Главная страница
Навигация по странице:

  • Идейное содержание романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

  • В чём трагедия Родиона Раскольникова

  • Теория Родиона Раскольникова, её проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание»

  • Роль портрета героя в его характеристике (на примере романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

  • Двойники и антиподы Раскольникова

  • Конфликт между мечтой и действительностью в духовном мире героев романа И.А. Гончарова «Обломов».

  • Гроза 1812 года (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  • «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  • Кутузов и Наполеон. Их роль в истории (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

  • Дорога чести Андрея Болконского

  • Поиски смысла жизни Пьером Безуховым

  • Любимая героиня Л.Н. Толстого

  • Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

  • Будущее в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

  • Художественное своеобразие комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Её герои. Символика пьесы

  • Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик (по ранней прозе писателя)

  • Идея и художественные особенности романтических произведений М.

  • Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького (сюжеты и герои ранней романтической прозы

  • Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)

  • Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» (Проблема истинного и ложного гуманизма)

  • Какой предстает Россияв лирике А.А. Блока

  • Всегда с нами поэзия Блока

  • По развитию речи учащихся на уроках литературы


    Скачать 0.58 Mb.
    НазваниеПо развитию речи учащихся на уроках литературы
    Дата06.12.2022
    Размер0.58 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла000749d8-13f8dad0.doc
    ТипРабот
    #830379
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    «Отцы» и «дети» в романе И.С. Тургенева

    I. Вступление.

    1. Отношения «отцов» и «детей» – постоянная тема в русской литературе.

    2. Особенности этого конфликта в романе «Отцы и дети».

    II. Основная часть.

    «Отцы» и «дети» в произведении И.С. Тургенева.

    1. Конфликт дворянства в лице дворянина П.П. Кирсанова и разночинной интеллигенции в лице Базарова.

    1) Основные черты Базарова:

    а) сила, энергия, активная жизнедеятельность Базарова, на вид мрачного, отгороженного от мира человека;

    б) ум главного героя;

    в) целеустремлённость в совершенствовании профессионального мастерства, практическая целесообразность его труда.

    2) Что характеризует Павла Петровича:

    а) щегольская внешность аристократа;

    б) обращённость к прошлому; мечтательность, отсутствие полезной деятельности;

    в) ненависть к нигилизму и яркому его представителю – Базарову.

    2. Конфликт Аркадия с отцом Николаем Петровичем Кирсановым. Поверхностность противоречий отца и сына Кирсановых.

    1) Аркадий – почти точная копия своего отца:

    а) романтизм героя;

    б) его увлечённость идеями равенства и братства;

    в) мечты о радостном и счастливом будущем;

    г) подражание Базарову и полное несоответствие ему;

    д) любовь, семья, дети – его тайное, но страстное желание.

    2) Изображение Тургеневым Н.П. Кирсанова:

    а) Николай Петрович – добрый, мягкий человек, романтик;

    б) забота о семье, благополучии близких; простое незатейливое счастье пересиливают идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии;

    в) любовь к литературе, музыке;

    г) бесхитростность, искренность.

    3. Конфликт Базарова с родителями – ключ к разгадке смысла произведения:

    1) противоречивость чувств Базарова: с одной стороны, он откровенно признаётся в любви к родителям, с другой – презирает «глупую жизнь отцов»;

    2) неразрешимость этого конфликта;

    3) сын идёт дальше родителей на жизненном пути, а потому утрачивает способность понимать и прощать их;

    4) отсутствие близости между родными и в то же время неспособность окончательно отрешиться от родителей; любовь, жалость, а может быть, чувство благодарности за то, что именно Василий Иванович и Арина Власьевна заложили основу для развития его личности, мешают этому;

    5) невозможность принимать своих родителей такими, какие они есть, прощать;

    6) пропасть велика и непреодолима, о чем сожалеет автор: на таких, как чета Базаровых, Россия держится, держится на силах их души, на их вере и любви; нежелание Евгения понять это привели его к трагическому одиночеству, метаниям, безразличию к собственной судьбе;

    7) Тургеневу очень дороги старики Базаровы: он вложил много души в их описание.

    III. Заключение.

    1. Проблема отцов и детей вечна.

    2. На чьей стороне автор, трудно определить. Как правдивый художник он понимает, что приходит время «детей», а как человеку, ему ближе сторона «отцов».

    3. Моё отношение к этой проблеме.


    • Идейное содержание романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    I. Вступление.

    Петербург эпохи Достоевского.

    II. Основная часть.

    Идейное содержание романа «Преступление и наказание».

    1. Контраст между людьми «униженными» и людьми, их унижающими:

    1) жизнь главных героев – Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой;

    2) трагическая судьба сестры Родиона, Дуни;

    3) мир Лужиных и Свидригайловых;

    4) положение «низов» петербургского общества.

    2. Новое миропонимание писателя.

    3. Выражение истинной идеи произведения.

    4. В чём актуальность и притягательность концепции Достоевского?

    III. Заключение.

    Моё отношение к роману «Преступление и наказание». Как я понимаю его главный смысл.


    • В чём трагедия Родиона Раскольникова?

    I. Вступление.

    1. Общественная жизнь России во второй половине XIX века.

    2. Достоевский-писатель и Достоевский-мыслитель.

    II. Основная часть.

    Судьба главного героя романа «Преступление и наказание». Его трагедия.

    1. Социальное происхождение Раскольникова.

    2. Студенческие будни. Нищета. Лишения.

    3. Наблюдения за жизнью бедноты.

    4. Основные черты: ум, гордость, сознание собственной исключительности.

    5. Теория Раскольникова о властелинах судьбы и «тварях дрожащих».

    6. Причины преступления Раскольникова. Его вина и его трагедия.

    III. Заключение.

    1. Отношение автора к своему герою.

    2. Что, по мнению писателя, может изменить мир?


    • Теория Родиона Раскольникова, её проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание»

    I. Вступление.

    1. Время создания романа.

    2. Основная тема произведения. Его главный герой.

    II. Основная часть.

    Несостоятельность теории Раскольникова – причина его трагедии.

    1. Статья Раскольникова о преступлениях во имя великой идеи, «спасительной для человечества».

    2. Повод к её написанию – социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик.

    3. Стремление стать «высшим», «сильным мира сего», кому «все дозволено».

    4. Бесчеловечный характер бунта Раскольникова.

    5. Невольное сближение в мыслях с такими непорядочными людьми, как Лужин и Свидригайлов.

    6. Несовместимость теории Раскольникова с жизнью.

    7. Муки совести – наказание за преступление.

    8. Крах теории Раскольникова – крах его честной, чело­веколюбивой натуры.

    9. Может ли избавиться от страданий главный герой? Что, по мнению Достоевского, поможет ему навсегда освободиться от «зверочеловеческого» в себе?

    III. Заключение.

    1. Судьба главного героя и концепция писателя.

    2. «Богочеловеческое» в нас.

    3. Моё отношение к позиции автора. Почему я считаю Достоевского современным писателем в наше трудное, сложное, бесчеловечное время.


    • Роль портрета героя в его характеристике (на примере романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    I. Вступление.

    1. Роман Ф.М. Достоевского – глубокое философское, психологическое произведение.

    2. Подчинение портретной характеристики психологическому раскрытию характеров персонажей.

    II. Основная часть.

    Психологические и портретные способы в создании образов главных героев.

    1. Принцип двукратного портретирования при создании образа Раскольникова:

    1) «... замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-русый, ростом выше среднего, тонок, строен» (Родион до преступления);

    2)«... очень бледен, рассеян и угрюм ... брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспалённый ...» (Раскольников после преступления).

    2. Связь двоекратного портрета с авторским замыслом и идеей романа.

    3. Две портретные характеристики Сони: в минуты прощания умирающего Мармеладова и во время приглашения Раскольникова на поминки.

    4. Сущность Мармеладова – в описанной Достоевским внешности его: «... во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл, и ум, ‒ но в то же время мелькало как будто и безумие...»

    5. Негативность внешности Лужина, Свидригайлова, Алёны Ивановны.

    III. Заключение.

    1. Функции, выполняемые портретом в романе Достоевского:

    1) психологическая характеристика героя;

    2) формирование определённого отношения у читателей;

    3) выражение автором собственной симпатии и антипатии.

    2. Роль портретных характеристик в показе противоречивости героев романа и в развитии их внутреннего мира.


    • Двойники и антиподы Раскольникова

    I. Вступление.

    В центре романа «Преступление и наказание» – жизнь идеи и персонаж ‒ носитель этой идеи.

    II. Основная часть.

    Крушение теории Раскольникова. Антиподы героя.

    1. Система образов – средство показать несостоятельность «наполеоновской» теории о делении людей на два разряда и о правах сильной личности.

    2. Раскольников в этом смысле – общий знаменатель для всех персонажей романа.

    3. Создание духовных двойников и антиподов главного героя – композиционный приём, призванный показать гибельность бесчеловечной идеи.

    4. Духовные двойники Раскольникова:

    1) Лужин: его роль – интеллектуальное снижение идеи Раскольникова;

    2) Свидригайлов: его роль – показать, что идея Раскольникова ведёт к духовному тупику, к духовной смерти личности.

    5. Антиподы Раскольникова.

    1) Дуня: ее признание брата существом более высокого рода;

    2) Соня Мармеладова; светлое начало в романе связано именно с ней, с её способностью понять и простить человека. Вера в воскрешение души Раскольникова. Роль этого образа в понимании идеи произведения и концепции Достоевского.

    6. Соотношение всех персонажей романа с главным героем – путь к достижению основной цели автора: дискредитации человеконенавистнической теории, рождённой несправедливым миром.

    III. Заключение.

    1. Роль двойников и антиподов Раскольникова в показе его внутреннего мира.

    2. Способен ли Родион дойти до конца в родившемся в нём презрении к «подлым людям»?


    • Конфликт между мечтой и действительностью в духовном мире героев романа И.А. Гончарова «Обломов».

    Тезисный план

    I. Вступление.

    1. Роман «Обломов» – вершина в творчестве И.А. Гончарова, «знамение времени».

    2. Социально-нравственные проблемы произведения, его историко-философский смысл.

    3. Двойственность в воспроизведении писателем современной ему жизни. Мечта о гармоничном пути развития России, способной сохранить то ценное и доброе, что было в её истории, в том числе и в старом патриархально-родовом укладе жизни.

    II. Основная часть.

    Мечты и действительность. Почему им не суждено совместиться?

    1. Илья Ильич Обломов – главный герой романа, социальный тип, тип русского периода крепостничества. Вместе с тем он и общечеловеческий тип, те или иные черты которого встречаются по всему миру.

    1) Положительные черты героя:

    а) доброта, «голубиная кротость», нежность;

    б) бескорыстие;

    в) искренность;

    г) сердце его чистое, как «колодезь глубокий»;

    д) «Обломов не тупая, апатическая натура, а человек ... ищущий... думающий» (Н.А, Добролюбов);

    е) высокие помыслы, благородные порывы;

    ж) умение понимать и ценить прекрасное;

    з) нежелание жить в ущерб своему нравственному достоинству (он не принимает чёрствости «деловых людей», меркантильности окружающей действительности);

    и) осуждение светской суеты, сутяжничества, лишённого благородных помыслов делячества («Где тут человек? Где его целость?»);

    к) мечты о труде, об истинно прекрасной, лишённой условностей жизни.

    2) Отрицательные черты Обломова:

    а) лень;

    б) бездеятельность;

    в) боязнь жизни, неспособность к решительным действиям;

    г) жизнь за счёт трёхсот Захаров («Я барин, делать ничего не умею!»);

    д) неспособность к большой, настоящей любви, опасение обзавестись семьёй;

    е) тяга к привычному покою, халату и дивану;

    ж) нежелание бороться с осуждаемым им злом;

    з) духовное и физическое угасание; в результате – «жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, – вот судьба Ильи Ильича Обломова» (Н.А. Добролюбов.). Смерть от лени, бездействия, чрезмерной сытости, пресыщенности...

    3) Обломов – «лишний человек».

    2. Ольга и Штольц – образы, противостоящие образу Обломова. Они уверенны, энергичны, способны к деянию.

    1) Ольга Ильинская – один из самых ярких образов русской литературы:

    а) она немыслима в бездеятельном покое, «в жизни без движения она задыхалась, как без воздуха»;

    б) ей свойственны задатки новой жизни: ум, здравый смысл, воля, самостоятельность, естественность, правди­вость, искренность и глубина чувств; желание спасти Обломова от застойного существования, прозябания; любовь к литературе, музыке; ощущение общественных потребностей; понимание идеалов; поиски смысла жизни и цели человече­ского существования; устремлённость в будущее.

    2) Вместе с тем:

    а) крушение надежд на возрождение к активной жизни Обломова (её миссия – разбудить спящую душу – не удалась; понимая химеричность романа с Ильёй, она первая разрывает отношения);

    б) острые приступы грусти, тоски в семейной жизни со Штольцем;

    в) разочарование в муже, который, толкуя о ценности человеческого существования, в конечном счёте подчинил свою бурную деятельность личному преуспеянию («он нажил дом и деньги», капитал «тысяч в триста»).

    3. Андрей Штольц – деловой человек середины ХIХвека.

    1) Ему присущи ум, энергия; высокая работоспособность; борьба за друга: его образ оттеняет безволие, неприспособленность Обломова; сила воли; знание жизни; активная деятельность; мечты о высоком предназначении.

    2) И в то же время - принципиальная ущербность; неискренность помыслов; бескрылая духовность дельца; одноплановость поступков и мыслей; способность променять «мятежные вопросы» бытия на прочное благополучное существование.

    3) Штольц – антипод Обломова (не случайно к нему переходит всё, чем располагал Илья Ильич: он женится на Ольге, берет под опеку имение Обломова, после смерти друга становится воспитателем его сына).

    4} Но он хоронит свои высокие мечты в признании Ольге: «Мы не титаны с тобой... мы не пойдём на дерзкую борьбу с мятежными вопросами... склоним головы и смиренно переживем трудную минуту...», что, в сущности, выглядит как худший вариант обломовщины.

    4. Сны и действительность. Мечты рассеялись...

    III. Заключение.

    1. Высокие порывы – и крушение надежд и мечтаний.

    2. Роман «Обломов» – мудрая книга о закономерностях жизни во всей их глубине.


    • Гроза 1812 года (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

    I. Вступление.

    1. Время написания романа «Война и мир».

    2. Главные события, стоящие в центре произведения.

    II. Основная часть.

    Изображение войны в романе.

    1. Отечественная война 1812 года – событие, всколыхнувшее весь русский народ.

    2. Гениальный русский полководец и простые русские герои, рождённые боевыми действиями.

    3. Изображение войны в тяжёлых трудах, крови, страданиях, смерти.

    4. Шенграбенское сражение. Действия роты капитана Тимохина.

    5. Отечественная война 1812 года – справедливая, необходимая для защиты Родины война:

    1) патриотический поступок торговца Ферапонтова;

    2) бескорыстие Карпова и Власова;

    3) самоотверженный поступок Ростовых, отдавших подводы для раненых;

    4) желание московской бедноты вооружиться;

    5) создание партизанских отрядов;

    6) Бородинское сражение;

    7) пожар Москвы;

    8) отступление французских войск;

    9) роль Кутузова в исходе войны;

    10) нравственная победа русской армии.

    III. Заключение.

    1. Особенности изображения войны Л.Н. Толстым.

    2. Его вклад в освещение исторических событий родной страны.


    • «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    I. Вступление.

    1. Тема и идея романа «Война и мир».

    2. Значение «мысли народной» в раскрытии этих понятий.

    II. Основная часть.

    Изображение народа как единого и неделимого целого, отражение народных взглядов в произведении Л.Н. Толстого.

    1. Справедливость войны 1812 года.

    2. Готовность каждого русского стать на защиту Родины, любовь народа к своему Отечеству – главные факторы, приведшие к изгнанию захватчиков с Русской земли.

    3. Вклад в победу «дубины народной войны» – партизанского движения.

    4. Сражение за Москву как город-символ России; героизм участников Бородинского сражения.

    5. Единство русской армии, чувство «солдатского братства».

    6. Нравственная победа русских воинов, дух войска, по мнению Толстого, – главный двигатель войны.

    7. Роль народного полководца Кутузова в невероятно тяжёлой победе русской армии над вероломным и сильным врагом.

    8. Роль русских крестьян в партизанской войне (Тихон Щербатый – крупным планом).

    9. Единство разных социальных слоев населения перед лицом общей опасности.

    III. Заключение.

    Движущие силы истории в понимании Л.Н. Толстого.


    • Кутузов и Наполеон. Их роль в истории (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

    I. Вступление.

    Нравственные критерии событий частной и исторической жизни общества (добро, бескорыстие, душевная ясность, простота, духовная связь с народом).

    II. Основная часть.

    Кутузов и Наполеон – выразители исторических тенденций времени. Противоположность этих двух личностей:

    1. Кутузов – представитель народной, освободительной войны. Его отличительные качества:

    1) мудрость;

    2) отсутствие тщеславия и честолюбия;

    3) подчинение своей воли «провидению»;

    4) духовное слияние с народом;

    5) отвращение к насилию и жестокости;

    6) единство с солдатами;

    7) разобщённость с высшими чинами армии;

    8) нравственная высота полководца;

    9) любовь к Родине;

    10) вера в победу.

    2. Наполеон – представитель войны захватнической. Его черты:

    1) равнодушие к человеку;

    2) приверженность идее «движения народа с запада на вос­ток»;

    3) предназначение для «печальной, несвободной роли па­лача народов»;

    4) честолюбивые претензии, эгоизм;

    5) отрешение «от правды, добра и всего человеческого».

    3. Истинная историческая роль двух великих полководцев.

    4. Выполнение обоими задачи сверхличной.

    5. Ошибка Толстого в оценке личности Наполеона.

    6. Кто, по мнению писателя, способен предвидеть ход событий, понять их смысл?

    III. Заключение.

    «...Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».


    • Дорога чести Андрея Болконского

    I. Вступление.

    1. Любимые герои Льва Толстого в романе «Война и мир»!

    2. Рационализм Андрея Болконского – стихия чувств Пьера Безухова.

    II. Основная часть.

    Дорога чести А. Болконского.

    1. Начало жизненного пути (женитьба на светской девушке, многочисленные знакомства и связи, близость ко двору).

    2. Разочарование в высшем обществе и семейной жизни.

    3. Стремление найти свой путь. Мечты о славе.

    4. Князь Андрей в армии.

    5. Энергия, ум, проницательность.

    6. Широта кругозора государственного деятеля.

    7. Тяжёлое ранение, разочарование в Наполеоне.

    8. Возвращение из армии; возникновение интереса к спокойной жизни: воспитание сына, преобразования в хозяйстве.

    9. Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном.

    10. Подъём духовных сил, увлечение общественной деятельностью.

    11. Андрей Болконский в войне 1812 года.

    12. Сближение с простым народом, вера в его духовные и физические силы.

    13. Вера в победу.

    14. Ранение на поле Бородина. Предсмертные размышления князя Андрея.

    15. Как могла бы сложиться его жизнь?

    16. Почему Толстой так рано расстаётся с ним?

    III. Заключение.

    1. Незаурядная, выдающаяся личность.

    2. Актуальность и притягательность образа князя Андрея во все времена.


    • Поиски смысла жизни Пьером Безуховым.

    I. Вступление.

    1. Любимые герои Льва Толстого в романе «Война и мир».

    2, Что лежит в основе образа Безухова.

    II. Основная часть.

    Пьер Безухов в поисках смысла жизни.

    1. Кутежи и «ошибки молодости».

    2. Женитьба на Элен.

    3. Духовный кризис Пьера.

    4. Увлечение масонством.

    5. Преобразования в имениях.

    6. Разочарование в масонах, новый духовный кризис.

    7. Пьер на Бородинском поле, помощь солдатам.

    8. Осознание общности с народом, решение убить Наполеона.

    9. Пьер в плену.

    10. Изменения в духовном облике Пьера после возвраще­ния из плена: сила воли, спокойствие, уверенность в себе, готовность к активной деятельности.

    11. Женитьба на Наташе Ростовой.

    12. Пьер – член тайного общества. Стремление бороться с царящими в мире злом и несправедливостью.

    III. Заключение.

    1. Что, по мнению Толстого, нужно для того, чтобы жить честно.

    2. Моё отношение к образу Пьера Безухова.


    • Любимая героиня Л.Н. Толстого

    I. Вступление.

    1. «Война и мир» – одна из тех книг, которые воспитывают каждого из нас.

    2. Способность писателя «переливать» в души людей всё на мое доброе, чистое и человечное.

    II. Основная часть.

    Наташа Ростова – главная героиня романа или просто девочка, «русская душой»?

    1. Простота, одухотворённость, сердечность – основные черты характера Наташи.

    2. Неяркая внешность (это не Элен!) и душевная близость каждому, кто встречается на её жизненном пути. Она отдушина, что-то вроде ангела-хранителя для людей.

    3. Её способность умиротворять, вдохновлять, делать людей лучше, добрее, жизнелюбивее.

    4. «Всё это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё вздор, а вот она – настоящее» – так думал о Наташе Николай Ростов.

    5. Любовь Наташи к русской песне, пляске, народным обычаям и понимание и приятие.

    6. Ночь в Отрадном.

    7. Любовь Наташи, жизненные испытания, которым была подвергнуто это глубокое и нежное чувство.

    8. Увлечение Курагиным – дань реальности её натуры, непосредственности, изменчивости её характера.

    9. Наташа – загадка для самой себя – и открытость её натуры.

    10. Близость натуры героини «детской душе» Пьера.

    11. Семейный очаг и дети Наташи и Пьера – естественный финал романа.

    12. «Мысль семейная» в философии Толстого.

    Ш. Заключение.

    1. Л.Н. Толстой боготворил открытую, светлую девочку и – сильную, красивую женщину.

    2. Ваше восприятие героини и отношение к ней.


    • Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

    I. Вступление.

    1. Положительные и отрицательные герои романа в их отношении к природе. В единстве с природой – первые.

    2. Картины природы и внутренний мир людей.

    II. Основная часть.

    Роль пейзажа в романе Толстого.

    1. Связь духовного возрождения А. Болконского с его восприятием оживающей весенней природы.

    2. Картины охоты в Отрадном.

    3. Описание зимней лунной ночи и настроение молодежи.

    4. Созвучность описания рождественских праздников на фоне русской природы той радости, которую переживали Николай, Соня, Наташа.

    5. Утро Бородинской битвы «было ясно, свежо, росисто и весело». И – грянул бой!

    6. Страшные картины поля после сражения.

    7. «Был осенний, тёмный, дождливый день...» Партизаны по главе с Денисовым выслеживали вражеские воинские части.

    8. Снег и морозы вредят армии. Но русские – крепкие, выносливые, сметливые люди, суровая природа закалила их.

    9. «И всё затихло. Звёзды ... разыгрались в чёрном небе». Сама природа, казалось, сочувствует проявлению добра, че­ловеколюбия.

    III. Заключение.

    1. Каждому из любимых толстовских героев в назначенный момент жизни представляется «высокое бесконечное небо» как символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков.

    2. Философский смысл пейзажа в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».


    • Будущее в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

    I. Вступление.

    1. Острое ощущение А.П. Чеховым скорых перемен в общественной жизни России начала XX века.

    2. Уход в прошлое крепостничества, дворянского уклада! Разорение и переход к другим хозяевам «дворянских гнезд»!

    II. Основная часть.

    Новое в пьесе. За кем будущее России?

    1. Кто они, новые люди?

    1) Петя Трофимов – «вечный студент», борец за справедливость и обличитель:

    а) декларативность его программы;

    б) двойственность образа;

    в) разрушительная риторика – разрушительная идеология;

    г) призыв к труду и неспособность трудиться. Не с ним связывает Чехов надежды на светлое будущее родины.

    2) Аня Раневская – непосредственная, увлечённая «высокими идеями», чистая девушка, мечтающая о благородном чуде во имя людей. Ее характеризует:

    а) любовь к матери и родному дому;

    б) восторженное отношение к идеям Пети;

    в) отрицание существующего порядка вещей;

    г) определённость жизненной программы: учёба, труд, жизнь на заработанные ею деньги;

    д) искренность, светлая вера в счастливое будущее («Мы насадим новый сад, роскошнее прежнего»). Вместе с тем Чехов отмечает её детскую наивность, непосредственность, отсутствие жизненного опыта.

    3) Лопахин – новый хозяин жизни. Его отличает:

    а) позитивное отношение к существующему порядку в России;

    б) практицизм, деловитость, способность неустанно трудиться;

    в) хищность натуры, проявляющаяся в погоне за прибылью; в понимании Гаева, Лопахин – «хам и кулак»;

    г) двойственность в изображении этой «центральной фигуры» Чеховым: план спасения имения – и покупка его;

    д) каков Лопахин в будущем: богач-миллионер? пособник экономического расцвета Родины? меценат?

    III. Заключение.

    1. За кем же будущее России?

    2. Придут ли деятельные Петя и Аня? Появится ли образованный, культурный и нравственный Лопахин?

    3. С кем из них А.П. Чехов?


    • Художественное своеобразие комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Её герои. Символика пьесы

    I. Вступление.

    1. Художник и время.

    2. Главная тема пьесы «Вишневый сад».

    II. Основная часть.

    Художественные особенности комедии.

    1. Необычность драматургических форм чеховских пьес:

    1) Отсутствие завязки, кульминации, драматического действия как такового.

    2) Подтекст, приобретающий особую художественную значимость.

    3) Авторские ремарки.

    4) Символическая значимость места, где происходит действие.

    5) Драматический мотив уходящего времени, оставляющего героев за бортом.

    6) Смысловые оттенки диалогов; хаотичность, бессвязность их, необычность диалогов действующих лиц в этой чеховской пьесе (это скорее диалоги глухих).

    7) Отсутствие логики в речах и поступках героев; непонимание друг друга главными героями.

    8) Особая атмосфера, особое настроение, создающие своеобразный смысловой фон.

    9) Многозначительность пауз.

    10) Отсутствие драматургического конфликта.

    11) Почему А.П. Чехов назвал своё творение комедией?

    2. Пьеса и её герои:

    1) Отсутствие деления персонажей на «хороших» и «плохих», «положительных» и «отрицательных».

    2) Расточительность, легкомыслие Раневской и в то же время поэтичность и обаяние её образа.

    3) Ум, практичность, деловая хватка Лопахина и хищность его натуры.

    4) Призыв Пети Трофимова к активной трудовой деятельности и в то же время жизнь за чужой счет в имении Раневской.

    5) Чёткое представление о будущей трудовой жизни Ани Раневской и ее наивность, непосредственность, неопытность!

    6) Епиходов – пародия на каждого персонажа – и в то же время проекция несчастий каждого.

    7) Странность натуры Шарлотты.

    8) Забота хозяев дома о здоровье старого слуги и трагичность судьбы Фирса.

    9) Жизнь каждого персонажа в своём замкнутом круге, несовпадение чеховских героев друг с другом – на первом плане; оно подчёркивается автором.

    10) Основной пафос пьесы – конфликт между героями и Жизнью, разбивающей их планы, ломающей их судьбы. Но конфликт этот не в действиях героев, не в событиях – он уходит в подтекст. Герои по-разному относятся к судьбе вишнёвого сада, но объединены общей неудовлетворённостью существующей жизнью.

    11) «Вина» героев в распаде уходящей жизни; их стремление к лучшему.

    3. Символика пьесы:

    1) Символична комната, которая «до сих пор называется детской».

    2) Символичны некоторые персонажи, например Шарлотта, которая не знает своего прошлого и боится будущего.

    3) Вина героев перед Фирсом, единственным, кто остался Верен прежней жизни, – это тоже символ всеобщей вины за гибель всего прекрасного, что было в уходящей жизни.

    4) Словами Фирса заканчивается пьеса, а дальше слышны только звуки лопнувшей струны да стук топора, вырубающего вишнёвый сад, – и это тоже символика.

    5) Вишнёвый сад – центральный образ комедии, символ и уходящей в прошлое, и будущей жизни.

    III. Заключение.

    «Стонущая мечта вырваться из этих будней» Чехова и «мягкость, нежность красок и линий» его творения. Сбудется ли эта мечта?

    Герои пьесы осуществить её пока не готовы.


    • Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе писателя)

    Тезисный план

    I. Вступление.

    Смелый, сильный, прекрасный человек – герой ранних произведений писателя. Противопоставление романтического героя людям рабской души, которых так обильно рождала эпоха 80-х годов XIX века («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

    II. Основная часть.

    Что дорого и что чуждо в людях Горькому-романтику?

    1. В обществе пока нет героев, способных защитить его от «мерзостей жизни». Поэтому писатель рисует их образы в своих легендах, сказках и «Песнях».

    2. Горьковские герои красивы не только внешне:

    1) они отказываются от жалкой участи служить деньгам или вещам;

    2) их жизнь имеет высокий смысл служения людям;

    3) им свойственны героическая самоотверженность, способность активно действовать;

    4) основные их качества – сила духа, талантливость, энергия, любовь к свободе, независимость, молодость (Данко, Радда, Лойко Зобар).

    3. Но этими же качествами обладают и Ларра, и сама Изергиль в молодые годы, только в их поступках нет высокой цели – служения людям. Они эгоистичны, лишены гуманистического начала, и Горький осуждает их.

    4. Противопоставление образов Данко и Ларры:

    1) Данко всё лучшее, чем обладает, отдаёт людям; его сердце горит огнём страстной любви к ним; он гибнет во имя свободы людей.

    2) Ларра горд, тщеславен, любит только себя, презирает людей, их чувства.

    5. Мотивы подвига во имя народа, проблемы счастья не новы в русской литературе. Но мысль о том, что счастливым ста­новится человек, отдающий жизнь за народ, впервые прозву­чала в творчестве Горького.

    6. Какова старуха Изергиль, рассказавшая легенду о Данко и Ларре?

    1) она много любила, много страдала, обладала сильной волей и мужеством;

    2) но ничто, кроме любви, не интересовало её;

    3) «Я не буду ничьей рабой», – говорила вольнолюбивая девушка.

    Её любовь нельзя было купить. И, когда пан, продав всё, что у него было, принёс ей мешки, набитые золотом, она прогнала его;

    4) она любила человека, способного на подвиг, и сама совершила подвиг, спасая его. Но сделала она это только ради себя, ради своей любви. Ее «жадная жизнь» протекала прежде всего ради собственных желаний и прихотей, не оставляя следа.

    Только в старости Изергиль понимает, что главное для человека – быть нужным другим.

    7. Кто вызывает презрение писателя?

    1) «осторожный человек», наступивший ногой на сердце Данко;

    2) себялюбец и эгоист Ларра, способный жить только для себя;

    3) мещане (в образах гагар, чаек, пингвинов, ужа и т.п.), прячущиеся при виде приближающейся бури.

    8. Мотивы подвигов, по Горькому, должны быть высокими, а совершаться должны они во имя блага и счастья людей.

    III. Заключение.

    1. «С боевым кличем, с напряжёнными мускулами, с бодрой радостной верой в «завтра», а не в «двести – триста лет» мечтал Горький «вырваться из этих будней», из туманного "сегодня"» (В.И. Немирович-Данченко).

    2. Дерзновенная мечта о свободном, красивом и гордом человеке, способном совершить подвиг во имя людей, не стареет.


    • Идея и художественные особенности романтических произведений М. Горького

    I. Вступление.

    1. Горький – романтик и реалист.

    2. Совмещение в его романтизме традиционных и новых художественных приёмов.

    II. Основная часть.

    Особенности художественного творчества Горького в ранний, романтический его период.

    1. Совмещение реальности и романтических устремлений в оценке жизни.

    2. Природа и душевное состояние героев.

    3. Двойственность характера явлений природы (то помогающей героям, то противостоящей им).

    Воплощение в природе вечных законов жизни, отсюда– присутствие в финалах многих произведений М. Горького пейзажей, символизирующих «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию мира.

    4. Главный герой и антигерой, антагонист. Конфликт между ними.

    5. «Жить, а не примеряться!»

    6. Люди «дна», мещанские обыватели – и мечтатели, несущие свой дар людям.

    7. Внешний облик персонажей, их восприятие жизни.

    8. Есть романтики и в суровой реальной действительности!

    III. Заключение.

    1. «С боевым кличем, с напряжёнными мускулами, с бодрой радостной верой в "завтра"» – так рвался М. Горький из тусклого «сегодня».

    2. Героические образы романтических произведений писателя – яркие отражения его мечты.


    • Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького (сюжеты и герои ранней романтической прозы)

    Тезисный план

    I. Вступление.

    1. В романтизме М. Горького – единство традиционных и новых художественных приёмов.

    2. «Босяки» как выразители определённого мировоззрения, их психология.

    3. Противостояние героя и действительности – одна из важнейших черт романтизма как литературного метода.

    II. Основная часть.

    Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького.

    1. Двойственный конфликт между героями рассказа: межличностный и идейный.

    2. Новый герой – исключительная личность, вступающая в борьбу с целым миром.

    3. «Свободные» герои (Данко, Изергиль, Лойко Зобар, красавица Радда) и герои, зависящие от денег, обстоятельств, тра­диций и «незнания» (Ларра, Уж, гагары, пингвин, чайки и т.п.). («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»).

    4. «Мещанский идеал», по Горькому, это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Лёньке, и «мудрость» Ужа («Челкаш», «Дед Архип и Лёнька», «Песня о Соколе»).

    5. Жить активно или прозябать? Гореть или тлеть? – вот проблемы, волнующие автора, считавшего, что человек должен «жить, а не примиряться». На основе столкновения этих идей строится сюжет.

    6. Индивидуализация речи героев. Страстные монологи «борцов». Жалкая приниженность речи «ужей».

    7. «Красивые люди» видят мир по-своему. В нём для них нет ничего страшного и непонятного.

    8. Герой может погибнуть, но его идеи живут и побеждают (и если не в реальной жизни, то в читательской оценке происходящего).

    9. Одиночество романтического героя. Равное себе начало он видит лишь в силах природы.

    10. Природа у Горького одушевлена, дышит свободой и тайной. Она находится в тесном единстве с душевным состоянием героев:

    1) Челкаш «чувствует себя свободным только в море»;

    2) умирающий Ларра смотрит в небо;

    3) «красивые люди» сродни птицам: и те и другие «способны летать» в отличие от «рождённых ползать»;

    4) Макар показан во «мгле осенней ночи»;

    5) сравнения черт героев с миром природы способствуют более явственному, зримому представлению о них («...очи как ясные звёзды горят, а улыбка – целое солнце... стоит весь, как в огне крови, в огне костра» – портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»), приводят к гиперболизации, вы­являют исключительное («Сильнее грома крикнул Данко», сердце «пылало так ярко, как солнце»).

    11. Кроме великолепных пейзажных зарисовок Горький использует в своих романтических произведениях и другие композиционные средства:

    1) в рассказе «Старуха Изергиль» – две легенды: о Данко и Ларре; между ними автор помещает рассказ самой старухи Изергиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была любовь;

    2) в портретах, нарисованных через восприятие повествователя, оценка личности Изергиль даётся средствами поэтической образности;

    3) обобщенно-лирическая характеристика героев – ещё один композиционный приём автора;

    4) использует М. Горький сказочно-легендарные образы и сюжеты;

    5) важна и речевая характеристика героев: писатель вводит в художественную ткань произведений торжественную лексику, усложнённый синтаксис, эмоционально окрашенные изобразительно-выразительные средства языка.

    III. Заключение.

    1. Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном человеке, воспетый им герой, совершивший подвиг самопожертвования во имя любви к людям, – оказали определённое революционизирующее влияние на русское общество.

    2. Эстетическое значение романтических произведений Горького велико и сегодня.


    • Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)

    I. Вступление.

    1. Пьеса «На дне» – свидетельство неблагополучия социального строя России начала XX века.

    2. Новаторство Горького-драматурга.

    II. Основная часть.

    Обитатели и содержатели ночлежки.

    1. «Хозяева жизни»:

    1) Костылёвы – люди без чести и совести;

    2) елейность речей Костылёва и его алчность, трусость, лицемерие;

    3) Василиса – собственница, мещанка, женщина, способная на преступление ради своего благополучия.

    2. Причины, толкнувшие героев пьесы на «дно» жизни. Трагизм людей, обречённых на гибель.

    3. Обитатели ночлежки – люди опустившиеся, неспособные вернуться к нормальной жизни, жертвы несправедливого устройства общества, однако не потерявшие человеческого облика:

    1) Васька Пепел – вор, но в то же время сильная и страстная натура;

    2) Клещ – бывший слесарь, человек, верящий, что выберется со «дна» благодаря своим трудовым рукам;

    3) Наташа, сестра Василисы, – душевно чистая и нежная девушка;

    4) наивная и беспомощная Настя, мечтающая, несмотря на низменный род своих занятий, о роковой любви;

    5) слабовольный алкоголик Актёр, планирующий, однако, излечиться и вернуться на сцену;

    6) Барон и Бубнов – предел падения человеческой личности: моральное разложение одного, равнодушие и цинизм другого; у каждого из них своя «правда»;

    7) странник Лука – «сеятель иллюзий»: добрый человек или лживый утешитель?

    8) Сатин – бывший телеграфист, пьяница, шулер, но очень умный и рассудительный человек. Его страстный при­зыв к правде, счастью свободного человека – это слова, ко­торые мог произнести сам автор (кроме Сатина в пьесе ска­зать эти слова было некому): « Правда – бог свободного человека! ».

    4. Отношение М. Горького к своим героям.

    III. Заключение.

    1. Социально-философский смысл пьесы «На дне».

    2. Её роль в жизни русского общества начала XX века.

    3. Отголоски её острых проблем звучат и в настоящее время.


    • Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» (Проблема истинного и ложного гуманизма)

    Тезисный план

    I. Вступление.

    1. Проблема гуманизма – одна из тех проблем, которые называют вечными.

    2. Проблема истинного и ложного гуманизма – основа философско-этической проблематики в драме М. Горького «На дне».

    II. Основная часть.

    «Человек – это звучит гордо!» А что делается для него? Как складывается его судьба в начале XX века?

    1. Что нужно людям: сладкая ложь или горькая правда?

    2. Сострадательный, утешающий гуманизм странника Луки и воинственный, подлинный гуманизм Сатина.

    3. У Луки нет веры в людей, для него они все несчастны, слабы, жалки, нуждаются в сострадании и утешении («Мне – все равно! Я и жуликов уважаю...»).

    Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идёт; к жертвам жизни, к «униженным и оскорблённым», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить. Он поддерживает радужные иллюзии окружающих его людей:

    1) умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь;

    2) в Насте поддерживает веру в существование влюблённого в неё студента;

    3) вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну – Сибирь;

    4) Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма.

    4. У поэта Беранже есть такие строки;

    Господа! Если к правде святой

    Мир дорогу найти не сумеет,

    Честь безумцу, который навеет

    Человечеству сон золотой!-

    Согласен ли был с ним Максим Горький?

    5. Благообразная внешность, ласковая, «благостная» речь Луки, его острый интерес к людям, могут пробудить симпатию к этому герою, и сам автор в чём-то ему симпатизирует. Но факты – упрямая вещь:

    1) умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле «хоть на немножечко»;

    2) от снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счёты с жизнью;

    3) попадает за убийство Костылёва на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел;

    4) исчезает из ночлежки искалеченная Наташа;

    5) кончает жизнь самоубийством Актёр;

    6) каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей-нибудь смертью.

    Не велика ли цена утешительной лжи Луки?

    6. Горький рисует крах теории утешения, проповедей Луки, несущего, казалось бы, людям добро, любовь, сострадание.

    Автор не оправдывает такого утешения!

    7. Суровая правда Сатина. Его гуманизм – это правда о свободном и гордом человеке, которого нужно уважать, а не унижать жалостью. « Человек – вот правда! Существует толь­ко человек, всё же остальное – дело его рук и мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!»

    Горький поддерживает подобное суждение.

    III. Заключение.

    1. В глубине «дна», в мире предельного несчастья и угнетения, рождается мечта о свободном человеке, который имеет право на лучшую жизнь в многострадальной стране.

    2. Давно ушло от нас время Горького. Но священная для писателя обязанность – пробудить личность, заставить ее глубоко чувствовать, размышлять – вызывает уважение и у современных читателей.


    • Какой предстает Россияв лирике А.А. Блока?

    Тезисно-цитатный план

    I. Вступление.

    1. Вся лирика Блока – поэтический дневник русского человека на рубеже двух веков.

    2. В судьбе н творчестве поэта главная тема – образ России:

    «... Стоит передо мной моя тема», тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» (А. Блок).

    II. Основная часть.

    «Это все о России!»

    1. Сыновняя любовь к родному краю, стране со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой – историей («Россия», «Русь», «Осенний день»).

    2. Уже в первом стихотворении о России – существенная сторона блоковской России – воля, вольность. Отсюда и «необъятные дали», и «путь, открытый взорам» («Осенняя во­ля»). Здесь же – ощущение родства с отечеством:

    Как и жить и плакать без тебя!

    3. Таинственной, колдовской землёй, сказочным царством предстает Родина в стихотворении «Русь»:

    Русь опоясана реками

    И дебрями окружена,

    С болотами и журавлями

    И с мутным взором колдуна.

    4. За обликом сказочно прекрасной Руси – печальные картины реальной «современности» («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»):

    Там я узнал в своей дремоте

    Страны родимой нищету...

    («Русь»)

    5. Для Блока Россия – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Любовь к ней – чувство глубоко личное, тёплое, как любовь к матери, жене:

    О, нищая моя страна,

    Что ты для сердца значишь?

    О, бедная моя жена,

    О чём так горько плачешь?

    («Осенний день»)

    6. Для поэта Родина прекрасна, вот почему образ её Блок связывает с обликом молодой красивой девушки в стихотво­рении «Россия»:

    А ты всё та же – лес, да поле,

    Да плат узорный до бровей.

    7. Светел лик милой сердцу России. Блок воспринимает её как живое существо. С образом прекрасной девушки, невесты, возлюбленной, жены сравнивает поэт свою Родину:

    О Русь моя! Жена моя! До боли

    Нам ясен долгий путь!.. И нет конца!

    8. Иногда красота России – «разбойная»:

    ... Звенит тоской острожной

    Глухая песня ямщика...

    9. Но в словах поэта и надежда, потому что на его родине

    И невозможное возможно,

    Дорога долгая легка...

    10. Во время первой русской революции 1905 года у Блока просыпается чувство кровной связи с народом, осознание ответственности за своё творчество:

    Через край перелилась

    Восторга творческого чаша,

    И вот уж не мое, а наше,

    И с миром утвердилась связь.

    11. Решая для себя вопрос: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», он опасается, «чтобы распутица ночная от Родины не увела».

    12. После поражения революции Блок понимал: «Плохо в России». Но в то же время поэт гордится родной страной, её славной историей и верит в серьезность перемен в жизни России («Скифы», «На поле Куликовом»).

    13. Блок верит в будущее многострадальной Родины:

    Не пропадёшь, не сгинешь ты,

    И лишь забота затуманит

    Твои прелестные черты...

    14. И всегда с ней – бесконечная любовь поэта:

    Твои мне песни ветровые –

    Как слёзы первые любви!

    («Россия»)

    Ш. Заключение.

    1. Традиции и новаторство в изображении Родины в творчестве Блока.

    2. Постоянная преданность поэта этой теме.


    • Всегда с нами поэзия Блока

    I. Вступление.

    1. А. Блок – «трагический тенор эпохи» (А. Ахматова).

    2. Он «первый друг земли русской» (А. Белый).

    3. Поэзия А.А. Блока – «целая поэтическая эпоха» (В. Маяковский).

    II. Основная часть.

    Поэзия Блока – источник с «живой водой», испив которую человек очищается и становится Человеком.

    1. Трудное, противоречивое, жестокое время – начало XX века. Злоба, ненависть, братоубийство – всего хватало с лихвой. Но все же Блок вошёл в мир людей не с недоверием, а с любовью! И этим завоевал сердца читателей.

    2. Неотъемлемые черты Блока:

    1) глубина, страстность, чистота духа;

    2) высокое поэтическое мастерство, богатство художественной выразительности.

    3. По мнению Блока, миром должна править идея Вечной Любви.

    4. Рыцарь Прекрасной Дамы:

    1) переживая одиночество, тоску, жажду встречи с Ней – воплощением Красоты и Вечной Женственности, верит в свою мечту;

    2) волнуется по поводу общечеловеческих вопросов: о назначении человека, его путей в жизни, о стремлении к совершенству;

    3) с нетерпением ждёт грядущих перемен;

    4) близость и понятность читателю проблем, волнующих лирического героя «Стихов о Прекрасной Даме».

    5. Лирический герой «Незнакомки» пытается вырваться из суеты, однообразной и серой жизни. Однако – увы! – он раздавлен бездуховностью реальной жизни:

    ...Ты право, пьяное чудовище!

    Я знаю: истина в вине.

    Но «Незнакомка», загадочная, таинственная, – это мечта. И – тайная надежда:

    И вижу берег очарованный

    И очарованную даль...

    6. Любовь к жизни во всех ее противоречиях – стимул к творчеству, борьбе («О, весна без конца и без краю...»):

    Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

    И приветствую звоном щита!

    7. В стихах о Родине – чувство тоски и сострадания, но и вера в будущее России, желание изменить жизнь. Эта тема личная, интимная для Блока («О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!»).

    8. «Девушка пела в церковном хоре...»:

    И голос был сладок, и луч был тонок...

    ...И всем казалось, что радость будет,

    Что в тихой заводи все корабли,

    Что на чужбине усталые люди

    Светлую жизнь себе обрели.

    Вместе с А. Блоком мы верим в это, надеемся, ждём...

    III. Заключение.

    1. Стихи Блока волнуют душу. Им веришь, они облагораживают человека, притягивают к себе, как магнит.

    2. И хочешь вслед за великим поэтом сказать себе:

    Сотри случайные черты,

    И ты увидишь: мир прекрасен.


    • 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта