Речевые практики_сборник (2). Практикум по русскому языку и культуре речи учебнопрактическое пособие
Скачать 1.87 Mb.
|
2.4. Этикет. Правила речевого этикета Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Этикет может выражаться по-разно- му в нашем поведении невербально (например, известно, что вежливо – смотреть на человека, когда он говорит, и невежливо – стоять к нему спиной) и вер- бально (например, использование выражений здравствуй, прошу прощения, 45 будьте здоровы и т. п. Наиболее важную роль в выражении отношения к людям играет речевой этикет (совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Речевое поведение обусловливается социальной иерархией, национальной культурой и этикетом, ритуалом, воспитанностью человека, постоянной практикой общения. Этикет ив частности, речевой этикет усваиваются в практической деятельности человека ив процессе целенаправленного обучения или самообучения. Этикетные ситуации, имеющие свой словарь выражений обращение и привлечение внимания, знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, комплимент, сочувствие, приглашение, просьба, согласие, отказ. Водной и той же этикетной ситуации речевые формулы могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации (официально Дамы и господа …; неофициально Дорогие гости …), социальной группы и слоя (общеупотребительно: Мария Ивановна …; широкоупотребительно (разговорно): Ребята, …; узко- употребительно (просторечно, жаргонно): Шеф, …); экспрессивно- эмоционального оттенка (нейтрально Коллеги …; возвышенно Братья и сестры …; торжественно Друзья …; церемонно Молодой человек …; шутливо Солнышко мое …; иронично Сударыня …). Речевой этикет – важный элемент культуры народа. Основные черты русского национального этикета базируются на принципах сотрудничества с партнером и принципе вежливости. Они сформулированы как максимы этикетного речевого поведения доброе, вежливое отношение к собеседнику (с учетом возраста, пола, социального положения умения встать на точку зрения партнера, не навязывать собственного мнения, не перебивать собеседника, корректно выражать свою позицию, отбирая адекватные языковые средства, использовать возможности невербальных средств общения, адекватно реагировать на обращение и поставленный собеседником вопрос. Задание 50. Прочитайте фрагменты. Охарактеризуйте отношения между коммуникантами на основании соблюдения или несоблюдения ими максим речевого поведения, принятых в русской культуре Великомудрый секретарь Поздравляю твою лучезарную особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Из письма А. П. Чехова Ал. П. Чехову) 46 2 Многоуважаемый Валентин Иннокентьевич Я очень и очень сожалею, что не могу воспользоваться Вашим любезным приглашением, ноя уезжаю как раз сегодня вечером. Поехать я думаю в Грецию, сначала в Афины, потом по разным островам. Оттуда в Сицилию, Италию и через Швейцарию в Царское Село. Вернусь приблизительно в декабре. Очень жаль, что мы таки не увиделись до моего отъезда. Как Ваша будущая книга стихов Грустно будет, если Вы забросите ее из-за таких несерьезных дел, как комиссии. Когда мой адрес хоть немного установится, я напишу Вами надеюсь, что Вы тоже не откажитесь мне ответить. Целую ручки Наталье Владимировне. Искренно уважающий Вас Н. Гумилев. Письмо НС. Гумилева В. И. Анненскому-Кривичу) 3 В разговоре с Гвоздиловой Юрий Михайлович мучительно напрягает остатки своего мужского шарма – все-таки знаменитость, кинозвезда – но, видимо, шарм начальника изрядно пожух от многолетнего бездействия, потому что не производит на Гвоздилову ни малейшего впечатления. – Насколько мне известно, Елена Константиновна, – журчит Юрий Михайлович, – вы и раньше не ладили с Рябининым? А уж последний его поступок, видимо, и вовсе не привел вас в восторг – Яне делаю из этого тайны, – ровно отвечает Гвоздилова. – Намой взгляд, Георгий Петрович повел себя легкомысленно. Чем и поставил театр под удар. – К сожалению, не все это понимают, – элегически вздыхает Юрий Михайлович. – Вот вы бы и объяснили это вашим коллегам. Да и не только коллегам – Вы предлагаете мне осудить Рябинина публично – Гвоздилова качает головой. – Нет, во всенародных шабашах я не участвую. – Ну что за формулировка, Елена Константиновна – мягко досадует Юрий Михайлович. – Вы же скажете то, что думаете. И что же плохого в том, что ваше мнение совпадает с мнением большинства – Дело не в большинстве, – терпеливо объясняет Гвоздилова. – Своим мнением я поддержу ваше мнение. А поддерживать вас – аморально. – Кого это – вас – Юрий Михайлович срывается на фельдфебельский тон. – Народ, партию, правительство 47 – У вас мания величия, – спокойно отвечает Гвоздилова. – Вас – это лично вас. Ивам подобных. А таких в стране много. – Вы хотите меня оскорбить – глаза Юрия Михайловича наливаются металлической синевой. – Это очень рискованно, Елена Константиновна Вас нельзя оскорбить. Вы счастливый человек. Знаете поговорку самый счастливый человек тот, кто не знает степени своего несчастья Гвоздилова безмятежно смотрит на Юрия Михайловича и ослепительно улыбается. Марлен Дитрих. Небожительница. Кинозвезда. Л. Филатов Сукины дети) 4 Вечер. Он работает. Я сижу на диване. Между нами лампа. Абажур так видно мне) уничтожает верхнюю часть его лица, ее нет. Висит под абажуром нижнее полушарие головы. В целом она похожа на глиняную крашеную копилку. – Моя молодость совпала с молодостью века, – говорю я. Он не слушает. Оскорбительно его равнодушие ко мне. – Я часто думаю о веке. Знаменит наш век. И это прекрасная судьба правда – если так совпадает молодость века и молодость человека. Слух его реагирует на рифму. Рифма – это смешно для серьезного человека. – Века – человека – повторяет он. (А скажи ему, что только что он услышали повторил два слова, – он не поверит) – В Европе одаренному человеку большой простор для достижения славы. Там любят чужую славу. Пожалуйста, сделай только что-нибудь замечательное, и тебя подхватят под руки, поведут на дорогу славы У нас нет пути для индивидуального достижения успеха. Правда ведь Происходит тоже, как если бы я говорил с самим собой. Я звучу, произношу слова, – ну и звучи. И звучание мое ему не мешает. – А вот представьте себе, когда у нас говорят столько о целеустремленности, полезности, когда от человека требуется трезвый, реалистический подход к вещами событиям, – вдруг взять да и сотворить что-ни- будь явно нелепое, совершить какое-нибудь гениальное озорство и сказать потом Да, вот вы такая так. Выйти на площадь, сделать что-нибудь с собой и раскланяться я жил, я сделал то, что хотел. 48 Он ничего не слышит. – Хотя бы взять и сделать так покончить с собой. Самоубийство без всякой причины. Из озорства. Чтобы показать, что каждый имеет право распоряжаться собой. Даже теперь. Повеситься у вас над подъездом. – Повесьтесь лучше над подъездом ВСНХ, на Варварской площади, ныне Ногина. Там громадная арка. Видали Там получится эффектно. Ю. Олеша Зависть) Задание 51. В приведенных ниже фрагментах из текстов определите, в каком случае реализуется комплимент, в каком одобрение, а в каком лесть. Д ля справок. Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв одобрение – 1) признание хорошим, правильным, допустимым 2) похвала, одобрительный отзыв лесть – лицемерное, угодливое восхваление – Сколько мне всего хорошего нажелали. – Ну и ладно, уж. Все знают, раз уж столько лет проработавши, конечно. – Ой, я уж говорю, что я ведь в торге недавно работаю, а она говорит Зато вы всю жизнь проработали в торговле. А мне Зоя Степановна, я прямо удивилась, как она мне вчера сказала. Говорит Анна Васильевна, о вас такие хорошие отзывы по вашей прежней работе. Ну никто обо мне ничего плохого не скажет. Я очень благодарна всем, все меня только добрым словом вспоминали Она говорит Вы в торговле проработали сорок лет, так как же это. – Конечно, что там говорить. Из сборника текстов Живая речь уральского города) 2 – Яне знаю, как с тобой общаться. Говорят, вы все здесь сума сошли. – Это правда, сошла, – ответила я, пытаясь, затянув диалог, разглядеть в ней то неуловимое, что не давало мне покоя, – причем все в разные стороны. – Тына редкость адекватна. – Это только по первому слою. Ладно, продолжим завтра. М. Арбатова Визит нестарой дамы) 49 3 На экзамене – Ирина Андреевна, говорят, что вы очень добрый преподаватель. – Моя доброта на вас не распространяется. 4 Славный малый, – подумал учитель, глядя вслед уходившему папаше Славный малый Что у него на душе, то и на языке. Прости добр, как видно Люблю таких людей. А. Чехов Папаша) Задание 52. Заполните таблицы, вставляя этикетные выражения в зависимости от ситуации употребления. О бра з е ц : Контактоустанавливающие формулы Употребление формул Не откажите в любезности, Будьте любезны В официальной ситуации Простите , Простите за беспокойство, Извините Скажите, пожалуйста Будьте добры Не скажите ли Вы? Общеупотребительная формула в любой ситуации Скажите В неформальной ситуации и разговорной речи Послушайте, Не подскажите ли …? В неформальной ситуации и просторечии Таблица 1 Формулы прощания Употребление формул До свидания Всего хорошего Всего доброго До встречи Общеупотребительное при прощании на длительный срок или навсегда Разговорное дружеское Дружеское с оттенком фамильярности. Употребляется хорошо знакомыми людьми, чаще – среди молодежи Бывай Будь Официальное Официальное, церемонное (употребляется людьми старшего поколения) 50 Таблица 2 Формулы приветствия Употребление формул Здравствуйте Добрый день (утро, вечер Добро пожаловать Как поживаете Привет Что нового Как дела Давно не виделись В неформальной обстановке, ироничное, шутливое В неформальной обстановке, жаргонное В официальной обстановке, церемонно Таблица 3 Формулы знакомства Употребление формул Позвольте представиться Разрешите представиться Разрешите с Вами познакомиться Рад познакомиться Разрешите вам представить В любой ситуации, нейтральное В неформальной ситуации, разговорное Таблица 4 Формулы извинения Употребление формул Я должен извиниться В официальной ситуации В официальной ситуации, церемонно В различных ситуациях, общеупотре- бительно Задание 53. Известно изречение Сервантеса: Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Прав ли Сервантес, на ваш взгляд Выразите свое мнение (5–6 предложений. 51 3. ТЕКСТ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ 3.1. Понятие текст и его основные характеристики Текст – речевое произведение, характеризующееся информативностью, смысловым, стилистическими композиционным единством, логичностью, выразительностью. Смысловое единство обеспечивает тема текста предмет обсуждения (о чем говорится в тексте. Тема сохраняет свое единство на протяжении всего текста. Стилистическое единство обеспечивается выбором языка изложения, характерного для определенного функционального стиля. Композиционная целостность обеспечивается струк- турно-смысловой упорядоченностью произведения, отражающей строение, соотношение и взаимное расположение его частей, членение на смысловые элементы, степень и характер выраженности этих элементов, порядок их следования и взаимосвязь между ними. Традиционная трехчастная композиция представлена вступлением, основной частью и заключением. Вступление предполагает введение в тему и содержание текста, представление материала, постановку проблемы, конкретизацию аспекта ее рассмотрения и др. Нередко (особенно в публицистических и научно- популярных жанрах) введение преследует психологические целите. отражает стремление автора завладеть вниманием читателя (слушателя, вызвать его интерес, установить психологический контакт с аудиторией. С этой целью могут использоваться яркие образы, интересные, интригующие сообщения о каких-либо исторических или современных фактах, парадоксальные суждения, проблемные вопросы, обращения к аудитории и др. Основная часть содержит развитие концепции, намеченной во вступлении. Здесь непосредственно и разносторонне раскрывается тема, решаются выделенные проблемы, сообщаются основные сведения. В этой части особенно важно соотношение общих и частных вопросов, абстрактных понятий и конкретных примеров, фактических и статистических сведений и т. п. В этой части наиболее полно реализуется тот или иной функ- ционально-смысловой тип речи описание, повествование, рассуждение, констатация. Тип речи определяется ее содержанием 52 В заключении обычно подводится итог, суммируется сказанное резюме, формулируются выводы (аналитическая оценка ситуации, намечаются новые задачи, проблемы, требующие разрешения, содержатся призывы к читателям (слушателями т. п. Логичность изложения предполагает развитие мысли по определенной схеме основной тезис (главная мысль предмет обсуждения+ основной анализируемый признак предмета) – констатирующий тезис (развитие основного тезиса) – иллюстрация 1 (пример факты, истории, статистические данные и т. п) – констатирующий тезис 2 – иллюстрация констатирующий тезис 3 – иллюстрация 3 – резюме (вывод. Выразительность текста в зависимости от стиля изложения может быть эмоционально-эстетической (призвана воздействовать прежде всего на чувства читателя (слушателя) и логико-теоретической (призвана воздействовать на разум читателя (слушателя. Воздействие на чувства предполагает использование в тексте образных средств, эмоционально- оценочной лексики, фразеологии, риторических фигур и т. п. (в жанрах художественного, публицистического, научно-популярного, разговорного стилей. Воздействие на разум осуществляется посредством приведения фактических данных и их логичного изложения (в жанрах официально-де- лового и научного стилей. Задание 54. Определите, являются ли приведенные ниже слова текстом. Обоснуйте свою точку зрения. БЕСПРЕДЕЛ О значении этого слова Владимир Высоцкий в конце семидесятых годов справлялся у своего друга Вадима Туманова, человека с богатым жизненным опытом. Тот объяснил «Беспредел – это лагерь, где все были вместе и политические, и воры в законе, и разные другие уголовники – в общем зона, где все и все перемешаны. В такой ситуации переставали действовать даже условные бандитские соглашения все воровали у всех, любой мог убить любого. Высоцкий слушал внимательно, однако в песне Райские яблоки новое словцо, как это часто у него бывало, использовал на свой, необычный манер, в значении мертвой бесконечности, открывшейся перед лагерными воротами Прискакали – гляжу – перед очами не райское что-то: неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел». Но то поэзия, а «беспредел» между тем широко вошел в разговорную жизнь, а потомив язык прессы. И пошло-поехало, стали выкрикивать словечко по любому поводу. Дамочку на рынке обвесили – она визжит Бес- предел. Гаишник вымогает сторублевку у владельца мерседеса – тот тоже вопит о беспределе. Слов нет, закон нарушен, но всегда ли надо это обозначать последним, страшным словом Помните сказочку Льва Толстого о мальчике, без причины кричавшем Волк Волк А когда волк заявился по-настоящему, то крикам паникера уже не поверили. Таки мыс вами не приберегли слова для крайних случаев. Беспредел – это когда захватывают больницу или школу, когда вооруженные подонки заслоняются от пуль женщинами и детьми. Или когда наши доблестные правоохранительные органы ведут допрос с таким пристрастием, что подозреваемый потом отправляется не в камеру, а прямо в морг. Мы все от этого не застрахованы, потому не стоит бросаться отчаянными словами-сигналами в ситуациях скверных, нов общем-то обыденных. В. Новиков Словарь модных слов») Задание 55. Проанализируйте текст. Выделите тему и главную мысль. Охарактеризуйте композицию. Как можно озаглавить текст Как достигается выразительность изложения? Достаточно просмотреть картины великих мастеров, чтобы тотчас убедиться, что представляли женщины для художников. Не подруги только, не временные или случайные спутницы их жизненного пути были все эти прекрасные существа, увековеченные в неувядаемых красках. Они были музами. И не будь их, не было бы не только великолепнейших портретов, на которых они изображены, но также и множества других полотен, словно бы вдохновляемых ими, не было бы, может быть, и стольких имен в грандиозной галерее художников, растянувшейся во всей бесконечной дороге, пройденной человечеством, начиная с Апеллеса и Фидия и кончая прерафаэлитами или импрессионистами нашего времени. Когда речь заходит о художниках, то мысль невольно переносится в Италию. Волшебный край Там жили Рафаэль и Микеланджело, там творили да Винчи, Тинторетто, Тициан – все эти колоссы красок и мрамора, произведения которых останутся вечным памятником могущества и широты человеческого духа. Но ив Италии прежде всего приковывают к себе внимание мастера прежних времен, эти удивительные гении – гении Возрождения, которые как бы похитили огонь с неба и унесли его с собой в могилу. Шестнадцатый век Никогда еще искусство и поэзия не процветали там в такой степени, как в этот радостный, бурный, жизнью и счастьем пенящийся век Макиавелли, Корреджо, Ариосто, Тассо, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи – их много, не счесть по именам. А художницы А женщины-ораторы, поэтессы, писательницы, жен- щины-скульпторы? Проперция де России Изабелла Маццони (Проперция обладала даже превосходными познаниями в редко культивируемой женщинами области искусства – архитектуре художница Ирена Спиллембер- го, ученица Тициана, успевшая сделаться гордостью венецианской школы, несмотря на то, что умерла девятнадцати лет отроду Пловтилла Нелли, благородная флорентийка, дочь Тинторетто, который изобразил на великолепной картине ее смерть и свое горе, вызванное этой смертью. Особенно удивительно в этих женщинах соединение таланта с женственностью, гениальности с изяществом, грации с миловидностью. Даже Лукреция Борд- жиа не была чужда дара истинной женственности. Любовь, красота и поэзия были главными устоями жизни. Люди наслаждались ими полной мерой. Они как бы впервые после долгого томительного сна снова увидели вселенную с ее красотами и радостями и спешили вкусить их, как бы боясь, что опять наступит мрак и над озаренной солнцем Возрождения страной вновь опустится густая средневековая завеса. Из книги Женщины в жизни известных людей) |