практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005
Скачать 1.03 Mb.
|
Задание В задании приведены выдержки из трудов классиков европейской общественно-политической мысли. Каждый из авторов отстаивал свою точку зрения на проблему соотношения этических норм и требований политической целесообразности, предлагая собственный ответ на вопросы, вставшие перед европейским человечеством Нового времени. Кому принадлежат эти рассуждения Из каких представлений о характере и естественных наклонностях человека исходят авторы К каким выводам относительно наилучшего общественно- политического устройства они приходят Чем можно объяснить различия в их концепциях? Какие исторические реалии оказали влияние на воззрения цитируемых авторов Случайно ли, что в числе классиков европейской политической мысли преобладают англичане? Какие выводы можно сделать на основании приведенных цитат о логике становления европейской политической мысли в целом Какие политические системы стали воплощением идей, толчок к развитию которых дали произведения этих авторов. Нет необходимости государю обладать всеми описанными выше добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен. Больше того, я осмелюсь сказать, что если он их имеет и всегда согласно сними поступает, то они вредны, а при видимости обладания ими они полезны так, дόлжно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным дόлжно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным ты бы мог и умел превратиться в противоположное. Тебе надо понять, что государь, и особенно государь новый, не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать против верности, против любви к ближнему, против человечности, против религии. Наконец, он должен быть всегда готов обернуться в любую сторону, смотря потому, как велят ветры и колебания счастья, и, как я говорил выше, не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо. Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и обеспечить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы водном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Я описал вам, насколько мог правильно, строй такого общества, какое я во всяком случае признаю наилучшим Повсюду, в других странах, те, кто рассуждает об общественном благополучии, заботятся только о своем собственном. Здесь же, где нет никакой частной собственности, они наделе занимаются общественными делами В других странах каждый знает, что, как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично. Поэтому в силу необходимости он должен предпочитать собственные интересы интересам народа, те. других. Здесь же, где все принадлежит всем, наоборот, никто не сомневается в том, что ни один частный человек не будет нив чем терпеть нужды, стоит только позаботиться о том, чтобы общественные склады были полны Они также истребили у себя с прочими пороками корни честолюбия и раздора, а потому им не грозит никакой опасности, что они будут страдать от внутренних раздоров, исключительно от которых погибли многие города сих прекрасно защищенными державами. 4. Сначала я слегка касаюсь некоторых недостатков и порочных склонностей, в которых обычно обвиняются люди ряда профессий и занятий. После этого я показываю, что эти самые пороки каждого отдельного лица при помощи умелого управления служат величию и всеобщему счастью целого. И наконец, излагая то, что в силу необходимости должно быть следствием всеобщей честности и добродетельности, а также умеренности, невинности и довольства всего народа, я показываю, что если бы людей можно было излечить от тех слабостей, в которых они от природы виновны, то они лишились бы сил и возможности возвыситься и образовать такие обширные, могучие и утонченные общества, которые были ими созданы в различных республиках и монархиях, процветавших со времени сотворения мира. Ключ к заданию Никколо Макиавелли (1469-1527) – секретарь флорентийской республики и политический мыслитель. Политические идеи Макиавелли изложены в трактате Государь. Приводя в пример бедствия раздробленной Италии, он доказывал необходимость сильной государственной власти и настаивал на том, что для упрочения государства допустимы любые средства. Томас Мор (1478-1535) – английский писатель и государственный деятель, канцлер Англии. В сочинении Утопия Мор описал идеальное государство, якобы существующее на далеком острове, название которого, выдуманное писателем, и стало заглавием книги. Отличительной особенностью этого идеального общественного устройства было отсутствие частной собственности, каждый гражданин должен был трудиться и мог рассчитывать, что в ответ общество обеспечит его нужды. Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, основным предметом его внимания были вопросы государства и права. Гоббс считал, что в силу эгоизма, присущего каждому индивиду, тотальная вражда является естественными неизбежным состоянием человечества в целом, поэтому основная задача государства – силой закона удерживать частных лиц в пределах разумного, не допуская экстремальных конфликтов. Бернард Мандевиль (1670-1733) – английский писатель. В философской сатире Басня о пчелах изображает общественное благо как результат столкновения и взаимодействия множества частных интересов. По мнению Мандевиля, развитие общества возможно только за счет свободной конкуренции между индивидами, стремящимися к достижению своей личной выгоды, ведь тем самым они косвенно содействуют общественному прогрессу. Задание Сопоставьте фрагменты из трудов основоположников европейского естествознания. Как изменилось представление о задачах и методах науки при переходе от средних веков к новому времени Какие общеизвестные научные достижения можно назвать в качестве примеров, подтверждающих плодотворность изложенных в этих цитатах философских принципов. Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые и истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются. Отметим, что мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции. Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мысами, но то, что мы можем ясно и несомненно наблюдать или достоверным образом вывести, ибо никак иначе знание не приобретается. Рене Декарт Правила для руководства ума (1627) 98 2. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте. Должно из многообразного опыта извлекать открытие истинных причини аксиом. Правильно же открытые аксиомы вооружают практику и влекут за собой многочисленные ряды практических приложений. Практические изобретения суть как бы свидетели истинности философии. Фрэнсис Бэкон Новый Органон (1620) 3. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения наблюдаемых природных явлений. Природа ничего не делает напрасно ведь природа проста и не роскошествует излишними причинами. Одни и те же явления мы должны объяснять однообразно. Например, дыхание человека и животного падение камней в Европе ив Америке свет от огня в кухне и свет от Солнца отражение света на Земле и на планетах. Поскольку мы узнаем о свойствах тел только посредством экспериментов, свойства тел, устойчиво проявляющиеся во всех наших опытах, мы должны считать универсальными. Исаак Ньютон Математические начала натуральной философии (Задание Одна из самых заметных фигур эпохи Просвещения – Бенд- жамин Франклин. В историю науки он вошел как изобретатель громоотвода, в политическую историю – как один из создателей Декларации независимости США. Среди прочего перу Франклина принадлежит собрание наставлений под заглавием Советы молодому купцу. В этом произведении как нельзя более отчетливо запечатлелась система ценностей нарождавшейся деловой, прагматичной культуры. Какова основная мысль приведенного эпизода из Советов В чем, по мнению Франклина, заключается конечная цель стремлений каждого человека, и какими принципами следует руководство- 47 Органон – название работы Аристотеля, посвященной проблемам научного знания назвав работу Новый Органон, Бэкон тем самым хотел показать, что видит свою задачу в переосмыслении научных принципов, выступая от имени сообщества ученых нового времени, заявивших о себе в XVI-XVII вв. 99 ваться на пути к ней Жизненные идеалы какого сословия получили отражение в рассуждениях Франклина? Какие жизненные стратегии культура пыталась противопоставить системе ценностей, проповедуемой Франклином? Помни, что время – деньги тот, кто мог бы зарабатывать ежедневно по десять шиллингов, и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен – если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов… Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги Пять шиллингов, пущенные в оборот, дают шесть, а если эти последние пустить в оборот, будет семь шиллингов три пенса итак далее, пока не получится сто фунтов Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает все, что она могла бы произвести, целые колонны фунтов! Тот, кто бесплодно растрачивает время стоимостью 5 шиллингов, теряет пять шиллингов и мог бы стем же успехом бросить их в море. Тот, кто потерял пять шиллингов, утратил не только эту сумму, но и всю прибыль, которая могла быть получена, если вложить эти деньги вдело что к тому времени, когда молодой человек состарится, могло бы обратиться в значительную сумму. Задание Перед вами ряд часто цитируемых высказываний, которые лаконично резюмируют развитие научной и политической мысли в Новое время. Вспомните, кому они принадлежат и с какими куль- турно-историческими реалиями соотносятся. Какой смысл имели эти высказывания в культурном контексте своей эпохи Пусть каждый возделывает свой сад Пороки частных лиц – блага для общества Война всех против всех Свобода, равенство, братство Время – деньги Шиллинг содержит 12 пенсов, а 20 шиллингов составляют фунт 100 Вначале было Дело Природа говорит на языке треугольников Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее наша задача Знание – сила Время, вперед Государство – это я Цель оправдывает средства Человечество становится мощной геологической силой. Заполните, учитывая хронологию, табл. по форме: Таблица 6 Высказывание Автор Век Значение в культурно-историческом контексте эпохи Ключ к заданию Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский философ и естествоиспытатель. По мнению Бэкона, наука должна приносить практическую пользу, а основной задачей научной деятельности является установление власти человека над природой. В.И.Вернадский (1863-1945) – естествоиспытатель, основоположник комплекса современных наук о Земле геохимии, биогеохимии, радиологии, гидрогеологии и др. В центре его внимания было учение об эволюции биосферы в ноосферу, входе которой мысль человека становится мощным фактором развития планеты. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – французский писатель и философ эпохи Просвещения. Главным прозаическим произведением Вольтера является философская повесть «Кандид, или Оптимизм, в которой автор проводит мысль о том, что каждому человеку по силам, невзирая на трудности, внести свой вклад вдело цивилизации. Галилео Галилей (1564-1642) – один из основателей современного естествознания, в частности, предложил математическое описание законов механики Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) – немецкий писатель, философ, естествоиспытатель и государственный деятель. Главное литературное произведение – философская трагедия «Фауст», воплотившая представления Гете о смысле жизни, который тот находил в созидательной деятельности на благо человечества. Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ. Основным предметом его внимания были вопросы государства и права считал, что в силу эгоизма, присущего каждому индивиду, тотальная вражда является естественными неизбежным состоянием человечества в целом. Людовик XIV (1638-1715) – французский король. При нем во Франции достигла апогея абсолютная монархия (форма правления, при которой важнейшие политические решения определяются единоличной волей монарха. Никколо Макиавелли (1469-1527) – секретарь флорентийской республики и политический мыслитель считал причиной бедствий Италии ее раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть, поэтому для упрочения государства полагал допустимыми любые средства. Бернард Мандевиль (1670-1733) – английский писатель. В философской сатире Басня о пчелах изображает общественное благо как результат столкновения и взаимодействия множества частных интересов. В.В.Маяковский (1893-1930) – поэт, принявший русскую революцию и воплотивший в своем творчестве идеал патетической устремленности к будущему, характерный для первых десятилетий советской власти. И.В.Мичурин (1855-1935) – биологи селекционер, занимавшийся выведением плодово-ягодных культур в предисловии к изданию своих научных трудов высказал идею изменения природы и ее приспособления к потребностям человека. Бенджамин Франклин (1706-1790) – американский естествоиспытатель, просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США. Перу Франклина также принадлежит текст под названием Советы молодому купцу, в котором резюмированы ценности буржуазного общества Апогей – точка наивысшего развития Задание Сопоставьте памятники духовной жизни европейского человечества историческим типам культуры. Укажите века, когда были созданы эти произведения. Назовите авторов произведений, отмеченных знаком . Заполните табл.7. «Божественная комедия, «Декамерон»*, живопись Ру- бенса, Энциклопедия, собор Парижской Богоматери, собор Святого Петра в Риме, Версаль, Собор Парижской Богоматери, живопись Рембрандта, поэзия Петрарки, Эйфелева башня, роспись Сик- стинской капеллы, Человеческая комедия, Зимний дворец в Петербурге, поэзия Байрона, живопись передвижников, небоскребы Манхэттена, Мысли Паскаля, Ярмарка тщеславия, Фа- уст, ансамбль зданий Сената и Синода в Петербурге, Декларация прав человека и гражданина, трактат Об истинном и ложном благе Лоренцо Валлы, «Робинзон Крузо»*. Таблица 7 Эпоха Произведение Век Автор Средневековье Возрождение Трагический гуманизм Барокко Классицизм Просвещение Романтизм Реализм Модернизм Какими примерами можно было бы проиллюстрировать такие культурно-исторические категории, как позитивизм и постмодернизм Вопросы для обсуждения. По какому принципу история европейской культуры делится на эпохи Какой идеал человека соответствует каждой из них. Каким образом мировоззренческие установки, характерные для определенных периодов в истории европейской культуры, проявлялись в изобразительном искусстве и литературе того времени. Когда зародилось понятие гуманизм Какие трансформации оно пережило в истории европейской культуры Какую роль сыграли гуманистические идеи в социально-политической истории Европы. Идеи Фрэнсиса Бэкона характеризуются как философия индустриальной науки. На какой мировоззренческий перелом указывает такое определение. Почему великие научные открытия Х в. наряду с грандиозными чаяниями пробудили всплеск пессимизма В какую эпоху культуре удалось преодолеть его За счет чего это произошло. Охарактеризуйте систему ценностей европейской культуры Нового времени. Какой тип личности она формирует 7. Как можно объяснить сосуществование в европейской культурной традиции столь противоречивых мировоззренческих установок, как позитивизм и романтизм Каким духовным потребностям отвечали романтизм и реализм в искусстве XIX в Актуальны ли эти оппозиции в наши дни. Что должно войти в портрет европейской цивилизации, составленный из ее наиболее значимых достижений в области науки, искусства и политики 9. Какие деятели европейской культуры стали ее символами Темы для подготовки сообщений Литература эпохи Возрождения творчество Данте / Петрар- ки / Боккаччо. Изобразительное искусство эпохи Возрождения творчество Леонардо / Ботичелли / Рафаэля / Микельанджело. Роль художника в ренессансном обществе Искусство барокко живопись, архитектура, парковое искусство. «Трагический гуманизм Монтень / Сервантес / Шекспир / Рембрандт. Вечные образы Дон Кихот / Гамлет / Дон Жуан. Новоевропейские политические теории от абсолютизма к демократии Н. Маккиавелли / Т. Мор / Т. Гоббс / Б. Мандевиль / Б. Франклин и др. Великие географические открытия кристаллизация нового образа мира. Научные открытия XVI-XVIII вв. Замысел Энциклопедии и ее создатели. Деятели Великой французской революции. Наполеон: человек и кумир. Героика романтизма Дж.Г. Байрон. Реализм: школа жизни в романах О. Бальзака / Ч. Диккенса / У. Теккерея. Научные открытия и технические изобретения XIX – начала XX в. Художники-импрессионисты и постимпрессионисты новое видение мира. Нереалистические течения в европейском изобразительном искусстве XX века (абстракционизм, сюрреализм). Литература ХХ века элитарные и массовые произведения. Выдающиеся исторические деятели ХХ века жизнь в контексте культуры. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М, 1989. 2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение Проблемы и люди. М, 1995. 3. Буркхардт Я. Культура Италии эпохи Возрождения. М, 1996. 4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения. М, 1990. 5. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб, 1995-1997. Т. 1-3. 6. Географы и путешественники. Краткий биографический словарь. М, 2001. 7. Головин В. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М, 2003. 105 8. Дмитриева НА. Краткая история искусств. М, 1993. 9. Козьякова МН. История, культура, повседневность. Западная Европа от Античности до XX в. М, 2002. 10. Кун Т. Структура научных революций. М, 2002. 11. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М, 1987. 12. Рамсей Р. Открытия, которых никогда не было. СПб, 2002. 13. Уоллэйс Р. Мир Леонардо. М, 1997. 14. Харрис Н. Жизнь Сальвадора Дали. М, 1995. 15. Хобсбаум Э. Век революции. Ростов-на-Дону, 1999. 16. Хобсбаум Э. Век империи. Ростов-на-Дону, 1999. 17. Хобсбаум Э. Век капитала. Ростов-на-Дону, 1999. 18. Хоркхаймер М Диалектика Просвещения Философские фрагменты / М.Хоркхаймер, Т.Адорно. М, СПб, 1997. Тема 8. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА. МОДЕЛИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ |