Главная страница
Навигация по странице:

  • Политические и социологические учения

  • Никколо Макиавелли

  • Жан Боден

  • Томас Мюнцер

  • Томмазо Кампанелла

  • Краткий очерк истории философии учебник (2). Под редакцией


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПод редакцией
    АнкорКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    ТипКнига
    #18611
    страница14 из 29
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   29

    Изменения в сфере идеологии



    Радикальные социально-экономические и технические изменения имели своим следствием коренной пе­релом и в духовной жизни европейских народов. Если в эпоху феодализма религия была безраздельно господствующей идеологией, то теперь «духовная диктатура церкви была сломлена» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 346). Возникновение новых форм политической организации господствующего класса — сильных национальных абсолютистских монархий в Ис­пании, Франции, Англии и некоторых других странах, укрепление централизованной государственной власти вообще привели к значительному ослаблению экономического могущества и политического влияния римско-католической церкви, которая на протяжении всего средневековья была определяющей идеологической си­лой и высшей санкцией феодализма в Европе. Ее идео­логическое влияние было серьезно подорвано также в результате реформатских движений, имевших место в первой половине XVI в. Движения эти — лютеранское, цвинглианское и особенно кальвинистское — отражали стремление крепнущей буржуазии освободиться от опе­ки римско-католической церкви как орудия феодализма и учредить свою собственную, буржуазную церковную организацию.

    Победа реформатских движений лишила римско-католическую курию власти в ряде стран и областей Европы. Хотя реформатские движения имели антифео­дальный характер, они развертывались целиком в пре­делах религиозной идеологии. Первые буржуазные ре­волюции также происходили под религиозными лозун­гами и знаменами. Как писал Энгельс, «новый класс еще долго оставался связанным путами всесильной тео­логии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. I, 1937, стр. 295.). О силе религиозной идеологии в рассматри­ваемую эпоху свидетельствует тот факт, что многочис­ленные движения народных низов (так называемая народная реформация) свое идеологическое обоснова­ние также искали в религиозных представлениях и по­ложениях.

    Возникновение буржуазной гуманистической культуры



    Отмеченные выше социально-экономические изменения привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. Если в средние века ученые и философы, как правило, были служителями церкви, то теперь появи­лась прослойка интеллигенции, непосредственно связан­ная с наукой и искусством и, как правило, не связанная или мало связанная с церковью. В этот период возни­кает новая культура, получившая название гуманизма. Этим термином обозначалась светская образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености.

    Особенность этой ранней буржуазной культуры заключалась в широком использовании античного куль­турного наследия. Античная, «языческая» культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. Зна­чение античного культурного наследия было столь ве­лико, что вся эта эпоха часто определяется как эпоха Возрождения (или Ренессанса), что указывает на воз­рождение многих сторон богатой античной культуры после более чем тысячелетнего забвения.

    Ранняя буржуазная культура по многогранности, глубине и ценности своих достижений далеко превосхо­дила церковно-феодальную культуру. Она включала в себя блестящие достижения в области художественной литературы, живописи, скульптуры и архитектуры, нау­ки и философии. Определяющий элемент этой культу­ры— признание интересов и прав человеческой лично­сти, игнорировавшихся господствовавшими феодальны­ми порядками и религиозной моралью аскетизма.

    Выдвинутый идеологами нарождающейся буржуазии идеал всесторонне развитой личности оказался истори­чески ограниченным, ибо гармоническое развитие было тогда осуществимо лишь для немногих лиц, а не для всего народа. Уже в эту эпоху обнаружилось, что ха­рактерная черта буржуазной культуры — индивидуа­лизм. Однако в тех условиях индивидуализм был прогрессивным явлением, поскольку он выражал необ­ходимость освобождения человека от средневековых цеховых, сословных и церковных оков.
    Политические и социологические учения
    Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о сущности общества, о природе человека и т. д. Один из главных моментов нового взгляда на общество — понимание общества как суммы независимых друг от друга индивидов.

    Одним из первых буржуазных политических идеологов стал флорентиец Никколо Макиавелли(1469—1527). В своих произведениях («Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь») Макиавелли доказывал, что побудительные мотивы деятельности людей — это эгоизм, материальный интерес. Люди, писал он, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Таким образом, Макиавелли объявлял естественными свойствами человеческой природы основные черты складывавшегося в эту эпоху буржуазного индивидуализма.

    Флорентийский социолог отвергает средневековую теократическую концепцию, согласно которой государ­ство зависит от церкви как высшей власти на земле. Он обосновывает необходимость светского государст­ва, противопоставляя теологическому пониманию госу­дарственной власти юридическое мировоззрение, отде­ляющее правовые установления от предписаний рели­гии, которым отныне придается преимущественно моральный смысл. Маркс указывает, что у политиче­ских мыслителей нового времени, начиная с Макиавел­ли, «сила изображалась как основа права; тем самым теоретическое рассмотрение политики освобождено от морали...» ( К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т, 3, стр. 314). Действительно, поскольку благополучие и могущество государства составляют, по учению Макиа­велли, высший закон политики, для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые амораль­ные, средства — подкупы, убийства, отравления, веро­ломство. Государь, вставший на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Политика, которую рекомен­дует ему Макиавелли,— политика кнута и пряника. Основы ее и получили наименование макиавеллизма — беззастенчивого и не разбирающегося в средствах дос­тижения политических целей. Макиавелли не изобрел этих принципов, а лишь возвел в идеал некоторые мрачные черты современной ему итальянской политиче­ской жизни и вместе с тем предвосхитил многие типичные черты буржуазной политики последующих времен. Крупными представителями общественной мысли XVI в., обосновавшими необходимость создания сильно­го централизованного государства, были во Франции Жан Боден(1530—1596), в Польше Анджей Моджевский (1503—1572).
    Отражение интересов народа в политико-социологической мысли. Утопический социализм.
    Народные массы стран Европы — крестьянство, ремесленники, предпролетариат, жестоко страдавшие от усиливавшейся эксплуатации, тоже выдвинули своих идеологов. Одним из них был Томас Мюнцер(ок. 1490—1525) — крупнейший деятель «народной реформации» в период Великой крестьянской войны в Германии. Решительно отмежевываясь от бюргерской реформации, идеологом которой был Мартин Лютер, Мюнцер сформулировал радикальную политическую программу. Она содержала требования отмены частной собственности, обобществле­ния имущества, ликвидации сословных различий, чуж­дой народу государственной власти, введения всеобщего равенства. Сопротивление господствующих классов этой программе должно быть подавлено вооруженной силой народа. По характеристике Энгельса, социальный идеал Мюнцера представлял собой предвосхищение коммуниз­ма фантазией. Идеологическое обоснование этого идеала у Мюнцера, как и у множества других средневековых «еретиков», выступавших против феодальной эксплуата­ции,— религиозно-пантеистическое. Согласно пантеисти­ческим воззрениям, бог тождествен миру, рассматривае­мому как целое. Каждая часть мира должна действовать в интересах целого. Именно так должно обстоять дело в обществе. Эгоистическое преследование собственных интересов, которое для Макиавелли было высшей целью общественной жизни, по учению Мюнцера, представляет собой извращение «божественного закона», «безбожие». С этой точки зрения «безбожна» всякая частная собст­венность.

    Более глубокие принципы переустройства общества в интересах народа сформулировал английский гуманист и государственный деятель Томас Мор(1478—1535) в книге «Утопия», которая сделала ее автора первым представителем утопического социализма. «Утопия» Мора отразила конкретные социально-экономические условия, сложившиеся в Англии в XVI в. Но гораздо важнее то, что в этой книге нашла свое воплощение мечта о лучшем общественном строе.

    Мор глубоко сочувствует страданиям широких масс английских крестьян, которые путем так называемого огораживания изгонялись помещиками с их земель; многие земли превращались в пастбища для овец, разведение которых сильно увеличилось ввиду резкого роста текстильного производства. Однако историческое значение «Утопии» состоит не столько в разоблачении тех средств, какими господствующие классы Англии до­стигали своего обогащения, сколько в том, что ее автор прозорливо указал на частную собственность как на основную причину бедствий народа и всех социаль­ных зол.

    Отсутствие частной собственности — главная особен­ность общественного строя, который нарисован в «Уто­пии». На этом воображаемом острове труд есть обязан­ность всех членов общества. Хорошая организация труда всех членов общества позволяет сократить про­должительность рабочего дня до шести часов. Произ­водство, однако, Мор мыслит лишь как ремесленное производство, которое к тому времени было уже зна­чительно разрушено капиталистической мануфактурой. Государство осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов, непосредственной организацией производства занимаются местные общи­ны. В противоположность религиозно-аскетическим представлениям средневековья Мор утверждает, что жители Утопии живут в полном согласии со своей при­родой, стремятся к здоровым наслаждениям и т. п. Весьма знаменательно и характерно, что социалистиче­ская мысль уже у своих истоков была неразрывно свя­зана с гуманизмом.

    Другим видным теоретиком утопического социализ­ма был итальянский философ и социолог Томмазо Кампанелла(1568—1639). Уроженец юга Италии, нахо­дившегося. Тогда под властью испанской монархии, Кампанелла стал во главе большого заговора, имев­шего своей целью освобождение страны от испанского ига. Из-за предательства заговор потерпел неудачу. Кампанелла был брошен в тюрьму, где он провел в общей сложности 27 лет. Здесь в 1602 г. он написал свой главный труд — «Город Солнца». Как и в «Уто­пии», в «Городе Солнца» нет частной собственности. Люди живут общиной, труд не только обязанность, но и потребность всех членов общины, поскольку уваже­ние к труду прививается с детского возраста. В отли­чие от Мора Кампанелла придает значение техниче­ским изобретениям. Он говорит о самодвижущихся парусных телегах, о кораблях, приводимых в движение особыми механизмами, об искусстве соляриев (жителей города Солнца) летать по воздуху, об удивительных подзорных и слуховых трубах, позволяющих слышать «небесную гармонию», и т. п.

    Обоснование социального идеала у Кампанеллы, как и у Мюнцера, пантеистическое. Жизнь общиной основана на божественно-природном законе, согласно которо­му целое всегда выше любой из своих частей. Каждый человек, прежде всего член коллектива.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   29


    написать администратору сайта