лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
Скачать 252.9 Kb.
|
Формализация в процессе научного исследования представляет собой построение и использование в процессе познания искусственных языков. Таким путем уточняется содержание знания — благодаря строгой форме его символического выражения, записи или иного кодирования. В составе человеческого знания велика доля смысловых противоречий, интуитивных допущений, не проверенных еще на опыте. В обыденном познании и общении для выражения знаний хватает национального языка, естественных для него слов и предложений. Однако выразить с их помощью результаты научного исследования невозможно. Для этой цели создается особый — искусственный язык. Он отличается от естественного тем, что: а) каждый термин формализованного языка имеет строго определенное значение; б) сочетание терминов происходит по заранее определенным правилам логики этого языка и никак иначе. Поэтому применение формализованного языка дает ученым однозначные, бесспорные результаты. Кроме точности, языки науки (химическая символика, математические формулы, программы компьютеров и т.п. лингвистические системы) обладают следующими преимуществами: интернациональный характер (принимаются обычно международными конвенциями ученых той или иной специальности); компактность записи, возможность машинной обработки и хранения в виртуальной форме; недоступность лицам, не прошедшим специальной подготовки (например, латынь аптечных рецептов и тому подобные знаковые системы). У формализации знания имеются пределы, разные в разных областях науки. Легче и полнее формализуются знания естественнонаучные и технические, нежели социальные и гуманитарные. Имеются в принципе неформализуемые явления нашей жизни (подумайте над их примерами). Чаще всего в составе научного знания информация до известной степени формализованная (выраженная в символах, цифрах, формулах) сочетается с данными на естественном языке (в этой последней роли международного посредника все чаще фигурирует упрощенный английский). МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ – процесс применения понятий и методов математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа исследуемых ими явлений. Хотя математизация научного знания началась давно, но только в период современной научно-технической революции приобрела большой размах и значение. Наряду с традиционными областями применения математики, какими являются механика, астрономия, физика и химия, ее методы стали проникать в такие отрасли науки, которые раньше считались не поддающимися математизации ввиду их особой сложности (биология, экономика, социология, лингвистика и др.). Проблема, гипотеза, теория, закон, факт как формы научного знания. Полученные с помощью эмпирических методов исследования факты представляют собой своеобразное сырьё, полуфабрикат научной информации. Для того чтобы понять значение фактов, сделать из них нужные выводы, эмпирические данные подлежат теоретическому осмыслению. Факт — основной результат применения всех методов эмпирического исследования. В житейском, вненаучном смысле слово «факт» (от латинского factum — сделанное, совершившееся, действительное) означает нечто реальное — в противоположность предполагаемому или вымышленному. Факт в широком смысле этого слова — синоним истины, события, результата, как они представляются органам чувств и здравому смыслу человека. Формы теоретизации научного знаниярасполагаются по основным ступеням мысленного проникновения в сущность тех или иных событий, явлений, процессов. Проблема (греческое «преграда», «трудность», «задача»)— исходная форма теоретического познания. Она представляет собой словесное, вообще знаковое выражение некоего затруднения в процессе познания, описание «белого пятна» в используемой научным сообществом информации. Чаще всего проблему определяют как «знание о незнании». К данной категории близки понятия вопроса, задачи. Вопрос, как правило, элементарнее проблемы, которая обычно состоит из серии взаимосвязанных вопросов. А задача представляет собой проблему, уже подготовленную к решению; когда знание и незнание по каким-то вопросам соотнесены между собой и заданы правила преодоления незнания. В задаче, корректно поставленной, сформулирована проблемная ситуация, в которой оказалось то или иное направление исследований. Гипотеза(греческое «основание», «предположение») представляет собой ещё не доказанное теоретическое знание. Оно касается возможности существования тех или иных явлений, их причин, либо природы, тенденций развития. Надо подчеркнуть, что отнюдь не любая догадка, не всякое предположение представляет собой гипотезу в научном смысле слова. К ней предъявляется целый ряд методологических требований: соответствовать уже имеющимся теориям (или оговаривать разногласия с той или иной из них); объяснять по возможности все относящиеся к ней факты; предсказывать новые факты, будущие события, возможные эффекты; допускать прямую или косвенную проверку, желательно экспериментальную. Основным способом превращения научной гипотезы в теорию служит гипотетико-дедуктивный метод. Теория(греческое «рассмотрение», «исследование») — высшая форма выражения научного знания. Она отличается тем, что вбирает в себя и согласует между собой все остальные знания по какому-то кругу явлений — и факты, и законы, и принципы. Любая научная дисциплина складывается из суммы нескольких, многих теорий. Следует иметь в виду многозначность слова «теория». В силу важности теоретического знания для познания и практики у него имеются несколько дополнительных, расширительных значений в языке. Во-первых, теорией нередко называется любое знание (идеи, информация вообще) в отличие от практики (реальных событий, поступков). Во-вторых, теорией считается доказанное, обоснованное знание в противоположность гипотезе как некоему предположению, допущению. Повторю, что теория — это вполне доказанная гипотеза. В-третьих, теория как знание описательное, констатирующее некую реальность противопоставляется методу как знанию предписывающему, заставляющего субъекта совершать правильные действия. Наконец, в-четвертых, теория представляет собой высшую форму систематизации научного знания, вбирающую в себя и располагающую все остальные, вышеперечисленные его формы — факты, принципы, законы и прочие. Именно это последнее значение термина «теория» мы обсуждаем сейчас. Структура научной теории включает в себя: эмпирический базис (совокупность фактов, опытно-экспериментальных данных, которые эта теория объясняет); концептуальное ядро (отдельные элементы объяснения этих фактов — принципы, аксиомы, постулаты, идеи, с помощью которых формулируется идеализированный объект теории); логика развития (правила выводы следствий из положений теории, порядок умозаключений в связи с ней); выводы (общие законы, которые открыла и доказала данная теория). Функции научной теории схожи с теми, что реализовывала предшествовавшая ей гипотеза, только в превосходной степени. А именно: возможно более полно охватывать определенную область действительности; давать её явлениям исчерпывающее для сегодняшней науки объяснение; допускать независимую проверку своих выводов в эксперименте или вообще на практике; предсказывать появление новых событий в данной области. Опорным элементом любой научной теории являются входящие в нее законы. Понятие законаздесь берётся отнюдь не в юридическом смысле, а в смысле определённой характеристики объективной действительности и, соответственно, наших знаний о ней. Законом природы (или общества, человеческого бытия) называется определённый тип взаимосвязи между явлениями и процессами внешнего мира. А именно, закономерной можно считать связь: общую (ей подчиняется определённое множество явлений); устойчивую (закон при определённых условиях действует обязательно и стандартно); объективную (закон действует независимо от людей, их воли и мыслей). Зафиксированные в числовой и иной знаковой форме связи такого рода становятся законами науки. По характеру своего действия изучаемые наукой законы делятся на динамические и статистические. Первые обнаруживают себя как связи одно-однозначные, которым подчиняются все объекты и явления в соответствующей области (допустим, законы движения и тяготения, открытые И. Ньютоном). Второй тип законов прокладывает себе путь вопреки массе отклонений, как некая тенденция, которой подчиняются далеко не все, а какая-то часть явлений определенного рода (такие закономерности обнаружились в микромире; подобным образом действуют законы общественного развития, экономики и тому подобных). К числу наиболее распространенных методов доказательства законов, вообще обоснования теорий относятся анализ и синтез. Формы и методы эмпирического исследования. Вычислительный эксперимент и компьютерное моделирование, их возможности в медицине. Задачей эмпирического познания является количественное накопление знаний — в форме фактов и похожей на них информации описательного, констатирующего характера. Цель фактического знания — надёжно установить наличие того или другого явления в действительности и дать его возможно более полное описание. наблюдением называют преднамеренный, организованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов. Основные условия наблюдения как общенаучного метода: наличие исследовательской цели, связь с уже поставленной проблемой, выдвинутой гипотезой (что создает нужную наблюдателю психологическую установку, фокусирует его внимание на ожидаемых состояниях объекта); выработка соответствующего этой цели плана, а ещё лучше — развёрнутой программы осуществления наблюдения (такой алгоритм упорядочит и сократит работу наблюдателя до приемлемых размеров); специальная организация места и процесса наблюдения, в том числе с помощью приборов и прочих технических средств, которые усиливают естественные возможности органов чувств человека (микроскопы, бинокли, телескопы, сканеры, зонды, томографы и т.п.) — с их помощью возможно визуализировать очень мелкие, либо крупные, или же отдалённые объекты, а вместе с тем зафиксировать открывающуюся картину для наглядного доказательства и тщательного рассмотрения; меры по объективизации наблюдения, обеспечение невмешательства наблюдателя в его объект; сюда же относится контрольное повторение наблюдения, если таковое возможно; возможно более полная регистрация результатов наблюдения с помощью письменной речи (журнал, дневник) и специальной аппаратуры (магнитофон, фото- и киноаппараты, видеокамеры и т.п.); последующая обработка данных, полученных наблюдением; первичная (в виде графиков, таблиц, диаграмм и прочих схем) и вторичная (с помощью систематизации, описания и сравнения с другими данными — аналогичными, либо контрастными); архивирование, а в идеале публикация (в том числе через компьютерные сети) основных результатов наблюдения ради введения их в широкий научный оборот. Кроме достоинств, у наблюдения имеются столь же естественные недостатки, а точнее ограничения: целый ряд объектов, интересующих ученых, не поддаются чувственному восприятию частично или полностью (прошлое и будущее, микро- и мега-миры); их изучают иными методами, где роль визуализации мала; очень часто наблюдение даже в принципе наблюдаемых объектов затруднено условиями среды или качествами самого объекта (животные, а тем более люди чаще всего вольно или невольно избегают наблюдения, меняются под его воздействием); наличие большого числа иллюзий, стереотипов и прочих помех адекватному наблюдению. Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — эксперимент В качестве научного метода эксперимент требует выполнения следующих обязательных условий: изолировать изучаемый объект от влияния несущественных для данного исследования, побочных и затемняющих его суть факторов, то есть взять объект экспериментирования «в чистом виде» (химического или биологического препарата, подопытного животного, тому подобном); поддерживать нужное время, неоднократно воспроизводить данный объект в этих — зафиксированных и контролируемых условиях; планомерно изменять условия эксперимента в нескольких его сериях с целью получения сравнительного материала. Таким образом, перед нами способ изучения объекта науки в искусственных условиях, созданных самим учёным и подконтрольным ему. Поэтому эксперимент и является формой практики, обладает наибольшей доказательной силой. Если опыт поставлен «чисто», то в истинности полученной в его результате информации можно не сомневаться — он обнаруживает настоящие, сущностные стороны объекта исследования. Структура эксперимента включает в себя несколько типичных и взаимосвязанных моментов: предварительные теоретические соображения относительно объекта изучения или условий его обнаружения; конструирование этого объекта — из материала самой реальности и необходимых технических средств; выбор экспериментальных приборов; воздействие этими приборами на объект; варьирование условий и повторение эксперимента серийно; фиксация данных экспериментирования в протоколах и с помощью приборной техники; объяснение и сравнение результатов эксперименты с аналогичными данными других опытов. Назначение эксперимента в научном познании по меньшей мере двояко: во-первых, получить новые факты; во-вторых, проверить некую гипотезу. В соответствии с этими задачами эксперименты в естествознании делятся (условно) на качественные, которые устанавливают сам факт существования того или иного явления, эффекта, свойства; и количественные, с помощью которых измеряются те или иные параметры, степени выражения, динамика таких, в принципе уже известных науке свойств. Кроме этих двух общих типов, можно выделить следующие виды экспериментов: натурный — проводимый в естественных, только отчасти контролируемых условиях природной среды (полевой эксперимент — вроде курского заповедника «Стрелецкая степь», сохраняющего анклав уникального лесостепного ландшафта от антропогенного воздействия) или же специально воссозданного ее фрагмента (эксперимент лабораторный,вроде фармакологических опытов на животных); модельный (см. ниже о моделировании как особом методе)и, как его вариант — мысленный; в последнее время на первый план в большинстве отраслей науки выходи компьютерный эксперимент, виртуальная реальность позволяет воссоздавать не материю, а только структуру, форму, динамику того или иного процесса, явления; доказательная сила такого эксперимента ниже, чем у натурного, однако он куда быстрее, нагляднее и дешевле; социальный эксперимент в полном смысле слова невозможен. Ведь общество не столь гомогенно, как природа, и переносить данные, полученные на одном из его участков, на весь социальный организм чаще всего проблематично; к тому же, экспериментировать с людьми затруднительно по моральным соображениям, даже если они соглашаются на это. За бесчеловечные эксперименты над узниками концлагерей преследовались нацисты. Однако в качестве вспомогательного приема социологии и других общественных наук, при условии соблюдении прав человека и пациента, эксперимент применяется и при изучении общественной жизни, особенно с помощью тех же компьютеров. Моделированиекак метод научного познания состоит в замене реального объекта изучения на его подобие. В науке модель — это сознательная и обдуманная замена настоящего объекта (оригинала, прототипа) на его аналогию, более или менее точную. Научная модель копирует не весь объект, а только его часть — форму (как школьный глобус), структуру (модель атома), функцию (аппараты типа искусственной почки; подопытные животные). Причины моделирования разнообразны. Тут и гносеологические — облегчение условий познания, в естественных условиях усложнённого массой побочных для исследователя обстоятельств, а то и просто недостижимого напрямую (как, скажем, Солнечная система или же элементарные частицы); и экономические — сбережение времени, средств и материалов (большинство моделей гораздо меньше по размеру своих оригиналов); и моральные — преодоление риска (возможная гибель макета не страшна людям); и педагогические — упрощение доказательства, преподавания научного знания ученикам (наглядные пособия в школе). Итак, сущность моделирования в науке состоит в необходимом для познании упрощении его условий, когда мы вместо одного, настоящего объекта изучаем другой, который дает нам те или другие преимущества, но достаточно полно представляет собой нужные стороны первого. Иначе говоря, модель повторяет одни стороны или моменты своего оригинала и обязательно отличается от него в других аспектах. Виды моделей различаются по своему материалу: вещественные (натуральные), заменяющие размеры, материал, иные физические параметры объектов исследования; математические (знаковые), которые воспроизводят не материю, а лишь количественные параметры явлений и процессов действительности по законам геометрии, логики, статистики; компьютерные, которые способны виртуально воспроизводить и первые, и вторые с помощью специальной техники. Аналогия(греческое analogos — соответствующий, соразмерный) — теоретическая основа всякого моделирования и одновременно самостоятельный приём познания. Это умозаключение, при котором на основании сходства некоторых предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих же предметов и в других признаках. Допустим, аналогия света и звука в физике; аналогия антибиотиков и сульфаниламидов в фармакопее; аналогия фашизма и коммунизма в политологии; разные другие сравнения, помогающие получить новое знание. Определение научного метода и логической формы знания. Многообразие и классификация методов научного исследования. Методология. Методика. Любая наука использует в познании целую систему приемов и способов исследования. Эту совокупность мыслительных форм и называют (в расширительном смысле) ее методом. Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала. В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Методология — учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности учёного и профессионала-практика. В зависимости от характера изучаемого объекта могут быть образованы самые различные группа методов: методы естественных наук, методы общественных наук, методы наук о неживой природе, методы изучения экономики общества, методы изучения духовной жизни общества и т. д. Объектами научного познания могут быть как предметы актуально пребывающие в поле восприятия исследователя, так и предметы, которых в настоящее время нет; предметы, которые были включены в прошлый опыт людей или находятся в стадии проектирования. Например, исследование внеземной цивилизации, изучение объектов ретроспективного и прогностического познания. В зависимости от характера этих объектов все методы могут быть разделены на группу методов непосредственного познания (наблюдение, измерение и т. п. ) и группу методов посредственного познания (экстраполяция, актуалистический метод, исторические метод, метод предвидения и др. ). По сфере действия, широте применимости все методы можно разделить на две категории. Первую составят сугубо специальные приемы и методы, тесно связанные с характером изучаемого предмета и применяющиеся в узкой области, например, физические методы органической химии (калориметрия, кристаллохимический анализ, рефрактометрия). Вторую категорию методов составят приемы и способы исследования, применяемые во всех науках (наблюдение, эксперимент, гипотеза и т. п.). Общие методы по сравнению с частнонаучными менее связаны с отдельным конкретным родом исследовательской работы, сохраняют известную самостоятельность по отношению к рассматриваемому объекту. Они обусловлены не столько характером объекта, сколько особенностями познания, поэтому их принято в науке называть еще философскими или логическими методами. В зависимости от роли, от места в арсенале методологической вооруженности познания, можно выделить группы методов эмпирического и теоретического исследования. Задачей эмпирического уровня познания является количественное накопление знаний (фактов, информации), первичная систематизация знаний (в форме таблиц, схем, графиков), частичное обобщение наблюдаемых фактов (в форме эмпирических законов). Соответственно этой задаче подбираются и методы: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание, популярная индукция, классификация. Задачей теоретического уровня является уже не простое движение познания, расширение его эмпирической основы, а развитие науки, ее прогресс, получение качественно новых знаний. На этом уровне достигается высший синтез знания в форме научной терапии. К группе методов теоретического исследования мы относим все способы познавательной деятельности, которые обеспечивают построение и разработку научной теории: абстракцию, идеализацию, формализацию, мысленный эксперимент, гипотезу, дедукцию, использование научных идей и принципов. Природа, условия и разновидности интуиции. Роль интуиции в познании, во врачебной диагностике. Интуицией называется способность непосредственного получения нового знания; получать истину напрямую, минуя на какое-то время логические доказательства и сенсорный опыт. Отличия интуитивных моментов процесса познания: внезапность (интуиция посещает всегда неожиданно, чаще всего в неподходящей обстановке, после или во время отдыха, на досуге от работы или при выполнении ее второстепенных операций); бессознательность принятия интуитивного решения (механизм интуиции лежит за пределами сознания, в глубинах человеческой психики; его невозможно восстановить в деталях, вызвать по заказу сознательной воли); непосредственность результата, который получается помимо обычных приемов логики и наблюдения. Типы интуиции: предчувствие чего-то плохого (опасности) или хорошего (удачи), без уточнения, чего именно; ср. рассказ А. Кристи “Красный сигнал”; догадка касается главным образом временно скрытых от нас фактов прошлого или будущего, приносит подходящее решение какого-то частного вопроса; прозрение дает нам некое принципиально важное для науки или жизни знание. Виды интуиции различаются по ее содержанию: бытовая (“Ага!”), техническая (“Эврика!” “Есть идея!”), врачебная (“Диагноз ясен”), художественная (вдохновение), научная (открытие нового знания), и т.д., и т.п. Этапы интуитивного постижения истины: предварительная профессиональная подготовка, накопленный жизненный опыт; личные способности человека, тонкость его психического склада (более интуитивны по складу души женщины); напряженный труд, длительные усилия, страстное увлечение человека каким-то делом; сильное и длительное напряжение ума при решении некой проблемы; случайная подсказка (аналогия, благоприятный фон) правильного решения; интутивное озарение (наитие, инсайт, т.е. «вспышка») — неожиданный приход идеи, решения, выхода; осмысление интутивного знания, его проверка обычными методами логики и наблюдения. Недостатки интуитивного познания: оно может подвести, не прийти вовремя; страстная, напряженная подготовка к интуиции вредит здоровью; может вести к недооценке обычных методов познания, его черновой работы (как своего рода интеллектуальный допинг, даже наркотик). Достоинства интуиции: дешёвый (для государства, предприятия, организации) метод, позволяющий экономить силы и средства, которые требуются для обычных исследований; выручает в динамичных, безвыходных ситуациях, когда нет времени долго думать, применять традиционные способы изучения проблемы; даёт существенно новый для познания результат, который сам по себе часто недостижим при обычных способах исследования; практически любая сколько-нибудь стоящая гипотеза, идея, предложение рождаются интуитивно, спонтанно, неожиданно для субъекта познания и окружающих. Понятие науки и ее социальные функции. Основные этапы становления современной науки. Общее понятие науки складывается из нескольких его вариантов — различных проекций этого исключительно сложного, исторически изменчивого общественного явления. Науковеды различают три проекции науки: как особое направление человеческого познания и соответствующий ему интеллектуальный продукт — особый тип знания; отдельную профессию, со своими условиями подготовки, правилами работы; целый общественный институт, важную подсистему цивилизованного социума. Разумеется, такое деление условно и сами ученые к нему имеют мало отношения. Но по таким ступеням легче и лучше понять природу и миссию науки. Прежде всего, наука представляет собой определённый вариант человеческого познания и, соответственно, особый тип знания о мире и о самом человеке. Исходный взгляд на природу науки производен от более широких категорий — таких, как информация, знание, изучение. У науки свои способы выработки и критерии приемлемости информации о мире и человеке. Эти отличия перечисляются ниже, а пока отметим, что во всех вненаучных сферах познания знания служат тому или иному делу, той или иной практике; удовлетворяют тем или иным потребностям людей. Наука же провозглашает самоценность знания, истины. Она представляет собой гипертрофированную любознательность; познание ради самого знания. Такой она возникает в истории культуры, такой она остается и сегодня, хотя возможности применения научных знаний к практике всё время растут, как и доля прикладных научных исследований по сравнению с фундаментальными. Функции науки в современном обществе: мировоззренческая; педагогико-дидактическая; идеологическая; праксеологическая, производственная. Если проследить этапы становления современной науки, лучше понимаешь ее природу и роль в истории культуры. В зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие «наука», как она соотносится с другими типами человеческого знания, имеется несколько точек зрения по поводу того, где и когда возникает наука? При этом различаются способы построения знания и формы прогнозирования результатов деятельности. Первая точка зрения отождествляет научное познание с любыми правильными наблюдениями и решениями людей. Тем самым возраст «науки» предельно удревляется — возводится к периоду становления человека и общества, их отделения от природы, а география «науки» делается всемирной. Ведь даже представители традиционных обществ — охотники, рыболовы, собиратели, земледельцы, скотоводы — много знают о природе, способны изготавливать весьма сложные технические конструкции. Так, уже охотники на мамонтов умели разгибать и обрабатывать их бивни, получая костяные копья в несколько метров длиной. Точнее называть знания и умения такого рода донаучными. В их состав входят знания обыденные (бытовые) и практические (ремесленные). В целом донаучные знания связаны с духовной стороной человеческого труда, составляют эмпирический опыт домашней и ремесленной деятельности многих поколений людей. На этом уровне познания изучаются те вещи и их отношения, способы их изменения, с которыми человек неизбежно сталкивается в обыденном опыте и на производстве. Знания здесь представляют собой идеализированную модель практического взаимодействия человека с вещами макромира. Скажем, математика оперировала с натуральным рядом чисел от 1 и далее. 1 обозначается вертикальной чертой; набор предметов как система единиц; затем появляются особые знаки для десятков, сотен, тысяч и т.д. Процедуры с цифрами воспроизводили процедуры образования совокупностей предметов в реальной практике — одни предметы добавляли к другим или отъединяли от других. Этот простейший способ абстрагирования предметных отношений отражал их состояние в рамках наличной практики, он ограничивался уже освоенной представителями данной цивилизации частью действительности. Вторая точка зрения относит появление науки к древнейшим цивилизациям на Земле. Это прежде всего такие цивилизации Востока, как Египет, Вавилония и другие центры Месопотамии, Индия, Китай; а также инки, майя, ацтеки в Мезоамерике. В этих очагах роста мировой культуры действительно были накоплены значительные знания по астрономии, медицине, строительной технике. Однако и здесь перед нами не столько наука в современном смысле этого слова, сколько специализированный, отделившийся от физического умственный труд. Можно именовать знания этого типа протонаучными, поскольку они занимали промежуточное положение между практикой и настоящей наукой будущего. Знания древних жрецов, магов, пророков, вождей сохраняли сугубо прикладное назначение. Их целью было вовсе не объяснение мира как такового, а решение тех или иных утилитарных задач. Эти знания носили фрагментарный характер. Получение этих знаний растягивалось на века — их достигали, что называется, на ощупь, путем многих проб и ошибок. Древние знания носили эзотерический характер — строго охранялись от непосвященных в тайны жрецов и военных вождей. Способами познания выступали визуальное наблюдение и мифологическая аналогия. Донаучный способ схематизации практики остается при этом в силе. Разве что практика приобретала более специализированные формы благодаря дальним путешествиям, монументальному строительству, обслуживанию пышного двора фараона, царя, жрецов и т.п. представителей правящей элиты. Деспотические порядки на Востоке, обожествление правителя создавали духовный вакуум для развития мысли. Она догнала практику, пошла рядом с ней. Третья точка зрения фиксирует начало рождения современной науки. Ранняя наука появляется в античной Грецией VII–IV вв. до н.э. Можно согласиться с тем, что здесь наука начала своё формирование. Эллины создали такое общественно-политическое устройство — полис, которое сделало возможным развитие мысли и практики к новым вершинам. Решающую роль в освобождении научной мысли сыграла философия — «любовь к мудрости». Первые философы исходили из правильной идеи множества возможных миров. Они снова и снова моделировали природный космос, общественное устройство, природу человека. Одни концепции вытесняли другие, боролись за внимание сограждан. Не рецептурное описание правильного стандарта действия, а теоретическое объяснение некоего общего порядка. Не диктаторский приказ, как надо поступать, а доказательство правильного выбора, лучшего поступка из многих возможных вариантов. Поиск все новых знаний, их широкое публичное обсуждение сообществом интеллектуалов, а не жесткая передача в готовом виде по традиции. Самоценность процесса познания, а не его готового результата. Культура постановки проблем, спора, логической и фактической аргументации. Мысль стала опережать практику. Взятые для примера математические символы начинают рассматриваться не просто как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные объекты науки — математики. У неё свои собственные задачи — выяснить все возможности «поведения» этих символов, независимо от того, отражают ли их свойства возможности сегодняшней практики. Из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Например, применяя операцию вычитания к парам (меньшему и большему) положительных чисел, можно получить отрицательные числа. А открыв класс отрицательных чисел, математика пойдет дальше. Она распространит на них все те операции, которые открыты ей для положительных. Получится новая сторона математической действительности. А если применить операцию извлечения корня к отрицательным числам, то появится новая абстракция — «мнимое число». И на этот класс идеальных объектов в свою очередь распространятся те операции, которые применялись к натуральным числам. Так в математике применяется общенаучный гипотетико-дедуктивный метод — выдвижения гипотетических моделей реальности и их последующая проверка опытом. Однако на стадии греко-римской античности наука ещё далеко не полностью сформировала свои устои. К визуальному наблюдению их ученые прибавили логику, но получаемые выводы никак не проверялись эксперименталь-ным путем. Это лишало их практического применения. Античное знание оставалось спекулятивным, оторванным от практики. Первые открытия античных математиков, астрономов, врачей, географов, историков были перемешаны с заблуждениями. Достаточно указать не геоцентризм системы мироздания у Птолемея. Четвёртая точка зрения на время и место окончательного оформления зрелой науки современного типа — Новое время в Западной Европе (XVI–XVIII вв.). Ориентировочно от издания трактата Николая Коперника «О вращении небесных сфер» (1543) и до опубликования труда Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1767). Научная революция Нового времени в Западной Европе. Важнейшие достижения этого этапа — изобретение опытно-экспериментального метода испытания природы и описание результатов познания на языке математики. Пятая точка зрения обращает внимание на существенные изменения в характере научного познания, произошедшие в XX в. Неклассическая наука обсуждалась в одной из предыдущих лекций, посвященной изменению понятия материи в связи с квантовой теорией и другими достижениями современной физики. Постнеклассическая наука предполагается в новейших философско-методологических исследованиях новых возможностей научного познания, связанных с биотехнологиями, включая биокомпьютеры; трансгенные эксперименты; комплексную трансплантологию в медицине. Свобода совести в правовом государстве, ее законодательные гарантии. Типы верующих и неверующих. Термин «свобода совести» обозначает системообразующее право в системе прав человека. Естественное и основополагающее право каждого — на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и поступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Это понятие является универсальным и наиболее емким определением всего многообразия мировоззренческого выбора человека и не ставит акцент только на нравственный аспект прав и свобод. Свобода совести — это прежде всего свобода мировоззрения (любого), ограниченная лишь рамками нравственного сознания индивидов и ничем (никем) более. В основу законодательства всех цивилизованных стран положены коренные права и свободы человека. В наши дни их формулируют и поддерживают, во-первых, Основные законы (Конституции) отдельных государств, а во-вторых, международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — ОБСЭ, Совет Европы, т.п.). Эти права подразделяются на личные (гражданские) (на жизнь, достоинство личности, её свободу и неприкосновенность, частную жизнь, неприкосновенность жилища, национальную принадлежность, передвижения и места жительства, свободу совести и вероисповедания, свободы мысли и слова); политические (печати и распространения информации, объединения людей по их интересам, на собрания и манифестации, право избирать и быть избранным в государственные органы, участвовать в отправлении правосудия, обращаться в государственные органы с жалобами и запросами); экономические и культурные (частной собственности, право на труд и отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, получение образования, свободу творчества, на социальное обеспечение). Принцип свободы совести закреплён в действующей Конституции Российской Федерации (1993 г.), которая среди «прав и свобод человека и гражданина» выделяет, согласно статье 14, следующие положения: «Российская Федерация — светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. ... Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Право на свободу вероисповедания, наравне с правом на свободомыслие в религиозных вопросах, конкретизировано в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом Государственной Думой осенью 1997 г. Варианты отношения людей к религии и церкви разнообразны: · истинно верующие — систематически исполняющие церковные обряды и вполне сознающие их смысл; таких прихожан, а может быть, и самих священнослужителей теперь явное меньшинство — годы массовой атеизации, прогресс культуры и её же частичное вырождение отвадили от религии, как, впрочем, и от духовной культуры вообще, одичили значительную часть населения; · свободно верующие в Бога как своего личного покровителя; прибегающего к молитве в трудные минуты жизни; но не часто утруждающие себя посещением храма и тем более исполнением религиозных обрядов, пока всё у них идёт своим чередом; · якобы верующие — для них по сути нет религии, они думают, что знают церковь, но в действительности ее атрибуты для них — не более, чем мода на определенную одежду и стиль поведения; такие носят нательный крестик поверх платья и бегают в храм только перед экзаменом или другим жизненным испытанием, поставить свечку — заплатить за очередную порцию удачи); · индифферентные к религии люди, которые или от большого ума, или, наоборот, от дремучего невежества вполне равнодушны к церкви и её призывам; обходятся какое-то время без Бога; · свободомыслящие личности сомневаются в правоте богословия, стоят выше религиозных догматов, но уважают выбор верующих людей и своего скептицизма никому не навязывают; на Западе их называют агностиками, потому что доказать им, что Бог есть так же невозможно, как и то, что Бога нет; · атеисты, напротив, пытаются вести борьбу с религией и церковью, применять к верующим, в зависимости от меры своей власти, те или иные репрессивные меры; · религиозные фанатики, точно также как атеисты, опираются на насильственные меры, только приобщающие к вере новых поклонников или по крайней мере уничтожающие ей же противников. Понятие и элементы социальной структуры общества. Социальная структура современного общества. Понятие общества следует отличать как от статистического «населения», так и от отдельных вариантов объединения людей, их общностей разного рода, отдельных социальных групп. Главное отличие общества — его системный, синтетичный характер, поскольку оно вбирает в себя множество отдельных подсистем — пол, возраст, семью, народность, профессию, религиозную конфессию, форму политической жизни (скажем, государство) и многие другие варианты коллективного объединения людей по тому или иному общему для определенной группы интересу. Люди сознательно вырабатывают и постоянно, усилиями воли поддерживают традиции коллективного общежития, нормы и правила социальной организации. Общество цементируется осознанием большей части своих членов необходимости объединения, сотрудничества — ради общего блага, как минимум, выживания, а как максимум, процветания. Общество — это любого масштаба объединение людей в совместной жизни и деятельности, на основе гласного или негласного договора, соглашения о сотрудничестве на определённых условиях. Социальная структура объединяет в одно органическое целое разные типы и виды человеческих коллективов. Остановимся на самых древних и вечных, главных, присущих любому обществу его элементах. Их, по аналогии с физикой, можно поделить на микро-, макро- и мега-группы. Микро-группы объединяют непосредственно обозримое число людей, по какому-то определённому их признаку, интересу, роду занятий. Члены такой группы постоянно контактируют друг с другом. Это: семьи (объединение кровных родственников и свойственников по браку — ради продолжения рода и совместного быта, домашнего проживания и хозяйства); производственные коллективы (предприятия, фирмы, иные сегменты рынка товаров и услуг), досуговые объединения (кружки, спортивные команды, клубы по интересам и т.п.). Макро-группы — это уже не «атомы», а целые «органы» или «ткани» общественного организма. Они объединяют массы людей. Социологи называют их «слоями» или же «стратами» общества. Их перечень открывается такими общностями, как: · пол / гендер (мужчины, женщины); · возраст (поколения — детей, молодежи, «среднего» возраста, стариков, престарелых долгожителей); · профессия (шире — род занятий, положение в сфере занятости, основной источник доходов); · конфессия (отношение к той или иной церкви) или же к числу свободомыслящих в вопросах религиозной веры; · некоторые другие. Мега-группы, как явствует из названия, наикрупнейшие в составе любого общества. Это: · расы — биологические различия внутри человечества, его подразделения на определённые типы организмов; · классы — разделения людей по уровню доходов и образу жизни на элиту, так называемый средний класс и маргиналов (люмпенов); есть и иные варианты их классификации (так называемые «белые воротнички» — владельцы крупной собственности; «синие» — их наёмные работники — менеджеры, которые ей оперативно управляют; «комбинезоны» — представители физического труда, исполнительских, обслуживающих профессий. · наконец, всё человечество, обитающее на Земле. Фонд ООН в области народонаселения в 2005 г. подготовил доклад о состоянии всего человечества в структурном отношении. Если мысленно сократить всё человечество до деревни в 100 жителей, учитывая все пропорциональные соотношения между его реальными частями в наши дни, то среди жителей этой модельной деревни будет: цвет кожи: 82 небелых, 18 белых; 60 азиатов, 12 европейцев, 5 североамериканцев (США и Канада), 8 латиноамериканцев, 14 африканцев; пол: 49 женщин, 51 мужчин; 89 гетеросексуальных, 11 гомосексуальных; благосостояние: 5 человек будут владеть 32 % всего богатства, и все они будут из США; 80 будут лишены достаточных жилищных условий; 25 человек будут жить на $ 1 в день, а 50 человек на $ 2; только у 7 будет доступ в Интернет; 67 неграмотных; 1 (только один) будет иметь высшее образование; 50 будут недоедать, а 1 умрёт с голода в этом году; 2 родятся (и к 2025 г. численность деревни достигнет 133 человек); 1 будет ВИЧ-инфицированным; у 33 не будет доступа к чистой питьевой воде; у 24 не будет электричества вообще, а 76 % из тех, у кого оно будет, сможет использовать его только для освещения в тёмное время суток. Если вернуться от относительных масштабов к абсолютным цифрам, то угрозы большинству человечества предстанут так: только 8 % обеспечены финансово (имеют счёт в банке и немного наличности в кошельке); 2 миллиарда не умеют читать; 75 % населения Земли сегодня не имеют крыши над головой и постели, новой одежды и обуви, запаса еды; 1 миллион человек не доживут до следующей недели; 500 миллионов человек в этом году переживали войну, тюремное заключение, пытки или голод. Эти цифры напоминают нам о голодающих в Африке, о бездомных в Азии, о многих других бедствиях и угрозах для современного человечества. Однако в этих же показателях скрывается рецепт выживания. Хотя образованная и зажиточная часть человечества мала, её вполне хватит для того, чтобы как-то помочь бедным и отсталым улучшить свою жизнь. Крещение Руси, его причины и последствия. На принятие Владимиром христианства частично повлияли политические мотивы. Византийскому императору Василию II был необходим союзник в борьбе против Варды Фоки. Он обратился за помощью к князю Владимиру, предложив скрепить союз женитьбой Владимира на сестре императора Анне. Но поскольку Анна была христианкой, Владимир не мог вступить с ней в брак, не приняв ее веры. Союз с Византией был очень важен для Киевской Руси, поэтому Владимир оправил на помощь грекам дружину и был готов принять православие. Помимо союза с Византией крещение Руси имело и другие причины. 1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян. 2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ. 3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства. Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния. |