практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005
Скачать 1.03 Mb.
|
Задание Культура Древней Месопотамии, жестоко потерпев от сменявших друг друга разноплеменных завоевателей, оказалась утрачена в своей самобытности. Однако многое из того, что было создано жителями Шумера и Вавилонии, осталось жить в преданиях других народов. Немалое влияние оказала цивилизация Междуречья на ход мысли древнееврейских мудрецов – создателей Библии. Став частью книги книг, древние предания, хотя ив измененной форме, вошли в золотой фонд мировой культуры. Когда шумерские и вавилонские тексты стали известны ученым, тес интересом обнаружили в них прообразы библейских преданий. Самым показательным примером такого рода заимствования является легенда о всемирном потопе. Как свидетельствуют историки, родилась она именно в Месопотамии, где обильно и непредсказуемо разливавшиеся реки нередко приносили гибель и разрушение. Древнейшее предание о великом потопе было записано шумерами. Единственным праведником, избежавшим божественного гнева, по этой легенде был Зиусудра, царь города Шуруппака. Поскольку шумерский текст сохранился лишь фрагментарно, мы приводим вавилонский вариант предания о потопе, где в качестве главного героя выступает благочестивый Атрахасис. Сравните вавилонский и библейский вариант предания о всемирном потопе. Каковы отличия в трактовке причин катастрофы Какими мотивами руководствуются вавилонские божества и библейский бог За какие заслуги избегает гибели праведник? Вавилонский текст Много веков прошло с тех пор, как боги сотворили человека. Стало много людей на земле, и начали люди шумом своим сильно богам досаждать. И разгневался Энлиль 20 , глава богов, на людское племя, решил его поуменьшить. Сперва напустили боги на людей чуму. Стал мор уничтожать человеческий роди вскорости вымерли бы все, но Атрахасис, мудрейший из мудрых, воззвал к справедливому богу Эн- ки 21 : Мы знаем, что боги – создатели наши. Чем прогневали мы небо И дал Энки Атрахасису совет собрать народи принести богам жертву. Наказали вас боги зато, что мало их чтите. Хлебы принесите в жертву И смилостивятся боги, – так сказал Энки. По его совету люди принесли богатые жертвы, и боги уняли чуму. Много веков прошло с тех пори снова на земле расплодились люди, снова стало шумно. Вновь разгневался Энлиль, и по его воле боги наслали на землю страшную засуху. Погибли у людей все посевы, семь лет не было у людей урожая, тяжко страдали люди от жажды. И начался среди людей мор, дошло до того, что стали есть они дочерей и сыновей своих. А Атрахасис все молился и совершал жертвоприношения, чтобы унять напасть, поразившую род человеческий. И услышал его бог Энки, повелел принести жертвы небесным богам. Устыдились боги и отверзли небеса, дождь пролился, ожила природа. Разгневался Энлиль, что Энки все время облегчает людское бремя. Задумал он уничтожить человечество потопом, и, собрав совет 20 Энлиль – бог воздуха и земли, верховный владыка всего, что находится между небом и мировым океаном, на поверхности которого плавает земля Энки – одно из верховных божеств, владыка мировых пресных вод, бог мудрости и хранитель человеческих судеб богов, потребовал Энлиль, чтобы в этом деле помог ему Энки. Но тот лишь рассмеялся Для чего же это я стану уничтожать людей потопом Пусть сам Энлиль и свершит злое дело Пусть Нинурта, бог войны, сын Энлиля, идет и ломает плотины людей, если хочет извести их потопом Сам же Энки явился Атрахасису и открыл ему злое намерение богов. Так сказал Энки человеку Разрушь свой дом, корабль выстрой Забудь о богатстве, мудрый, пришло время спасать свою душу Построй огромный корабль со снаряжением прочным, да так, чтобы накрывала его крыша. Надежно просмоли его густою смолою. Потом введи в него родню свою и работников, всех тварей с собой возьми, семян не позабудь, а после, как сам войдешь, дверь закрой надежно и засмоли ее. И начертил бог Энки на земле чертеж того ковчега, а Ат- рахасис, созвав людей, приступил к постройке и все исполнил в точности, как повелел ему бог. Страшный потоп разразился, ураган разбушевался. Всех людей на земле потоп уничтожил, самих богов содрогнуться заставил. Семь дней бушевала стихия. Изнемогали богине получая жертвоприношений, пересохли их губы, жаждали боги пива. Возроптали боги против Энлиля, который в гневе безрассудно решил извести человеческий род. Семь дней бушевал потоп, губя все живое, семеро суток носился корабль Атрахасиса по волнам, покуда не успокоилось море. И вот обнажился берег, причалил к нему ковчег, вышли на свет люди. Сразу же решил Атрахасис устроить богам воскурение, и почуяли боги сладостный запахи слетелись на него. Пристыдили боги Энлиля, чуть было не погубившего все людское племя. Но Энлиль в гневе не хотел уступать, не мог он простить Энки, что тот ослушался его приказа и пощадил хоть кого-то из людей. Тогда боги создали демонов, приставленных следить затем, чтобы людей много не рождалось, чтобы никогда впредь человечество не навлекло на себя гнев Энлиля. Библейский текст Когда люди стали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии, увидев их красоту, брали их в жены, какую кто избрал. Но росло на земле и развращение людское, и увидев это, Господь сказал, воскорбев и раскаявшись в том, что сделал человека Истреблю с лица земли человеков, и скотов, и птиц, и гадов». Но жил один праведный человек Ной, и захотел Господь спасти его от Своего гнева. И сказал Ною Сделай себе ковчег и осмоли его смолой внутри и снаружи. Я наведу на землю потопа тыс семьей спасешься. Введи в ковчег и животных от всякой плоти по паре, и птиц, и гадов. Так Ной и сделал. И начался на земле потоп, продолжавшийся сорок дней, и ковчег стал плавать поводе в то время, как водой покрылись даже все высокие горы, и лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле и летающая в небе. А ковчег в седьмом месяце плавания, в семнадцатый день, остановился на горах Араратских, и вода постепенно стала убывать. И когда иссякла вода, открыл Ной кровлю ковчега и осмотрелся. Иска- зал Бог Ною Выйди из ковчега со своими родными и выведи всех животных и птиц. И, выйдя, устроил Ной жертвенник Богу, взял для этого чистых зверей и птиц на сожжение. И Бог благословил старца и семью его, сказав Плодитесь и размножайтесь Да страшатся вас все звери и птицы. А кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукой человека, ибо человек создан по образу Божию. А знамением завета между Мною ивами будет радуга в небе. Задание Общей чертой многих древних культур является зарождение героического эпоса. Редкий народ не слагал песен о подвигах легендарных воинов. Назовите эпические циклы, в которых повествуется одеяниях следующих героев Гильгамеш; Рама Арджуна; Ахилл; 43 Эней; Сигурд / Зигфрид. Почему древневосточные и средневековые европейские предания можно рассматривать как единый культурный феномен Какие культурные ценности нашли отражение в эпосе Чем можно объяснить появление сходных эпических мотивов в разные периоды истории Вопросы для обсуждения. Чем было обусловлено возникновение государства на Древнем Востоке Может ли государство возникнуть на другой основе Изменилась ли функция государства за прошедшее время. Каким целям первоначально служила письменность в древних обществах Почему в большинстве стран Древнего Востока долгое время сохранялось сложное для запоминания иероглифическое письмо. В чем состояла роль жречества в древнейших государствах. Какую роль играло в жизни древних обществ знание календаря В какую форму отливалось это знание. Чем можно объяснить наличие у одного народа противоречивых версий одного итого же мифа Какими путями сознание человека пыталось преодолеть возникающие противоречия. В чем отличие мифа от сказки В чем отличие мифа от эпоса. В чем могут быть причины сходства между преданиями разных народов 8. Как проявляются в мифологии отличия в образе жизни народов, своеобразие присущего им стиля мышления и ценностных ориентаций. Как можно объяснить тот факт, что перечень важнейших достижений и направление развития цивилизаций Латинской Америки совпадает с развитием культур Древнего Востока, несмотря на разделяющие их время и расстояние Темы для подготовки сообщений История открытия древних цивилизаций. Дешифровка пись- менности. Образованный человек в эпоху ранних цивилизаций образ писца в Шумере и Египте. Легендарные законодатели. Научные прозрения математика, астрономия, медицина в цивилизациях древности. Мифология Шумера / Египта / Вавилонии / Индии. Строительство пирамид и заупокойный культ в Древнем Египте. Египетские «сказки». Эпические предания древности. Цивилизация инков / ацтеков / майя. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. М, 1996. 2. Бонгард-Левин ГМ. Древнеиндийская цивилизация. МВ преддверии философии Духовные искания древнего человека / Г.Франкфорт, Г.А.Франкфорт, Дж.Уилсон, Т.Якобсен. СПб, 2001. 4. Емельянов В.В. Шумеры. СПб, 2001. 5. Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб, 2001. 6. Крамер С. История начинается в Шумере. М, 1991. 7. Мифы народов мира. Словарь. М, 1982. Т. 1, 2. 8. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. М, 1990. 9. Рак ИВ Легенды и мифы Древнего Египта. СПб, 2001. 10. Рус А Народ майя. М, 1986. 11. Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М, 2000. 12. Стингл М Государство инков. Слава и смерть сыновей Солнца. М, 1986. 13. Томас П. Легенды, мифы и эпос Древней Индии. СПб, 2000. 14. Фридрих И. История письма. М, 1979. Тема 4. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА. ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ Задание Приведенные фрагменты в большинстве своем взяты из классических восточных текстов, посвященных мировоззренческим вопросам. Проанализируйте эти цитаты. Какие религиозно- философские системы в них отражены Какие понятия, образы, суждения позволили вам установить историко-культурную принадлежность текстов. Толпа любит идти по торной дорожке никогда она не признает правой сводню, даже если та говорит мудро, но брахман всегда будет прав для толпы, будь он даже убийцей коровы. Прежде чем в основание дома будет положен первый камень, астролог определяет исходную точку закладки фундамента, которая находится прямо над змеем, поддерживающим мир. Акт закладки фундамента воспроизводит космогонию, поскольку забить сваю в голову змея значит повторить первый подвиг Индры, победившего дракона. Царь страдал от проказы, и духовный наставник поведал ему, что причина болезни – проклятие богов царь навлек на себя их гнев вовремя охоты. Теперь, чтобы избавиться от болезни, он должен был возвести храм в честь Шивы, прославляющий величие этого бога. Так был построен гигантский храм Брихадешвар. 4. Благородный муж трижды испытывает трепет он трепещет перед повелением неба, стрепетом относится к великим людям и трепещет перед словом людей высшей мудрости. Малый человек, не зная Повелений Неба, передними не трепещет, непочтительно ведет себя с великими людьми и пренебрегает словом людей высшей мудрости. Когда Арджуна увидел, что ему предстоит сражаться с друзьями и родственниками, он отбросил луки предался унынию, раздумывая о том, какой прок ему от царства, если оно будет завоевано такой ценой. И тогда Кришна, возничий Арджуны, постарался подбодрить его, пропев Гиту, в которой говорилось о величии долга, нетленности души и иллюзорности гибели. Никто из людей не погибает, лишь видимое тленное тело меняется, как одежда. Превыше всех воин, который убивает без злобы и корысти, повинуясь только чувству долга. Вняв словам Кришны, Арджуна воспрял духом и решающая битва началась. Редко бывает, чтобы человек, полный сыновней почтительности и послушания старшим, любил бы досаждать правителю. И не бывает вовсе, чтобы тот, кто не любит досаждать правителю, был склонен к мятежу. Благородный муж заботится о корне, сыновняя почтительность и послушание старшим – не в них ли коренится человечность. Друзья приятны, когда в них нуждаешься. Приятно удовольствие, если оно взаимно. Приятно материнство в этом мире отцовство также приятно приятно отшельничество в этом мире также приятно брахманство. Добродетель приятна до самой старости приятна стойкая вера приятно достижение мудрости приятно воздержание от зла. Бывает, что на человека нахлынут плотские вожделения. Привязанные к удовольствиям, ищущие счастья, такие люди, поистине, подвержены рождению и старости. Мудрые говорят крепки эти путы, тянущие вниз, коварные, из которых трудно освободиться. Разрубив их, люди странствуют по миру, отказавшись от страстей и удовольствий, без желаний. Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем, и ночью их мысль устремлена к дхамме. И днем, и ночью их ум радуется размышлению и днем, и ночью их ум радуется ненасилию. Дома младшие почтительны к родителям, а на стороне послушны старшим, осторожны и правдивы, полны любви ко всем, но близки с теми, в ком есть человечность. Если при этом остаются силы, то стремятся обрести ученость. Круговорот бытия – это оковы, а освобождение означает свободу от оков. Причины круговорота бытия – омрачение и скверны. Если корни скверны устранены, то мрачные деяния, доставшиеся от прошлого, утрачивают силу, тем самым устраняются причины круговорота бытия. Это и есть нирвана. Средиземных существ нет ни одного столь одухотворенного, как человек. Самое меньшее из того, что он может сделать, – это заставить служить себе все сущее самое большое, что он может сделать это продлить свою жизнь. Тот, кто знает высшее снадобье продления жизни, может, принимая это снадобье, достичь состояния бессмертия 47 13. Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережется и не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность. Дни юности Кришны протекали на полях Вриндавана возле берега Джамны среди неги и веселья. Он играл со сверстниками, мальчиками-пастухами и танцевал с пастушками. Красавицы, опьяненные любовью к Кришне, пели под мелодию его флейты, они оставляли своих мужей и родителей и приходили танцевать с властителем их сердец. Кришна умножал свой образ и танцевал с каждой из них, и каждой пастушке казалось, будто Кришна любит ее больше других. Вот благородная истина страдания рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание, разлука с приятным, столкновение с неприятным есть страдание, недостижение желания есть страдание. Вот благородная истина происхождения страдания страдание проистекает из жажды бытия, из стремления к счастью. Вот благородная истина прекращения страдания оно прекращается, когда угасает жажда бытия, ее следует уничтожить, отрешиться от нее. Вот благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания это благородный восьмеричный путь 16. У Чен-цзы в своей жизни полностью следовал четырем сезонам, небо и земля в их постоянстве служили ему мерилом. У Чен-цзы существовал, слив воедино свою жизнь и превращения сил инь-ян. Познав бессмертие инь-ян, У Чен-цзы таким же вечным стали все познавшие Путь мужи таковы. Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду. Ключ к заданию Ведическая религия – древнейшая религия Индии, зафиксированная в письменных источниках, главнейшим из которых являются тексты Вед (букв. знание. В ведической религии преобладал культ воинственных небесных божеств, верховным богом ведического пантеона являлся Индра, которому в Индии поклоняются ив настоящее время Индуизм – совокупность традиционных верований Индии. В индуизме сохраняются представления о неизбежности закона сан- сары (закона реинкарнации) и о значении кармы (суммы всех поступков, совершенных человеком, от которой зависит характер следующего перерождения. Характерной чертой индуизма является разнообразие религиозных представлений и обычаев. Индуистский пантеон также не отличается систематичностью возглавляет перечень бесчисленных индуистских божеств триада богов Брахма – бог-создатель, Шива – бог-разрушитель и Вишну – бог-хранитель, имеющий множество аватар (воплощений). Кришнаизм – одно из ответвлений индуизма, со временем завоевавшее популярность во всем мире. Кришнаиты поклоняются одной из аватар индуистского бога Вишну – Кришне, который является олицетворением безграничной божественной любви. Буддизм – старейшая из мировых религий, возникшая в Индии и впоследствии получившая распространение в Центральной и Юго-Восточной Азии, а также во всем мире. Согласно учению Будды, человеческая жизнь во всех ее проявлениях исполнена страданий, единственный способ избежать которых заключается в отказе от стремления к наслаждению, в постепенном угасании всех чувств и желаний. Идеалом для буддизма является состояние абсолютного покоя, называемое нирваной. Конфуцианство – одна из традиционных религиозно- философских систем Китая. В основе конфуцианского учения о разумном устройстве общества лежат представления о необходимости почтительного отношения к старшим (сяо), о важности соблюдения установленных традицией норм поведения (ли. Идеальный человек в представлении Конфуция – так называемый благородный муж (цзюньцзы), главным достоинством которого является гуманность (жэнь), понимаемая как радение о благе народа. Даосизм – одна из традиционных религиозно-философских систем Китая. Основу даосского учения составляют представления о вечной гармонии двух начал (инь и ян), характеризующей путь дао) всего мироздания. Согласно даосскому учению, высшая мудрость человеческой жизни заключается в гармоничном сосуществовании с природой Задание Какие понятия традиционной индийской культуры соответствуют приведенным определениям. Это общая сумма совершенных всяким живым существом хороших и дурных поступков, а также их последствий, которая определяет характер нового рождения. В узком смысле – влияние действий, совершаемых человеком, на характер его настоящего и последующего существования. Буквально это понятие можно перевести как блуждание, переход через различные состояния, круговорот. В индуизме это понятие означает мирское бытие, подчиняющееся закону перерождений, а также сам этот закон. Данное понятие встречается ив буддизме, где оно означает бытие, связанное со страданиями и перерождениями живых существ. Это вода жизни, утоляющая жажду жизни, это лечебница, врачующая от всякого рода страданий После беспрестанного круговорота в бесчисленных формах страдания, после всех трудов, беспокойств, волнений, страданий, неразлучных с переселениями души, мы наконец свергаем с себя узы страстей, освобождаемся от всякой формы существования, времени и пространства и погружаемся в покой и безмолвие, в убежище от всех печалей и страданий, в ничем не нарушаемое благополучие. |