Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Бруно о бесконечности Вселенной

  • Натурфилософские взгляды Бруно

  • Теория познания и диалектика Бруно

  • Леонардо да Винчи Среди блестящего созвездия художников, скульпторов и ученых выделяется своей многосторонностью и ученостью Леонардо да Винчи

  • Галилей Основоположником эксперимен­тально-математического метода ис­следования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей

  • Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике

  • Проблемы познания и метода Галилея

  • Галилей как представитель механистического материализма

  • Краткий очерк истории философии учебник (2). Под редакцией


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПод редакцией
    АнкорКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    ТипКнига
    #18611
    страница16 из 29
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29
    Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника

    Значение гелиоцентрической теории вышло далеко за рамки астрономии. По словам Энгельса, польский ученый бросил «вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теоло­гии...» (Там же С.347)г. Теория Коперника оказала значительное воздействие на развитие философских идей и способство­вала углублению материалистического мировоззрения. Отношение католической церкви к теории Коперника первоначально было двойственным. С одной стороны, будучи заинтересованы в реформе календаря, церковники, как и многие ученые, обратили внимание на то, что кни­га Коперника дает возможность более точно вычислять движение планет, чем система Аристотеля — Птолемея. С другой стороны, многие церковники сразу поняли враждебность гелиоцентрической теории Коперника всей системе христианских взглядов на мир. Поэтому церковь рьяно защищала систему Аристотеля — Птолемея, по­скольку система эта составляла один из ее главных ми­ровоззренческих устоев.

    Опровергая непосредственно чувственные представле­ния людей о неподвижности Земли и движении Солнца, открытие Коперника укрепляло и усиливало убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Этот гносеологический оптимизм, развивавшийся в дальней­шем в науке и философии, постепенно привел к выявле­нию материалистических революционных идей, вытекав­ших из теории Коперника. Но для того чтобы это про­изошло, наука и философия должны были преодолеть два фундаментальных заблуждения Коперника, свиде­тельствовавших о силе традиционных религиозных пред­ставлений, которые базировались на концепции Аристо­теля— Птолемея: 1. Хотя астрономические наблюдения убедили Коперника в том, что небо «неподвижных звезд» необъятно по сравнению с Землей, а расстояние до него неизмеримо велико по сравнению с расстоянием от Земли до Солнца, все же в принципе Коперник раз­делял господствующее убеждение в конечности мироздания. 2. Хотя Земля, согласно учению Коперника, и перестала быть центром Вселенной, но в принципе такой центр сохранялся. Им становилось Солнце. Коперник сохранил и аристотелевские идеально круговые орби­ты обращения планет вокруг Солнца, в связи с чем вы­нужден был сохранить часть эпициклов (малых кру­гов), которые будто бы совершают планеты в своем иде­ально круговом движении вокруг Солнца.

    Опровержение этих ошибочных утверждений Коперника и тем самым дальнейшее развитие и выявление ре­волюционизирующей сущности его системы выпало на долю великого итальянского мыслителя Джордано Бруно.
    Джордано Бруно
    Характеризуя эпоху Возрождения, Энгельс указывает, что это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породи­ла титанов по силе мысли, страсти и характеру...» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 346.).. Сре­ди этих титанов особенно почетное место принадлежит Джордано Бруно (1548—1600). В юности он был мона­хом доминиканского ордена, затем под влиянием гума­нистической идеологии, итальянской натурфилософии и теории Коперника вступил в конфликт с католической церковью, сбросил монашеский сан и бежал из Италии. Более пятнадцати лет Бруно жил в Швейцарии, Франции, Англии, Германии, развивая кипучую философско-пропагандистскую деятельность, которая создала ему множество врагов среди церковников и схоластов, от­стаивавших теологическое мировоззрение. Тоскуя по ро­дине, философ в 1592 г. возвратился в Италию и вскоре попал в руки инквизиции, которая, продержав его во­семь лет в застенках, осудила затем на сожжение.

    Мировоззрение Бруно в целом материалистическое, но по форме это пантеизм. У Бруно бог окончательно «переселяется» в природу, которая, по его словам, есть «бог в вещах». Из всех натурфилософов этой эпохи Бру­но наиболее последовательно растворяет бога в природе.

    Учение Бруно о бесконечности Вселенной
    Один из наиболее важных выводов, сделанных Бруно из пантеизма, состоит в решительном утверждении синтеза о бесконечности природы. Если у Николая Кузанского учение о бесконечности ми­ра было еще туманным, полутеологическим учением, то у Бруно оно вполне натуралистично: оно формулируется как учение лишь о природе. В своем учении о бесконеч­ности природы Бруно не только развивает идеи панте­изма, но и сознательно примыкает к представлениям о бесконечности пространства и бесчисленности миров, сформулированным в древности Демокритом, Эпикуром и Лукрецием. Итальянский мыслитель не просто воскре­шал эти учения, а развил дальше и сделал их одним из главных устоев своего материалистического,

    антитеоло­гического мировоззрения. Идя по этому пути, Бруно ос­вободил теорию Коперника от пережитков схоластической космологии. Он отказывается от воззрения польского астронома, согласно которому Солнце представляет абсолютный центр Вселенной. Такого центра во Все­ленной, по мнению Бруно, вообще нет. Любая ее плане­та и даже любая точка может быть истолкована наблю­дателем, находящимся на ней, как центр Вселенной, Солнце, следовательно, не абсолютный, а лишь относи­тельный центр Вселенной, т. е. центр нашей планетной системы. Поэтому наше Солнце не единственное во Все­ленной. То, что Аристотелю, Птолемею, схоластикам, да еще и Копернику представлялось последней, замыкаю­щей Вселенную сферой неподвижных звезд, Бруно объ­явил солнцами других, удаленных от нас на колоссаль­ные расстояния миров. Не только наша Земля — «рядовая» планета Солнечной системы, как учил Коперник, но и Солнце лишь одна из бесчисленных звезд. Вселен­ная не имеет никаких границ, число миров в ней бес­конечно. Как писал впоследствии Ломоносов:

    Открылась бездна, звезд полна;

    Звездам числа нет, бездне дна...

    Бруно, чье смелое воззрение разбило хрустальную твердь Вселенной, которая считалась созданной богом и ограниченной в пространстве, и раздвигало ее пределы до бесконечности, утверждал также, что не только наше Солнце имеет сопутствующие ему планеты, но и звезды, как далекие от нас солнца, также имеют свои спутники. Воззрение это было подтверждено астрономией только в середине нашего века. Как правильно считал Бруно, мы не видим этих планет вследствие колоссальности их расстояний от нас, к тому же планеты тонут в блеске звездных лучей. Наша Земля, отбрасывая солнечные лу­чи со своей поверхности, тоже светится в мировом .про­странстве, правильно заключил итальянский мыслитель, воззрения которого представляют пример плодотворного влияния философии на астрономию. Настроение челове­ка, осознавшего бесконечность Вселенной и бесчислен­ность составляющих ее миров, философ-поэт передал в следующих вдохновенных строках:

    Хоры блуждающих звезд, я к вам свой полет направляю,

    К вам поднимусь, если вы верный укажете путь.

    Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованья

    Пусть вдохновляют мой взлет в бездны далеких миров.

    То, что так долго от нас время скупое скрывало,

    Я обнаружить хочу в темных его тайниках..

    (Джордано Бруно, Диалоги. М., 1949, С.168.)
    Натурфилософские взгляды Бруно
    В учении о Вселенной итальянский мыслитель высказал еще одну очень важную мысль, порывавшую с аристотелевско-схоластическим представлением о принци­пиальной противоположности вещества Земли, состоя­вшего из земли, воды, воздуха и огня, с одной стороны, и вещества неба, планет и звезд, состоящих из нетленного эфира,— с другой. В противовес этим взглядам Бруно доказывал физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из этих пяти элементов. Эфир служит лишь связующей сре­дой между четырьмя элементами, всеми планетами и всеми мирами; таким образом, пустота исключается.

    Бруно полагал, что другие миры также населены, обитаемы. Этот его взгляд вытекал из убеждения во все­общей одушевленности природы, из гилозоизма, которо­го он придерживался, как и другие натурфилософы этой эпохи. «Мир одушевлен вместе с его членами» (Джордано Бруно. Диалоги, стр. 208). Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи. Примыкая к платоновскому учению о мировой душе, Бруно пытался решить значительные трудности, вставшие перед ним в объяснении движущегося, изменяющегося и развиваю­щегося мира. Одна из них состояла в невозможности объяснить причины движений планет, Солнца и звезд в эпоху, когда еще не был открыт закон всемирного тя­готения. Мировая душа во Вселенной и души отдельных планет и звезд как ее части полностью объясняют, со­гласно Бруно, это движение. Однако, подчеркивая дея­тельный характер духовного начала, Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существо­вании. По-новому понимал Бруно и материю. Пантеис­тически растворяя бога в природе, он в противополож­ность схоластикам рассматривал материю не как пас­сивное, аморфное начало, приобретающее ту или иную определенность благодаря воздействию создаваемых богом форм и само по себе ни к чему не способное, а как начало активное, самостоятельное и самодеятель­ное. Антисхоластическая направленность учения Бруно о материи состоит также в подчеркивании неразрывно­сти материи и формы. Форма, согласно Бруно, не мо­жет существовать вне материи, как и материя немыс­лима вне той или иной формы. Причем в единстве материи и формы ведущая роль принадлежит материи, которая «творит все из собственного лона». Бруно назы­вает материю родительницей и матерью всех вещей способной бесконечно производить все новые и новые формы.

    Теория познания и диалектика Бруно
    В области теории познания Бруно исходит из положения о человеке как необъемлемой части природы, как о микрокосме (малом мире), отражающем макро­косм (большой мир). Это воззрение разделялось и дру­гими натурфилософами. Бруно признавал те же ступени познания, о которых учил Николай Кузанский: чувства, рассудок и разум (интеллект). Но он противопоставлял чувства разуму. Чувственное восприятие — малонадеж­ный источник познания. Горизонт чувств весьма ограни­чен, они не способны охватить громадные расстояния во Вселенной и совершенно не способны воспринять беско­нечность. Чувства, например, обманывают нас относи­тельно неподвижности Земли и движения Солнца. По­следнее суждение и здесь, как и в остальных случаях, принадлежит разуму.

    Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к диалектике совпадения противоположностей и в беско­нечно большом, и в бесконечно малом. Если у Николая Кузанского учение о совпадении противоположностей было составной частью его учения о боге, то у Бруно оно вполне натуралистично, составляя один из наиболее су­щественных элементов его учения о природе. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы,— пишет он,— пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» (Джордано Бруно. Диалоги, стр. 291). Если Кузанский черпал примеры совпадения противоположностей почти исключительно из области математики, то Бруно нахо­дит их во всех областях природы и человеческой дея­тельности. Какую бы область действительности мы ни взяли, одна противоположность есть начало другой. Уничтожение кладет начало возникновению и, наоборот, любовь — ненависти и т. д. Источник этой связи проти­воположностей, их внутреннего родства — бесконечная субстанция. В бесконечности отождествляются и слива­ются часть и целое, прямая и окружность, центр и пери­ферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъ­ект и объект и т. п.

    Философские идеи в трудах естествоиспытателей
    В рассматриваемую эпоху наряду с натурфилософами ряд глубоких философских идей высказали и круп­ные ученые-естествоиспытатели Ле­онардо да Винчи, Галилей и др. В отличие от натурфи­лософов эти мыслители: 1) теснее были связаны с прак­тическими, производственными запросами своей эпохи; 2) не строили широких умозрительных концепций, пы­тавшихся охватить природу в целом и включавших по­этому значительные элементы фантастики; 3) сформу­лировали ценные методологические идеи и выдвинули такие принципы истолкования природы, которые знаме­новали новый этап в развитии материализма. В эпоху Возрождения исключительного развития до­стигло искусство. Такие его отрасли, как живопись, ар­хитектура, скульптура, развивались в тесной связи с математикой, механикой, анатомией, медициной, зачатками химии, часто объединялись в деятельности одного чело­века. Говоря о деятелях этой эпохи как о титанах «по многосторонности и учености», Энгельс указывает, что «люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 346.)
    Леонардо да Винчи
    Среди блестящего созвездия художников, скульпторов и ученых выделяется своей многосторонностью и ученостью Леонардо да Винчи (1452—1519). Образование он получил в ху­дожественной мастерской во Флоренции. Леонардо не только изучил здесь искусство живописи, но и получил серьезные научные познания в области математики и анатомии. В дальнейшем художник начал работать и над техническими проблемами. Он построил ряд машин и приспособлений, облегчающих труд и увеличивающих его производительность. Круг научно-технических инте­ресов великого итальянского художника был очень боль­шим, включавшим в себя всю область доступных тогда знаний. Многие из его технических проектов (например, проекты летательного аппарата и парашюта) на целые века опередили его эпоху. Среди множества других художников, инженеров и изобретателей Леонардо выделялся глубоким осознани­ем методологических основ многочисленных технических проектов, изобретений и устройств, характерных для изучаемой эпохи. В силу этого он стал пионером совре­менного естествознания, первым мыслителем, предвосхи­тившим экспериментально-математический метод иссле­дования природы, а также виднейшим представителем эстетической мысли своей эпохи.

    Леонардо да Винчи отличался от подавляющего большинства современников враждебным отношением к астрологии, магии и алхимии, имевшим в эту эпоху гро­мадное влияние. Он их рассматривал как лженауки, со­вершенно бесполезные для человечества. Смысл научной деятельности великий ученый видел, прежде всего, в той практической пользе, какую она может оказать челове­честву. Он обосновывал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысле­ния как главного пути открытия новых истин. «Влюблен­ные в практику без науки,— писал он,— словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он нико­гда не уверен, куда плывет... Наука — полководец, и практика — солдаты» (Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произве­дения. М., 1955, стр. 23). Математику он считал той наи­более достоверной наукой, какая необходима в первую очередь для осмысления и обобщения опыта.

    Огромна роль Леонардо да Винчи в развитии худо­жественно-эстетической мысли эпохи Возрождения. Из­вестно, что реалистическое искусство достигло в эту эпо­ху исключительного блеска и процветания. Как автор «Тайной вечери», портрета Моны Лизы («Джоконда») и ряда других шедевров живописи Леонардо оказал мо­гучее влияние на художников, как в Италии, так и за ее пределами. Он выступил также как крупный теоретик искусства. Реалистическую сущность эстетики великого художника выражает его убеждение в том, что и искус­ство подобно науке служит делу познания реального ми­ра. Но искусство и наука изучают разные стороны этого мира, пользуются различными средствами. Наука про­никает в глубь предметов, созданных природой, изучает их количественные закономерности; искусство же пости­гает качественные особенности тех же предметов. Благо­даря этому обнаруживается красота природы, в на­слаждении которой гуманисты эпохи Возрождения в противовес средневековому аскетизму видели одну из первостепенных целей человеческой жизни. Как ученый, Леонардо удивляется «мудрости» законов природы, а как художник, он восхищается красотой природы и че­ловека. Подчеркивая индивидуальность и красоту души и тела человека, Леонардо изучает их и как ученый, и как художник. Пропорции человеческого тела он изо­бражает как великолепный анатом и первоклассный ма­стер рисунка, а неповторимость и красоту человеческой души в своих непревзойденных картинах — как велико­лепный психолог и живописец.

    Галилей
    Основоположником эксперимен­тально-математического метода ис­следования природы был великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642). Леонардо да Винчи дал лишь наброски такого метода изучения природы, Галилей же оставил развернутое изложение этого метода и сформулировал важнейшие принципы механистического истолкования мира. Галилей родился в семье обедневшего дворянина в городе Пизе (недалеко от Флоренции). Убедившись в бесплодности схоластической учености, он углубился в математические науки. Став в дальнейшем профессором математики Падуанского университета, ученый развер­нул активную научно-исследовательскую деятельность, особенно в области механики и астрономии.
    Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
    Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано прогресса материалистического мировоззрения вообще огромное значение имели астрономи­ческие открытия, сделанные Галилеем с помощью скон­струированного им телескопа. Он обнаружил кратеры и хребты на Луне (в его представлении — «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопления звезд, образу­ющих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце и т. д. Благодаря этим открытиям Галилей стяжал всеевропейскую славу «Колумба неба». Астрономические открытия Галилея, в первую очередь спутников Юпитера, стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника, а яв­ления, наблюдаемые на Луне, представлявшейся плане­той, вполне аналогичной Земле, и пятна на Солнце под­тверждали идею Бруно о физической однородности Зем­ли и неба. Открытие же звездного состава Млечного Пути явилось косвенным доказательством бесчисленности миров во Вселенной.

    Указанные открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластиками и церковника­ми, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую кар­тину мира. Если до сих пор католическая церковь по из­ложенным выше причинам была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Ко­перника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи счи­тали, что доказать эту гипотезу невозможно, то теперь, когда эти доказательства появились, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Ко­перника даже в качестве гипотезы, а сама книга Копер­ника вносится в «Список запрещенных книг» (1616 г.). Все это поставило деятельность Галилея под удар, но он продолжал работать над совершенствованием доказа­тельств истинности теории Коперника. В этом отноше­нии огромную роль сыграли работы Галилея и в области механики.

    Господствовавшая в эту эпоху схоластическая физи­ка, основывавшаяся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, была засорена представле­ниями о движении вещей в соответствии с их «приро­дой» и целью, о естественной тяжести и легкости тел, о «боязни пустоты», о совершенстве кругового движения и другими ненаучными домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и библей­скими мифами. Галилей путем ряда блестящих экспери­ментов постепенно распутал его и создал важнейшую отрасль механики — динамику, т. е. учение о движении тел.

    Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов: пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде (вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения, сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его (что впоследствии получило название закона инер­ции), и др.

    Философское значение законов механики, открытых Галилеем, и законов движения планет вокруг Солнца, открытых Иоганном Кеплером (1571 —1630), было громадным. Понятие закономерности, естественней необхо­димости родилось, можно сказать, вместе с возникнове­нием философии. Но эти первоначальные понятия были не свободны от значительных элементов антропоморфиз­ма и мифологии, что послужило одним из гносеологиче­ских оснований их дальнейшего толкования в идеали­стическом духе. Открытие же законов механики Галиле­ем и законов движения планет Кеплером, давшими строго математическую трактовку понятия этих законов и освободившими понимание их от элементов антропо­морфизма, увязывается с чисто физическими представ­лениями. Тем самым впервые в истории развития чело­веческого познания понятие закона природы приобрета­ло строго научное содержание.

    Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории Коперника, которая была непо­нятна большинству людей, не знавших этих законов.. Например, с точки зрения «здравого рассудка» кажется совершенно естественным, что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состо­ял один из самых «сильных» аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что равномерное дви­жение тела нисколько не отражается на процессах, со­вершающихся на его поверхности. Например, на движу­щемся корабле падение тел происходит так же, как и на неподвижном. Поэтому трудно обнаружить равно­мерное и прямолинейное движение Земли на самой Земле.

    Все эти идеи великий ученый сформулировал в «Диа­логе о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой» (1632), научно доказавшем истинность теории Коперника. Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизицией; в 1633 г. состоялся его знаменитый процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих «за­блуждений». Его книга была запрещена, однако при­остановить дальнейшее торжество идей Коперника, Бру­но и Галилея церковь уже не могла. Итальянский мыс­литель фактически вышел победителем.

    Проблемы познания и метода Галилея

    Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку и религию. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии. В позна­нии природы человек должен руководствоваться только собственным разумом. Предмет науки — природа и че­ловек. Предмет религии — «благочестие и послушание», сфера моральных поступков человека.

    Исходя из этого, Галилей пришел к выводу о воз­можности безграничного познания природы. Мыслитель и здесь вступал в конфликт с господствовавшими схоластическо-догматическими представлениями о незыблемо­сти положений «божественной истины», зафиксирован­ных в Библии, в произведениях «отцов церкви», схоластизированного Аристотеля и других «авторитетов». Исходя из идеи о бесконечности Вселенной, великий итальянский ученый выдвинул глубокую гносеологиче­скую идею о том, что познание истины есть бесконеч­ный процесс. Эта противоречащая схоластике установ­ка Галилея привела его и к утверждению нового мето­да познания истины.

    Подобно многим другим мыслителям эпохи Возрож­дения Галилей отрицательно относился к схоластиче­ской силлогистической логике. Традиционная логика, по его словам, пригодна для исправления логически несо­вершенных мыслей, незаменима при передаче другим уже открытых истин, но она не способна приводить к открытию новых истин, а тем самым и к изобретению новых вещей. А именно к открытию новых истин и долж­на, согласно Галилею, приводить подлинно научная ме­тодология.

    При разработке такой методологии Галилей высту­пил убежденным, страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Стрем­ление к опытному исследованию природы было свойст­венно, правда, и другим передовым мыслителям эпохи Возрождения, но заслуга Галилея состоит в том, что он разработал принципы научного исследования природы, о которых мечтал Леонардо. Если подавляющее боль­шинство мыслителей эпохи Возрождения, подчеркивав­ших значение опыта в познании природы, имели в виду опыт как простое наблюдение ее явлений, пассивное вос­приятие их, то Галилей всей своей деятельностью ученого, открывшего ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента, т. е. планомерно поставленного опыта, посредством которого исследова­тель как бы задает природе интересующие его вопросы и получает ответы на них.

    Исследуя природу, ученый, по мнению Галилея, дол­жен пользоваться двойным методом: резолютивным (аналитическим) и композитивным (синтетическим). Под композитивным методом Галилей подразумевает де­дукцию. Но он понимает ее не как простую силлогисти­ку, вполне приемлемую и для схоластики, а как путь математического исчисления фактов, интересующих уче­ного. Многие мыслители этой эпохи, возрождая антич­ные традиции пифагореизма, мечтали о таком исчислении, но только Галилей поставил его на научную почву. Ученый показал громадное значение количественного анализа, точного определения количественных отношений при изучении явлений природы. Тем самым он на­шел научную точку соприкосновения опытно-индуктив­ного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связать абстрактное на­учное мышление с конкретным восприятием явлений и процессов природы.

    Однако разработанная Галилеем научная методоло­гия носила в основном односторонне аналитический ха­рактер. Эта особенность его методологии гармонировала с начавшимся в эту эпоху расцветом мануфактурного производства, с определяющим для него расчленением производственного процесса на ряд операций. Возник­новение этой методологии было связано и со специфи­кой самого научного познания, начинающегося с выяс­нения наиболее простой формы движения материи — с перемещения тел в пространстве, изучаемого механикой.
    Галилей как представитель механистического материализма
    Отмеченная особенность разработанной Галилеем методологии определила и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно охарактеризовать как черты механисти­ческого материализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, телесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель возрождал здесь воззрения античных атомистов. Но в отличие от них Га­лилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой. Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком, знаки которого суть тре­угольники, круги и другие математические фигуры.

    Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее бесконечное качественное многооб­разие, Галилей, в известной мере опираясь на Демокри­та, первым из философов нового времени развивает по­ложение о субъективности цвета, запаха, звука и т. д. В произведении «Пробирщик» (1623) мыслитель указы­вает, что частицам материи присущи определенная фор­ма, величина, они занимают определенное место в про­странстве, движутся или покоятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, которые, таким образом, не существенны для материи. Все чувственные качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.

    Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества принципиально отличается от воззрений натурфилосо­фов, приписывавших материи, природе не только объ­ективные качества, но и одушевленность. В механисти­ческом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется, и материя перестает, выражаясь словами Маркса, улы­баться человеку своим поэтически-чувственным блеском.

    Механистический характер воззрений Галилея, а так­же идеологическая незрелость класса буржуазии, миро­воззрение которого он выражал, не позволили ему пол­ностью освободиться от теологического представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафизичности его воззрений на мир, согласно которым в природе, со­стоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ни­что не уничтожается и ничего нового не нарождается. Антиисторизм присущ и Галилееву пониманию челове­ческого познания. Так, Галилей высказывал мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических истин. Эта метафизическая точка зре­ния открывала возможность апелляции к богу как по­следнему источнику наиболее достоверных истин. Еще яснее эта идеалистическая тенденция проявляется у Га­лилея в его понимании происхождения Солнечной си­стемы. Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечно­сти Вселенной, однако это убеждение сочеталось у него с представлением о неизменности круговых орбит планет и скоростей их движения. Стремясь объяснить устройст­во Вселенной, Галилей утверждал, что бог, когда-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а плане­там сообщил движение по направлению к Солнцу, изме­нив в определенной точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объективными закономерностями, изучение которых дело только науки.

    Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Этого взгляда придерживались затем большинство мыслителей ХУ11 – Ху11 вв. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистиче­скому и метафизическому материализму XVII—ХУ11 вв.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29


    написать администратору сайта