Главная страница

Образ крепостного театра в Творчестве Лескова и Герцена. курсовая Путешественница. Профиль русский язык и


Скачать 95.01 Kb.
НазваниеПрофиль русский язык и
АнкорОбраз крепостного театра в Творчестве Лескова и Герцена
Дата16.01.2023
Размер95.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая Путешественница.docx
ТипКурсовая
#888823
страница5 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Глава 2. Крепостной театр и судьба главных героев в рассказе «Тупейный художник» Н.С. Лескова


На первый взгляд, имена Лескова и Герцена сопоставлять неоправданно, ведь велики личностные и биографические различия: «теоретик» Герцен, наследник дворянской культуры, погруженный в поиски решений глобальных проблем общества и человечества в целом, - и Лесков, выходец из провинции, не получивший достаточного образования , хотя и многое со временем наверставший самообразованием, а главное – человек «почвы», «изнутри» знающий русскую народную жизнь. Но проблема народа – вот точка пересечения сокровенных интересов двух писателей. Их объединяла бесспорная любовь к России и ее народу.

В 1840-е годы писатели «натуральной школы», проникшиеся духом «социальности» (Белинский), расширили сферу действительности, подлежащую художественному отражению в литературе. Подхватывая и обогащая эти новые тенденции, Лесков изображает Россию во всей пестроте ее социального состава: героями его произведений становятся столичные и провинциальные чиновники («Совместители»), провинциальное русское духовенство («Соборяне») и т.д. Нам же важна такая часть русского общества, как крепостные артисты в «Тупейном художнике».

В изображении высокого бесстрашия, до которого поднимаются люди, ведомые «совершенную любовью», появилась не только вера Лескова в возможности русского человека, но и его вера в человеческую природу вообще. С особым воодушевлением и нескрываемой симпатией Лесков пишет о тех, кто в самые неблагоприятные для служения идеалу времена реализует в своей жизни возможность победить в себе страх и инстинкт самосохранения, проникнуться духом деятельного добра, утвердить его в жизни хотя бы ценой своей гибели. «Маленькие великие люди» -так впоследствии назвал М. Горький героев рассказов Лескова.

Изучая природу человека в аспекте извечно противостоящих друг другу начал любви и страха, Лесков движется в направлении, очень родственном нравственной философии Н. Бердяева, который рассматривал страх как состояние «дрожащей, трепещущей падшей твари, которая находится в низинах бытия». «Великая духовная задача, стоящая перед человеком, - утверждает философ, - есть освобождение от страха, от суеверий, от терзания дьяволом и демонами, от рабьего страха перед могуществом и властью…» [4].

Существует деление людей в произведениях Лескова на «героев» и «праведников», но оно достаточно условно. Однако герои-праведники воплощают собой лучшие нравственные силы народа.

Образ рассказчика в произведениях Лескова


Образ рассказчика у Лескова в известной мере воплощает художественный завет Гоголя, считавшего, что в новом роде повествовательных сочинений должно быть «частное и невидиное лицо, но, однако же, значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой … дабы представить … вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени…».

Именно благодаря образу повествователя создается неведомая ранее литературе художественная действительность, картины которой преломлены в народном сознании, они воспринимаются через призму многовекового народного опыта. Герой-рассказчик в «Тупейном художнике» - незаурядная и талантливая личность.

Рассказывать, сказывать – одна из устойчивых особенностей фольклора и идущих от древности поэтических традиций. Передача происшествия так, как оно происходило в действительности, имевшая когда-то практическую цель, со временем становится в письменной литературе (особенно в XIX в.) художественным приемом. Сказывающей является Любовь Онисимовна, а тем, кто нам передает ее слова, становится брат ребенка, которому она приходилась няней.

Н. С. Лесков использует воспоминания бывшей крепостной актрисы, которая является главным свидетелем событий. Рассказ-воспоминание от лица главного героя – один из любимых композиционных приемов писателя. Эта форма позволяла свободно излагать материал, с легкостью переходить от одного эпизода к другому.

Величайшая заслуга Лескова перед отечественной и мировой литературой состоит в том, что устный сказ, бытовавший как явление народного творчества, он использовал для выражения личностного сознания рассказчика-повествователя и художественно утвердил этот обновленный сказ, придал ему устойчивые признаки литературного жанра [18].

В «Тупейном художнике» есть основные жанровые признаки литературного сказа: «ведение» повествования от лица героя-рассказчика; широкое использование как достоверного, событийного материала, взятого из жизни или из запасников народной памяти, так и наличие элементов фольклора, в частности сказочности, восходящей к преданиям, легендам; четкая ориентация на разговорный народный язык и его стилистические нормы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта