Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания.

  • (1820 —1903)

  • (1913—1960)

  • Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеПрактикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
    Дата02.02.2018
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаObschestvoznanie_Praktikum_11_klass.docx
    ТипПрактикум
    #35699
    страница28 из 41
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   41

    Глава 3 Духовная культура



    28 (Вариант 1). Духовное развитие общества


    (к § 28 «Духовное развитие общества»)

    1.

    Текст. Приводятся фрагменты работы Ивана Александровича Ильина

    (1882—1954) — русского философа, правоведа, публициста. Находясь с 1922 г. в вынужденной эмиграции (Германия, Франция), он много и содержательно писал о духовном возрождении России.

    ...Всюду зачалась или состоялась клетка духовной культуры... Ученый, зорко высматривающий истинные законы бытия; художник, в страдании и радости вынашивающий прекрасные образы искусства; патриот политик, строящий, как некий художник общения, достойную совместность людей; совестный человек, вырабатывающий в себе нравственный характер как живой ритм добра; священник, посвятивший себя воспитанию душ к нормальному религиозному опыту; и все те, кто каждый по-своему и на своем месте постоянно или изредка, порывом или достижением, обратился, или воспринял, или создал, или открыл другим закон, или путь, или присутствие, или силу непреходящей безусловной самоценности — все они, именно постольку, суть носители или творцы духовной культуры, ее служители, ее сосуды; может быть, ее неугасающие очаги.

    <...> Тот осязал ее в священном холоде вдохновения; другой в умилении любви или властных зовах совести; тот в непреклонности мужественного характера; другой в молитве благодарности и зова; а тот в освобождающем ритме музыки или в откровении живописного образа...

    «Я чувствую, думаю, созерцаю и поступаю так и только так, — говорит человек, имеющий духовное бытие, — иначе я не могу, не должен и не смею; и не могу хотеть иначе; и не хочу иначе мочь. Ибо это и только это соответствует зовам Предмета и ритму божественной основы».

    В религии, в науке, в искусстве и в государственности — всюду есть эта высшая, божественно-предметная необходимость, которую человек призван увидеть и полюбить и познать, познать и осуществить. И в осуществлении этом построить свое личное бытие и бытие своей национальной культуры. Миллионы людей живут и умирают — и не знают об этой божественной, предметной необходимости; не знают, что она вообще обстоит; что она есть источник бытия; не знают, в чем она и какова она. Тысячи людей говорят о религии, работают в науке, распоряжаются в государствах, сочиняют в искусстве — и идут мимо этой стихии и ее законов, не видя или пренебрегая. Едва ли сотни людей слышат что-то о ней от мудрых вождей человечества и многие из слушающих отрицают, смеются и кощунствуют; и, отрицая, вносят слепоту в свое дело, повреждают свой дух и разрушают духовную культуру.

    Ильин И. А. Духовная культура и ее национальные вожди/ И. А. Ильин.

    Собр. соч.: В 10 т. — М., 1999. — Т. 9—10. — С. 238—240.

    Вопросы и задания. 1) Откуда, по мнению философа, берет начало духовная культура? 2) Как проявляется духовная культура в жизни человека? 3) Какие сферы охватывает духовная культура в жизни общества? 4) Оправдан ли, с вашей точки зрения, столь широкий перечень тех, кто, по мнению автора, причастен к духовной культуре? 5) Какова связь и взаимовлияние личной духовной культуры и национальной культуры? 6) Каковы, по мысли философа, сущность и цель духовной культуры? 7) С помощью учебной и справочной литературы уясните смысл понятий: «дух», «духовность», «душевность», «бездуховность». Еще раз внимательно прочитайте текст И. А. Ильина и попытайтесь объяснить, почему миллионы людей живут и не знают, что такое духовная культура. 8) Как, по-вашему, соотносятся духовная и художественная культуры? Какое из этих понятий шире по значению? 9) Как, по вашему, соотносятся духовная культура с религиозной культурой и нравственной культурой личности? 10) Разделите лист бумаги на следующие две колонки: «духовная культура», «материальная культура» — и соотнесите с ними приводимые ниже понятия: православный храм, философский диспут, мужской галстук, стихотворение, гоночный автомобиль, книга, плеер, документальный фильм, женские духи, диссертация, музыкальный центр «Карао ке», ожерелье, видеозапись свадебного торжества, жилой дом, военный парад, граммофонная пластинка, герб города, телетайп, компьютерная программа, роликовые коньки, чучело волка, дневник писателя, национальный костюм, солдатский медальон.

    Подчеркните карандашом те понятия, которые, с вашей точки зрения, можно соотнести сразу с несколькими колонками. Объясните ваш выбор.

    2.

    Верно ли характеризуют культуру следующие суждения о ней?

    • Культура — это знание истории духовной жизни общества.

    • Культура — это знание наук и технологий, разработанных в обществе.

    • Культура — это усвоенное наследство.

    • Культура — это владение всеми способами гармонизации отношений между человеком и природой, обществом и природой, между людьми и общественными группами в социуме.

    • Культура — это знание современных способов понимания мира и поведения в нем.

    Дайте оценку каждого из суждений с точки зрения их глубины и лаконизма характеристики содержания культуры.

    3.

    Наблюдатели отмечают, что многие молодые люди не только заимствуют образцы поведения с экранов телевизоров, с которых не сходит бесконечная череда детективов и боевиков, но и копируют поведение старших членов неформальных групп и своих сверстников. В какой мере эти источники представляют содержание и достижения мировой

    110

    культуры? Достаточно ли этих источников для того, чтобы стать

    современным культурным человеком? Аргументируйте свою точку зрения.

    4.

    Учитель предложил старшеклассникам самостоятельно найти пути воспитания и самовоспитания современной творческой личности. Он порекомендовал школьникам в первую очередь оценить роль семьи в формировании культурного потенциала современного человека и ответить на следующий вопрос: «Можно ли считать эту роль решающей или она является недостаточной?» После этого учитель обратил внимание учащихся на важную роль ранней самореализации ребенка в дошкольных формах воспитания, в контактах детей в неформальных группах. В этой связи учащимся предлагалось задуматься над вопросом: «Насколько существенна роль этих факторов в формировании характера маленького человека, приобретении им полезных и вредных привычек?»

    И наконец, учитель предложил школьникам осмыслить роль, которую играет школа в их образовании и воспитании. «Чем, по вашему мнению, — спрашивал учитель, — круг и традиции семейного воспитания, а также образы и информация СМИ дополняют и развивают влияние школы? В чем они находятся в противоречии и даже в конфликтах с этим влиянием? А теперь вам следует, — подчеркнул учитель, — ответить на самый главный вопрос. Каковы, по вашему мнению, оптимальные пути гармонизации влияния на личность разных по своим источникам и содержанию социальнокультурных факторов? Вместе с тем роль этих факторов может быть недостаточно эффективной без желания самого молодого человека, без его доброй воли стать истинно культурным человеком».

    Поэтому вам предстоит задуматься и ответить на ряд актуальных вопросов: 1) Как может ученик старших классов блокировать негативное влияние побуждений к девиантно-му (отклоняющемуся) поведению? 2) Есть ли средство противодействия употреблению ненормативной лексики, сленгов? 3) Как старшеклассник может избежать соблазна попробовать табак, алкоголь, наркотики в условиях современной жизни?

    5.

    Дискуссии о том, что является главным в современной культуре, активно ведутся в молодежных аудиториях. Некоторые молодые люди утверждают, что главное — это быть стильным. Другие полагают, что главное — быть «крутым». Третьи считают, что главное заключается в том, чтобы быть образованным и умным. Четвертые считают,

    111

    что истинный путь современной культуры — это семейное благополучие. Какая из приведенных точек зрения представляется вам заслуживающей внимания? Какие являются заведомо односторонними? Как вы полагаете, возможны ли пути синтеза некоторых из приведенных позиций? Если да, то как бы вы их объединили?

    6.

    6.1. Место культуры в системе ценностных ориентации старшеклассников (на примере своей школы).

    6.2. «Отцы» и «дети» в наши дни: культурные приоритеты .

    6.3. Сфера культуры в современной России и ее проблемы.

    7.

    «Блеск и нищета» российского телевидения: оценка молодежных передач деятелями культуры (по материалам периодической печати).

    8.

    8.1. «Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни» (Герберт Спенсер (18201903), английский философ).

    8.2. «Для меня искусство — это никак не забава одинокого творца. Для меня это способ тронуть как можно больше людей, создав наиболее емкую картину общих страданий и радостей» (Альбер Камю (1913—1960), французский философ, писатель).

    9.

    Как вы оцениваете культурный уровень выступлений представителей политической и творческой элиты в популярных телепередачах? Соответствует ли он вашим ожиданиям? Какие замечания и пожелания вы могли бы высказать по их манере поведения, культуре мышления и речи с учетом содержания обществознания?
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   41


    написать администратору сайта