Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Скачать 1.04 Mb.
|
34. Место искусства в духовной культуре(к § 34 «Место искусства в духовной культуре») 1. Текст 1. Прочтите фрагмент произведения Фридриха Ницше, известного немецкого философа второй половины XIX в. Я слышал вчера — поверите ли — в двадцатый раз шедевр Визе. Я снова вытерпел до конца с кротким благоговением, я снова не убежал. Эта победа над моим нетерпением поражает меня. Как совершенствует такое творение! Становишься сам при этом «шедевром». — И действительно, каждый раз, когда я слушал Кармен, я казался себе более философом, лучшим философом, чем кажусь себе в другое время: ставшим таким долготерпеливым, таким счастливым, таким индусом, таким оседлым... Пять часов сидения: первый этап к святости! — Смею ли я сказать, что оркестровка Бизе почти единственная, которую я еще выношу? Та другая оркестровка, которая теперь в чести, вагнеровская, — зверская, искусственная и «невинная» в одно и то нее время и говорящая этим сразу трем чувствам современной души, — как вредна для меня она! Я называю ее сирокко. Неприятный пот прошибает меня. Моей хорошей погоде настает конец. Эта музыка кажется мне совершенной. Она приближается легко, гибко, с учтивостью. Она любезна, она не вгоняет в пот. «Хорошее легко, все божественное ходит нежными стопами» — первое положение моей эстетики. Эта музыка зла, утонченна, фаталистична: она остается при этом популярной, — она обладает утонченностью расы, а не отдельной личности. Она богата. Она точна. Она строит, организует, заканчивает: этим она представляет собою контраст полипу в музыке, «бесконечной мелодии». Слышали ли когда-нибудь более скорбный трагический тон на сцене? А как он достигается! Без гримас! Без фабрикации фальшивых монет! Без лжи высокого стиля! — Наконец: эта музыка считает слушателя интеллигентным, даже музыкантом, — она и в этом является контрастом Вагнеру, который, как бы то ни было, во всяком случае был невежливейшим гением в мире (Вагнер относится к нам как если бы, он говорит нам одно и то же до тех пор, пока не придешь в отчаяние, — пока не поверишь этому). Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Бизе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать еще лучше? — Я зарываюсь моими ушами еще и под эту музыку, я слышу ее причину. Мне чудится, что я переживаю ее возникновение, — я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Бизе неповинен. — И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове... Заметили ли, что музыка делает свободным ум? дает крылья мысли? что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? — Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силен для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы. Ницше Ф. Казус Вагнер / Ф. Ницше // Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1990. — Т. 2. Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете мысль автора о том, что человек, воспринимающий шедевр искусства, становится «сам при этом „шедевром"»? Предположите, что автор вкладывает в понятие «шедевр», применяя его к человеку. 2) Как Ф. Ницше характеризует воздействие произведения искусства на человека? 3) Реализация каких общественно значимых функций искусства рассматривается в размышлениях Ф. Ницше? В каждом случае иллюстрируйте свой ответ цитатой из текста. 2. Прочтите фрагмент произведения великого древнеримского поэта Горация (I в. до н. э.). Если бы женскую голову к шее коня живописец Вздумал приставить и, разные члены собрав отовсюду, Перьями их распестрил, чтоб прекрасная женщина сверху Кончилась снизу уродливой рыбой, — смотря на такую Выставку, други, могли ли бы вы удержаться от смеха? Верьте, Пизоны! На эту картину должна быть похожа Книга, в которой все мысли, как бред у больного горячкой. Где голова, где нога — без согласия с целым составом! Знаю, все смеют поэт с живописцем — и все им возможно, Что захотят. Мы и сами не прочь от подобной свободы, И другому готовы позволить ее; но с ус л овьем, Чтобы дикие звери не были вместе с ручными, Змеи в сообществе птиц, и с ягнятами лютые тигры!.. Всякий, писатель, предмет выбирай, соответственный силе; Долго рассматривай, пробуй, как ношу, поднимут ли плечи. На основании приведенного фрагмента выскажите свое мнение о том, должен ли деятель искусства руководствоваться какими-либо правилами, не противоречит ли это свободе творчества. 4. 4.1. Одним из сильнейших потрясений для европейской интеллигенции начала XX в. стала премьера балета И. Стравинского «Весна священная». Во время представления в Париже зрители, следуя за музыкой, смеялись, кричали, свистели, дрались прямо в театральном зале. Неистовая, дикая сила музыки вызвала настоящий шок. Известны ли вам другие аналогичные ситуации? Переживали ли вы подобные эмоции при восприятии произведений искусства? Сделайте не менее трех выводов о влиянии искусства на жизнь общества и отдельных людей. 4.2. Какие особенности художественного творчества и восприятия произведений искусства зрителями отражены в следующих высказываниях?
(Г. Лауб). 139
6. Отражение жизни общества и творца в произведениях современного искусства. 7.
8.
9. Обсудите с одноклассниками произведения искусства, которые произвели на вас наиболее сильное впечатление. Все ли произведения, о которых рассказали ваши одноклассники, вам известны? Появилось ли у вас желание познакомиться с какими-то новыми для себя произведениями искусства? |