Глава_7. Политические институты
Скачать 0.67 Mb.
|
7.2.2.6. Структура гражданского обществаГражданское общество, по мнению В.П. Пугачева [78 -256], имеет сложную структуру. Оно включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Эти связи весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоев: отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества, составляют фундамент; социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи; верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Здесь мы находим всякого рода группы интересов, политические движения, клубы, партии и т.д. В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия (акционерные общества, товарищества, арендные коллективы, корпорации) и другие добровольные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе. Экономическую основу гражданского общества составляет суверенитет индивидуальных собственников и многообразие форм собственности. Социально-политическая сфера гражданского общества включает в себя семьи, общественные, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых коллективах; негосударственные органы массовой информации. Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу слова, самостоятельность и независимость творческих, научных и других объединений от государственных структур. Вместе с тем гражданское общество — это не только определенный комплекс институтов, но и система отношений. Поэтому гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов поведения, морально-этических норм, ценностей. 7.2.2.7.Направления формирования гражданского общества в России По содержанию правовое государство противоположно тоталитарному государству, которое подвергается реформированию в России. При советской власти происходила концентрация и даже узурпация власти партийным руководством. Тогда все политические организации подчинялись “вышестоящему” руководству, информация дозировалась и цензурировалась государством. Реальная политика государства отличалась от официальной идеологии, но попытки обсуждения этого противоречия пресекалась террористическими методами. Население подвергалось государством эксплуатации. Поэтому для превращения тоталитарного государства в правовое требуется ряд переходных форм. Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты, обладая многими формальными признаками образований гражданского общества, выполняют противоположные функции. В преодолении этого состояния, обусловленного последствиями модернизации и процессами деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и должно проводиться построение постсоциалистического общества на современном этапе развития. Особенность сложившейся ситуации состоит в том, что гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюрократической системы, находится в зачаточном, аморфном состоянии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных институтов, доминирование политической системы над гражданским обществом продолжается. При этом надо отметить, что для этой ситуации актуален разрыв между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов. Очевидно, что в содержательном плане Россия к правовому государству подойдет не скоро. Поэтому в начальной стадии реформирования политической системы можно говорить только о правовой форме. Во-первых, необходимо создать такое правовое пространство, которое позволило бы при сохранении демократической формы политики развивать рыночное содержание. Вопрос этот для нас будет долго открытым, а к правотворчеству будут предъявляться все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основном декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь пока, по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти. Во-вторых, существует потребность в правовой ориентации политической элиты. До тех пор пока не заработают правовые институты, необходимы сверхусилия высших субъектов власти, направленные на сохранение начал правовой организации. В настоящее время функции гаранта конституционного права взял на себя Президент Российской Федерации. В то же время он является руководителем исполнительной власти, которая испытывает серьезные трудности в управлении страной. Проблемы исполнительной власти создают предпосылки для абсолютизации власти, сохранения моментов тоталитарной политики. В-третьих, без гражданского общества нельзя создать систему правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры. В целом можно говорить о том, что в России за 20 прошедших лет появились формальные предпосылки для движения к правовому государству. К этим предпосылкам относятся элементы демократического политического пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической науки, гласность, свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновении содержательных предпосылок правового государства в виде института частной собственности и элементов рыночных отношений. В то же время содержательные основания недостаточны для упрочения правовых отношений. Какие шаги можно предпринять для развития правовых отношении? Во-первых, демократия требует более высокого уровня осознания всего процесса реформирования. Во-вторых, движение к правовому государству не может не носить комплексного характера. Исследователи выделяют следующие направления формирования гражданского общества в России: создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально-ориентированной рыночной экономики; формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей; создание реального плюрализма в обществе посредством рождения новых форм массовой политической деятельности, а также появления самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений; преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т.е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий. Эти процессы, как показывает мировая практика, должны быть синхронными и одинаковыми по темпам с формированием правового государства. Правовое государство призвано обеспечить условия для функционирования гражданского общества, основных его институтов и ценностей. Кроме того, по своей сущности гражданское общество имеет этнорегиональный характер, и, пожалуй, нигде это не ощущается столь отчетливо, как в евразийской полиэтнической России. Разрыв в степени зрелости и по уровню развития гражданских отношений в различных регионах слишком велик (достаточно сравнить, к примеру, жизнь в мегаполисах типа Москвы и существование в глубинке Приморского края). Указанное обстоятельство затрудняет развитие гражданского процесса на политическом пространстве современной России, которая, очевидно, пока проходит процесс создания условий, или основ, становления гражданского общества. 7.2.3. Социальное государство7.2.3.1. Причина и история создания социального государства Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях, общинах и церкви. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд исторических ограничений, существенных противоречий и даже определенную нереализуемость тех норм и принципов, которые были заложены в основание правового государства. Утверждение принципов индивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаимную ответственность государства и общества, выведя общество на новый уровень его социального и политического развития, тем не менее не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Недостатки либеральной модели государства и реальной практики правовой государственности обусловили поиск более совершенной формы важнейшего социального института. Основные претензии, предъявляемые к правовому государству, сводились к отсутствию реальной защиты социальных слоев и индивидов, не достигших материального и служебно-карьерного благополучия. Термин «социальное государство» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном. Поиск совершенной формы потребовал резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. Свое высшее теоретическое осмысление концепция социального государства в XIX - начале XX в. получила в работах К. Маркса [57,58,59,60,61,62 ] и В.И. Ленина [50,51,52]. Первой попыткой создания социального государства стало советское государство в форме СССР. Несмотря на тоталитарный характер и массовые репрессии, советский режим сумел отразить натиск гитлеровской Германии, тоже фактически провозгласившей лозунг построения социального государства за счет порабощения других народов. С середины 1950-х гг. в СССР происходил непрерывный рост жизненного уровня, значительные успехи демонстрировали экономики восточно-европейских стран, избравших некапиталистический путь развития. Все это способствовало росту популярности идей коммунизма особенно среди развивающихся стран. Это обеспокоило лидеров и правящую элиту западных демократий. В качестве альтернативы социалистического социального государства была выдвинута концепция правового социального государства, или государства всеобщего благоденствия. 7.2.3.2.Определение и сущность правового социального государства Любое государство социально, поэтому термин «социальное государство» призван подчеркнуть способность такого государства осуществлять гуманную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, создавать систему здравоохранения, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью и конфликтами и т.д. Правовое социальное государство, по определению исследовательского коллектива под руководством профессора В.И. Власова [76], — это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе каждому гражданину. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, на утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды. Социальное государство — государство, характеризующееся развитой системой социального обеспечения, которая гарантирует минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий "свобода" и "равенство", помогая людям непредприимчивым и бедным. Широкое распространение этот термин получил лишь после того, как в 1949 г. в Конституцию ФРГ было включено выражение «sozialer Rechtsstaat», которое дословно переводится как «социальное правовое государство». Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX века. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли правовые социальные государства. В исследовательских работах и в политической риторике они именуются "социальными государствами". При этом прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства для характеристики содержания его политики в сфере распределения материальных благ. Словом «социальное» подчеркивается обстоятельство, при котором государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Необходимой материальной предпосылкой создания правовых социальных государств стал высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся. Для обозначения аналогичного явления в англоязычном мире используется термин «государство благосостояния» («welfare state»), который возник в Великобритании во время второй мировой войны в противовес гитлеровскому «государству войны» («warfare state»). |