Образ крепостного театра в Творчестве Лескова и Герцена. курсовая Путешественница. Профиль русский язык и
Скачать 95.01 Kb.
|
Творчество Лескова в 80-ые годыВысказывая в одном из писем начала 1883 г. горькое осуждение современной русской жизни, Лесков замечает: «Нет ни умов, ни характеров и ни тени достоинства... С чем же идти в жизнь этому стаду, и вдобавок еще самомнящему стаду?». Пафос утверждения высоких нравственных ценностей усиливается в творчестве Лескова 80-х гг. именно в ответ на все более утверждающуюся в современном ему обществе бездуховность, «страшную деморализацию». Позиция писателя активна: он желает действенно противостоять той атмосфере буржуазного хищничества, «оподления душ», «обезличенья», которую видит вокруг себя, укрепить своих современников «в постоянстве верности добрым идеям», побудить их стойко сопротивляться разлагающему влиянию окружающей среды. В произведениях о «праведниках» и «художниках» у Лескова сильна сатирическая, критическая струя, когда он воспроизводит драматические отношения своих положительных героев с окружающей социально им враждебной средой, с антинародными властями, когда он рассказывает о бессмысленной гибели талантливых людей в России. Своеобразие Лескова в том и состоит, что оптимистическое изображение им положительного и героического, талантливого и необыкновенного в русском народе неизбежно сопровождается и горькой иронией, когда автор со скорбью рассказывает о печальной и часто трагической судьбе представителей народа. Как и в этическом сознании позднего Толстого, христианское для Лескова 80—90-х гг. отождествляется с крестьянским. Название, эпиграф произведенияРассказ назван «Тупейный художник» за мастерство и значимость в своем деле главного героя, за его редкий талант, который дал ему возможность жить и творить, но при этом он же создал некоторые сложности в судьбе героя. Помимо этого, художник – личность особенная, которая противопоставлена посредственности окружения. В качестве эпиграфа писатель взял слова «погребальной песни»: «Души их во благих водворятся». Так Лесков говорит, что произведение его посвящено мученикам эпохи крепостного права в России. В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.». Образ театра, соотношение усадьбы и кладбищаВ начале произведения возникает образ театра и «проклятой» усадьбы графа Каменского, рассказчик вспоминает: «Ребенком, в сороковых годах, я помню еще огромное серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского, тут же был и театр. Он приходился где-то так, что был очень хорошо виден с кладбища Троицкой церкви…» - соотношение образа кладбища и усадьбы предвещает трагическую историю, что читатель узнает далее. Помимо этого, эти образы схожи общим мотивом смерти. В преддверии к рассказу «Тупейный художник» возникает «точечная» цитата с атрибуцией из рассказа Ф. Брет-Гарта «Разговор в спальном вагоне»: «…американский писатель Брет-Гарт рассказывает, что у них чрезвычайно прославился «художник», который «работал над мертвыми». Он придавал лицам почивших различные «утешительные выражения», свидетельствующие о более или менее счастливом состоянии их отлетевших душ… Слава художника … была огромна, но, к сожалению, художник погиб жертвою грубой толпы … за то, что усвоил «выражение блаженного собеседования с богом» лицу одного умершего фальшивого банкира, который обобрал весь город. Осчастливленные наследники плута таким заказом хотели выразить свою признательность усопшему родственнику, а художественному исполнителю это стоило жизни… Был в таком же необычайно художественном роде мастер и у нас на Руси». Подобное введение заранее настраивает читателя на трагичный финал, предвещая гибель главного героя произведения. Образы крепостных актеровЖизнь крепостных актеров трудная и многострадальная. Они живут в усадьбе, которая, по мнению Л. И. Вигериной, напоминает замок из романтических баллад или литературных сказок. Например, у братьев Гримм в «Синей Бороде» есть потайные комнаты. В доме графа Каменского –«потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели»: «Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят, и люди в оковах стонут. А другие даже с медведями были прикованы, так что медведь только на полвершка его лапой задрать не может». Но живут в этом доме и те люди, что в силах вынести тиранию хозяина. Это Аркадий и Любовь. В образе Аркадия подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию. Любовь Онисимовна описывает его как красавца, который всем нравился. По ее словам, «ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские и добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался». В образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Она напоминает «идеальную» героиню. Однако в ее характере продемонстрированы и отрицательные психологические последствия продолжительной несвободы людей – неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы, главная героиня не борется. Наоборот, она с покорностью и смирением принимает свою новую «роль» в этом мире. |