Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия Средневековья, ее основные черты и представители.

  • Научная революция XVII века. Разработка индуктивного метода. Философия Ф. Бэкона.

  • Философия и методология Р. Декарта.

  • Учение Б. Спинозы и Г.В. Лейбница о субстанции; субъективный идеализм Дж. Беркли; агностицизм Д. Юма.

  • лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли


    Скачать 252.9 Kb.
    НазваниеПредмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
    Дата10.01.2022
    Размер252.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалучшие ответы.docx
    ТипЗакон
    #326988
    страница2 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Частью на свои деньги, а частью на деньги друзей Платон купил участок рощи, посвященной герою Академу. Там он создал школу, просуществовавшую тысячу лет — Академию. Она стала первым научно-образовательным учреждением западной цивилизации, из которой вышли несколько поколений античных мыслителей. Наиболее выдающимся среди них был прямой ученик основателя — Аристотель.

    Аристотель (384–322) же был выходцем из семьи потомственных врачей, поэтому его взгляд более приземлён, эмпиричен и прагматичен. Аристотель может быть назван основателем большинства наук; он создал научный лексикон, большая часть которого используется до сих пор; сформулировал первые три закона логики. Книги Аристотеля представляют собой энциклопедическое собрание античных знаний.

    Законы логики Аристотеля:

    1. Закон тождества (любое высказывание на протяжении всего рассуждения должна иметь один и тот же смысл)

    2. Закон непротиворечия (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; как минимум одно из них ложно);

    3. Закон исключенного третьего (истинно либо суждение, либо его противоположность).

    Онтология Аристотеля опирается на термин «метафизика». Это понятие возникло случайно как результат систематизации трудов великого философа Андроником Родосским (I век до н. э.), который этим термином просто обозначил очередную книгу в порядке систематического списка, в составе свитка рукописей (метафизика дословно — «после физика», то есть тексты, переписанные после сочинений о природе). С тех пор выражение «метафизика» стала синонимом так называемой «первой философии», то есть самых общих её разделов — теории бытия (онтологии) и теории познания (гносеологии).

    Аристотель считал, что всякая вещь есть соединение трёх необходимых моментов — материи, формы и субстанции. Материя — принципиальная возможность бытия предмета. Форма — образ вещи, являющийся принципом её существования. Субстанция — вещественное наполнение предмета.

    Аристотель создал формальную логику, в которой изучение мышления строится на основе учёта формы (структуры) мысли, данной нам в языке. Законы правильного мышления, выведенные философом, до сих пор являются основанием логических исследований и преподавания логики.


    1. Философия Средневековья, ее основные черты и представители.


    Этот период истории философии неразрывно связан с цивилизацией Средних веков. Хронологически он ограничен с одной стороны падением западной Римской империи (V в. н. э.), с другой периодом итальянского Возрождения (XIV–XV вв.). Содержательно средневековая философия связана с христианством.

    Важнейшей составляющей новой культурной парадигмы стала идея греха, абсолютно неизвестная античности. В её онтологическом аспекте она сводится к идее, что мир как его сотворил бог, и мир в его нынешнем состоянии, различны. Через грех прародителей в мир вошли зло, болезни, смерть. Следовательно, в мире есть такие элементы, которые не должны были бы существовать, исходя из плана божественного творения.

    Христианство преодолело это противопоставление, введя ещё один аспект знания — откровение. Это знание о том, что не может принципиально быть познано человеком, но лишь открыто ему Богом. Такое знание принципиально не является человеческим.

    Креационизм — сотворение мира Богом из ничего силой своего разума. Монотеизм (единобожие) настаивал на разнородности универсума, создавая новый плодотворный подход к постановке онтологических проблем.

    Теоцентризм, утверждающий, что источником всего существования является Бог, может быть также рассмотрен как особый способ понимания мира, при котором любое явление получает смысл по отношению к богу. Другой стороной этой же идеи является провиденциализм, согласно которому бог перманентно правит миром, осуществляя в нём свои цели («Всё в руце божией»).

    Ещё одной сущностной стороной средневековой философии был персонализм, согласно которому, человек создан по образу и подобию божества, а, следовательно, является личностью, способной к выбору добра или зла.

    Характеризуя философию Средних веков, необходимо подчеркнуть экзегетическую (истолковывающую тёмные места теста) составляющую. Основная задача экзегетики заключалась в уяснении смысла библейских высказываний, чтобы получить безошибочные ответы на все вопросы. Но этот смысл зашифрован, скрыт в тексте Библии, поэтому философ должен расшифровать, раскрыть, разъяснить священные письмена.

    Хронологически философия Средних веков может быть разделена на два основных этапа — патристику (II–VII вв.) и схоластику (VIII–XV вв.). Титул «отца» («патер») христианской церкви получили её первые крупные идеологи (Аврелий Августин, Тертуллиан, Ориген и др.), а после основания первых европейских университетов (школ), преподаваемая там философия стала именовать схоластикой («школьной»).

    Наибольшее влияние на развитие западной философии оказала латинская патристика в лице своего наиболее талантливого представителя Августина Аврелия (354–430). Его книга «Исповедь» стала каноном автобиографии для многих поколений европейцев, центральным же богословским произведением является трактат «О граде Божьем». В нём Августин разрабатывает модель истории как линеарного процесса; истории, какой её не знала Античность. Поскольку главным для средневековой теологии было отношение человека и Бога, то и история трактуется как отношение двух реальностей: Града божественного и Града земного (христианской церкви и государства).

    Среди собственно философских проблем той эпохи выделим три:

    ● вопрос об универсалиях (общих понятиях);

    ● о соотношение разума и веры;

    ● логические доказательства бытия Бога.

    Борьба номинализма и реализма происходила на протяжении многих веков. С точки зрения номинализма, общие понятия представляются не более чем именами («номен»). Они не имели никакой онтологической ценности, т.е. сами по себе не существовали в объективной реальности. С этой точки зрения, существуют только единичные вещи. Наиболее известными номиналистами были Беренгар Турский (999–1088) и Росцелин (1050–1125). Первый из них вразумлял, что хлеб и вино после освящении в литургии во время причастия становятся плотью и кровью Христовыми не реально, а символически. С точки зрения последнего, три Лица в Боге суть три отдельные субстанции, а их единство существует только как тождество в отношении воли Господней и могущества Господнего.

    Реализм же следовал Платону: общие понятия существуют сами по себе, существование же единичных вещей иллюзорно, они тени реально существующих понятий. Такому взгляду на проблему следовали Гильом из Шампо (1070–1121) и Ансельм Кентерберийский (1033–1109).

    Соотношение веры и разума представлялось ещё одним аспектом взаимодействия человеческого и божественного. Крайнюю позицию в этом вопросе занимал Квинт Тертуллиан из Карфагена (155 – после 220 гг. н.э.), оставивший декларацию: «Верую, ибо абсурдно». В акте веры преодолеваются все формально-логические противоречия, христианская вера есть посрамление научной мудрости.

    Срединная позиция, направленная на гармонизацию веры и разума, принадлежала Ансельму Кентерберийскому: «Верую, дабы понимать».

    Фома Аквинский (1224–1274), итальянский философ XIII века, считается вершиной схоластической мысли, ему удалось произвести настолько полный синтез философии и теологии, который только возможно представить. Его центральным произведениями являются «Сумма против язычников» и «Сумма теологии».

    Фома Аквинский считал, что существование Бога самоочевидно в нём самом, но не для нас, а, следовательно, существование Бога может быть доказано. Философ изложил пять доказательств существования бога.

    Первое доказательство строится на факте существования движения: некоторые вещи, безусловно, движутся, хотя и не могут являться причиной собственного движения, их движет что-то другое извне. Поскольку, как считал Фома, нет, и не может быть бесконечной цепочки причин движения, должен быть первый двигатель, который сам не затронут движением. Это и есть Бог.

    Второе доказательство использует понимание причинно-следственной связи: как и в случае движения, ничто не может быть причиной самого себя, и бесконечная цепочка причинно-следственной связи невозможна, так что должна быть Первопричина, называемая Богом.

    Третье доказательство — противопоставление необходимо существующего и не необходимо существующего. Наш опыт включает в себя вещи, конечно, существующие, но очевидно ненужные, т.е. они могут как существовать, так и не существовать. Но если бы мир состоял только из таких вещей, то он бы вообще не существовал. Поэтому, мы вынуждены предположить то, что нечто должно существовать обязательно, имея необходимость существования только от самого себя; и быть причиной для существования всех других вещей. Такой причиной и является Бог.

    Четвертое доказательство связано со степенями совершенства различных вещей. Мы можем заметить определённую градацию вещей в том смысле, что некоторые вещи могут быть более совершенными, либо менее совершенными, однако, должна быть вещь превосходная, содержащей в себе всю полноту существования. Это то, что мы называем Богом.

    И пятое, последнее доказательство, связано с понятием целевой причины. Природные вещи в своем развитии следуют определённым целям. Всё, что без осознания стремится к цели, действует под руководством того, кто определяет цель изменений. Этот источник и есть Бог.

    Используя рациональные доказательства, Фома Аквинский определяет природу Бога. Бог прост, он не имеет составных частей, таких как души и тела, или материи и формы. Бог совершенен, без всякого недостатка. То есть, Бог отличается от других существ за счёт более полной действительности. Бог бесконечен. А именно, Бог не является конечным в путях, которые создали люди физически, интеллектуально и эмоционально ограниченные. Эту бесконечность следует отличать от бесконечности размера и бесконечности числа. Бог неизменен, Бог един; единство Бога таково, что сущность бога совпадает с его существованием.


    1. Научная революция XVII века. Разработка индуктивного метода. Философия Ф. Бэкона.


    Научная революция XVII века, знаменующая собой рождение новой науки — классического естествознания, имеет свою историю. Социальным основанием её стало появление индустриального общества, основанного на идее и практике машинного производства, серийного преобразования материала, а также использование природы в целях человеческой деятельности.

    Важнейшим фактором изменения строя мышления было изобретение эксперимента (опыта над природными явлениями в искусственно созданных условиях), которое вело к мысленной деструкции ежедневного мира. Так возникла проблема основания знания, разделившая философов на рационалистов и эмпириков.

    Френсис Бэкон Веруламский (1561–1626) считается основателем эмпиризма, философского учения, с точки зрения которого основанием знания является опыт. Со времён греков опыт третировался как недостоверный, зависимый от слишком многих факторов, неограниченный по числу случаев, а, следовательно, не ведущий к однозначно истинному знанию; в отличие от теории, в которой логическое следование идей и логичная обобщённость выводов даёт основание для утверждения о необходимости истины. Бекон реабилитировал опыт как основание человеческого знания. Английский философ изобрёл метод для устранения недостатков опыта, путём создания индуктивной логики, где в отличие от дедуктивной логики Аристотеля вывод про общее делался на основе суждений о единичном. Бэкон предлагал построить «индуктивные таблицы», в которые следует вносить все наши знания о мире, классифицируя их по общим признакам и обобщая, что в конце концов даст вечные истины.

    Бэкон хорошо понимал, что данные опыта подвергаются аналитике разума, поэтому он предпринимает масштабное изучение различных способов «порчи» человеческого мышления — «идолов разума». Так он называл человеческие предрассудки, которые препятствуют истинному познанию. Среди них и стереотипы общественного мнения, и общечеловеческие пределы органов чувств, и личные пристрастия, и многозначность слов естественного языка.

    Поэтому, кроме подтверждающего опыта, Веруламский философ особенно рекомендовал опыт негативный, которым сама Природа, будучи правильно «спрошена» экспериментатором подтвердит отсутствие в своём составе выдуманных схоластической философией сущностей.

    Бэкон также создал идеологическое основание современной науки — знание должно служить увеличению человеческих сил, а не только удовлетворению интеллектуального любопытства («Знание — сила»).


    1. Философия и методология Р. Декарта.


    Основателем европейского рационализма принято считать французского философа и математика Рене Декарта (1596–1650). Крушение средневековых догм поставило вопрос о новых основаниях познания, которые могли бы быть приняты за исходный пункт нашего понимания мира. Для Декарта таким авторитетом становится независимое человеческое мышление, которое на свой страх и риск проводит критику сложившихся мнений и стереотипов познания.

    Отправной точкой в исследовании возможностей человеческого познания для Декарта стала методология «радикального сомнения». Её суть состоит в постулировании невозможности признать что-то самодостоверным. В мире, лишенном очевидности, только способность человека сомневаться может стать основанием достоверности. Иначе говоря, человек может усомниться во всём, вплоть до факта собственного существования. Бесспорно одно сомнение. А если я сомневаюсь, следовательно, я мыслю. Раз я мыслю, значит, существую («Cogito, ergo sum»).

    Декарт стал одним из родоначальников научной методологии, предполагая, что можно разработать такую последовательность познавательных действий, которые привели бы нас к истинному знанию. В трактате «Рассуждение о методе» он рекомендовал ясно формулировать проблему; разбивать её на отдельные части-задачи; и решать их одну за другой.

    В онтологии французский философ утверждал существование двух независимых субстанций: материальной и духовной, которые разделяются по своим характеристикам — протяженности и мышлению. Так что тело человека работает как природный механизм, а вот его же душа вдохновлена Создателем.

    Исходя из самодостаточности человеческого разума в деле познания, Декарт обосновывает дуалистический взгляд на проблему существующего. Материальное и духовное принципиально различны, а, следовательно, никак на связаны в реальности. Они существуют, абсолютно не нуждаясь друг в друге. Такой, на первый взгляд, абсурдный подход стал основанием нового познания. Дуализм приводит к разделению души и тела в сущности, а, значит, к возможности их раздельного изучения (анатомия и психология), а также к разделению всего корпуса научного знания на теоретические и экспериментальные науки, на гуманитарные и естественные дисциплины.


    1. Учение Б. Спинозы и Г.В. Лейбница о субстанции; субъективный идеализм Дж. Беркли; агностицизм Д. Юма.


    Следующий шаг в развитии новоевропейского рационализма сделал Бенедикт Спиноза (1632–1677). Свои взгляды он изложил, в частности, в трактате «Этика». Спиноза считал, что и материя, и дух являются атрибутами (качествами) Бога; и в мире духовном, и в мире материальном всё происходит сообразно логической необходимости. Эта его важнейшая работа — «Этика» написана в порядке логического следования, подражая геометрии, что являлось результатом идеи о логической связи между всеми явления Вселенной, как духовными, так и материальными.

    Рассмотрение природных объектов в виде качеств Бога приводило к ответу на вопрос о целях научного познания, а, следовательно, его ценности. Познание объектов мира не суетно, это, в определённом смысле, познание Бога. Идеологическое влияние Спинозы и состоит в смещении интереса мыслителей с проблем теологии на проблемы естественных наук, достаточно напомнить, что мыслитель часто заменял слово «Бог» словом «природа» («Deus sive natura»). Эта мировоззренческая позиция и именуется пантеизмом.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), с одной стороны, завершает ряд великих рационалистов Нового времени, с другой — предваряет философию XIX века. Замечательный логик и математик, он всю жизнь мечтал создать универсальную систему, позволявшую бы чётко мыслить и однозначно описывать Вселенную. Немецкий философ верил в возможность замены мышления исчислением и в возможность рассуждать в области метафизики и нравственной философии так, как мы это делаем в области логики и математики.

    Самым большим интересом для Лейбница обладали аналитические суждения, такие в которых предикат уже содержится в субъекте. Аналитические суждения логики имеют прямую аналогию в онтологии Лейбница — существование монад. В отличие и от Декарта, и от Спинозы, Лейбниц отрицал, что протяжённость может быть характеристикой субстанции. Протяжённость и единственность (две важнейшие характеристики субстанции) логически несовместимы, поэтому Лейбниц создает идею монады, вернее множества монад. Каждая монада может быть рассмотрена как физическая точка, и уместно её сравнение с атомами Демокрита, или же элементами Роберта Бойля, но, одновременно, монада является душой. Так Лейбниц заменил понятие материи понятием бесконечного количества одушевлённых атомов. Монады абсолютно замкнуты и не вступают во взаимодействие друг с другом. Изменения мира, которые мы регистрируем как механическое движение, определяются тем, что Бог привел монады в гармоническое соответствие. Однако, являясь духовной сущностью, монада отражает Вселенную. Монады составляют иерархию по степени ясности отражения мира.

    Следующим, после Локка, представителем эмпиризма стал епископ Джордж Беркли (1685–1753), философия которого основывается на отрицании материи. Эта идея выглядела абсолютно новой, так как ни Декарт, ни Локк не отрицали существования материальной субстанции, её существование признавалось само собой разумеющимся в век научной революции.

    Дж. Беркли исходит из отрицания различия между первичными и вторичными качествами, которое установил Локк. Первичные качества содержатся в самих вещах, они суть физические качества. Вторичные качества (вкус, цвет) являются результатом нашего восприятия. Мы не можем, однако, судить о мире вне наших восприятий, так как только они дают нам возможность знать о внешней среде. Само существование мира, в этом случае, могло бы мыслиться как результат восприятия людей или бога. Самое известное высказывание Беркли: «Существовать и быть воспринимаемым суть одно и тоже». Анализ чувственного опыта привёл Беркли к идее существования только психических объектов, материальное было исключено из сферы реально существующего. Перед нами классика субъективного идеализма.

    Завершением развития британского эмпиризма стало творчество Дэвида Юма (1711–1776). Если Беркли отрицал субстанциональность материи, то Юм поставил под сомнение, как и полагается крайнему эмпирику, представление о субстанции духовной, как основания находящегося под системой наших восприятий внешнего мира. Человеческая душа для него только комплекс перцепций (восприятий), не имеющий собственного существования.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта