По развитию речи учащихся на уроках литературы
Скачать 0.58 Mb.
|
Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» I. Вступление. 1. Гоголь – великий мастер сатиры. 2. Собрать всё зло и «разом над всем посмеяться». 3. Средство для этого – путешествие главного героя. II. Основная часть. Тема дороги в произведении – способ познания различныхявлений русской жизни. 1. Замедленность композиции: биография Чичикова, цель его путешествия, суть аферы. 2. Встречи по пути следования героя: 1) знакомство с мечтателем и пустословом Маниловым; 2) хозяйственная, но тупая Коробочка; 3) хваткий, практичный, но алчный Собакевич; 4) деградирующий, опустившийся до предела поместный владетель Плюшкин. 3. Прекрасная ширь земли русской и ужасающие по нище-то деревеньки, где живут крепостные. 4. Впечатления, вызванные посещением города N. 5. «Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал?..» 6. Русская земля и русская душа. 7. Дорога для Гоголя - это Русь, а Русь – это ничем не стеснённая свобода. 8. «Русь, куда несёшься ты?..» III. Заключение. 1. Дорога в творчестве Н.В. Гоголя – это дорога России к лучшему. 2. Путь возрождения России, путь совершенствования общества. Н. А. Некрасов – поэт истинной народности и высокой гражданственности I. Вступление. «Я лиру посвятил народу своему». II. Основная часть. H. А. Некрасов – поэт-гражданин, защитник русского народа. I. Ненависть к самодержавию, крепостничеству («Родина», «В неведомой глуши...», «Современная ода», «Колыбельная песня», «Размышления у парадного подъезда»). 2. Отрицательное отношение к крестьянской реформе, жажда общественных перемен («Свобода», «Элегия», «Песня Ерёмушки», «Душно! без счастья и воли...», «Медвежья охота», «Как празднуют трусу»). 3. Разоблачение либеральных болтунов, «богатых словом, делом бедных», и искреннее восхищение подлинными борцами за народное счастье («Самодовольных болтунов...», «В.Г. Белинский», «Благодарение Господу Богу», «Отрывок», «Памяти Добролюбова», «Рыцарь на час»). 4. Изображение не только страданий народа, но и борьбы мужика против своих угнетателей («В дороге», «Огородник», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»). 5. Вера в могучие творческие силы народа и прекрасное завтра своей Родины («Железная дорога», «Ещё тройка», «Сеятелям», «Смолкли честные, доблестно павшие»). III. Заключение. Пламенный призыв Некрасова к молодому поколению послужить Родине, отдать ей свои силы и жизнь («Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь...»). Изображение жизни народа в лирике Н. А. Некрасова I. Вступление. Время и поэт. До реформы и после. II. Основная часть. Изображение народа, его судьбы и надежд в лирике Н.А. Некрасова. 1. Жизнь в заброшенных русских деревнях, тяготы сельского труда («Забытая деревня», «Несжатая полоса», «В деревне», «Дума», «Деревенские новости»). 2. Рассказ о трагической судьбе русской женщины («В полном разгаре страда деревенская...», «В дороге», «Орина, мать солдатская»). 3. Жизнь маленького, задавленного нищетой человека в капиталистическом городе («Плач детей», «Еду ли ночью по улице тёмной...», цикл стихов «О погоде», «На улице», «Утро»). 4. Неоднозначная оценка представителей народных масс (слабость крестьян, их забитость и пассивность, отвратительны пьянство, лакейство) («Пьяница», «На Волге» и др.). 5. Сатирическое изображение ямщика – грубого, душевно отупевшего человека («В дороге»). 6. Завуалированный и открытый показ народного гнева («Вино», «Огородник», «Тройка», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» и др.). 7. Вера поэта в могучие творческие силы народа, необходимость его просвещения («Железная дорога», «Путешественник», «Крестьянские дети»). III. Заключение. 1. «...тема старая – "страдания народа"»? 2. Как мы относимся к поэзии Н.А. Некрасова сегодня? Н.А. Некрасов о назначении поэта и поэзии I. Вступление. 1. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ...» 2. Многообразие тем лирики Н.А. Некрасова, тема поэта и поэзии – одна из них. II. Основная часть. Призыв Н.А. Некрасова к русским поэтам – звучать, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». 1. Муза Некрасова – муза бедняков, истерзанная, но гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению («Вчерашний день, часу в шестом...», «Муза»). 2. Утверждение за поэтом права активно вмешиваться в жизнь, обличать общественные пороки («Блажен незлобивый поэт...», «Праздник жизни – молодости годы...»). 3. Поэт отстаивает свою независимость от мнения толпы. «Кто продаёт себя толпе за злато, тот не поэт» («Тот не поэт...», «Элегия»). 4. Поэтическое кредо Некрасова – в стихотворении «Поэт и гражданин». 5. Общественно-политические взгляды Некрасова: 1) полемика со сторонниками «чистого искусства»; 2) развенчание «богатых словом, делом бедных либералов»; 3) страстная проповедь гражданственности искусства и бескорыстного служения высоким идеалам; 4) только жизнь народа, борьба за его счастье могут быть темой, достойной поэта-гражданина. 6. Некрасов видит свою заслугу в слитности с народом, в служении его интересам. III. Заключение. Почему «поэт в России больше, чем поэт»? Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – эпопея национальной жизни Тезисный план I. Вступление. 1. Время создания поэмы. 2. Изменение творческого замысла поэта в связи с переменами в жизни общества. 3. Вековечный вопрос для народной жизни и народного сознания: о правде и кривде, о горе и счастье. II. Основная часть. Эпопея русской жизни. 1. Уже в прологе – главная мысль поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси?» Попытка семерых крестьян-правдоискателей найти счастливых в своей стране. В какой среде искать? Конечно, по их мнению, счастливыми могут быть помещик, чиновник, поп, «купчина толстопузый», вельможный боярин, министр государев, наконец, сам царь... 2. Рассказ о жизни всего поповского сословия и вместе с тем всероссийский размах, дыхание огромной крестьянской страны (глава «Поп»). Несладко всем в условиях кризиса, когда старое рушится, а новое ещё не определилось. 3. «Жаль бедного крестьянина...» Многих свела вместе ярмарка – народное гульбище, массовый праздник, множество характеров (глава «Сельская ярмарка»). 4. Каким предстаёт народ в главе «Пьяная ночь», как живётся ему на Руси: 1) дикий деспотизм семейной жизни; 2) тяжёлая доля крестьянки; 3) пьянство, невежество, грубость; 4) но предстает здесь и народ-умница, народ-поэт, народ-труженик (« Умны крестьяне русские...»); 5) Яким Нагой – выразитель крестьянского сознания: а) гневное сердце Якима; 6) его портрет, свидетельствующий о бедности и причастности к тяжёлому, непосильному труду; в) природный ум, наблюдательность, любовь к прекрасному; г) правильное понимание причин бедности крестьян; д) негодование, протест, ожидание «грома», который вот-вот вырвется из души замученного рабским трудом крестьянина; е) сознание того, что народ – «великая сила», и гордость от принадлежности к ней («А люди мы великие в работе и гульбе»); ж) не только народ, но и сама кормилица-земля говорит голосом Якима. Подтверждением его речей явилась песня: Вдруг песня хором грянула Удалая, согласная... Песня – душа народа. И люди, объединённые в песне, перестают быть толпой, становятся обществом, миром. 6. Новый поворот в сюжете: поиск странниками счастливого среди простого народа («…в толпу – искать счастливого»). 7. Глава «Счастливые» – «Эх, счастие мужицкое!»: 1) Здесь изображены люди со всех концов Руси великой. И каждый несчастлив: и деревенская старуха, и питерский каменщик, и белорусский хлебороб. «Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями» – таким видят правдоискатели крестьянское «счастье»; 2) народный заступник Ермил Гирин– грамотный мужик, честный человек: а) глубокий ум Ермилы; б) доброта, бескорыстная преданность народным интересам; в) вера в то, что «миром» добьёшься многого; г) дальнейшая судьба Гирина. 8. Картины дворянской жизни (в прошлом и настоящем) – летопись народного горя (главы «Помещик», «Последыш », «Пир на весь мир»). 9. Сатирическое изображение поместных владетелей: 1) самодурство, косность, невежество; 2) низкий моральный облик поместных дворян; 3) ироническая родословная помещика Оболта-Оболдуева; 4) паразитизм существования; 5) жестокое, издевательское отношение к крестьянам («кого хочу– помилую», «кого хочу – казню», «удар искросыпительный, удар зубодробительный, удар скуловорот»); 6) сластолюбец и эгоистичный деспот помещик Поливанов; 7) пьяница и развратник пан Глуховской; 8) знаток единственного средства выколачивания налогов – поркой – помещик Шалашников; 9) «последыш» князь Утятин – лишённое человеческого начала существо. 10. Некрасов – верный летописец нравов крепостников и крепостных. Изображение отрицательных сторон крестьян и крепостничества: пьянство, религиозный фанатизм, невежество, грубость нравов некоторых мужиков, лакейство, способность на предательство (лакей Ипат, «холуй чувствительный» князя Переметьева, Брошка, староста Глеб и др.) 11. Вместе с тем искреннее восхищение поэта гордыми и сильными людьми из народа. 1) Матрёна Тимофеевна Корчагина – крестьянка-труженица. Ей присущи: а) ум; б) сила; в)гордость; г) материнская любовь; д) чувство справедливости; е) умение добиваться своей цели; ж) жизненная стойкость; з) внешняя красота; и) голос Матрёны Тимофеевны – это голос самого народа («золото, золото сердце народное»). 2) Савелий – «богатырь святорусский», философ и бунтарь: а) его религиозность – символ народной нравственности, способ искупления вины и способность в самом страдании обрести величие (вот почему Савелий назван святорусским); б) недюжинный ум этого героя; в) воля, презрение к рабской покорности; г) могучая физическая сила; д) независимость суждений; е) душевное благородство и мужество; ж) высокоразвитое чувство собственного достоинства («клеймёный, да не раб»); з) готовность постоять за народ. 12. Многообразие крестьянских типов – в главе «Пир на весь мир»: Клим Лавин, Влас, живущий «по-божески» Фомушка, старообрядец Кропильников, «божия посланница» Евфросиньюшка – люди, несущие идею новой,праведной жизни. 13. ...Такая почва добрая – Душа народа русского... О, сеятель! Приди... «Доброе время – добрые песни» – заключительная глава «Пира». В ней – устремлённость в будущее, в ней и человек, сочиняющий и поющий эти песни, – Гриша Добросклонов: 1) его происхождение, занятия (сын бедного дьячка, семинарист); 2) душевность и доброта его; 3) любовь к деревне, народу, готовность бороться за его счастье; 4) устремлённость в будущее; 5) в чём для Гриши Добросклонова заключается понятие счастье? 6) как её связывает с образом героя Некрасов? III. Заключение. Поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней её песне «Русь»: – Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка – Русь!.. Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Борьба и споры вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление. 1. Жизнь русского общества в 60-е годы XIX века. 2. Какие стороны этой жизни нашли отражение в романе Тургенева? II. Основная часть. 1. Представление писателя о типе разночинца-демократа. Воплощение его в образе Базарова. 2. Позиция журнала «Современник» по этому вопросу (статья М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени»). 3. Позиция «Русского слова» (статья Д.И. Писарева). 4. Отношение Тургенева к критике его романа: «Разбор Писарева необыкновенно умён, и я должен сознаться, что он почти вполне понял всё то, что я хотел сказать Базаровым». 5. Высказывание самого Тургенева о своём герое. III. Заключение. 1. «Что такое "базаровщина"». 2. Нужны ли Базаровы в наше время? 3. Какие качества этого героя ценю я. Торжество демократизма над аристократизмом (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») I. Вступление. 1. Перемены в общественной жизни России 60-х годов XIX века. 2. «Новые люди» – люди дела. II. Основная часть. Е. Базаров и П.П. Кирсанов – представители полярных слоев общества. 1. Базаров – врач, материалист: 1) социальное происхождение героя; 2) убеждения Базарова (отрицание поэзии, искусства, любви к природе, женщине); 3) внимание к естественным наукам, опирающимся на опыт, на точные экспериментальные данные; 4) враждебное отношение к «болтовне», «фразе»; 5) острый ум, крепкая воля; 6) честность, порядочность, гордость; 7) любовь к родителям; 8) страстная любовь к женщине – свидетельство противоречивости взглядов Базарова; 9) обречённость на гибель, одиночество; 10) трагичность натуры Базарова; 11) сила, неординарность его натуры и поступков. 2. П.П. Кирсанов – «уездный аристократ», главный идейный противник Базарова в лагере «отцов»; 1) чопорность аристократических привычек; 2) отвращение к «нигилизму» и «нигилистам»; 3) смысл «принципов» Павла Петровича – защита старых порядков; 4) П.П. Кирсанов – «англоман», аристократ, типичный представитель либерального дворянства; 5) дуэль с Базаровым – итог его разногласий с идейным противником («Базаров вёл себя отлично»); 6) отъезд за границу - разрыв с родиной. III. Заключение. 1. Оценка Д.И. Писаревым «ярких представителей» «леденящей, оковывающей силы прошедшего» и «разрушительной, освобождающей силы настоящего». 2. Кому принадлежит будущее? Трагизм образа Базарова I. Вступление. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его главный герой. II. Основная часть. Базаров – лицо трагическое. 1. Ум, твёрдость, убеждённость – главные черты героя. 2. Недюжинная сила и неудовлетворённость в личной жизни. 3. Поиски человека, равного себе, не увенчались успехом. 4. Презрение к аристократам, приспособленцам, бездельникам. 5. Отрицание всего, что не служит интересам практической жизнедеятельности людей. 6. Бескомпромиссное отношение к духовным ценностям, отрицание их. 7. Поиски любви и её недоступность для Базарова. Любовь к Одинцовой – уязвимое звено в системе его убеждений. 8. Прагматик Базаров в сетях отрицаемой им романтики, результатом чего стало отчаяние и одиночество. 9. Любовь к родителям и внешняя холодность в отношении к ним. 10. Ощущение ненужности родной стране. Осознание бесполезности, бессмысленности прожитой жизни. 11. Трагизм этой сильной натуры. III. Заключение. 1. Идейные убеждения Тургенева и мастерство художника, не погрешившего против правды жизни. 2. Каким замыслил своего героя писатель и что получилось в процессе творчества? 3. С кем симпатии читателей – с «отцами» или «сыном»? Чем привлекает нас этот сильный и трагический образ? Базаров и Павел Петрович I. Вступление. 1. Время написания романа «Отцы и дети». 2. Повод к нему. 3. Творческий замысел И.С. Тургенева и его реализация. II. Основная часть. Главные герои произведения, противоположные черты которых служат раскрытию идейного содержания. 1. Базаров и Павел Петрович Кирсанов – две сильные личности, враждебно относящиеся друг к другу. 2. Общее между ними: 1) тот и другой являются лучшими в своей среде; 2) у обоих сильно развито самолюбие, граничащее с «сатанинской гордостью». 3. Что отличает их друг от друга? 1) простота, демократичность внешнего облика и привычек Базарова – изящество во всём Павла Петровича; 2) Базаров недружелюбно относится к Кирсанову – тот ненавидит «нигилиста»; 3) Евгений старается как можно меньше обращать внимания на Павла Петровича – Кирсанов придирается к своему «противнику», вызывает его на спор; 4) Базаров не противоречит себе, не роняет своего достоинства – Павел Петрович то и дело отступает от своих аристократических принципов (например, дуэль аристократа с плебеем – что противоречит его «принсипам» – состоялась по его воле); 5) Базаров – человек твёрдых демократических убеждений – у Павла Петровича одни только привычки, «которыми он очень дорожит ». 4. В итоге – превосходство демократа над аристократом. III. Заключение. 1. Творческий замысел писателя – и «сила сопротивления живого материала личному произволу художника» (М. Горький). 2. Сильная личность, привыкшая к труду и самоусовершенствованию, и – «пустейший человек с пушистыми усами». 3. На чьей стороне симпатии читателей? |