на себя внимание также характерное для пушкинской лирики сравнение любви и вольности. «Свобода, вольность» –постоянная пушкинская тема, эти два понятия для поэта нераздельны. От строки к строке патетический накал, гражданский пафос послания все более усиливается. Лирический герой призывает посвятить свою жизнь святому делу освобождения отчизны от самовластья, употребить во благо отечества «души прекрасные порывы». 1820-1822 годы в творчестве Пушкина – расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика свобода – высшее благо. «Узник» – это своеобразная формула романтического мировосприятия. Основное содержание – выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. Романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Люди кажутся безликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море-стихия. Образ орла – романтический символ. В нем – мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Он зовет узника в очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в душе романтического героя, противостоя миру реальному. Во всем творчестве Пушкина 1820-1822 годов особенно силен мотив устремленности к миру абстрактной свободы, вне реалий быта, вне всех условностей. 1823 год стал кризисным для поэта. В тот год начался мучительный период переоценки ценностей: изменился мир вокруг него; меняется, взрослея, и сам Пушкин. Свойственное юности напряженно романтическое мироощущение сменяется более трезвым, реалистическим взглядом на мир. И мир этот оказывается страшен. Одно из наиболее характерных для этого периода произведений - стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Оно поражает безысходностью, отчаянием лирического героя: мир романтических грез растаял, а реальный мир – бездуховен. Теперь герой оказывается воистину осужден, ибо в этом мире он – не нужен, нет ему места – и бежать некуда. Стихотворению предпослан эпиграф из Библии: Господь посылает пророка на землю, к людям, сеять семена добра, истины. Лирический монолог стихотворения становится как бы ответом пророка пославшему его: «…потерял я только время, Благие мысли и труды…»Главным своим назначением поэт мыслил дело освобождения: он – «сеятель свободы» И _- все безнадежно, люди не приемлют его даров, свобода им не нужна. Какой издевкой звучит голос поэта: Паситесь, мирные народы! Эпитет «мирные» приобретает странную, презрительную окраску: мирные – по неспособности восстать против собственного рабства. Это спокойствие бездуховности, спокойствие стада. А можно ли служить стадам? Нет, ибо: «К чему стадам дары свободы?» И раз так, то к чему стадам поэты? К 1824 году приходит философское осмысление понятия свободы. Осмысляя политические реалии современного мира, поэт стремится проникнуть в суть вещей, за временным увидеть вечное. В стихотворении «Зачем ты послан был и кто тебя послал?» Пушкин размышляет о законах миропорядка, о роли людей, претендующих в руководители человечества. Философское понимание свободы не уводит Пушкина от «прежних гимнов», от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и не о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Глубочайшее философское осмысление свободы дано в стихотворении 1828 года «Анчар». В стихотворении «Памятник» Пушкин скажет об одном из важнейших итогов жизни своей: …в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. 1.7. РЕФЕРАТ Реферат – сжатое письменное изложение научной информации по конкретной теме, - изложение, в котором выражается и отношение к этой информации, ее оценка. Реферат бывает монографическим (по одному источнику) и обзорным (по нескольким источникам – книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против которых референт не возражает. Композиция реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты: - краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата); - сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата); - замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения. Задание. Подготовьтесь к защите реферата по роману Преступление и наказание» на одну из следующих тем: 1.Лужин и Свидригайлов. 2.Свидригайлов и Раскольников. 3. Соня Мармеладова и Раскольников. Логика развития мыслей во всех трех рефератах может быть одна: конкретное знакомство с персонажем (его характеристика); различие (или сходство) между ним и Раскольниковым; в заключение 0 предложите свое понимание смысла их сопоставления. 1.Лужин и Раскольников Прочитайте следующие эпизоды романа, выпишите тезисы-цитаты и подумайте над вопросами: 1.Кто такой Лужин? (ч.1,гл.3). Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чувства они породили? Почему? Какое впечатление складывается у читателе о Лужине? 2.Взгляды Лужина (ч.2,гл.5). В чем сущность взглядов Лужина? Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем? 3.Лужин «показывает себя» (ч.4, гл. 2,3). Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает это сопоставление? 4.Задуманная и сорвавшаяся подлость (ч.5, гл. 1,3). Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил; Почему Лужин больше не появляется в романе? Какова его роль в идейно-художественном содержании романа? 2.Свидригайлов и Раскольников. 1.Первые сведения о Свидригайлове (ч.1, гл. 3) Кто он такой? Что мы еще узнаем о нем в этой главе? 2.Первая встреча Раскольникова и Свидригайлова (ч.4, гл. 1, 2). Как Лужин характеризует Свидригайлова? Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды»? Прав ли он? 3.Свидригайлов о самом себе (ч.6, гл. 2-6). Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено»? Есть ли «общие точки» у Раскольникова и Свидригайлова? 3.Соня Мармеладова и Раскольников. 1.Судьба Сони Мармеладовой (ч.1, гл 2; ч.3, гл. 4; ч.4, гл.4). Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего – Соня? Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь? Что показалось герою «странным» в Соне и почему? В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова? Чем объяснить ее глубокую религиозность? 2. Признание (ч. 5, гл. 4) О каких мотивах убийства говорит Раскольников? Как воспринимают жизненную правду Раскольников и Соня? Чем объяснить их разные позиции? 3.Смиряется ли Раскольников? (ч.6, гл.6; ч.6, гл. 8) Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении? Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли? 4. Итоги. Эпилог, гл.2. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне? Как Достоевский отвечает на вопросы: « Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?» РАЗДЕЛ 2 РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 2.1.ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Велико влияние художественной литературы на души людей. Испытывают это влияние и пишущие сочинения, в процессе работы над текстами развиваясь идейно, нравственно и эстетически. Но как проникнуть в суть проблемы? Как не ошибиться в раскрытии темы? Как сделать это правильно, аргументированно? Почему, анализируя недостатки работы, автору сочинения нередко говорят: «Тема раскрыта неполно»; «Тема сужена» (или неоправданно расширена); «Тема подменена другой» и тому подобное? В самом деле, содержание работы ценится не меньше, чем грамотность. Обдумывая тему, следует помнить, что тема - это то, о чём говорится в сочинении, а идея - его главная мысль; что тема имеет объём и содержание. Объём темы составляет тот круг фактов, предметов или явлений, которые она охватывает. Содержание темы - это совокупность наиболее существенных признаков, характерных для всех фактов, составляющих объём данной темы. Между объёмом и содержанием темы существует обратная зависимость. Например, для анализа предложены три темы по одному и тому же произведению: 1. Образ Андрея Болконского. 2. П. Безухов и А. Болконский - передовые интеллигенты своего времени. 3. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Объём первой темы - раскрытие образа Болконского. Содержание составляют все черты характера героя. Объём второй темы намного шире, чем первой: два образа. Зато содержание уже: не все черты характеров героев можно сопоставить по сходству и различию. Объём третьей темы еще шире: Наташа Ростова, Марья Волконская, Софья, Элен Курагина и другие. Содержание составляют характерные черты всех героинь. Иногда тема сформулирована как вопрос: «В чём смысл философско-этических исканий героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир"?»; «Кто прав в споре о правде? (по пьесе М. Горького "На дне")»; «Над чём смеётся и о чём грустит А.П.Чехов в пьесе "Вишнёвый сад"?»; «Устареет ли когда-нибудь понятие "подвиг"?». Но и тогда, когда тема даётся в повествовательной форме, она предполагает ответы на вопросы, вытекающие из её содержания. Например, к теме «Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"» логично поставить такие вопросы: 1. Что общего в образах Кутузова и Наполеона и каково различие между двумя полководцами? 2. В чем суть характера каждого из них? 3. Как это повлияло на ход исторических событий в их странах и в мире? А вот возможные вопросы в связи с темой «Природа в изображении С.А. Есенина»: 1. Почему в творчестве С.А. Есенина слиты воедино тема родины и тема природы? 2. Почему поэт одушевляет природу и находит её черты в облике человека? 3. Что сделало тему природы лейтмотивом всей поэзии С.А. Есенина? Ответы на подобные вопросы ведут к формированию основной мысли сочинения, его идеи. А идея может быть выражена: 1) в названии сочинения («"Евгений Онегин" А.С. Пушкина - "энциклопедия русской жизни"», «Никто не забыт, ничто не забыто», « Правда жизни - высший закон литературы», «Народ - творец истории» и тому подобное); 2) в эпиграфе («Я лиру посвятил народу своему» (Н.А. Некрасов); «Береги честь смолоду» (пословица) и других); 3) в самом тексте сочинения - и суть её должен уловить сам читатель. Иногда предлагаются темы, казалось бы, очень похожие, на самом же деле они ставят перед пишущими разные задачи. Например: 1. Жизненный путь Чичикова. 2. Характеристика образа Чичикова. 3. Чичиков - приобретатель. 4. Почему автор назвал Чичикова подлецом? Обращая внимание на главные, ключевые слова в каждой теме (жизненный путь, или биография; характеристика; приобретатель, подлец), следует подробно осветить: а) в хронологической последовательности историю жизни Павла Ивановича; б) все основные черты его характера; в) те качества Чичикова, которые помогут полнее раскрыть именно его приобретательство; г) поступки, высказывания героя, доказывающие, что он подлец. По-разному должны быть освещены и такие темы, как, например, «Образ Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"», «Почему погибла Катерина?», «Катерина - "луч света" в "темном царстве"», «Чем нам близок образ Катерины?», «Конфликт светлой, рвущейся к свободной и счастливой жизни личности с миром лжи, ханжества, семейного деспотизма». Составим развёрнутый план на каждую из этих тем и выявим разницу ответов на поставленные вопросы. Образ Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза». I. Вступление. 1. Галерея женских образов в русской литературе XIX века. 2. Место в ней образа Катерины. II. Основная часть. 1. Жизнь Катерины в родительском доме. 2. Черты её натуры, богатство духовного мира: 1) впечатлительность и непосредственность; 2) пылкость и страстность; 3) честность и доверчивость к людям; 4) природный ум и поэтичность натуры; 5) неудовлетворённость жизнью в доме Кабановой; 6) набожность, суеверие; 7) страстное чувство любви, вспыхнувшее в героине. 3. Неспособность героини изворачиваться, лгать. 4. Финал жизни Катерины Кабановой. III. Заключение. 1. Место образа Катерины в пьесе Островского. 2. Влияние облика героини на читателей и зрителей. Данная тема предполагает спокойное, объективное повествование о характере и жизни главной героини драмы «Гроза». Почему погибла Катерина? I. Вступление. 1. А.Н. Островский - обличитель «тёмного царства». 2. Главная героиня драмы «Гроза». II. Основная часть. Причины гибели Катерины 1. Лучшие черты характера героини. 2. Домостроевские порядки в семье Кабановой. 3. Отсутствие духовного родства между Катериной и Тихоном. 4. Неспособность невестки примириться со свекровью. 5. Любовь Катерины к Борису. 6. Предательство им любимой женщины. 7. Осложнение конфликта с «тёмным царством» личной драмой. III. Заключение. 1. Без любви и свободной счастливой жизни Катерина себя не мыслит. 2. Лучше умереть, чем жить в неволе. Выбирая для рассмотрения эту тему, следует рассказать о тех обстоятельствах жизни Катерины, что привели её к гибели. Катерина - «луч света» в «тёмном царстве». I. Вступление. 1. Галерея женских образов в русской классической литературе. 2. Н.А.Добролюбов о главной героине драмы А.Н. Островского «Гроза». II. Основная часть. Катерина - «луч света» в «тёмном царстве» 1. Характер героини, светлые стороны её личности: 1) мечтательность, нежность; 2) поэтичность натуры; 3) сила воли, прямота, честность; 4) нравственная чистота, душевная красота; 5) стремление к свободе. 2. Катерина в борьбе за свои человеческие права. 3. Самоубийство героини - вызов «самодурной силе». 4. Её поступок - способ дать окружающим возможность увидеть ту мерзость жизни, с которой мирились калиновцы. III. Заключение. 1. Образ Катерины - один из лучших в русской классике. 2. Эстетическое и воспитательное значение этого образа и пьесы в целом. В этом сочинении должно раскрыть мысль о том, что молодая женщина - «луч света» в «тёмном царстве». Это можно осуществить двумя способами: 1) рассказать о том, что Катерина действительно светлая, как луч солнца, личность, приведя в качестве примера все прекрасные черты её характера; 2) сделать вывод о том, что протест героини - её гибель, - будто лучом солнца, высветил все мрачные, тёмные стороны домостроевского существования. Чем нам близок образ Катерины? I. Вступление. Драма А.Н. Островского «Гроза» и её главная героиня. II. Основная часть. Черты характера Катерины, привлекательные для современников: 1. Самобытность. 2. Гордость, стремление к независимости. 3. Поэтичность и нежность. 4. Любовь к родителям. 5. Неумение жить в условиях семейного деспотизма и ханжества. 6. Неприятие лжи. 7. Умение сильно и преданно любить. 8. Способность противостоять силам зла. Ш. Заключение. 1. Что отвергаю я в поступках Катерины. 2. Чему хотел бы научиться у неё? Раскрывая четвёртую тему, следует обобщить лучшие черты русского национального характера, данного Островским «в женском типе», найти сходство между Катериной и современницами, показать эстетическое и воспитательное значение образа героини. Конфликт светлой, рвущейся к свободной и счастливой жизни личности с миром лжи, невежества, ханжества и семейного деспотизма. I. Вступление. 1. Особенности общественной жизни России в пору создания «Грозы». 2. Тема, конфликт и идея пьесы Островского. 3. Жизненные позиции героев. II. Основная часть. 1. Мир купечества: 1) домостроевские законы в семье; 2) придирки, мелочная опека хозяйки дома, унижение ею ближних; 3) невежество, ханжество купцов. 2. Катерина - полная противоположность миру Диких и Кабановых: 1) богатство духовного облика героини: нежность, поэтичность, честность, мечтательность, нравственная чистота; самобытность, решительность, чувство собственного достоинства; способность страстно любить, природный ум, впечатлительность и непосредственность, сила воли, прямота, к свободе; 2) неудовлетворённость жизнью в доме Кабановой: неприятие домостроевского «духа» в семейных отношениях, отсутствие духовного родства между Катериной и Тихоном, Катерины примириться со свекровью, неумение героини изворачиваться и лгать, а значит, - невозможность совместного существования; 3) осложнение противостояния Катерины миру Кабановых и Диких личной драмой героини: а) страстное и пылкое чувство любви к Борису; б) предательство им любимой женщины; в) вернуться домой и покориться или уйти из жизни? Катерина выбирает последнее, а потому конфликт неизбежен; 4) поступки, их результат: сила или слабость героини проявляется в них (признание на городском бульваре, смятение в поисках выхода из создавшегося положения, самоубийство). 3. Влияние личности Катерины и её протеста на окружающих. 4. Гибель Катерины - вызов миру насилия, самодурства, ханжества, лжи. III. Заключение. 1. Конфликт личности и общества. Имеет ли он место сейчас? 2. Актуальна ли проблема самодурства и самодуров сегодня? 3. Чем мог бы обогатить моих современников духовный облик героини Островского? Пятая тема сродни публицистической: во все времена сильные личности не мирились со злом, восставали против него, нередко принося в жертву самих себя. Из вышеприведённых планов хорошо видно, сколь разнятся ключевые позиции при раскрытии той или иной темы. Приведённые примеры свидетельствуют о том, как чутко нужно улавливать точный смысл темы, что, к сожалению, не всегда удаётся. К причинам неудач авторов плохих сочинений можно отнести следующие: Непонимание исходного тезиса. Например, тема «Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова» трактуется как рассказ о самом поэте или основной тематике его произведений. Понятие же «лирический герой» несколько иное. Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого показаны как наиболее типичные, свойственные многим людям. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и связан с его личными переживаниями, вызванными теми или иными событиями, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Образ лирического героя шире образа автора, глубже него, хотя, в свою очередь, обогащен и чертами личности своего создателя. Подмена темы рассуждениями по смежным, близким, но не идентичным вопросам. Чтобы показать этот недочёт, напоминаем, что, например, тема «Причины преступления Раскольникова» зачастую подменяется характеристикой главного героя романа Ф.М.Достоевского, тогда как нужно проанализировать обстоятельства, толкнувшие его на преступление. К ним относятся идеи, «витающие в воздухе», и следствием их родившаяся теория «сильной личности»; материальное неблагополучие; желание помочь своей семье и не допустить жертвы Дуни ради него; бедственное, удручающее положение людей, им встреченных, и желание им помочь, облагодетельствовать их. Неоправданное сужение или расширение темы. К примеру, рассказывая о женских характерах в драме А.Н. Островского «Гроза», пишущие ограничиваются лишь образом Катерины и, в лучшем случае, еще одной героини - Марфы Игнатьевны Кабановой, в то время как тема затрагивает гораздо более широкий круг персонажей - Варвару, Феклушу, Глашу и др. И наоборот, тема предполагает анализ образов помещиков-крепостников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», а в итоге, помимо рассказа о поместных владетелях, вводятся рассуждения и о чиновниках города N, куда приезжает Чичиков. Типичными недочётами являются также отсутствие взаимосвязи отдельных частей работы и их смысловой соподчинённости теме; сообщение лишних сведений, затеняющих главную мысль; подмена рассуждения простым перечислением фактов, без их осмысления и выводов. |