Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания. 1)

  • Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеПрактикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
    Дата02.02.2018
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаObschestvoznanie_Praktikum_11_klass.docx
    ТипПрактикум
    #35699
    страница38 из 41
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41

    Глава 4 Современный этап мирового развития



    36. Многообразие современного мира


    (к § 36 «Многообразие современного мира») 1.

    Текст. Ниже приводятся рассуждения академика В. С. Степина.

    Традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных же культурах такое понимание доминирует. Оно распространяется не только на природные, но и на социальные объекты, которые становятся предметами социальных технологий.

    В рамках базисных ценностей техногенных культур природа понимается как противостоящий человеку неорганический мир, который представляет особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающих материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Вспомним изречение героя романа Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Противоположностью этим установкам было традиционалистское понимание природы как живого организма, малой частичкой которого является человек.

    В техногенной культуре доминирует ценность автономной и суверенной личности. Кстати, идея прав человека развивалась с опорой именно на эту ценность. Но человек традиционалистских обществ не принял бы такого понимания личности. В этих обществах личность формируется в системе жестких, веками воспроизводившихся корпоративных связей, как принадлежащая к строго определенной касте, клану, сословию.

    Человек уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных и иных навыков, чтобы продолжить передачу эстафеты традиций. В современной же техногенной цивилизации человек становится личностью именно благодаря тому, что он не привязан жестко к некоторой одной корпоративной структуре, не сращен с ней, а может гибко строить свои отношения с другими людьми, включаясь в разные социальные общности и разные традиции.

    Успех преобразующей деятельности, приводящей к позитивным для человека результатам и социальному прогрессу, рассматривается в техногенной культуре как обусловленный знанием законов изменения объектов. Такое понимание органично увязывается с приоритетной ценностью науки, которая дает знание об этих законах. Научная рациональность в этом типе культуры выступает доминантой в системе человеческого знания, оказывает активное воздействие на все другие его формы. Но в традиционалистских культурах этого нет. Там наука подчинена религиозно-мифологическим или философско-идеологическим формам знания, которые доминируют в мировоззренческих ориентациях людей.

    Наконец, среди ценностных приоритетов техногенной культуры молено выделить особое понимание власти и силы. Власть здесь рассматривается не только как власть человека над человеком (это есть

    и в традиционных обществах), но прежде всего — как власть над

    объектами. Причем объектами, на которые направлены силовые воздействия с целью господства над ними, выступают не только природные, но и социальные объекты. Они тоже становятся объектами технологического манипулирования. <...> Техногенный тип развития в значительно большей степени, чем традиционалистский, унифицирует общественную жизнь. Наука, образование, технологический прогресс и расширяющийся рынок порождают новый образ мышления и жизни, преобразуя традиционные культуры.

    Техногенные общества сразу после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменяться. Иногда эти изменения становятся результатом военного захвата, колонизации, но чаще — итогом процессов догоняющей модернизации, которую вынуждены осуществлять традиционные общества под давлением техногенной цивилизации.

    <...> В конце XX столетия модернизационные процессы перерастают в глобализацию. Техногенная культура внедряется практически во все регионы мира, прежде всего, через технико-технологическую экспансию и мировой рынок.

    Техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений. Научно-технологический прогресс и экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Большинство людей связывало с прогрессом этой цивилизации надежды на лучшее будущее. Еще полвека назад мало кто полагал, что именно техногенная цивилизация приведет человечество к глобальным кризисам, когда оно окажется буквально на пороге своего самоуничтожения. Экологический кризис, антропологический кризис, растущие процессы отчуждения, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему человечеству, — все это побочные продукты техногенного развития. И поэтому сейчас стоит вопрос: можно ли выйти из этих кризисов, не меняя базисной системы ценностей техногенной культуры?

    Человек. Наука. Цивилизация: К семидесятилетию академика В. С. Степина. — М.: Канон+, 2004. — С. 80—82.

    Вопросы и задания. 1) Какие особенности отличают традиционные культуры? 2) Чем традиционные культуры отличаются от техногенных культур? 3) Какие достижения характерны для техногенной цивилизации? 4) Чему учит опыт традиционных культур современное техногенное общество? 5) Есть ли перспективы для техногенного развития в XXI веке? 6) Составьте тезисный план документа. 7) Заполните таблицу: «Традиционные и техногенные общества: сходство и различие».

    2.

    2.1. Верно ли характеризует традиционное общество каждое из нижеприведенных суждений о нем?

    • 1. Традиционное общество способствует гармоническому развитию людей.

    • 2. Традиционное общество располагает большими возможностями в развитии личности и общественных отношений.



    Дайте аргументированную оценку этим суждениям. 2.2. Верно ли характеризует техногенное общество каждое из нижеприведенных суждений?

    • • 1. Техногенное общество обеспечивает изобилие материальных благ и развлечений и тем самым создает условия для устойчивого развития людей.

    • • 2. Техногенное общество стандартизирует цели и формы деятельности людей и тем самым способствует воспроизводству «одномерного человека» (Г. Маркузе).

    Дайте аргументированную оценку этим суждениям.

    3.

    В современной общественной жизни находят отражение и ностальгия по ценностям традиционного общества, и апологетика достижений техногенной цивилизации. Как относиться к этим проявлениям? Означают ли они:

    — невозможность поиска «среднего пути»;

    — ограничение односторонностей техногенной цивилизации и сохранение в жизни людей нравственных ориентиров, утвердившихся в далеком прошлом человечества?

    4.

    4.1. Еще раз прочитайте в тексте В. С. Степина фрагмент, в котором содержится информация о побочных продуктах техногенного развития.

    По каким направлениям, с вашей точки зрения, имеется возможность выйти из глобальных кризисов современности:

    • — меняя взаимодействие системы «человек и природа»;

    • — изменяя духовный климат общества;

    • — меняя политическую систему;

    • — радикально перестраивая социальные отношения?

    Или же решение задачи преодоления кризисов предполагает систематическое и скоординированное изменение по всем названным направлениям?

    Предложите иные варианты выхода из глобальных кризисов мирового сообщества.

      1. Хорошо известны роль Реформации в преодолении застойных явлений во многих сферах средневековой христианской культуры и роль протестантской этики в промышленном, научном и культурном развитии Европы. Какую роль, с вашей точки зрения, может сыграть религия в преодолении мирового системного кризиса?

      2. Используя свои знания, полученные при изучении курса отечественной истории, назовите крупные события в жизни России, связанные с «догоняющей модернизацией» под влиянием западного опыта.

    146

    5.

    Дискуссии о будущем России активно ведутся последние 20 лет. Одни предлагают перестроить нашу страну по западным образцам технологий, экономики, социальной организации и политических механизмов. Другие подчеркивают уникальную самобытность условий и путей развития российского общества. Третьи настаивают на необходимости сочетания европейского и азиатского опыта в развитии страны, подчеркивая ее евразийское положение. Как вы оцениваете эти идеи? Где, на ваш взгляд, главное звено преодоления системного кризиса техногенной цивилизации, захватившего и Россию?

    6.

    6.1. Место традиций в системе ценностных ориентации российского общества (на примере вашего района/области).

    6.2. Значение новейших технологий в преобразовании системы общественных отношений в одной из профессиональных сфер деятельности

    (по материалам периодической печати).

    7.

    7.1. Перспективы традиционных ценностей в современной России.

    7.2. Безграничны ли возможности техногенной цивилизации?

    8.

    8.1. «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача» (И. В. Мичурин).

    8.2. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский).

    9.

    Приведите известные вам высказывания о роли традиций и технического прогресса в жизни общества. Как вы их оцениваете с точки зрения тех знаний, которые получили в курсе обществознания?


    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


    написать администратору сайта