Маслач, Пайнс Практикум по социальной. Практикум по социальной психологии серия Практикум по психологии
Скачать 2.58 Mb.
|
МЕТОДИКА Испытуемые В роли испытуемых выступали 80 студентов-мужчин, записавшихся на лекции по вводному курсу психологии. За участие в эксперименте испытуемые должны были получить дополнительные баллы, входившие в итоговую оценку по данному курсу. Оборудование и выбор фильмов Для данного исследования были подготовлены четыре фильма. Все фильмы были черно-белыми и имели длительность пять минут. В нейтральном фильме было показано интервью типа «ток-шоу», и его содержание не было ни агрессивным, ни эротическим. В чисто эротическом фильме изображалась молодая пара на различных стадиях полового сношения. Содержание этого фильма также не было агрессивным. Последние два фильма имели агрессивно-эротический характер. Они отличались друг от друга лишь вступительным текстом и содержанием последних 30 секунд. В обоих фильмах изображалась молодая женщина, которая приходит к двум мужчинам, чтобы вместе заниматься учебой. Оба мужчины до ее прихода выпили, и когда она садится между ними, ее начинают толкать и заставляют тоже пить. Затем они ее связывают, раздевают, бьют и совершают сексуальное нападение. В агрессивно-эротическом фильме с позитивным исходом в конце показано, как женщина улыбается и совершенно не «сопротивляется» двум мужчинам. Во вступлении к этому фильму испытуемым также говорилось, что к концу фильма женщина станет охотно участвовать в сексуальной деятельности. В агрессивно-эротическом фильме с негативным исходом по поведению женщины в последние 30 секунд эпизода видно, что она страдает. Во вступлении к этому варианту фильма сообщалось, что она считает случившееся унизительным и отвратительным. Предварительное тестирование показало, что в восприятии испытуемых женщина из последнего фильма страдает сильнее и получает меньше удовольствия, чем женщина из фильма с положительным концом. План и процедура эксперимента Базовым планом эксперимента был факторный план 2x4, в котором в качестве факторов выступали пол мишени (мужской, женский) и тип фильма (нейтральный, эротический, позитивно- агрессивный, негативно-агрессивный). На роли экспериментаторов и их помощников были случайным образом назначены четыре студента мужского пола; две женщины выступали в роли помощников экспериментатора. Пришедшего на эксперимент испытуемого встречал помощник экспериментатора (мужчина или женщина), который притворялся, что он также является испытуемым. Затем появлялся экспериментатор и провожал своего помощника и испытуемого в первую комнату для эксперимента. Испытуемому давали прослушать аудиозапись инструкции, в которой объяснялось, что в эксперименте изучается влияние стресса на обучаемость и физиологические реакции. Испытуемому и помощнику экспериментатора сообщали, что в ходе эксперимента им придется получать и наносить слабые удары электрическим током по кончикам пальцев. Они могли отказаться от участия в эксперименте, получив при этом полное количество обещанных им баллов. После этого вручалась форма, которую помощник экспериментатора и испытуемый должны были прочитать и подписать, выразив таким образом свое согласие участвовать в эксперименте, включавшем в себя удары электрическим током. В форме также указывалось, что полную информацию о характере и цели исследования они получат после окончания сеанса эксперимента. Затем все испытуемые заполняли медицинскую анкету, чтобы подтвердить, что состояние их здоровья позволяет им принять участие в эксперименте и они не принимают лекарств, которые могут повлиять на показатели артериального давления. После этого снова включали магнитофонную запись инструкции, в которой более подробно описывались остальные процедуры эксперимента. В этой инструкции испытуемым сообщалось, что каждого из них попросят выполнить задание в стрессовой ситуации. Экспериментатора якобы интересовало не только выполнение задания, но и их физиологические реакции на задание и на экспериментальную ситуацию. Поэтому в ходе эксперимента у каждого испытуемого в определенные моменты будет производиться измерение артериального давления. В это время экспериментатор выбирал одного испытуемого (всегда своего помощника ) и приглашал его пройти в другую комнату, будто бы для того, чтобы начать готовиться к выполнению его (или ее) задания. Подождав примерно 1 минуту, экспериментатор возвращался к испытуемому и провожал его в другую комнату. Испытуемому сообщали, что в его задачу входит оказание помощи экспериментатору в проведении теста обучаемости, к которому готовился «другой испытуемый» (то есть помощник экспериментатора). Испытуемому говорили, что экспериментатор должен быть свободен, чтобы в течение всего эксперимента измерять физиологические реакции. Испытуемому объясняли, что, пока другой испытуемый (помощник экспериментатора) готовится, он будет выполнять свое задание. Но сначала необходимо провести измерение базового уровня артериального давления у обоих. Затем экспериментатор надевал манжетку сфигмоманометра на руку испытуемого, возвращался в соседнюю комнату и записывал показатель артериального давления (АД1 или базовый уровень). Манипуляция чувством гнева. После первого измерения артериального давления экспериментатор возвращался в комнату, где находился испытуемый, и давал ему прослушать следующий раздел записанной на пленку инструкции. Испытуемому сообщалось, что в его задачу вхо - дит написать короткое сочинение на тему о легализации марихуаны. Испытуемый должен был сформулировать свое мнение по этой проблеме и коротко обосновать свою позицию (на выполнение задания отводилось примерно пять минут). Чтобы вызвать у испытуемого стресс, ему говорили, что его сочинение будет оценивать его партнер, находящийся в соседней комнате. Оценивание будет производиться с помощью ударов током; кроме того, партнер даст короткую письменную оценку сочинения испытуемого. В соответствии с процедурой, применявшейся в предыдущих исследованиях, испытуемому сообщали, что в случае хорошей оценки он вообще не получит ударов током, а в случае плохой оценки он может получить до десяти ударов током. Затем экспериментатор на пять минут выходил из комнаты, а испытуемый в это время писал свое сочинение. По прошествии пяти минут экспериментатор возвращался в комнату и говорил, что сейчас он отдаст сочинение другому испытуемому (помощнику экспериментатора) для оценки. Вернувшись к испытуемому (в то время как помощник якобы «читал» сочинение), экспериментатор подсоединял два электрода к пальцам испытуемого, подготавливая его к получению оценки. Затем экспериментатор уходил, будто бы для того, чтобы забрать у партнера письменную оценку сочинения испытуемого, а затем возвращался в комнату испытуемого. Он связывался со своим помощником по селекторной связи и давал ему (или ей) указание«выставить оценку» с помощью ударов током. Все испытуемые получали по девять ударов током слабой интенсивности, каждый из которых длился пять секунд. После электрошоковой оценки испытуемому вручали письменную оценку выполненного им задания. Она состояла из оценок по четырем пятибалльным шкалам и свидетельствовала о том, что партнер испытуемого имел невысокое мнение о его сочинении. Затем проводилось второе измерение артериального давления испытуемого (АД2). После завершения этих действий экспериментатор отсоединял электроды и говорил испытуемому, что его партнер (помощник экспериментатора) скоро будет выполнять свое задание. Испытуемому объясняли, что он будет помогать в проведении тестирования партнера, но поскольку тот еще не успел подготовиться, то начало нового этапа эксперимента на несколько минут откладывается. Условия просмотра фильмов. В этот момент появлялась возможность обосновать показ испытуемым фильмов различного типа. Если испытуемый был назначен для просмотра нейтрального фильма, то ему говорили, что пока «ученик» готовится, экспериментатор хотел бы узнать мнение испытуемого по поводу фильма, который он (экспериментатор) собирается использовать в будущих исследованиях. Поскольку это не запланировано в основном эксперименте, то экспериментатор спрашивал, желает ли испытуемый посмотреть фильм, оценить его по ряду показателей и позволит ли измерить свое артериальное давление сразу же после просмотра. Если испытуемому собирались показать эротический или агрессивно-эротический фильм, то кроме приведенного выше обоснования ему сообщали, что ему покажут фильм чрезвычайно эротического содержания со сценами явного сексуального поведения. Испытуемому давали понять, что он может отказаться от просмотра фильма и такое решение никакие повлияет на количество баллов, которые он получит за участие в эксперименте. Если он решал посмотреть фильм (все испытуемые при- няли такое решение), то ему давали для прочтения и подписания соответствующую форму. Все мужчины согласились на просьбу экспериментатора и затем смотрели фильм, а экспериментатор возвращался в комнату, где находилась измерительная аппаратура. После окончания просмотра фильма (через пять минут) испытуемому измеряли артериальное давление (АДЗ) и он заполнял короткий опросник, касавшийся содержания фильма. Затем испытуемому сообщали, что теперь он может приступить к эксперименту по изучению «обучаемости в условиях стресса». Возможности проявления агрессии. Для выполнения второго задания эксперимента испытуемого просили вручить помощнику экспериментатора заранее составленный список бессмысленных слогов, якобы для того, чтобы освободить экспериментатора, который должен был ре- гистрировать результаты выполнения задания и физиологические реакции партнера. Испытуемого снабжали правильными ответами на каждый вопрос задания и сообщали ему, что, если его партнер правильно ответит на вопрос, он может присудить партнеру несколько баллов (от 1 до 8), причем каждый балл эквивалентен одному центу. После выполнения задания партнер получит ту сумму денег, которую он (она) заработает за правильные ответы. Однако если партнер ответит неправильно, то испытуемый должен нанести ему удар током, выбрав его силу (опять по шкале от 1 до 8). Испытуемому также говорили, что за каждый вопрос он может присудить любое количество баллов или назначить любую силу ударов током, которые он считает подходящими, поскольку количество баллов или сила ударов током не повлияют на выполнение задания партнером. Задание состояло из 24 вопросов, причем помощник экспериментатора всегда ошибочно отвечал на 16 вопросов и давал правильные ответы на 8 вопросов. После последнего вопроса проводилось заключительное измерение артериального давления (АД4). Анкетирование и дебрифинг. После последнего измерения артериального давления испытуемый заполнял короткую анкету, где его просили оценить по пятибалльной шкале, что он думает по поводу выставленной ему оценки, насколько он рассердился или не рассердился после получения этой оценки и насколько положительные или отрицательные чувства он испытывал. После того как испытуемый выставлял оценки по шкале, ему сообщали полную информацию о цели эксперимента и отвечали на любые возникшие у него вопросы. Тем мужчинам, которые смотрели фильмы с агрессивно- эротическим содержанием, давались дополнительные объяснения по поводу этих фильмов. Затем испытуемого благодарили за участие в эксперименте и отпускали. Агрессивное поведение Агрессивность испытуемых по отношению к мишеням- мужчинам не возрастала в зависимости от типа просмотренного ими фильма (рис.1). Однако степень агрессивности последующего поведения тех испытуемых, которые работали в паре с мишенью- женщиной, значимо зависела от типа фильма. В то время как просмотр чисто эротического фильма не приводил к повышению агрессивности, просмотр любого из агрессивно-эротических фильмов приводил к значимому повышению уровня агрессии против мишени-женщины относительно уровня, продемонстрированного испытуемыми, которые смотрели нейтральный или чисто эротический фильм. Позитивный и негативный варианты фильма оказывали на испытуемых оди- наковое влияние. При условии просмотра любого из агрессивно-эротических фильмов уровень агрессии против женщин был значимо выше, чем уровень агрессии против мишени-мужчины после просмотра фильма любого типа, кроме чисто эротического… ОБСУЖДЕНИЕ Наш первый прогноз состоял в том, что после просмотра эротического фильма агрессивность испытуемых увеличится по отношению к мишени-мужчине, но не увеличится по отношению к мишени-женщине. Однако, несмотря на то что в группе, смотревшей эротический фильм, наблюдалась несколько повышенная агрессивность по отношению к мужчине по сравнению с женщиной, тип фильма не оказывал значимого влияния на уровни агрессии против мишени-мужчины, хотя общий характер результатов соответствовал прогнозу. Результаты, касающиеся влияния просмотра чисто эротического фильма на агрессию против женщин, по существу повторяют результаты, полученные в других исследованиях с использованием аналогичных стимулов. Эти результаты также говорят о том, что просмотр сильно возбуждающей, но неагрессивной эротики не приводит к значимому возрастанию уровня насилия против женщин по сравнению с уровнями насилия против мужчин, за исключением лишь тех случаев, когда ослабляется подавление агрессивности и/или повышается стимульное значение цели. Наш второй прогноз заключался в том, что просмотр агрессивно-эротического фильма с позитивным исходом приведет к усилению атак рассерженных зрителей на мишень-женщину. Эксперимент показал, что эти атаки действительно усилились, причем уровень агрессии был выше, чем уровень агрессии против мишеней-мужчин при тех же условиях. Такое различие между уровнями агрессии указывает на важную роль ассоциации, возникающей между мишенью-женщиной и жертвой, показанной в агрессивном фильме. В качестве третьего прогноза мы высказали предположение, что просмотр агрессивно-эротического фильма с негативным исходом также приведет к повышению уровня агрессии рассерженных зрителей-мужчин против женщины, вероятно потому, что страдания жертвы, показанные в фильме, стимулируют рассерженных зрителей. Результаты полностью подтвердили наш прогноз. Данное исследование еще раз показало, что просмотр агрессивной эротики может при определенных условиях приводить к возрастанию уровня агрессии, направленной против женщин. Хотя казалось, что уровни агрессии, вызванной созерцанием сцен насилия в двух агрессивно- эротических фильмах, существенно не отличались, возможно, что интенсификация агрессивного поведения после их просмотра происходила по различным причинам. Как мы предполагали ранее, в дополнение к стимуляции агрессии за счет агрессивного содержания фильмов, позитивный конец фильма мог ослабить у мужчин сдерживающие начала, которые не позволяли им нападать на доступную мишень. В каком-то смысле этот фильм говорил, что агрессия может быть оправдана. С другой стороны, просмотр агрессивно-эротического фильма с негативным исходом мог стимулировать испытуемых к интенсификации агрессивного поведения благодаря тому, что они видели страдания жертвы. Поскольку в это время они были рассержены и поэтому предрасположены причинить кому-нибудь вред, болевые сигналы жертвы ассоциировались с этой предрасположенностью и, таким образом, могли вызывать у них повышенную склонность к агрессии. ЭКСПЕРИМЕНТ 2 Второй эксперимент был спланирован для того, чтобы проверить это последнее предположение. Все испытуемые, участвовавшие в первом эксперименте, были рассержены потенциальной жертвой, и за счет возбуждения, связанного с чувством гнева, страдания жертвы из фильма, видимо, превращались для них в сигнал к агрессивным действиям. Если наши рассуждения верны, то у нерассерженных зрителей созерцание страданий и огорчения жертвы из фильма не должно стимулировать агрессию против мишени-женщины. Во втором эксперименте мы проверили это предположение, убедив половину испытуемых-мужчин в том, что их партнерша преднамеренно причинила им вред. С остальными испытуемыми партнерша обращалась в нейтральной манере, чтобы не вызывать у них гнева. Исходя из результатов первого эксперимента, мы прогнозировали, что просмотр агрессивно- эротического фильма с отрицательным исходом приведет к усилению агрессии против помощника экспериментатора-женщины, если мужчины на нее сердятся, но в случае, когда женщина их не провоцировала, такого эффекта не будет. Наши результаты подтверждают, что за счет показанных в фильме болевых сигналов уровень явной агрессии может на самом деле снижаться. С другой стороны, мы сформулировали второй прогноз: просмотр агрессивно-эротического фильма с позитивным исходом приведет к усилению агрессии против мишени-женщины (относительно уровня, продемонстрированного группами, смотревшими нейтральный и чисто эротический фильмы) как со стороны рассерженных, так и со стороны нерассерженных испытуемых. В этом случае агрессивное содержание фильма будет стимулировать склонность к агрессии как у рассерженных, так и у нерассерженных мужчин (хотя эта стимуляция будет сильнее у первых), и благодаря позитивному исходу фильма у них произойдет ослабление сдерживающих начал, не позволяющих нападать на жертву. МЕТОДИКА Испытуемые В роли испытуемых выступали 80 студентов-мужчин, записавшихся на лекции по вводному курсу психологии. За участие в эксперименте испытуемые должны были получить дополнительные баллы, входившие в итоговую оценку по данному курсу. Ни один из этих испытуемых не участвовал в эксперименте 1. План и процедура эксперимента Базовым планом эксперимента был факторный план 2 х 4, в котором в качестве факторов выступали чувство гнева (наличие чувства гнева, отсутствие чувства гнева) и тип фильма (нейтральный, эротический, агрессивно-эротический с позитивным исходом, агрессивно-эротический с негативным исходом). В роли экспериментаторов выступали два студента-мужчины, а помощниками экспериментатора были четыре студентки, поэтому потенциальной мишенью всегда была женщина. Все испытуемые распределялись по экспериментальным группам случайным образом. Процедура эксперимента была идентична процедуре эксперимента 1, за исключением того, что была создана еще одна экспериментальная группа — группа нерассерженных испытуемых. Испытуемые из группы «нерассерженных» получали один удар током слабой интенсивности длительностью 0,5 секунды, в то время как испытуемые из группы «рассерженных» получали девять ударов. Кроме того, письменные оценки сочинений испытуемых из группы «нерассерженных» по четырем пятибалльным шкалам были положительными. Агрессивное поведение Анализ совместного влияния факторов... показывает, что у рассерженных испытуемых просмотр агрессивно-эротических фильмов, как с позитивным, так и с негативным исходом приводил к повышению уровня агрессии по сравнению с ее уровнем в группах, смотревших нейтральный и чисто эротический фильмы. Полученные нами надежные различия между уровнями агрессии испытуемых, смотревших агрессивно-эротические фильмы, и остальных испытуемых служат подтверждением ре- зультатов эксперимента 1 для случая, когда мишенью была женщина. Более того, как мы и ожидали, только просмотр агрессивно-эротического фильма с позитивным исходом приводил к значимому повышению уровня агрессии нерассерженных испытуемых по сравнению с группами, смотревшими нейтральный и чисто эротический фильмы. В целом очевидно, что созерцание страданий жертвы из фильма может вызвать повышение агрессивности зрителей только в том случае, если они уже были предрасположены причинить кому-нибудь вред. В период времени от двух недель до четырех месяцев после участия испытуемых в данном исследовании к ним обращались снова на занятиях по вводному курсу психологии и просили заполнить анкету, чтобы определить, какое влияние оказало на них участие в эксперименте. Анкета состояла из семи пунктов, заимствованных из работы Берта (Burt, 1980), в которой разработаны измерительные шкалы для оценки Принятия мифа об изнасилованиях и принятия межличностного насилия. Ис- пытуемые заполнили и вернули экспериментаторам 77% анкет. Для каждой из семи оценок отношения испытуемых к изнасилованиям и межличностному насилию был проведен тест, в котором сравнивались показатели испытуемых, прошедших дебрифинг, и испытуемых из контрольной группы (последним показывали только нейтральный фильм). Во всех случаях оказалось, что испытуемые, прошедшие дебрифинг, менее терпимо относились к мифам об изнасиловании. По двум оценкам не было выявлено различий между этими группами испытуемых, но средние значения оценок испытуемых, прошедших дебрифинг, тоже были смещены в сторону неприятия. Поэтому в целом очевидно, что дебрифинг привел к сенсибилизации испытуемых, после чего у них уменьшилась склонность соглашаться со стандартными мифами об изнасилованиях и их жертвах. ОБЩЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты этих двух экспериментов имеют большое теоретическое и практическое значение. Во- первых, они помогают глубже понять процессы, посредством которых показ сцен насилия в средствах массовой информации вызывает у зрителей усиление склонности к агрессии. Рассмотрим возможную роль возбуждения, возникающего в результате просмотра кинофильмов. Некоторые авторы полагают, что созерцание насилия в кино приводит к повышению агрессивности в основном за счет того, что фильм оказывает на зрителей возбуждающее воздействие; по-видимому, вызванное просмотром фильма возбуждение активизирует имеющиеся у них агрессивные диспозиции. Однако, в противоположность этому мнению, выявленные нами различия в уровнях возбуждения (по самоотчетам испытуемых и с помощью измерений), возникавшего при различных экспериментальных условиях, не соответствовали различиям между группами в уровнях интенсивности нападений на доступную жертву. В эксперименте 1 чисто эротический фильм, например, вызывал такое же возбуждение, как агрессивно-эротические фильмы, но тем не менее просмотр последних приводил к более сильной агрессии против помощника экспериментатора-женщины. Мысль о том, что «агрессию может вызывать только возбуждение», толкуют и по-другому: полагают, что последствия созерцания насилия в фильмах зависят от того, как зрители обозначают свои собственные чувства, возникшие после просмотра фильма, в котором показано насилие. Возможно, что они будут проявлять агрессивность только в том случае, если считают, что рассержены, и если под влиянием фильма о насилии они интерпретируют свое возбуждение именно в таком смысле. Наши эксперименты, в общем, не подтверждают подобные рассуждения. В обоих экспериментах уровень гнева, который оценивался по отзывам самих испытуемых (в постэкспериментальных анкетах), не зависел от типа фильма, хотя между группами были обнаружены различия в силе нападений на женщину-мишень. Исходя из некоторых дискуссий об «ошибочной атрибуции» и «передаче возбуждения», мы могли ожидать, что под влиянием чисто эротического фильма спровоцированные мужчины будут неправильно обозначать возникшие у них чувства. Они могли приписать порожденное фильмом возбуждение ранее полученной ими обиде и поэтому считать себя сильно рассерженными и впоследствии вести себя соответственно. Но в действительности такой ошибочной атрибуции не было. Во всяком случае, мы не получили достоверных доказательств того, что различия между уровнями явной агрессии при различных условиях эксперимента аналогичны различиям между соответствующими уровнями чувства гнева. Все сказанное выше, конечно, не означает, что поведение зрителей после просмотра фильма совершенно не зависит от уровня их возбуждения. Возможно, что общий уровень возбуждения оказывает не независимое влияние на действия зрителей, а взаимодействует с конкретным содержанием фильма. Многие авторы предпочитают иначе интерпретировать влияние на зрителей показа насилия в фильмах, уделяя главное внимание процессам растормаживания. С их точки зрения, созерцание сцен насилия в кино приводит к тому, что зрители слабее подавляют свою агрессивность, поэтому они испытывают большую готовность причинить вред доступной жертве. По нашим оценкам, полученный в обоих экспериментах относительно высокий уровень агрессивности испытуемых, смотревших агрессивно- эротический фильм с позитивным исходом, возможно, объясняется именно таким растормаживанием, как мы и предполагали ранее. Тот факт, что женщина якобы получала удовольствие от изнасилования, подразумевал, что, с точки зрения насильника, нападение на нее было результативным, поэтому зрители могли прийти к мысли, что агрессия с их стороны также «окупится». Тем не менее, хотя процессы растормаживания несомненно играют важную роль, существуют, видимо, и другие факторы, обусловливающие влияние средств массовой информации. В сфере сексуального поведения Манн, Берковиц, Сидман, Старр и Уест ( Mann, Berkowitz, Sidman, Starr, West, 1974) продемонстрировали, что супружеские пары после просмотра эротических фильмов сильнее предрасположены заниматься любовью, чем после просмотра нейтральных в сексуальном отношении фильмов, очевидно, не потому, что у них ослабляется подавление, а потому, что они получили сексуальную стимуляцию. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ ПИСЬМО ЖЕНЫ, КОТОРУЮ БЬЕТ МУЖ Мне за тридцать, и моему мужу столько же лет. У меня есть аттестат об окончании средней школы, и сейчас я посещаю местный колледж, пытаясь получить необходимое мне дополнительное образование. Мой муж окончил колледж и является специалистом в своей области. Мы оба привлекательные люди и, как правило, нравимся окружающим и вызываем у них уважение. У нас четверо детей; мы живем в доме со всеми удобствами, о каких только могут мечтать люди, принадлежащие к среднему классу. У меня есть все, кроме жизни без страха. В течение большей части моего замужества муж время от времени меня избивает. Что я подразумеваю под словом «избивает»? Я имею в виду, что он много раз наносил жестокие удары по разным частям моего тела, в результате чего у меня были болезненные синяки, кровоточащие раны, шишки, потеря сознания, а иногда все это сразу. <.. .> Он швырял в меня стаканы, он пинал меня ногами в живот, когда я была на последних месяцах беременности, он сбрасывал меня с кровати и бил, когда я лежала на полу, — и опять во время беременности. Он порол меня, сбивал с ног, поднимал и снова швырял на пол. Он бил меня кулаками и ногами по голове, груди, лицу и животу столько раз, что я сбилась со счета. Я получала пощечины за то, что сказала что-то о политике; за то, что имела свое мнение о религии; за то, что ругалась, плакала или хотела близости. Он угрожал мне, когда я не делала того, что он сказал. Он угрожал мне, когда у него был неудачный день и когда у него был удачный день... После каждого избиения мой муж уходил из дома и не возвращался несколько дней. Очень немногие видели синяки на моем лице или мои распухшие губы, потому что после побоев я никогда не выходила из дома — мне было стыдно. После того как он избивал меня, я не могла вести машину и поэтому не могла доехать до больницы и получить медицинскую помощь. Но даже если бы я смогла сесть за руль, я бы ни за что не оставила маленьких детей одних дома... Несколько раз мой муж звонил мне через день-два, чтобы мы могли договориться, какую отговорку мне придумать, когда я вернусь на работу, пойду в магазин за продуктами, на прием к дантисту и так далее. Я выдумывала разные причины — автокатастрофа, стоматологическая операция и тому подобное. Конечно, первой реакцией на этот рассказ будет вопрос: «Почему вы не обратились к кому-нибудь за помощью?» Я обращалась. Вскоре после замужества я пошла к священнику, который после нескольких моих визитов сказал, что мой муж на самом деле не хотел причинять мне вреда, а просто он запутался и чувствует неуверенность. Он призвал меня быть тер- пимее и проявить понимание. И что самое главное, мне было сказано простить мужа за побои, так же как распятый Христос простил меня. Я сделала и это. Но избиения продолжались. В следующий раз я обратилась к врачу. Он дал мне успокоительные таблетки и сказал, чтобы я легче смотрела на вещи. Просто я слишком нервная. Я пожаловалась подруге, но когда об этом узнал ее муж, он обвинил меня в том, что я или выдумываю, или преувеличиваю ситуацию. Подруге было велено держаться от меня подальше. Она не послушалась, но больше не могла по-настоящему мне помогать. Только за то, что она мне поверила, ее заставили почувствовать себя предательницей. Я обратилась в специализированную консультацию по семейным проблемам. Там мне сказали, что мой муж нуждается в помощи и я должна найти способ контролировать ситуацию. Но я не могла контролировать избиения — именно из-за этого я и искала помощи. Оказалось, что на консультациях мне надо защищаться от подозрений в том, что я хотела, чтобы он меня бил, что я провоцировала его к побоям. Боже мой! Евреи в Германии тоже провоцировали немцев к тому, чтобы те их истребляли? Я ходила еще к двум врачам. Один спросил меня, каким образом я провоцирую своего мужа. Другой спросил, неужели мы еще не помирились. Один раз я позвонила в полицию. Они не только не приехали на вызов, а еще и позвонили через несколько часов и поин- тересовались, все ли у нас «уладилось». К тому времени я могла быть уже мертва! Если это случится снова, то мне некуда идти. Никто не примет к себе женщину с четырьмя детьми. Даже если нашлись бы добрые люди, готовые проявить участие, то все равно никто не хочет вмешиваться в так называемые «семейные дела». Все, у кого я просила помощи, почему-то хотели возложить вину на меня и оправдать моего мужа. Я слышала это за всем, что они говорили. Священники, врач, консультант, муж моей подруги, полицейские — все они находили какой-нибудь способ, чтобы оправдать его. Мужа, который бьет свою жену, не надо «провоцировать». Он набрасывается, когда захочет, и в любой момент находит для этого предлог. <. ..> Я знаю, что мне надо уходить от него. Но когда идти некуда, то знаешь, что можешь полагаться только на себя и неоткуда ждать поддержки. Я должна быть к этому готова. Я должна быть готова полностью обеспечивать себя и своих детей и создать для них приличные условия жизни.... Я поняла, что мне никто не верит и что я не могу рассчитывать ни на какую помощь извне. У меня осталась только надежда, что я смогу освободиться, пока еще не слишком поздно. Берковиц (Berkowitz, 1970) предположил, что в случае наблюдения сцен агрессии происходит концептуально аналогичный процесс. Так же как сексуальные стимулы могут вызывать сексуальные реакции, созерцание агрессии может приводить к временным реакциям фасилитации агрессии. Обычно эти реакции бывают довольно слабыми и кратковременными, но иногда они могут преобразовываться в явное поведение. Мы считаем, что когда испытуемые смотрели агрессивно-эротические фильмы, возник именно такой эффект. Агрессивное содержание этих фильмов могло стимулировать агрессию зрителей. Эти реакции, усиленные за счет высокого уровня возбуждения зрителей, могли выразиться в повышении интенсивности атак на женщину-мишень. Кроме того, как мы уже говорили, мы также думаем, что более высокий уровень агрессии против мишени-женщины по сравнению с мишенью-мужчиной в эксперименте 1 объясняется именно ассоциациями между стимулом и реакцией. Связь между помощником экспериментатора-женщиной и жертвой-женщиной из фильма (они одного пола) явно привела к усилению ее роли как сигнала к агрессии, поэтому она притягивала к себе более агрессивные действия со стороны рассерженных мужчин. Мы также предполагали, что страдания женщины-жертвы из фильма с отрицательным исходом стимулировали рассерженных мужчин к усилению агрессии, поскольку ее боль ассоциировалась у них с прошлым опытом подкрепления агрессии. В целом наши результаты указывают на то, что реакции аудитории на события, показанные в средствах массовой информации, могут определяться многими процессами. Определенную роль играют такие факторы, как уровень возбуждения, ослабление подавления, интерпретации и суждения зрителей и ассоциации между стимулами и реакциями. Результаты, о которых сообщается в этой статье, также могут помочь нам глубже понять, каким образом порнография влияет на зрителей. Наиболее очевидно, что когда в порнографических материалах к сексу добавляется еще и агрессия, то это, видимо, опаснее (в смысле возможных агрессивных последствий), чем показ чистой эротики. Как мы отмечали выше, в порнографических материалах все чаще встречается сочетание секса и насилия, которое может стимулировать склонных к агрессии мужчин со слабыми сдерживающими началами к нападениям на находящихся поблизости женщин. Необходимо также учитывать еще один важный фактор: реакцию показанной в сексуальной сцене женщины на насилие над ней. В порнографии часто эксплуатируется мысль, что женщинам нравится быть жертвами. Оба эксперимента показали, что изображение женщин, будто бы получающих удовольствие от совершенных на них нападений, может служить для оправдания агрессии и способствовать ослаблению общего подавления агрессивности. В наших исследованиях реакции жертвы, как правило, влияли не только на проявления откровенной агрессии. В обоих экспериментах испытуемые, смотревшие агрессивно-эротический фильм с позитивным исходом, считали, что фильм менее агрессивен, а жертва больше виновата в том, что попала в подобное положение, чем испытуемые, которые смотрели вариант того же фильма с негативным исходом. Результаты, относящиеся к воспринимаемой агрессивности фильма, согласуются с результатами других исследователей, которые обнаружили, что созерцание сексуального насилия вызывает у зрителей снижение сенситивности к изнасилованиям. Результаты, имеющие отношение к вопросу о том, на ком лежит ответственность за насилие, также имеют важные практические следствия. По крайней мере в данном исследовании положительная реакция со стороны жертвы изнасилования независимо от предыдущих событий рассматривалась испытуемыми как повод возложить на жертву больше ответственности за ее действия. Такое «перенесение» ответственности на жертву может быть одной из причин того, что отношение к изнасилованиям становится все более бездушным, и в своих самоотчетах испытуемые, смотревшие агрессивную эротику, сообщают о готовности совершить изнасилование. Это перенесение ответственности может также влиять на судебные решения при рассмотрении дел об изнасилованиях. Поэтому кажется важным, чтобы в будущих исследованиях было проведено более подробное изучение причин и последствий этих очевидных изменений в атрибуциях. Другим интересным аспектом данного исследования являются результаты, полученные с помощью проведения дебрифинга. Некоторые критики ставят под сомнение этичность исследований, в которых испытуемым показывают фильмы с изображением изнасилования. Эта озабоченность кажется нам вполне обоснованной, поэтому мы и включили в эксперимент 2 повторный дебрифинг испытуемых. Однако его результаты позволяют утверждать, что правильно проведенный дебрифинг может оказывать очень благотворное воздействие. Как мы видели, у тех испытуемых, которые смотрели агрессивную эротику и прошли процедуру дебрифинга, был обнаружен меньший уровень принятия стандартных мифов об изнасилованиях. ЛИТЕРАТУРА Berkowitz L. The contagion of violence: An S-R mediational analysis of some effects of observed aggression/ Eds. Arnold W. J. & PageM. M., Nebraska Symposium on Motivation (Vol. 18). — Lincoln: University of Nebraska Press, 1970. Berkowitz L. Sex and violence: We can't have- it both ways. — Psychology Today, May 1971. P. 14-23. Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role of mediated associations with reinforcement for aggression. — Psychological Review, 1974, 81. P. 165-176. Burt M. R. Cultural myths and supports for rape. — Journal of Personality and Social Psychology, 1980. 38. P. 217-230. Donnerstein E. Aggressive erotica and violence against women. — Journal of Personality and Social Psychology, 1980. 39. P. 269-277. Malamuth N., Check J. Penile tumescence and perceptual responses to rape as a function of victim's perceived reactions. — Journal of Applied Social Psychology, 1980, 10. P. 528-547. Mann J., Berkowitz L., Sidman /., Starr S., West S. Satiation of the transient stimulating effect of erotic films. — Journal of Personality and Social Psychology, 1974, 30. P. 729-735. Presidential Commission on Obscenity and Pornography. — Report. Washington, D. C.: U. S. Government Printing Office, 1971. *** Задание 10.1 СОБСТВЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИИ Психологи предлагают различные определения понятия «агрессия» — например, реакция, которая передает вредные стимулы другому организму; реакция, целью которой является причинение вреда живому существу; и поведение, в результате которого причиняется вред человеку и/или уничтожается имущество (вред может быть как психологическим, так и физическим). Но эти определения не всегда сходятся в том, какое поведение является агрессивным. Цель этого задания состоит в том, чтобы вы более внимательно исследовали ваше собственное определение агрессии. А. Ниже перечислены различные действия, которые может совершить человек (табл. 10.1). Оцените, насколько, по вашему мнению, агрессивным является каждое из этих действий, присвоив ему балл от 1 до 5. Таблица 10.1 Личные рейтинги агрессии Рейтинг Очень агрессивно е Совсем не агрессивное 1. При игре в бейсбол подающий ударяет 5 4 3 2 1 отбивающего мяч игрока. 2. Мужчина дает пощечину жене во время ссоры. 5 4 3 2 1 3. На войне во время атаки солдат застрелил 5 4 3 2 1 вражеского солдата. 4. Мать шлепает ребенка за плохое поведение. 5 4 3 2 1 Продолжение табл. 10.1 Рейтинг Очень агрессивное Совсем не агрессивное 5. Учитель отчитывает ученика, который 5 4 3 2 1 не выполнил домашнее задание. 6. Женщина убивает насильника. 5 4 3 2 1 7. Группа революционеров ночью закладывает 5 4 3 2 1 бомбу в банке, таким образом выражая политический протест. 8. Разочарованный гражданин решает не голосовать. 5 4 3 2 1 9. Два ребенка фантазируют, как они отомстят 5 4 3 2 1 своим врагам. 10. Тюремный надзиратель казнит преступника, 5 4 3 2 1 приговоренного к смертной казни. 1 1 . Во время ссоры жена дает пощечину мужу. 5 4 3 2 1 12. Увидев по телевизору особенно кровавую сцену, 5 4 3 2 1 ребенок начинает смеяться. 13. Человек наносит граффити на стены туалета. 5 4 3 2 1 14. Человек случайно сталкивает с подоконника 5 4 3 2 1 цветочный горшок, который падает на прохожего и травмирует его. 15. Два человека в баре ссорятся и начинают 5 4 3 2 1 кричать друг на друга. 16. Двое полицейских задерживают демонстранта 5 4 3 2 1 и надевают на него наручники. Б. Попросите другого человека оценить те же виды поведения в приведенной ниже форме. Постарайтесь обратиться к кому-нибудь, чьи установки или политические взгляды отличаются от ваших. Сравните ваши рейтинги с рейтингами других студентов из вашей группы. В. Совпадают ли ваши рейтинги с рейтингами того человека, к которому вы обратились с просьбой заполнить вторую форму для рейтингов? Г. Если в оценках существуют расхождения, то для каких видов поведения? . Д. Какова причина этих расхождений? То есть чем ваше основное определение агрессии отличается от определения, использованного другим человеком? Е. Оцените те же самые действия, пользуясь тремя различными определениями агрессии (табл. 10.2). Таблица 10.2 Оценка агрессии по определению Определение 3 «Поведение, Определение 1 Определение 2 в результате которого причиняется вред Действие «Реакция, которая «Реакция, целью человеку и/или передает вредные которой является уничтожается стимулы другому причинение вреда имущество; вред организму» живому существу» может быть как психологическим, так и физическим» 1. При игре в бейсбол Да Нет Да Нет Да Нет подающий ударяет отбивающего мяч игрока. 2. Мужчина дает поще- Да Нет Да Нет Да Нет чину жене во время ссоры. 3. На войне во время Да Нет Да Нет Да Нет атаки солдат застрелил вражеского солдата. 4. Мать шлепает ребенка Да Нет Да Нет Да Нет за плохое поведение. 5. Учитель отчитывает Да Нет Да Нет Да Нет ученика, который не выполнил домаш- нее задание. 6. Женщина убивает Да Нет Да Нет Да Нет насильника. 7. Группа революционе- Да Нет Да Нет Да Нет ров ночью закладыва- ет бомбу в банке, таким образом выра- жая политический протест. 8. Разочарованный Да Нет Да Нет Да Нет гражданин решает не голосовать. 9. Два ребенка фантази- Да Нет Да Нет Да Нет руют, как они отомстят своим врагам. 10.Тюремный надзиратель Да Нет Да Нет Да Нет казнит преступника, приговоренного к смертной казни. Продолжение табл. 10.2 Действие Определение 1 Определение 2 Определение 3 1 1.Во время ссоры жена Да Нет Да Нет Да Нет дает пощечину мужу. 12. Увидев по телевизору Да Нет Да Нет Да Нет особенно кровавую сцену, ребенок начинает смеяться. 13. Человек наносит граф- Да Нет Да Нет Да Нет фити на стены туалета. 14.Человек случайно Да Нет Да Нет Да Нет сталкивает с подокон- ника цветочный гор- шок, который падает на прохожего и трав- мирует его. 15. Два человека в баре Да Нет Да Нет Да Нет ссорятся и начинают кричать друг на друга. 16. Двое полицейских Да Нет Да Нет Да Нет задерживают демон- странта и надевают на него наручники. Задание 10.2 ТЕОРИЯ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СЛУЧАЯ НАСИЛИЯ В ночь на 3 марта 1991 года в Лос-Анджелесе несколько полицейских были вызваны для преследования машины, ехавшей с превышением скорости. Водитель не остановился по требованию полиции и, все увеличивая скорость, проезжал перекрестки на красный свет. Полицейские не знали, почему он пытается скрыться от них (хотя опыт научил их в таких случаях ожидать самого худшего). Наконец на окраине Лос-Анджелеса полицейским удалось загнать машину в тупик, и, когда водитель, двадцатипятилетний мужчина, вышел из машины, они окружили его. Сержант выстрелил в безоружного человека из электрошокового пистолета с напряжением 50000 вольт. Затем трое полицейских, сменяя друг друга, били его ногами и дубинками по голове, шее, почкам и ногам. Одиннадцать других полицейских наблюдали за избиением, во время которого водителю было нанесено более пятидесяти ударов, и не пытались вмешаться. В результате жертва избиения, Родни Кинг, получил девять трещин черепа, раздробление скуловой кости, перелом лодыжки, травмы внутренних органов, ожог груди и повреждение головного мозга. Случайный прохожий снял это происшествие своей видеокамерой, и запись была показана по местному и общенациональному телевидению. Последовал взрыв общественного негодования. Особое возмущение вызвала жестокость полиции и расовый характер происшествия (полицейские были белыми, а их жертва — чернокожий). Были поднят вопрос о соответствии начальника Полицейского отдела Лос-Анджелеса, Дэрила Гейтса, занимаемой должности. После прочтения приведенного выше описания случая с Родни Кингом ответьте на вопросы, которые связывают различные теории агрессии с событием, происшедшим в Лос-Анджелесе. 1. Как можно объяснить этот инцидент с помощью теории Фрейда? 2. Как можно объяснить этот инцидент с помощью теории фрустрации- агрессии? 3. Как можно объяснить этот инцидент с помощью теории социального научения? 4. Какие аспекты случая Родни Кинга нельзя адекватно объяснить с по- мощью этих трех теорий? Предложите какую-нибудь другую интерпретацию этого случая. Задание 10.3 ПРИМЕРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО НАСИЛИЯ Многие социальные комментаторы отмечают, что телевидение оказывает огромное влияние на нашу жизнь. По оценкам, в 96% американских семей есть телевизоры. Для семей с маленькими детьми эта доля еще выше и достигает 99%. Статистика говорит о том, что эти телевизоры находятся во включенном состоянии в среднем в течение 6 часов в сутки и что маленькие дети относятся к категории самых заядлых телезрителей. Некоторые критики заявляют, что мультфильмы, которые специально предназначены для детей, относятся к телепередачам, в которых показывают больше всего насилия. Насколько верно это утверждение? Выполняя это задание, вы будете собирать некоторые данные, относящиеся к этому вопросу. Вам надо посвятить три часа времени «прайм-тайм» просмотру телепередач — отведите по одному часу на передачи каждого из трех видов: а) детские мультфильмы; б) детские передачи, но не мультфильмы; в) передачи для взрослых. «Прайм-тайм» для детей — это обычно утреннее время, особенно по субботам, а «прайм-тайм» для взрослых — вечернее время, обычно после 21 часа. При просмотре передач регистрируйте количество показанных в них актов насилия каждого типа на бланке по образцу, показанному в табл. 10.3. Таблица 10.3 Количество актов насилия, в которых: Детские передачи Передачи для взрослых Мультфильмы Не мультфильмы 1) жертвы явно испытывают боль 2) негативный исход 3) насилие остается безнаказанным 4) позитивный исход 5) акты насилия совершает «плохой парень» 6) акты насилия совершает «хороший парень» Общее количество актов насилия 1. Кратко опишите передачи, которые вы смотрели в каждой из трех категорий (укажите дату и время): Детские мультфильмы; Детские передачи (не мультфильмы); Передачи для взрослых. 2. Обобщите свои наблюдения. Какие вы заметили примеры, касающиеся присутствия или отсутствия насилия в передачах или типов демонстрируемого насилия? Были ли различия в количестве показан- ного насилия между мультфильмами и двумя другими видами передач (не мультфильмами)? Были ли различия по этому же показателю между детскими передачами (как мультфильмами, так и не мульт - фильмами) и передачами для взрослых? 3. Обсудите вашу интерпретацию этих примеров. Что бы вы могли ответить людям, которых беспокоит насилие в телепередачах? |