Главная страница

Вопросы зачета 1. Приложение Вопросы к зачету по темам 79 Первые вопросы


Скачать 7.13 Mb.
НазваниеПриложение Вопросы к зачету по темам 79 Первые вопросы
Дата30.03.2023
Размер7.13 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы зачета 1.docx
ТипЗакон
#1027200
страница10 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Гиппократ описал четыре основных типа темперамента, которые в той или иной степени свойственны человеку: флегматик, сангвиник, меланхолик и холерик. Названия и описания этих типов дошли и до настоящего времени. И хотя содержание этих типов темперамента, конечно, у каждого автора чуть-чуть уточняется, какие-то глобальные характеристики всё равно остались неизменными.

Трактовок типов темперамента можно найти в литературе достаточно много. Остановимся на описании этих типов в работах Небылицына – мы увидим, как их можно описать через три важнейших компонента, в которых, как считает Небылицын, проявляется темперамент. Кроме того, мы затронем второй аспект описания темпераментов, в котором присутствует указание на проблемы, которые возникают в связи с воспитанием человека, обладающего тем или иным темпераментом.

Описание типов темперамента у Небылицына будет всегда состоять из двух частей:

  • в первой части он будет описывать особенности темперамента, оперируя тремя компонентами;

  • во второй части он будет всегда приводить примеры таких случаев, в которых мы не воспитываем у наших детей способности управлять своим темпераментом; и какие бывают последствия таких, как он скажет, отрицательных воспитательных влияний.

Итак, приведем самые яркие характеристики типов темперамента, описанных Небылицыным:

1. Для сангвинического темперамента характерны достаточно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики, движений, эмоциональность, впечатлительность, лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки.

Относительно практического аспекта Небылицын пишет:

«Его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, поспешности, а иногда и поверхностности».

2. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.

Если не учитывать эти особенности темперамента при воспитании:

«Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах».

3. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения, трудностью переключений, медлительностью, спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений.

В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

4. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность (имеется в виду, что человек испытывает какое-то переживание, и оно сохраняется длительное время, то есть не исчезает бесследно), глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении.

На почве этих особенностей и при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Итак, это описания классических типов темперамента в трактовке Небылицына. Теперь вернемся к термину «гуморальные». Гиппократ связывал эти типы темперамента с доминированием определенных жидкостей в теле человека:

Очевидно, данные описания были сделаны достаточно давно и сейчас имеют только историческое значение. В настоящее время, в целом, гуморальные теории не пользуются популярностью, хотя списывать их все-таки пока еще рано. Всем хорошо известна, конечно же, важная роль эндокринной системы в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности живых существ. Кроме того, нейропсихологам или психофизиологам известны такие жидкости, которые называются нейромедиаторами и которые также относится к жидким средам и оказывают влияние на психику человека. Но влияние жидких сред – гуморальной регуляции и нейромедиаторов – пока еще совершенно не изучено, хотя о возможности существования такого влияния вполне можно предположить.

12 Темперамент: его психологическое описание и физиологические основы ?
Темперамент, его психологическое описание и физиологические основы. Индивидуальный стиль деятельности

Определение темперамента, В.Д. Небылицын

Начнем с определения, которое даёт известный отечественный психолог Владимир Дмитриевич Небылицын:



Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Ключевой фразой в этом определении является фраза «динамические особенности психических процессов и состояний». Небылицын специально поясняет, что собой представляют эти динамические особенности – например, темп, быстрота, ритм, интенсивность психических процессов и состояний. Эти и подобные им динамические особенности и есть темперамент.

Часто, говоря о темпераменте, психологи используют более развернутый термин – формально-динамические особенности психических процессов и состояний, подчеркивая тем самым их отличие от так называемых содержательных особенностей психики. Например, человек испытывает потребность в определенной пище: эта потребность – это содержательная характеристика потребности; а сила этой потребности ничего не говорит о содержании – это уже будет ее формально-динамическая характеристика. Или другой пример из разряда чтения лекций. Лектор читает лекцию, то есть совершает какую-то деятельность: в чтении лекций есть и определенное содержание, и то, как это содержание преподносится – например, быстро или медленно, эмоционально или спокойно – это и есть динамическая характеристика этой деятельности.


12 Представление о личности и ее развитии в индивидуальной психологии (Адлер)
А. Адлер – венский врач-психиатр, изначально также был последователем психоанализа З. Фрейда. Однако многие положения этой теории не принимались А. Адлером, и со временем он разработал собственную концепцию личности в рамках индивидуальной психологии.
Личность, с точки зрения А. Адлера, является единой и самосогласующейся. Это значит, что ни одно из проявлений личности нельзя рассматривать изолированно, а только лишь во взаимосвязи сознательного и бессознательного, мышления, чувств и действий. Это единство представляет собой стиль жизни.

Личность непрерывно стремится к совершенству и обладает для этого творческой силой, основой которой в терминологии А. Адлера является творческое “Я”, мотивирующее человека к развитию. Но где находятся истоки творческой силы? Что побуждает ее развиваться? Ответа на эти вопросы не дается. Создатель концепции индивидуальной психологии рассматривает личность в контексте социальных отношений, ввиду наличия врожденного социального интереса, присущего каждому человеку.

Отрицая положения З. Фрейда и К.-Г. Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов и врожденных архетипов в личности и поведении человека, А. Адлер считал, что не они, а чувство общности с людьми – главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. Именно это чувство стимулирует социальные контакты и создает ориентацию на других людей. Оно же определяет онтологическую заданность личности.

В структуре главного мотивирующего фактора личности А. Адлер выделял триаду врожденных социогенных потребностей (мотивов):

● чувство неполноценности;

● стремление к совершенству (превосходству);

● социальное чувство.

Преодоление чувства неполноценности является решающим фактором в становлении личности. Чувство неполноценности берет свое начало в детстве, когда ребенок переживает длительный период зависимости от родителей, более сильных и могущественных людей. Появление этого раннего ощущения неполноценности означает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к превосходству и безупречности. А. Адлер выделял три главных причины, ведущих к развитию комплекса неполноценности: неполноценность (дефектность) органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

Акцент на чувстве неполноценности в индивидуальной теории личности, по всей видимости, не случаен и, возможно, связан с особенностями биографии А. Адлера. Он сам отмечал: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”. Обратимся к биографии автора, приведенной в книге “Теории личности” Л. Хьелла, Д. Зиглера.

Альфред Адлер родился третьим из шести детей. Он описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но утратил ее привязанность после рождения младшего брата. В ранние годы его постоянно окружали смерть и болезни – когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его кроватью. Дважды с трудом он избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. В первых классах школы Адлер учился очень посредственно и остался на второй год, т.к. не успевал по математике. Только поддержка отца и напряженный труд самого мальчика помогли стать ему впоследствии одним из лучших учеников в классе.

Преодоление комплекса неполноценности может протекать по-разному: в рамках гиперкомпенсации, комплекса превосходства или же путем вырабатывания адекватной социальной позиции.

Ведущие жизненные стратегии формирует индивидуальный стиль жизни, включающий типичные поведенческие, эмоциональные и когнитивные стереотипы. По А. Адлеру, быть личностью – значит иметь возможность формировать и реализовывать жизненные цели, которые являются актами творчества, придающими личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта