Маслач, Пайнс Практикум по социальной. Практикум по социальной психологии серия Практикум по психологии
Скачать 2.58 Mb.
|
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ МЕТАФОРЫ ЛЮБВИ Для большинства людей метафора — это инструмент поэтического воображения и риторической пышности, который используется в исключительных случаях, а не в обычной речи. Более того, метафору обычно считают только характеристикой языка, игрой словами, которая не отражает мыслей или действий. Поэтому большинство людей думают, что они могут прекрасно обходиться без метафор. Нам удалось обнаружить, что, наоборот, метафоры постоянно встречаются в повседневной жизни, и не просто в речи, но в мыслях и действиях. Наша обычная система представлений, на которой основаны наши мысли и действия, принципиально метафорична по своей сути. <.. .> Метафоры и метонимии не возникают случайно, а образуют логичные последовательные системы, в рамках которых мы осмысляем наш опыт. Тем не менее в по- вседневно используемых метафорических выражениях легко найти явную непоследовательность. Мы не проводили полного исследования этого вопроса, но, подробно рассмотрев лишь некоторые примеры, обнаружили, что они вовсе не лишены логики, хотя на первый взгляд создается именно такое впечатление. Давайте посмотрим. <.. .> Любовь — это путешествие Смотри, как далеко мы зашли. Мы стоим на перепутье. Нам придется идти каждому своей дорогой. Мы теперь не можем повернуть назад. Я не думаю, что эти отношения к чему-нибудь приведут. К чему же мы пришли! Мы застряли на полпути. Путь был долгим и тернистым. Наши отношения зашли в тупик. Мы топчемся на месте. Наш брак пошел ко дну. Мы сбились с пути. Мы завязли в этих отношениях. Любовь — это физическая сила (электромагнитная, гравитационная и т. п.) Я почувствовал между нами электрическое напряжение. Меня тянуло к ней как магнитом. Их безудержно тянуло друг к другу. Между ними сразу же возникло притяжение. Вся его жизнь вращается вокруг нее. Атмосфера вокруг них всегда заряжена. В их отношениях ощущается невероятная энергия. Они потеряли импульс. Любовь — это болезнь Это нездоровые отношения. У них сильная, здоровая семья. Их любовь умерла — ее невозможно оживить. Их отношения пошли на поправку. Мы снова встаем на ноги. У них вялые отношения. Их брак находится на последнем издыхании. Он ею уже переболел. Любовь — это безумие Я сума схожу по ней. Она сводит меня сума. Он все время ею бредит. Он от нее потерял голову. Он любит ее до безумия. Я без ума от Гарри. Любовь — это магия Она меня очаровала. Волшебство исчезло. Я был околдован. Она меня загипнотизировала. Он меня заворожил. Я от него в трансе. Я ею очарован. Она меня заколдовала. Любовь — это война Всем известно множество его быстрых побед. Она пыталась его завоевать, но победила его возлюбленная. Она перешла а наступление, а он спасался бегством. Она упорно его преследовала. Он постепенно завоевывает позиции в ее сердце. Он завоевал ее руку и женился. Он ее покорил. Ее осаждают поклонники. Ему приходится отражать их натиск. Он завербовал на свою сторону ее друзей. Он сделал своим союзником ее мать. George Lakoff, Mark Johnson. Metaphors We Live By. — Chicago: University of Chicago Press, 1980. P. 3, 41, 45, 49. СТАНОВЯТСЯ ЛИ ДЕВУШКИ СИМПАТИЧНЕЕ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ: МУЗЫКА В СТИЛЕ «КАНТРИ» И «ВЕСТЕРН» В ПРИЛОЖЕНИИ К ПСИХОЛОГИИ Джеймс У. Пеннбэйкер, Мэри ЭннДайер, Р. Скотт Колкинс, Дебра Линн Литовиц, Филип Л. Экерман, Дуглас Б. Андерсон, Кевин М. Макгроу James W. Pennebaker, Mary Anne Dyer, R. Scott Caulkins, Debra Lynn Litowitz, Phillip L. Ackerman, Douglas B. Anderson, Kevin M. McGrow. Don't the Girls Get Prettier at Closing Time: A Country and Western Application to Psychology. — Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 5, No. 1, 1979. P. 122-125. Примечание редактора. Откуда берутся наши представления о романтической любви? Они формируются под влиянием того, как нас любили в детстве, как наши родители любили друг друга, какие книги мы читаем, какие фильмы смотрим, какие песни поем и под какие танцуем. Музыка в стилях «кантри» и «вестерн» является для социальных психологов чрезвычайно богатым источником познаний, утверждают Пеннбэйкер и его коллеги. В ней отражаются взгляды нашей культуры на аффилиацию, аттракцию и любовь — взгляды, которые мы усваиваем, когда слушаем эти песни. Каждый из нас, наверное, может вспомнить песню, в которой высказывается гипотеза, допускающая проверку. Пеннбэйкер и его коллеги провели полевое исследование, чтобы проверить мысль, высказанную звездой музыки «кантри» Мики Гилли: «Все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».* "Примечание а в то р о в . К сожалению, музыкальный мир еще не подчиняется указаниям Американской психологической ассоциации, предписывающим не использовать в языке сексистские выражения. Поэтому при любом упоминании в цитатах слова «девушки» следует понимать его как «представители противоположного пола». Музыкальный автомат — этот типичный для любого американского бара атрибут — уже давно является богатым источником социально-психологических истин. Всего за четверть доллара исследователь может получить отличную гипотезу (три гипотезы за 50 центов). Хотя подходящие для проверки идеи можно почерпнуть в музыке самых различных стилей, таких как джаз, диско и рок-н- ролл, но музыка «кантри» и «вестерн» (ниже — «К и В») предоставляет самый богатый выбор разнообразных тем, которые особенно легко интерпретировать как с точки зрения концепции ослабления побуждения, так и с использованием информационного подхода. Распространено ошибочное мнение, что в песнях «К и В» поется только «про маму, или про поезда, грузовики, тюрьмы, или про то, как кто-то напился» (Coe, 1974). Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что эта музыка изобилует темами, затрагивающими такие теоретические вопросы, как справедливость («Твое сердце обманет тебя» — Williams, 1939), диссонанс («Парень по имени Сью» — Cach, 1970) и самовосприятие («Я почти согласился [пока не увидел]... в зеркале себя в свадебном костюме» — Wynette, 1968). Конечно же, в ней прекрасно представлен один из американских психологических «хитов» всех времен — теория подкрепления (например, «Если у тебя есть деньги, милый, у меня найдется время для тебя» — Frizzel, 1951). Несмотря на то что психологи прикладывают героические усилия, стараясь идти в ногу с развитием музыкальных течений, они отстали с изучением темы воспринимаемой физической привлекательности. Особенно актуальное направление исследований было предложено в контексте теории реактивного сопротивления 8 и суждений о привлекательности альтернатив перед принятием решения. Классические результаты Линдера и Крэйн (Linder, Crane, 1970) показывают, что с уменьшением времени, отводимого на принятие решения, в восприятии человека альтернативы становятся более сходными по степени их привлекательности. В эксперименте этих исследователей испытуемые оценивали при- влекательность двух альтернатив сразу же после того, как узнавали, сколько времени у них осталось до принятия окончательного решения (3, 8 или 15 минут). Было обнаружено, что когда на принятие решения отводилось 3 минуты, то в восприятии испытуемых степени привлекательности альтернатив были более сходными друг с другом, чем когда у испытуемых было 15 минут. Хотя авторы не обратили на это особого внимания, но привлекательность менее предпочтительной альтернативы по сравнению с более предпочтительной альтернативой возрастала по мере того, как приближалось время принятия окончательного решения. Кроме того, анализ оценок альтернатив показывает, что когда на принятие решения испытуемым отводилось 3 минуты, обе альтернативы казались им более привлекательными, чем когда у них было 15 минут. Эти данные согласуются с мнением Уикланда Wicklund, 1974), который утверждает, что индивидам больше нравятся поступки, возможность совершения которых не гарантирована, и что временные ограничения, накладываемые на принятие решения, эффективно выступают в роли' угрозы свободе индивида при выборе альтернативы. В соответствии с этими рассуждениями можно считать, что звезда музыки «кантри» Мики Гилли (Mickey Gilley, 1975) выдвинул следующую гипотезу: индивиды противоположного пола кажутся более привлекательными по мере уменьшения количества времени, которое остается для принятия решения о том, вступать ли с ними во взаимодействие. Надо отдать должное Гилли — он помог исследователям, предложив методику для проверки гипотезы о том, что «все девушки становятся симпатичнее перед закрытием». МЕТОДИКА Испытуемые Сто три испытуемых, 52 мужчины и 51 женщина были отобраны из посетителей трех питейных заведений, до которых можно было дойти пешком из респектабельного Южного университета. Испытуемых отбирали как можно более случайно, лини? со следующими ограничениями: потенциальный испытуемый не должен был беседовать с представителем противоположного пола, не должен был быть пьяным, недееспособным или недоступным по каким-либо другим причинам (например, находиться в центре группы). Экспериментатор, который выбирал испытуемого и затем к нему обращался, был одного с ним пола. Процедура «Если бы я ставил им оценки от 1 до 10, то искал бы "девятку", но подошла бы и "восьмерка"...» (Gilley, 1975) Эксперимент проводили три пары (мужчина и женщина) экспериментаторов. Каждая пара в четверг вечером заходила в один из трех баров три раза в назначенное время (в 21 час, в 22:30 и в полночь). Бары закрывались в полпервого ночи. Каждый из экспериментаторов выбирал первого попавшегося испытуемого одного с собой пола, подсаживался к нему и спрашивал, не согласится ли он (или она) ответить на пару вопросов для психологического исследования. Все испытуемые, к которым обращались экспериментаторы, согласились. После первого знакомства экспериментатор спрашивал: «Какую оценку по шкале от 1 до 10 вы бы поставили присутствующим здесь сегодня представителям противоположного пола, если оценка "1" означает "непривлекательный", оценка "5" — "средний", а оценка "10" — "очень привлекательный"?» Получив ответ, экспериментатор спрашивал: «Если бы вы были [представителем противоположного пола], как бы вы оценили по той же шкале присутствующих здесь [представителей вашего собственного пола]?» Отметим, что испытуемых просили дать общую оценку всем представителям противоположного или своего пола, присутствовавшим в заведении. Затем экспериментатор благодарил испытуемого и уходил. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Мужчины и женщины дали представителям своего и противоположного пола сопоставимые оценки. ...Прогноз Гилли подтвердился. Было обнаружено значимое взаимодействие «время х противоположный/ свой пол». ...Наличие линейной тенденции (trend) для переменной времени х взаимодействие испытаний (F(1,97) = 5,47, p < 0,05) подтверждает прогноз о том, что с приближением времени закрытия бара привлекательность лиц противоположного пола возрастала по сравнению с привлекательностью лиц своего пола. ...И наконец, для прямой проверки гипотезы о «времени закрытия» был проведен простой априорный сравнительный .анализ оценок воспринимаемой 8 Теория реактивного сопротивления (reactance theory)— предположение, что если возникают ограничения в выборе того или иного объекта или какой-нибудь активности, то их привлекательность будет возрастать. (Примеч. науч. ред.) привлекательности индивидов противоположного пола в период от 22:30 до полуночи. Как и прогнозировалось, оценки противоположного пола значимо возрастали. <...> Результаты подтверждают прогноз о том, что по мере приближения окончательного срока принятия решения испытуемые воспринимают все находящиеся под угрозой альтернативы как более привлекательные. Если предположить, что испытуемые считали, что они свободны в принятии решения о том, чтобы встретиться или пойти домой с представителем противоположного пола... то эти данные согласуются с теорией реактивного сопротивления. Когда свобода выбора партнера была ограничена из-за того, что приближалось время закрытия бара, то испытуемые начинали воспринимать находившиеся под угрозой альтернативы как более привлекательные. В отличие от испытуемых из исследования Линдера и Крэйн (Linder, Crane, 1970), наши посетители бара, участвовавшие в эксперименте, не были полностью уверены в реализации какой-либо из альтернатив. По мере того как «часы продолжали тикать» (Lynn, 1974), постепенно возрастала угроза общей свободе выбора пред- ставителя противоположного пола, в результате чего увеличивалась привлекательность всех поставленных под угрозу вариантов. Эти результаты можно интерпретировать иначе, с привлечением теории диссонанса. Если испытуемые намеревались уйти домой с человеком противоположного пола, то при рассмотрении варианта выбора непривлекательного партнера у них бы возник диссонанс. Самый эффективный способ уменьшения такого диссонанса состоит в том, чтобы увеличить привле- кательность предполагаемых альтернатив в собственном восприятии. Поэтому в зависимости от того, какие намерения были у испытуемых перед принятием решения, результаты можно объяснить либо с помощью теории реактивного сопротивления, либо с помощью теории диссонанса. «Разве не смешно, разве не странно, как мужчина изменяет свои мнения, когда он начинает представлять себе эту ночь в одиночестве» (Gilley, 1975). В этом эксперименте может возникнуть проблема, связанная с тем, что испытуемые, к которым обращались в полночь, может быть, вовсе не «начинали страдать по мере приближения времени закрытия» (Haggard, 1970), если сравнивать их с более трезвыми испытуемыми, к которым экспериментаторы обращались в 21 час и в 22.30. Возможно, что различия в дозах принятого алкоголя влияют на оценки таким образом, что подвыпившим испытуемым представители противоположного пола кажутся более привлекательными. Такую возможность исключить нельзя. Предлагаем читателю заняться дальнейшим изучением этого вопроса и/или интроспективными изысканиями. Следует отметить тот очевидный факт, что не на все оценки алкоголь влияет в сторону их повышения, поэтому количество выпитого не может быть единственной переменной, обусловливающей данные результаты. Точно так же, если считать, что привлекательность завсегдатаев баров в течение вечера постепенно воз- растает, то это не может служить объяснением дифференциальных оценок привлекательности представителей своего и противоположного пола в зависимости от времени. Можно было бы утверждать, что данные результаты распространяются только на «деревенских жителей, (которые) ездят на пикапах GMC модели 1957 года» Walker, 1973). Однако поскольку данное исследование проводилось в питейных заведениях, которые посещают в основном студенты колледжа, принадлежащие к верхней прослойке среднего класса, можно предварительно заключить, что эффект «времени закрытия» распространен во всех социомузыкальных слоях. Социальные психологи могут с гордостью заявить, что им удалось подвергнуть эмпирической проверке многие из гипотез, выдвинутых музыкантами «К и В». Но вдумчивый ученый, посвятивший себя соци- альным наукам, все равно должен сохранять в кабаке такую же бдительность, как в своей лаборатории; ибо, как отмечает Дункан (Dunkan, 1976), никто не знает, когда «какая-нибудь старая грустная песня застанет вас врасплох». ЛИТЕРАТУРА Cash Johnny. A boy named Sue. С пластинки Johnny Cash at San Quentin, ca.1970. ABTOP Shel Silverstine, Columbia: BMI. Coe David Allen. You never even call me by my name. С пластинки Once upon rhyme, 1974. Columbia: BMI. Duncan Johnny. Stranger. С пластинки The best of Johnny Duncan, 1976. А ВТОР Kris Kristofferson, Columbia: BMI. Frizzel Lefty. If you've got the money, honey, ca. 1951. Афторы Lefty Frizzel H D. Beck. Columbia. Gilley Mickey. Don't the girls all get prettier at closing time. С пластинки The best of Mickey Gilley, Vol. 2, 1975, Columbia. Aexop Baker Knight, Singleton Music Company: BMI. Haggard Merle. Bottle let me down, ca. 1970. Blue Book Music Company: BMI. Linder Darwyn E., Katherine A. Crane. Reactance theory analysis of predecisional cognitive processes. — Journal of Personality and Social Psychology, 1970, 15, P. 258-264. Lynn Loretta. One's on the way. С пластинкиLoretta Lynn's greatest hits, Vol. 2, 1974, Columbia. Автор Shel Silversteine, Evil Eye Music Company: MCA. Walker Jerry Jeff. Up against the wall red neck. Viva Terlingua, 1973, MCA. Автор Wiley Hubbard, Tennessee Swamp Fox Music Inc.:ASCAP. Wicklund Robert A. Freedom and reactance. — Potomac, Md.:Erlbaum, 1974. Williams Hank. Your cheatin'heart, ca. 1939. С пластинки The best of Hank Williams, MOM. Wynette Tammy. Almost persuaded. С пластинки The best of Tammy Wynette, ca. 1968, Columbia. Авторы Billy Sherrill H G. Sutton, Epic: BMI. ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В БАРАХ Брайан А. Глэдью и Г. Джин Дилэйни Brian A. Gladue, Jean Delaney. Gender Differences in Perception of Attractiveness of Men and Women in Bars. — Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 16, No. 2, June 1990. P. 378-391. Примечание редактора. Статья Джеймса Пеннбэйкера и его коллег вызвала большой интерес. Кроме того, в ней поднимается много вопросов, часть которых исследователи предлагают в качестве тем будущих экспериментов. Возможно, например, что лица противоположного пола кажутся мужчинам и женщинам более привлекательными с приближением времени закрытия бара не потому, что они начинают думать о перспективе провести ночь в одиночестве, а потому, что к этому времени они уже приняли такую дозу алкоголя, что их суждения исказились. Как предполагают Пеннбэйкер и его коллеги в конце своей статьи, «возможно, что различия в дозах принятого алкоголя влияют на оценки таким образом, что подвыпившим испытуемым представители противоположного пола кажутся более привлекательными». Это одна из гипотез, которые подвергаются проверке в приведенной ниже статье. Кроме того, эта статья является прекрасным примером того, как происходит Накопление социально- психологических знаний: в основе дальнейших исследований лежат результаты предыдущих. В произведениях современного фольклора и в исследованиях в области социальных наук часто встречается мысль о том, что представители противоположного пола кажутся более привлекательными тогда, когда остается меньше времени и возможностей, чтобы познакомиться с ними. Проще говоря, существует представление, что, по мере того как приближается время закрытия бара, в котором встречаются мужчины и женщины, они начинают лучше выглядеть. Несмотря на несколько попыток внести ясность в этот вопрос, имеющиеся на настоящий момент данные противоречивы и неполны. Пеннбэйкер и его коллеги ( Pennebaker et al., 1979) первыми проверили гипотезу о том, что «все девушки становятся симпатичнее перед закрытием», которая была сформулирована певцом в стиле «кантри» и «вестерн» (Gilley, 1975). В этом исследовании посетители баров в разные моменты одного вечера оценивали привлекательность посетителей противоположного пола. Общие оценки физической привлекательности всех посетителей противоположного пола в целом возрастали со временем, причем главные изменения происходили с 22.30 до полуночи. Однако исследователи не учитывали, что прием алкоголя мог повлиять на восприятие привлекательности и спутать результаты. Пеннбэйкер и его коллеги ( Pennebaker et al ., 1979) подозревали о том, что алкоголь влияет на восприятие и их результаты могли быть искажены, но они не занимались непосредственной оценкой возможных искажений. Найда и Кун (Nida, Koon, 1983) повторили и расширили эксперимент Пеннбэйкера ( Pennebaker et al ,, 1979), обнаружив, что оценки привлекательности возрастают со временем в баре, где звучит музыка «кантри» и «вестерн», но не изменяются в университетском баре (где звучит рок-н-ролл). Эти авторы высказали оригинальное предположение о том, что посетители бара «кантри-вестерн», по-видимому, «более восприимчивы к содержанию музыки "кантри" и "вестерн"» (Nida, Koon, 1983, р. 658). Однако вопрос о влиянии алкоголя так и не был решен. Позднее Спречер и соавт. (Sprecher et al., 1984) все-таки взялись за изучение влияния алкоголя на суждения о привлекательности, высказанные в обстановке бара. Эти авторы сообщили, что они не обнаружили ни влияния алкоголя на оценки физической привлекательности, ни корреляции между количеством выпитого и желанием познакомиться с человеком противоположного пола. Более того, они сообщили, что оценки привлекательности людей противоположного пола со временем снижались, что противоречит результатам предыдущих исследований. С течением времени мужчины казались женщинам все менее привлекательными, а привлекательность женщин в глазах посетителей-мужчин не изменялась. Результаты, полученные Спречером (Sprecher et al…, 1984), не позволили полностью разрешить проблему тендерных различий в изменении восприятия привлекательности. О стратегии и тактике поведения при выборе партнера накоплено большое количество данных, которые говорят о том, что если местом демонстрации характеристик является бар, то для подростков и молодых взрослых, особенно для мужчин, главным критерием выбора партнера для встреч остается физическая привлека- тельность. ...Кроме того, вопрос о влиянии алкоголя еще ждет адекватного изучения. Если использовать в качестве переменной просто «количество порций» выпитого алкоголя, то при оценке коррелят изменяющегося восприятия, связанных с употреблением алкоголя, не учитывается влияние массы тела испытуемого, тендерных различий в метаболизме этанола и времени... что недопустимо, если принять во внимание результаты других исследователей, которые говорят о влиянии алкоголя на сексуальное возбуждение и ожидания мужчин и женщин. <...> Поскольку результаты, полученные при исследовании тендерных различий в восприятии привлекательности в обстановке бара, неоднозначны и явно противоречат друг другу, мы выбрали иной подход к изучению этой проблемы. Как и предыдущие исследователи этой темы, мы просили испытуемых оценить физическую привлекательность посетителей обоего пола, находившихся в баре, посещаемом студентами колледжа. Кроме того, мы собирали данные, достаточные для оценки влияния содержания алкоголя в крови посетителей с учетом изменения уровня алкоголя в зависимости от времени. И наконец, мы ввели в исследование новый элемент: мы просили посетителей бара оценить по фотографиям физическую привлекательность их ровесников мужского и женского пола. Обращаясь к испытуемым с просьбой оценить фотографии людей того же возраста и одетых примерно так же, как они, мы могли прояснить больше вопросов, касающихся изменения привлекательности в об- становке бара в зависимости от времени. Мы выдвинули гипотезу о том, что реальные мужчины и женщины, находящиеся в баре, с течением времени будут казаться более привлекательными, но оценки фотографий мужчин и женщин в течение вечера будут оставаться почти постоянными. Поскольку с людьми, изображенными на фотографии, невозможно вступить в межличностное взаимодействие, как с живым помощником экспериментатора или посетителем бара, то испытуемые не будут ожидать встречи или знакомства с этими людьми. Кроме того, в отличие от других исследований, где испытуемых просили выставить глобальные оценки сразу всем посетителям бара, мы давали испытуемым для оценки фотографии. Это позволяло нам изучать динамику изменения привле- кательности ряда специфических стимулов-мишеней, сравнивая оценки привлекательных и непривлекательных образов с предварительными оценками, которые были заранее выставлены другими испытуемыми. И наконец, мы предполагали, что мотивация прихода испытуемых в этот бар, и особенно интерес к знакомству с человеком противоположного пола, будут коррелировать с оценками привлекательности реальных людей, но не будут коррелировать с оценками фотографий. |