Главная страница
Навигация по странице:

  • Фудзивара Сэйка

  • § 4. Философская мысль в Византии

  • Михаил Псёлл

  • § 5. Философская мысль в Иране

  • § 6. Философия в арабских странах

  • Арабоязычная философия на Западе

  • Ибн-Баджи

  • Краткий очерк истории философии учебник (2). Под редакцией


    Скачать 1.9 Mb.
    НазваниеПод редакцией
    АнкорКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    Дата28.04.2018
    Размер1.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКраткий очерк истории философии учебник (2).doc
    ТипКнига
    #18611
    страница10 из 29
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   29
    § 3. Философская мысль в Японии

    Философская мысль в Японии зародилась в эпоху феодализма под влиянием китайской, индийской и ко­рейской философии. Господствующей идеологией в Япо­нии в XIII—XV вв. были конфуцианство и буддизм. Японский буддизм подобно китайскому и корейскому считал внешний, материальный мир видимостью.

    Конфуцианство в Японии получило поддержку со стороны господствующего класса и императорской власти вследствие консервативности его социальных идей, в особенности учения о законе неба, который предписы­вает покорность властям, любовь и уважение к ним. В XVII в. Накаэ Тодзю преобразовал метафизику конфуцианства в систему субъективного идеализма.

    Наряду с древним классическим конфуцианством в Японии начиная с XIV в. стало распространяться и; неоконфуцианство, которое стало официально государственной идеологией при династии Токугава. Главными представителями неоконфуцианства в Японии были Фудзивара Сэйка (1561—1619) и Хаяси Радзан (1583— 1657). В основу своих учений они положили фило­софию китайского неоконфуцианца Чжу Си, стремясь примирить конфуцианство с буддизмом. Они разрабо­тали систему объективного идеализма, согласно которой идеальное начало ри первично и господствует над всем сущим, а материальное начало ки вторично и подчи­нено ри.

    С критикой неоконфуцианства выступил в XVII в. Ямага Соко, требовавший возвращения к первоначальному конфуцианству, которое, по его мнению, исказили неоконфуцианцы. Соко учил, что мир не сотворен, он вечен и принял свой нынешний вид по естественной необходимости. Мир не имел начала и не будет иметь конца, в нем происходят непрерывное движение, разви­тие, вечное творчество. Гибель одной вещи есть возникновение другой.

    В XVII в. материалист и атеист Ито Дзинсай (1627— 1705) выступил с утверждением, что идеальное начало: ри есть лишь атрибут материального начала ки. Признавая первичность материи, он учил, что материальный мир существует вечно, что он все время находится в движении, абсолютного же покоя в природе никогда не бывает. Дзинсай отрицал существование бога как творца природы.

    Видным материалистом этого периода в Японии был Шайбара Эккен (1630—1714), автор книги «Великие сомнения». Он признавал вечность материи и отрицал са­мостоятельное, независимое от материи существование духа. Эккен был противником господствовавшего в Япо­нии феодально-монархического режима; он заявлял, что не феодалы, а крестьянство должно считаться высшим сословием, основой государства, так как оно своим тру­дом кормит весь народ.

    Выдающимся философом-материалистом был также Муро Кюсо (1658—1734), который вел борьбу против мистики и субъективного идеализма. Критикуя взгляд, будто ощущения суть чи­сто субъективные переживания, Кюсо указывал, что цвета, звуки, вкусы и т. д. существуют в самих вещах. Враг буддийской и синтоистской религии. Синтоизм (от слова «синто» — путь богов) — древнейшая религия японцев, основа которой — обожествление сил природы, культ предков и мистики, Кюсо вы­ступил против обоготворения императора и говорил, что монарх должен почитать народ, «как само небо».

    Выдающимся философом-материалистом и атеистом был Андо Сёэки (конец XVII — первая половина XVIII в.). В книге «Истинные законы природы» он под­верг критике учения неоконфуцианцев и буддистов о природе, доказывая, что бесконечная природа сущест­вует и действует сама по себе, что причина движения материи в ней самой. Сёэки был выразителем антифео­дальных устремлений народа. Он отрицательно отно­сился к господствующему общественному строю в Япо­нии, критиковал его как строй насилия над народом и мечтал о таком общественном порядке, при котором не будет ни богатых, ни бедных, ни высокопоставленных, ни простонародья. Главным источником зла в общест­венной жизни Сёэки считал частную собственность, по­рождающую социальное неравенство. Сёэки выступал также против духовного гнета церкви, обвиняя ее в том, что она служит целям укрепления господствующего строя и оправдывает его как божественное установление, которое должно существовать вечно.

    § 4. Философская мысль в Византии

    В эпоху феодализма в Византии, как и в других странах, от философии, считавшейся «служанкой бого­словия», требовали, чтобы она обосновывала догматы религии, доказывала бытие бога и бессмертие души.

    Отцом христианской схоластики на Востоке был Иоанн Дамаскин, живший в VIII в. Он использовал аристотелевскую метафизику и логику для построения системы христианского вероучения. У Дамаскина четко выражена основная идея схоластики: в божественном откровении дана абсолютная истина, задача философии состоит в его постижении и разъяснении.

    В IX в. выделяется своей ученостью константи­нопольский патриарх Фотий, автор труда «Библиотека», в котором содержатся многочисленные выдержки из произведений различных философов и дается оценка их философских систем. Из древних мыслителей Фотий от­дает предпочтение Аристотелю перед Платоном. По­следнего он обвиняет в не научности, фантастичности и., противоречивости его философии. Ученик Фотия Аретис становится на сторону Платона. Так возник спор между] приверженцами аристотелизма и платонизма в Визан­тии, который длился до завоевания Константинополя турками.

    Из византийских философов XI в. наибольшей известностью пользовались разносторонний ученый Михаил Псёлл (1018—1078) и Иоанн Итал (вторая половина XI в.), особенно отличавшийся своей эрудицией и сво­бодомыслием. Псёлл был идеологом более передовой части феодальной аристократии. По своим философским взглядам он был близок к идеализму неоплатоников. Видную роль в развитии философской и общественно-политической мысли Византии сыграл Иоанн Итал. Он критиковал религиозные догматы и церковь, за что бы, обвинен в ереси и после суда заточен в монастырь. Признавая вечность и беспредельность мира, Итал в то же время утверждал, что мир создан из материи соответственно идеям, которые существовали «до его сотворения».

    В Византии в IX—XIV вв. широкий размах получи­ло антифеодальное движение, нашедшее свое выраже­ние в народных восстаниях и в ересях. Центральной идеей этих ересей была идея борьбы двух начал в мире: добра и зла. В особенности революционным духом была проникнута ересь богомилов, возникшая в Болгарии и оттуда распространившаяся в Македонию и Сербию. Богомилы выступали против духовного гнета церкви и социального гнета феодалов. Они отвергали церковные обряды и таинства, церковную иерархию и догматику, настаивая на возвращении к первоначальному учению Священного писания. Богомилы требовали социальной справедливости, ликвидации эксплуатации крестьян. Они призывали народ к неповиновению и активному сопротивлению светским и духовным властям.

    § 5. Философская мысль в Иране

    В Иране и сопредельных с ним странах Ближнего Востока с древних времен господствовал маздаизм (ре­лигия, в которой высшим богом признавался Ахурамазда, в греческой передаче Ормузд). В собрании священ­ных книг этой религии, носящем название «Авеста», ее учение возвещает пророк Заратуштра, и поэтому маз­даизм называется также зороастризмом.

    В основе маздаизма лежало дуалистическое миро­воззрение, выраженное в мифологической форме. Глав­ное в нем — мысль о борьбе противоположных сил — света и тьмы, жизни и смерти, добра и зла и т. д. Исто­рическое значение маздаизма состоит именно в том, что в его учении о двух субстанциях, или началах мирозда­ния, выражена идея о борьбе противоположностей как основе всего существующего.

    В дальнейшем (III—VII вв.) маздаизм претерпева­ет некоторые изменения, вызванные борьбой различных течений. Главным предметом спора становится вопрос о единстве или двойственности первоначальной субстан­ции. Среди сторонников теории единой субстанции были такие, которые проповедовали материалистические и атеистические идеи,— зарванисты. Они учили, что не существует ничего, кроме материи, что нет бога, бессмертного духа, ада и рая. По их учению, все про­исходящее в мире есть порождения бесконечного вре­мени (зарван).

    В III в. возникло новое религиозно-философское учение — манихейство. Основатель его Мани (216 или 217—276) пытался создать новую религию на основе маздаизма и буддизма. В философском отношении ма­нихейство было одной из разновидностей гностицизма (мистического учения об особом знании, раскрывающем тайну бытия и путь к спасению души) и восточного пантеизма. По своей классовой сущности манихейство было протестом угнетенных масс против зарождавше­гося феодализма. Мани учил, что для победы добра над злом необходимо вести аскетический образ жизни; в этом заключалось его главное расхождение с зороаст­ризмом.

    В V—VI вв. широкое распространение в Иране, Азербайджане и Средней Азии получил маздакизм — уравнительное плебейское движение. Вождь этого дви­жения Маздак (ум. 529) проповедовал идею о неизбеж­ной победе света над тьмой, добра над злом, социаль­ной справедливости над неравенством людей. Он призы­вал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства и требовал общности иму­щества и уравнительного пользования им. Пропаганда Маздака подняла народ на восстание, беднота стала от­нимать имущество у богатых и изгонять феодалов. После временного успеха маздакитское движение было подавлено и маздакиты истреблялись с ужасающей же­стокостью.

    В VI в. при Хосрове I началось проникновение в Иран греческой науки и философии. Изгнанные из Ви­зантии представители афинской философской школы после ее закрытия нашли убежище у Хосрова I. Стали переводиться на персидский язык произведения Аристо­теля и Платона. В самом Иране образовались научные центры, в которых разрабатывались медицина, естество­знание, астрономия и философия. Крупными представителями философской мысли Ирана были известный врач, и химик Ар-Рази и выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям.

    Ар-Рази (864—925) в своем знаменитом медицин­ском труде «Книга объемлющая» советовал не следо­вать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на наблюдениях и экспериментах. Ар-Рази просла­вился не только как естествоиспытатель, но и как вы­дающийся философ-материалист. В своих философских трудах «Естественные законы в философии», «Рассуж­дение о времени и пространстве» он развивает учение о вечных началах. Согласно Ар-Рази, таких начал пять: творец, общий дух, праматерия, абсолютное пространст­во и абсолютное время. В этом учении, явно отличаю­щемся от мусульманской космогонии, материя с ее ат­рибутами пространства и времени рассматривается как равноценное с богом начало. Ар-Рази говорил о тесной связи души и тела; движение он считал неотъемлемым свойством материи. Он был сторонником материалисти­ческого сенсуализма.

    Дальнейшее развитие философии и общественной мысли в Иране после завоевания страны арабами и ут­верждения ислама проходило под знаком исламизма.

    § 6. Философия в арабских странах

    В начале VII в. в Аравии в связи с глубоким пере­воротом в общественной жизни, связанным с разложе­нием первобытнообщинного строя и развитием фео­дальных отношений, возникает новая религия — ислам. Под знаменем ислама были объединены разрозненные арабские племена в единое государство феодального типа. В результате арабских завоеваний образовалось огромное многонациональное теократическое государст­во (халифат), в котором арабы занимали привилегиро­ванное положение и ислам был господствующей госу­дарственной религией.

    В этот период на основе усвоения древнегреческой философии и философской мысли на Востоке возникает и достигает высокого уровня развития арабоязычная философия (Арабская, или мусульманская, философия — понятие условное. Создателями средневековой арабской культуры, образовавшейся после арабских завоеваний, наряду с арабами были персы, копты, евреи, турки, таджики, узбеки, азербайджанцы — все народы, входившие в состав арабского халифата. Поэтому средневековую философию восточных народов принято называть арабоязычной). В X—XIII вв. она была представлена сле­дующими течениями: 1) восточным перипатетизмом (аристотелизмом); 2) учением «Братьев чистоты»; 3) су­физмом; 4) философией мусульманской ортодоксии.

    Во второй половине X в. в Басре возникло тайное религиозно-философское общество «Братьев чистоты». Членами общества был написан 51 трактат — своеобраз­ная энциклопедия современных им научных и философ­ских знаний. Учение «Братьев чистоты» носило синкре­тический характер. В логике и физике они опирались на Аристотеля, в медицине и психологии — на Галена, в общих философских вопросах они придерживались неоплатонизма и неопифагореизма. Человеческое позна­ние, по учению «Братьев чистоты», осуществляется тре­мя способами: при помощи органов чувств, разума и интуиции. «Братья чистоты» были сторонниками объ­единения всех религий и философских учений. Основой для такого объединения они считали научные и фило­софские знания, которые избавят религию от заблуж­дений. Для достижения совершенства, утверждали они, необходимо соединить греческую философию и мусуль­манский шариат (свод религиозных, бытовых и граж­данских законов, основанных на Коране).

    Значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX—XI вв.). Первым арабским философом, проложившим путь к аристотелизму, был Аль-Кинди (800—879). В своих философских произведениях Аль-Кинди касался логи­ческих и гносеологических проблем, которые он разра­батывал, комментируя произведения Аристотеля. Аль-Кинди говорит о причинной обусловленности явлений природы и общества, об их закономерном характере. Бога он признает лишь «отдаленной причиной» всех яв­лений. Считая, что «тело мира» конечно и сотворено богом, Аль-Кинди пытается доказать это логическими рассуждениями. Большое значение имела предложенная Аль-Кинди схема трех ступеней познания. Первая сту­пень познания — логика и математика — ведет через вторую ступень — естественные науки к третьей ступе­ни— метафизическим проблемам. Аль-Кинди скептиче­ски относился к Корану и некоторым религиозным дог­мам. В глазах мусульманских ортодоксов он был ере­тиком, книги которого подлежали уничтожению.

    Выдающимися представителями восточного аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни и Ибн-Сина (Об их философских взглядах см. в § 7.)

    Реакцией против материализма и рационализма бы­ли суфизм и ортодоксальная религиозно-мистическая философия. Суфизм — учение, родственное неоплатониз­му. Он отрицал истинность и чувственного, и рацио­нального познания и проповедовал аскетизм, отречение от всего земного. Истинное знание, по учению суфиев, достигается лишь путем божественного озарения, кото­рое происходит при слиянии души человека с богом. Существовал суфизм ортодоксальный и еретический. Нередко под внешней религиозно-мистической оболочкой суфизма восточные мыслители выражали гумани­стические, а иногда даже антирелигиозные идеи.

    Своеобразной попыткой подкрепить догматы религии рационалистическими доводами была система Аль-Ашари, которая постепенно завоевала признание мусуль­манских теологов и с XIII в. стала общепризнанной философией исламской ортодоксии. Согласно учению Ашари, материальный мир состоит из непротяженных ато­мов, отделенных друг от друга пустотой. Пространство, время и движение тоже имеют атомистическую струк­туру. Время состоит из отдельных моментов (атомов времени), между которыми нет никакой связи: после­дующий момент не обусловливается предыдущим. По учению Ашари, бог — единственная причина всего су­ществующего и всего происходящего в мире. Ашари и его последователи отрицали вечность мира и его закономерностей, утверждая, что божья воля не только соз­дала мир, но и непрерывно воздействует на все явле­ния. Нет постоянных свойств вещей, они все вновь соз­даются богом; бог дает субстанции положительные и отрицательные акциденции (жизнь и смерть, движение и покой).

    Против перипатетизма во второй половине XI в. вы­ступил Аль-Газали (1059—1111) с сочинением «Опро­вержение философов». В основном его критика направ­лена против Аль-Фараби и Ибн-Сины. Он ополчается против учения о вечности мира и его закономерности, против отрицания индивидуального бессмертия. Соглас­но Газали, мир сотворен богом из ничего, божественное провидение постоянно вмешивается в ход вещей. По­добно Ашари Газали отрицает причинность в природе, заявляя, что то, что мы называем причинной связью, есть привычная последовательность событий во времени. С середины XII в., когда религиозная реакция на­чала особенно свирепствовать, научно-философская жизнь затухает на востоке арабского мира.
    Арабоязычная философия на Западе
    В то же время арабоязычная философия достигает блестящего расцвета на Арабском Западе (на территории нынешней Испании и в западной части Север­ной Африки). Дальнейшее развитие перипатетизм получает в произведениях Ибн-Баджи (конец XI в.— 1138), Ибн-Туфейля (ок. 1110—1185) и Ибн-Рушда (1126—1198). Знаменитый философ, юрист и медик Ибн-Рушд (Аверроэс) завершает развитие арабоязычного перипатетизма. Современники говорили, что Ари­стотель объяснил природу, а Аверроэс — Аристотеля. Однако Ибн-Рушд не только объяснил учение Аристотеля, но и переработал его.

    Согласно учению Ибн-Рушда, материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Философ отвергает религиозную формулу о сотворении богом мира «из ничего». Бог «совечен» природе. Бог — вечный источник действительности, материя — единая основа бытия — вечный источник возможности. Материя и форма не существуют отдельно друг от друга. Их можно разделить только мысленно. Поскольку материя и форма составляют единство, возможность и действи­тельность также образуют единство. Универсальный и вечный источник движения — материя. Движение вечно и непрерывно, ибо каждое новое движение вызывается предшествующим. Материалистические элементы в фи­лософии Ибн-Рушда, однако, сочетаются с идеализмом. Все существующее, согласно Ибн-Рушду, представляет собой иерархию, вершину которой занимает божество — «конечная причина» бытия. Божество есть «мыслящая себя самое мысль».

    Ибн-Рушд — один из основоположников ставшего в дальнейшем весьма популярным учения о «двойственности истины». Истина философии и истина религии, согласно этому учению, не противоречат друг другу, поскольку имеют в виду разное: религия предписывает человеку, как ему поступать, философия постигает абсолютную истину. Большое значение имело также уче­ние Ибн-Рушда о всеобщем интеллекте человеческого рода в целом. Лишь этот универсальный разум, как выражение непрерывной и преемственной духовной жизни человечества, вечен и бессмертен. Индивидуаль­ный же человеческий разум преходящ и гибнет вместе с человеком.

    В вопросе об универсалиях (общих понятиях) Ибн-Рушд придерживается материалистического взгляда. Согласно его учению, реальны лишь конкретные вещи, а универсалии лишь наименования вещей, но они имеют реальную основу, иначе они были бы ложными. Постижение общих понятий — цель познания. Большое внима­ние Ибн-Рушд уделяет логике. Значение этой науки он видит в том, что она способствует переходу нашего познания от чувственных восприятий и представлений к умопостигаемой истине. Абсолютная истина, согласно Ибн-Рушду, познаваема, она раскрывается постепенно. Ибн-Рушд пренебрежительно относился к мусульман­ским теологам, указывая, что приводимые ими доказа­тельства не могут устоять против научной истины. Но, отвергая теологию, он не отвергал религию. Как уже сказано, он размежевывал сферы философии и религии, отводя философии область теории, а религии — область практики.

    Ибн-Рушд — последняя крупная фигура в истории арабской философии эпохи феодализма.


    Еврейская философия
    В эпоху феодализма в тесной связи с арабоязычной философией разви­валась еврейская философия. Многие еврейские ученые в то время писали свои сочинения на арабском языке. В еврейской философии средневековья господствовали мистика и схоластика. Еврейская средневековая мисти­ка была представлена двумя течениями: кабалой и неоплатонизмом. Кабала — это учение, родственное гно­стицизму, рассматривавшее Библию как внешнюю обо­лочку, под которой скрываются священные тайны. Боль­шую роль в кабале играла мистика букв и чисел. Глав­ным представителем еврейского неоплатонизма был Соломон бен-Гебироль (1021—1070). В сочинении «Ис­точник жизни» он пытается соединить иудейский моно­теизм с неоплатоновским пантеизмом. Он истолковывает учение иудейской религии о сотворении богом мира как излучение (эманацию) божественной первосущности.

    Последователем Аристотеля в еврейской философии XII в. был Маймонид (1135—1204). В своем сочинении «путеводитель заблудших» он пытается доказать совместимость иудаизма с философией Аристотеля. Для этого он истолковывает в аллегорическом смысле библейские выражения, противоречащие науке, и таким путем стремится примирить религию с философией. Маймонид признает несостоятельными доводы теологов о сотворе­нии мира и учение Аристотеля о вечности мира. Заслуга Маймонида состоит в систематическом изложении тру­дов Аристотеля и широком использовании их в еврей­ской философии. Эта попытка синтезировать иудейскую религию с античной философией, а также дух рационализма восстановили против Маймонида иудейских религиозных ортодоксов.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   29


    написать администратору сайта