лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
Скачать 252.9 Kb.
|
Структура человеческой психики по З. Фрейду включает в себя три основных уровня-подсистемы: Ego — “Я”, т.е. индивидуальное сознание человека, все его мысли, чувства, планы и воспоминания; эта — центральная в большинстве случаев поведения часть души действует по принципу реальности, руководствуясь инстинктом самосохранения; Super-ego — «Сверх–Я», т.е. своего рода надсознание, представляющее собой коллективный опыт тех общностей, куда включен данная личность (семьи, профессии, конфессии и т.д.); эта часть психики формируется под влиянием норм и принципов религии (грех), морали (совесть), политики и права (обязанность, долг) и других областей духовной культуры общества; для нее главное — принцип долга, отступления от которого порождают чувство вины; сверхсознание образует своего рода защитный барьер между душой личности и всеми впечатлениями реальности; причем те из них, которые противоречат воспринятыми человеком заповедям добра и зла, приличного и безобразного, не пропускаются через этот барьер в сознание, а вытесняются в следующую часть психики; Id — «Оно», т.е. бессознательное в психике человека, которое управляется врожденными инстинктами, биологическими влечениями индивида; на первое место среди этих влечений Фрейд ставил половую любовь (Эрос), а на второе — страх смерти (Танатос); с этой своей стороны психика подвластна принципу удовольствия, она не сдерживается ни разумом, ни моралью. Пути разрешения душевного конфликта между над- и подсознанием разнообразны и дополняют друг друга. 1. Непроизвольное вытеснение травмирующей психику по причине запретов Super-ego информации в область бессознательного; на определенном этапе переполнения бессознательного вытесненными комплексами душевный конфликт предстает как невроз — функциональное расстройство психики в той или иной степени. С невротическим повреждением душа выходит из столкновения идеалов личности с реальной действительностью, в особенности при борьбе полового влечения (либидо) и чувства самосохранения. В крайнем случае невроз переходит в психоз. 2. Регрессия как защитный механизм поведения означает уход личности на более примитивный по сравнению с ее возможностями уровень мышления и деятельности. Распространенными проявлениями регрессии выступают алкоголизм, табакокурение и т.д. 3. Сублимация — напротив, переключение энергии бессознательного на высшие цели духовного творчества в науке, искусстве, профессии, благоустройстве быта, всякого рода хобби и т.п. социально полезные задачи. 4. Трансфер, по Фрейду, означает перенос эмоционального отношения пациента к действительно значимым для него людям (родственникам, половым партнерам) на людей в общем посторонних (учителей, знакомых, героев литературы, телевидения, вплоть до предметов-фетишей) или же на врача-психотерапевта по ходу лечения психоанализом. 5. Психоанализ как метод совместного поиска пациентом и врачом-психоаналитиком глубинных причин душевного конфликта у пациента, истинных обстоятельств причиненных тому психических травм. Основные приемы такого рода психоанализа: метод свободных ассоциаций; толкование сновидений, которые Фрейд считал символами вытесненных желаний индивида; универсальным прототипом невроза. расшифровка ошибочных действий, причины которых кроются в подсознании, его болезненных симптомах — уловить эти причины старается врач-психоаналитик; имеются в виду разного рода оговорки, описки, забывание, ошибки-заблуждения и т.д. 6. Любовь как нормальные отношения мужчины и женщины, при том условии, желательно, когда их союз не вредит их судьбе, не обездоливает никого среди их близких (прежде всего детей). Альфред Адлер (1870–1937) — австрийский врач и психолог. Создал собственный вариант психоанализа, названный индивидуальной психологией. Ее основными положениями являются формулировки комплекса неполноценности и принципа компенсации. Решающим фактором развития личности Адлер считал постоянный конфликт между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, возмещению собственных дефектов, реальных и мнимых. В отличие от своего учителя полагал главной движущей силой бессознательной психики не сексуальность, но агрессивность. Карл Юнг (1875–1961) — швейцарский психолог и философ. Основатель аналитической психологии, которая развивает и дополняет многие идеи классического фрейдизма. Главным вкладом Юнга в психоаналитическую теорию стало учение о коллективном бессознательном и его архетипах. Особенную известность получила юнговская типология характеров, которые он делил на интра- и экстравертов. Эрих Фромм (1900–1980) — немецкий, затем американский психолог, социолог и философ. Провозгласил свои взгляды неофрейдизмом, стремился объединить учение Фрейда о бессознательном с доктриной марксизма о классовой борьбе и другими радикальными идеями, дзен-буддизмом и др. экстравагантными направлениями общественной мысли. Развил оригинальную концепцию свободы личности и бегства от свободы как распространенную форму психопатологии. Теоретические подходы к пониманию информации. Природа идеального в психике. Понятие информации получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. Понятие информации так или иначе отличается от родственных выражений («знания», «сведения» и т.п.) тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Понятие знания, в таком случае, чаще связывают с личностным опытом, умением действовать в проблемных ситуациях. Клодом Шенноном обоснована вероятностная теория информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему. Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин. Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ. С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей. Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения. Правда, в деятельности Человека разумного информация как правило превращается в нечто более сложное, а именно — знание. Оно отличается от просто информации своим семантическим, т.е. смысловым, личностным, индивидуальным аспектом. Т.е. не количеством, а качеством, т.е. значением для человека. Психика — самый высокий, образно-знаковый уровень отражения действительности и управления своим поведением у существ, наделенных в ходе биоэволюции центральной нервной системой и головным мозгом; способность высших животных и особенно людей адекватно воспроизводить действительность с помощью наглядных образов и условных знаков, сообразовывать свои действия с идеальной целью и планом ее достижения. Идеальное — особое качество внутреннего (субъективного) мира, возникающее на базе высокоорганизованной материи, природной (мозга) и социальной (деятельности личности в обществе), но не сводимое по своей сущности к этим материальным основам. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологической. Психику на индивидуальном уровне образуют все те мысли и переживания, которые сопровождают жизнь человека. Психологическая структура идеального складывается из несколь-ких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением. 1. Эмоции (чувства, переживания) фило- и онтогенетически первичны, представляют собой древнейшие и фундаментальнейшие для жизнедеятельности организма психические реакции. Особенности эмоциональной сферы психики: непосредственность, спонтанность эмоциональной реакции на те или иные раздражители; она происходит во многом бессознательно и лишь отчасти контролируется индивидом; суммарность эмоциональной оценки переживаемой индивидом ситуации окрашивает ее в тот или другой психологический оттенок; субъективность любой эмоции. Компоненты любой эмоции: биохимические и физиологические процессы перестройки организма; внешнее выражение эмоционального состояния; внутренние душевные переживания. Типы эмоций различаются по их интенсивности переживания: настроение — слабо выраженный, зато более длительный, эмоциональный тон поведения; чувство — нормальная по размеру переживания эмоциональная; аффект — бурное «выплескивание» очень сильных эмоций; страсть - своего рода гибрид аффекта и настроения — довольно сильная, но длительная, «застрявшая» эмоция на ту или иную задачу деятельности; темперамент — врожденный и потому пожизненный тип нервной системы, который определяет склонность индивида к тем или иным видам эмоциональной реакции. 2. Воля— это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия. Структура волевого акта подразумевает: побуждение к поступкам, ведущим к избранной цели; удержание от других поступков, которые помешают первым, задержат их; подчинение цели всех психических способностей (ума, эмоций, памяти). Память — обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации. Разновидности памяти: механическая и смысловая; кратковременная (от нескольких секунд до 2–3-х суток) и долговременная (на месяцы и годы); символическая (словесная и логически-мысленная), эмоциональная, зрительная (образная), физическая (двигательная, осязательная, обонятельная, вкусовая). Отражение и информация как философские категории. Отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия данных объектов друг с другом. Структура акта отражения: воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимодействие; изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия; частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию. Общие особенности любых процессов отражения на уровне человеческого сознания: 1. Материальные предпосылки и носители отражения. Любое отражение включено в физико-энергетические процессы взаимодействия материальных объектов и систем; существует только на их основе. 2. Вторичность отражения по отношению к отражаемому объекту. Отраженное качество всегда прямо зависит от характера этого последнего. Отражением вправе называться лишь копия чего-то иного, внешнего по отношению к себе и своему носителю. 3. Своеобразие отражение в зависимости от особенностей отражающего объекта. Например, след упавшего камня на воде, песке или другом камне будет совсем разным. 4. Наконец, результат всякого отражение зависит не только от одного или другого из взаимодействующих объектов, но и от самого процесса взаимодействия обоих связанных отражением объектов; условий, эффекта встречи двух разных предметов. В отражении всегда рождается что-то новое по сравнению с исходными состояниями компонентов соответствующей ему материальной системы. В неорганической природе процессы отражения отличаются определённой пассивностью — в том смысле, что его результаты не расшифровываются их носителями и практически не влияют на их дальнейшее существование. Живая природа активизирует способность материи к отражению, поднимает соответствующие процессы до уровня саморегуляции организмов и биоценозов. Биологические формы отражения отличаются избирательностью, способностью организмов к более или менее творческому отношению к поступающей в их сенсорные датчики информации. Смерть, ее этапы и ее восприятие людьми разных культур. В отличие от жизни, где возможны поиски какого-то смысла, смертьпредстает перед нами как неразрешимая проблема. Точнее сказать, она предельно сложна.Её можно отодвигать или облегчать, но никто никогда её не отменит, как для себя лично, так и для всех остальных живых существ. Можно заменить любовь, счастье, успех, пережить ненависть, неудачу, но смерть не имеет альтернативы. Никто из ушедших от нас в мир иной ещё не поделился с оставшимися жить своим опытом. Однако изучив и осознав феномен смерти, возможно лучше распорядиться жизнью. Танатология — междисциплинарное рассмотрение непосредственных причин умирания, динамике и механизмах этого процесса в его биологических, медицинских, с одной стороны, а с другой, социально-психологических аспектах. Этапы смерти шире, чем обыкновенно кажется. Смерть можно определить как необратимое прекращение жизнедеятельности организма. В этом смысле она делится на известные стадии: клиническая смерть представляет собой в принципе обратимый этап умирания, который обычно занимает несколько минут после остановки сердечной деятельности и дыхания; шансы оживления зависят от степени гипоксических изменений клеток коры головного мозга; каждый культурный человек, тем более с медицинским образованием, должен владеть навыками мануальной реанимации; биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и органах, после чего реанимация бесполезна; возможно только частичное донорство ради продления чьей-то другой жизни; коматозное состояние представляет собой своеобразную границу между клинической и биологической смертью, в абсолютном большинстве случаев безнадежную — организм благодаря непрерывной реанимации живет, но на растительном уровне; сознание, а вместе с ним и личность, в коме угасает; редчайшие случаи выхода из комы после многих лет отключения сознания приводят к его серьезным изменениям — организм постарел, а душа нет. Смерть в культуре разных народов, социальных групп оценивается и воспринимается по-разному. Различаются две самых типичных модели такого отношения. Для патриархальной модели кончина одного из членов общины, особенно пожилого, — событие ожидаемое и закономерное; воспринимается смерть как необходимый момент, итог жизни. Модернизированная модель рассматривает любую смерть, тем более близкого человека, как катастрофу, нечто непоправимо и непереносимо страшное, дикую случайность. Сама мысль о смерти изгоняется из сознания. О ней не принято говорить без особой нужды. Безнадёжно больной, обречённый человек помещается в больницу; он умирает на руках медицинского персонала, т.е. по сути дела в одиночестве. Перемещение гроба или (всё чаще) урны с его прахом на кладбище осуществляют только самые близкие родственники и друзья покойного. Это мероприятие ограничивается только церковной или гражданской панихидой по минимальному сценарию. Могилу самого близкого человека потом навещают, как правило, в полном одиночестве или малыми группами. В наши дни можно наблюдать то или иное сочетание патриархального и модернизированного отношений к смерти в различных регионах, социальных группах, семьях. Смысл жизни и деятельности человека как философская проблема. Смысл жизни человекасоставляет, пожалуй, основной вопрос философии. Во всяком случае, большинство остальных философских проблем так или иначе замыкается на нём. Кроме того, этот вопрос предельно философичен постольку, поскольку не имеет общепринятого и окончательного решения. В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни: позиция нигилистическая — жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она рано или поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт; нетрудно видеть, однако, что отрицание в своей и чужой жизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления; позиция фаталистическая — смысл жизни растворён в ней самой; следует не терять время на размышления об этом, на столь отвлечённые темы, а просто жить, — как бы плыть в потоке событий, вбирая впечатления текущего момента; такого рода позиция чаще всего просто отодвигает итоговое осмысление собственного существования на какое-то время; она больше характерна для восточных культур типа буддизма с его культом переживаемого мгновения; позиция сакрализированная — смысл жизни задан ей извне — то ли Богом, то ли мирским долгом — перед семьёй, профессией, государством; чаще всего корпоративная мораль эксплуатирует человека, вплоть до его порабощения; позиция гуманистическая — человек сам творит смысл своего бытия; никто другой не в силах сделать это за него самого и выбор пути отражает предназначение и способности личности; в столь активной жизненной позиции концентрируются ценности западных цивилизаций. Особенности проблемы смысла жизни человека при любой её постановке таковы: общечеловеческий характер; у этой проблемы нет ни общего, ни постоянного решения; потеря смысла жизни, его деградация свидетельствует о серьёзном кризисе личности, её пограничном со смертью состоянии. Распространённые в любом обществе модели обретения и поддержания смысла жизни так или иначе сочетаются в сознании каждого из нас. Религиозный вариант сводится к тому, что смысл изначально заложен во всякую жизнь, тем более душу Богом, который сотворил человека по своему образу и подобию. Человек должен понять замысел божий, пережить его в душе и приложить к своим поступкам. Творение бескорыстного добра во имя Божие наполняет жизнь истинно верующего человека высшим смыслом. Светские варианты осмысления жизни обычно дополняют религиозную веру в жизнь или возмещают недостаток, отсутствие этой веры. В миру борьба за осмысление жизни отводится самой личности, от разума и воли которой зависит, найти ли в жизни смысл, потерять ли его или удержать. активизм требует от человека, чтобы он постоянно, настойчиво трудился над улучшением качества жизни, обогащением материальных её условий, повышением своего статуса в обществе; верховной целью, таким образом, становится своего рода победа над жизнью; патернализм предполагает заботу о счастье и благополучии окружающих, прежде всего близких, родных людей; для многих, особенно женщин, истинный смысл существования — в детях, внуках, им отдаются все силы души; в итоге перед нами помощь другой жизни; изоляционизм, напротив, ищет смысла в сугубо личной жизни, ограничивает личные ценности профессией, каким-то увлечением, поддержанием собственного здоровья и душевного спокойствия; существование, таким образом, представляет собой бегства от жизни. |