Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключ к заданию Сяо

  • Чжэн

  • Вопросы для обсуждения

  • Темы для подготовки сообщений Культура Индии

  • Культура Китая

  • Культура Японии

  • Агональность

  • практикум. Культурология. Практикум. Практикум санктпетербург 2005


    Скачать 1.03 Mb.
    НазваниеПрактикум санктпетербург 2005
    Анкорпрактикум
    Дата11.04.2021
    Размер1.03 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКультурология. Практикум.pdf
    ТипПрактикум
    #193638
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Задание Определите, о каких конфуцианских понятиях идет речь в приведенных фрагментах. Какая роль отводится им в учении Конфуция?
    Есть ли аналоги этим понятиям в нашей культуре В других культурах. Князь спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством. Конфуций ответил Да будет государем государь, слуга – слугой, отцом – отец и сыном – сын. Князь спросил

    50
    – Как привести народ к покорности?
    Конфуций ответил Если возвысить и поставить честных над бесчестными, то народ придет к покорности. Если возвышать бесчестных, ставя их над честными, то народ не покорится. Ученик спросило том, что такое человечность.
    Учитель ответил Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону руководят народом так, словно совершают жертвенный обряд не делают другим того, чего не хотят себе не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе. Когда князь приказывал ему принять гостей, он Конфуций как бы ив лице менялся, и ноги у него будто подгибались. Он кланялся по сторонам стоящим вместе с ним сановникам, поднимая к груди сложенные руки, при этом его одежда не собиралась в складки, и спешил вперед, раскинув руки, словно крылья. Когда гости уходили, обязательно докладывал Гости уже больше не оглядываются. Учитель сказал Благородный муж видит в справедливости неприкрашенную суть. Ритуалы используются, чтобы воплотить ее в поступках, смиренность чтобы дать ей проявиться, а искренность – чтобы достичь в ней совершенства. Благородный муж именно такой. Ученик спросил Благородный муж ценит смелость?
    Учитель ответил Благородный муж больше всего ценит справедливость. Когда благородный муж смел, но несправедлив, он вызывает смуту когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником. Учитель сказал Легко служить, когда правит благородный муж, но угодить ему непросто. Ему не угодить, если угождать, не следуя пути. Когда же он руководит людьми, то исходит из талантов каждого.
    Трудно служить, когда правит малый человек, но угодить ему легко. Ему можно угодить, если даже угождать, не следуя пути. Когда же он руководит людьми, то крайне к ним взыскателен

    51 8. Когда Учитель стал склонять одного из своих учеников поступить на государственную службу, тот ответил Я в этом не могу еще довериться себе.
    Учитель был доволен. Ученик спросило том, что значит быть благородным мужем. Учитель ответил Это значит совершенствовать себя с благоговением И это все Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие других И это все Совершенствовать себя, чтобы тем самым обеспечить благоденствие народа. Учитель сказал Благородный муж способствует тому, чтобы в человеке побеждало все, что есть в нем самого хорошего, а неплохое. Малый человек способствует обратному. – Что значит пять достоинств благородного мужа, спросил один из учеников Конфуция.
    Учитель ответил Благородный муж, оказывая милость, не несет расходов не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться его желания несовместимы с жадностью он полон величавости, но чужд высокомерия он грозен, нов нем нет свирепости Что значит оказывая милость не нести расходов – спросил
    Цзычжан.
    Учитель ответил Благоволить народу, используя все то, что приносит ему выгоду это лине милость, не требующая расходов Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникнет злоба Когда стремятся к человечности и добиваются ее, откуда может взяться жадность Благородный муж не смеет проявить пренебрежение, имеет ли он дело с великим или малым, – это лине величавость без высокомерия Благородный муж носит надлежащим образом шапку и платье, его взор полон достоинства, он так внушителен, что люди, глядя на него, испытывают трепет, – он лине грозен без свирепости

    52
    – Что значит четыре недостатка которых не должно быть у благородного мужа спросил Цзычжан.
    Учитель ответил Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб ив любом случае скупиться, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно.
    Ключ к заданию
    Сяо – принцип почтительного отношения к старшим по возрасту или по занимаемому положению.
    Ли – ритуальные и этикетные нормы поведения.
    Чжэн – искренность, верность.
    Вэнь – культура, образованность, эрудиция.
    Жэнь – гуманность, человечность, проявляющаяся в заботе о нуждах народа.
    Цзюнь-цзы – благородный муж, означает человека высокой нравственности, главным достоинством благородного мужа является гуманность (жэнь).
    Сяо-жэнь – низкий муж, не достигший нравственного совершенства благородного мужа».
    Задание Приводимый фрагмент текста заимствован из современной книги по благоустройству. Какие традиционные представления получили отражение в этих предписаниях?
    В саду инь и ян должны находиться в гармонии. К примеру, плоская равнина считается слишком инь». Холмистая местность слишком ян». Древние китайцы изобрели пагоды, чтобы внести элемент ян в плоский (инь) ландшафт. Мы можем в среду инь добавить элемент ян, посадив дерево или кусты, либо построив стену. Вы, без сомнения, знаете осадах камней, где камни создают энергию ян на
    плоской поверхности, представляющей собою инь. И наоборот, если ваш участок расположен на крутом склоне, следует постараться создать зону инь. Эффективное средство для создания благоприятного настроя – вода, но она должна быть чистой и находиться в движении. Особенно важна роль воды, если окружающая среда имеет ярко выраженные свойства ян. Такая среда обычна для городов, где преобладают кирпичи бетон. Очень хорошо, если пруд овальной формы как бы обнимает дом. Такие пруды становятся магнитами, притягивающими деньги.
    Вопросы для обсуждения
    Традиционная культура Индии. Почему культуру Индии принято считать традиционной Что составляет неизменную основу традиции в индийской культуре. Почему варно-кастовая система представляется индийцам воплощением справедливости. Можно ли избежать закона сансары?
    4. Как отразились религиозные представления индийцев в храмовом искусстве. В чем состоит своеобразие индийского танца. Как изображается традиционная культура в индийском кинематографе. В чем отличие между традиционными ценностями индийской цивилизации и жизненными принципами, положенными в основу западной цивилизации?
    Традиционная культура Китая. Почему культуру Китая называют традиционной Что составляет основу традиции в китайской культуре. Почему конфуцианство и даосизм нельзя рассматривать только как религии. Каким должен быть идеальный человек сточки зрения конфуцианства В чем идеал человеческой жизни сточки зрения даосизма

    54 4. Какие особенности китайской культуры сформировались под влиянием конфуцианства Какими достижениями обязана культура Китая широкому распространению этого учения. Какие сферы китайской культуры получили развитие благодаря влиянию даосизма. Насколько изменился Китай в ХХ в В каком виде сохраняются традиционные ценности китайской цивилизации?
    Темы для подготовки сообщений
    Культура Индии
    Этнографический очерк индийской культуры.
    Храмовое искусство Индии.
    Памятники индийской словесности (эпос, назидательная литература, творчество Калидасы).
    Раджпуты – рыцари Индии.
    Выразительные средства индийского танца.
    Йога как феномен индийской культуры.
    Индийские мудрецы.
    Культура Китая
    Традиционная китайская картина мира.
    Конфуций – учитель тысяч поколений.
    Даосы – мудрецы, алхимики, врачеватели.
    Традиционная китайская живопись стиль как отражение ми- ропонимания.
    Искусство каллиграфии.
    Поэзия Китая мудрость природы.
    «Безыскусный рай (традиционные китайские парки).
    Китайская опера.
    Боевые искусства Востока.
    Культура Японии
    Кодекс самураев.
    «Сущность дзэн».
    Секреты икебаны.
    Искусство чайной церемонии
    РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону, 1999.
    2. Мифы народов мира. Словарь. М, 1982. Т. 1, Культура Индии

    3. Альбедиль М.Ф. Индуизм. СПб, 2000.
    4. Бонгард-Левин ГМ. Древнеиндийская цивилизация. М, 2000.
    5. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М, 1977.
    6. Дюмон Л. Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст. СПб, 2001.
    7. Маратхе К. Храмы Индии Превращение камня. М, 2001.
    8. Роллан Р. Жизнь Рамакришны. СПб, 2000.
    9. Томас П. Легенды, мифы и эпос Древней Индии. СПб, 2000.
    10. Успенская Е.Н
    . Раджпуты. Рыцари средневековой Индии. СПб, 2000.
    11. Элиаде М. Йога Бессмертие и свобода. СПб, Буддизм

    12. Будда. История прошлых рождений. М, 2000.
    13. Буддизм Четыре благородных истины. М, Харьков, 2000.
    14. Голуб Л.Ю. Словарь по буддизму и близкородственным учениям. М, 2003.
    15. Ермакова Т.В. Классический буддизм / Т.В.Ермакова, Е.П.Островская.
    СПб, Культура Китая. Дао Гармония мира. М, Харьков, 2000.
    17. Конфуций Уроки мудрости. М, Харьков, 1999.
    18. Кравцова М. История культуры Китая. СПб, 1999.
    19. Мартынов АС. Конфуцианство. Лунь Юй. СПб, 2001.
    20. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, Культура Японии. Бенедикт Р. Хризантема и меч Модели японской культуры. СПб, 2004.
    22. Моррис А. Благородство поражения Трагический герой в японской истории. М, 2001.
    23. Синицин. А.Ю. Самураи. СПб, 2001.
    24. Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. СПб, 2002-2004. Ч. 1,2.
    25. Хироаки Сато. Самураи История и легенды. СПб, 1999.
    Тема 5. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
    Задание В задании приведены цитаты из произведений греческих поэтов, а также известные высказывания великих сынов Эллады. Греки были первым народом, у которого сложилась традиция почитания личностей, вошедших в историю. Греки стали записывать и передавать из поколения в поколение факты из жизни выдающихся современников и цитировать их суждения наряду с классическими произведениями.
    Используя предложенные фрагменты, охарактеризуйте систему ценностей античной культуры.
    1. На Крите рассказывали, что Минос, сын Зевса, был мудрый и справедливый царь, давший людям первые законы. В Афинах рассказывали, что Минос был жестокий угнетатель, бравший с Афин дань живыми людьми в жертву чудовищу Минотавру. Греки помнили рассказы критян, но охотнее пересказывали афинские предания. Вот как опасно враждовать с городом, где есть хорошие поэты и ораторы замечает поэтому поводу древнегреческий историк Плутарх, автор Сравнительных жизнеописаний выдающихся греков и римлян. В трагедии «Антигона», созданной афинским драматургом
    Софоклом, говорится:
    Много в природе дивных сил, но сильнее человека – нет.
    Он под вьюги мятежный вой
    Смело заморе держит путь…
    Из году в год в бороздах его пажити,
    Под ним плуг мул усердный тянет…
    И речь, и воздушную мысль,
    И жизни общественной дух
    Себе он привил. Залевк и Харонд, создавшие законы для греческих городов на Сицилии, постановили кто захочет внести в закон какое бы тони было изменение, тот должен явиться в народное собрание с петлей на шее и сделать свое предложение. Если его отвергнут – он должен тут жена месте удавиться. Если при разбирательстве какого-нибудь дела
    одна сторона будет толковать закон так, а другая иначе, то оба спорящих должны явиться в суд с веревками на шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться. Греческий поэт Алкей, гражданин города Митилена и активный участник политической борьбы, сложил такие стихи:
    Мы потерялись в сшибке морских валов!
    То справа грянет в борт перекатный вал,
    То слева, а меж теми этим
    Мечется черное наше судно И мы без сил страдаем под бурею…
    Он же в другой раз написал:
    Волна под вихрем опережающим
    Встает и нам без счету вычерпывать Захлестывающую воду…
    Не поддавайтесь оцепенению!
    Когда невзгода настала насущная
    Перед глазами, – всякий помни,
    Быть пред бедой настоящим мужем…
    Нам ненавистно самовластье, Мы не хотим над собой тирана. Протагору, самому старшему из софистов, приписывают такое высказывание Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Поэт и философ Ксенофан говорит в своих стихах:
    Для эфиопа все боги, как сам он, черны и курносы,
    А для фракийца они, как он сам, синеоки и русы.
    Если бы руки имели быки, или львы, или кони, То и они бы придали богам свой собственный облик:
    Бык быку, конь коню написал бы подобного бога. Афина и Посейдон спорили, кому из них быть покровителем Аттики, и Афина победила. Раздосадованный Посейдон проклял афинян Пусть они теперь на своих собраниях принимают только наиглупейшие решения Афина, однако, заступилась за своих подопечных Но пусть эти решения всякий раз оборачиваются им на пользу

    58 8. Когда великого Демосфена спросили, какая из основных частей красноречия главная, он ответил Произнесение. А во-вторых? Произнесение. А в-третьих? – Тоже произнесение. Знаменитый оратор Демосфен накануне выступления в народном собрании обычно всю ночь не смыкал глаз, тщательно готовя речь. Поэтому поводу один из его соперников, Пифей, смеялся Искусство твое, Демосфен, отдает чадом светильника. Греки признавались Мы восхищаемся статуями Фидия и
    Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием или По- ликлетом, мы бы с отвращением отказались. Ремесла, – утверждал философ Ксенофонт, – справедливо не уважаются, так как они истощают тело тех, кто ими занимается. Они принуждают иногда проводить жизнь в сидячем положении, в полумраке, а иногда возле огня. А когда тело ослаблено, то и душа быстро теряет свою энергию. Аристотель не советовал молодым людям заниматься ремеслами, предостерегая их Ремесла не оставляют времени для забот о государстве, они мешают уму свободно развиваться и совершенствоваться. Наставник Ахилла говорит герою:
    Юный ты был неискусен в войне, человечеству тяжкой,
    В сонмах советных неопытен, где прославляются мужи.
    С тем он отец Ахилла меня и послал, да тебя всему научу я:
    Был бы в речах ты вития
    22
    и делатель дел знаменитый. Наградой победителю в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах – лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее – любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. В честь него воздвигались статуи, устраивались праздники, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх – немейских, истмийских, пифийских, олимпийских. Знаменитый борец Диагор сам был таким четырехкратным победителем и увидел победителями своих сыновей, а когда и его внуки одержали победу в Олимпии, ликованию народа не было предела и кто-то воскликнул Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти Вития – мастер красноречия, оратор
    Ключ к заданию
    Полисная демократия. Греческая демократия носила прямой характер в решении важных политических и экономических вопросов принимали непосредственное участие все граждане горо- да-государства (полиса каждый из них обязан был присутствовать в народном собрании и мог подать свой голос за или против. Например, в Афинах для того, чтобы заседание народного собрания считалось состоявшимся, должно было собраться не менее 6000 человек. В гражданскую общину (демос) входили все свободные мужчины полиса, однако гражданами не считались ни женщины, ни рабыни уроженцы других городов (метеки).
    Классическое рабство. Античное рабство принято называть классическим в отличие от патриархального рабства, преобладавшего в странах Древнего Востока. В системе патриархального рабства статус раба почти не отличается от статуса младшего члена семьи рядовых тружеников в системе классического рабства раб рассматривается как говорящее орудие, соответственно, за ним заведомо не признаются человеческие права и интересы, присущие свободным.
    Калокагатия. Понятие состоит их греческих слов kalós красивый) и agathós (добрый так называют сложившийся в эпоху античности идеал гармоничного сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств человека.
    Агональность. Античная – в первую очередь греческая культура характеризуется духом соперничества, состязательности. Греки различали два понятия pόlemos (война, вражда, нацеленная на уничтожение противника) и agόn (борьба, состязание, входе которого выяснится сильнейший. Агональный импульс получил выражение во всех аспектах греческой культуры, включая конкуренцию ремесленников, соперничество политических деятелей, состязания поэтов, художников, трагиков, спортивные игры и др.
    Античный гуманизм. В эпоху Античности сложился идеал человека. По соседству с типичными земледельческими культурами Востока, отличавшимися религиозным мировоззрением и иерархическим социальным устройством, возникла цивилизация нового типа, характеризующаяся демифологизацией сознания и прославлением
    творческих сил самого человека, а также повышенным вниманием к вопросам общественного устройства и воспитания личности. Наиболее значимые следствия античного гуманизма – расцвет искусств, стремившихся запечатлевать человеческие образы, и развитие наук, подчиненных целям человека.
    Задание Аристотелю принадлежит следующее рассуждение Человек не может обходиться без орудий хотя бы для того, чтобы обеспечивать себе самое необходимое для жизни. Одни из этих орудий являются одушевленными, другие – неодушевленными. Таким образом, для кормчего руль – орудие неодушевленное, а матрос, находящийся на судне, – одушевленное орудие. Раб – это одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. К этому греческий философ прибавлял следующее Если бы наши орудия умели работать сами, и ткацкий челнок самбы ходил по станку, а смычок по струнам, тоне нужны были бы ни рабыни рабовладельцы».
    Каким образом суждения Аристотеля отражают мировоззренческие установки Античности По какому пути пошла мировая цивилизация впоследствии Задание Несколько лучших сочинений греческих авторов носят название Пир и написаны в форме ученой застольной беседы. Какие темы обсуждали греки в дружеском кругу, можно представить себе по сочинению философа и писателя Плутарха. В своей книге Застольные беседы он собрал образчики рассуждений, которыми греки тешили свой ум в то время. Вот некоторые из вопросов, обсуждавшихся на пирах, на которых бывал Плутарх. Предположите, какие версии могли выдвигать собеседники Уместно ли на пиру рассуждать о философии

    61
     Почему голод от питья слабеет, а жажда от еды усиливается Почему существует правило пять чаш – да, три чаши да, четыре чаши – нет Холоднее или горячее женская природа, чем мужская Почему нам приятно смотреть на актеров, изображающих гневи страдание, но неприятно на тех, кто действительно испытывает эти чувства Почему древесина смоковницы горька, а плоды сладки Почему ночью звуки слышнее, чем днем Четное число звезд на небе или нечетное Что появилось раньше, курица или яйцо?
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта