Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Скачать 1.04 Mb.
|
25. Человек в политической жизни(к § 25 «Человек в политической жизни») 1. 1.1. Текст 1. Современные американские политологи Г. Ал-монд и С. Верба об участии человека в политической жизни. Существует... разрыв между чувством обязательности участия в политической жизни и реальным участием. Число опрошенных, заявивших, что обычный человек обязан принимать участие в делах своей местной общины, значительно превышает число тех, кто на деле в них участвует; и опять-таки эта тенденция наиболее четко проявляется в США и Великобритании... Так, 51% опрошенных американцев сообщили, что, по их мнению, обычный человек должен принимать то или иное активное участие в жизни своей общины. Но когда был задан вопрос, как они проводят свое свободное время, лишь около 10% респондентов назвали подобную деятельность... Все это заставляет пред пол о-жить, что хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное "время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения. <...> Сравнительная редкость политического участия, относительная важность такого участия для индивида и объективная 97 слабость обычного человека позволяют правительственным элитам действовать. Бездеятельность обычного человека и его неспособность влиять на решения помогают обеспечить правительственные элиты властью, необходимой им для принятия решений. Однако все это гарантирует успешное решение лишь одной из двух противоречащих друг другу задач демократии. Власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином. Алмонд Г. Гражданская культура. Политика и демократия / Г. Ал-монд, С. Верба. — Полис. 1992. — № 4. — С. 122—125. Вопросы и задания. 1) Существует ли прямая связь между осознанной ориентацией человека на участие в политике, жизни местной общины и его реальным участием в государственных и общественных делах? Аргументируйте ответ, опираясь на текст. 2) Чем объясняется разрыв между политическим сознанием и политическим поведением рядового гражданина? 3) Как авторы оценивают его бездеятельность в политике? Ответ поясните, опираясь на знания о сущности гражданской политической культуры. 4) Как повысить ответственность властных элит перед гражданами? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 5) Актуальны ли для современной России идеи, высказанные американскими учеными? Аргументируйте свой ответ. 2. 2.1. Одна из российских газет опубликовала письма читателей, в которых содержались откровенные ответы на поставленный ею вопрос: «Ваши дети интересуются политикой?» Приведем выдержки из некоторых писем.
Оцените эти суждения с позиций демократической политической культуры. Ответ поясните. 2.2. В России, по официальным данным 2005 г., насчитывалось 15—20 тыс. активистов молодежного экстремистского движения скинхедов. Они легко узнаваемы: бритые наголо, одетые в короткие кожаные куртки, узкие брюки и армейские ботинки. В этом обличье, символизирующем, по мнению молодчиков, единство движения, они устраивают погромы, зверски избивают и убивают «чужих» (лиц с кав- 98 казской и азиатской внешностью, в том числе детей), организуют другие «акции устрашения». Как же общество относится к деятельности скинхедов? Опросы Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показали, что 67% россиян вообще не знают, кто это такие. Оправдывают скинхедов 9% респондентов, заявляя, что те «наводят порядок в стране» (выполняют работу за милицию), «формируют среди молодежи осознание своего славянского достоинства», «добиваются, чтобы русские были не изгоями, а хозяевами на своей земле». Остальные (24%) осуждают деятельность скинхедов. При этом их поступки трактуются респондентами по-разному: как хулиганские выходки и издержки дурного воспитания — 7%; как проявление неофашизма — 5%; эти же 5% предлагают запретить движение. Затрудняются ответить на вопрос о запрещении либо считают, что движение скинхедов запрещать не нужно, 12%. Оцените трактовки политического поведения скинхедов с позиций демократической культуры. Аргументируйте свой ответ. Каково ваше личное отношение к их деятельности? Ответ поясните. Следует ли, оставаясь на демократических позициях, проявлять толерантность к воззрениям и поступкам скинхедов? Объясните почему. 3. Как показали социологические опросы, проведенные в 2005 г., политическое участие большинства россиян было связано с задержкой зарплат и пенсий, коммунальным обслуживанием, другими бытовыми проблемами, а также неправомерными действиями милиции. Наиболее привлекательны для граждан РФ (64%) формы участия, не требующие личных усилий, времени, присутствия (подписание писем в СМИ и органы государственной власти). В работе политических партий принимало участие только 14% населения, в других общественно-политических организациях — 31% . Является ли политическое участие большинства российских граждан самовыражением и самореализацией в политической сфере? Аргументируйте ответ. Опираясь на изученный материал, объясните, почему у большинства россиян отсутствует стремление к удовлетворению высших потребностей в политической сфере. 4. 4.1. Некий двадцатидвухлетний россиянин, известный как автор коллективного обращения врачей в государственный орган, во время избирательной кампании в городскую думу проводил агитацию среди жителей своего микрорайона за одну из политических партий, а затем на избирательном участке проголосовал за ее партийный список. 99 Определите политические роли этого гражданина и права, лежащие в основе их исполнения. Опираясь на статьи 30—33 Конституции РФ и учитывая возраст россиянина, подумайте, какие еще роли он мог бы осуществлять. 4.2. Один из молодых людей, беседуя с журналистом о своем участии в политике, откровенно признался: «Я не интересуюсь политикой, запутался в многочисленных понятиях и терминах, редко читаю газеты, никогда не хожу на выборы». К какому политическому типу личности следует отнести этого молодого человека? Аргументируйте свой ответ. 4.3. Гражданин, участник выборов в Государственную думу, прежде чем проголосовать за одну из партий, поступил так: по названиям политических партий определил их политическую ориентацию. Затем поинтересовался, есть ли в каждом из партийных списков женщины, которые, по его мнению, не должны, да и не способны заниматься политикой. В заключение он обратил внимание на фамилии обозначенных в списке кандидатур, ибо придерживался точки зрения, что фамилии у претендентов на государственную власть должны звучать мужественно. Отвечают ли действия избирателя нормативным требованиям к осуществлению этой роли? Аргументируйте ответ. Если бы вы были избирателем, то какие шаги предприняли бы, прежде чем проголосовать за ту или иную партию? 4.4. 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП митинг на площади перед Лубянкой стал неуправляем. Толпа настраивалась штурмовать здание КГБ. Избежать больших жертв удалось, переориентировав внимание людей на памятник Дзержинскому. При этом использовали не только неприязнь людей к персонажу, но и давний слух о том, что монумент отлит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин спрятал золотой запас страны (Российская газета. — 2004. — С. 13). Опираясь на изученный материал, сделайте все возможные выводы из приведенного факта. На семинарском занятии была высказана мысль о том, что активное участие граждан в политике является нормальным явлением и показателем зрелости гражданского общества. В ответ прозвучала иная точка зрения, которая состояла в том, что нормальным является такое положение, когда гражданам не приходится волноваться за свое будущее и включаться в политическую борьбу нет необходимости. Какую точку зрения вы высказали бы в возникшей дискуссии? Аргументируйте ее. 6. 6.1. Роль школы, образования в политической социализации личности: реальность и пути совершенствования. 6.2. Молодые граждане России: кем себя ощущают и в каком обществе хотели бы жить? 100 7. 7.1. Политическое участие и абсентеизм российской молодежи. 7.2. Социальные факторы и мотивы политического участия. 8. 8.1. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личности» (Борис Николаевич Чичерин (1828— 1904), русский философ). 8.2. «Если власть не хочет действовать в соответствии с желаниями граждан, в ее двери начнут барабанить» (Габриэль Алмонд (род. 1911), американский политолог). 9. Приведите наиболее типичные высказывания граждан (сторонящихся политики) о причинах нежелания участвовать в политической жизни. Опираясь на изученный материал, оцените эти высказывания. |