Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Скачать 1.04 Mb.
|
33. Роль религии в жизни общества(к § 33 «Роль религии в жизни общества») 1. Текст 1. Прочтите размышления русского философа начала XX в. Владимира Соловьева о религии. Религия должна быть всеобщею и единою. Но для этого недостаточно, как думают многие, отнять у действительных религий все их отличительные, особенные черты, лишить их положительной индивидуальности и свести всю религию к такому простому и безразличному данному, которое одинаково должно заключаться во всех действительных и возможных религиях, например, к признанию Бога как безусловного начала всего существующего без всяких дальнейших определений. Такое обобщение и объединение религий, такое их приведение к одному знаменателю имеет, очевидно, в резуль- 133 тате minimum религиозного содержания. Но в таком случае, отчего не идти дальше и не свести религию к безусловному minimum'y, т. е. к нулю? И действительно, эта отвлеченная, путем логического отрицания достигнутая религия — называется ли она рациональной, естественной религией... или как-нибудь иначе — всегда служит для последовательных умов лишь переходом к совершенному атеизму; останавливаются же на ней лишь умы поверхностные, характеры слабые и неискренние. Если бы на вопрос, что такое солнце, кто-нибудь отвечал, что солнце есть внешний предмет, и этим положением захотел бы ограничить все наше знание о солнце, кто бы взглянул серьезно на такого человека? Почему же смотрят серьезно на тех, которые хотят ограничить наше знание о Божественном начале такими же общими и пустыми понятиями, каковы: верховное существо, бесконечный разум, первая причина и т. п. Без сомнения, все эти общие определения истинны, но на них так же нельзя основать религию, как нельзя основать астрономию на том, также истинном положении, что солнце есть внешний предмет. Очевидно, что с религиозной точки зрения целью является не minimum, a maximum положительного содержания, — религиозная форма тем выше, чем она богаче, живее и конкретнее. Совершенная религия есть не та, которая во всех одинаково содержится (безразличная основа религии), а та, которая все в себе содержит и всеми обладает (полный религиозный синтез). Совершенная религия должна быть свободна от всякой ограниченности и исключительности, но не потому, чтоб она была лишена всякой положительной особенности и индивидуальности — такая отрицательная свобода есть свобода пустоты, свобода нищего, — а потому, что она заключает в себе все особенности и, следовательно, ни к одной из них исключительно не привязана, всеми обладает и, следовательно, ото всех свободна. Истинному понятию религии одинаково противны и темный фанатизм, держащийся за одно частное откровение, за одну положительную форму и отрицающий все другие, и отвлеченный рационализм, разрешающий всю суть религии в туман неопределенных понятий и сливающий все религиозные формы в одну пустую, бессильную и бесцветную общность. Религиозная истина, выходя из одного корня, развилась в человечестве на многочисленные и многообразные ветви. Срубить все эти ветви, оставить один голый, сухой и бесплодный ствол, который ничего не стоит бросить в жертву полному атеизму, — вот задача рационалистического очищения религии. Положительный же религиозный синтез, истинная философия религии должна обнимать все содержание религиозного развития, не исключая ни одного положительного элемента, и единство религии искать в полноте, а не в безразличии. Соловьев В. С. Соч. В 2 т. / В. С. Соловьев. — М., 1989. — Т. 2. — С. 33— 39. Вопросы и задания. 1) Как автор понимает идею всеобщности и единства религий? 2) Какова позиция автора по проблеме познания Божественной сущности? 3) Что автор понимает под «положительным содержанием религии»? 4) Как автор относится к религиозному фанатизму? Согласны ли вы с такой оценкой (ответ поясните)? 5) Попытайтесь объяснить фразу: «...истинная философия религии должна обнимать все содержание религиозного развития, не исключая ни одного положительного элемента, и единство религии искать в полноте, а не в безразличии». Текст 2. Прочтите размышления Альберта Эйнштейна о религии. Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него Бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед Богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти. Нетрудно понять, почему церковь различных направлений все* гда боролась с наукой и преследовала ее приверженцев. Но, с другой стороны, я утверждаю, что космическое религиозное чувство является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования. Только те, кто сможет по достоинству оценить чудовищные усилия и, кроме того, самоотверженность, без которых не могла бы появиться ни одна научная работа, открывающая новые пути, сумеют понять, каким сильным должно быть чувство, способное само по себе вызвать к жизни работу, столь далекую от обычной практической жизни. Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон, если она позволила им затратить многие годы упорного труда на распутывание основных принципов небесной механики! Тем же, кто судит о научном исследовании главным образом по его результатам, нетрудно составить совершенно неверное представление о духовном мире людей, которые, находясь в скептически относящемся к ним окружении, сумели указать путь своим единомышленникам, рассеянным по всем землям и странам. Только тот, кто сам посвятил свою жизнь аналогичным целям, сумеет понять, что вдохновляет таких людей и дает им силы сохранять верность поставленной перед собой цели, несмотря на бесчисленные неудачи. Люди такого склада черпают силу в космическом религиозном чувстве. Один из наших современников сказал, и не без основания, что в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди. Эйнштейн А. Собр. науч. тр. / А. Эйнштейн. — М.: Наука, 1967. — Т. IV. — Ст. 39. — С. 126. Вопросы и задания. 1) Объясните, почему «науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями». 2) Как вы понимаете упомянутый автором принцип причинности? (При необходимости обратитесь к справочной литературе.) 3) Почему, по мысли автора, причинность исключает религию? 4) Как автор характеризует основу морального поведения людей? 5) С каких позиций, по мысли автора, может оцениваться работа ученого? 6) Опираясь на обществоведческие и исторические знания, личный опыт, предположите, почему «в наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди». 3. Проанализируйте информацию, полученную в ходе социологического опроса 1600 россиян, проведенного в октябре 2005 г. в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Более половины (58%) опрошенных сообщили, что верят в Бога. Достаточно популярна и вера в судьбу — 35%. Многие респонденты из числа тех, кто причисляет себя к верующим в Бога, одновременно верят в приметы (21%), гороскопы (9%), колдовство и магию (8%), инопланетян (6%). Заявили о том, что не верят ни в какие сверхъестественные силы и явления, 14% опрошенных. При этом, как показал опрос, подавляющее большинство россиян — 88% — уверены, что воскрешение из мертвых невозможно. В то же время 8% такую возможность в принципе не исключают, причем 2% опрошенных уверены, что воскрешение возможно. Молодежь 18—24 лет допускает возможность воскрешения (11%) чаще респондентов старшего возраста, особенно тех, кому за 60 лет (5%). На основе этой информации охарактеризуйте религиозные верования россиян. Выразите свое отношение к полученным данным. 4. 4.1. Известный психолог Карл Юнг, отвечая на вопрос, верит ли он в Бога, сказал: «Я не верю, я знаю». Предположите, что имел в виду К. Юнг. 4.2. Французский король Людовик XIV после поражения своей армии в 1709 г. воскликнул: «Неужели Бог забыл обо всем, что я для Него сделал?» Используя материал курса об-ществознания, прокомментируйте позицию «короля-солнце». 4.3. Наполеон Бонапарт полагал, что религия может стать важным предметом в женских школах: «Она, как на нее^щзйяяотреть, есть надежнейшая гарантия для матерей и мужей». Опираясь на знания, полученные при изучении курса, и жизненный опыт, прокомментируйте позицию Наполеона Бонапарта. 4.4. Священнослужитель, объясняя смысл религиозной 136 веры ученикам школы, сказал, что цель верующего человека — не самому поселиться на небесах, а поселить небеса в себе. Объясните мысль священнослужителя, выразите свое отношение к ней, опираясь на личный опыт и факты социальной жизни. 4.5. Известный общественный деятель полагал, что научные знания, по сути, пессимистичны, а вера всегда несет оптимизм. Согласны ли вы с мнением общественного деятеля? Поясните свое мнение, опираясь на факты общественной жизни и обществоведческие знания. 4.6. Как характеризуют объект религиозного поклонения людей авторы следующих высказываний?
Выскажите несколько суждений о причинах сохранения религии на протяжении всей истории человеческого общества. 5.
(Вольтер). 6.
7.
8.
Павезе).
137 |