Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Скачать 1.04 Mb.
|
30. Мораль и нравственность(к § 30 «Мораль и нравственность») 1. Текст. Автор текста — Карл Густав Юнг (1875—1961), швейцарский психоаналитик, философ, основатель «аналитической психологии» (цюрихской ветви психоаналитической школы). В отличие от 3. Фрейда — своего бывшего коллеги по психоанализу, К. Юнг признает важную роль в духовной жизни каждого человека не только личного бессознательного, но и коллективного бессознательного. Истоки индивидуальной духовности, по Юнгу, находятся в коллективном бессознательном, которое выступает отражением опыта прежних поколений, запечатлевшимся в структурах головного мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы-архетипы (образ матери-земли, героябогатыря, мудрого старца и т. д.). Главная мысль ученого сводится к следующему: «Все, что люди единодушно расценивают как всеобщее, — коллективно (выделено ред.), так же как и то, что всеми понимается, всем присуще, всеми говорится и делается». Развитие личности — это такое счастье, за которое можно дорого заплатить ... Ведь личность никогда не может развернуться, 118 если человек не выберет — сознательно и с осознанным моральным решением — собственный путь. Не только каузальный (от лат. causalis — причина, т. е. причинный. — Прим. ред.) мотив, необходимость, но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом. Если бы лучшим считался какой-нибудь другой путь, то вместо пути, подобающего личности, проживался бы и вместе с тем развивался этот другой путь. Эти другие пути суть конвенции (от лат. conventio — договор, соглашение. — Прим. ред.) моральной, социальной, политической, философской и религиозной природы. Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности. Как душевная и социальная жизнь людей на первобытной ступени — это исключительно групповая жизнь при высокой степени бессознательности индивида, так и последующий процесс исторического развития, по существу, есть коллективное творчество и таковым, вероятно, останется. Поэтому я думаю, что конвенция есть коллективная необходимость. Она — паллиатив (полумера. — Прим. ред.), а не идеал ни в нравственном, ни в религиозном отношении, потому что подчинение ей всегда означает отречение от целостности и бегство от собственных окончательных выводов. <...> Величие исторической личности всегда состояло не в ее безоговорочном подчинении конвенции, но, напротив, в спасительной для нее свободе от конвенции. Они, как вершины гор, возвышались над массой, которая цеплялась за коллективные страхи, убеждения, законы и методы, и выбирали собственную стезю. Юнг К. Г. Становление личности / К. Г. Юнг // Хрестоматия. Психология личности в трудах зарубежных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 73— 74. Еще раз внимательно прочитайте текст К. Юнга и справку об авторе. Вам предложен довольно сложный обществоведческий текст. Чтобы разобраться в его содержании, необходимо опираться на предыдущий материал курса (темы: «Общественное и индивидуальное сознание», «Индивид, индивидуальность, личность»). Вопросы и задания. 1) Законспектируйте основные положения фрагмента, найдите и выпишите главную мысль автора и выделите ключевые понятия. 2) Какой смысл автор вкладывает в понятие «собственный путь»? Какой смысл в это понятие вкладываете вы?
ной, политической, философской и религиозной природы? 5) Как вы понимаете излагаемое философом соотношение между уровнем индивидуального сознания и степенью коллективного бессознательного? 6) Что имел в виду автор, говоря о «тупом бессознательном автоматизме»? 7) Согласны ли вы с утверждением мыслителя, что выбор собственного пути в равной степени зависит и от обстоятельств, и от сознательного морального решения? 8) Разделяете ли вы точку зрения, согласно которой в подавляющем большинстве люди выполняют все то, что предписано им обществом, и тем самым ограничивают свою собственную индивидуальность? Свою позицию аргументируйте. 9) Является ли осознанный моральный выбор собственного пути непременным условием развертывания личности, как это утверждает Карл Юнг? 10) Подумайте и назовите несколько исторических или литературных имен (персоналий), которые, с вашей точки зрения, обрели «собственную стезю» и стали образцом для подражания. В чем проявилась их необычность? 2. Сопоставьте следующие утверждения:
Нет ли здесь противоречия? Ответ аргументируйте. 3. Наблюдатели отмечают явную рассогласованность моральной и правовой сфер российского общества. Мораль оказывается бессильной в своем противостоянии культу денег — золотому тельцу, околдовавшему большую часть общества. Политики хотя и используют активно моральную риторику и аргументацию, тем не менее в своей основной массе живут отнюдь не по моральным законам и очень далеки от насущных нужд тех, кто их избрал. Значительная часть чиновничества представляет собой замкнутую касту, рассматривающую государственную службу как разновидность бизнеса. Попытки правительства усилить роль правовой сферы за счет укрепления силовых ведомств ощутимых результатов пока не принесли. Законодательство в малой степени заботится о торжестве общественной морали. Страну захлестнула волна насилия, цинизма, порнографии, откровенной лжи, чему в немалой степени способствуют СМИ. Законы и язык зоны все активнее вторгаются в образ мыслей и жизни россиян. Складывается впечатление, что все слои российского общества живут по своим моральным правилам: политики по своим (отмечались даже их попытки создать свой моральный кодекс), национальная элита — по своим, бюджетники — по своим, предприниматели — по своим и т. д. Так ли это? Не слишком ли сгущены краски? Выскажите свое отношение к этим вопросам. 4. 4.1. Как отмечается в научной литературе, общество, заботясь о сохранении своей устойчивости и стабильности, применяет по отношению к личности такие испытанные средства, как закон, общественное мнение и совесть. Какое из них представляется вам наиболее действенным? Почему? Ответ аргументируйте. 4.2. Чем опасны разрывы отношений: политики и морали; права и морали; науки и морали? Ответы подкрепите примерами. 4.3. Оказывают ли влияние на общественную мораль процессы глобализации? Если да, то в чем это проявляется? Дайте развернутый ответ. 4.4. В чем, по-вашему, состоит предназначение золотого правила нравственности («поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»): а) чтобы сделать нравственным того, кто таковым не является; б) чтобы помочь найти нравственно точное решение тому, кто хочет его найти? Ответ обоснуйте. 5. Вам предоставляется возможность выступить в роли организатора диспута на тему «Собственный путь: каков он»? Вам предстоит разработать своеобразный сценарий: а) подготовить и размножить перечень вопросов для обсуждения; б) продумать свое вступительное слово, которым и начнется дискуссия; в) договориться с двумя-тремя наиболее смелыми одноклассниками, чтобы они поддержали вас и включились в обсуждение, сразу же придав ему необходимую остроту и динамизм. В порядке подготовки к диспуту рекомендуем прочитать стихотворение В. С. Высоцкого «Своя колея». Не будет лишним ознакомиться и с богатой творческой биографией известного поэта, барда и актера, оказавшего большое влияние на нравственное развитие нескольких поколений наших соотечественников (вопреки позиции официальной власти). По всем вопросам важно посоветоваться с учителем, который подскажет, как содержательно, организованно и без скуки провести дискуссию. 6. Роль учащихся старших классов в создании благоприятного духовнонравственного климата в школе. 7. 7.1. Язык морали. 7.2. Исторические виды морали. 7.3. Реферат по книге: «Фернандо Саватер. Беседы об этике (свобода — делай что хочешь?)». — М.: Международные отношения, 2000. 8. 8.1. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы» (Джорж Бернард Шоу (1856—1950), английский драматург). 8.2. «Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (Казимеж Сломиньский, современный польский поэт и филолог). 9. Приведите примеры высказываний взрослых и ваших сверстников о роли моральных ценностей и морального выбора в повседневной жизни. Насколько они совпадают с вашими нравственными представлениями и принципами? Как вы их оцениваете с точки зрения знаний, полученных вами при изучении этой темы? |