Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие бытия

  • Специфика жизни и всего живого

  • Понятия цивилизации и этапы истории человечества. Определения цивилизации

  • Формы и возможности чувственного и рационального познания, их соотношение.

  • лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли


    Скачать 252.9 Kb.
    НазваниеПредмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
    Дата10.01.2022
    Размер252.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалучшие ответы.docx
    ТипЗакон
    #326988
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Природа и экология. Критерии живой материи в природе и гипотезы происхождения жизни на Земле.


    В термине «природа» сочетаются несколько понятий:

    вся (до- и внечеловеческая) реальность — внешний мир; в этом смысле так называется совокупность всех без исключения вещей и процессов, бытие (появление и существование) которых никак не зависит от людей, их воли и их деятельности; абсолютно всё то, что было, есть и будет вне нашего сознания;

     (непосредственно) окружающая человечество среда его обитания, неорганическая и живая, так или иначе испытывающая на себе его влияния;

    сущность чего-либо, самое главное в чём бы то ни было.

    Понятие бытия шире понятия природы потому, что кроме объективного бытия природы, существует другое — субъективное бытие человеческого духа. Это область реальности автономна по отношению к природному бытию, но они тесно взаимосвязаны и взаимодействуют. Начать с того, что никакой дух невозможен сам по себе, вне своих объективных предпосылок и основ. С научно-философской точки зрения, объективное бытие первично, а субъективное вторично.

    Однако первичность не означает всевластия. Возникнув, духовные явления проявляют свою независимость от природного субстрата. Во-первых, они начинают активно воздействовать на него, во-вторых, получают возможность информационно копировать внешний мир, в-третьих, с помощью материальных ресурсов они воспроизводят новое, искусственное бытие, которое продолжает естественное, природное.

    Природа и дух исчерпывают собой всевозможное бытие, за их пределами больше ничего нет. Дух в виде психики, Разума и его интегральных производных — культуры, цивилизации, с одной стороны, и природа «как совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметом наших чувств и нашего опыта» (И. Кант), с другой, во многом полярны, диаметрально противоположны по способам своего существования, структуре и функциям, но в то же самое время они тесно взаимосвязаны.

    Характер их связи по-разному трактуется представителями различных философских и богословских направлений. Только что была изложена трактовка, которую можно назвать научным материализмом. Кроме материализма в истории культуры возникали и до сих остаются в каких-то пропорциях следующие варианты мировоззрения.

    Древнейший и самый живучий анимизм, напомню, одухотворяет природу по прямой аналогии с человеком. Для анимиста нет границы, разницы между человеком и природой. Всё бытие воображается духовным, а у духовных явлений ищутся материальные аналоги.

    Теизм мысленно вырывает пропасть между вечным и всесильным — божественным Духом и вторичной, низкой природой, которая вся представляет собой лишь тварное осуществление Божественного промысла, его временную кальку.

    Объективный идеализм трактует природу как временно скрытый и бессильный Дух. Только с появлением человека и общества Дух достигает высот своего самоопределения.

    Пантеизм отождествляет Природу и Бога.

    Деизм рассматривает Бога в роли «часовщика»-конструктора природы, чей «механизм» после божественного «завода» идёт сам собой. Это старое сравнение сейчас точнее заменить на Бога-«программиста», «модератора» всего сущего.

    Материализм считает дух порождением природы, венцом её «творения», невозможным без материальной основы.

    Субъективный идеализм (солипсизм) признает единственной реальностью субъективный мир ощущений и мыслей отдельной личности; вне души на самом деле якобы ничего не существует.

    Надо признать, что в каждой из этих мировоззренческих позиций, если разобраться, есть определённый резон, с помощью которого поддаются гипотетическому решению те или иные из самых трудных проблем современного естествознания (то есть природоведения). Но наиболее логична и продуктивна в отношении естествознания материалистическая позиция. Однако применительно к вопросам культуры, духовности, человеческой истории представляется более справедливой точка зрения идеализма или же (в иных случаях) эклектики, точнее плюрализма, которые в данном случае как-то сочетают материалистические тезисы с идеалистическими. Ведь в жизни человека и общества материальные факторы движутся душевными, духовными качествами людей. Скажем, на войне побеждает не та армия, чьё вооружение более грозное, а та, чьи солдаты мужественнее.

    Философское определение материи предполагает его сопоставление с понятием природы. Они близки, но не одинаковы. Короче всего сказать так, что философская категория «материя» выражает внутреннее единство всей природы, её скрытую сущность. Понятие материи абстрактнее, а потому оно беднее определениями, чем природа. С учётом сказанного, можно предварительно определить материю как мыслимую нами саму по себе объективную реальность

    Специфика жизни и всего живого с точки зрения естествознания может быть раскрыта в следующих положениях:

    обмен веществ организма со средой (дыхание, питание, раздражимость, активность, размножение, рост, кончина);

    самоорганизация организмов в соответствии с их генетически заданной программой, генно-хромосомной матрицей;

    эволюция организменных объединений в результате их борьбы за существование, наследственной изменчивости и мутационных ответов на вызовы внешней среды.

    Гипотезы о возникновении жизни сводятся к двум точкам зрения.

    Во-первых, утверждение об её земном, скачкообразном происхождении из усложнённых неорганических капель - «кооцерватов» — по академику А.Н. Опарину (1894–1980) — в уникальных условиях первичного океана Земли, вулканизма и атмосферного электричества.

    Во-вторых, концепция «панспермии» Сванте А. Аррениуса (1859–1927) и академика В.И. Вернадского (1864–1945), то есть метеоритном заносе простейших форм жизни на Землю из космоса.

    Выбрать однозначно эндогенную или же экзогенную версию пока не представляется возможным. Аргументы против уникальности земной жизни заключаются в бесконечно малой вероятности сочетания условий её появления и, главное, сохранения, в особенности, эволюционного развития.

    Тезис о вечном присутствии живой материи, пусть в самых элементарных формах, где-то в глубинах космоса, в свою очередь не поддаётся опытной проверке и, главное, никак не объясняет механизм зарождения жизни вне Земли. Прямой зондаж соседних планет Солнечной системы летательными аппаратами установил пока всего лишь возможность того, что когда-то на них была жизнь.

    Не исключено, что в конце концов наука придёт к синтезу упомянутых гипотез, чтобы объяснить, каким образом занесённые из космоса предельно примитивные формы жизни в условиях Земли не умерли, а развились до очень сложных состояний.


    1. Понятия цивилизации и этапы истории человечества.


    Определения цивилизации зависят от смыслового контекста употребления данного термина. Его ввели в научно-литературный оборот философы-просветители XVIII в. — для обозначения желанного нам состояния общества, устроенного на началах разума и справедливости.

    Указанный самый общий смысл рассматриваемой категории распадается на несколько дополняющих друг друга значений, образующих варианты понятия цивилизации.

    Во-первых, цивилизацией называют определённый, переломный этап всемирной истории, а именно тот, который сменяет эпоху первобытного варварства; его началом служит так называемая «неолитическая революция» III–IV тыс. до н.э., когда люди впервые перешли от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (выращивание полезных растений, животноводство, керамическая посуда, затем — металлические орудия); а устойчивым завершением — появление государства с его аппаратом управления, городов с монументальной архитектурой, письменности.

    Во-вторых, под цивилизацией понимают максимальные на нынешний момент достижения человечества в организации экономики и быта (ср.: «мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни» и т.п. определения); сегодняшним образцом цивилизованности в этом смысле могут служить страны Западного мира, у которых самые производительные технологии, политическая демократия, плюрализм в культуре, комфортный быт всех дееспособных граждан.

    В-третьих, этим же словом — «цивилизации», только чаще всего во множественном числе, именуют важнейшие ступени культурно-исторического прогресса человечества. В этом смысле обычно различают следующие глобальные (мировые) цивилизации:

    природная, миллионы лет основанная на присвоение готовых продуктов природы;

    аграрная, несколько тысячелетий ориентированная главным образом на земледелие, преимущественно натуральное, с локально-ограниченным торговым обменом хозяйство;

    индустриальная, которая около двух последних столетий базируется на крупном промышленном производстве, всемирном рынке торговли;

    постиндустриальное общество, контуры которого в передовых странах мира отчетливо видны уже сегодня, не нашло еще однозначного определения, его становление продолжается; можно в качестве важнейших выделить такие эпитеты, как «общество потребления», «информационно-компьютерный век»;

     в настоящее время на Земле сочетаются и чередуются анклавы и симбиозы всех названных типов общественного устройства.

    Наконец, в-четвертых, словом «цивилизация» называются локальные во времени и пространстве варианты культуры того или другого народа, региона, периода; в качестве самых ярких цивилизаций в таком значении данного понятия обычно выделяют ацтеков (Мезоамерика), майя (Южная Америка), шумеров (Месопотамия), Египет, Индию, Китай, Грецию, Рим в Древнем мире; в Средние века обозначились и в Новое время развились такие цивилизации, как западная (Западная Европа, США, их сателлиты), восточные — арабо-исламская, паназиатская (Китай, Индия, Япония, т.д.); промежуточные — например, православно-российская.


    1. Формы и возможности чувственного и рационального познания, их соотношение.


    См. вопрос 56
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта