Главная страница

Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие


Скачать 1.87 Mb.
НазваниеПрактикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
Дата09.10.2022
Размер1.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРечевые практики_сборник (2).pdf
ТипПрактикум
#722580
страница5 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
3.2. Общая характеристика функционально-смысловых типов речи Тип речи – это текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак предмет и его действие оценка события, явления причинно-следственные отношения и т. д, которое выражается определенными языковыми средствами. Это могут быть описание, повествование, рассуждение. Описание – сообщение о признаках предмета. Например. Гуммиарабик – растительный клей, соединяющий частицы цветного порошкообразного пигмента между собой. В акварельных красках, имеющихся в продаже, содержится такое количество гуммиарабика, которое позволяет без труда использовать все приемы акварельной живописи. Из книги Как писать акварелью) Повествование – сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

55 Например. 15 января в полдень Ренуар со своими кистями стоял перед Вагнером. Сеанс ив самом деле оказался как нельзя более коротким. Вагнер уделил художнику всего тридцать пять минут. За эти тридцать пять минут Ренуар написал портрет композитора. О – воскликнул Вагнер, поглядев на полотно. – Я похож на протестантского пастора (Анри Перрюшо Жизнь Ренуара») Рассуждение – изложение, разъяснение, подтверждение каких-либо фактов с указанием причинно-следственных связей. Например. Парадоксально – но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются, не удерживаются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот – книга, произведшая на нас впечатление, да еще и читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чем в основном идет в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы – не только подробности, но и целые куски общей конструкции. Безусловно, так замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново … Ю. Олеша Ни дня без строчки) Существуют разные способы изложения материала в тексте

индуктивный – расположение материала от частного к общему. Например. Памятники культуры бывают самые неожиданные. Например – дырка от выпавшего кирпича. В Софийском соборе в Вологде такая дырка была, и очень береглась. И дело было так. Иван Грозный любил Вологду и хотел сделать ее новой столицей своего государства, говорит предание. В один из приездов в Вологду из ноги архангела на своде выпал камень и раздробил палец ноги Ивана Грозного. Грозный принял это за дурную примету и больше в Вологду не приезжал. Как же было не радоваться вологжанами столетиями не беречь то место, откуда выпавший камень спас Вологду Традиция сохранять памятники – такая же, как сохранять обычаи. А дырка в фресках могла бы сохранить самые фрески от последующих записей (Д. Лихачев);

дедуктивный – расположение материала от общего к частному. Например. По характеру передаваемого содержания различают общение информативное и фатическое. В информативном тексте автор сообщает факты, имея основной целью дать адресату новые знания о внешнем и внутреннем мире, во всем


56 многообразии его существования. Здесь господствует именно функция сообщения новой информации, будь то научные или официально-деловые, или
общественно-политические, или даже бытовые сведения.
Фатическое общение имеет основную установку на речевой контактна контактоустановление и поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, на их регулирование. Фатический текст рассчитан на поиск сочувствий, сопереживаний, солидаризации, вообще на утоление сенсорного голода. В область фатики входит речевой этикет, пустая бытовая речь, болтовня, жанры «праздноречевые», заполнение пауз и т. п (Н. Формановская);

исторический – расположение материала в хронологической последовательности. Например. Термы не могли функционировать без водопровода, не меньшего чуда античного инженерного искусства. Первый из римских водопроводов – ровесник царицы дорог («Аппиевой дороги) – был построен в том жег. дон. э. Аппием Клавдием. Он тянулся на 16,5 километров от городских ворот Рима до родника в каменоломнях, почти на всем протяжении под землей. Следующий повремени водопровод относился кг. дон. э. Он снабжал Рим водой речки Анио и имел длину 70 километров. Всего в Риме кг. н. э. было 11 водопроводов. Некоторые из них служат до сих пор. Мифы и легенды Древней Греции

ступенчатый – расположение материала поэтапно, в иерархической последовательности. Например. С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узкими ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом Яркие примеры символического значения определенных форм одежды представляют собой жесткие правила средневековых сословий или испанских монахов. Французская революция гильотинировала не только головы аристократов, но и парики в буквальном и переносном смысле. С этого времени отсутствие парика было таким же обязательным в обществе, каким сейчас в определенных кругах молодежи является ношение джинсов. Такие, дошедшие до нас от прежних времен правила стилизации внешности человека, хотя ив иной форме, обнаруживаются до настоящего времени (Иллюстрированная энциклопедия моды

57

аналогия – расположение материала на основе сопоставления, сравнения. Например. Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает телок женщине женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами (А. Пиз Язык телодвижений

концентрический – расположение материала вокруг одного предмета изложения. Например Если личное, индивидуальное имя есть у всех, то отчество, то есть именование по отцу, а может быть, и шире – именование по родителю, есть далеко не у всех народов мира. Если отвлечься от некоторых подробностей, в общем виде можно сказать так у восточных народов, прежде всего у арабов и тюрков, отчество есть, хотя может и не быть фамилии, ау западных нет, или оно совсем необязательно. Форма от имени отца или матери может использоваться в качестве обращения, как у арабов, может стоять пред индивидуальным именем, например, как у карелов, а может, как у нас, после. Даже у славян нет единства в этом вопросе, например, отчеств нету чехов, болгар, поляков, сербов (М. Рут Имена и судьбы) Задание 56. Определите функционально-смысловые типы текстов и способы изложения материала в них. Обоснуйте свою точку зрения. Охарактеризуйте композицию текстов. Придумайте заголовки Египет – древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры. История государства и культуры Египта делится на несколько периодов Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Египет – это время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалось характерное для древних египтян религиозное верование культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельефы на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид – пирамиды
Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры 146 м – высота, а длина основы каждой из 4 граней м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и Северной Африке. В это время особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамо- на и росписи гробниц в Долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса – в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия. <…> После фараона Рамсеса последовала полоса тяжелых длительных войн, завоевание Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, затем и культурного первенства. Всемирно историческая культура Египта в то время была уже исчерпана и все ярче разгоралось восходящее солнце Эллады. Однако культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры. Из учебной литературы)
2 Национальный герой – это фольклорный миф, национальная мечта, предел возможного, идеал, к которому следует стремиться. Русский национальный герой может все – ноне хочет. Он медленно запрягает, но быстро ездит. Он всю жизнь озабочен поисками кольца, потянув за которое, он мог бы перевернуть Землю. Русский национальный герой никогда ничему не учился и всегда все умел. Он любит совершать неописуемо трудные и бесполезные подвиги.

59 Русский Бог любит русского национального героя и помогает ему дуриком вылезать из всех положений, в которые тот с невероятной изобретательностью себя загоняет. Американский национальный герой трудится двадцать лет, осваивает курс управления производством, ораторского искусства, хороших манер, английского акцента, гольфа, бриджа, обрастает семьей и, достигнув жизненного успеха, начинает учить других достигать того же. Тот, кто стремится походить на американского национального героя, стремится к счастью. Он хочет, чтобы на вопрос «Эни проблемз?» всегда можно было спокойно ответить Ноу проблем Походить на русского национального героя – значит стремиться к главной добродетели, то есть страданию. Благополучным людям тут нечего ловить. Русский национальный герой изыскивает поводы для мученичества в самых благополучных ситуациях. Американский национальный герой любит свое отечество, хвалит его и спокойно относится к тому, что иностранцы часто его ругают. Русский герой ругает свое отечество почем зря, но как только кто из соседей, иностранцев или других национальных героев скажет слово против его отечества, как в русском национальном герое просыпается такое чувство национальной гордости, которое нередко заканчивалось войнами, битвами и т. д. Слава Богу, что подавляющее большинство жителей наших стран не являются копией своих национальных героев, которые остаются для простых людей недосягаемым идеалом, возлюбленным образцом в золотистом ореоле национальной мечты. Из газеты Иностранец)
3 Быть может, положение изменилось в нашем ХХ веке в связи с растущей специализацией, дроблением науки научной проблематики, в связи с взрывоподобным ростом информации Быть может, теперь оправдывается пропись, которой мы себя успокаиваем, что время универсалов миновало Не будем говорить об Эйнштейне. Его разносторонние интересы и способности (математика, физика, искусство, философия, история наук) хорошо известны. Но другие Быть может, кто-нибудь назовет среди ученых первой величины человека, не выходящего за пределы своей специальности Нильс Бор Но он автор оригинальных статей по вопросам философии, биологии, искусства, психологии, по специальным проблемам.
Циолковский? Кому неизвестно, что в нем слились самобытный мыслитель, астроном, математик, литератор и публицист. Или Вернадский – геохимик, эколог, географ, биохимик, организатор исследований, философ, историки социолог науки. Или А. Чижевский – в молодости литератор, поэт, переводчик, талантливый живописец, а затем создатель гелиомеди- цины. Быть может, этот искомый тип ученого ХХ века – Джон Бернал, одна из универсальнейших голов за всю историю науки Или Борн, Винер, Колмогоров, Семенов, Глушков? Где же он, узкий специалист Это, возможно, звучит парадоксально, но им является каждый из названных ученых. Каждый ученый в момент исследования конкретной проблемы действует как узкий специалист, то есть узко фокусирует для ее решения весь многообразный и разносторонний спектр своих знаний и способностей, развитых с помощью искусства, философии, частных наук. Г. Волков Три лика культуры) Задание 57. Определите, какой функционально-смысловой тип речи уместно использовать при анализе каждой картины, представленной в прил. Задание 58. Расскажите историю, которая произошла с героями картины Карла Брюллова Последний день Помпеи» (прил. 3). Составьте текст-повествование поданной картине (завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка).
Задание 59. Работа в группе. Представьте, что вы герои, изображенные на картине В. Перова Охотники на привале. Что вы могли бы о себе рассказать Включите в рассказ возможный между героями полилог.
3.3. Описание как функционально-смысловой тип речи Описание – функционально-смысловой тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов водно и тоже время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (волосы, голова, нос, ленточка, рот, профиль и т. п, широко используются обстоятельства (слабо, вяло, обыкновенно,

61 неправильно и т. п, прилагательные (белокурые, волнистые, густые, прекрасный, вздернутый и т. п. Глагольные сказуемые в смысловом отношении ослаблены, стерты либо имеют качественно-изобразительное значение нос был нерешительно вздернут, лицо ее утеряло бы свою прелесть в прошедшем времени глаголы несовершенного вида указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (производила впечатление, глаза ее были прищурены. Описание может включать последовательность номинативных основа предложения представлена подлежащими эллиптических с пропуском членов предложения) конструкций. Это создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях и записях дневникового характера. Например. Двухкомнатная квартира, второй этаж. Наши дни. Слева – старинный с резьбой шкаф для вещей, рядом такой же основательный и старый книжный шкафу балкона письменный стол с толстыми резными ножками, на нем – огромный до потолка фикус. У фикуса каждый блестящий, лощеный лист со сковородку, фикус растет в старой кадушке, обхваченной обручами. (Н. В. Коляда «Носферату») В таких описаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о динамическом описании – типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действия с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. В связи стем, что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, наряде моментов действия, их шаговом характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (секундный стиль – подробное описание действия с большой точностью передачи деталей. Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок – при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя. Например Стоя у окна и разговаривая, девушка, пожимаясь от вечерней сырости, то и дело оглядывалась на нас, то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас, и я не помню того мгновения, когда бы ее тело и лицо находились в покое. (А. Чехов Красавицы) Задание 60. Прочитайте предложенные ниже фрагменты из работ о художнике И. И. Левитане и его творчестве и выполните следующие задания. Всмотритесь в картину И. И. Левитана Владимирка (прил. 3). Куда ведет этот нескончаемый проторенный большак под гнетом свинцового неба К пересылочной тюрьме во Владимире, а дальше по «колесухе» в Сибирь на каторгу – к горькой разлуке, к беспощадным испытаниям, к унылой неволе.
2. Подберите музыкальное произведение, созвучное этой картине.
3. Опишите картину Владимирка и прочитайте свое описание на фоне подобранной музыки.
1 Все, что рождалось под его кистью, начинало петь. Поет свою светлую, хотя и печальную песню его Золотая осень, нежно звучат тихие переливы монастырских колоколов в Вечернем звоне, полной радостных сил песней напоена Весна. Большая вода. (Композитор ДБ. Кабалевский)
2 Существуют интересные воспоминания художницы С. П. Кувшин- никовой о том, как возник замысел знаменитого пейзажа. Левитан некото- ре время жил во Владимирской губернии в имении Городок, близ станицы
Болдино, Нижегородской железной дороги. Однажды, возвращаясь с охоты, – пишет Кувшинникова, – мыс Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющей полосой убегала среди перелеска в синюю даль. Вдали на ней виднелись две фигурки богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконкой говорило давно забытой старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога
– Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. Присеву подножья голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как много скорбного передумано было здесь, у этого голубца.

63 В картине, созданной под непосредственным впечатлением увиденного в природе, несомненно, отразились и воспоминания обо всем, чтобы- ло связано с этими местами. Обычный, уютный пейзаж под кистью художника вылился в подлинную поэму вековой народной скорби и страдания. Тему дороги в картине Владимирка можно сравнить с главной темой песни, льющейся широко и задушевно, а тропинки – со светлыми и чистыми подголосками, ведущими свою самостоятельную мелодию. Тема дороги возникает сразу, звучит широко и мощно, затем постепенно затихает, удаляясь, и исчезает совершенно. Музыкальные ассоциации возникают неслучайно при внимательном рассмотрении картины Владимирка. О многих полотнах Левитана можно сказать, что они звучат, вызывая определенные музыкальные воспоминания. Таковы картины Вечерний звон, Околица, Свежий ветер. Волга и другие.
Левитан, прославившийся как мастер интимного, лирического пейзажа, пейзажа настроения, в картине Владимирка поднимается до глубокого социального обобщения, не утрачивая при этом поэтичности и теплоты, свойственных лучшим его работам. М. Немировская Из собрания государственного музея Эрмитаж)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта