Главная страница

Правовой и социальногуманитарный аспекты


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеПравовой и социальногуманитарный аспекты
Дата14.06.2022
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSeminar,protivodeystvie_narkougroze_1.pdf
ТипПрактический семинар
#591052
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Н
ЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРКОЗАВИСИМЫХ
,
ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТИВНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ЦЕННОСТИ
РЕАБИЛИТАЦИИ
Построение модели эффективного реабилитационного процесса является одной из значимых проблем, которые необ- ходимо решить для создания эффективной помощи наркозави- симым. Как показывает прошлый опыт, остановить потребление
– это только начало сложного пути. Важно не допустить реци- дива возобновления потребления.
Факторы, ведущие к стабильной ремиссии, тесно связаны с процессом ресоциализации людей, зависимых от наркотиков.
Проблемы наркозависимости касаются сегодня не отдельных людей, они приобретают массовость и, как снежный ком, все более и более разрастаются в человеческом сообществе, вовле- кая в сети зависимости все новых и новых его представителей.
1
Отказ от наркотиков является сам по себе одним из основных факторов, которые способствуют решению многих социальных и психологических проблем наркозависимых.
1
Шинкевич В.Е. Феномен зависимости как проблема социологиче- ского исследования // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 1.

——— 56 ———
Перспектива участия в программах реабилитации нарко- манов может страшить даже тех потребителей наркотиков, у ко- торых есть друзья и поддержка близких. Иногда сама идея при- нять помощь от специалиста может вызвать мысли о стыде, личных неудачах, социальной ущербности и финансовых про- блемах. Точно применяемая лекарственная реабилитация спо- собствует сохранению жизненных изменений, которые приводят к улучшениям в текущих и будущих условиях жизни пациента.
Преодоление необоснованных опасностей участия в программах реабилитации может дать наркоманам веру в светлое будущее.
1
Процессы реабилитации наркоманов обычно основаны на двух противоположных точках зрения. Одна группа ориентиро- вана на пробуждение моральной ответственности, снятие пси- хологической зависимости. Вторая группа акцентирует внима- ние на физической зависимости и болезни.
Программы первой группы фокусируются на злоупотреб- лении наркотиками как на избранном образе жизни. Потреби- тель рассматривается как безответственный человек, который целенаправленно решает принимать наркотики и вести пре- ступную жизнь. Возможность выбора альтернативного образа жизни делает потребителя ответственным за любое потребле- ние наркотиков, связанные с ним травмы, причиненные себе или окружающим, а также нарушения закона.
Вторая группа программ функционирует на том основа- нии, что наркотики создают расстройства в мозге потребителя.
При отсутствии лечения наркомания лишает человека возмож- ности контролировать свое поведение, делать самостоятельный выбор. По мнению специалистов в этой области, потребитель должен получать лечение, а не моральное осуждение. Тем не менее, несмотря на то, что аргументы разнообразны, наркоман все также остается зависимым и боится того, что может про- изойти, если он начнет программу реабилитации. Затуманен- ность сознания препятствует принятию разумных решений.
Страх перед изменениями ограничивает способность потреби- теля делать выбор в пользу лечения. Вместо этого он выбирает
1
Шинкевич В.Е., Димитрова Е.А. Эффективность деятельности негосударственных организаций по реабилитации наркозависимых // Со- циально-гуманитарные знания. 2013. № 1.

——— 57 ——— продолжающуюся битву один на один с изменяющим сознание веществом, вызывающим привыкание, и зачастую проигрывает.
Страх – это личная эмоция. Он вытекает из вчерашних воспоминаний и едва осознаваемых возможностей завтрашних перемен. Тем не менее умение противостоять страху может принести радость личной свободы.
Многие наркоманы пытались покончить с употреблением наркотиков самостоятельно. Неудача порождает больший страх перед продолжающейся неудачей. Они опасаются, что центры реабилитации просто возобновят боль и побочные эффекты от- мены наркотиков.
Подростки часто питают глубоко укоренившиеся страхи стигмы и долгих осуждений сверстников в отношении наркома- нии. Следует обратить внимание на то, что подростки, которые участвуют в полезных школьных, общественных или религиоз- ных мероприятиях, гораздо реже употребляют алкоголь или наркотики.
Употребление наркотиков иногда является прямым резуль- татом личной потери, отказа или принудительной близо сти. Со- временные реабилитационные центры стремятся помочь людям восстановить разрушенную семью, работу и социальные связи.
Многие наркоманы боятся концепции новых или возобновлен- ных отношений.
Наркомания часто позволяет потребителю скрывать чувст- во неадекватности за ложным ощущением избыточной энергии, силы и благополучия. Находясь под влиянием наркотика, чело- век может чувствовать себя непобедимым. Когда воздействие наркотика проходит, эти чувства исчезают. Для такого человека страх потери воспринимаемой уверенности в себе препятствует участию в программах реабилитации наркомании.
Реабилитация наркозависимых направлена на восстанов- ление личности и ее эффективного функционирования в соци- альной среде после соответствующего лечения, уменьшение ве- роятности рецидива заболевания. Она основана на медицин- ском воздействии, однако базируется на сильной структуре со- циальной поддержки.
Говоря о долгосрочных целях программ лечения наркома- нии, следует отметить следующее. Наркомания включает в себя сложные условия, в том числе связь с индивидуальными при- вычками, различными социальными и экономическими пози-

——— 58 ——— циями и накопленной историей любого конкретного человека.
Реабилитация проводится во многих форматах, например в комплексных реабилитационных программах, однако в послед- нее время персонализированный подход стал главным в про- цессе исцеления. Каждый человек нуждается в индивидуальном подходе к конкретному процессу реабилитации. Несмотря на универсальную концепцию, программы медицинского восста- новления должны обеспечивать гибкий подход, соответствую- щий конкретной зависимости и поведенческой модели конкрет- ного потребителя. Лекарство – лишь краткосрочное решение проблемы; исцеление – долгий процесс, разработанный для эф- фективного устранения физической зависимости, чуть позже – психологической, для того чтобы заново научиться жить без наркотиков. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье является обязательным условием.
Маслодудова Н.В.,
кандидат философских наук, доцент
Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)
С
ОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ
Из всего многообразия предложенных современной фило- софией концепций счастья можно выделить главное – человече- ское счастье есть нравственное удовлетворение от осознания то- го, что ты выбрал правильную линию поведения в своей жизни.
Возможность выбора как реализация свободы, являющейся им- манентным атрибутом человеческой личности, становится оче- видным средством обретения счастья. Благодаря выбору, чело- век способен выстроить свою жизнь так, чтобы она доставляла ему радость и удовольствие, потому что его высшие потребно- сти связаны с потребностями самореализации. Пожелание сча- стья – это не пожелание какого-то чуда, это пожелание условий, в которых человек сможет проявлять всю полноту своих физиче- ских и духовных сил, а как профессионал – приносить пользу обществу и государству. Ощущая радость от самореализации, он начинает излучать ее вовне, делая счастливыми и тех, кто нахо-

——— 59 ——— дится рядом с ним, кто ждет от него в соответствии с его стату- сом качественной профессиональной помощи и защиты.
Один из основателей английского классического либера- лизма Е. Бентам утверждал, что при распределении юридиче- ских прав и обязанностей законодатель должен иметь своей це- лью счастье общества. При этом счастье отдельных лиц, из ко- торых оно состоит, есть единственная мера, с которой каждое лицо следует заставлять сообразовывать свое поведение. «Наи- большее счастье возможно большего числа членов общества – вот … цель, которую должно иметь правительство» в процессе правотворчества. Она «слагается из четырех второстепенных целей: средства к существованию, довольство, равенство и безопасность». Вот почему «вся законодательная деятельность может быть подведена под следующие четыре рубрики: позабо- титься о средствах к существованию, обеспечить довольство, благоприятствовать равенству, сохранить безопасность»
1
Важно отметить, что безопасность «нужна человеку не только относительно настоящего, но и относительно будущего», которое он стремится себе представить. Человек является един- ственным существом, которое осознает свою смертность. Вместе с тем это не является для него поводом признания абсурда своего существования, скорее это повод для поиска осмысленности сво- его существования как выхода из абсурда. Поэтому человек жи- вет, планируя свое будущее, выстраивая цели и выбирая средства для их реализации. Чем больше у человека возможностей для выбора целей и средств, тем более он свободен. Свободен не
«от» («отрицательная» свобода), а свободен «для» («положи- тельная» свобода). Безопасность является условием свободного выбора своей жизнедеятельности. Выбора, который позволит че- ловеку почувствовать себя счастливым, потому что это будет его выбор. Не сила сложившихся обстоятельств, не насилие со сто- роны других людей, не смирение из страха сопротивления, а вы- бор, за который он будет готов нести ответственность.
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме безопасности, общетеоретических (философских) концепций безопасности очень мало, еще меньше работ, посвя-
1
Мачин И. История политических и правовых учений : конспект лекций. URL: https://books.google.ru/books?id=fQx2DwAAQBAJ&pg=
PA168&lpg=PA168&dq= (дата обращения: 03.02.2019).

——— 60 ——— щенных наркобезопасности социума. Вероятно, это связано с тем, что проблема человеческой безопасности носит комплекс- ный, междисциплинарный характер, который выступает опре- деленным барьером для целостного исследования вопроса.
Вместе с тем попытки подобных исследований предпринима- лись еще в философских системах Древней Греции и Древнего
Востока. Например, Платон утверждал, что государство являет- ся результатом развития человеческой цивилизации и выступает в качестве потребности человека в безопасности и защите от внешних и внутренних врагов. Являясь социальной потребно- стью, государство обеспечивает справедливость, которая, по его мнению, гарантирует безопасность. В Древней Индии сложи- лась философско-религиозная система, которая трактует безо- пасность личности как смирение и уход в себя от зла и угроз, существующих в обществе (отказ от желаний как причины страданий в буддизме). Очевидно, что уход от зла, страданий, опасности и несправедливости жизни в обществе предлагается в буддизме как альтернатива невозможности изменить сущест- вующий миропорядок. Такой подход и сегодня вызывает инте- рес у целого ряда людей, отказавшихся от попыток изменить существующую реальность и готовых смириться с тем, что есть. Противоположностью этого подхода становится форми- рующаяся в период Нового времени в Европе идея изменения существующего миропорядка в рамках концепции естественно- го права и договорной концепции происхождения государства
(Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). На- пример, Ж.-Ж. Руссо отмечал, что добровольное объединение отдельных личностей в государство происходит на основе ра- зумной потребности в безопасности, которая обеспечивается в государстве не за счет личной физической силы, ума или хит- рости индивида, а на основе права и закона.
В русской философской мысли теории безопасности лич- ности и общества связаны с именами П.Я. Чаадаева, Ф.М. Дос- тоевского, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Л.П. Кар- савина, внесших вклад в разработку нового мировоззрения че- ловека. В частности, Н.А. Бердяев считал, что безопасное су- ществование свободного индивида, государства и даже всего человечества зависит от деятельности или бездеятельности с а- мого человека. С этим положением трудно поспорить, так как современная цивилизация, являясь результатом деятельности

——— 61 ——— человека, представляет собой не только некое техническое со- вершенство, обеспечивающее господство над природой, но и реальную угрозу для существования самого человечества.
В целом при всей своей индивидуальности и оригиналь- ности философские построения теории безопасности личности, общества и государства имеют общие подходы, которые
А. Александрова и Т. Согомонян формулируют следующим об- разом: «безопасность жизнедеятельности основывается на гу- манистических, нравственных и моральных качествах личности и общества, отождествляется с благополучием, добродетелью, справедливостью»
1
Представители философских учений заложили основы по- нимания безопасности личности и общества, но развитие фило- софской концепции безопасности продолжается и сегодня. Рас- сматривая безопасность как философскую проблему, Н.А. Се- верцев отмечает, что «существует настоятельная потребность уже сейчас определить место человеческой безопасности в сис- теме философской картины мира с возможным переходом в дальнейшем к исследованию ее как философской категории в рамках аппарата обществоведческого инструментария»
2
Необходимо пояснить, что под «человеческим измерением безопасности» понимается «принятие решений в области жизни общества, идущих на пользу человеку, направленных на защиту жизненных интересов с точки зрения отдельных социальных групп и обеспечения прав и свобод каждого конкретного челове- ка. Человек, будучи объектом и субъектом системы безопасности, присутствует во всех системах безопасности, включая личную безопасность. Теоретически социальная, экономическая, экологи- ческая и прочие системы существуют для человека как среда оби- тания. Поэтому оценивать их жизнеспособность, эффективность и возможности следует с точки зрения интересов человека»
3 1
Александрова А., Согомонян Т. Философские аспекты безопасно- сти жизнедеятельности. URL: http://oldconf.neasmo.org.ua/node/1323 (д а- та обращения: 03.02.2019).
2
Северцев Н.А. Неронов В.Ф., Тарасов А.А. Безопасность как фи- лософская проблема. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost - kak-filosofskaya-problema (дата обращения 03.02.2019).
3
Безопасность России. Словарь терминов и определений. М., 1999.
С.45-6.

——— 62 ———
Именно «человеческое измерение безопасности» связывает эту категорию с понятием счастья, о котором говорилось выше, и позволяет утверждать, что обеспечение безопасности жизне- деятельности является условием для счастья как отдельной личности, так и всего общества. Исключение наркопотребления из культуры общества – важнейшее условие его безопасности.
Беляева Л.И.,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Академия управления МВД России (г. Москва)
В
ОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В отечественных нормативных правовых актах проблема предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних рассматривается с позиции реагирования на уже проявившуюся асоциальность отдельных несовершеннолетних.
1
Одна из идей международных документов, затрагивающих вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолет- них, заключается в том, что профилактическую работу следует осуществлять не в связи с фактом асоциальности или наруше- ния. Предупредительные меры следует направлять на всех де- тей без исключения. И они состоят в том, чтобы обеспечить развитие и должное воспитание. В статье 10 Эр-Риядских принципов закреплено положение о том, что следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально- техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации.
1
Напр.: Об основах системы профилактики безнадзорности и правона- рушений несовершеннолетних : Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ
(ред. от 27.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации.
1999. № 26, ст. 3177.

——— 63 ———
Как следует из международных документов, в деле преду- преждения важную роль играет среда, в которой находится ре- бенок и которую необходимо формировать.
1
В традиционном понимании воспитывающей является лишь та среда, которая формирует социально значимую лич- ность, наделенную лучшими или во всяком случае положитель- ными качествами, вытекающими из общепризнанных норм, правил, принципов морали.
Однако на самом деле любая среда является воспитываю- щей, поскольку именно под ее влиянием формируются те каче- ства личности, усваиваются те нормы и принципы отношений, которые являются наиболее приоритетными в данной среде. И в этом смысле криминальная среда тоже является воспитываю- щей, но ее воспитание по характеру, содержанию асоциально.
Необходимо понимать, что в криминальной среде на том месте, где должны быть понятия об общечеловеческих ценно- стях и морали, не вакуум и пустота. Здесь есть свои представ- ления о долге, чести, нравственности. Эти представления ми- зантропического, антигуманного характера. Но именно они яв- ляются питательной средой для поддержания необходимого со- циально-психологического климата, обеспечивающего живу- честь криминальных отношений.
Приходится признать, что в криминальной среде в целях формирования определенных стереотипов поведения, устано- вок морально-нравственного характера используются хорошо известные методы поощрения и порицания (наказания), т.е. здесь осуществляется педагогическое воздействие, целью кото- рого является придание (формирование, развитие) таких ка- честв личности, которые способствовали бы криминальной ак-
1
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несоверше н- нолетних. М., 1998. С. 23-50; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отравления правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила) // Там же. С. 51-85; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности для несовершеннолетних (Эр-
Риядские принципы) //Там же. С. 86-102; Правила ООН, касающиеся за- щиты несовершеннолетних, лишенных свободы // Там же. С. 103 -128.

——— 64 ——— тивности, являющейся асоциальной. Таковым является и педа- гогическое воздействие.
1
Суть и содержание асоциальной педагогики выражены в криминальной субкультуре, которая является, по справедливо- му замечанию В.Ф. Пирожкова, основным механизмом крими- нализации молодежи, искажает или блокирует процесс социа- лизации личности, стимулирует криминальное поведение. В связи с этим необходимо отметить, что экспансия криминаль- ной субкультуры путем проникновения в массовое сознание че- рез средства массовой информации и творческие произведения ведет к «заражению» общества ее идеалами, расширяя таким образом социальную базу криминальной среды, делает ее образ жизни привычным и привлекательным.
Особое место по криминализирующей значимости при- надлежит жаргону, который выполняет несколько функций: коммуникативную, конспиративную и мировоззренческую. В нем закрепляются и передаются «из поколения в поколение» нормы, правила, принципы, традиции, установленные в крими- нальной среде. Жаргон объединяет, консолидирует говорящих на нем. Языковыми средствами он создает, формирует опреде- ленную картину окружающей действительности, систему нрав- ственных и жизненных приоритетов человека. Под влиянием речевых средств меняется или формируется система взглядов.
Тайности жаргона соответствует и тайность противоправного поведения. Довольно красноречивым является, например, жар- гон наркосбытчиков и наркопотребителей.
Криминальная субкультура как социальный феномен, и жаргон в том числе, обратила на себя внимание еще в XIX в.
Активно разрабатывается эта тема с конца XX в. (В.М. Ани- симков, И.П. Башкатов, Н.Н. Барабанов, В.Ф. Пирожков и др.).
Преимущественно эти исследования посвящены выявлению и описанию элементов субкультуры. Пока неизученными остают- ся ее педагогические (разумеется, асоциальные) возможности, закономерности, условия.
Даже первые попытки анализа асоциальной педагогики показывают, что она представляет собой определенную систе- му, может быть, до конца ее не осмысленную. Изучение непи-
1
Беляева Л.И. Асоциальная педагогика криминальной среды // Го- сударство и право. 2009. № 3. С. 99-111.

——— 65 ——— саных правил, которым подчинены отношения в криминальной среде, обнаруживает наличие цели воспитания, его средств и методов, объекта, субъекта, отличающихся своей спецификой, т.е., вероятно, следует говорить о некой своеобразной педаго- гической системе, существующей в криминальной среде. По- нимание этого принципиально важно, поскольку при таком подходе становится очевидным, что причины преступности не- совершеннолетних кроются не просто в недостаточном воспи- тании, а часто в асоциальном воспитании, т.е. неправильном, с точки зрения общепринятых норм. Следовательно, говоря об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, следует иметь в виду не только исправление (не обязательно в условиях), но и нейтра- лизацию влияния криминальной среды, сужение его сферы.
Только правовыми мерами и средствами здесь не обойтись. Что же делать? Определенные ориентиры дают международные до- кументы, касающиеся предупреждения правонарушений несо- вершеннолетних. В международных документах подчеркивает- ся важность и необходимость создания воспитывающей среды.
Из этого следует, что профилактическая работа не должна быть направлена на решение частных, сиюминутных задач. Ее ори- ентирами должно быть формирование такого окружения ребен- ка, которое развивает в нем социально значимые качества. В создании воспитывающей среды важную, если не решающую, роль играет община, т.е. есть среда, в которой взрослеет ребе- нок, где он живет, учится, работает, отдыхает и развлекается.
До конца ли мы знаем эту среду?
Как следует из международных документов, общинам сле- дует активно вовлекать детей в общественную жизнь, где они должны быть именно участниками общественной деятельности, а не наблюдателями. Только полноценное участие детей в жиз- ни общины, общества способно помочь предупреждению пра- вонарушений со стороны детей. В целях предупреждения пра- вонарушающего поведения детей общинам рекомендуется те с- но сотрудничать с государственными, местными органами управления, общественными объединениями.
Международные рекомендации сводятся к тому, что в рам- ках общины следует создавать необходимые условия для учебы, работы (или ее перспектив), досуга детей, прививать навыки

——— 66 ——— поведения, позволяющие принимать социально значимые ре- шения и вести правопослушный образ жизни.
Все это не может вызвать никаких возражений, однако в реальной действительности в любой стране мира это оказыва- ется не таким простым делом. И, к сожалению, во многом фор- мальным. А значит, не интересным для детей, которые как раз интересом и движимы. Поиск такого интереса, стремление к познанию нового, запретного, совместность действий, общ- ность интересов, яркость впечатлений обращают внимание к криминальной жизни.
Из этого следует, что вся жизнь взрослых и детей по месту жительства: хозяйственная, социальная, культурная, спортивная должна быть совместной. Это требует, конечно, решения целого ряда организационно-правовых вопросов.
Жарова А.В.,
кандидат медицинских наук, доцент
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск),
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта