Заказ 676095. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
Скачать 2.47 Mb.
|
4. Усложнить подвижную игру (на конкретном примере)Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж». Варианты усложнения: – увеличить количество повторений и общую продолжительность игры; – усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают); – изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки); – сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); – усложнить правила (можно выручать пойманных, увеличить число ловишек и т.п.). 5. Составить картотеку народных подвижных игр для детей разных возрастных группНародные подвижные игры младшей группы «Сокол и лиса» (якутская игра «Мохоцол уонна сапыл») Задачи: Учить детей выполнять различные подражательные движения, тренировать навыки бега, развивать умение действовать по сигналу. Знакомить детей с особенностями подвижных игр разных народов. Ход игры. Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперёд) и ещё придумывает какое – нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом повторяя его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел. «Лисички и курочка» (татарская подвижная игра «Тельки хам тавыклар») Задачи: Учить детей выполнять различные подражательные движения, тренировать навыки бега, развивать умение действовать по сигналу. Знакомить детей с особенностями подвижных игр разных народов. Ход игры. На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лисичка. Курочки и петухи ходят по площадке, делая вид, что клюют зёрнышки, различных насекомых и т.д. Когда к ним подкрадывается лиса, петухи кричат: «Ку – кА – ре – ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лиса, которая старается запятнать любого из игроков. Правила игры: Если водящему не удаётся запятнать кого – либо из игроков, то он снова водит. «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… » (русская народная игра) Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, -бегать, подпрыгивать на двух ногах; -игра способствует развитию речи. Ход игры. Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит (Малыши поднимают руки к голове и шевелят ими как ушами.) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Надо лапочки погреть. (Дети на последних словах встают, начинают тереть и хлопать в ладошки, и по плечам, как будто греются.) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать, . Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать. (На последних словах игроки начинают прыгать на одном месте.) Кто-то зайку испугал, Зайка прыг… и убежал. Правила игры: (Воспитатель хлопает в ладошки и ребята разбегаются) . «Сова» (русская народная игра) Задачи: Знакомить детей с особенностями русской народной игры. Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать быстроту и ловкость движений. Учить подражательным видам движений и звукам. Ход игры. Один из играющих – ведущий. Он проходит в середину круга. Рядом с ним стоит хищная птица – «сова». Каждый из игроков выбирает себе птицу, крику которой он сможет подражать. Ведущий рассказывает какую-то интересную историю и, как только он упомянет в ней одну из выбранных детьми птиц, эта птица должна отозваться криком. Если ведущий скажет: «птичник!», - то все птицы одновременно начинают кричать, каждая по-своему. Когда же он скажет: «сова», играющие разбегаются, машут руками, как будто улетают. Сова их ловит и, кого запятнает, с тем меняется ролями. Правила игры: «Сова» не должна гоняться за одним и тем же играющим. Во время движения все играющие машут руками, имитируя взмах крыльев, опускать их можно только при остановке. «Зайцы и волк» (русская народная игра.) Задачи: Знакомить детей с русскими народными подвижными играми; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве. Ход игры. Дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге. Взрослый произносит: Зайки скачут скок, скок, скок На зеленый на лужок, Травку щиплют, слушают, Не идет ли волк. Правила игры: В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок. Народные подвижные игры средней группы «Птица без гнезда» (латышская народная игра «Путнс без лигздас».) Задачи: Знакомить детей с играми разных народов. Упражнять в беге, учить имитировать летательные движения, действовать согласованно во время игры. Развивать чувства ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу водящего. Ход игры. Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. То, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу, - гнездо, второй за ним – птица. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз…» - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на пояс; «Два…» - игроки – птицы кладут руки на плечи впереди стоящему, т.е. пицца садится в гнездо; «Три…» - птицы вылетают из гнезда и летают по площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять своё гнездо, т.е. встать за игроком – гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Правила игры: Птицы вылетают только на счёт «Три!». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке. «Каюр и собаки» (игра народов Севера). Задачи: Знакомить детей с особенностями игры народов севера. Закреплять навыки бега в тройках, Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Дать понятия слова «Каюр». Ход игры. На противоположный край площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по тир человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут на встречу друг другу от одного шнура до другого. Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить проделать различные препятствия. «Кошка и мыши» (русская народная игра.) Задачи: Знакомить детей с особенностями русских народных игр. Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать быстроту и ловкость движений. Ход игры. Играющие сначала выбирают кошку и мышку, берутся за руки, становятся в круг. Кошка стоит за кругом, а мышка – в круге. Кошка должна поймать мышку. Правила игры: Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом. Играющие открывают ворота только для мышки. Они не должны задерживать кошку, бегущую под воротами, если она уже бежит под ворота. «Горный козёл» (таджикская народная игра «Нахчирбози».) Задачи: Знакомить детей с играми разных народов. Упражнять в метании и ловле мяча, действовать согласованно во время игры. Развивать чувства ориентировки в пространстве, играть выполняя правила игры. Ход игры. Играющие собираются на площадке, двух – трёх детей назначают охотниками (шикорчхо), остальные - горные козлы (нахчир). Дети, изображающие горных козлов, ходят или бегают по всей площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (бросают мяч). Осаленный горный козёл садится на землю. К нему подбегает охотник и дотрагивается до его спины. Это означает, что он пойман. Игра повторяется несколько раз. Правила игры: Осаленный игрок должен сесть там, где в него попал мяч. В одного игрока могут бросать мяч сразу два охотника. «Пчелки и ласточка» (русская народная игра) Задачи: Считалкой выбирают Ласточку и на возвышении отмечают небольшой круг — ее «гнездо». Остальные участники — Пчелы — «летают» по «поляне» и напевают: Ход игры. Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум! Ласточка сидит в своем «гнезде» и слушает их песенку. По окончании песни Ласточка говорит: Ласточка встанет, Пчелку поймает. Правила игры: После этого Ласточка вылетает из «гнезда» и ловит Пчел, которые «летают» по всей площадке. Пойманный играющий становится Ласточкой, игра повторяется. Народные подвижные игры старшей группы «Море волнуется» (эстонская народная игра «Козе».) Задачи: Знакомить детей с играми разных народов. Учить детей действовать согласованно во время игры слушать водящего и выполнять движения в соответствии с сигналом. Знакомить детей с морской терминалогией. Ход игры. Играющие сидя на корточках сидят на площадке по кругу в маленьких обручах. Капитан присваивает каждому играющему название какого – либо предмета из корабельной обстановки. Затем он начинает двигаться по внешнему кругу за спинами сидящих и рассказывать о плавании на корабле, называя при этом предметы для морского плавания. Все названные капитаном предметы встают на ноги, выстраиваются друг за другом, следя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан выкрикивает: «Море волнуется!» Дети начинают двигаться, изображая волны. Команда капитана «Море , утихни!» служит сигналом к тому, что нужно скорее занять места на палубе в обручах. Оставшийся без обруча становится новым капитаном. Правила игры: Строиться за капитаном нужно в порядке названных предметов. Занимать места можно только по сигналу, вставая в любой обруч. «Заря» (русская народная игра.) Задачи: Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать быстроту и ловкость движений. Ход игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной. Один из играющих – «заря», он ходит за кругом со жгутиком. Все играющие вместе с «зарей» произносят слова песенки: Заря-заряница, красная девица По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые – за водой пошла. С последними словами играющий – «заря» кладет незаметно жгутик одному из игроков и встает в круг. Тот, в свою очередь, бросает жгутик перед одним из своих соседей. И они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто первый добежит до жгутика и поднимет его, тот выбирает «зарю»: называет по имени какого-либо игрока и говорит: «тебе нести зарю!» Тот, кто не успел поднять жгутик, встает в круг. Игра начинается сначала. Правила игры: пока играющий-«заря» выбирает, кому отдать жгутик, дети не поворачиваются назад. Нельзя передавать жгутик одним и тем же. Играющий, кому передали жгутик, должен быстро выбрать, с кем он будет соревноваться в беге. «Гуси – лебеди» (русская народная игра) Задачи: Знакомить детей с особенностями русской народной игры. Учить детей действовать по сигналу водящего. Развивать быстроту, ловкость и навыки бега на короткие дистанции, учить детей выполнять правила игры в чёткой последовательности. Ход игры. В игре принимают участие дети всей группы, один ребёнок – волк, другой – хозяин, остальные – гуси-лебеди. Игровая площадка расчерчивается на две небольшие части и одна большая центральная, по обе стороны площадки друг против друга находятся дом хозяина и гусей, на другой – волка. Хозяин выпускает гулять гусей. Через некоторое время хозяин зовёт гусей домой. Гуси – гуси! Га – га – га Есть хотите? Да – да – да! Гуси – лебеди домой! Серый волк под горой! Зубы точит, вас съесть хочет Ну, бегите же домой! Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Правила игры: Дети бегают только после слов хозяина, пойманные дети выходят из игры. Игра заканчивается, когда остаётся мало детей – гусей. Самый быстрый гусь становится волком. «Сторож (Рынгу)» (эстонская народная игра) Задачи: Играющие ложатся на ковер и делают вид, что спят. Сторож бегает между лежащими, касается всех подряд палочкой и говорит: Ход игры. «Становись за мной!» Те дети, до которых дотронулась палочка, выполняют команду. Когда все встали, сторож неожиданно кричит: «Ночь!» Все играющие должны как можно скорее лечь, а сторож следит за ними. Правила игры: Команду следует выполнять быстро и безоговорочно. Тот, кто лег последним, становится сторожем. «Два Мороза» (русская народная игра) Задачи: Для этой игры надо выбрать двух водящих — «двух морозов». Один — «Мороз Красный нос», а другой — «Мороз Синий нос». Обозначаются две крайние линии на противоположных концах поля: здесь можно прятаться от «морозов». По полю гуляют два «мороза». Ход игры. Они громко произносят: «Я — Мороз Красный нос!», «А я — Мороз Синий Нос». А потом вместе спрашивают у детей: «Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Дети хором отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!» После этого дети стараются быстро перебежать из одного конца поля на другой, чтобы успеть спрятаться за спасительную линию границы поля, где мороз им уже не страшен. «Морозы» стараются догнать и «осалить» бегущих через поле детей. Правила игры: Если «мороз» коснулся рукой ребенка, то он считается «замороженным». Этот игрок должен замереть («замерзнуть») в той позе, в которой его настигнул «мороз». Народные подвижные игры подготовительной группы «Перетягивание каната» (игра народов севера) Задачи: Знакомить детей с особенностями игр народов севера. Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать мышечную силу. Ход игры. На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «РАЗ, Два, Три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой. «Один лишний – биир ордук» (игры народов Севера) Задачи: Знакомить детей с особенностями игр народов севера. Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать ловкость, быстроту движений. Ход игры. Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседей. Выделяется один ведущий, который становится в середине круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просит: «Пустите меня к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда…» (указывают на более дальнюю пару). В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре вторыми, меняются местами, перебегая к другой паре, и становятся впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь из свободных мест. Оставшийся без места, становится ведущим. Может играть любое количество детей. Правила игры: меняться парами можно только тогда, когда ведущий бежит в указанном направлении. «Много троих, хватит двоих» (русская народная игра) Задачи: Знакомить детей с особенностями игр народов севера. Учить детей действовать по сигналу водящего согласованно. Развивать быстроту и ловкость движений. Ход игры. Дети встают парами друг за другом, лицом к центру круга. Игру начинают двое, один из них водящий. Он стоит в трех-четырех шагах позади того, кто будет убегать от него. Убегающий хлопает в ладоши 3 раза и после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встает впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: «Много троих!» Тот, кто в этой паре стоит последним, убегает от водящего, громко говоря при этом: «Хватит двоих!» Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями. Правила игры: во время игры нельзя пробегать через круг. Как только убегающий убегает из круга, сделав не более 3-4 кругов, должен встать впереди какой-нибудь пары. «Король мавров (Рапла)» (эстонская народная игра) Задачи: Один из играющих становится королем мавров, все остальные - маврами. Король встает за одной чертой, мавры - за другой на расстоянии десяти - двадцати шагов. Мавры подходят к королю и хором ведут с ним перекличку: Ход игры. Здравствуй, король мавров! Здравствуйте! Кто вы? Мы - мавры! Что вы умеете делать? Любую работу. Играющие изображают какую-либо работу, о которой заранее договариваются, например, пилят, колют, копают и т. п. Если король отгадает, что они делают, игроки убегают, а король пытается их догнать. Тот, кого он догнал, становится помощником короля. Игра продолжается до тех пор, пока все мавры не будут пойманы. Правила игры: Мавры убегают только по сигналу (отгадывание королем вида работы). Проигравшие переходят на сторону короля. «Медный пень» (башкирская народная игра) Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. Ход игры. Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: Я хочу у вас спросить, Можно ль мне ваш пень купить? Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем. Правила игры: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином. |