Главная страница
Навигация по странице:

  • Темы для подготовки сообщений

  • Житие и деяния человека Божия Алексия

  • практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрактикум санктпетербург 2005
    Анкорпрактикум
    Дата11.04.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология. Практикум.pdf
    ТипПрактикум
    #193638
    страница6 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Задание О каких произведениях из культурного наследия античности идет речь. Храмовый комплекс на вершине холма был посвящен Афине, а именно Афине в двух лицах – Воительнице и Победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла под открытым небом, и корабли, подплывавшие к Аттике, издалека видели сияние солнца на высоко вознесенном острие ее копья. Подплыв ближе, мореплаватели различали рядом на холме белый прямоугольник храма Афины-Девы, в стенах которого находилась статуя Победительницы. Издали этот храм невелик, вблизи он кажется громадным его колонны в шесть раз выше человеческого роста и толще человеческого охвата. Над колоннами – треугольные фронтоны, а в них скульптурные сцены. С западной стороны изображен спор Афины с Посейдоном за обладание Аттикой. С восточной – рождение Афины из головы Зевса. Меж колоннадою и крышей высокою полосою все здание опоясывал фриз вереница прямоугольных барельефов, на каждом две фигуры, схватившиеся в поединке. На каждой из четырех сторон хра-
    23
    Смоковница – ф
    говое дерево, инжир

    62
    ма шла борьба между разумом и стихией бились афиняне с амазонками, греки с троянцами, лапифы
    25
    с кентаврами и боги с гигантами 3. Греки считали, что именно этот мастер лучше других делал статуи богов. Ему принадлежат две самые прославленные греческие скульптуры Афина-Дева в Парфеноне и Зевс на престоле, украшавший храм в Олимпии, одно из чудес света. Это изображение атлета интересно тем, что его создатель впервые в истории скульптуры попытался передать в неподвижной статуе естественное и энергичное движение человека. Для этого мастер выбрал едва уловимый момент между двумя движениями атлет только что до предела раскачал свое тело и вот-вот рванется, чтобы резким толчком послать диск. Эту статую скульптор сделал как иллюстрацию к своему сочинению Канон (Мера. Здесь он рассчитал те самые пропорции тела, которым должен следовать художник. Правда, голова здесь укладывается в росте только семь раза не восемь, как должно быть. Но главным открытием мастера был принцип перекрестной неравномерности движения тела атлет опирается на правую ногу, а копье держит в левой. Эта скульптурная группа отражает вкусы новой эпохи, наступившей после завоеваний Александра Македонского, когда искусство начинает обращаться к теме страстей и страдания. Перед нами троянский жрец, предостерегавший сограждан, что их город может пасть от деревянного коня, и за это боги наслали на него змей. Мы видим, как змеи кольцами оплетают тело жреца и тела его сыновей, видим последние моменты напряженной борьбы, предвещающей гибель.
    7. Обе эти статуи были созданы неизвестными мастерами и не пользовались славой в античные времена. Эстетическое поклонение и той, и другой скульптуре началось уже в эпоху нового времени. Первую статую прославил XVIII в, усмотрев в солнечном боге, только что поразившем змея Пифона, идеал мужской красоты. Вторая скульптура,
    24
    Амазонки – в греческой мифологии народ женщин-воительниц, живших в Малой Азии или в предгорьях Кавказа Лапифы – легендарный народ, населявший одну из областей Греции Кентавры – мифические существа, полулюди-полукони.
    27
    Гиганты – в мифологии древних греков чудовищные великаны, восставшие против олимпийских богов и побежденные ими
    изображавшая античную богиню вытирающейся после купания, стала олицетворением совершенной женской красоты уже в XIX в. Мысль о создании этого заведения в Александрии Египетской подал царю один из учеников Аристотеля. Еще этот великий ученый вынашивал мысль о таком учреждении, где одновременно велась бы разработка всех наук. И вот его замысел был претворен в жизнь, пусть и не на греческой земле. Здесь был двор для прогулок, зал для бесед, комнаты для занятий с учениками, лаборатории, обсерватории, столовая для общих трапез. А главное – была библиотека, где постарались собрать все, что когда-либо было написано на греческом языке. Это самый большой амфитеатр Рима и всего античного мира. По подсчетам современных ученых его четыре аркадных яруса вмещали до 50 тыс. зрителей. Пол арены был устроен таким образом, чтобы под ним могли разместиться клети с животными и механизмы, служившие для перемещения декораций. Возведенное в I в. н.э., это гигантское сооружение для всех последующих эпох символизировало собой мощь и богатство римской культуры.
    Задание Вспомните важнейшие достижения античной цивилизации, заполните табл.3.
    Постарайтесь, соблюдая хронологию, вписать в пустые строки сведения о выдающихся греческих ученых, заложивших основы для дальнейшего развития математических и естественных наук.
    Таблица 3
    Личность
    Век
    Сфера деятельности
    Вклад в культуру
    Драматург, отец трагедии»
    «Дискобол»
    «Антигона»
    Фидий
    Поликлет
    Драматург, автор трагедий
    Аристофан
    Окончание табл.3
    Личность
    Век
    Сфера деятельности
    Вклад в культуру
    Агесандр
    Гелиоцентрическая модель мира
    Герофил
    Халкедон- ский
    Медик, первым стал анатомировать трупы
    Эратосфен из Кирены
    Гален
    Задание Прочтите отрывок из Поэтики Аристотеля, в котором говорится об искусстве трагедии. Какие выразительные свойства искусства открылись грекам с появлением трагедии?
    Можно ли привести примеры произведений других жанров, которые отвечали бы требованиям, предъявляемым к трагедии в этом отрывке?
    Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем подражание при помощи речи, в каждой из своих частей разумно украшенной посредством действия, а не рассказа совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов. Что касается характеров, то есть четыре пункта, которые надо иметь ввиду первый и самый важный – чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер, если в речи или в действии обнаружит какое-либо направление воли, каково бы оно ни было, но этот характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли Второй пункт – чтобы характеры были подходящими Третий пункт – чтобы характер был правдоподобен, это нечто отличное оттого, чтобы создать характер нравственно благородный и подходящий. Четвертый же пункт – чтобы он был последователен Из этого ясно, что и развязка фабулы должна вытекать из
    самой фабулы Ничего противного смыслу не должно быть входе событий Атак как трагедия есть изображение людей лучших, то должно подражать хорошим портретистам они именно, делая изображение какого-либо лица и делая портреты похожими, в тоже время изображают людей более красивыми. Таки поэт, изображая сердитых, легкомысленных или имеющих другие подобные черты характера, должен представлять людей благородными пример сурового характера представили в Ахилле Агафон и Гомер.
    Задание Перед вами два текста. Первый заимствован из Истории
    Августов», написанной римскими авторами и повествующей о Римской империи между 117 и 284 гг. В приводимом фрагменте рассказывается о нравах и судьбе императора Коммода. Второй текст представляет собой краткое изложение главы о римских гладиаторах из книги современного исследователя М.Е. Сергеенко Жизнь в Древнем Риме».
    Сопоставьте тексты древних и современных историков. Какое место занимали гладиаторские бои в системе римской культуры Как они характеризуют культуру Древнего Рима в отличие от древнегреческой Какие исторические и культурологические факты были использованы создателями фильма Гладиатор Какие несвойственные римской культуре мотивы привнесены в сценарий фильма Каково может быть их происхождение
    1. Жена Марка Аврелия
    30
    родила двойню, но один из братьев умер. Оставшегося сына Марк пытался воспитывать на свой лад, однако мальчишка Коммод не поддавался хорошим влияниям. Без толку ста Агафон – известный афинский трагик V в. до н.э., друг Сократа Авторами Истории Августов» считаются Элий Спартиан, Юлий Капи- толин, Вулкаций Галликан, Элий Лампридий, Требеллий Полион, Флавий Вописк, хотя некоторые исследователи полагают, что эта книга была написана каким-то одним неизвестным нам историком Марк Аврелий – римский император (161-180), вошел в историю под похвальным прозвищем Философ, данным ему за любовь к наукам, воздержанный образ жизни и мягкое правление

    66
    рались учителя грамматики и ораторского искусства. Коммод проявлял интерес только к песням, пляскам, шутовству и гладиаторским боям. Ходили слухи, что настоящим отцом Коммода был не императора какой-то матрос или гладиатор.
    Марк брал сына с собою в походы, но и военная слава не привлекла молодого человека. Сразу же после смерти отца он вернулся в Рим и предался самым гнусным развлечениям. Ничего, кроме пьянства, разврата и гладиаторских боев его в жизни не интересовало. Государственными делами управляли фавориты Коммода.
    Императорские дворцы Коммод превратил в подобие публичных домов. Говорили, что он изнасиловал собственных сестер. В толпе развратников бесстыдно появлялся он на людях, был постоянным посетителем самых грязных притонов, в театрах пьянствовал на глазах у зрителей. В тоже время Коммод считал себя новым Геркулесом и, надев львиную шкуру, палицей убивал людей. Одна черта все-таки сближала его с Геркулесом Коммод был человеком большой физической силы, с одного удара убивал на аренах цирков крупных животных, даже слонов. Кто-то подсчитал, что он публично выступал в гладиаторских боях 735 раз.
    Постепенно тиран потерял человеческий облик. Никто даже в его ближайшем окружении не мог чувствовать себя в безопасности, терпение иссякло. Наконец, самые приближенные к императору люди, среди которых была и его наложница Марсия, приказали атлету, с которым Коммод упражнялся в борьбе, задушить его. Устройство гладиаторских боев в Риме было одним из первейших способов завоевать популярность у народа. Каждый римский гражданин мог устроить гладиаторские игры, но для уважаемого гражданина устраивать их ради дохода считалось позором. Существовала особая категория людей, для которых содержание и обучение гладиаторов было профессией, их называли ланистами. Ланиста покупал опытных гладиаторов и рабов, которые у него обучались гладиаторскому искусству, а затем продавал их или отдавал внаем устроителям игр. Состав гладиаторов был пестрый среди них встречались рабы и рожденные свободными, честные люди и преступники. К гладиаторскому званию могли присудить, как присуждали к работе на рудниках. Свободный человек становился гладиатором обычно по материальному расчету. Гладиатор – существо презираемое, он лишен гражданских прав и ему, подобно самоубийцам, отказано в погребении. В тоже время
    он оказывается предметом восхищения и зависти о гладиаторах говорят повсюду, знатные юноши приходят к ним обучаться фехтованию, да и сами императоры нередко посещают гладиаторские школы.
    Гладиаторы отличались друг от друга видом оружия и, соответственно, той ролью, которую им предстояло играть на арене. По мере того, как римляне знакомились с варварскими народами, среди гладиаторов появлялись по-особому вооруженные «самниты», «фракийцы», галлы. Нередко устраивали театрализованные постановки на исторические сюжеты. Обучение гладиатора определялось предназначавшейся ему ролью. Под руководством бывших гладиаторов новичок осваивал фехтование. Оружием ему служил деревянный меч, защитой – щит, сплетенный из ветвей ивы. Настоящее гладиаторское оружие хранилось в особом арсенале, откуда выдавалось только в дни игр.
    Какое время гладиатор оставался в распоряжении ланисты, точно неизвестно. Раб или выкупался на свободу, или получал ее по требованию зрителей. В знак нового положения ему вручали тонкий деревянный меч, похожий на меч гладиатора.
    Вопросы для обсуждения. В чем отличие античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока
    2. Что представлял собой греческий полис Какую роль сыграл в становлении античной культуры образ свободного гражданина
    3. В какой мере античный подход к воспитанию отличался от принятого в наши дни О каких различиях в системе ценностей это свидетельствует. Чем был обусловлен расцвет скульптуры в античном мире Назовите самые известные работы античных скульпторов. Какую роль играл в общественной жизни греков и римлян театр Чем отличался античный театр от современного. Какими научными открытиями мы обязаны Античности Вспомните выдающихся ученых древности. Кто из них работал при
    Мусейоне?
    7. Что нового привнесла в мировую цивилизацию эпоха господства Древнего Рима

    68 8. В каких ситуациях современный человек имеет дело с культурным наследием Античности?
    Темы для подготовки сообщений
    Античные мифы исторические истоки и мировоззренческий контекст.
    Античные мифы в искусстве.
    Афинский Акрополь как памятник архитектуры.
    Греческий театр.
    Устройство античного полиса.
    Походы Александра Македонского.
    Александрия – центр эллинистической ойкумены.
    Достижения Александрийской науки.
    Семь чудес света.
    Исторические предания Древнего Рима.
    Монументальное искусство Древнего Рима.
    Римское право.
    Зрелища в культуре Древнего Рима.
    Наследие античной цивилизации и современность.
    Античность в кинематографе.
    РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л, 1990.
    2. Боннар А. Греческая цивилизация. М, 1992. Т. 1-3.
    3. Гаспаров МЛ. Занимательная Греция. М, 2000.
    4. Гиро П. Быт и нравы древних греков. Смоленск, 2000.
    5. Гиро П. Быт и нравы древних римлян. Смоленск, 2000.
    6. Дмитриева НА. Краткая история искусств. М, 1993.
    7. Зайцев АИ. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э.
    СПб, 2000.
    8. Знаменитые греки и римляне. СПб, 1993.
    9. Раков Ю. Античные стражи Петербурга. СПб, 2002.
    10. Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме. СПб, 2000.
    11. Словарь Античности. М, 1980.
    12. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Л, 1991.
    Тема 6. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МИР. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
    Задание Эта легенда родилась в Сирии около V в. н.э. и ей суждено было обрести великое будущее в литературах Средневековья, от Франции до Руси. Вашему вниманию предлагается византийская версия XI в.
    Каким духовным потребностям эпохи отвечала эта легенда Какие евангельские мотивы встречаются в тексте Что является в глазах Алексия истинными что – ложным благом Соответствует ли жизненный путь христианского святого Алексия идеалами ценностям других религий?
    Житие и деяния человека Божия Алексия
    Во время оно в городе Риме у благонравных и богобоязненных родителей по благочестивой их молитве о ниспослании наследника родился сын, нареченный при крещении Алексием. Когда он достиг надлежащего для учения возраста, ему преподали грамоту, и добронравное чадо в краткое время усвоило азы знания, а затем грамматику и церковные книги, постигло философию и риторику, став премудрым. Когда же Алексий возмужал, заботливые родители выбрали ему в жены девушку царского рода, превосходившую всех красотой и богатством. Обвенчали молодых с честными иереями в святом храме и, проводив их в свадебный покой, весь день провели в веселии. Алексий же, войдя в покой с дарами для супруги своей, сказал ей Прими это, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его. Той же ночью, взяв долю от богатств своих, покинул он дом и, придя к пристани, взошел на корабль и отплыл на восток. Прибыв в Сирию и сойдя на землю, вознес Алексий молитву в таких словах Господь Бог, сотворивший небо, землю и море, спаси меня от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угодниками Твоими, ибо ты милостив, Спаситель, и мы славим Тебя вовеки веков. И, войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал
    деньги бедным. Облекшись в нищенское рубище, сел он просить подаяние у храма Пресвятой Богородицы, соблюдал строжайший пост и еще более строгое бдение. Съедал Алексий две унции хлеба, а две унции воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержании, а ночи проводил бодрствуя. Родные в Риме, скорбя об исчезновении Алексия, отправили рабов вовсе стороны света на поиски его. Прибыли рабы ив тот город, где жил Алексий, и увидели его, ноне узнав, подали милостыню, как простому нищему. Алексий тогда восславил Бога и сказал Благодарю Тебя, Господи Боже, что удостоил меня ради Твоего святого имени принять подаяние от рабов моих. И все рабы вернулись в Рим и сказали господину, что нигде не нашли сына его. Семнадцать лет провел Алексий при храме Пресвятой Богородицы. И молва о жизни человека Божия прошла по всей земле. Когда Алексий понял, что святость его открылась всем, он бежал морем из того города, и вновь оказался в Риме. Выйдя на берег, Алексий сказал Никому более я не буду обузой, но приду в дом отца моего, ибо домашние меня не узнают. Встретив отца своего в городе, обратился Алексий к нему с такими словами Раб Божий, окажи милость захожему нищему и дай угол в доме твоем, чтобы питаться мне крохами, падающими от стола рабов твоих, и Бог благословит дни твои и дарует Царствие Небесное. И отвели Алексию закут в сенях, и еще семнадцать лет жил он, не узнанный в отчем доме, терпя насмешки, побои и обиды от рабов. Когда же Богу было угодно взять доверенное им Алексию сокровище, тот попросил раба принести писчие принадлежности и записал всю жизнь свою и сокровенное, знаемое лишь отцом и матерью, чтобы узнали они, кто это, и увидели, что это сын их Алексий. И вот в воскресенье вовремя литургии от престола изошел невидимый глас Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме. И потому указанию отправились к дому отца Алексия, где и нашли его. Но Алексий уж разрешился от бренной плоти. Тогда прочитали они, что написал человек Божий перед смертью своей. И безмерна была скорбь близких его, когда узнали они, что жил Алексий, не узнанный подле них столько лет. Стал стекаться народ, чтобы поклониться честным останкам его. Страдавшие от тяжких недугов, взглянув на святого, исцелялись немые заговорили, слепцы прозрели, одержимые нечистым духом стали здоровы, прославляя Отца и Сына со Святым Духом
    Задание Любая религия включает в себя не только учение о духовном опыте общения с Богом, но и моральные заповеди, нормы поведения по отношению к другим людям. Во многих религиях основополагающие заповеди схожи, ведь в их основе лежит золотое правило этики всегда поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. И все же можно найти немаловажные отличия…
    Перед вами два текста на тему щедрости. Первую историю рассказал в своей книге под названием Луг духовный христианский писатель Иоанн Мосх, живший в VI-VII вв. в Византии. Вторую историю мы находим в собрании притч суфийского писателя Х в.
    Мухаммеда аль-Газáли. Каковы отличия в трактовке такой общечеловеческой добродетели как щедрость Что можно сказать на этом основании о своеобразии ислама и христианства в целом. Некогда жила одна христианка, а муж ее был язычником. Было у них пятьдесят милиарисиев
    31
    . Однажды муж говорит своей жене так Отдадим наши деньги в рост, чтобы получить хоть малую прибыль. Жена говорит ему в ответ Если хочешь отдать их в рост, отдай христианскому Богу. Муж спрашивает ее А где этот христианский Бог, чтобы нам дать ему взаймы Она отвечает мужу Я тебе Его покажу, и тыне только не потеряешь деньги, но Он удвоит сумму, которую получил. Женщина, взяв мужа, ведет его в святую церковь и показывает ему на нищих с такими словами Если ты отдашь им, то это христианский Бог возьмет деньги, все они – Его люди. Тогда муж этой женщины с радостью отдает нищим свои пятьдесят милиарисиев и возвращается домой.
    Через три месяца, когда у них вышли деньги, муж говорит жене Христианский Бог не считает нужным отдать нам хоть часть своего долга, а мы в нужде. Жена в ответ ему Ступай туда, где ты давал деньги, и Бог с превеликой готовностью вернет их тебе. Муж бегом побежал в святую церковь, но, обойдя всю ее, не увидел никого, кто мог бы вернуть ему деньги, кроме тех же самых нищих. Лишь на мра-
    31
    Милиарисий – византийская серебряная монета

    72
    морном полу валялся один милиарисий. Вернулся человек к жене и говорит ей Вот я сходил в вашу церковь и не увидел христианского Бога, и Он мне ничего не вернул. Со своей скромной находкой отправился муж на базар и купил хлеба, вина и рыбы наеду. Вот жена берется чистить рыбу и, разрезав, находит во внутренностях пречудный камень. Камень был очень красив с виду, но ни она, ни муж ее не знали ему цены. Решил муж попробовать продать этот камушек хоть за малые деньги. Пошел к ювелиру. Тот спрашивает Сколько ты просишь Человек молчит, не зная, что ответить. Ювелир предлагает сначала десять, потом двадцать, потом пятьдесят милиарисиев, а человек все молчит. Так дошли до трехсот. Наконец владелец камня согласился и, получив от ювелира деньги, радостный вернулся домой. Жена же его, подивившись доброте человеколюбца Бога, сказала супругу Вот сколь благ, великодушен и богат христианский Бог. Знай теперь – нет другого Бога, кроме Него, ни на земле, ни на Небесах. Три праведных человека из Медины отправились паломниками в Мекку. В дороге они потеряли свою поклажу и были измучены голодом и жаждой. Вдруг они увидели одинокую палатку ив ней старую женщину. Они спросили Есть ли у тебя, чем утолить жажду. Да, – ответила она. Они спешились и вошли под убогий кров, где оказалась лишь одна овечка. Старуха сказала им Подоите ее и смешайте молоко с водой. Так они и сделали. Затем они спросили ее Есть ли у тебя еда Она ответила Нет ничего, кроме этой овцы. Пусть кто- нибудь из вас зарежет ее, я приготовлю вам пищу, ивы насытитесь. Тогда один из них зарезал овцу, освежевал ее, а старуха приготовила им еду. Они насытились и побыли у нее, пока не остыли, а затем продолжили свой путь. Вскоре пришел муж этой женщины, и узнав о происшедшем, в гневе воскликнул Горе тебе Ты режешь овцу для людей, которых не знаешь Так сказал она вскоре нужда привела их в Медину, где они поселились, добывая на пропитание тем, что собирали навоз и продавали его. Однажды, когда старуха проходила по какой-то из мединских улиц, ее узнал один из путников и послал за ней слугу. Неужели, матушка, ты меня не узнаешь Нет, – отвечала она. Я был твоим гостем тогда-то и тогда-то». Он приказал купить ей в подарок тысячу овец и далей тысячу динаров, а затем отправил со своим слугой к двум другим путникам. Сколько тебе дал мой брат – спросил второй товарищ. Тысячу овец и тысячу динаров. Он приказал одарить ее также и отправил к третьему. Сколько тебе дали мои спутники спросил тот. Она ответила Две тысячи овец и две тысячи динаров. Тогда он приказал дать две тысячи овец и две тысячи динаров, сказав при этом Если бы ты пришла ко мне первому, я бы уж заставил их раскошелиться. Так старуха вернулась к мужу владелицей овечьего стада и четырех тысяч динаров.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта