Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК 71 (075.80) ББК 71 ISBN 5-94211-234-7  Санкт-Петербургский xxxxxxxxxxxxxxxxx, 2005 г 3Введение

  • ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

  • Ключ к заданию

  • Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества. Функция сигнификации

  • практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрактикум санктпетербург 2005
    Анкорпрактикум
    Дата11.04.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология. Практикум.pdf
    ТипПрактикум
    #193638
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ
    Практикум
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
    2005
    Федеральное агентство по образованию
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
    КУЛЬТУРОЛОГИЯ
    Практикум
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
    2005

    2
    УДК 71 (075.80)
    ББК 71
    К431
    Представлены задания к практическим занятиям по дисциплине Культурология. Задания объединены в тематические блоки, соответствующие разделам лекционного курса. Предлагаемые материалы могут быть использованы как при совместной работе в аудитории, таки при самостоятельном углубленном изучении дисциплины студентами. Практикум предназначен для студентов всех специальностей технических вузов.
    Научный редактор доцент Рецензенты канд. философ. наук X.X.Xxxxxx (Санкт-Петербургский государственный университет канд. философ. наук X.X.Xxxxxxx (Санкт-Петербургская лесотехническая академия им. С.М.Кирова)
    К431. Культурология Практикум / Санкт-Петербургский государственный xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx. СПб, 2005. 111 с 5-94211-234-7
    УДК 71 (075.80)
    ББК 71
    ISBN 5-94211-234-7
     Санкт-Петербургский xxxxxxxxxxxxxxxxx, 2005 г

    3
    Введение
    Культурология – обширная область гуманитарного знания, включающая изучение структуры, функций и конкретно- исторических форм культуры. Преподавание культурологии основано на сочетании теоретического и фактического материала. Студенты, освоившие курс, должны иметь представление о ключевых категориях культурологии, разбираться в современных теориях развития культуры, помнить последовательность культурно- исторических типов и уметь анализировать выдающиеся достижения человечества. Практикум содержит задания разной степени сложности для проверки знаний по истории мировой культуры и для выработки умения интерпретировать культурные феномены с позиций современной культурологии. Каждый из разделов пособия содержит вопросы к дискуссии на семинарском занятии и темы для самостоятельной подготовки сообщений, те. дает возможность повторить лекционный курс и применить полученные теоретические знания к осмыслению исторических форм культуры.
    Вспомнить лекционный материал поможет ключ к заданию, где дается толкование обязательных для запоминания понятий и терминов. При выполнении заданий можно воспользоваться методическим пособием Культурология для студентов Горного института. Темы для самостоятельной подготовки сообщений и рекомендательный список дополнительной литературы приведены в конце каждого раздела практикума.
    Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ
    ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    Задание В современной гуманитарной науке понятие культура трактуется иначе, чем в повседневной жизни. Выберите адекватное определение культуры и объясните, почему, сточки зрения культурологии, другие высказывания должны быть признаны некорректными
    1) культура – это этикет, нормы поведения
    2) культура – вторая природа всех живых существ) культура – это комплекс врожденных способностей человека) культура – это совокупность представлений и нравственных ценностей, характеризующих личность человека) культура – это сфера человеческой духовности, представленная религией, наукой, искусством и т.п.;
    6) культура – это все, что создано человеком для защиты от природного окружения, удовлетворения своих потребностей, осмысления мира, себе подобных и самого себя. Задание Культура позволяет человеку приспособиться к окружающим обстоятельствам, она удовлетворяет его физические потребности и духовные запросы, в этом заключается адаптивная сторона культуры. Вместе стем культура подчиняет человека своим требованиям, мешает ему жить в гармонии с природой, взращивает искусственные пристрастия, ив этом проявляется деструктивная сторона культуры. В табл приведены примеры суждений о культуре сточки зрения деструктивных и адаптивных признаков. Какие утверждения могут стоять в пустых клетках
    Поскольку культура обладает и деструктивными, и адаптивными качествами, приведите примеры, демонстрирующие справедливость тезиса и антитезиса.
    Какие из адаптивных черт культуры компенсируют ее деструктивное воздействие на человека?
    Таблица Культура облегчает жизнь человека
    2
    Культура налагает запрет на многие присущие человеку склонности Культура позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде
    4
    Культура создает систему норм и ценностей, регулирующих жизнь общества
    5
    Культура препятствует гармоничным отношениям между человеком и природой
    6
    Культура доставляет человеку множество удовольствий
    7
    Культура порабощает человека, поскольку он уже неспособен выжить без нее
    8
    Культура придает смысл жизни общества и каждого человека
    Задание О какой функции культуры идет речь в каждом из приведенных отрывков?
    Учитывая, что культура является многофункциональной системой, предположите, какие функции, помимо основной, получили отражение в описанных явлениях
    Приведите свои примеры проявления функций культуры в жизни современного человека. Пленный йоруба послал своей жене камень, кусочек древесного угля, перец и несколько сухих зерен кукурузы, завернутых в тряпицу. Тем самым он хотел сказать Мое тело затвердело, как камень, будущее черно, как уголь, душа горит огнем (перец, тело иссохло, как зерно кукурузы, мое платье превратилось в лохмотья. В Шумере использовали для построек кирпич-сырец, поэтому вовремя сильных ливней, частых в Месопотамии, стены домов быстро размокали. Чтобы избежать этого, шумерские строители стали возводить фундамента кирпич, который шел на нижнюю часть и наружный слой стен, обжигали в печах и цементировали разогретым асфальтом. Если человек человеку каким-либо оружием отрезал ногу, то он должен заплатить пострадавшему 10 шекелей серебром. Если человек человеку каким-либо оружием перебивал кости, то он должен заплатить пострадавшему 1 мину серебром. Если человек человеку ка- ким-либо оружием отрезал нос, то он должен заплатить пострадавшему
    2-3 мины серебром. Кипу состояли из одного прочного шнура или толстой веревки и нескольких нитей, укрепленных на ней. Для войны, уплаты дани, церемоний имелись различные кипу, ив каждой из них множество узлов и привязанных нитей – красных, зеленых, голубых, белых и т.д.; индейцы получали большое число значений при помощи различного расположения узлов и нитей. В традиционном индийском обществе считалось, что замужней женщине следует избегать общества побирушек, странствующих буддийских монахинь, предсказательниц судеб и ведьм. Вообще ей не следует без согласия мужа приглашать гостей или принимать приглашения, посещать свадебные церемонии, храмы богов, а также беседовать с подругами. В древности жители Мальдивских островов, еще не обращенные в мусульманство, верили, что в море обитает злой дух (джинн. Они рассказывали, что этот дух каждый месяц появляется со стороны моря в виде судна со множеством горящих фонарей. В такой день жители селения оставляли в хижине на берегу молодую девушку, чтобы этой жертвой умилостивить духа

    7 7. Иные люди считают нужным нищенствовать и настырно попрошайничать. Претендующий на это проклят, ибо разрешено зарабатывать ремеслом и торговлей на основе установлений Корана и
    Сунны вплоть до того, как настанет Последний час, но запрещено попрошайничество и нищенство. В средние века ведьмам приписывали способность летать. Для этого они якобы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются в воздух. Однако дьявол может действовать и без мази, когда он переносит ведьм на животных, которые на самом деле не животные, а тоже демоны. В XIV в. доспех для поединка на копьях претерпел значительные изменения. Шлем старой конструкции закреплялся недостаточно прочно, и если копье натыкалось на смотровую щель, он мог раздробить всаднику носи челюсть. Поэтому теперь все внимание мастеров было сосредоточено на улучшении верха защитного доспеха.
    10. В эпоху Возрождения Витторино да Фельтре впервые начал преподавать гимнастику как особый предмет, независимый от воинских упражнений. Благородное сословие увлекается борьбой, плаванием, верховой ездой, охотой и различными спортивными упражнениями, при которых обучающиеся подражают изображениям Марса. Б.Паскаль писал Мне неизвестно никто ввел меня в мир, ничто такое мир, ничто такое я сам. Я вижу жуткие просторы Вселенной, окружающие меня, и чувствую себя привязанным к крошечному клочку этого безмерного пространства. Со всех сторон я вижу лишь бесконечности, среди которых я – не более как атом и тень, существующая лишь мимолетное, неповторимое мгновенье. Гости графа Строганова, подобно изнеженным греками римлянам, возлежали за столом, облокотясь на подушки. Прислуживали им миловидные мальчики-одногодки. Блюд подавали немного, но все необычайно изысканные икра, щеки селедок, разварные лапы медведя, жареная рысь, устрицы, соленые персики и, очень редкие тогда, ананасы в уксусе. Свет в хлоропластах поглощают молекулы хлорофилла. При поглощении молекулой одного фотона один из электронов молекулы переходит на более высокий энергетический уровень. В конечном итоге энергия этих электронов идет в работу по переносу заряда по электронной цепи, составленной из белковых молекул.
    Ключ к заданию
    Защитно-адаптивная функция обеспечивает выживание человека, создает для него комфортные условия существования, представлена, в основном, объектами материальной культуры.
    Коммуникативная функция представлена сложными системами знаков для хранения и передачи информации, отражающей опыт человечества.
    Функция сигнификации заключается в наделении смыслом значением) явлений окружающего мира и феноменов человеческой культуры.
    Нормативная функция регламентирует жизнь человеческого сообщества, запрещая одни формы поведения и предписывая другие.
    Функция разрядки и отдыха охватывает все разновидности небиологического отдыха и все средства эмоциональной разрядки, предлагаемые человеку культурой.
    Задание Исторический процесс развития культуры может интерпретироваться двояко. Первый подход к трактовке истории называется телеологическим, второй – органическим. Раскройте значение этих терминов. Сформулируйте отличия между подходами. Назовите сторонников телеологического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции исторического прогресса В чем каждый из них видел цель развития человечества и что считал важнейшими шагами к достижению этой цели. В какую эпоху преобладали телеологические теории культуры Когда и почему выдвинулись на первый план органические теории

    9 5. Назовите сторонников органического подхода в теории культуры. Чем отличаются их концепции культурного многообразия В чем каждый из них видел причину отличий между культурами. Приведите исторические примеры в пользу телеологического или органического подхода к изучению культуры. Какой подход, по вашему мнению, более актуален в наши дни
    7. Как трактуется своеобразие российской цивилизации в различных культурологических системах Какое место отводится ей в мировом цивилизационном процессе Какая культурологическая позиция кажется вам наиболее приемлемой?
    Задание Выполните тест. Телеологическая концепция развития культуры связана с…
    а. признанием божественной природы мира и человека. постановкой перед человечеством некой единой цели. определяющей ролью быстрой передачи информации в современную эпоху. влиянием средств массовой информации, в частности, телевидения. циклизмом в осознании категории времени. Органическая концепция развития культуры связана с …
    a. биологической природой человека
    b. признанием гармоничности сосуществования человека и природы. утверждением органичной, неразрывной связи человека и общества

    10
    d. концепцией развития культур как живых организмов. гармонией и красотой конкретных проявлений культуры. Кто из философов культуры назвал человека вольноотпущенником природы, которого создают три силы, или грации разум, гуманность и религия. И.-Г. Гердер
    b. ЖАН. Кондорсе
    c. К. Маркс и Ф. Энгельс
    d. О. Шпенглер
    e. А.Дж. Тойнби
    4. Кто из философов культуры считал, что главное в культуре некое реальное достижение, техническое изобретение, которое оказывает влияние на все области культуры и является источником прогресса. И.-Г. Гердер
    b. ЖАН. Кондорсе
    c. К. Маркс и Ф. Энгельс
    d. Н.Я. Данилевский
    e. О. Шпенглер
    5. Кто из философов культуры считал, что в основе развития культуры лежат материально- экономические отношения. О. Шпенглер
    b. Н.Я. Данилевский
    c. И.-Г. Гердер
    d. ЖАН. Кондорсе
    e. К. Маркс и Ф. Энгельс
    6. Кто из культурологов считал, что различные феномены культуры являются проявлением ее души. ЖАН. Кондорсе
    b. К. Маркс и Ф. Энгельс
    c. Н.Я. Данилевский
    d. О. Шпенглер
    e. А.Дж. Тойнби
    7. Кто из культурологов считал, что слишком благоприятные природные условия препятствуют возникновению и развитию цивилизации. И.-Г. Гердер
    b. К. Маркс и Ф. Энгельс
    c. Н.Я. Данилевский
    d. О. Шпенглер
    e. А.Дж. Тойнби

    11 8. Кто из философов культуры видел цель существования человечества на земле в приближении человека к божественному идеалу за счет воспитания и образования. И.-Г. Гердер
    b. ЖАН. Кондорсе
    c. К. Маркс и Ф. Энгельс
    d. О. Шпенглер
    e. А.Дж. Тойнби
    9. Кто из философов истории считал движущей силой общественного развития борьбу классов. И.-Г. Гердер
    b. К. Маркс и Ф. Энгельс
    c. Н.Я. Данилевский
    d. О. Шпенглер
    e. А.Дж. Тойнби
    10. Кто из культурологов первым заявило равноценности и ря- доположенности культур. ЖАН. Кондорсе
    b. К. Маркс и Ф. Энгельс
    c. Н.Я. Данилевский
    d. О. Шпенглер
    e. А Дж. Тойнби
    11. Кому из культурологов принадлежит точка зрения, что у каждой культуры есть своя собственная цивилизация, которая к тому же является признаком ее духовного упадка. И.-Г. Гердер
    b. К. Маркс и Ф.Энгельс
    c. О. Шпенглер
    d. А.Дж. Тойнби
    e. С. Хантингтон
    12. Кто из культурологов разработал концепцию Вызова и Ответа. К. Маркс и Ф. Энгельс
    b. Н.Я. Данилевский
    c. В.И. Вернадский. Л.Н. Гумилев
    e. А.Дж. Тойнби
    13. Кто из культурологов своеобразие культуры соотносил с неким «первосимволом»?
    a. ЖАН. Кондорсе
    b. К. Маркс и Ф. Энгельс
    с. Н.Я. Данилевский
    d. О. Шпенглер
    e. А. Дж. Тойнби

    12 14. Кто из теоретиков культуры полагал, что в основе многообразия культур лежат комбинации четырех основных видов деятельности. И.-Г. Гердер
    b. ЖАН. Кондорсе
    c. К. Маркс и Ф. Энгельс
    d. Н.Я. Данилевский
    e. О. Шпенглер
    15. Кому из культурологов принадлежат понятия «аполло- ническая» и «фаустовская» культура. И.-Г. Гердер
    b. К. Маркс и Ф. Энгельс
    c. Н.Я. Данилевский
    d. О. Шпенглер
    e. А.Дж. Тойнби
    Задание Установите, кому из теоретиков культуры принадлежат данные высказывания. Человек создан, чтобы усвоить дух гуманности и религии. Мне хотелось бы вместить водно слово – человечность – все сказанное о благородном складе человеческого существа, ведь, чтобы говорить о своем предназначении нет слова более благородного, чем человек, в коем запечатлен образ Творца. Великий закон справедливости стал путеводною нитью для человека и как не хотите того, чтобы сделали вам люди, так не делайте того и ими как хотите, чтобы с вами поступали люди, таки вы поступайте сними. Закон справедливости и правды превращает людей в верных помощников и братьев друг другу, а когда он утвердится совершенно, то и врагов обратит в друзей. Религия вот высшая гуманность человека. Это упражнение сердца, поклонение Богу, подражание самому высшему и прекрасному, запечатление его в образе человеческом, а вместе стем наидеятельнейшая доброта и человеколюбие. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и экономическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще

    13 3. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает рази навсегда их жизненную силу. Культура как совокупность выражения души в жертвах и трудах, как тело ее, смертное, преходящее культура как историческое зрелище, как образ в общей картине мировой истории культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания таков язык, которым только и может поведать душа, как она страждет. Общие разряды культурной деятельности таковы 1) деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу 2) деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое научное, во-вторых, эстетическое – художественное
    3) деятельность политическая, объемлющая отношения людей между собою 4) деятельность общественно-экономическая, объемлющая отношения людей применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, добывания и обработки их. Рассмотрим истоки двадцати одной цивилизации, обращая внимание на вызовы, которые делала среда, и на ответы на них. Не будем постулировать никакого единства и не будем пытаться обнаружить какой бы тони было всеобщий закон, наша задача – исследовать феномены Вызова и Ответа применительно к частным случаям. Мы достаточно определенно установили истину, согласно которой благоприятные условия враждебны цивилизации, и показали, что чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизации. Допустимо, что стимул, побуждающий к строительству цивилизации, возрастает по мере того, как условия проживания становятся все более трудными. Для удобства разделим интересующие нас исторические примеры на две группы. К первой группе отнесем те случаи, когда цивилизация зарождалась под воздействием природной среды, ко второй – те цивилизации, где бόльшее влияние оказывало человеческое окружение
    Ключ к заданию
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта