Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы самоопределения философии

  • Природа и перечень философских проблем. Особенности и структура философского знания. Круг философских тем и проблем

  • Критерии специфики философского знания

  • Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского мировоззрения.

  • Рождение философской мысли. Философия Древнего Востока: даосизм, конфуцианство, буддизм.

  • Кун Цзы

  • Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа и ее представители. Атомизм.

  • Философский идеализм Платона. Учение Аристотеля о материи и форме.

  • лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли


    Скачать 252.9 Kb.
    НазваниеПредмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
    Дата10.01.2022
    Размер252.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалучшие ответы.docx
    ТипЗакон
    #326988
    страница1 из 16
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    1. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли.


    У любой науки стоит различать объект и предмет ее познания. Объект всякого исследования суть некая часть реальности, интересующая специалистов определенного профиля. Предмет же изучения в таком случае — это тот аспект, в котором данная объектная область явлений и закономерностей рассматривается этой дисциплиной, её специфический подход к ним. У нескольких наук может быть один и тот же объект (например, человек рассматривается множеством наук, именуемых поэтому гуманитарными; но у каждой из них имеется свой, полностью неповторимый остальными предмет, так что психология отлична от нейробиологии, антропология от педагогики и т.д.).

    Попробуем представить с этих двух позиций философию. По своему объекту это самая общая наука. Её интересует и природа, и общество, и, главное, человек с его уникальным духовным миром, рекордной способностью к творчеству. Что касается предмета философии, то он, пожалуй, располагается на стыке этих главных сфер бытия. Именно принципиального характера взаимоотношения человека с окружающим миром, связь макрокосма природа и микрокосма людской души составляет, очевидно, отличительный предмет философствования. Мир сам по себе, чуждый человеческим интересам, как и опредмеченный, одномерный человек вне тайны его творчества, моделируются другими науками и управляются иными практиками, нежели философские.

    Нисколько не умаляя значимости науки (физики или, допустим биологии), техники (даже компьютерной), надо заметить, что их достижений человеку мало. Ему потребуется разобраться в самом себе, ответить на вопросы, зачем он вообще живёт, оценить эту свою жизнь, её предпосылки, промежуточные итоги и перспективы. Но применительно к одному-единственному человеку такого рода вопросы нельзя обсуждать без предварительного решения этих проблем вообще, относительно всех остальных людей. Осмысление собственного душевного состояния — рефлексия представляет собой практическую сторону философствования. Такого рода работа ума и всей остальной души никак не обходится без сомнений, противоречий, заблуждений, но и побед человека над обстоятельствами и, главное, самим собой.

    Такова может быть самая сжатая формулировка направленности философии. Будучи одной из древнейших форм культуры, она за 2–3 тысячи лет своего существования не могла оставаться во всём неизменной. Этапы самоопределения философии примерно таковы:

     первоначально философия отождествлялась с научным (теоретическим) знанием в целом, всякой светской мудростью, открытой изучению, — в противоположность религии как мудрости богооткровенной, мифологии с её герметичным для критики авторитетом; образцами такой первофилософии могут служить изречения натурфилософов архаической Греции; а на Востоке — поучения Конфуция и Лао Дзы, «благородные истины» Будды; тому подобные заповеди первых общеизвестных мудрецов человечества;

     неизбежное отделение от философии специальных наук вроде математики и физики, истории и географии, начавшееся ещё в античности, оставляло до поры, до времени на её долю любого рода теорию, т.е. знание общее, объясняющее конечные причины и главные принципы бытия и сознания; примерами такого рода философского синтеза разрозненных фактов и наблюдений могут служить «Метафизика» Аристотеля, «Сумма теологии» Святого Фомы Аквинского, «Математические начала натуральной философии» Исаака Ньютона, «Философия зоологии» Жана-Батиста Ламарка, «Философия ботаники» Карла Линнея и похожие по содержанию;

     окончательное становление современных отраслей науки привело к дальнейшему уточнению задач философии — во-первых, как знания не просто теоретического, обобщающего, но всеобщего, универсального по своему охвату; а во-вторых, учитывающего методологию получения самого знания, пути его обоснования и применения на практике; современные философы уже не пытаются конкурировать с теоретиками естествознания и обществоведения, но стремятся дополнить выстраиваемую теми картину мира человеческим, гуманитарным измерением; оценкой предпосылок познания.


    1. Природа и перечень философских проблем. Особенности и структура философского знания.


    Круг философских тем и проблем, в чём-то меняясь от эпохи к эпохе, тем не менее, сохраняет удивительную преемственность от древности до наших дней. А именно, философия занимается такими проблемами, как:

     существование природы и сущность её сфер;

     устройство общества; справедливость среди людей;

     познание реальности;

     мораль и нравственность; добро и зло;

     красота в искусстве и жизни,

     счастье человека;

     целый ряд тому подобных.

    Как видно, всё это проблемы общего, предельного и запредельного характера. Ни одна из них не сводится к частным случаям, отдельным примерам (хотя ими более или менее ярко иллюстрируется). Для обсуждения философских вопросов требуется абстрактное, т.е. отвлечённое от всех и всяческих частностей, синтезирующее главные выводы мышление.

    Критерии специфики философского знания сегодня предполагают и дополняют друг друга; их соотношение варьируется в отдельных разделах философии.

    Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности. В общем, мир — вовсе не самоочевидность (как для обывателя), а предмет постоянного вопрошания, обдумывания (для мыслителя, ставящего перед собой сумму проблем).

    Второй критерий философствованиятотальность мышления, его устремлённость к обобщениям значительного масштаба. Не отдельные частные случаи, конкретные образцы, единичные ситуации, но всеобщие суждения — о мире в целом, всём человечестве, ходе его истории, судьбах целых цивилизаций, человеческой натуре и так далее. Ни одна специальная наука не изучает первоначал всей природы, общества как такового или же целого мира человеческой души, а философия стремится именно к этому — с её помощью происходит универсализация выводов относительно таких вопросов, которые достаточно масштабны для этого.

    Философия не только обобщает мысли, но ещё, в-третьих, обязательно углубляет их — до субстанционального предела. Субстанция как философское понятие означает, что за массой единичных предметов скрываются некие стабильные центры, вечные первоосновы. Субстанция — не явление, а сущность. То, что существует благодаря самому себе, а не благодаря другому и в другом. Философы разных времен и народов по-разному определяли субстанцию (или несколько субстанций), но сама идея субстанциональности неотрывна от философствования.

    Отсюда четвёртый признак философии — её принципиальная теоретичность, то есть признание чисто умозрительных, невыразимых в опыте визуального восприятия или практического действия сущностей. Их нельзя увидеть, потрогать, даже измерить — их можно только помыслить разумом. Примерами таких умозрительных реальностей являются числа, общие понятия (категории), разные другие идеи. Причём философские абстракции — закономерный продукт логического мышления, они объективны. Вещество, энергия, информация; красота, добро, судьба; цивилизация, культура, история — вот образцы философских категорий.

    Пятый критерий отличительности философии называется рефлективностью — потому, что философия всегда имеет в виду мысль о мысли, размышление о размышлении. Учёный изучает что-то вне своего мышления, которое посвящено некоему объекту. Философ же наблюдает за тем, кто и как мыслит или делает, какие мыслительные приёмы способствуют истине, поступки — благу. Так что любая наука или профессия представляет собой мысль первого порядка, а философия — второго, будучи метатеорией или методологией науки и практики. Рефлексия означает мыслить себя мыслящим. Проще говоря, имеется в виду самоанализ — попытки человека разобраться в самом себе, взглянуть как бы со стороны на то, ради чего он живёт, стоит ли так жить…

    Похожая ситуация с соотношением философии и практики, когда философ размышляет не столько над тем, что́ делает практик, сколько над тем, зачем на самом деле это делается, с какой целью и по каким мотивам.

    В соответствии со всеми перечисленными интеллектуальными претензиями выстраивается и дисциплинарная структура философии, т.е. состав её разделов как науки и учебного предмета.

    Онтология учение о бытии мира и человека; о первоначалах всего сущего, выражаемых в универсальных принципах и категориях (вроде таких, как «мир», «природа», «материя», «дух», «пространство», «время», «развитие», «эволюция»).

    Гносеологиятеория познания, трактующая его сущность и возможности; условия достоверности и отношение к реальности; соотношение в нём истины и заблуждений; само понятие знания и его разновидностей.

    Теория научного, особо сложного и ответственного познания нередко называется эпистемологией. Впрочем, последнее время так всё чаще именуют всю теорию познания.

    Метафизика — так, с лёгкой руки древних греков, называются онтология и гносеология вместе взятые. Таким образом, метафизическими стали называть вопросы о разуме, душе, космосе, причинности, свободе выбора и т.п.

    Логикачасть теории познания, а именно учение о мышлении, его общечеловеческих формах и принципах, законах последовательного и доказательного чередования мыслей при точном обсуждении любой проблемы.

    Методология — учение об эффективных приемах работы, принципах рациональной деятельности учёного и профессионала-практика.

    Социологияобъяснение законов развития и устройства общества, путей всемирной истории человечества.

    Аксиология — трактует понятие ценностей жизни и культуры, процедуры оценки значимых для человека явлений и событий (полезных, вредных или нейтральных).

    Этикаучение о морали, т.е. правилах поведения людей, счастье и долге человека, его обязанностях по отношению к обществу, государству, своим ближним и к себе самому.

    Эстетикаучение о канонах красоты, формах её освоения и творчества, прежде всего в искусстве.

    Теология или же по-русски богословие обосновывает идею Бога и веру в него; анализирует аргументы сторонников и противников религии, пути её исторического развития и роль в современном обществе.

    Антропология как теоретическая или же социальная дисциплина синтезирует представления о природе и назначении человека, его месте в мире, смыслах жизни и смерти.

    За последнее время от философии «отпочковался» целый ряд наук, до недавнего времени даже преподававшихся на философских факультетах. Они сохраняют наиболее тесные связи с философией. Это психология, культурология, политология, математическая логика, науковедение, праксеология и некоторые другие.


    1. Понятие мировоззрения и его структура. Специфика философского мировоззрения.


    Мировоззрение есть совокупность основных идей о мире. В соответствии с этими идеями мир должен быть таким или иным. Мировоззрение включает три основных компонента: 1) когнитивный компонент — знания; 2) аксиологический компонент — совокупность принципов, через которые мир оценивается; 3) праксеологический компонент — способы деятельности, заданные посредством знаний и ценностей. Такая структура отражает идею о человеке как знающем, оценивающем (понимающем, например, что есть добро и зло) и действующем.

    Несомненно, что существуют различия между мировоззрениями отдельных людей, различных социальных слоёв, разнообразных культур. Но наиболее рельефно эти отличия выглядят при сравнении мировоззрений различных исторических эпох. Традиционно выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию, философию.

    Философия возникает на фоне мифологической традиции. Она начинается с имени автора и датировки, преодолевая анонимность мифологии и создавая благодаря этому основы исторического видения мира. Трансцендирование — выход за налично данную человеку ситуацию в мире природном или социальном — является еще одним основанием философии, моментом трансформации мифа в логико-теоретическое исследование. Можно утверждать, что философия рождается из деструкции мифологии; однако объяснительный потенциал мифологии используется в философской традиции от Платона до постмодернистов. Иные отношения складывались между философией и религией — они длительно совместно сосуществовали в рамках религиозной философии. Несмотря на различие базовых установок двух этих видов мировоззрения (вера и доказательство), философия и религия опираются на одинаковое понимание человека (личность) и необходимость выхода за рамки наличного бытия.


    1. Рождение философской мысли. Философия Древнего Востока: даосизм, конфуцианство, буддизм.


    Философия появилась примерно 2,5 тысячи лет назад в трёх культурно независимых регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции. Становление философской мысли в Китае связано с двумя наиболее известными и сохраняющими до сих пор своё влияние школами — даосизмом и конфуцианством. Основателем первой считается легендарный мудрец Лао-Цзы; вторая же названа по имени своего главы Конфуция (кит. Кун-Цзы). На полуострове Индостан к тому времени расселились так называемые арийцы. Священные книги этих племён — Веды (на санскрите «знание»; сравним славянские слова «ведать», «разведывать»), созданные более 3,5 тысяч лет назад, были в VIII–V веках до новой эры дополнены такими религиозными текстами, как Упанишады (от санскритских слова «сидеть рядом» (с учителем), т.е. доступные только немногим посвящённым в их тайную мудрость). Вся дальнейшая индийская философия развивает темы Упанишад — о единстве всего сущего (Брахман — первоначало, из которого развивается всё существующее), циклически вечно повторяющемся мировом процессе (отсюда идея реинкарнации — переселения душ в соответствии с личной кармой); внутренней сущности индивида (Атман), в которой отражается весь космос.

    Даосизм — ставшая религией самая древняя философия Китая. Её основателем считается Ли Боянь, которого прозвали Лао Цзы (Старый учитель). Он вроде бы жил в начале VI века до новой эры, служил хранителем архива одного из правителей. Ему приписывается трактат «Дао Дэ Цзин» — «Книге о Дэ и Дао», т.е. о пути и добродетели.Первое слово обычно переводят как «путь», т.е. закон вечного изменения мира и человека. Дао бесполезно пытаться понять логически, его нельзя уловить органами чувств, а можно постичь только интуитивно.

    По мысли Лао Цзы, человек как часть природы изначально добр и вообще хорош, но его портит культура, история общества. Излишние заботы и страсти вступают в противоречие с законом природы. Пытается ли человек разбогатеть или узнать всё на свете — его дао искажается. В природе, дескать, нет богатых и бедных, она существует по вечным законам, неподвластна техническому прогрессу. Тогда человек болеет и слишком рано умирает. Никакой души даосизм не знает, поэтому смерть означает тут простое окончание жизни навсегда. Но если вернуться к природе, постичь и использовать её скрытые возможности, можно вернуть жизнь на гармоничный путь, избежать болезней, обрести долголетие. В принципе — даже бессмертие.

    Отсюда даосский принцип у вэй — недеяния, неотклонения (от «генеральной линии»). Имеется в виду, конечно, не полная пассивность, не самоубийственный паралич жизнедеятельности. Скорее — отказ от достижений технической цивилизации (письменности, машин и прочего) всей связанной с ними искусственной активности. Главная мысль даосизма — подчинение «естественному» ходу событий.

    Конфуцианство — ещё одна китайская религия, дополнившая даосизм и названная по имени своего основатели — учителя Кун Цзы (латинизированная форма Конфуций). Это уже более историческая личность, его биография известна нам довольно детально, но, разумеется, не без примеси соответствующих мифов и легенд.

    Собственно религиозные явления сведены Конфуцием до минимума. Духи и божества, смерть и бессмертие — бесполезно пытаться их понять. Достаточно признавать Небо как творца жизни, а Китай — Поднебесной страной, центром Вселенной. Здесь была и будет обитель порядка и совершенства. Чтобы восстановить порядок на этой земле, надо вернуться к прошлому. Тогда все люди хорошо себя вели, и всё общество поэтому процветало. Долг, а не выгода, любовь к людям, а не ненависть. Этого безоговорочно требует Конфуций. Главное средство исправления нравов — почитание старших. И в семье, и в государстве. Общий для всех времён и народов культ предков достиг своего максимума в конфуцианстве. Сыновняя почтительность (сяо) приобрела вселенские масштабы: император — сын Неба, а все китайцы — дети императора. Чиновники — любимые им старшие дети. Самые старшие и авторитетные — советники правителя, как бы повторяющие пример самого Конфуция. Поскольку все родственники — одна семья, статьи чиновником в принципе может каждый. Надо только хорошо подготовиться и лучше других претендентов сдать государственные экзамены. Благороден не только тот, кто знатен, но и все добродетельные мужи. Они следуют конфуцианской этике долга и гуманизма.

    Конфуцианство, в ещё большей степени, чем даосизм, соединяет в себе черты религии, политики и гражданской этики. Меньше всего здесь философии и мистики. Конфуций, как и Будда, не писал книг. Его сочинения составлены из ответов на вопросы учеников.

    На рубеже II и I столетий до нашей эры императоры узаконили учение Конфуция в качестве официальной идеологии государства. С VI же века по всем городам возводятся храмы в его честь, где и производится публичное поклонение этой по сути обожествлённой фигуре. Наследие Учителя регламентирует все моменты и детали публичного поведения подданных китайского императора: одежду, украшения, прическу, походку, приветствия, другие позы на людях. Наше выражение «китайские церемонии» отсюда же — обряды, этикет поведения выражают волю Неба, согласно Конфуцию.

    Вплоть до упразднения китайской монархии в 1911 г. Конфуцию воздавали почести как духовному отцу нации, «учителю десяти тысяч поколений». Впрочем, поклонение ему, формальное или реальное, остаётся в Китае до сих пор. То, что вместо императора на вершине политики и этики стали лидеры коммунистов, вроде Мао Дзэдуна или Дэн Сяопина, не принципиально.


    1. Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа и ее представители. Атомизм.


    Началом античной философской традиции стало появление первых философских школ Древней Греции (милетской и пифагорейской — рубеж VII–VI вв. до н. э.). Ключевыми фигурами для внутренней периодизации этой эпохи философии являются Сократ и Аристотель. Ранней греческой философией принято называть философские идеи от Фалеса до Сократа, а тогдашних мыслителей — натурфилософами (поскольку они стремились разобраться в устройстве природы, космоса – космологизм), или же досократиками.

    Философия Древней Греции в качестве основных ставила вопросы о сущности мира и человека, о происхождении бытия и о смысле и способе человеческого существования.

    Первая в Европе — Милетская школа возникла на западном побережье Малой Азии, там и располагался греческий город Милет. Именно на этой территории широкий обмен культурными достижениями вызвал появление учений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена о том или ином вещественном первоначале вселенной.

    Представителей милетской школы принято называть натурфилософами, поскольку они стремились выявить природное основание мира. Фалес считал, что началом всего сущего была вода. Анаксимандр говорил о вечном и неуничтожимом начале, которое он назвал апейрон (букв. «беспредельное»). Анаксимен считал началом всего воздух. Значение идей Милетской школы в истории мысли может быть определено как интеллектуальный прорыв. Милетцы впервые совершили выход за грань наличной реальности.

    Атомизм. Левкипп и вслед за ним в особенности Демокрит из Абдер учили о том, что всё состоит из атомов — мельчайших неделимых частиц, комбинации которых создают вещи. Атомы и есть бытие, они движутся по разным траекториям в абсолютной пустоте, которая бытием не является. Даже олимпийские боги якобы состоят из особенных — огненных атомов. Неделимыми атомы становились вследствие основной характеристики бытия, введённой Парменидом — неизменности, постоянства существования; то, что не состоит из частей, не может и распасться, перестать существовать.


    1. Философский идеализм Платона. Учение Аристотеля о материи и форме.


    Платон (427–347 гг. до н. э.) учил, что бытие есть мир идей — неосязаемых умопостигаемых сущностей, пребывающих вне времени и пространства. Все вещи видимого мира — только несущественные отражения вечных идей. Идеи не хаотичны, но иерархично соподчинены, образуя «царство идей». Во времена Платона уже существовала полностью теоретическое знание — геометрия, строившаяся на основе аксиом. Аналогично аксиомам, существовавшим до всяких построений, мир вечных идей существует до любого человеческого познания; эти идеи предваряют любое познание и не создаются людьми, но открываются ими. Платонизм, в первую очередь, есть способ наделения философии, да и любой другой отрасли теоретического знания, собственным объективно существующим предметом. Именно поэтому учение Платона стало основанием для христианского богословия.

    К заслугам Платона можно отнести и так называемый «Миф о пещере» (Где закованные в кандалы узники видят не тех, кто проходит мимо её входа, а лишь их тени на противоположной стене пещеры…). Эта литературная аллегория стала рассказом о роли и задачах интеллектуального знания в европейской культуре, для которой наука не просто накопление фактов, но способ выбраться из навязчивого состояния ежедневного мира и пробиться к новым мирам, обретая свободу.

    Человеческое познание, считал Платон, представляет собой «припоминание» идей (вспомним образ пещеры), которые наша душа созерцала до того, как вселиться в тело.

    Платон также развивал категории блага и прекрасного, на основании которых сформировал своё учение об идеальном государстве, в котором существует жёсткое сословное разделение в соответствии с природой каждого из людей (на правителей-философов, воинов-надзирателей и остальных трудящихся).

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта