Главная страница
Навигация по странице:

  • Ж.-А.-Н. (де) Кондорсе

  • Н.Я. Данилевский

  • А.Дж. Тойнби

  • Ключ к заданию Фетишизм

  • Анимизм

  • Табу

  • Инициация

  • практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрактикум санктпетербург 2005
    Анкорпрактикум
    Дата11.04.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология. Практикум.pdf
    ТипПрактикум
    #193638
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    И.-Г. Гердер (1744-1803) – немецкий философ эпохи Просвещения, интересовался вопросами философии истории и эстетики. Состоял пастором в Риге и Веймаре. Был другом Гете и одним из теоретиков художественного движения Буря и натиск, ратовал за национальную самобытность искусства. Автор сочинения Идеи к философии истории человечества, в котором история трактуется как осуществление идеалов гуманности.
    Ж.-А.-Н. (де) Кондорсе (1743-1794) – французский философ эпохи Просвещения, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в Энциклопедии Д. Дидро и Д’Аламбера. В годы Великой французской революции был избран в Законодательное собрание, затем стал членом Конвента. Как философ Кондорсе является создателем концепции исторического прогресса, в основе которого, по его мнению, лежат достижения человеческого разума в области науки, техники и социальной жизни. Свои идеи Кондор- се изложил в работе Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума (К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкие мыслители и общественные деятели. Организаторы и идейные вдохновители первого Союза коммунистов, авторы Манифеста Коммунистической партии. Общественно-политическая деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса в своей основе имела социально- экономическую доктрину, наиболее полно изложенную ими в Капитале. Теоретики марксизма разработали принципы материалистического понимания истории по их мнению, побудительные мотивы исторического развития определяются материальными условиями общественного производства. Производственные отношения представляют собой тот базис, по отношению к которому все прочие аспекты культуры выступают в качестве идеоло- гизированной надстройки. Соответственно, исторический процесс рассматривается как закономерная смена общественно- исторических формаций, в результате которой должен утвердиться коммунизм.
    Н.Я. Данилевский (1822-1885) – российский публицист и социолог, разделял взгляды славянофилов. В сочинении Россия и Европа) выдвинул идею обособленных культурно- исторических типов (локальных цивилизаций, каждый из которых должен, подобно живому организму, пройти через периоды становления, расцвета и угасания. Своеобразие культурно- исторических типов Данилевский видел в характерном для каждого из них сочетании доминирующих видов деятельности. Особые надежды возлагал на славянский культурно-исторический тип, поскольку считал его «четырехосновным».
    О. Шпенглер (1880-1936) – немецкий математик, историки философ. Развил учение о культуре как множестве замкнутых организмов, проходящих определенный жизненный цикли выражающих душу разных народов. Ключ к пониманию своеобразия культуры – «первосимвол», хранящийся в ее душе и воплощаемый во всех значимых культурных формах. Когда творческий потенциал культуры иссякает, она в преддверии своей гибели перерождается в цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, лишенный духовного содержания. Главное произведение О. Шпенглера – Закат Европы (1918-1922).
    А.Дж. Тойнби (1889-1975) – английский историки социолог, дипломат и общественный деятель. В культурологическом исследовании Постижение истории (1934-1961) обобщил факты из прошлого более чем двадцати разнообразных культур и выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии роста, развития, надлома и разложения. Развитию цивилизаций, по мнению
    Тойнби, способствуют неблагоприятные обстоятельства, природные или исторические. Именно они становятся стимулом для активизации потенциала творческой элиты, которая затем увлекает за собой инертное большинство – так в ответ на внешний вызов рождается новый тип культуры.
    Вопросы для обсуждения. Чем трактовка понятия культура в современной культурологии отличается от трактовки этого понятия в обыденной жизни

    16 2. Правомерно ли расширенное толкование понятия культура, при котором в него включается абсолютно все, созданное человеком. В какой мере культура использует природные способности и склонности человека, в какой мере она подавляет их. В каких ситуациях человек выступает как субъект культуры, в каких – как объект. В чем необходимость культуры для человека В чем ее опасность. Какие факты из истории культуры подтверждают и какие опровергают теорию исторического прогресса
    7. Какая тенденция преобладает в наши дни единообразное развитие мировой цивилизации или сохранение своеобразия отдельных культур в многоликом мире?
    РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М, 1991.
    2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 1994. Ч. 1,2.
    3. Каган МС Философия культуры. СПб, 1996.
    4. Кармин АС. Основы культурологии Морфология культуры. СПб, 1997.
    5. Соколов ЭВ Культурология Очерки теории культуры. М. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М, 1991.
    7. Хейзинга Й Homo ludens. М, 1992.
    8. Шпенглер О Закат Европы. М, 1993.
    9. Фрейд З Будущее одной иллюзии // З.Фрейд Психоанализ. Религия. Культура. М, 1992.
    Тема 2. АРХАИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СТРАТЕГИИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ
    Задание Ниже приведены отрывки из научных трудов и произведений художественной литературы, в которых описываются верования и обычаи архаических народов. Определите, какой мировоззренческий принцип отражен в каждом из примеров. На основании каких признаков вы сделали свое заключение. Для того, чтобы увидеть духов, – рассказывают виннебаго
    1
    , дедушка Джобенангивинксга постился почти до смерти. Первый раз он постился четыре ночи и тогда ему с ревом и грохотом явились Ночные Духи. Они предстали передними сказали Человек, ты измучил себя жаждой, поэтому мы готовы благословить тебя. Это говорим мы, Ночные духи. Они пообещали даровать ему долгую жизнь и удачу на войне. Но вот он взглянул на них и увидел, что это всего лишь маленькие птички, подшутившие над ним. Малгаши
    2
    связывают все недуги с действием злых духов, поэтому в случае болезни они обращаются к колдуну, и тот лечит их посредством так называемой фадидры. Фадидрой может быть любой предмет травинка, кусок дерева, овца, тыква, вода, которой больной полощет себе рот и т.д. Когда жрец перечислит над этим талисманом всех злых духов, которые могли вызвать данную болезнь, он поручает фадидре взять их прочь навсегда, иона выбрасывается долой, а вместе с нею и болезнь. В местности Ивопатака, – рассказывают аранда
    3
    , – некогда жило множество человековоронов, которых они называют нгапа. Нга- па питались съедобными корнями растения манна латьиа. Однажды вождь племени человековоронов полетел на запад и достиг местности
    Мулати, где жили люди-латьиа. Латьиа дали ворону большое корыто корней, нона следующий день, когда они закопали оставшиеся коренья в землю и ушли за новым запасом, человек-ворон выкопал коренья
    1
    Виннебаго – индейский народ в Северной Америке, живет на территории штатов Висконсин и Небраска Малгаши (мальгаши, малагасийцы) – исконное население Мадагаскара Аранда живут в Австралии
    и улетел вместе со всеми припасами. Люди из Мулати, решив отомстить за кражу, объявили войну людям из Ивопатаки. Человек-ворон бросился бежать, но люди-латьиа забросали его палицами, ион упал. И вот все люди-вороны и люди-латиа вошли в пещеру и превратились в чуринги
    4 4. Чингачгук заговорил на делаварском
    5
    языке. Жесты его были выразительны и энергичны. Один раз он высоко поднял руку и затем, опуская ее, откинул этим движением складки своего легкого плаща он приложил палец к груди, как будто желая подтвердить этим жестом значение своих слов. Глаза Дункана следили за жестом индейца, ион увидел на смуглой груди вождя прекрасно, хотя и бледно, нарисованное синей краской изображение змееподобной черепахи. Следопыт отвернулся от своего краснокожего друга и сказал Дункану: Теперь нам известно то, что по воле небес может принести нам добро или зло. Наш друг Чингачгук – сагамор делаваров и великий вождь черепах. Мужчины клана эму полагают, что способствуют размножению этой птицы тем, что рисуют на земле ее священное изображение, в особенности тех частей ее тела, которые считаются наиболее лакомыми кусками. Мужчины рассаживаются вокруг рисунка и поют. Кроме того, танцоры в головных уборах, по виду напоминающих маленькую голову и длинную шею эму, показывают, подражая повадкам птицы, как она стоит и вертит головой, оглядываясь по сторонам. Мужчины племени юинов
    7
    собирают юношей этого народа и торжественной процессией в сопровождении шума трещоток отправляются к горе. По дороге на каждой остановке исполняются магические танцы. Все время пути юноши должны смотреть только себе под ноги, когда же им приказывают поднять глаза, они видят перед собой мужчин в масках и вырезанное из дерева изображение божества
    Дарамулуна высотой в три человеческих роста. Некоторое время спустя
    4
    Чуринга – священный предмету народов Австралии. Чуринга символизирует собой первопредка или душу самого человека – его сакральный облик. Внешне чуринга представляет собой плоский камень или дощечку, на которую нанесены абстрактные символические узоры Делавары – индейский народ в Северной Америке, живет на территории штатов Оклахома, Канзас ив районе Великих озер Такой клан существует в Австралии Юины – одно из племен, населявших Австралию
    юношам велят закрыть глаза, главный колдун, исполняя ритуальный танец, приближается к каждому новичку, хватает егоза голову и с помощью долота и молотка выбивает ему передний резец. Обычно молодые люди выдерживают это испытание с полным безразличием. Затем юношам открывают великую тайну Дарамулун видит с неба все, что делают люди. Это он заботится о человеке после смерти. Это он основал весь обряди обучил ему людей. Это он дал людям законы, по которым они живут. Потом следуют танцы и пантомимы, представляющие события, произошедшие вначале временна заре мира. Мадагаскарским воинам запрещается есть некоторые виды пищи из опасения, что это может вызвать опасные последствия. Они, например, не могут пробовать мясо дикобраза, так как существует риск, что это животное сего склонностью при виде опасности сворачиваться в клубок, передаст свой робкий нрав тем, кто вкусит его мясо. Ни один воин не должен также есть колено быка, чтобы не стать, подобно быку, слабым в коленях и неспособным участвовать в походах. Воину также нельзя есть мясо погибшего в схватке петуха или любого животного, убитого копьем, иначе сам воин рискует пасть на поле битвы. Батаки
    8
    разделены на кланы. Одному клану запрещено есть мясо тигра, другому – мясо обезьяны, третьему – мясо крокодила, четвертому мясо собаки, пятому – мясо голубя, шестому – мясо белого буйвола, седьмому – саранчу. В качестве причины воздержания от мяса того или иного животного члены клана приводят то обстоятельство, что они ведут свой род от животных этого вида и что после смерти их души могут переселиться в этих животных либо утверждают, что они или их предки в долгу перед этими животными. В некоторых случаях клан носит имя животного. На островах Тонга бытует верование, что если кто-то после прикосновения к священной особе вождя или к принадлежащей вождю вещи дотронется руками до своей пищи, то распухнет и умрет святость вождя, подобно сильному яду, заражает руки подданного и, пе Батаки – народ, живущий на острове Суматра. В наши дни этот остров принадлежит Индонезии Острова Тонга (острова Дружбы) находятся в юго-западной части Тихого океана и входят в состав Полинезии. Населены полинезийским народом – тонгиан- цами. В наше время на этих островах существует королевство Тонга.

    20
    рейдя на него через пищу, оказывается смертоносной. Простолюдин, подвергшийся такой опасности, может очиститься, прикоснувшись к подошве вождя ладонью и тыльной стороной обеих рук, затем руки споласкиваются водой. После этого человек может брать пищу руками, не боясь заболеть. Если же ему захочется поесть до совершения обряда очищения, неосторожный подданный должен найти того, кто накормит его, либо опуститься на колени и, как животное, брать пищу ртом. Когда манделинг
    10
    прорубает в лесу просеку и оказывается перед необходимостью повалить преграждающее ему путь высокое дерево, он не пускает вход топор, пока не произнесет следующую фразу Дух дерева, не обижайся, что я подрубаю твое жилище. Делаю я это не по собственному желанию, а по приказу инспектора. Манде- линг выходит на середину делянки, наклоняется и делает вид, будто поднял листок бумаги. Развернув воображаемый листок, он громким голосом якобы читает письмо голландского правительства, в котором ему строго-настрого предписывается приступить к расчистке делянки. После этого манделинг говорит Вы слышите меня, духи. Я должен начать расчистку сейчас же, а не то меня повесят. Когда жители архипелага Фиджи а происходило это довольно часто – живьем закапывали человека в землю, то с наступлением сумерек они обычно с помощью бамбуковых палок, раковин и других предметов устраивали сильнейший шум, чтобы отпугнуть душу погребенного и воспрепятствовать ей вернуться в свой дом. А чтобы сделать этот дом непривлекательным для души, фиджийцы разбирали его крышу и покрывали дом всяким хламом – различными вещами, которые считали отталкивающими для души. Точно также американские индейцы вечером того дня, когда они насмерть замучили пленника, бегали по деревне с ужасными воплями и колотили палками по утвари, стенами крышам домов, чтобы не дать душе жертвы поселиться среди них и отомстить за мучения. У айнов
    12
    есть миф о женщине, которая родила сына от медведя, и многие айны, живущие в горах, гордятся тем, что ведут свой Манделинги – народность в Индонезии (острова Суматра, Ява Архипелаг Фиджи находится в юго-западной части Тихого океана, на нем расположено государство Фиджи. Население островов смешанное помимо собственно фиджийцев там живут индийцы, китайцы и др Айны – народ, живущий на острове Хоккайдо в Японии
    род от медведя. Таких людей считают потомками медведя, и они с гордостью говорят о себе Что до меня, то я дитя бога гор. Мой род восходит к богу, который правит в горах. Айны, хотя и убивают медведя при первой возможности, совершают разделку туши с соблюдением особых церемоний, стараясь умиротворить божество тем самым свидетельствуют медведю свое почтение, отвешивая поклоны и одаривая его ритуальными фигурками-инау. Черепа убитых медведей висят на почетных местах, их именуют божественными хранителями, дорогими божествами и совершают в их честь возлияния пивом из проса.
    Ключ к заданию
    Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность влиять на судьбу человека лечить болезни, оберегать от житейских невзгод, помогать в делах.
    Анимизм – вера в души, духов, вера в одушевленность всех явлений окружающего мира.
    Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) с одной стороны и природным миром с другой. Тотем – животное, растение или иной природный объект воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом, а также каждого индивида в отдельности.
    Табу – ритуальный запрет, налагаемый на какое-либо действие.
    Магия – действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них – закон подобия – гласит подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину следовательно, можно обеспечить себе желаемый результат путем его имитации. Магические действия, основанные на законе подобия, называют имитативной или гомеопатической магией. Второй принцип – закон контакта – гласит вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, после прекращения прямого контакта продолжают взаимодействовать на расстоянии следовательно, воздействуя на
    один из этих предметов, можно повлиять и на другой. Магические действия, основанные на законе контакта, называются контагиозной магией.
    Мана – сверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам.
    Инициация – обряд посвящения. Чаще всего инициация проводится в связи с переводом юношей и девушек в класс взрослых людей. Миф
    – изложение сакральной истории. Миф повествует о событии, которое произошло во времена начала всех начали стало моделью для подражания при любом сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности. Задание В архаических культурах важные для людей знания передавались из поколения в поколение посредством устной традиции. Конечно, жизненный опыт народа, его представления о мире и человеке сохранялись не только в виде сакральных мифов, повествующих о возникновении мироздания, но ив виде заповедей земной житейской мудрости. В тех обществах, где нет писаных законов, нормы поведения формулируются устно и, как правило, имеют форму притч, пословиц и поговорок – ведь правила, изложенные живыми образным языком, легче запоминаются и дольше живут в устной традиции. Вот почему эти формы устного творчества занимают в культуре архаических народов гораздо более важное место, чем в нашей они составляют костяк этической системы, регулирующей жизнь общества.
    Ниже приведены пословицы различных народов, сохранивших архаическую культуру. Какой смысл, по вашему мнению, имеют эти пословицы К каким пословицам можно подобрать соответствующие эквиваленты в русской культуре Какие пословицы несут идеи и представления, отличные от ваших собственных
    Пословицы ба-ила
    13 1. О, человек, не пытайся учить свою мать, учи других.
    2. Ты можешь вымыться, но это не значит, что ты перестанешь быть рабом. Если жена вождя украдет, вину она свалит на рабов.
    4. Лучше помочь сражающемуся, чем голодному, потому что голодные не знают благодарности. Старуха нравится тому, кто женат на ней. Если в мыслях своих человек дома, его не удержишь в гостях сытной кашей.
    Пословицы баганга
    14 1. Палка, что стоит в доме твоего друга, не прогонит леопарда. Бог помогает тебе только тогда, когда ты напрягаешь свои собственные силы. Коль беда не в том, что на твою мать набросился дикий зверь, дело может подождать до завтра. Тот, кто действует силой, сам не минует ловушки.
    Пословицы масаи 1. Уголь смеется над золой, не зная, что его постигнет та же участь. Если человек уже здесь, то все равно, был ли он приглашен или же пришел по своему собственному почину. Храбрость – это не все каким бы храбрым ни был человек, двое храбрецов все-таки лучше. Воины и калеки всегда порознь Ба-ила – народ, живущий на севере Замбии и юге Заира (район реки
    Кафуэ).
    14
    Баганга – народ в бывшей Родезии (ныне Замбия и Зимбабве Масаи – народ в Кении и Танзании

    24 5. Не готовь пеленки, чтобы носить ребенка, раньше, чем этот ребенок родится. Не берись чинить чужой забор, пока не приведешь в порядок свой собственный.
    Самоанские
    16
    пословицы. Ставили сети на кита, а наловили мелких рыбешек. Сначала сорви тот плод хлебного дерева, что висит дальше всех. Корни берут начало в лесу, но они могут проступить на дороге. Легок тюк, когда поднимешь его впервые. Пусть море проверит, хорошо ли каноэ. Вершины холмов близко, но к ним ведут длинные дороги.
    Гавайские пословицы. Я маленький камушек, ноя могу укатиться далеко. Собирай ворсинки, и у тебя будет целый тюк. Когда есть любовь, вкусна и связка верхушек таро.
    Пословицы маори
    17 1. Гусеница – крошечное существо, но она может повалить огромное дерево. Можно отклонить удар копья, ноне удар речи. Можно проникнуть в складки одежды человека, но нельзя проникнуть в его мысли.
    16
    Самоа – группа островов в Тихом океане (Острова Мореплавателей, в политическом отношении делится на государство Западное Самоа и Восточное Самоа (США Маори – исконное население Новой Зеландии

    25 4. У того, кто копает корни папоротника, еда будет в изобилии, а ловец попугаев останется голодным. Белая цапля ест отборную пищу, утка пожирает грязь.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта