Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключ к заданию

  • Ключ к заданию Августúн Аврéлий (Августин Блаженный)

  • Франциск Ассúзский (святой Франциск)

  • Эрáзм Роттердáмский

  • Мáртин Л

  • Культура Византии

  • Культура мусульманского Востока

  • Культура средневековой Европы

  • практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрактикум санктпетербург 2005
    Анкорпрактикум
    Дата11.04.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология. Практикум.pdf
    ТипПрактикум
    #193638
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Задание Дайте толкование следующим понятиям Кааба, Сýнна, сýра, хад
    с, халф, сýфий, шарит, адáт, кáди
    33
    , мýфтий, мулл, имáм, му- эдз
    н (муáззин), минарéт, рамадáн (рамазáн).
    Задание Какой вклад внесли в мировую культуру деятели средневекового Востока?
    Заполните табл, в заключение приведите собственные примеры.
    Таблица 4
    Личность
    Век, регион
    Круг интересов
    Основной труд
    Ключевые идеи
    Фирдоуси
    «Канон врачебной науки Динар – золотая монета арабских стран Кáди – арабское слово, в тюркском и персидском произношении принят вариант каз
    .
    Окончание табл.4
    Личность
    Век, регион
    Круг интересов
    Основной труд
    Ключевые идеи
    Гипотеза о вращении Земли вокруг
    Солнца
    Поэзия, философия
    «Лейли и Меджнун»
    Начало XV в.
    Самарканд
    Астроно- мия
    Конец XV в.
    Герат
    «Фархад и Ширин»
    Ключ к заданию
    Ибн Сна, аль-Бирун, Улугбéк, Фирдоус, Низам, Наво
    Задание Любая религия многолика дух эпохи неизбежно накладывает свой отпечаток на трактовку кажущихся незыблемыми заповедей сказывается на их понимании и многообразие социальных характеров. Перед вами отрывки из текстов христианских мыслителей различных эпох. Какие аспекты христианства получили в них отражение Каким было влияние христианства на культуру в различные исторические эпохи В чем проявлялось это влияние Заполните табл по форме:
    Таблица Номер текста
    Век
    Название текста
    Автор
    Основная мысль – характеристика христианской религии. Я хочу вспомнить прошлые мерзости свои и плотскую испорченность души моей, чтобы возлюбить Тебя. Из любви к любви
    Твоей делаю я это, в горькой печали воспоминания перебираю преступные пути свои. Когда-то в юности горело сердце мое насытиться адом, не убоялась душа моя густо зарасти бурьяном, и стал я гнилью пред очами Твоими, – нравясь себе и желая нравиться очам людским. Многие, однако, желают знать, каков я сейчас. Но какой пользы желают они от этого Желают ли поздравить меня, услышав, насколько я приблизился к Тебе по благости Твоей, и помолиться за меня, услышав, насколько я замешкался под бременем своим Я покажу себя таким людям пусть радуются о добром во мне, сокрушаются о злом. Доброе во мне устроено Тобою, это дар Твой злое во мне – от проступков моих, осужденных Тобою. Папане может простить никакой вины, разве лишь постольку, поскольку он объяснит и подтвердит, что она прощается Богом Поэтому заблуждаются проповедники индульгенций, говорящие, что благодаря отпущению папы человек освободится от всех страданий и станет блаженным Всякий христианин, искренно раскаивающийся и сокрушающийся о своих грехах, имеет полное прощение и без папских индульгенций Нужно учить христиан, что папское отпущение хорошо, если на него не возлагают слишком больших надежд напротив, нет ничего худшего, если посредством этого теряют страх Божий. Вообрази душу свою в тленной плоти, как бы в темнице, а самого себя – с душою и телом, как бы изгнанником в этой юдоли, среди лютых зверей. Если взору представится Воскресение, нужно просить о радости со Христом воскресшим размышляя о страданиях Господних – просить о том, чтобы плакать и страдать вместе со страждущим Христом. Первый пункт – восстановить в памяти грех ангелов. Второй пункт – размышлять огрехе Адама и Евы, памятуя, сколь долгое покаяние совершили они за этот грех. Третий пункт – сделать тоже самое относительно греха некоего человека, который попал в ад, те. вспомнить о тяжести и зле греха, совершенного против Творца. Яна- зываю утешением состояние души, когда в ней пробуждается некое внутреннее движение, когда слезы, источаемые душой, побуждают ее через раскаяние в своих грехах или страданиями Господа нашего Иисуса Христа – к любви к Господу Юдоль – место страданий, скорби

    76 4. Святой Франциск желал в совершенстве во всем уподобиться Христу и стал странствующим проповедником. И вот как-то пришел он с товарищем в некий город, сильно проголодавшись, и, согласно своему правилу, пошли они просить именем Божиим хлеба. Стем, что они насобирали, расположились святой Франциск и его товарищ водном месте за городом, где бил чистый источники был длинный камень, на котором они разложили подаяние. И, окинув это взором, святой Франциск воскликнул Обрат Мы недостойны столь великого сокровища Спутник его весьма удивился подобной восторженности при скудности их трапезы, святой же ответствовал
    «Это-то я и считаю великим сокровищем, когда нет ничего, изготовленного руками человеческими но все, что у насесть, изготовлено Провидением Божественным, как то явствует наглядно из собранного хлеба, из каменного стола нашего, столь прекрасного, и источника, столь прозрачного и потому давай помолимся Богу, чтобы Он заставил нас полюбить всем сердцем благороднейшее сокровище святой бедности, которой служит сам Бог. Во-первых, монахи уверены, что наивысшее благочестие состоит в воздержании от всех наук. Засим, читая в церквах ослиными голосами непонятные им самим псалмы, они пребывают в убеждении, что доставляют этим великую усладу святым. Иные из них бахвалятся своим неряшеством и попрошайничаньем, назойливой толпой окружают они гостиницы, экипажи и корабли. Своей грязью, невежеством, грубостью и бесстыдством эти милые люди, по их собственным словам, уподобляются в глазах наших апостолам. Приятно видеть, как все у них делается по уставу, ведь отступить от устава, по их мнению, значит согрешить. Предусмотрено рази навсегда, сколько узлов обязан носить монах на своем башмаке, какого цвета должен быть его пояс и какого покроя капюшон. Всего усерднее стараются они о том, чтобы не походить на монахов других орденов, и вовсе не о том, чтобы уподобиться Христу. И не помышляет никто о том, что Христос, презрев все это, спросит об исполнении единственной его заповеди – закона любви. Дорожи своим временем и заботься всякий день о том, чтобы не терять время. И если праздные развлечения, наряды, пиры, бесполезные разговоры, не приносящие выгоды знакомства или сон искушают тебя и расточают твое время, тебе необходимо еще строже
    следить за собой. Вопрос разве не дозволено мне вовсе уйти от мира и помышлять только о спасении души Ответ ты можешь уйти от всего того в мирских делах, что является для тебя помехой в духовной сфере. Однако тыне должен полностью отказываться от физической работы и умственного труда, посредством которых ты можешь содействовать общему благу. Бог заповедал тебе трудиться ради хлеба насущного, а нежить, как трутень, за счет других, которые трудятся в поте лица своего. Отдавайте все ваше время деятельности в рамках вашей законной профессии, за исключением тех часов, когда вы заняты непосредственно служению Богу. Бог помогает нами поддерживает в нас энергию для того, чтобы мы могли осуществить нашу деятельность труд – нравственная и естественная цель…
    Ключ к заданию
    Августúн Аврéлий (Августин Блаженный) (354-430) – христианский мыслитель и писатель, принадлежал к числу тех, кого называют Отцами Церкви их суждения в средние века пользовались непререкаемым авторитетом. Августин родился в Северной Африке и получил классическое латинское образование. Став ритором, он какое-то время преподавал в собственной школе в Медиолануме ныне Милан. Обратившись в христианство, Августин становится одним из самых убедительных его апологетов. В центре внимания
    Августина тема преображения человеческой души (Исповедь) и тема смысла человеческой истории (Ограде Божием»).
    Франциск Ассúзский (святой Франциск) (1182-1226) итальянский проповедник, основатель монашеского ордена францисканцев, одного из так называемых нищенствующих орденов. Прославился искренним соблюдением христианских заповедей и своей верностью идеалу бедности. Рассказы и легенды о жизни святого Франциска собраны неизвестным автором под заглавием Цветочки святого Франциска Ассизского».
    Эрáзм Роттердáмский (1469-1536) – гуманист эпохи Возрождения, знаток античных авторов, писатель. Был близок к ини-
    35
    Апологет – защитник

    78
    циаторам Реформации, хотя сам ее не принял, будучи врагом любого религиозного фанатизма. Одно из центральных произведений
    Эразма – Похвала глупости, в которой он едко высмеивает пороки современного ему общества. В качестве главного персонажа выведена сама Глупость, похваляющаяся тем, что без ее помощи нельзя преуспеть нив какой сфере жизни.
    Мáртин Л

    тер (1483-1546) – зачинатель Реформации, движения за преобразование церкви. Начало Реформации было положено, когда Лютер выступил в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, подвергнув сомнению ряд догматов католицизма. В целях нового христианского просвещения Лютер перевел Библию на немецкий язык, сделав ее доступной всем верующим. Игнатий Лойóла
    (1491-1556) – испанский дворянин, принявший постриги со временем основавший орден иезуитов, название которого стало нарицательным. Собственный религиозный опыт
    Лойола изложил в Духовных упражнениях, предназначавшихся для его первых сотоварищей. Лойола пунктуально отмечает мельчайшие движения души на пути к постижению истины, что и составляет основу методики Упражнений. Ричард Бáкстер
    (1615-1692) – английский пуританский проповедники богослов. Принимал участие в английской революции середины XVII в, но главным своим делом считал разработку основ протестантской этики для делового сословия Англии. Перу
    Бакстера принадлежит моралистический трактат Напутствие христианам, в котором профессиональная деятельность представлена как высшая форма религиозного долга.
    Задание Задачи религиозного искусства существенно отличаются от задач искусства светского, преобладающего в культуре Нового времени. Проанализируйте приводимые отрывки и покажите на их примере, в чем именно состоит отличие между религиозной и светской трактовкой искусства.
    Какие художественные реалии могут послужить иллюстрациями к цитируемым концепциям

    79 1. Как-то заспорили китайцы и византийцы о том, кто из них искуснее в живописи. Спор этот был беспредметными слушавший его царь предложил сторонам наделе продемонстрировать свое умение. Спорящим отвели просторные покои, разделенные перегородкой на две мастерские. Китайцы, заняв одну из них, сразу потребовали себе красок и холстов, их просьба была незамедлительно выполнена. Византийцы же заперлись в своей мастерской, сказав, что им ничего ненужно. Началась работа. Китайцы искусно покрывали холсты живописными узорами, а византийцы, выбрав одну из стен, полировали ее. Спустя некоторое время работы были закончены. Властелин вошел сначала в мастерскую китайцев и был изумлен красотой и многоцветьем созданных ими узоров. Затем царь захотел осмотреть работу византийцев. Те сняли покров с отполированной до зеркального блеска стены, и на ней вместо жалкого творения рук человеческих увидел он отражение мира Истины. Созданное византийцами зеркало можно было сравнить только с сердцем чистого и праведного человека, отражающим беспредельность духа.
    Руми
    36 2. Каким бы ни был образ – видимым или внутренним – красота и привлекательность все равно украшают его, только видимый образ познается физическим зрением, а внутренний – внутренним разумом. Кто лишен внутреннего разума, не сознает его, не ощущает его присутствия в себе, тот глух к его проявлениям, ау кого внутренний разум преобладает над физическими чувствами, любовь того к внутреннему смыслу предмета сильнее, чем к его очертаниям. Как велика разница между тем, кто любуется резным узорочьем на стене, наслаждаясь красотой его внешней формы, и тем, кто любит кого-либо из пророков за его внутреннюю красоту!
    аль-Газали
    37 3. Если бы мы делали изображение невидимого Богато действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтоб было изобра-
    36
    Джалал ад-Дин Руми (1207-1273) – суфийский писатель пересказ притчи Спор византийцев с китайцами из сборника Поэма о сути всего сущего Мухаммед аль-Газали (1058-1111) – суфийский шейхи писатель высказывание из Книги о любви, радости и довольстве

    80
    жено бестелесное, невидимое и неописуемое. И если бы нами созданное мы считали бы богами и служили как богам, то воистину поступали бы нечестиво. Номы не делаем ничего из этого. Ибо, после того как Бог, по неизреченной своей благости, воплотился и явился назем- ле воплоти, и обращался между людьми, и воспринял природу нашу, и цвет, и образ плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ потому что, как говорит божественный Апостол, теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гада- тельно». Изображение же и есть тусклое стекло. Ясно, что нельзя тебе изображать невидимого Бога, а когда увидишь бестелесного ради тебя вочеловечившимся, тогда делай изображение человеческого его вида. Начертывай неизреченное его снисхождение, рождение от Девы, крещение в Иордане, преображение на Фаворе, страдания Его и чудеса, свидетельствовавшие божественную Его природу все живописуй: и словом, и красками, ив книгах, и на досках.
    Иоанн Дамаскин
    39 4. Простое обучение письму, давшее мне возможность понимать написанное, было, конечно, лучше тех уроков, на которых меня заставляли заучивать блуждания какого-то Энея, забывая о своих собственных, плакать над умершей Дидоной в то время, когда я, несчастный, умирал среди этих занятий для Тебя, Господи, Жизнь моя. Что может быть жалостнее жалкого, который оплакивает Дидону, умершую от любви к Энею, и не оплакивает себя, умирающего потому, что нет в нем любви к Тебе, Господи. Дружба с этим миром – измена Тебе. И я не плакал об этом, а плакало Дидоне, угасшей, последовавшей к последнему пределу, – я, следовавший сам за последними созданиями Твоими, покинувший тебя, я – земля, идущая в землю. И я загрустил бы, если бы мне запретили это чтение, потому что не мог бы читать книгу, над которой грустил. И эти глупости считаются более почтенными высоким образованием, чем обучение письму Особенно хвалили того, кто сумел выпукло и похоже изобразить гневи печаль в соот-
    38
    По преданию, воскресший Христос впервые явился взору своих учеников на горе Фавор, в память об этом церковью установлен праздник Преображения Господня Иоанн Дамаскин (ок.675-753) – христианский богослов фрагмент трактата Три слова в защиту иконопочитания

    81
    ветствии с достоинством вымышленного лица. Разве все это не дыми не ветер Славословия Тебе, Господи, славословия из Писания Твоего должны были служить опорой побегам сердца моего!
    Св. Августин
    40 5. Какой же я холоп и негодяй!
    Не страшно ль, что актер проезжий этот
    В фантазии, для сочиненных чувств,
    Так подчинил мечте свое сознанье,
    Что сходит кровь со щек его, глаза
    Туманят слезы, замирает голос
    И облик каждой складкой говорит.
    Чем он живет А для чего в итоге?
    Из-за Гекубы!
    41
    Что он Гекубе? Что ему Гекуба?
    А он рыдает. Чтоб он натворил,
    Будь у него такой же повод к мести, Как у меня Он сцену б утопил В потоке слез, и оглушил бы речью,
    И свел бы виноватого сума Ну и осел я, нечего сказать!
    Я сын отца убитого. Мне небо
    Сказало: встань и отомсти. А я,
    Я изощряюсь в жалких восклицаньях И сквернословьем душу отвожу. Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина вся в целом предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отразив нем реальный предмет и сравни со своей картиной рассмотри, как следует, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета. И прежде всего потому следует брать зеркало себе в учителя – именно плоское зеркало – что на его поверхности вещи подобны картине во многих отношениях ты видишь, что картина, исполненная на плос-
    40
    Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354-430); фрагмент Исповеди Гекуба – троянская царица актер прочел монолог, в котором описывалось отчаяние Гекубы после разорения Трои греками
    кости, показывает предметы так, что вещи кажутся выпуклыми, и зеркало на плоскости делает тоже самое картина – это всего лишь только поверхность, и зеркало – тоже самое картина неосязаема, поскольку то, что кажется округлым, нельзя охватить руками, – тоже ив зеркале зеркало и картина показывают образы предметов, окруженные тенью и светом и то и другое показывает вещи как бы очень далеко, поту сторону поверхности. И если ты знаешь, что зеркало посредством очертаний, тени и света заставляет вещи казаться тебе объемными и отделенными друг от друга, и если у тебя есть среди твоих красок, теней и светов более сильные, чем краски, тени и света зеркала, то, конечно, если ты умеешь хорошо скомпоновать их друг с другом, твоя картина будет тоже казаться природной вещью, видимой в большое зеркало.
    Вопросы для обсуждения. Почему культуру средних веков принято рассматривать сквозь призму религий того времени Можно ли считать подобный подход правомерным по отношению к любой культурно- исторической эпохе. В чем смысл термина мировые религии В какой последовательности они возникали На какой территории распространены мировые религии в наши дни
    3. Сопоставьте основополагающие принципы мировых религий. Какие этические требования выдвигает перед человеком каждая из них Какой жизненный идеал предлагает ему. Как религиозные принципы воплощаются в правилах, регламентирующих повседневную жизнь человека. Какими факторами могло быть обусловлено распространение мировых религий входе истории В чем причина многообразия форм религиозного опыта. Какова роль символа в религиозном мировосприятии. В каких формах искусства и литературы получили выражение мировоззренческие установки Средневековья
    Темы для подготовки сообщений
    Культура Византии
    Христианство как мировая религия. Зарождение и распространение вероучения.
    Архитектура Византии храм Святой Софии.
    Искусство иконописи.
    Христианская символика храм, крест, икона.
    Культура мусульманского Востока
    Ислам как мировая религия.
    Художественная культура мусульманского мира.
    Литературные шедевры средневекового Востока.
    Научное наследие арабских ученых.
    Духовные принципы суфизма.
    Культура средневековой Европы
    Знаменитые личности европейского Средневековья.
    Рыцарство: идеалы и реальность.
    Средневековый монастырь образ жизни.
    Готические соборы Средневековья Библия для неграмотных Городская культура Средневековья.
    Средневековые университеты. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М, 1999.
    2. Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону, 1999.
    3. Дмитриева НА. Краткая история искусств. М, 1993.
    4. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М, Культура Византии. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М, 1997.
    6. Бычков В.В
    . Византийская эстетика. М, 1977.

    84 7. Культура Византии, IV
     первая половина VII вв. / Под ред. З.В.Удаль- цовой. М, 1984.
    8. Культура Византии, вторая половина VII
     XV вв. / Под ред. З.В. Удаль- цовой, Г.Г. Литаврина. М, 1989.
    9. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV
     XV вв. М, 1976.
    10. Поляковская МА Византия быт и нравы / М.А.Поляковская, А.А.Чека- лова. Свердловск, 1989.
    11. Удальцова З.В. Византийская культура. М, Культура мусульманского Востока. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории. М, 1988.
    13. Еремеев Д.С
    . Ислам образ жизни и стиль мышления. М, 1990.
    14. Зеркало совершенства. Истории странствующих суфиев. М, 2000.
    15. Родионов МА. Классический ислам. СПб, 2001.
    16. Суфии: Восхождение к истине. М, Харьков, Культура средневековой Европы. Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. СПб, 1999.
    18. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М, 1984.
    19. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М, 1989.
    20. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.
    21. Квеннел Ч Англия в эпоху англосаксов, викингов и норманнов /
    Ч.Квеннел, М.Квеннел. СПб, 2002.
    22. Козьякова МН. История, культура, повседневность. Западная Европа от Античности до XX в. М, 2002.
    23. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М, 1992.
    24. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2002.
    25. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М, 1987.
    26. Роэсдаль Э. Мир викингов. СПб, 2001.
    27. Фаулер К. Эпоха Плантагенетов и Валуа. СПб, 2002.
    28. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М, 1986.
    Тема 7. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта