По развитию речи учащихся на уроках литературы
Скачать 0.58 Mb.
|
Сравнительная характеристика Татьяны и Онегина I. Вступление. 1. Время написания романа «Евгений Онегин». 2. Главные герои произведения. 3. Смысл сопоставления образов Онегина и Татьяны. II. Основная часть. Татьяна Ларина и Евгений Онегин - главные герои произведения. 1. Черты сходства: 1) Принадлежность к дворянскому сословию. 2) Образованность. 3) Искренность. 4) Благородство. 5) Честность. 6) Способность к большому, настоящему чувству. 7) Завидная душевная сила. 8) Татьяна «верит избранной мечте»; Онегину также свойственна «мечтам невольная преданность». 9) «Задумчивость, ее подруга // От самых колыбельных дней». - «С душою, полной сожалений... // Стоит задумчиво Евгений». 10) Татьяна от природы одарённая натура: «От небес одарена... умом и волею живой». И у Онегина «резкий, охлаждённый ум». 11) Оба заметно выделяются в своей среде, возвышаясь над ней. 2. Черты различия: 1. Оторванность от национальной почвы Онегина - патриархальность, связь с народом, любовь к природе Татьяны. 2.Безупречная нравственность, моральная чистота Татьяны - и легкомысленное отношение к любовным увлечениям Евгения. 3. Душевное изящество, чувствительность, простота Татьяны («всё тихо, просто было в ней») и высокомерие, отчуждённость, замкнутость Онегина. 4. Отсутствие кокетства у Татьяны («...без этих маленьких ужимок, без подражательных затей...»), лицемерия, лжи («Я вас люблю. К чему лукавить?»).- Ложное положение Евгения: пренебрежение к светскому обществу, однако и соблюдение его «правил», следование его условностям. 5. Разочарование, апатия, хандра у Онегина - достойное поведение Татьяны, не изменившей себе, по-прежнему любившей родное имение, готовой отдать «всю эту ветошь маскарада» за «полку книг, за дикий сад». 6. Ум, интеллектуальное развитие Татьяны, глубина и искренность чувств ставят её в конце романа выше Онегина. III. Заключение. 1. Роман назван мужским именем, но именно с Татьяной связывает свои идеалы Пушкин и именно её он считает главной героиней. Почему? 2. Роль образов Онегина и Татьяны в раскрытии идейного содержания романа. 3. Моё представление о них. Авторские симпатии и антипатии в романе «Евгений Онегин» План-конспект I. Вступление. 1. Образ автора в романе. 2. Понятие лирического героя. II. Основная часть. Отношение автора к своим героям. 1. Сопричастность к их судьбам. Родство душ («Мы почитаем всех нулями...», «Мы все учились понемногу...», «Мы все глядим в Наполеоны...», «Онегин, добрый мой приятель...»). 2. Неоднозначность оценки автором Евгения Онегина. Пушкин предупреждает, чтоб его не отождествляли с этим героем: Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной. 3. В чём трагедия героя? Его поступки, его способности, считает автор, не востребованы обществом. Онегин перерос это общество, поэтому покидает его и обрекает себя на одиночество. 4. В Евгении немало достоинств: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум... Но автор и неодобрительно замечает о своём герое: ...зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен, ничего Не вышло из пера его... ... Читал, читал, а всё без толку... 5. Автору близок его герой, он защищает его от несправедливых нападок в обществе: Зачем же так неблагосклонно Вы отзываетесь о нем?.. Но в то же время Пушкин осуждает в Евгении апатию, эгоизм, лень. 6. С одной стороны, герой прогрессивен, гуманен: вопреки гневным протестам соседей помещиков «ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил». С другой, он в плену светских «правил», аристократических условностей (жертвой этого стал Ленский). 7. Однако Пушкин не выносит окончательного приговора Онегину. Он в конце романа - такая мятежная, страстная, ищущая духовных дерзаний личность, что автор не исключает возможности применения его способностей на благо общества. 8. Татьяна - любимая героиня Пушкина, «милый идеал». Сходство основных жизненных принципов автора и Татьяны, их духовная близость. В характере Татьяны Лариной подчёркивается: 1) народное, национальное начало («русская душой»), природная суть; 2) высокая нравственность; 3) способность искренне, глубоко и преданно любить; 4) мечтательность; 5) Татьяна «от небес одарена... умом и волею живой»; 6) ей свойственны: - недовольство «пустым светом», где «не видно перемен» и «все... на старый образец»; - глубокое осознание смысла бытия; - завидная душевная сила: несмотря на страдания, сердечные муки, Татьяна не изменила себе, не сломалась, не поддалась соблазну светской жизни, не испытала «болезни» разочарования. 9. Сильные натуры, много пережившие и испытавшие страдания, Онегин и Татьяна - близкие по духу люди. Но в поединке чувства и долга, страсти и разума одерживает победу не Евгений, а Татьяна. Именно в ней, воспитанной под влиянием вольной природы и народной мудрости, а не в Онегине воплощены авторские идеалы. 10. Отношение автора к Ленскому любовно-ироническое. 1) С одной стороны, герою присущи: а) восторженность чувств; б) поэтическое воображение; в) возвышенная мечтательность; г) романтические идеалы, готовность пожертвовать собой во имя счастья человечества; д) вера в человека, любовь, дружбу; е) вольнолюбие, высокое понимание личности человека; ж) жажда знаний и труда. 2) С другой стороны, Ленскому свойственны: а) оторванность от реальной действительности; б) абстрактная, пассивная созерцательность его стихов: Он пел разлуку и печаль, И нечто, и ту манну даль...; в) индивидуализм, сосредоточенность на своей якобы неповторимой личности: Мы почитаем всех нулями, А единицами - себя... 3) Однако Пушкин любит своего героя. Он хотел, чтобы Ленский «для славы был рождён» и его бы «на ступенях света ждала высокая ступень». Не случилось... «Во цвете радостных надежд... увял!» 4) Значительность образа Ленского: а) при всех противоречиях, Ленский полон сил, энергии. Перед нами образ милого восемнадцатилетнего поэта, который «...из Германии туманной привёз Учёности плоды», «вольнолюбивые мечты», «дух пылкий», «восторженную речь» - и всё это контрастно оттеняет образ Онегина; б) образ Ленского не менее образа Онегина важен для прояснения смысла жизни, её перспектив, назначения человека, особенно талантливого. 5) Трагедия Ленского в том, что за право сыграть роль романтического героя Владимир жертвует жизнью: жертва нелепая и бессмысленная. 11. Отношение автора к второстепенным и эпизодическим персонажам во многом выявляет в них не индивидуальные, но типические черты. Так выражается отношение автора к обществу в целом: 1) светское общество в романе неоднозначно. Это и «светская чернь», и в то же время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, истинная интеллигенция; 2) провинциальное общество предстаёт в романе карикатурно. Но в то же время именно в провинции возможно появление Татьяны. 12. Судьбы героев романа прямо зависят от истинности (или ложности) ценностей, принятых ими за основные жизненные принципы: 1) Понятие совести, долга - основополагающее, центральное понятие морали. Какой смысл вкладывают в эти слова Онегин, Ленский и Татьяна? Как оценивает их принципы автор? 2) Ценность и смысл жизни с точки зрения героев романа (Зарецкого, Онегина, Ленского, автора, Татьяны). 3) Отношение героев к окружающим. «Наполеоновская» тема в романе. 4) Отношение к труду автора и Онегина. III. Заключение. 1. Достоинства и недостатки персонажей романа, принципы их жизни и основы общественного устройства автор рассматривает сквозь призму нравственных ценностей. 2. Многое из нравственного потенциала полюбившихся читателям героев востребовано и сегодня. Гражданственность поэзии М.Ю. Лермонтова I. Вступление. Особенности творчества М.Ю. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму. II. Основная часть. Гражданственность лирики Лермонтова. 1. Обличение дворянского общества. Грустные размышления о современном молодом поколении («Дума», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружён...»). 2. Обнажение антинародной сущности самодержавия, обрекающего человека на страдания и одиночество («Жалобы турка», «Желание», «Узник», «Монолог», «Парус», «Прощай, немытая Россия»). 3. Воспевание свободы («Смерть поэта», «Парус»). 4. Патриотическая лирика («Бородино», «Спор», «Родина», «Казачья колыбельная песня»). III. Заключение. 1. Место гражданской лирики в творчестве поэта. 2. Её значение для духовного обогащения человека. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени» I. Вступление. Роман «Герой нашего времени» - вершина творчества М.Ю. Лермонтова. Общность его проблем с мотивами лирики поэта. II. Основная часть. 1. Мотивы свободы и воли - центральные в лирике Лермонтова. Политическая свобода и внутренняя свобода личности в стихотворении «Прощай, немытая Россия», побег лирического героя «за стену Кавказа». Действие романа также происходит на Кавказе. Вынужденный отъезд Печорина из столицы соответствует его мироощущению. 2. Мотив одиночества (Печорин одинок - это одиночество подобно состоянию лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»). Индивидуализм героя. В чём беда и в чём вина Печорина? 3. Неоднократность звучания мотива горечи, «отравы поцелуя», «клеветы друзей» («Благодарность», «Тучи»). Обречён на трагическую развязку любви, дружбы и Григорий (Одиночество, душевная опустошённость главного героя, его рефлексия не позволяют ему найти себя и в интимных человеческих отношениях). 4. Смысл названия романа. Истоки трагедии поколения. Анализ новеллы «Фаталист» и стихотворения «Дума». 5. Осмысление миссии художника - в философской лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Пророк», «Поэт», авторского предисловия к роману «Герой нашего времени» и предисловия к главе «Журнал Печорина». III. Заключение. 1. Задача художника, писателя - исследование «истории души человеческой». 2. Цель этого исследования - заставить людей глубже заглянуть в своё «я», заново осмыслить себя и мир, вернуться к истинным духовным ценностям. 3. Насколько актуальна эта задача сегодня?.. Нравственная проблематика в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» I. Вступление. 1. Общество и законы нравственности. 2. Отношение к людям, нарушающим их. II. Основная часть. Проблемы нравственности в романе. 1. Главный герой произведения - Печорин. Его нравственный облик: 1) неоднозначность личности; 2) романтична ли натура героя? 3) внешность; 4) ум, образованность; 5) сложная духовная жизнь; 6) Печорин - герой вполне реальный. Естественность его поступков и неординарность их; 7) несчастья, приносимые Печориным людям («Я всегда играл жалкую роль палача или предателя»); 8) влияние Печорина на женские судьбы (его назначение на земле, по собственному признанию, - «разрушать чужие надежды»); 9) взаимоотношения с Максимом Максимычем, Вернером, Вуличем; 10) Грушницкий. Не пародия ли он на Печорина? 11) Печорин - «нравственный калека». Отчего? 12) трагичность судьбы героя. Связано ли это с его моральными устоями? 2. Печорин - «лишний человек»? 3. Герой ли он своего времени? Если да, то почему? Как эти вопросы можно соотнести с нравственным обликом Печорина? III. Заключение. 1. Что бы мог «позаимствовать» мой современник у Печорина? 2. Нравственно ли наше общество? Как отнеслись бы к нему Лермонтов и его герой? Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии образа Печорина I. Вступление. 1. Главная задача Лермонтова - нарисовать образ современного ему человека. 2. Подчинение этой задаче композиции произведения. II. Основная часть. Композиция и художественное своеобразие романа. 1. Роль предисловий в выявлении позиций автора и разгадке лермонтовского метода показа действительности. 2. Новые действующие лица; образы рассказчиков, от лица которых ведётся повествование. 3. Отказ от хронологического порядка в изложении событий в пользу более глубокого раскрытия внутреннего мира героев, в первую очередь Г. А. Печорина («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). 4. Социально-психологический роман и разные жанры его частей: «Бэла» - романтическая повесть, «Максим Максимыч» - путевой очерк, «Тамань» - приключенческий рассказ, «Княжна Мери» - лирический дневник, «Фаталист» - философская новелла. 5. Подчинение композиции романа логике раскрытия образа главного героя: 1) Печорин глазами Максима Максимыча; 2) романтическая история с дочерью кумыцкого князя Бэлой; 3) несоответствие внешнего облика Григория его психологическому состоянию; 4) «Журнал Печорина» - роман в романе; 5) почти ежедневная летопись жизни Печорина в «Княжне Мери»; 6) Печорин и Грушницкий; 7) вмешательство в жизнь «честных контрабандистов»; 8) душевное беспокойство, вечный поиск, жажда жизни, деятельности и вечное скитальчество; 9) вопрос предназначения, фатума (рока), единоборства человека с судьбой - основной философский аспект романа («Фаталист»). 6. «Герой нашего времени» - творение подлинного большого искусства. Особенности «благоуханной прозы» Лермонтова. III. Заключение. 1. Кольцевая композиция романа, подчёркивающая бесконечность исканий главного героя и его обречённость. 2. Доля вины общества, подчиняющего себе личность и вследствие этого делающего её судьбу трагичной. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля...» (В.Г. Белинский) План-конспект I. Вступление. 1. Время создания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2. Средства выражения общественных тенденций первой трети XIX века в образах современников. 3. «История души человеческой» - основной предмет повествования. II. Основная часть. Духовный мир Григория Печорина («бешено гоняется он за жизнью» — и не востребован ею). Его образ и поступки. 1. Общество и личность - сквозная тема творчества Лермонтова. Воплощение её в облике центрального героя («...человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества» - В. Белинский). Эту мысль критик назвал «Мыслью и думой века». 2. Глубокий аналитичный ум, сильная воля, благородство, достоинство, упорные поиски смысла жизни. Вместе с тем система взглядов героя - безверие, индивидуализм, сомнения. 3. Нравственные принципы Печорина: 1) его неспособность к дружбе («Из двух друзей всегда один раб другого»); 2) любовь - это наслаждение сорванным цветком; надышавшись, следует его бросить на дороге, - «авось, кто-нибудь поднимет», - отсюда неспособность искренне и глубоко любить; 3) счастье - «насыщенная гордость»; как результат - убеждение: чужие страдания и радости - «не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»; 4) эгоизм и равнодушие; 5) неверие и цинизм; 6) двойственность натуры героя: «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». 4. Признание самого себя единственным творцом своей судьбы, единственным судьей над самим собой:. 1) высшая ценность для него - свобода: «... Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам»; 2) совершая жалкие поступки, он ни разу не погрешил против своих убеждений; 3) полная свобода героя в выборе действий по отношению к другим; 4) его эксперименты над собой и другими - это тотальная проверка всех главных духовных ценностей; иногда они заканчиваются драматически и даже трагически: убит Грушницкий, сломаны судьбы четырёх женщин, огорчён и глубоко разочарован Максим Максимыч; по собственному утверждению Григория, ему всегда приходилось играть «жалкую роль палача или предателя». 5. Почему Печорина называют «странным человеком»? Он хозяин - и в то же время невольник своей судьбы, невольник любви, «невольник чести». 6. Глубокая натура и ничтожные поступки - основной признак «лишнего человека», «умной ненужности». «Лишний» ли человек лермонтовский герой? Если да, то в какой мере это вина или беда его? Что привело к этому? 1) Личные отрицательные качества героя: апатия, лень, индивидуализм, высокомерие, душевная чёрствость, пренебрежение, а порой и жестокость по отношению к окружающим; надменность, противопоставление себя другим; 2) влияние среды на формирование личности («Моя душа испорчена светом»); 3) жизненное credo Печорина напоминает систему парадоксов: испытывая «ненасытную жадность» к жизни, он получает удовлетворение лишь через «страдания и радости других»; обладая сильной волей, он не любит женщин «с характером» и «твёрдой волей»; постоянство в любви, по его мнению, возможно лишь при встрече с женщиной, «которая нас терпеть не может»; секрет «истинной бесконечной страсти» - только в невозможности достигнуть цели; получить наслаждение - значит быть «для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права»; 4) невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до правильного понимания смысла жизни - основная причина противоречивости людей печоринского типа. 7. Пламенные поиски себя и «засохшая от зноя» почва, на которой стоишь. III. Заключение. 1. Метания Печорина - трагедия многих поколений русских интеллигентов. 2. Почему герой, несмотря на то, что он «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание? «...Он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстанет на него» (В. Белинский). 3. Образ сильного, неординарного, умного человека привлекает молодое поколение. Уроки Печорина сегодня... Печорин и Грушницкий I. Вступление. Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и его основные проблемы. II. Основная часть. Печорин и Грушницкий - главные герои произведения, антиподы и бывшие приятели. 1. Печорин - представитель прогрессивной части дворянства 30-х годов XIX столетия. 2. Грушницкий - представитель «целого разряда людей» светского общества. 3. Черты характера: 1) недалёкость Грушницкого - ум и глубина Печорина; 2) низость души, подлость одного - благородство другого; 3) карьеризм и тщеславие, с одной стороны, - независимость и безразличие к своей судьбе - с другой; 4) самодовольство, самоуверенность Грушницкого - недовольство собой Печорина; 5) стремление произвести эффект - отсутствие рисовки; 6) трусость, несамостоятельность - смелость, самостоятельность; 7) незнание людей - глубокое понимание их; 8) цели Грушницкого - отсутствие поисков жизненной цели у Печорина; 9) непонимание прекрасного Грушницким - развитое эстетическое чувство у Печорина. III. Заключение. 1. Образы Печорина и Грушницкого в оценке В.Г. Белинского. 2. Наше отношение к ним. Образы «лишних людей» в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». I. Вступление. Эпоха, изображённая в романах. II. Основная часть. Сравнительная характеристика Онегина и Печорина. 1. Положительные черты героев; 1) незаурядный ум, образованность; 2) критическое отношение к светскому обществу; 3) благородство; 4) хорошее знание людей и жизни. 2. Условия, оказавшие пагубное влияние на героев: 1) их происхождение, семейная обстановка; 2) поверхностность образования, воспитания; 3) светский образ жизни. 3. Отрицательные черты характера героев: 1) разочарованность, равнодушие, трата жизненных сил по пустякам; 2) чёрствость в отношении к окружающим; 3) эгоизм, лень, апатия; 4) разлад с собой и внутренние противоречия; 5) предрассудки, свойственные представителям светского общества. 4. Отрыв от национальной почвы. 5. Отсутствие серьёзных идеалов и целей в жизни. 6. Любовь Онегина и любовь Печорина. 7. Различия между героями: 1) довольно лёгкое отношение к себе и своим поступкам Онегина - рефлексия Печорина; 2) «эгоист поневоле» Онегин - индивидуалист, скептик, разрушитель чужих надежд Печорин; 3) возможность «состояться» для общества Онегина – и полный крах судьбы Печорина; 4) Печорин - в большей степени герой своего времени, чем Онегин, в котором есть даже кое-что от будущего; 5) духовная лень, нежелание и неумение изменить что-то в своей жизни Онегина и «жажда бытия», активность Печорина, страстное желание подчинить себе жизнь («бешено гоняется он за жизнью»); 6) Онегина испытывает жизнь нравственными ценностями дружбы, любви, свободы - Печорин сам подвергает тотальной проверке все главные духовные ценности, ставя эксперименты над собой и другими. 8. Финал трагичен для обоих - и Онегин, и Печорин стали «лишними людьми», «умными ненужностями», пытавшимися найти и осознать себя и свою роль в мире, но так и не сумевшими сделать это. III. Заключение. 1. Типичность образов Онегина и Печорина. 2. «Лишние» ли они, если под знаком этих героев во многом так или иначе почти два столетия определялась эволюция русской культуры? 3. Главные герои писателей XIX века и молодое поколение начала XXI века. Что связывает их? Поэма «Мёртвые души» – эпопея русской жизни I. Вступление. 1. Русское общество в 30–40-е годы XIX столетия. 2. Гоголь дерзнул «вызвать наружу... всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь» (VII глава I тома «Мёртвых душ»). II. Основная часть. Поэма «Мёртвые души» – объективно-эпическое, сатирическое и лирическое произведение. 1. Помещики-крепостники – галерея небокоптителей, мёртвых душ: 1) паразитизм существования, полная внутренняя опустошённость; 2) безалаберное расточительство одних (Манилов, Ноздрев); стяжательство других (Коробочка, Собакевич); полное вырождение третьих (Плюшкин). 2. Губернские чиновники и высшая чиновничья знать Петербурга: 1) пошлость и узость интересов; 2) нерадивость, казнокрадство, взяточничество; 3) полное равнодушие к народным нуждам. 3. Сатирическое изображение нового мошенника, приобретателя Чичикова: 1) страсть к накоплению, обогащению – его единственное увлечение; 2) карьера Чичикова – цепь обманов, взяток, подкупа; 3) Чичиков – типичный представитель нарождающейся буржуазии; 4) отношение автора к этому герою. 4. Русский народ в поэме: 1) грустная история людей, приниженных крепостным правом (лакей Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девчонка Пелагея); 2) гордость автора за народных умельцев – крепостных крестьян – великих тружеников, прославивших Россию своими талантами (плотник Степан Пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников и др.); 3) крестьяне-бунтари в поэме. 5. Вера Гоголя в великое будущее русского народа (лирическое отступление «Русь-тройка»). III. Заключение. Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – «горький упрёк современной России, но не безнадёжный». Изображение помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» I. Вступление. 1. Н.В. Гоголь – великий писатель-реалист, давший в поэме широкую картину жизни уездной помещичье-чиновничьей России. 2. Система образов в «Мёртвых душах». II. Основная часть. Поместные владетели в поэме. 1. Обобщающие приемы типизации образов помещиков: 1) описание деревни и усадьбы помещика; 2) его портрет; 3) повествование об операции купли-продажи мёртвых душ; 4) отношение к приобретателю Чичикову. 2. Характер, занятия, досуг героев произведения: 1) паразитизм существования, праздность, отсутствие привычки к труду; 2) полное непонимание практической стороны жизни; 3) невежество, косность; 4) ограниченность кругозора; 5) моральное оскудение. 3. Гоголевские помещики – типичные представители поместного дворянства первой трети XIX века. III. Заключение. 1. Тесное переплетение в поэме действительности и авторских идеалов: 1) Гоголь без прикрас показывает жизнь современной ему России; 2) вместе с тем автор учит доброте, честности, любви к народу и труду; 3) культурный, думающий человек с живой душой – вот идеал писателя. 2. Значение поэмы «Мёртвые души» в наше время. Биография приобретателя Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» I. Вступление. Место образа Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». II. Основная часть. 1. Тяжёлая картина раннего детства. 2. Чичиков в городском училище: 1) отношения с товарищами; 2) приращение к полтине, данной отцом; 3) спекуляция Чичикова; 4) дрессировка мыши; 5) отношение к учителю; 6) «...ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды». 3. Служба в казённой палате: 1) отношение Чичикова к службе и его жизненные приоритеты; 2) неудачная попытка расположить к себе повытчика и путь достижения Чичиковым данной должности; 3) порядок брать взятки, заведённый им. 4. Чичиков – член строительной комиссии: 1) несостоявшееся строительство казённого здания; 2) красивые дома, появившиеся у членов комиссии, в том числе и у Чичикова; 3) катастрофа, которую он пережил. 5. Служба Чичикова в таможне: 1) цель поступления на службу в таможню; 2) Чичиков – гроза контрабандистов; 3) путь, которым он шёл к повышению по службе; 4) Чичиков вступает в сговор с сообществом контрабандистов; 5) новая катастрофа. 6. Скупка мёртвых душ Чичиковым: 1) как пришла ему мысль скупать мёртвые души; 2) с какой целью хотел он их приобрести; 3) как Чичиков осуществлял свой план покупки мёртвых душ; 4) как он был разоблачён. 7. Каков характер Чичикова? 8. В каких условиях мог сложиться такой характер? 9. Типичность образа Чичикова как представителя нарожающейся буржуазии. III. Заключение. 1. С одной стороны – приговор герою, с другой – понимание жизнеспособности этого типа буржуазного дельца (недаром Гоголь хотел провести Чичикова по всем трём томам своей поэмы-эпопеи). 2. Нужны ли Чичиковы нашему времени? 3. Мое отношение к этому герою. Чичиков – покупатель живой человеческой совести – «Подлинный чёрт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый) Тезисный план I. Вступление. 1. Мечта Н.В. Гоголя о большом эпическом полотне, посвященном России. 2. Сюжет, подаренный писателю Пушкиным, очень хорош, поскольку позволяет «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров». II. Основная часть. Павел Иванович Чичиков – тот герой, путешествия которого по городам и весям демонстрируют и подтверждают мысли о ненормальности общего устройства жизни. 1. Главная задача художника и композиционные особенности обрисовки центрального персонажа поэмы «Мёртвые души»: 1) Намерение Гоголя сделать героем поэмы не добросовестного человека, а «припрячь» подлеца. 2) Портреты помещиков, с которыми встречается Чичиков, статичны, основаны на одной доминирующей ноте, а Павел Иванович изображён «в полный рост», нарисован в динамике развития его предпринимательской деятельности, показано всём многообразии и разносторонности своего неординарного характера. 2. Детальное исследование истоков личности Чичикова: 1) рождение в бедной семье и нежелание стать «маленьким человеком» (вроде Акакия Акакиевича); 2) совет отца: «Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой» – принят юным Павлушей как сигнал к действию; 8) бережливость, накопительство; 4) приспособленчество, изворотливость, безошибочное «чутьё человека»; 5) жажда обогащения; 6) готовность ужом доползти до сладкого пирога; 7) терпение, умение выждать подходящий момент; 8) незаурядная сила воли, способность до поры до времени набросить узду на свои желания и страсти; 9) расчётливость, умение втереться в доверие; 10) мошенничество, ловкие махинации, преступления; 11) авантюризм высшей пробы. 3. На смену стремлению жить по совету отца – новые задачи. Лозунг повзрослевшего Павлуши: «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай». 4. Деньги для Чичикова – средство достижения высокого положения, комфорта. 5. Жизненная энергия, целенаправленность действий героя и в то же время предельная эгоистичность. 6. Благообразные и «утончённые» привычки – и объективная жестокость его поступков: Чичиков стремится нажиться на самом страшном – на человеческой смерти. Не случайно Герцен писал, что заглавие поэмы «носит в себе что-то наводящее ужас». 7. Приспособляемость Чичикова к обстоятельствам и людям, «мимикрия». Единство Чичикова с внутренним миром встречающихся ему людей и в бесчеловечности принципов их поведения, и в общности их конечных социально-нравственных идеалов. Вносить коррективы в паразитический порядок жизни он не собирается. 8. Покупка мёртвых душ, этот бесчеловечный меркантилизм – пугающее, но не невозможное «действо» новоявленных российских буржуа. 9. Показав превосходство своего энергичного героя над обрюзгшими, неспособными к активной жизни помещиками, Гоголь вместе с тем осветил пошлость и подлость его натуры: 1) гражданские и патриотические чувства герою неведомы; 2) он равнодушен ко всему, что не отвечает его личным интересам; 3) авантюризм Чичикова связан с человеческими несчастьями: смерть других ему выгодна. 10. Случайное разоблачение Чичикова, его уезд из города, чтоб избежать наказаний. В другом месте другие чиновники добьются своего. 11. «Чичиковщина» – широко распространённое явление, истребляющее в людях «человечность». Вот почему Гоголь назвал мир Чичиковых «самым низшим, самым пошлым кругом России с одного боку». III. Заключение. 1. Что нравится и что не нравится в этом герое вам? 2. Не повредит ли «зараза чичиковщины» нашему обществу при переходе к рыночной экономике? 3. Что можно было бы «позаимствовать» у этого героя? Живая Россия и «мёртвые души» I. Вступление. 1. Многогранность и разнообразие творчества Н.В. Гоголя. 2. Тема «Мёртвых душ» и время создания поэмы. II. Основная часть. Души живые и мёртвые. 1. «Мёртвые души» в поэме Н.В. Гоголя. 1) Гоголевские помещики – типичные представители поместного дворянства первой трети XIX века: а) от Манилова – к Собакевичу; ощущение омертвения помещичьих душ; б) окаменение души Плюшкина; в) общие черты поместных владетелей: паразитизм существования, праздность, невежество; отсутствие гражданских чувств; мотовство, хвастовство; несправедливое отношение к крепостным. 2) Городское чиновничество в произведении: а) губернатор-вышивальщик; б) Иван Антонович Кувшинное Рыло; в) чиновники-преферансисты; г) полицмейстер; д) прокурор-взяточник; е) черты, объединяющие всех: взяточничество, корпоративность, угодничество, извлечение выгоды из любого дела, обман и обсчёт, казнокрадство, отсутствие гражданских идеалов, пустое времяпрепровождение. 3) Столичное чиновничество в «Повести о капитане Копейкине». 4) «Полный патологический курс о русском чиновнике». 2. Лирические отступления в поэме. Какая душа имеет право называться живой? 1) Изображение русского крестьянства: а) великие труженики, народные умельцы – строитель Степан Пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников, кирпичник Милушкин, беглый крестьянин Плюшкина Попов, Абакум Фыров; б) крестьяне-бунтари из сёл Вшивая Спесь, Боровки, Задирайлово; в) капитан Копейкин. 3. Вера в великое будущее русского народа. III. Заключение. «Мёртвые души» – «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое... дышащее страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни...» (В.Г. Белинский). |