Главная страница
Навигация по странице:

  • Социобиология

  • Моральные рекомендации и запреты

  • Виды и типы языков и речи. Соотношение языка и речи, речи и мышления. Невербальная коммуникация и ее возможности. Язык

  • Образ и знак, значение и смысл. Семиотика как общая теория знаковых систем и ее основные разделы.

  • Основные положения классического психоанализа З. Фрейда и его ближайших учеников. Структура и функции бессознательной психики и ее соотношение с сознанием человека.

  • лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли


    Скачать 252.9 Kb.
    НазваниеПредмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
    Дата10.01.2022
    Размер252.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалучшие ответы.docx
    ТипЗакон
    #326988
    страница14 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Социальное и биологическое в поведении человека. Проблемы этологии, социобиологии.


    Наука о поведении животных, его сложных формах в их естественной среде обитания называется этология.

    Став людьми, наши далёкие предки и их многочисленные копии — потомки, т.е. все представители вида Homo sapiens, тем не менее сохранили важнейшие инстинкты — врожденные программы поведения всех животных, в особенности млекопитающих, прежде всего — приматов.

    Если человек слишком долго и слишком упорно поступает наперекор инстинктам, формирует у себя неадекватные условные рефлексы (например, проповедует половое воздержание или непротивление злу насилием), это в какой-то степени подрывает его физическое и психическое здоровье, превращается в фанатика или юродивого. Как это выглядит на примере полового инстинкта, показал З. Фрейд в своей теории неврозов бессознательного. Похожий по своим плачевным последствиям результат получается, если, наоборот, целиком и полностью отдаться инстинктам. В этом случае человека «наказывает» культура — через осуждение окружающих, угрызения собственной совести.

    К счастью или к несчастью для нас, все инстинкты у людей подверглись мощному преобразованию, своеобразной цензуре. В роли надзирателя за природными влечениями выступают, во-первых, общество, коллективные интересы человеческого общежития; а во-вторых, сама отдельная личность с ее разумом, творческими целями в жизни.

    Социобиологиязанимается животным наследием в людской активности. Это, можно сказать, этология человека.

    Согласно наблюдениям социобиологов, многие формы поведения человека прямо или косвенно восходят к программам поведения млекопитающих и особенно приматов. Называя такие общеживотные формы поведения стереотипными, Вильсон выделял среди них:

     защиту определенного места обитания;

     агрессивность (как опережающую защиту жизни и достоинства особи);

     шаблоны сексуального поведения;

     непотизм (от лат. nepos — внук, племянник), т.е. семейную солидарность, стайность, стадность; покровительство родным и близким особям.

    Защита территории — необходимое условие выживание животного, особенно стайных видов. История человеческого общества знает множество войн между племенами, государствами, общинами из-за территории. Во многих таких войнах территориальные конфликты были всего лишь поводами, прикрытием совсем других целей агрессии. В меньших, чем государство, масштабах под флагом защиты своей территории чаще всего решаются совсем другие задачи, чем просто обеспечение собственного места под солнцем. Перед нами чаще репетиция возможностей, тренировка готовности отразить угрозу собственной территории, проверка дееспособности лидеров и новичков в микрогруппе.

    Агрессивность — в этологии не просто нападение, а обязательно злобное, с проявлениями ярости. С точки зрения этологии далеко не всякое нападение можно назвать агрессией. Оборотная сторона агрессии — страх. Агрессия и страх предполагают и перерастают друг в друга. Чаще всего агрессия носит делегированный характер — направлена от сильного к слабому, чем наоборот, что эволюционно вполне понятно. В общем, в случае агрессии перед нами угрожающее поведение, цель которого — устранить другое животное как из зоны прямого взаимодействия с собой. Похожими причинами обусловлена внутривидовая агрессия — тогда конфликты ведутся из-за пищи, полового партнера, места обитания, иерархии в стае и т.п. поводам. Среди людей биологические причины дополняются психологическими и социальными.

    Отдельные черты полового цикла животных заметны и в интимных отношениях людей:

     самки нечеловекообразной обезьяны могут быть оплодотворены только несколько дней в году, в период овуляции; это состояние сразу становится заметно по ее внешнему виду и поведению, так что самцы легко могут узнать, за какой самкой стоит в данный момент «ухаживать»; у женщин овуляция наступает ежемесячно, но внешне это не слишком заметно — не только мужчина, но и сама женщина не способна распознать безошибочных для оплодотворения дней в своем месячном цикле; вследствие всего этого женщина вынуждена демонстрировать себя непрерывно; инициатива её выбора обычно принадлежит мужчине;

     чтобы не прекратить размножение вида бесконечными колебаниями при выборе полового партнера, психика формирует доминанту, обращённую на наилучшую из наличного выбора особь: её привлекательные черты преувеличиваются, а негативные преуменьшаются;

     нормальный мужчина, хотя и предпочитает практически заниматься любовью с более зрелыми партнёршами, у которых явно выражены половые признаки, однако влюбляется чаще всего в юных дев

     у каждого пола — своя эволюционная цель; у мужского с его изобилием гамет (половых клеток) — оставить больше потомков, не особенно заботясь о качестве наследственности; у женского — сберечь свои гаметы, обеспечить онтогенез каждой из них в случае оплодотворения;

     равенство полов, с точки зрения этологии, должно ограничиваться юридическими и экономическими правами; доминирование мужчин на большей части жизненного пространства, исключая сферу выхаживания потомства, — общая черта всех приматов; власть отца в патриархальной семье — модель, восходящая к периоду антропогенеза и дальше, в дикую природу; матриархат — выдумка кабинетных учёных XIX в.

     по генетическим программам, общим со многими животными, родитель противоположного пола — во многом образец будущего брачного партнёра;

     у человеческих детёнышей самое длинное в природе детство; по предположению этологов именно это обстоятельство обусловило объединение пралюдей в такие коллективы, где заботу о потомстве могли осуществлять не только сами родители, но и другие родственники

    Моральные рекомендации и запреты регулируют поведение любого нормального человека не менее влиятельно, чем зов природы — инстинкт. Нет человека вне морали.

    Даже в мире животных можно различить прототипы человеческой морали:

    не убивай своего (по виду, группе-стае);

     чтобы не убить своего, не нападай неожиданно, не применяй смертельных приёмов борьбы к своим;

    не бей того, кто принял позу подчинения;

    победа должна быть за тем, кто прав;

    Среди людей биология их жизнедеятельности чаще всего опосредуется и контролируется этикой — принятой в данном социуме моральными принципами.

    Первые кодексы нравственного поведения в истории культуры были сформулированы основателями мировых и национальных религий — Конфуцием, Буддой, Моисеем, Христом, Мухаммедом. Более или менее общечеловеческие нормы морали звучат очень похоже на языках разных цивилизаций: не убий, не укради, чти родителей, трудись, не лги, не завидуй, не изменяй клятве и т.д.

    Мораль — это процесс творчества поступка. Все основные понятия этики как науки о морали — долг и честь, совесть и авторитет, любовь и дружба, счастье и т.п. — предполагают борьбу души с обстоятельствами жизни. Эталоны общественной облегчают творчество жизни.

    Хотя нормы нравственности руководители любого общества пытаются декларировать, озвучивать, транслировать — в школах, средствах массовой информации, произведениях искусства, религиозной литературе и богослужениях, в т.п. институтах общественной жизни, но мораль по большей части прячется внутри, а не вне нашего собственного поведения и общения. У морали свои закономерности, к счастью, неподвластные отдельным лицам и целым организациям. Она существует как своего рода духовный иммунитет общества.

    Моральные санкции отличаются от юридических законов тем, что не регламентируются специальными органами и не контролируются особыми надзирателями. Сфера моральной регуляции обходится такими механизмами, как совесть и общественное мнение.

    Важно оговорить, что применительно к животным как таковым все термины морали — сотрудничество, любовь, семья, иерархия и т.п. употребляются метафорически, в переносном значении. То есть реализации этих поведенческих стереотипов у них не предшествует мысль, намерение, присущие только людям. Не понятия о добре и зле движут животными, а борьба за существование.


    1. Виды и типы языков и речи. Соотношение языка и речи, речи и мышления. Невербальная коммуникация и ее возможности.


    Язык, с помощью которого люди по большей части мыслят и общаются друг с другом, можно определить как заданную биологией наших рецепторов и историей культуры человечества систему знаков, приспособленную для понимания и осмысления образов внешнего и внутреннего мира.

    В узком (собственном, семиотическом) смысле языком называют любую систему коммуникации при помощи знаков по определённым правилам. Текст как совокупность знаков на таком языке образует смысл, больший чем простая сумма использованных для его построения знаков. Увеличение смысла (информации) происходит за счёт правил сочетания знаков, которых необходимо придерживаться при использовании такого языка.

    Языком в широком (переносном, метафорическом) смысле является любая знаковая система для коммуникации, вне зависимости от наличия или отсутствия в ней строгих правил или типа используемых знаков.

    Первый вариант термина приложим к любому естественному этническому языку. Образцом второго может служить язык жестов у человека и обезьян, поскольку из отдельных жестов нельзя составить более сложные знаки.

    Способ организации смысловой информации в обществе людей представляет собой текст. Текст в полном смысле этого слова представляет собой любое сообщение, которое человек воспринимает с помощью последовательности взаимосвязанных знаков. Текст может быть выражен как вербально, так и в любой иной форме. Интерпретация текста означает углубление от явного смысла к скрытому (подтексту, контексту). Цель интерпретации — понимание.

    Типология языков делит их, прежде всего, на естественные или же национальные («мертвые» и живые) и искусственные (науки, техники, другой сложной практики). Искусственные языки отличаются тем, что за каждым термином в их составе закреплено одно-единственное значение, строго определены и правила оперирования терминами, соблюдение которых дает заранее ожидаемый результат.

    Любой национальный же язык, в свою очередь, состоит из таких подсистем, каковы:

    просторечие — язык повседневного общения большинства населения, с менее строгими нормами правильности и множеством вариантов высказываний;

    литературный язык, на котором говорят отнюдь не только писатели, но и все образованные люди, интеллектуалы, представители творческих профессий, особенно руководители любого ранга, их представители в условиях официального общения, находясь на работе и т.д.

    упрощённые, искажённые варианты языка — они отражают особенности отдельных профессий или слоёв общества, условия жизни и труда их рядовых представителей (скажем, моряков, шофёров, спортсменов; представителей преступного мира); областной диалект, возрастной (подростковый) или сословный жаргоны (арго, сленг, «феня»).

    Речьэто язык в действии, в процессе вербализированного мышления или общения.

    Виды речи:

     внешняя (звуковая);

     внутренняя (скрытая, отчасти редуцированная);

     письменная (формализованная с помощью искусственных языков и технических устройств).

    Функции языка и речи:

     интеллектуально-познавательная (сбора и обработки информации о мире и субъекте речи);

     коммуникативная (общения между людьми, согласования их намерений и поступков);

     экспрессивная (выражения чувств, регуляции эмоционального напряжения, его снижения или повышения);

     мнемическая (сохранения информации в памяти или на письме);

     этнокультурная (сплочения народа, выражения его культурных ценностей и достижений, оформления индивидуального самосознания).

    Хотя мышление не тождественно языку (поскольку важная его часть может осуществляться на уровне бессознательной интуиции, невербально), но обойтись без хотя бы частичной вербализации интеллект человека не может. Естественные и искусственные языки материализуют процесс и результаты познания; с их же помощью выражаются переживания; осуществляется живое общение людей; передается, хранится и используется информация в обществе.

    Вспомогательную роль по сравнению с живым или письменным языком при общении людей играет невербальная коммуникация. Так называют разнообразные каналы передачи информации между людьми, которые обходятся без слов или их заменителей-символов. Среди них психологи выделяют такие основные, как:

    параязык дополняет прямой смысл нашей речи с помощью той или иной интонации, а также степени громкости, скорости, ритме, общем тоне произнесения высказываний.

     продолжением невербальных сторон общения выступает зрительный контакт собеседников; выражение лица и особенно глаз; мимика; жесты и позы участников общения; их одежда и походка; прикосновения по ходу беседы; расстояние между собеседниками (проксемика); и т.п. иллюстративные сигналы от собеседника к собеседнику. Эти сигналы как правило аффективны, потому что передают эмоциональную окраску сообщения. Невербальные сигналы служат регуляторами общения, направляя разговор в ту или иную сторону.

     молчание, пауза при речевом общении решает важные языковые задачи.

    интерьер помещения или участок уличного, природного пространства; общая обстановка обстановка (т.е. внешний фон).


    1. Образ и знак, значение и смысл. Семиотика как общая теория знаковых систем и ее основные разделы.


    Применительно к процессу и результатам воспроизведения мира в человеческом сознании надо различать понятия «образ» и «знак».

    Образ — это подобие, более или менее точная копия объекта в сознании человека или результатах его деятельности. Примерами образов могут служить наши аудиовизуальные впечатления в виде восприятий и представлений, а также реалистичные картины (скажем, пейзаж), скульптуры, фотография и кинематограф, тому подобные гомоморфные (одно-однозначные) подобия чего-то.

    Знак, напротив, — не прямое, а косвенное, условное обозначение объекта. Тут перед нами явление изоморфизма — упрощённого уподобления (например, географической карты — реальной местности). Множество знаков носят эзотеричный, то есть тайный для непосвященных характер.

    Знаки могут быть в разной степени удалены от соответствующих им образов. Иконические знаки — это рисунки, напоминающие определённую часть реальности. В иероглифических знаках наглядности гораздо меньше, тут символ уже оторвался от реального прототипа. Буквенные и иные подобные знаки целиком символичны, они произвольно «прикреплены» к тому или иному предмету или явлению.

    В любом знаке различаются:

    значение то есть отражаемый им предмет или множество предметов, а точнее — закодированная понятным для субъекта способом информация о них;

    смысл мыслимое с помощью знака содержание предмета или множества, совокупность их существенных признаков.

    Будучи знаковой системой, язык изучается и моделируется такой научной дисциплиной, как семиотика — общая теория знаковых систем. Эта наука выясняет принципы отношений между значением и смыслом элементов языка. С точки зрения семиотики, объяснить любое слово можно двумя разными способами. Во-первых, — указать на тот предмет или событие, который (которое) оно обозначает. Скажем, определяя слово «карандаш», показать таковой. Так мы укажем на его значение. Это будет экстенсиональное определение. Во-вторых, можно раскрыть смысл этого же термина словесно (Согласно словарю русского языка, «от тюркских слов «кара» — «черный» и «таш» — «камень»; тонкая палочка графита или сухой краски в деревянной или пластиковой оболочке для письма, рисования, черчения»). Это будет интенсиональное определение. Экстенсия здесь называется также денотацией, а интенсия — коннотацией. Все наши слова (термины) обретают смысл в составе языка либо при помощи денотации, либо при помощи коннотации.

    Важнейшие разделы семиотики:

    семантика — отношение слов и предложений ко внеязыковой реальности, т.е. учение о значении и смысле языковых выражений; с ее точки зрения языку задается вопрос «Что?» (именно выражают слова и предложения);

    синтаксис — структура знаковых систем, т.е. правила их образования и преобразования; иначе говоря, «Как?» (сочетаются слова и предложения друг с другом внутри данного языка);

    прагматика — отношение пользователей языка к его словам, т.е. тех индивидов и групп, которые применяют определенный язык для своих целей; говорят и слушают; «Кто?» они;

    стилистика занимается выразительностью, красотой языковых построений; «Насколько?» те гармоничны;

    риторика — трактует убедительность речи для аудитории, «Кому?» адресуется речевое высказывание.


    1. Основные положения классического психоанализа З. Фрейда и его ближайших учеников. Структура и функции бессознательной психики и ее соотношение с сознанием человека.


    Механизм переноса болезненных комплексов невротика на врача-собеседника был переосмыслен и применен Фрейдом под названием психоанализа. Суть нового метода лечения нервных болезней состояла в следующем. От врача-психоаналитика требовалось в обстановке полного доверия выслушать своего рода исповедь пациента и помочь ему осознать истинные причины, травмировавшие его психику. Т.е. изменить границу сознания так, чтобы она захватила нужный фрагмент бессознательного, высветила его и, тем самым, оказались поняты настоящие причины психической травмы. Метод настояния, успешно примененный Фрейдом-врачом, состоял в том, чтобы принудить пациента-невротика вспомнить и воспроизвести в речи травматические факторы и ситуации его прошлой биографии. Высвобождение «подавленных мыслей» и «травмирующих переживаний» из плена бессознательного излечивало или, по крайней мере, облегчало невротические симптомы.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта