Главная страница
Навигация по странице:

  • Неопозитивизм. Трактовка философского знания. Принцип верификации. Л. Витгенштейн. Принцип фальсификации. К.Р. Поппер.

  • Постпозитивизм и его модели развития науки. Т. Кун о структуре научных революций.

  • Мифология как способ мышления и мировоззрение в первобытном и архаичном обществах.

  • Типичные сюжеты мифологизирования

  • Происхождение и ранние формы религии. Варианты свободомыслия по вопросам религиозной веры. первое — богословское

  • лучшие ответы. Предмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли


    Скачать 252.9 Kb.
    НазваниеПредмет изучения философии и этапы его развития в истории мысли
    Дата10.01.2022
    Размер252.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалучшие ответы.docx
    ТипЗакон
    #326988
    страница5 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    Классический позитивизм о специфике философии. О. Конт. Махизм и эмпириокритицизм.


    Первый позитивизм оформился во второй половине XIX века во Франции, Англии и Германии.

    Огюст Конт (1798–1857) по праву считается родоначальником этого мощного течения западной мысли, поскольку подвёл под положительную философию следующее концептуальное основание: человеческий дух, на его взгляд, проходит в своём развёртывании следующие стадии — теологическую, метафизическую и позитивную (научную). На первом этапе социумом верховодят жрецы и военные вожди (с помощью веры в сверхъестественные силы вроде фетишизма, политеизма); на втором — философы и юристы (жонглирующие гипостазированными абстракциями); на третьей — учёные-натуралисты (способные добыть и закрепить настоящие факты). Тем самым стало возможным следовать девизу позитивной философии: «Знать, дабы предвидеть; предвидеть, чтобы избежать или приблизить». Трудно не согласиться, что этот слоган как нельзя лучше применим к клинической медицине и фармации.

    Поскольку именно Конт ввёл термин «социология», его можно считать её основоположником как науки. Ею он завершил свой перечень основных научных дисциплин: математика, астрономия, физика, химия, биология, психология. Каждая из них опирается на фундамент элементарных фактов предшествующих дисциплин. Для активизации гуманизма, впрочем, он допускал не только науку об обществе, но и религию, которая акцентирует любовь, стремится к порядку и поощряет прогресс.

    Кроме Конта, первый позитивизм во Франции пропагандировали своим творчеством историк христианства Эрнест Ренан (1823–1892), историк искусства и литературный критик Ипполит Тэн (1828–1893), филолог Эмиль Литре (1801–1881).

    Первыми английскими позитивистами стали Герберт Спенсер (1820–1903) и Джон Стюарт Милль (1806–1873).

    Согласно Спенсеру, универсум подчиняется принципу эволюционизма, и задача философии — обобщить сложные фигуры мирового развития с помощью фактов естествознания. Спенсерианство прекрасно вписалось в научный дух и классической, и постклассической науки с их эволюционными идеями относительно космоса и живой природы; повлияло на литературное творчество Дж. Лондона и не его одного.

    Милль вписал своё имя в историю индуктивной и дедуктивной логики, а также этики, где проповедовал принцип эвдемонизма, то есть необходимость счастья для людей на основе компромисса между их интересами. Опыт признаётся им единственным источником познания.

    Немецкий палеопозитивизм представлен именами уже известного читателю Людвига Фейербаха, недогматического материалиста (известного в качестве оппонента Ф. Энгельса) Евгения Дюринга (1833–1921), и некоторыми другими.

    Второй позитивизм отразил временный крах физики на рубеже XIX–XX вв. После открытия первой элементарной частицы — электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности и т.п. Анри Пуанкаре имел основания заявить: «Материя исчезла, остались одни уравнения» (для описания энергии).

    Вариант временной теории природы — эмпириокритицизм — предложил Рихард Авенариус (1843–1877). В своей «Критике чистого опыта» он стремился актуализировать идеи субъективного идеализма.

    Его поддержал выдающийся физик Эрнст Мах (1838–1916). В тех условиях, когда классические представления о физическом мире оказались несостоятельными перед лавиной новых открытий в микро- и мега-мирах, он предложил считать единственной реальностью ощущения — звука, цвета, тяжести, запахов, теплоты и т.д. Вещи тогда представят собой комплексы ощущений; этим допущением возможно мысленно преодолеть антагонизм внешнего и внутреннего миров, физического и психического. Обрабатывая материалы ощущений строго математически и можно избавиться от всех метафизических, религиозных спекуляций, тем самым экономя мышление для решения вопросов действительно фактического материала. Эти взгляды послужили одной из идейных предпосылок теории относительности.

    Выдающийся физиолог Макс Ферворн (1863-1921) подтвердил, что в тогдашних условиях естествоиспытатели могли считать единственно реальными только ощущения.


    1. Неопозитивизм. Трактовка философского знания. Принцип верификации. Л. Витгенштейн. Принцип фальсификации. К.Р. Поппер.


    Концепции позитивизма (от лат. «положительный») в философии исходят из того, что метафизические, т.е. не находящие проверки в непосредственном опыте теории заняты псевдовопросами и должны быть элиминировалы (устранены) из научного исследования. «Наука сама себе философия», поскольку наука обладает критериями разграничения фактов и вымысла. Первый из таких критериев — верификация, проверка гипотез на истинность с помощью инструментального опыта, в идеале — эксперимента. Позитивизм тесно связан с развитием опытно-экспериментального естествознания и стремится распространить его каноны и идеалы на всё остальное познание.

    Всевозможные поправки к позитивистскому идеалу точного и обоснованному знанию, связанные со спецификой отдельных отраслей науки и практики, прежде всего гуманитарных, не должны компрометировать в наших глазах заслуг этой метанаучной философии.

    Проверки знания на истинность оказалось недостаточно. Чтобы ещё точнее провести границу между «метафизикой» и наукой предлагается ещё процедура фальсификации (К.Р. Поппер). Подлинно научное знание должно содержать в себе возможность опровержения, пройти проверку на заблуждение. Иные формы рациональности — мифология, религия, политическая идеология — проверки на ложность даже не допускают, выражаются в виде якобы незыблемых догм.

    Третий или же неопозитивизм оставил на долю философствования анализ языка науки и обыденной жизни.

    Неопозитивизм зародился в так называемом Венском кружке учеников профессора физики и логики Морица Шлика (1882–1936) — математиков, логиков и философов. Бежавшие от нацизма, они способствовали распространению неопозитивистских идей в англо-саксонском академическом мире: Рудольф Карнап (1891–1970), Ганс Райхенбах (1891–1953) и в особенности Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Они полагали, что дело философии состоит в уточнении универсальных понятий — категорий, прежде всего с помощью математической логики, теории вероятности, теории символов, лингвистики;

    Виднейшим из отцов-основателей этого направления стал также лорд Бертран Рассел (1872–1970). Своими исследованиями по логике и математике он показал, как философия заимствует свои вопросы из естествознания, и анализируя их, помогает его продвижению к постижению мира в его чувственных данных, индивидуальных и коллективных.

    Рассел выступил провозвестником современного свободомыслия, разъяснив в своей книге «Почему я не христианин?», что гуманизм не скован узкими рамками какой-то религии, а движется чувственной любовью и верой в могущество разума.


    1. Постпозитивизм и его модели развития науки. Т. Кун о структуре научных революций.


    Наконец, во второй половине прошлого столетия рассматриваемое направление философии приняло форму так называемого постпозитивизма. Его представители стали рассматривать науку в широком социально-историческом контексте; не просто как чистое знание, особую логику или язык, но и общественный институт, даже своего рода идеологию.

    Наибольшую известность в рамках этого этапа позитивизма получила книга Томаса С. Куна (1922–1996) «Структура научных революций» и полемика вокруг неё. Кун выступил против индуктивистских и кумулятивных моделей научного роста, развивавшихся прежними вариантами позитивизма. На обширном материале истории естествознания, в том числе становления квантовой физики, он постарался продемонстрировать, что указанные процедуры индукции выработки новых знаний и критики ненаучных построений допускаются только в период «нормального», количественного роста науки. Но такие периоды неизбежно время от времени сменяются научными революциями. Когда новые открытия достигают такого масштаба, что совершают революцию и в самой картине мира, и в методах её построения. В свои революционные периоды наука на время теряет свои профессиональные критерии и подчиняется тем же ценностям, авторитетам, групповым интересам с их конкуренцией, что и остальные сферы духовной культуры, та же философия или религия. Только смена поколений исследователей, появление новых авторитетов меняет парадигму науки, создаёт образцы её вновь нормального развития. Критики концепции Куна показали отдельные её упрощения, но не опровергли её значения для более реалистичного понимания истории науки.


    1. Мифология как способ мышления и мировоззрение в первобытном и архаичном обществах.


    Мифология играет роль своего рода предфилософии на заре человеческой истории. А затем сплошь и рядом становится своего рода парафилософией, то естьдуховным суррогатом — упрощённым заменителем настоящей философии. Дело в том, что у них во многом общие темы — мир, человек, человек в мире. Однако способ решения этих масштабных и вечных проблем у философии и мифологии разный. Поэтому различаются ответы и, главное, системы жизненных ценностей, способы практик, предлагаемые той и другой.

    Соответственно, мифологией прежде и чаще всего называется совокупность уходящих в далёкое прошлое сказаний о сотворении мира, его устройстве и грядущем конце; о богах и героях того или иного народа; их происхождении, подвигах, отношениях с людьми и природой.

    Наши предки верили, что всё, что описывается в мифах, случалось на самом деле. Поэтому в самом первом значении можно говорить об исторической мифологии, то есть священных для древнего мира сказаниях о богах и героях. Их творцы и носители давно умерли, а сами мифы сохранились в устной или письменной традиции.

    Для потомков, включая нас с вами, эти рассказы стали фактом истории литературы и искусства. Поэтому, во-вторых, будем иметь в виду литературную мифологию как памятник устного поэтического творчества любого народа. С таких произведений начинается фольклор любого народа (песни, иные сказания, пословицы-притчи); затем они перерождаются в эпос (см. ниже); наконец, становятся жанром авторской литературы.

    Третье и основное значение термина «мифология» носитсоциально-психологический характер.Перед нами особый тип человеческого сознания и, соответственно, мировоззрения, мышления, присущий первобытному обществу.

    Миф — это такое повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни выглядело неправдоподобно, фантастично с каких-то иных точек зрения.

    Именно миф восполняет, достраивает человеческую психику до работоспособного состояния в условиях острого и хронического дефицита необходимой информации, в очень неравновесных условиях выживания.

    миф возникает из тропа, то есть иносказания (греческое tropos — поворот, направление; в данном случае — слово или оборот речи, употребляемые в переносном значении). Образцом чего служит метафора — образное сближение слов на основе их переносного значения, мысленный обмен признаками между ними.

    мифы образуют идейный фундамент любой религии, своего рода «теорию» всякого богословия. Когда к мифологии присоединяются обрядовая практика (культовые действия) и организация (церковная община) — получается религия. Внутри неё мифы увеличивают свою авторитарность — боги большинства национальных и мировых религий уже не партнёры, как духи для язычников, а владыки человека.

    Далее, значительная доля мифологизма аккумулируется художественной литературой и остальным авторским искусством. Здесь, в отличие от религии, условность, игровой характер мифа преобладает над догматическим доверием к нему.

    Гораздо сложнее и часто опаснее, однако, не эти, в своей массе невинные, а то и поучительные капризы ума, по-своему милые слабости души, предчувствия опасности, либо удачи, а плодящиеся вновь и вновь мифы идеологии и политики. Идеология — это представления, в которых реальная действительность так или иначе дозирована, искажена в угоду интересам той или иной группы людей (партии, государства, народа, поколения, землячества, профессии, корпорации и так далее). Как и любая другая мифология, идеология — это не вульгарный обман или чьё-то личное заблуждение. Идеологемы, во-первых, облегчают сложные моменты жизни людей до приемлемого уровня. Например, обычно люди считают, что деньги — это воплощение общественного богатства, а не просто разрисованные бумажки, кусочки металла. Только периоды финансовых кризисов обнажают истинную природу богатства, но жить с таким «правильным» знанием становится гораздо хуже; по сути, невыносимо. И люди возвращаются в психологически уютные мифы социально-политической идеологии. «Функция идеологии состоит не в том, чтобы предложить нам способ ускользнуть от действительности, а в том, чтобы представить саму социальную действительность как укрытие от некой травматической, реальной сущности», — уточняет словенский философ-радикал Славой Жижек. В зеркале идеологических мифов люди видят себя сторонниками «правого дела», носителями «высоких идеалов»; им угрожают «тёмные силы», «недочеловеки» типа гоблинов или орков. Подобные представления повышают самоуважение, способствуют обретению смысла существования, объединяют людей в социум. Этим идеология полезна людям.

    Как видно из всего сказанного, мифология как таковая представляет собой донаучное знание. Это древнейший и универсальный, вечный для людей — упрощённый, прямолинейный способ «объяснить» (хоть как-то) самих себя, окружающую действительность и, главное, примирить неразрешимые без помощи высших достижений разума (а то и с их помощью!) противоречия между человеком и миром.

    В истинном своём качестве миф позволяет человеку объяснить необъяснимое и достичь невозможного — отчасти в своём воображении, но отчасти на деле.

    отличительные черты мифологии по сравнению с наукой и остальными формами современной культуры.

    Среди таких differentia specifica на первое место надо поставить антропоморфизм, т.е. очеловечивание, олицетворение всего на свете как исходную и ключевую особенность мифологизации сознания (Не «Я — ОНО» в системе «человек / природа», а всегда «Я — ТЫ»).

    Логику мифа образует простая аналогия — отдавая духам часть добычи, надеются вернуть её сторицей; против любой опасности обращают символ оружия, крепости, остроты.

    Следующая особенность любого настоящего мифа — его синкретичность, т.е. сочетание, даже слияние воедино различных, в том числе несовместимых нигде кроме и после мифологии элементов сознания и практической деятельности человека. Мифы включают в себя одновременно:

     и какие-то эмпирические знания, в общем, правильные догадки или воспоминания;

     и чистой воды вымыслы, но художественно яркие фантазии, эстетически оформленные мечты по разным поводам;

     и наставления неких приличий, заповеди мудрого поведения;

     и много ещё чего найдётся в мифологической котомке бредущего по дорогам истории человечества.

    Всякий миф лукаво или открыто авторитарен в том смысле, что не терпит проверок, доказательств, аргументов своей правоты. Ему просто верят; в противном случае он убежит с пути скептика, равнодушного человека, или же просто испарится на вершинах опытного исследования, разумного верования или авторского сочинительства.

    Существование мифа стихийно — он передается от поколения к поколению с незначительными вариациями с незапамятных времён; им владеет весь народ, а не кто-то в отдельности.

    Миф не отвлечён он непосредственной жизни, а вплетён в неё без остатка. Его структурная единица — наглядный образ, чувственно воспринимаемый сюжет, эмоционально окрашенная метафора.

    Типичные сюжеты мифологизирования сложились еще в древности. Выделяют следующие виды исторических мифов:

    креационистские (лат. «creatio» — созидание, порождение) — о начале, происхождении всего мира, его природных стихий; первых шагах того или иного народа на исторической сцене; появлении важнейших достижений цивилизации, обычаев и обрядов;

     наоборот, эсхатологические (греч. «eschatos» — последний, конечный) — о грядущем когда-то конце света; о загробном существовании душ ушедших из жизни людей; для кризисных, переломных моментов истории характерны всплески интереса широкой публики к пророчествам типа центурий (столетий) Нострадамуса — каждая эпоха вкладывает в них своё, новое содержание, хотя суть дела остается той же (войны, правители-тираны, природные катастрофы, эпидемии и т.п.);

    патриотические — о кульминационных этапах истории народа, его героях-защитниках, их подвигах и победах над врагами;

    этиологические (греческое «aitia» — причина) — о причинах, обстоятель-ствах происхождения чего бы то ни было (географических названий, человеческих способностей, прочих явлений культуры).


    1. Происхождение и ранние формы религии. Варианты свободомыслия по вопросам религиозной веры.


    первое — богословское определение религии даётся обычно с точки зрения неё самой. В этом случае имеется в виду путь к спасению человеческой души через её единение с неким высшим творящим началом всего бытия. Проще говоря — вера в Бога и какие-то жертвоприношения ему.

    Второе — научное определение религии предпринимается, что называется, со стороны, — с позиций гуманитарных наук (истории, социологии, культурологии), для которых религия — одно из общественных явлений, разновидность мировосприятия людей. С этих позиций религиозная вера предполагает мысленное удвоение мира на реальный, «тварный» и идеальный, божественный. любая религиозность предполагает веру в сверхъестественное. Это, можно сказать, психологическая сторона религии, её сугубо личностное измерение.

    С другой стороны, религия служит не только каждому верующему в отдельности, но и всему обществу. Она удовлетворяет глубокую потребность множества людей в некой сакрализации (освящении, ритуализации) каких-то моментов, сторон своей жизни. Здесь открывается другая — социальная сторона религии. Человеку свойственно поклоняться высшим силам, откупаться от опасностей судьбы. Наиболее естественные формы удовлетворения такого рода потребностей представляет собой религия. Богослужение в храме представляет собой демонстрацию солидарности единомышленников, сограждан. Их самых благородных помыслов и чувств. Дома или на улице, в центрах досуга и развлечений такого эффекта не добиться. Поэтому для многих верующих церковь — своего рода общественный клуб, где можно людей посмотреть и себя показать в наиболее выгодном свете. Такая народная психотерапия — молитва, исповедь, вся прочая обрядность поддерживают самоуважение личности, помогают преодолеть опасные переживания.

    Таким образом, с научной точки зрения религия представляет собой особую форму общественного сознания, одно из вечных отличий Человека разумного от стихийного мира Природы.

    Третье — философское определение религии: религия — это «способ рационализации иррационального» в жизни и культуре. Имеются в виду, повторим, попытки примирить человека с неразрешимыми в принципе, по природе своей нерешаемыми на самом деле проблемами его бытия. Вера в Бога возникает вместе с человеком для заполнения тех участков его творящего целый мир сознания, где полёт мысли упирается в барьеры неведомого, недостижимого, антиразумного.

    . Так проясняется ещё одна, глубинная и интегрирующая ипостась религии, которую и называют экзистенциальной (сущностной).

    Разбираясь в предназначении церкви, стоит вернуться к самым её истокам и рассмотреть ранние формы религии. Они представляют собой прямые последствия рассмотренного по предыдущей теме мифологического мировоззрения для подвластного ему поведения людей. Когда к мифу как идее, смыслу прибавляется ритуал, т.е. практика поклонения продуктам мифологического мышления, то получается религия. Перечислим её первоэлементы.

    Анимизм (от лат. «anima» — душа) — одушевление в принципе бездушного, т.е. природного. Остальные из ранних форм религии следуют из анимизма, конкретизируют его на практике.

    Фетишизм (порт. «fetico» — амулет) — мысленное наделение отдельных вещей сверхъестественными, вредными или, чаще, полезными свойствами. Идея анимизма здесь овнешняется, овеществляется.

    Тотемизм (англ. «totem» из языка индейцев племени алконгинов значит «его род») — представление о природных предках, прародителях людей данного народа.

    Магия (по-русски, — колдовство, ворожба, волхование) представляет собой практическую, действенную часть любой мифологии, а, значит, в преобразованном виде, и религии. Это те символические действия, которые человек совершает из расчета на анимизм, фетишизм и тотемизм вместе взятые.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта