лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
Скачать 252.9 Kb.
|
Год крещения РусиАкт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия. Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия II. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению. Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закреплялоединство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая вошла в христианский мир. Правовое государство и гражданское общество. Свобода и ответственность как ценности общественной жизни. Именно и только в условиях демократии в какой-то степени осуществимы такие идеалы современной политики, как гражданское общество и правовое государство. Первое из этих понятий обозначает оптимальное соотношение интересов личности и государства, правильное распределение их полномочий. Суть дела тут состоит в том, что полномочия государства распространяются не на всю нашу жизнь, а только на ее часть. Выполнив установленные законом обязанности перед государством, все граждане во всём остальном остаются полностью свободны в своих мыслях и поступках. Государство не имеет право вмешиваться в нашу личную жизнь (если она не угрожает другим людям). Но для нормальной жизни людей этого мало. Кроме свободы и равенства, необходима ответственность всех сознательных граждан за поддержание их коллективных ценностей в экономике, политике, культуре. Если граждане будут равнодушны к негативным явлениям вокруг себя, этих явлений — преступности, экологического кризиса, бедности, др. — не искоренить. Поэтому гражданское общество основывается на добровольной, бескорыстной инициативе всех сознательных граждан, их благотворительной деятельности, гражданском долге. Гражданское общество существует наряду с государством, не подчиняется ему, взаимодействует с ним — поддерживает его в одних случаях, критикует и поправляет в других. Здесь проявляет себя свободный индивид. Эту сферу общественной жизни составляют самые разные общественные объединения и движения (профессиональные, творческие, женские, детские, досуговые, земляческие, спортивные, экологические, потребительские и мн. др.). Если политические партии борются за власть в государстве и, победив на выборах, распоряжаются ею, то общественные объединения и движения защищают специальные интересы различных групп населения — профессий, национальностей, полов, возрастов, регионов, конфессий, т.д. Тем самым обеспечивается всё многообразие целей интересов самых разных людей, в самых разных сферах их жизни. Государство просто не в силах обеспечить их все своим вниманием. Основа гражданского общества — частная собственность, гарантии её неприкосновенности и защиты, которые даёт правовое государство. Это последнее понятие отражает упомянутый выше принцип демократии — разделения и взаимодействия ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). При таком состоянии государства гарантируется исполнение принятых законов; существуют механизмы борьбы с попытками обойти закон, уйти от ответственности за его нарушение. Право — важнейший атрибут государственной организации общества. Это совокупность законов, т.е. прошедших компетентное обсуждение и специальную процедуру принятия правил поведения людей в типичных ситуациях их жизнедеятельности. Поведение человека, его отношения с другими людьми регулируется целой системой норм и санкций за их нарушение. В формировании такой системы социальной регуляции поведения участвует мораль, религия, другие формы культуры. Отличие норм права состоит в их принудительном характере — государство, его специальные органы (полиция, прокуратура, суды, пенитенциарная система исправительных учреждений) контролируют соблюдение законов и наказывают их нарушителей, находящихся в поле достижения закона. Тем самым право защищает жизнь и достоинство человека, пресекает произвол в его отношении. Отличительные черты и структура практической деятельности. Основные сферы практики. Философы-идеалисты (вроде Платона или христианских богословов) под настоящей практикой понимали внутреннее, духовное самоусовершенствование личности, её напряжённый диалог со Всевышним, постижение его Божественного промысла и подстройку своего поведения под него. Практичны, с этой точки зрения, отнюдь не тленные земные вещи и суетные амбиции, а приобщение к вечным ценностям добра и счастья. Напротив, для представителей марксизма «практика» означает особого рода деятельность людей: чувственно-предметную, материально-преобразующую, орудийную, сознательно-целенаправленную. Имеется в виду, что практик что-то непременно изменяет в окружающем нас мире; причём совершает это сознательно, по намеченному заранее плану; непременно с помощью орудий и прочих средств труда, которыми обрабатывает некое материальное сырьё. Компромиссную точку зрения на практику выразили основоположники прагматизма, ставшего официальной философией США. Основоположник прагматизма Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) в свою очередь усматривал сущность человека в действии (греч. pragma), деятельности (praxis). Однако желанный человеку результат деятельности понимается при этом шире, чем у богословов и революционеров. А именно, как успех в жизни, который предполагает как материальные, так и духовные блага. Практично поэтому такое мышление, которое обеспечивает успешное для данного субъекта действие. Практика сводится к выходу из проблемных ситуаций, вне зависимости от сферы их возникновения. Как видно, известная доля истины содержится в каждом из отмеченных вариантов философии практики. Чтобы не растворить понятие практики в более широких понятиях деятельности, поведения, творчества, стоит сохранить за ним соответствующие отличия, которые укладываются в триаду категорий «цель — средство — результат». А именно, — во-первых, практика (в отличие от инстинктивного или же стихийного поведения животных и человека) в той или иной степени носит сознательный характер, преследует некие цели (как идеальный образ желанного будущего); во-вторых, практика требует для себя определённые средства (инструменты, методы, технологии), с помощью которых преодолевается сопротивление обрабатываемого материала, события направляются к поставленной цели, причём нужным человеку путём; в-третьих, в итоге совершившейся, удавшейся практики что-то реально меняется в мире или в самом человеке (в отличие от теории, идеологии, вообще духовности, которые лишь идеально копируют мир, создают информационные подобия каких-то его моментов, но сами по себе остаются вторично-виртуальными, а не вполне реальными). Иначе говоря, деятельность практическая призвана творить новое бытие, а деятельность теоретическая — получать о существующем бытии новую информацию, кодировать уже существующие фрагменты бытия в уме человека и символических средствах познания. Её основные сферы: быт; труд; досуг; праздник; сакральная мистерия; «экстрим». Первичный, базисный характер для самого существования человека и общества носит главным образом материальная практика. Это труд людей в промышленности и сельском хозяйстве, обширной сфере обслуживания, на транспорте и в строительстве, в торговле и средствах связи (включая электронные). Сложнее оценить практичность труда тех, кто управляет рабочими разного рода, создаёт рабочие места, планирует, усовершенствует условия труда, принимает решения по другим общим вопросам, совершает многое т.п., т.е. занимается социальным управлением. Чиновники государственных органов, владельцы предприятий и фирм, менеджеры и финансисты, юристы и прочие консультанты, аналитики, многие т.п. Кроме так или иначе социализированной (обобществлённой), сюда же относится бытовая практика лично-семейного самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Эта, на первый взгляд тривиальная, работа прачки, няньки, повара, уборщицы, клоуна, чаще всего соединённых в одном и том же лице домашней хозяйки, образуют материальный фундамент всей остальной жизнедеятельности потребителей соответствующих продуктов домашнего труда. Ритуал. Как водится, различить его широкий (как правило, переносный) и узкий (собственный) смыслы. В первом ритуал будет означать все без исключения варианты как-то организованного, стандартизированного (обычаем, законом, привычкой, нуждой, престижем, ещё какой-то идеей или ценностью) поведения человека. Ритуал в собственном смысле этого слова будет означать периодическое изменение сознания и поведения. Но отступление не в сторону социальной патологии, деградации роли личности в социуме или же иного вызова его идеалам, а, напротив, ради перехода на время к иной, как правило более строгой и масштабной норме; возвышение потребностей за счет их коллективизации, идеализации. Обряд.Первой из ритуализированных оппозиций повседневности должен быть назван обряд как действия, направленные на символизацию (идейно-нравственное возвышение и меморацию) определенных моментов жизнебытия личности и (чаще) коллектива, общины, сословно-профессионального «цеха». Сознание, ритуализированное церковной или светской мистерией, по её идее и сценарию, воспаряет ввысь над житейской суетой (будь то храмовая служба или же партийное собрание, по которым так ностальгируют теперь иные наши сограждане). Для большинства своих организаторов подобные мероприятия носят вполне практичный, деловой до обыденности характер (независимо от возможных и у них иллюзий, либо опасений насчёт степени рациональности происходящего на подмостках такого ритуала). Что касается “массовки” на официальных демонстрациях “веры, надежды, любви” к божеству небесному, либо земному, персонифицированному, либо отвлечённому, то с практичностью её сознания дело обстоит сложнее. Тесно связанной, на поверхностный взгляд даже полностью совпадающей с обрядом формой в общем внеповседневной культуры, причем именно ритуальной, выступает праздник. Исходная функция пира и сопутствующих ему прочих элементов празднования состоит в необходимом отдыхе от всех и всяческих обязанностей, превращающих в повседневность всё на свете; периодическом отрешении от прочих ритуалов (поклонения и почитания, господства и подчинения, домашних, родственных и профессиональных, служебных уз). Впрочем, и сама бытовая повседневность неоднородна. Начинаясь и заканчиваясь постоянными, относительно спокойными моментами жизнебытия, она рано или поздно являет внутри себя моменты эпизодически-случайные, более или менее бурные. В результате плановое течение обычной жизни прерывается фатальными вызовами личности и группе, куда она входит; крайними состояниями их духа и тел. Для общего названия таких вызовов повседневности предлагается слово экстремальность. Сюда относятся, прежде всего, события в большинстве своём неизбежные, но образующие кризисные её фазы: рождение на свет Божий, половое созревание, выбор призвания, профессиональная состоятельность, бремя среднего возраста, ощущение одиночества; роды и климакс у женщин; инвалидность, наступающая рано или поздно; т.д. А также неординарные стороны жизни, вроде рождения ребёнка, любви-страсти, мук ревности, непримиримой вражды, пылкой дружбы, жестокого унижения, лишения свободы; т.п. В особенности же — смерть близких людей и прежде всего своя собственная (точнее, моментное осознание её неизбежности, близости). Формы движения материи, их разнокачественность и соответствие. Формы движения материи - основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд Ф. д. м. В научной классификации Ф. д. м. необходимо учитывать: 1) специфику материальных объектов - носителей движения; 2) наличие общих законов для данной формы движения; 3) закономерности исторического развития материи и движения от простейших до наиболее сложных форм. В соответствии с этими требованиями и данными совр. науки выделяются три осн. группы Ф. д. м.: 1) в неорганической природе; 2) в живой природе; 3) в об-ве. В каждой из групп имеется множество Ф. д. м., что связано о неисчерпаемостью материи. К Ф. д. м. неорганической природы относятся: пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей - электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химическую Ф. д. м.; изменения в структуре макроскопических тел - тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и др.; геологические Ф. Д. м.; изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.; Ф. Д. м. в живой природе - совокуп-т ность жизненных процессов в организмах и в надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и др. экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и о об-вом. Все внутрибрганизменные биологические Ф. д. м. направлены на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования. Надорганиэменные Ф. д. м. выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию. Общественные Ф. д. м. включают в себя многообразные проявления сознательной деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Высшие Ф. д. м. исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде-в соответствии со структурой и законами развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие Ф. д. м. качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие взаимоотношения между Ф. д. м. имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. Понятие власти. Признаки государства и его разновидности. Консерватизм и либерализм в политике. В общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социального управления на его же объект. Как минимум, это решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руководителей. Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Как правило, властные отношения подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. Стратегии властвования обычно сочетаются в той или иной пропорции в рамках той или иной модели общественной жизни. Среди этих стратегий различаются: насилие — простое подавление сильным слабого; «получение согласия» (согласно Пьеру Бурдье), соглашение носителей и объектов властвования — разумная договорённость сторон, основанная на понимании взаимной выгоды политической иерархии; «воздействие на действие», действие в ответ на действие(по Мишелю Фуко), т.е. тонкая смесь обмана и самообмана; в этой точке зрения учтены первые две (акцент тут ставится на интерактивном характере власти, которая представляет собой особый механизм или стратегию объединения людей в общество). Признаки власти (как их выделил всё тот же М. Фуко): власть не есть нечто вещественное, что можно получить в готовом виде или потерять; она осуществляется в зависимости от множества факторов и пересечения массы человеческих отношений; отношения власти не сводятся к другим отношениям (экономическим, культурным, сексуальным и т.д.); роль власти в отношении к ним всем — продуктивная; отношения власти существуют внутри отдельных групп и институтов, которые являются основой общества (семья, предприятия, профессиональные корпорации и т.д.); отношения власти осознанные, преднамеренные, но не субъективные (порождены не просто желанием кого-то властвовать, а кого-то подчиняться); власть становится необходимой при сочетании многих массовых стратегий развития социума, отдельных его групп, а значит, и членов; авторов этих стратегий невозможно установить (хотя авторство и приписывается отдельных лицам или группировкам); там, где есть власть, есть и сопротивление ей (как пассивное, так и активное в виде контрстратегии). Рычаги властвования, достаточно типичные для разных мест и времён, стоит перечислить более подробно: насилие и страх перед ним; поощрения и наказания, материальные и символические; идеал — совокупность потребностей и желаний социума, иллюзия коллективного счастья; авторитет — иллюзия всемогущества тех или иных субъектов — носителей власти. Легальность и легитимность как характеристики власти звучат похоже, но это не одно и то же. Легальность — соответствие существующим в данный момент законам (или обычаям, правилам). Легитимность — нечто большее, а именно, соответствие существующего порядка или института требованиям более высокого порядка (справедливости для большинства населения, национальным интересам и т.п.). Основания легитимности: божественное право; древняя традиция; экстраординарные заслуги перед народом; выдающиеся способности лидера, особые качества элиты; коренные права человека и гражданина, гарантии их соблюдения. Основные признаки государства: а) территориальная организация всего ареала проживания его подданных; границы на местности и географической карте сменили кровно-родственные, этнические, конфессиональные и все прочие признаки социального объединения; б) публичная власть — набранный из профессиональных чинов-ников аппарат управления, отличный и отделённый от остального народа, поставленный над ним в вопросах государственной компетенции; эту власть на постоянной основе осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государства; в) налоги на содержание аппарата управления и прочие общегосударственные нужды; г) кодифицированное (записанное и обнародованное) право — свод законов и прочих распоряжений носителей государственной власти. Структура государства включает в себя такие типичные элементы, каковы: органы законодательной и исполнительной власти, верховной и местной; вооружённые силы для защиты и расширения государственной территории; службы охраны правопорядка (прокуратура, полиция, суды, тюрьмы, разведка и контрразведка, т.д.). Функции государства делятся на: внешние (дипломатия, условия внешней торговли, таможенной политики; вооруженная защита его интересов, вплоть до войны и т.п. силовых акций) и внутренние (сбор налогов, их распределение на государственные и общенародные нужды; выработка законодательства; регулирование экономики; охрана общественной безопасности; координация развития культуры, образования и науки; социальное обеспечение нетрудоспособных). Формы государственного устройства зависят от соотношения его политического центра и его же периферийных частей. С этой точки зрения государства делятся на: унитарные, территория которых делится на одинаковые по правам и обязанностям административные части, а конституцию и прочие законы вырабатывает центр; федеративные — в их составе законодательные полномочия распределены между центром и провинциями; отдельные субъекты федерации имеют собственное законодательство и верховные органы исполнительной власти (правительства); общий суверенитет федерации касается только ее внешней политики; конфедеративные, чьи субъекты полностью самостоятельные во всех сферах, кроме обороны, внешней политики, еще кое-каких функций (скажем, денежной эмиссии, почтовой службы и т.д.). Формы правления в государстве классифицируются в зависимости от характера носителя верховной власти в нём. Это, во-первых: монархия, т.е. дословно “власть одного” правителя (короля, царя, султана, т.п.), которая может быть абсолютной и наследственной (как и сейчас во многих странах Востока), а может и конституционной (где “монарх царствует, но не управляет”; власть фактически принадлежит главе правительства, назначаемому парламентом, как в Великобритании); во-вторых: республика, т.е. дословно “общее дело” народа, который весь или через своих представителей избирает носителей верховной власти; бывает президентской, либо парламентской, в зависимости от того, в чьих руках сосредоточено больше верховной власти. Режим государственной власти чаще всего гораздо важнее, чем принадлежность государства к тому или иному из только что отмеченных общих типов. Он характеризует формы и методы управления, порядок применения государственной власти. В связи с чем различают следующие разновидности государственности: демократия, т.е. “народовластие” — в том смысле, что государство гарантирует невмешательство в личную жизнь граждан, реально обеспечивает важнейшие права и свободы личности (устного и печатного слова, митингов и собраний, общественных движений, путешествий по своей стране и выезд за границу, т.д.); авторитаризм — существенные ограничения прав и свобод граждан в пользу государства; моральное и законодательное принуждение населения к исполнению расширенного круга условий политической жизни (запрет оппозиционных партий и движений, цензура средств массовой информации, преследования инакомыслящих, “железный занавес” на границах, т.д.); тоталитаризм — беспредельно полный контроль государства над общественной и личной жизнью всех граждан; политика постоянного террора по отношению к населению. Либерализм и консерватизм. Начиная с XX в. соответствующие партии оспаривают власть и чередуются у ее кормила в США, Великобритании, Франции и большинстве остальных стран Западного мира. Благодаря такой очередности их социально-политические и экономические системы извлекают пользу для своих стран из противоположных, но взаимосвязанных сторон общественной жизни: индивидуализма, свободы, общественной и государственной собственности, веротерпимости, международной открытости, миролюбия (либералы и демократы, т.е. политически “левые”), либо коллективизма, дисциплины, частной собственности, долга перед Отечеством, религиозности, национализма (“правые” консерваторы разного толка). Именно в такой конкуренции, при участии общественности, во имя завоевания популярности у избирателей разных по методам своей политики (но в главных целях одинаковых) партий, их лидеров и состоит демократия как политическая система. Культура, ее общие характеристики. Морфология культуры Систему разнообразных ценностей целого общества или отдельных его слоёв и называют культурой. Философское понимание культуры предполагает углубление и расширение её содержания. Во-первых, культура исключительно антропогенна, она однозначно связана с человеком. культура сверхприродна, она есть всё то, что как-то очеловечено. Во-вторых, культура носит социально-исторический характер. Культурные ценности живут только внутри целого общества. В-третьих, внутри общества культура универсальна — она имеется везде, обнимает собой всё людское бытие. В-четвертых, культура синтетична — разные её слагаемые и проявления существуют только вместе, а не по отдельности; меняться может пропорция духовного и материального, национального (своего) и зарубежного (чужого), иных элементов в составе культурных ценностей. В-пятых, любое проявление культуры носит нормативный характер. Тот или другой человек способен игнорировать те или иные культурные ценности, но тогда он подчиняется ценностям другой культуры. Материальное и духовное в культуре представляют собой единство противоположностей. С долей условности мы можем разделить культуру на материальную (производственную, политическую, военную и так далее) и духовную (религию, литературу, искусство, науку и тому подобное). Но в таком случае речь будет идти только о преобладании внешнего над внутренним, вещественного над духовным, или же наоборот в составе соответствующих общественных явлений. Народная культура всегда отличалась от культуры элитарной. Их пропорция в обществе, характер взаимоотношения может меняться, но вряд ли различия между ними когда-нибудь сгладятся. До сих пор, по крайней мере, такого нигде и никогда не наблюдалось. По многим причинам, одна из которых — неравенство способностей и тем более жизненных судеб отдельных индивидов. Народная культура — это лучшие достижения нации в труде, быте, искусстве, остальном образе её жизни за все предыдущие века. Её фундамент образует так называемая живая старина — фольклор (песенный, музыкальный, сказочный, пословичный и прочий); старинные приёмы домостроительства, принятый покрой одежды, привычный характер кухни и иные традиции народной жизни. Элитарная культура творится верхушкой любого общества, самыми богатыми, знатными и образованными его представителями или, по крайней мере, при их материальной и моральной поддержке творцов подобных ценностей. Это, например, опера и балет, симфоническая музыка, серьёзная литература — драматургия, сложная живопись, осмысленная кинематография, тому подобные жанры, которые способны полюбить и, главное, понять только подготовленные люди, располагающие для этого мало-мальски обеспеченным досугом. XX век породил такое явление, как массовая культура. Это закономерное следствие индустриального общества. Для этой стадии общественного развития характерны бурное развитие науки и особенно техники, перемешивание разных сословий в безликую массу наёмных работников, маргинализацию их духовных и материальных запросов. Возникает социальный заказ на тиражирование новых, как правило упрощённых и удешевлённых, более или менее примитивизированных способов жизнеобеспечения. Особенности массовой культуры состоят в том, что: её образцы не творятся вживую, как у народа или элиты, а транслируются, тиражируются средствами массовой информации и коммуникации; доступны, понятны всем желающим; они прямо, без дополнительного труда удовлетворяют простейшие человеческие потребности — в питании, одежде, жилище, транспорте, а также в развлечении, смехе, отдыхе. Ислам как вера и образ жизни. Основоположник ислама Мухаммед (570–632) принадлежал к знатному, но обедневшему роду, жившему в городе Мекке — одному из крупнейших торговых центров Аравии. Первым словом, с которым Аллах обратился к Мухаммеду через пророка Гавриила-Джабраила, было: Внимай! (Читай!). Имеется в виду, что Аллах постепенно продиктовал Мухаммеду свои поучения (за 10 лет в Мекке и 10 лет в Медине). Пророк точно запомнил сказанное ему Богом и повторил людям. В этом отличие Корана от Библии, чьи книги писались людьми, избранными для этого Богом, т.е. как бы в соавторстве с ним. Мухаммед не был обучен грамоте, свои поучения он произносил наизусть. Лет через 20 после кончины Мухаммеда его богословские высказывания, проповеди были собраны воедино и записаны (со слов первых сподвижников пророка, некоторые из которых служили профессиональными исполнителями священных текстов). Получившийся сводный текст назван Кораном. При всей пестроте своих источников, ислам отличается внутренним единством. Его исходная формула — Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его. В этом высказывании подчёркивается две исходных и важнейших идеи — единобожия и пророческой миссии Мухаммеда. Главный долг каждого мусульманина — подтверждать это. 112-я сура Корана гласит: Скажи: Он — Бог — один / Бог крепкий; / не родил и не был рождён, / и не был Ему равным ни один! Аллах одновременно и грозный, и милостивый для людей; он непостижим для них и одновременно постоянно являет себя им через разные знамения. Сотворив весь мир, Аллах управляет им, сообщив людям свою волю через своего пророка — Мухаммеда. Мусульмане признают священное происхождение Ветхого и Нового Заветов Библии, однако считают, что иудеи в Торе и христиане Евангелии исказили божественный закон. Тем не менее, именно у них ислам заимствовал представления о загробном мире, страшном суде, рае и аде, ангелах и демонах, а главное, — об абсолютном всесилии единого Бога. Поскольку люди забывали или искажали поучения его пророков, милостивый Бог послал им последнего — Мухаммеда. Мусульманское вероучение базируется на пяти основных принципах. Первый назывался выше. Это вера в единого Бога и пророческий дар Мухаммеда (шихада — «свидетельство»). Произнося главную формулу — «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник его», мусульманин отличает себя от людей других вероисповеданий. В сражении это изречение (или его краткий эвивалент: Аллах акбар! — «Аллах велик!») служит боевым кличем. Погибший с таким возгласом на устах воин признаётся шахидом, становится мучеником за веру, которому уготовано райское блаженство. Произнесения шихады в присутствии двух взрослых мусульман-свидетелей (мужчин) достаточно для принятия ислама. Остальные четыре идейных столпа ислама следующие: обязательная 5 раз в день, в строго определённое время молитва (намаз); молитва сопровождается очищением верующего, внутренним (настрой на покаяние и искупление) и внешним (водой, а если её нет, то песком, камнем) омовением; молитвенный ритуал ракат включает в себя цикл молитвенных поз и движений; периодический (в течение месяца рамадан по лунному календарю) пост (ураза); он состоит в полном воздержании в светлое время суток от любой еды, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей, т.е. от всего того, что отвлекает от благочестивого настроения; с наступлением ночи эти запреты снимается, однако рекомендуется и тогда проводить время не только во сне, но и за чтением Корана, раздумьями, беседами, раздачей милостыни и совершением других добрых дел; налог в пользу бедных и немощных членов мусульманской общины (закят); его выплачивают состоятельные мусульмане; кроме нищих, сирот, инвалидов, престарелых, странников, из этого же источника финансируются воины за веру; паломничество в Мекку (хадж) к храму Каабы; совершивший паломничество получает звание хаджи и право носить зелёную чалму. Ислам раскололся на три главных направления: суннитов, шиитов и хариджитов, а также ещё целый ряд более мелких направлений. Сунниты (их теперь до 90 % всех мусульман мира) отдают власть в государстве халифу, избираемому всей мусульманской общиной (часть хадисов, касающихся халифа Али, они отрицают). У суннитов нет церкви и священнослужителей в нашем (христианском) понимании этих институтов; суннитские богословы, в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по вопросам религиозной и общественной жизни, их роль сводится к толкованию текста Корана и поучению верующих с его помощью. А шииты считают законной передачу власти в исламском государстве лишь по наследству потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али. Для суннитов глава мусульманской общины — имам («стоящий впереди», на молитве, прежде всего) выступает лишь руководителем молитвы. Его функции может выполнять любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран. А в глазах шиитов он воплощает в себе божественную благодать, передающуюся от одного потомка Али к другому. Поэтому для шиитов власть имама имеет божественное происхождение и не зависит от желания людей. Кроме суннитов и шиитов разных толков, в исламе существуют и появляются ещё более жёсткие варианты вероисповедания и культа. Это упомянутые выше хариджиты («повстанцы») — первая секта в исламе, добивавшаяся (сугубо террористическими методами) демократизации власти в Халифате при пророке Али. Затем прославились мистики суфии, проповедующие строгий аскетизм — отказ от всех земных благ, доходящие до экстаза молитвы и прочие ритуальные телодвижения (зикр). Печальную известность получил в последнее время также ваххабизм, настаивающий на немедленном начале войны против представителей других религий (джихад, газават). Догматизм и релятивизм. Истина и заблуждение, их соотношение. Проблема критериев истины. Под Д. понимается некритический тип мышления, при котором выдвигаемые представления рассматривается как абсолютные, вечные истины, пригодные во все времена, во всех условиях и т.п. Характерными примерами Д. являются положения религиозных вероучений, которые преподносятся как вечные, священные истины, не подлежащие критическому обсуждению и требующие слепой, беспрекословной веры. Догматик это человек, для которого характерно слепое доверие авторитетам, некритический подход к действительности, консерватизм и инертность ума. Релятивизм противоположен догматизму. Если Д. абсолютизирует некритичность, неизменность, статичность подходов и представлений, то Р., наоборот преувеличивает относительность, недостоверность, зыбкость как бытия, так и познания. С точки зрения крайнего Р. действительность лишена какого-либо устойчивого субстанционального ядра, а наука являет собой совокупность заблуждений. Крайности Д. и Р. преодолеваются диалектикой, соединяющей в своих представлениях устойчивость и изменчивость явлений, абсолютность и относительность знания. Абсолютная истинапонимается различно: некий идеал познания по тому или иному вопросу — исчерпывающий по точности и полноте ответ на него; познание всегда стремится к такому идеалу и в этом смысле ориентира, “приманки”, мечты он существует; но достигнуть такого предела изучения по мало-мальски серьёзной и масштабной проблеме, тем более окончательно, едва ли возможно; так называемые «вечные истин» — те положения, которые вряд ли будут пересмотрены с дальнейшим развитием науки и культуры; это прежде всего факты — эмпирические констатации нашего опыта (например: химическая структура воды H 2 O; Курск назван по речке Куру, на которой стоит его исторический центр; и т.п.), а также постулаты общих методов и теорий (вроде принципа Ле Шателье или наступления третьего тысячелетия 1 января 2001 года); без такого рода “вечных истин” познание немыслимо, но и ограничиться ими оно не может; те элементы в составе наличного знания, которые остаются постоянными временно — внутри определенной парадигмы науки (вроде классической физики или квантовой механики) и практики, пока они удовлетворяют задачам человеческой деятельности; с наступлением нового этапа в развитии культуры, после революции в стиле мышления, эти истины становятся архаичными пережитками (вроде счетов-абака в эпоху компьютеров) или даже заблуждениями (типа алхимии сегодня). Грани относительной истины: неизбежная неполнота сегодняшнего знания; в процесс познания вовлекаются всё новые и новые стороны любой проблемы; приблизительность нашей информации по глубине её проникновения в сущность природных или социальных явлений; «информационный шум», потери при производстве и особенно трансляции знания в зависимости от особенностей разных субъектов познания. Соотношение абсолютной и относительной истины в принципе достаточно просто: абсолютная истина постепенно и по сути вечно складывается из истин относительных, их бесконечной суммы. Если истина по определённому вопросу может быть сегодня в принципе только одна, то отступления от неё многоразличны. Хотя в этой своей оппозиции к истинному знанию они едины, но путать их не стоит, нужно видеть их разницу. Заблуждение— массовидное, коллективное представление, претендующее на роль истины, но по сути своей искажающее действительность. Главное отличие заблуждение — его стихийность, непреднамеренность; его поклонники искренне верят в него, как в истину. Так нацисты безоговорочно шли за фюрером, а большевики — за генеральным секретарем ЦК своей партии на любые дела (“Я — солдат партии”, бытовала среди них поговорка). Так медицина сталкивается с неожиданным побочным действием казалось бы апробированного лекарства. Как видно из первых попавшихся примеров, заблуждение заблуждению рознь. Есть великие заблуждения — своего рода катастрофы интеллекта на долгом и трудном пути к истине; их можно сравнить с разведкой боем на войне — потери неизбежны, но помогают выиграть кампанию в целом (так, идея флогистона или теплорода заменяла химии теорию вплоть до обоснования атомо-корпускулярной концепции Р. Бойлем и А. Лавуазье). Есть ужасные, преступные заблуждения, которым нет прощения и забвения — ведь именно из-за них погибли множества ни в чём не повинных людей. Таков социализм вообще и марксизм в особенности, который уже через несколько десятилетий после своего обнародования привел к революционному террору таких размеров, каких не знала история человечества. Жертвами идей национал-социализма и коммунизма стали десятки миллионов людей, в том числе миллионы наших соотечественников. Есть терпимые заблуждения, которые скорее помогают людям жить, чем мешают. До некоторой степени их примером является религия и вообще вера в какие-то идеалы. Более уверенно заблуждением такого — приятного рода можно назвать чувство любви — оно почти всегда предполагает идеализацию своего предмета, включает в себя элементы обмана и самообмана. Вот уж где бывает “обмануть меня не трудно / Я сам обманываться рад... “ (А.С. Пушкин). Ошибка— личная неосведомлённость в том, что вообще-то хорошо известно. Это, к примеру, когда вместо нужного препарата провизор по невнимательности, халатности выдает вредный данному пациенту. Ошибочно незнание истины тем лицом, который по роду своей деятельности, уровню образования должен был её знать и применять на практике. Хотя, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает, но по своим последствиям бывают опять-таки простительные ошибки, поправимые промахи, а бывают преступные с моральной и даже юридической точек зрения отступления от истины. Обман — преднамеренное введение кого-то в заблуждение, активный умысел на то, чтобы подменить в чьих-то глазах истину заблуждением. От обмана с корыстной целью надо отличать благую ложь, “во спасение”, как формулирует христианство. Полуправда в этой связи — сознательное расчленение, сортировка информации на открытую и закрытую от непосвящённых в нее людей. Она бывает формой вежливости, проявлением тактичности или симпатии, а бывает способом задурить голову, сбить с толку, т.е. в конечном счете обмануть, унизить кого-то. Дезинформация — разновидность активного обмана со стратегическими, так сказать, целями; в более или менее массовых масштабах. Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом, есть вопрос о критерии истины. Практика служит основным критерием истинности познания. Объективна ли та или иная информация, соответствует ли она действительности, — в этом можно окончательно убедиться, только если получить на практике именно тот результат, который из данной информации следует. К примеру, синтезировать вещество именно с теми свойствами, которые предполагаются его химическими формулами. Это общий путь подтверждения или опровержения гипотез в естествознании. Проверить гипотезу в целом, как таковую, как правило, невозможно. Можно, размышляя по законам логики, вывести из гипотезы необходимые следствия, а уже их постараться воспроизвести в эксперименте, пронаблюдать. Так, периодическая система Д.И. Менделеева окончательно подтвердилась, когда были открыты новые химические элементы, для которых оставались пустые места в её рядах. Критерий практики носит абсолютный характер, потому что остальные способы проверки истинности познания не могут решить этой задачи столь же убедительно. Вместе с тем, практика как критерий истины относительна — ведь сегодняшние возможности практики, техники не всесильны; каких-то предположений мы пока не можем проверить немедленно; в будущем, когда практика усовершенствуется, такая возможность появится. Классическое и другие определения истины. Философские характеристики истины. Классическая концепция истины восходит к Аристотелю и представляет истину как соответствие наших знаний реальной действительности; достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация. Прагматическая версия истины подчеркивает противоположный момент в составе человеческого знания — субъективный, т.е. степень его пригодности на практике. С точки зрения основоположников философии прагматизма (В. Джемса, Д. Дьюи), истина равняется эффективной на деле, полезной определённому субъекту информации. Когерентная теория истины обращает внимание на внутреннюю структуру той или иной порции информации. А именно, согласованность самого знания, претендующего на истинность, его логичность и аргументированность. В этом случае главными признаками истины будут считаться соответствие фактов их объяснениям, аксиом и следствий, гипотезы и эксперимента. Конвенциональная модель истины подразумевает количество её пользователей: если с каким-то положением соглашаются массы людей, и оно служит им руководством к действию, то можно считать данное положение истинным. Конвенция, т.е. договорённость относительно той или мной истины, может строиться как на искренней вере, так и на молчаливом согласии подчиняться господствующему мнению. Без первого признака — объективности (хотя бы в какой-то степени) знания, претендующего на истинность, о таковой вообще нет смысла говорить. Следующие три качества — полезность, соразмерность, убедительность — уточняют определение рассматриваемого понятия, но без первого — объективности не могут обойтись. Объективность истины выражается в нескольких ракурсах: сам предмет истины существует вне её самой; как правило, до, без и после человека; люди только мысленно реконструируют этот предмет в своём сознании, где именно и «живёт истина» (а не летает с воробьями на улице, как выразился для ясности один преподаватель); главное для истины — более или менее, но адекватно отражать свой предмет в образах человеческой психики или (и) знаках деятельности; истина, таким образом, представляет собой идеальную модель, интеллектуальную копию объекта; истина отражает не только сам по себе объект, но и возможности, потребности человека по взаимодействию с ним; в этом плане она располагается между человеком и миром; те стороны реальности, которые никак не подвластны людям, остаются за пределами их познания и, значит, его результата — истины. Следовательно, истиной можно назвать до нужной субъекту степени объективизированное знание, способное участвовать в человеческой деятельности по сохранению и преобразованию действительности, включая самого человека. субъективные стороны истины не менее существенны для ее понимания: способ формулирования истины, форма ее выражения всегда человечна, индивидуализирована; каждый участник познания (личность, малая группа, масса людей) адаптируют информацию “под себя”, в связи со своими собственными потребностями и целями; истина никогда и нигде не существует в «чистом виде», но всегда «в сплаве» со своими антиподами — заблуждениями разного типа и «белыми пятнами» незнания каких-то вопросов; причём заблуждение и незнание не просто помеха на пути к истине, но и катализаторы ее выработки; истины не существует для одного человека — спрятанное от людей открытие просто недействительно, как зарытый в землю клад сокровищ; знание должно быть рано или поздно подтверждено если не целым обществом, то неким коллективом людей, заинтересованных в этом знании; истина обречена менять своих обладателей, «конвертироваться» в «интеллектуальном капитале», умственном обиходе целого сообщества людей. Итак, со своих субъективных, человечных сторон истина представляет собой продукт культурно-исторического развития человечества, информационный ресурс целого общества; такое знание, чьи параметры во многом определены, с одной стороны, биологией и экологией Человека разумного, а с другой — историей и социологией определенного социума. Формальная логика как наука, ее предмет значение. Законы логики. Формальная логика - наука, изучающая формы мысли (понятия, суждения, умозаключения, доказательства) со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей. Это конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. |