Главная страница

Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие


Скачать 1.87 Mb.
НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
Дата09.10.2022
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРечевые практики_сборник (2).pdf
ТипПрактикум
#722580
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
3.4. Повествование как функционально-смысловой тип речи Повествование – функционально-смысловой тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода из одного состояния в другое. На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста порядок протекания действия. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и каких временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (пришло, примет, до-
обедали и т. п, которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (попугай, хозяин, часы,

64 город, гости и т. п. Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (через четверть часа, меж тем как и т. п. По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем 1) в различии видо-временных форм глаголов – описание строится в основном на использовании глаголов несовершенного вида, повествование – совершенного 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании – для описания более характерна параллельная связь 3) в употреблении односоставных предложений – для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах. Повествование – тип речи, функционирующий обычно в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи художественные произведения тексты некоторых жанров публицистики – репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок тексты-расска- зы в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для нагляд- но-образного представления героев, места действия. Задание 61. Сделайте сравнительный анализ двух фрагментов текстов. Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый текст. Обоснуйте свою точку зрения, отразив особенности текстов в таблице.
Особенности текста Описание Повествование Преобладание частей речи Типы построения предложений
1 Я пытался опустить вниз свое Вознесение, желая прописать кое-что в верхней части картины, но обычно безотказно действовавшая система блоков на сей раз не пожелала подчиниться моей воле, тогда я с силой потянул полотно вниз, оно сорвалось со стоек, с шумом рухнуло с более чем трехметровой высоты и провалилось в щель, служившую для того, чтобы опускать туда по мере надобности нижний край холста. В тот момент я нисколько не сомневался, что картина обязательно поцарапается, возможно, даже и вовсе сотрется, и три месяца работы пойдут насмарку,

65 или, в лучшем случае, мне придется потерять уйму времени на скучнейшие и утомительные попытки привести ее в первоначальный вид. Сальвадор Дали Дневник одного гения)
2 В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись зале- то целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке – посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и посаду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни около шалаша – целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят барские в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. И. Бунин Антоновские яблоки) Задание 62. Напишите рассказ по одному из представленных ниже афоризмов (или по подобранному самостоятельно афоризму. Что должно быть изображено на картине, названной выбранным афоризмом Используйте памятку Как работать над рассказом».
Мал золотник, да дорог. Век живи, век учись. Одна – но пламенная страсть. Большому кораблю – большое плавание. Под лежачий камень вода не течет. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. КАК РАБОТАТЬ НАД РАССКАЗОМ
1. Подумайте, о каком случае выбудете рассказывать, насколько он интересен и актуален для слушателей.
2. Сформулируйте тему (предмет речи) и главную мысль рассказа (предмет и что говорится о предмете.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний и запишите тезисно. Дополните его материалом из других источников (если это необходимо.
4. Вспомните схему композиции рассказа (вступление, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка.

66 5. Составьте план рассказа, конкретизируйте его. Укажите композиционные части.
6. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Вступление и заключение составляют по 10–15% всего текста. Наиболее полно должно быть показано главное событие.
7. Используйте в рассказе диалог или отдельные реплики, элементы описания или рассуждения так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры людей, о которых выговорите. Напишите черновик рассказа, внесите исправления.
9. Запишите чистовой вариант рассказа. Задание 63. Составьте рассказ по картине П. Федотова Сватовство майора, используя сведения о художнике и его картине из книги П. П. Гнедича История искусств. Проведите экскурсию (представьте, что ваши экскурсанты впервые видят эту картину. Используйте памятку Как работать над рассказом по картине».
…«Сватовство майора. За нее художник получил звание академика. Публика стояла перед этими картинами вторая – Свежий кавалер. – курсив наш с нескрываемым удивлением и восторгом это было откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь в ее настоящем виде в живописи не появлялась. Картина Федотова была написана красками, которыми Гоголь писал свою Женитьбу, опередив на несколько лет Островского сего высокохудожественными картинами из московской купеческой жизни. П. П. Гнедич История искусств) КАК РАБОТАТЬ НАД РАССКАЗОМ ПО КАРТИНЕ
1. Прочитайте сведения о художнике.
2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
3. Рассмотрите картину, вдумайтесь в ее содержание (что здесь происходит и почему.
4. Постарайтесь представить, что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
5. Подумайте, кого, в чем и как выбудете убеждать своим рассказом.
6. Сформулируйте тему и основную мысль рассказав зависимости от этого озаглавьте его. При этом заглавие вашего рассказа и название картины могут не совпадать.

67 7. Вспомните композицию рассказа. Учитывая, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине (ведь он самый важный, составьте план.
8. Обратите внимание на соразмерность частей рассказа. Помните, что главное в нем – содержание картины
9. Постарайтесь включить в рассказ диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей, причем так, чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.
10. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
3.5. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, основная задача которого – придать речи аргументированный характер, те. аргументировать высказанное ранее или прийти логическим путем к новому суждению. Рассуждение оформляется с помощью лексик о - грамматических средств спр и чинно- следственным значением (например, следовательно, таким образом, отсюда заключаем, можно предположить, будем иметь, получим и т. д. Основная сфера функционирования рассуждения – наука. Русский язык в процессе своего развития обогатился рассуждением благодаря научному стилю. Для художественных, публицистических, официально-деловых текстов нехарактерно строго логичное развернутое рассуждение. Поэтому в текстах данных стилей происходит трансформация рассуждения, приспособление его к специфике стиля. В художественных текстах рассуждение реализуется в виде свободного размышления, при этом связь между суждениями в целом прослеживается, ноне объединяется жестким логическим стержнем. Для рассуждения в художественном стиле характерна нестрогость формы речи, непринужденность размышления, что помогает создать обстановку интимного общения автора с читателем. В художественных текстах не используется доказательство. Публицистика ориентирована на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументирующие типы речи принципиально важны, поскольку реализуют задачу убеждающего воздействия. Но доказательство в публицистических текстах осуществляется не посредством логических процедура через подтверждение

68 фактами. В художественной речи подтверждение фактами используется с целью более наглядного изображения, позволяющего почувствовать психологическое состояние героя. Например. Варвара, беременная уже в пятый рази опытная, глядела на свою барыню несколько свысока и говорила с нею наставительным тоном, а Ольга Михайловна невольно чувствовала ее авторитет А. Чехов Именины) Задание 64. Проанализируйте, как реализуется рассуждение в приведенных ниже текстах научного, публицистического и художественного стилей Всякая человеческая деятельность несет в себе элементы творчества. Творческую деятельность мы противопоставляем рутинной, нов чистом виде ни той, ни другой не существует. Творчество – это процесс созидания нового, никогда ранее не существовавшего способность делать работу, которая одновременно является оригинальной, неожиданной (новаторской) и полезной, отвечающей требованиям задания (соответствующей. По самому глубинному смыслу этого понятия, творчество – это то, что противостоит шаблону, обыденности, стандарту, по крайней мере, только в таком смысле оно употребляется в этих заметках. Исходя из этого можно сформулировать тезис нет и не может быть рецептов, алгоритмов, заданных методов творчества. Но вот парадокс в любой сфере деятельности творчество предполагает высочайшее владение техникой своего дела. Математик должен виртуозно пользоваться формальными умозаключениями, писатель – словом, управленческий работник – информацией. Далее, творчество не может не следовать если не стандартам, то нормами канонам высшего порядка. Правда, мы называем человека подлинно творческой личностью, если только он постоянно взламывает эти каноны и нормы, чтобы учредить новые, которые принимаются и воспринимаются всеми, пока новая яркая личность не предложит что-то новое. Но и эти предложения непроизвольны, поскольку происходит подчинение закономерностям еще более высокого уровня. Поэтому нужны и талант и вдохновение, чтобы эти новые идеи предложить. На личностном уровне творчество требуется, к примеру, при решении производственных проблем ив повседневной жизни. На общественном уровне оно инициирует появление научных открытий, новых социальных проектов.

69 Экономическая сторона творчества – новые технологии, товары, услуги, новые рабочие места, конкурентоспособность организаций и специалистов. Таким образом, свобода творчества не освобождает от законов природы и общества, в частности, от биологических, экономических и моральных законов, а предполагает глубочайшее их понимание и владение ими. Из учебной литературы)
2
– Читали Войну и мир, «Оливера Твиста, Братьев Карамазовых»?
– Нет, смотрел в кино. И только Книги, разошедшиеся огромным тиражом на многих языках мира, остались где-то непрочитанными, и герои, однажды созданные писателем, нашли зрителя, а не читателя. Притом тотальном, энергичном проникновении кино, до которого уже допустила проекционная техника, притом колоссальном и многообразном составе зрителей, которые в городах и селах, в странах цивилизованных ив странах отсталых собираются в кино, – неудивительно, что экранизация первая знакомит некоторых людей с давно существующими литературными произведениями. Грустно, может быть, ноне удивительно. Даже притом высоком численном читательском уровне, который счастливо наблюдается в нашей стране, – через какие же плотные розовые очки можно высмотреть стариков-колхозников, которые прочитали и Пушкина, и Лермонтова, и Толстого, и Достоевского. Еще немыслимей тешить себя надеждой, что в странах Африки или Южной Америки читают много и серьезно. Но вот кино, конечно, смотрят, и дошедшая туда экранизация все равно благо. Тем не менее, разумеется, ни о какой подмене литературы кинематографией и речи быть не может, язык кино нив коей мере не заслоняет исконную прелесть и силу печатного слова, и, скорей, наоборот, фильм, созданный по роману, способен вызвать интерес к литературной первооснове, желание перечитать снова … А. Зархи Отвечаю критикам из сборника Книга спорит с фильмом)
3
– А для чего, собственно, создан человек Это тоже вопрос весьма живописный. Почему художников тоже зовут творцами Конечно, преувеличение, лучше было, когда – мастер Художника в полном смысле никак творцом не назовешь. Он в лучшем случае пересоздал, ноне создал. Но и творец,

70 хотя это его никак не исчерпывает, не есть ли величайший художник. Вначале было Слово А собственно, и не слово, а логос, знание Значит, образ мира существовал раньше мира, до акта творения И это был непросто образ мира, даже божественный Образ – был богом. Понимаете, с чем мы имеем дело С художником. Всегда сначала образа потом картина. Это основа эстетики. Но картина ведь всегда для кого-то, кто способен понять или оценить. Ну, оценка наша, допустим, ему неважна. Он выше этого А вот не верю, что неважна наша оценка Не то, что мы похвалим, а то, что – поймем Понимание, неодиночество – в этом смысл творения, как и художественного создания. Чистым искусством, надо полагать, он не занимался. Да и никто, если вникнуть, не занимался. Это гордыня – искусство для искусства, унижение паче гордости. Все жаждут понимания, кто создает. Атак, непонятно ли происхождение человека и зачем человек Видеть творение Не только пользоваться ими составлять его, как и всякая божья тварь, но – видеть То есть понять и постичь. Поэтому, надо полагать, и создал он нас по образу и подобию Иначе этого не понять, зачем уж человека – по образу и подобию, чего ради Не может же творец боготворить сам себя, чтобы копировать венец творения с себя же. А. Битов Человек в пейзаже) Задание 65. Сформулируйте главную мысль текста. Можно ли назвать такой тип речи рассуждением Обоснуйте свое мнение.
Тот, кто видел однажды блокадный этот город, никогда не забудет его улиц, его воздуха, полного шелеста снарядов, странного сочетания войны, которая была не то чтобы рядом, на окраинах, а забиралась внутрь города, и быта – городского быта с очередями, толкучкой, заводской работой. Все знаменитые петербургские архитектурные ансамбли на месте, также прекрасны и мосты, и набережные, и дворцы – стой только разницей, что, как точно определил один ленинградец, они теперь не возвышают душу, а отягощают ее своей призрачностью, обнаружилась в них способность не только принять смертное запустение, но и стать его принадлежностью вместе с знаменитой землей и коробками сгоревших домов. Блокада не уходит вместе с иными событиями в тихие заводи прошлого, куда заглядывают лишь от случая к случаю. Особенность блокады – она как бы остается поодаль, но рядом, как нечто такое, что следует всегда иметь ввиду. Время от времени с ней сопоставляешь и других и самого себя.

71 Трупы былина улицах, в квартирах, они стали частью блокадного пейзажа. Массовость смерти, обыденность ее рождали чувство бренности человеческой жизни, разрушали смысл любой вещи, любого желания. Человек открывался в своем несовершенстве, он был унижен физически, он нравственно оказывался уязвим. Сколько людей не выдерживали испытаний, теряли себя Рослый этот, красивый человек, умеющий вдумчиво слушать и также вдумчиво произносить только собственное, выношенное, просил не называть его имени. Он говорил сильно и убежденно не только о себе, но и о других, потому что он употреблял местоимение мы. Он считал, что в первую очередь погибали физически слабые по здоровью, по возрасту, затем погибали честные, великодушные, неспособные примениться к обстановке, где ожесточение и окаменелость души были необходимым условием выживания После блокады мир рисовался мне затаившимся зверем. Я ведь встретил блокаду одиннадцатилетним. В таком возрасте трудно противостоять натиску чрезвычайных обстоятельств. Они навязывали свои критерии и ценности как единственно возможные. Я стал подозрителен, ожесточен, несправедлив к людям, как и они ко мне. Глядя на них, я думал Да, сейчас вы притворяетесь добрыми, честными, но чуть отними от вас хлеб, тепло, свет – в каких двуногих зверей вы все тогда обратитесь. Именно впервые послеблокадные годы я совершил несколько сквернейших поступков, до сих пор отягчающих мою совесть. Выздоровление затянулось почти на десятилетие. Лет до двадцати я чувствовал в себе что-то безнадежно старческое, взирал на мир взглядом надломленного и искушенного человека. Лишь в студенческие годы молодость взяла свое и жажда полезной людям деятельности позволила стряхнуть с себя ипохондрию. Однако прежняя детская вера в безусловное всесилие и совершенство человека, раздавленная блокадой, уже никогда не возродилась. А. Адамович, Д. Гранин Блокадная книга) Задание 66. Прочитайте статью Н. Иониной о Василии Васильевиче
Верещагине. Какова основная идея статьи Выпишите последнюю фразу статьи. Как можно развить данную мысль Составьте рассказ-рассуждение по картине В. Верещагина Апофеоз войны (прил. 3). Подберите музыкальное произведение, созвучное этой картине. Прочитайте рассказ на фоне подобранной музыки.
«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы – религиозные, политические, экономические, а я проповедую тоже посредством красок, – говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек. Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XIX века претило красивое описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями. Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как рази заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картины была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние. В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан. Присоединение его к России избавило эти народы от печальной участи колониальных рабов Англии, нов тоже время русский царизм тоже вел здесь войну. В. В. Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне. В. В. Верещагин был прапорщиком, состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того чтобы зарисовывать и писать увиденное. До весны 1862 г. без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии. Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить идейное воздействие на зрителя. Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет (Нищие в Самарканде, «Опиумоеды», Продажа ребенка-невольника» и др. В полотне Самаркандский зиндан» В. В. Верещагин изобразил подземную тюрьму-клоповник, в которой были погребены съедаемые заживо узники. Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. И только падающий сверху свет, который растворяется в вечернем мраке подземелья, связывал заключенных с жизнью. Центральное место среди туркестанских картин В. В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию Варвары. Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина. Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу

73
Тамерлана из голов, завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды ив новое время – уже по приказу среднеазиатских ханов. Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-истори- ческий, сколько символический характер. Полотно Апофеоз войны – это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава – все это части одного сюжета. Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов, дыры от пуль на черепах пирамиды, еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящими будущим. Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В. В. Стасов писал Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством
Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок это глубокое чувство историка и судьи человечества В Туркестане Верещагин насмотрелся насмерть и трупы, но он не огрубели не отупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину ив ширину. Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую вглубь веков историю – и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа – это все тоже Задание 67. Французский философ и историк Ипполит Тэн в книге Философия искусства говорит о том, что произведение искусства является не только частью творчества художника, которое выражает единство стиля, но и воссоздает акустику времени, чтобы понять какое-нибудь художественное произведение, художника или школу художников, необходимо в точности представить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат здесь таится первичная причина, определяющая все остальное. Согласны ли вы с мнением ученого Можно ли тоже сказать о музыканте, деятеле кино, писателе и их творчестве Составьте сообще- ние-рассуждение на тему Творец и его эпоха

74
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта