Психология. Пояснительная записка 1 Теоретический раздел эумк. Тексты лекций по психологии Раздел 1 Основы общей психологии
Скачать 3.53 Mb.
|
Тема№11: Диспозиционные теории и экзистенционально-феноменологический подход в понимании личности Диспозициональная теория личности Г. Олпорта. Структурная теория личности Р. Кеттелла Теория типов личности Г. Айзенка Феноменологическая теория личности К. Роджерса Теория поиска смысла В. Франкла 1 Диспозициональная теория личности Г. Олпорта Диспозициональная теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное – формально-динамическое. Главным источником развития личности, согласно этому подходу, являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие – со стороны среды. «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между определенными жесткими биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой или мозгом, с одной стороны, и определенными личностными свойствами – с другой. Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Олпорт – основоположник теории черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Постоянство черты обусловлено, по мнению Олпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека. Помимо черт Г. Олпорт выделял у человека особую надличностную структуру – проприум, которое близко к понятию «Я» гуманистической психологии. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Олпорт отводил обществу, хотя и считал, что черты могут оказывать косвенное воздействие на формирование тех или иных особенностей проприума. Человека, имеющего развитый проприум, Олпорт называл зрелой личностью. 2 Структурная теория личности Р. Кеттелла По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, Р. Кеттелл достоин признания, как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, поистине впечатляющи. Подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Личностные черты составляют ядро структуры личности, и, в конечном счете, они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Р. Кеттеллу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Р. Кеттелла. Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Р. Кеттелл пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами:
Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Р. Кеттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры. 3 Теория типов личности Г. Айзенка Г. Айзенк считал, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называл типами. В свою очередь, каждый из этих типов включает несколько составных черт. Эти составные черты представляют собой качества, присущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций (ПР), которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций (СР). Он усматривает в личности иерархическую организацию: На самом общем уровне – типы, на следующем уровне – черты, ниже – уровень привычных реакций, внизу – специфические реакции, т.е. реально наблюдаемое поведение. На уровне типов Г. Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. В исследованиях структуры личности Г. Айзенк выделяет два основных типа измерения личности: интроверсия – экстраверсия нейротизм (нестабильность) – стабильность Интроверсия – экстраверсия - лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Г. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других – сильнее торможение. Интроверсия-экстраверсия связана с уровнем корковой активации. Экстраверт – индивид мысли, чувства, интересы и действия которого обращены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда приспосабливается к новым ситуациям. Интроверт – индивид, психическая энергия которого направлена внутрь на самого себя. Его мысли, интересы и даже действия обращены на собственное «Я». Стабильность – нейротизм – связан с активностью лимбической системы и с силой реакции автономной нервной системы на стимул. Большая активность лимбической системы побуждает некоторых людей приходить в большее эмоциональное возбуждение в случае угрозы или стрессовой ситуации. У этих людей сильно выражен фактор нейротичности. Эти два фактора статистически не зависят друг от друга, и поэтому Г.Айзенк выделяет 4 группы людей: Стабильный интроверт – спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный. Стабильный экстраверт – лидер, беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый,разговорчивый, дружелюбный, общительный. Невротический интроверт – тревожный, ригидный, легко поддающийся сменам настроения, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий. Невротический экстраверт – ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный. 4 Феноменологическая теория личности К. Роджерса Фундаментальной предпосылкой теорий К. Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. Самость. В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Самость – это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. К. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего. Конгруентность и неконгруентность. Конгруентность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю». Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт. Человек осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то время. Отделить те побуждения, которые являются его собственными, от навязанных, для человека трудно. Различение их и способность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней – может вести к тревожности. Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. 5 Теория поиска смысла В. Франкла Логотерапия одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект. Логотерапия – это терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. Создатель логотерапии – В. Франкл Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа: 1) о стремлении к воле, к смыслу; 2) о смысле жизни; 3) о свободе воли. Стремление к осознанию смысла жизни В. Франкл считает врожденным, и именно этот мотив является ведущей силой развития личности. Согласно В. Франклу, вопрос о смысле жизни естественен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний в связи с отсутствием бессмысленности и никчемности жизни. Теория и практика логотерапии исходят из того, что основная движущая сила в поведении и развитии личности – именно стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает состояния экзистенциального вакуума и экзистенциальной фрустрации, которые являются причиной неврозов, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни, а также со стремлением к минимизации внутреннего напряжения. Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и ноэтического, или духовного уровня. Именно в духовном существовании находятся смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль Главное препятствие в поисках смысла жизни – центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» – как к другому человеку, так и к смыслу жизни. Тема№12: Современные теории личности Психоаналитическое направление в психологии Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда (1856- 1936) Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера (1870-1937) Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга (1875-1961) Теория оперантного научения Берреса Фредерика Скиннера (1904 – 1990) Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры (1925) Теория социального научения Джулиана Роттера (1916-2014) Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) Социокультурная теория личности Карен Хорни ( 1885-1952) Эго психология Эрика Эриксона (1992-1994) Личность в отечественной психологии 3.1 Концепция личности Владимира Николаевича Мясищева (1892-1973) 3.2 Концепция личности Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) Психоаналитическое направление в психологии Психодинамическая теория личности З. Фрейда Согласно З. Фрейду в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, З. Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии. Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге. Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения З. Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Самая глубокая и значимая область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Согласно З. Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Структура личности: три основные составляющие: ИД. Происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. ИД функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. ЭГО (от лат. «ego» – «я») – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. ЭГО получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. СУПЕРЭГО. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации». СУПЕРЭГО считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Развитие личности: психосексуальные стадии Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разряду энергии либидо.
|