Главная страница
Навигация по странице:

  • § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий (V–IV вв. до н. э.)

  • § 5. Борьба материализма и идеализма в эпоху кризиса афинской рабовладельческой демократии Сократ

  • Кинмки Название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данного одному из ее представителей. Основателем кинической школы был Антисфен

  • Киренская школа

  • Краткий очерк истории философии учебник (2). Под редакцией


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПод редакцией
    АнкорКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    ТипКнига
    #18611
    страница5 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
    § 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий

    В V в. до н. э. в Южной Италии на­ряду с Элеей и городами, где жили пифагорейцы, новым очагом философской мысли стал сицилийский город Агригент, место деятельности Эмпедокла. О его жизни подобно жизни Пифагора сообщает­ся больше вымыслов, чем достоверных фактов. Он про­славился как философ, врач, основавший особое направ­ление в развитии греческой медицины, как физик и «фисиолог».

    В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неиз­менности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. «Возникновение» вещей есть на деле лишь соединение этих вечных, не

    невозникающих начал, «корней всех вещей»; их «гибель» есть разложение вещей на первичные начала. Следовательно, все в мире находится в процессе соединения и разложе­ния. Помимо четырех вещественных (элементарных) на­чал в мире существуют также две вещественные движу­щие силы - любовь и вражда, деятельность которых объясняет возникновение множества чувственно воспри­нимаемых вещей.

    В развитии астрономических и физических взглядов Эмпедокл делает шаг вперед сравнительно с Пифагором и Парменидом. Он отличает неподвижные звезды от Движущихся планет точнее, чем Парменид, объясняет затмения прохождением между Землей и Солнцем темной Луны. Поразительны догадка Эмпедокла о том, что свету необходимо время для распространения в прост­ранстве, и указание на огромную скорость света как на причину, по которой мы не замечаем длительности этого распространения. Большой интерес представляют также биологические воззрения Эмпедокла. Он утверждал, в частности, что растения возникли самопроизвольно до возникновения животных. Существующее в настоящее время множество форм животных порождалось посте­пенно. На первой стадии возникли не животные, а от­дельные органы будущих животных. На второй стадии эти органы, случайно соединяясь, стали порождать чудо­вищные существа — сочетания разнородных частей. Но все эти чудовища погибли потому, что части их были совершенно различны. Уцелели только те, в которых ча­сти случайно оказались подходящими друг другу. Из со­хранившихся образований на третьей стадии состави­лось множество форм, по виду уже животных, но еще лишенных различий между полами. Последние появля­ются только на четвертой стадии — стадии порождений, В то время как учение Эмпедокла о «четырех корнях», о любви, вражде несет на себе печать мифологических представлений, его физика, космология, биология по су­ществу уже независимы от религии.. С середины V в. до н. э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Экономическое и политическое возвышение Афин, возглавивших в начале V в. до н. э. победоносное отражение персидского нашествия, вскоре создало здесь предпосылки для будущего блестящего развития искусства, театра и литературы. Около сере­дины V в. до н. э. при Перикле, выдающемся руководи­теле демократической державы, в Афинах появляется и философия. Ее первым крупным представителем был Анаксагор,введенный Периклом в круг ближайших сподвижников главы государства. Политические против­ники рабовладельческой демократии, стремясь подорвать авторитет Перикла, повели борьбу против Анаксагора, обвинив его в безбожии. Поводом для обвинения послу­жило утверждение Анаксагора о том, что Солнце пред­ставляет собой материальное тело. Это утверждение противоречило религиозным представлениям тех руково­дителей афинской рабовладельческой демократии, кото­рые враждебно относились к свободомыслию исследователей природы. Анаксагор был осужден на изгнание и поселился в Лампсаке (Малая Азия), где и умер.

    Основная задача философии Анаксагора — согласо­вание провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с изменениями, движением и множест­вом, о которых свидетельствуют чувства. Мир, согласно Анаксагору, не есть единство, чуждое различий и множества. Он состоит из бесконечного числа «семян» — делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой. Как в «семени» находятся во­лосы, ногти, сухожилия, артерии, нервы, кости, так и во всех остальных вещах находится другое: например, в бе­лом заключается черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое, в легком — тяжелое.

    Жизнь мира, по Анаксагору, согласному в этом с Эмпедоклом и Гераклитом, есть процесс. Поэтому объяс­нить ее из одного существования частиц и их делимости невозможно. Кроме частиц необходимо признать сущест­вование отдельной от них силы, приводящей частицы в движение и производящей видимое в настоящее время состояние мира. Эту силу Анаксагор назвал «умом» (noys). Однако «ум» Анаксагора не столько целесообразно действующая и сознающая свои цели сила, сколько механическая причина, производящая одни лишь меха­нические действия.

    В исходном состоянии мира все вещи были смешаны и только «ум» не был смешан ни с чем и существовал сам по себе. Затем «ум», т. е. движущая сила, коснулся этой смеси, и в ней возникло круговое движение, вслед­ствие которого стали отделяться друг от друга ранее, смешанные плотное и редкое, теплое и холодное, свет­лое и темное, сухое и влажное. Так возникли две огром­ные области: область огненного эфира — теплого, свет­лого и сухого вещества и область воздуха — вещества более плотного, холодного, темного и влажного. В даль­нейшем путем сгущения выделились облака, из обла­ков — вода, из воды — земля и из земли — камни. Земля, по Анаксагору, плоская, имеет форму барабана и дер­жится на воздухе. Светила — камни, захваченные круговращением эфира. Солнце — раскаленная глыба величиной больше Пелопоннеса. В природе господствует необ­ходимость. «Судьба» ничего не определяет в мире и есть просто пустое имя. Солнечные астрономические представления Анаксагора казались большинству афинян не только нечестивыми, но и сума­сбродными. Впечатление, производимое учением Анак­сагора, усиливалось его утверждением, что религиозные мифы в эпосе Гомера должны пониматься не буквально, а как образно выраженное понятие о доблести и справедливости. Гениальна догадка Анаксагора, объясняв­шего превосходство человеческого разума над животным в том, что человек имеет руки. Таким образом, материали­стическое учение Анаксагора явилось выдающимся за­воеванием не только философской, но и естественнона­учной мысли его времени.

    В учении Эмпедокла и Анаксагора материализм при­обретает новые черты сравнительно с материализмом: ионийских ученых Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита. Во-первых, сильно рационализируются мифологические представления, связанные с философскими понятиями. Миф становится лишь поэтической формой понятия либо иносказанием, выражающим научную философскую истину. «Любовь» и «вражда» Эмпедок­ла — больше движущие силы, чем мифические божест­венные существа. Освобождение философских понятий от мифов особенно заметно у Анаксагора. Во-вторых, изменяется понятие о материальной первооснове. для большинства милетцев и для Гераклита первооснова — одно из веществ, известных нам из наблюдений: -вода, воздух, огонь. Уже у Эмпедокла четыре «корня» (или элемента) вещей состоят из множества частиц. Еще большую роль частицы играют в физике Анаксагора, со­гласно которой вещи состоят не из элементов, а именно из частиц.

    Учения Эмпедокла и Анаксагора о частицах подго­товили возникновение атомистического материализма Левкиппа и Демокрита, хотя в отличие от атомов Демо­крита частицы Эмпедокла и Анаксагора мыслились как способные к беспредельному делению.
    § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий

    (V–IV вв. до н. э.)
    В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений — народного

    собрания и суда, игравших большую роль в борьбе клас­сов и партий свободного населения,— породило потреб­ность в обучении людей, владеющих искусством судеб­ного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей — мастера красноречия, знатоки пра­ва и т. д. — становились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специально научные области, а так­же значение, какое в глазах образованных людей при­обрела в V в. до н. э. философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно не только учили полити­ческим знаниям и праву, но и связывали их с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали назы­вать софистами, т. е. мудрецами, учителями мудрости. Впоследствии писатели, отрицавшие демократический строй и его учреждения, перенесли свою вражду и на новых учителей, подготовлявших молодых людей к по­литической и судебной деятельности. Софистами они стали называть тех, кто в своих речах стремился не к выяснению истины, а к доказательству предвзятой, иной раз заведомо ложной точки зрения.

    Такая характеристика имела основание в том, что новые учители философии стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания. Говоря слова­ми Ленина, они субъективно применяли всестороннюю, универсальную гибкость понятий, гибкость, доходящую до тождества противоположностей (См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 99). Плохое впечатление на противников демократических новшеств производил также обычай новых учителей брать со своих учеников плату за обучение, в иных случаях очень высокую.

    Философское течение софистов неоднородно. Наибо­лее характерен для всех представителей этого течения тезис об относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Крупнейший представитель софистики Протагор выразил его следующими словами: «Человек есть мера всех вещей: существующих — в том, что они существуют, и несуществующих — в том, что они не существуют».

    Среди софистов различают старшую и младшую группы. К старшей относятся Протагор (481—411 до н. э.), Горгий, Гиппий и Продик. Учение Протагора сло­жилось на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, Протагор был материалистом и признавал текучесть материи и относительность всех восприятий. Он доказывал, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему ут­верждение.

    Пользовалось известностью рассуждение Горгия, ко­торый доказывал, что: 1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо; 3) если даже оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Софисты старшей группы были знатоками права, Протагор написал законы, определявшие демократиче­ский образ правления в афинской колонии Фурии в Южной Италии, и обосновал идею равенства свободный людей. Гиппий указал в своем определении закона на насильственное принуждение как на условие возможности законодательства. Софисты старшей группы пыта­лись критически исследовать религиозные верования. Сочинение Протагора о богах было публично сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал толко­вать персонажи религиозных мифов как олицетворение сил природы.

    Софисты младшей группы в учениях младших софистов (IV в. до н.э. ), о которых сохранились скудные данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов: Ликофрон доказывал, что знатность — вымысел, а Ал­кидам — что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Фрасимах распространил учение об относительности знаний на социально-этиче­ские нормы и утверждал, что справедливо то, что полез­но сильному, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия — демократиче­ские, аристократия — аристократические и т. д.

    Хотя некоторые софисты были крупные мыслители, их релятивизм часто вел к отрицанию познаваемости ве­щей и к субъективизму. В. И. Ленин отмечает, что, на­пример, учение Горгия есть не только релятивизм, но и скептицизм. Поэтому софисты подготавливали не только диалектику, но и беспринципные, порой совершенно нигилистические учения, которые теперь называются со­фистикой.

    § 5. Борьба материализма и идеализма

    в эпоху кризиса афинской рабовладельческой

    демократии
    Сократ
    Распространение учений софистов в греческих государствах, в том числе в Афинах, вызвало отпор со стороны не только материа­листов, но и объективных идеалистов. Первым крупным мыслителем, способствовавшим возникновению учений объективного идеализма, был афинянин Сократ (469— 399 до н. э.). Ваятель по профессии, Сократ выступил накануне Пелопоннесской войны в Афинах с изложени­ем философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленных учеников, часть которых оказались вра­гами афинской рабовладельческой демократии. Это обстоятельство, а также выступление самого Сократа против демократического строя восстановили против него пред­ставителей афинской рабовладельческой демократии, которые привлекли Сократа к суду. Сократ был обвинен в развращении юношества религиозным вольномыслием, в отрицании старых богов и почитании нового божества. По приговору суда Сократ в мае 399 г. выпил кубок яду.

    Так как сам Сократ ничего не писал, то содержание его учения может быть установлено только путем кри­тического сопоставления сообщений о Сократе, остав­ленных его учениками и современниками Ксенофонтом, Платоном, поэтом Аристофаном или же хорошо осве­домленными позднейшими писателями древности, преж­де всего Аристотелем. Сократ производил огромное впе­чатление логикой своей речи, иронией, искусным изобли­чением сбивчивости понятий у своих собеседников и ма­стерским расчленением вопроса, составлявшего предмет обсуждения. Будучи современником софистов, Сократ применял некоторые их приемы: свое учение он излагал в форме спора или беседы для выяснения вопроса. Его Учению присущи некоторые черты скептицизма, но вме­сте с тем он выступал и против софистов.

    Философия в понимании Сократа не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Поэтому Сократ выступает против ранних физи­ков, осуждает эмпирическое изучение природы, весьма невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Знать человек может только то, что в его власти. Но в его власти не внешняя природа, не мир, а душа. Поэтому истинное знание человек может иметь только о душе. Главная задача познания — самопознание: «по­знай самого себя». Знание есть обнаружение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их призна­ков). Таким образом, знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Опре­деление это особенно важно в этике. По Сократу, не только каждое отдельное действие должно руководить­ся известной целью, но, кроме того, должна существо­вать единая общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и которая представляет собой безу­словное высшее благо. Эта мысль резко отделяет учение Сократа от крайнего релятивизма софистов.

    В своей этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его понятия­ми о доблести и благе: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее, стал бы делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие к простому незнанию или к заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Этот этический рационализм Сократа вызывал удивление уже у древних. Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или в особого рода познания. Таким образом, в своей основной тенденции философия Сократа идеали­стична. Идеализм Сократа особенно проявляется в отка­зе от познания внешнего объективного мира, в сосредо­точенности на самопознании и в крайнем этическом рационализме. Основные положения Сократа получили дальнейшее развитие в так называемых сократических школах (мегарская, элидо-эретрийская, киническая, киренская). Крупнейшим продолжателем Сократа был Платон.
    Кинмки

    Название школа получила от насмешливого прозвища Пес, данного одному из ее представителей. Основателем кинической школы был Антисфен(вторая половина V— первая по­ловина IV в. до н. э.), слушавший софистов, а затем примкнувший к Сократу. Главное в учении Антисфена — отрицание реальности общего. Существуют единичные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняю­щее, что есть вещь. Поэтому применение к отдельным предметам, общих понятий невозможно: о всякой вещи может быть высказано только суждение тождества вро­де «конь есть конь», «стол есть стол». Учение об умопо­стигаемых формах, или «видах», несостоятельно, так как восприятию доступен единичный, чувственно восприни­маемый экземпляр «вида», но никак не самый «вид». Мудрость, согласно учению киников, состоит не в не­доступном человеку теоретическом знании, а лишь в по­знании блага. Истинное благо может быть только до­стоянием каждого отдельного лица, а целью доброде­тельной жизни может быть лишь спокойствие, основан­ное на отрешении от всего, что делает человека зависи­мым: от имущества, наслаждений, искусственных и ус­ловных понятий. Отсюда у киников мораль аскетизма, идеал простоты, граничащей с докультурным состояни­ем, презрение к большинству нужд и потребностей, кроме основных, насмешка над всеми условностями, над ре­лигиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.

    Киренская школа была основана Киренская школа уроженцем африканского города Кирены Аристиппом.Подобно киникам Аристипп исхо­дит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо. Так как орудием познания служат, по, Аристиппу, только наши ощущения и так как в ощущениях постигаются не свойства самих вещей, а лишь наши собственные, совершенно индиви­дуальные состояния, то критерием блага может считать­ся только испытываемое нами при ощущении наслажде­ние или страдание. Наслаждение простирается не на прошлое и не на будущее, а лишь на настоящее. Только отдельное, заполняющее данный миг удовольствие име­ет цену и должно быть предметом стремлений. Так как ни прошлое, ни будущее нам не принадлежат, то ни рас­каяние, ни надежда на будущее, ни страх перед буду­щим не имеют никакого смысла. Цель жизни — в на­слаждении настоящим. Средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отка­заться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов и к тому, чтобы воспользоваться удовольствием, если позволят обстоятельства, и к тому, чтобы с легким и беспечальным сердцем от него отказаться. Из учения Аристиппа последователь его Феодор вывел отрицание существования богов и необязательность для мудреца этических норм.

    Скудны наши сведения о возникших после смерти Сократа сократовских школах — мегарской и элидо-эретрийской. В основанной уроженцем Мегары Евклидом(не смешивать с математиком Евклидом!) мегарской школы доказывалось, что предметом знания может быть только общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпа­дает с единым благом и по своей природе неизменно. Невозможны ни чувственный мир, ни возникновение, ги­бель, движение и изменение, о которых говорят ощуще­ния. Основной тезис школы идеалистический, так как под «общим» мегарцы понимают «бестелесные виды» (asoruata eide). Для обоснования своих положений ме­гарцы изобрели множество доводов, в которых они вплотную подошли к некоторым важным проблемам ло­гики.

    Элидо-эретрийская школа, основанная Федономиз Элиды, близко примыкает к мегарской и не прибавила к ее учениям оригинальных идей. Сторонники школы развивали взгляд на единство доблести и блага.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта