Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛИТЕРАТУРА

  • Научные статьи и исследования (к теме № 3)

  • Методические рекомендации (к теме №3)

  • Научные статьи и исследования (к теме № 4)

  • Методические рекомендации (к теме №4)

  • : в системе прямых значений слова

  • СИСТЕМА ПРЯМЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА

  • ЗВУКОПИСЬ: Вечо р

  • А.С. Пушкин «Туча» М.Ю. Лермонтов «Тучи»

  • задания. Программа дисциплины по дисциплине в. Од. 5 Детская литература с основами литературоведения Направление подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование


    Скачать 304.04 Kb.
    НазваниеПрограмма дисциплины по дисциплине в. Од. 5 Детская литература с основами литературоведения Направление подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование
    Анкорзадания
    Дата13.01.2020
    Размер304.04 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаdetskaya liter.doc
    ТипПрограмма дисциплины
    #103872
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    ЗАНЯТИЕ № 3


    ТЕМА: КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    (2 ЧАСА)
    ПЛАН:

    1. Понятие о композиции:

    • сюжет и его элементы;

    • внесюжетные элементы;

    • группировка образов;

    • структура отдельного образа.

    Дайте определение «композиции» и всех ее структурных элементов по предложенному алгоритму проанализируйте композиционные особенности басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», сказки «Курочка Ряба».
    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Учебная литература (см. семинар №1).

    2. Словари (см. семинар №1).
    3. Хрестоматии (см. семинар №1).


    4. Научные статьи и исследования (к теме № 3):

    1. Астахов И.Б. Содержание и форма художественного произведения. – М.: Худ. лит., 1963.

    2. Вайман С. Вокруг сюжета: Проблемы современного литературоведения // Вопросы литературы. – 1980. - №2. – С.114 –134.

    3. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. – М., 1991.

    4. Добин Е.С. Сюжет и действительность. - Л., 1981. – С. 168 – 300.

    5. Драгомирецкая Н.В. Форма и содержание литературного произведения // Литература в школе. – 1987. - №1. – С. 15 – 18.

    6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.,1998.

    7. Каяткина А.А. У истоков сюжетологии // Вестник Томского пед. ун-та. – 2000. – Вып. 6 – С.65-71.

    8. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция / Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. – М.: Наука, 1965.

    9. Принципы анализа литературного произведения / Под ред. П.А. Николаева и Э.Я. Эсалнек. – М., 1984.

    10. Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. – Л., 1969.

    11. Структура литературного произведения // Сб.ст.: Отв.ред. А.Ф. Бритиков и В.А. Ковалев. – М., 1984.

    12. Черемисина И.В. Гармония композиции и глубинный смысл произведения словесного искусства // Наука и школа. – 2000. - №3. – С.5.

    13. Шкловский В.Б. Книга о сюжете. – М., 1981.


    Методические рекомендации (к теме №3):
    При ответе на поставленные вопросы необходимо, во-первых, указать автора используемого источника (учебника, словаря, монографии, статьи); во-вторых, уметь не только дать формулировку изучаемого базового понятия (композиция, сюжет), но и самостоятельно изложить проштудированный материал; в-третьих, обязательно проиллюстрировать теоретическую часть ответа примерами из художественной литературы.



    ЗАНЯТИЕ № 4

    ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ (2 ЧАСА).




    ПЛАН:


    1. Понятие о художественной речи и ее основных признаках.

    2. Систе6ма прямых значений слова.

    3. Художественные тропы.

    4. Синтаксис художественной речи и основные фигуры синтаксиса.

    5. Звуковая организация речи, звуковые повторы и их виды.


    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Учебная литература (см. семинар №1).

    2. Словари (см. семинар №1).
    3. Хрестоматии (см. семинар №1).


    4. Научные статьи и исследования (к теме № 4):

    1. Антонов С.П. Слово: Из бесед с молодыми писателями. – М.: Сов. Россия, 1974. - 94 с.

    2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

    3. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. – М.: Высшая школа, 1989.

    4. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1969.

    5. Золотцев С. Достоинство и достояние: Размышление над словом // Москва. – 1990. - №5. – С. 163.

    6. Криничная Н. «Дай-ко, травонька, ответ…»: К истории и семантике поэтического тропа // Вопросы литературы. – 1998. - №6. – С.362-368.

    7. Ларин Б.А. эстетика слова и языка писателя. – Л., 1974.

    8. Маршак С.Я. Воспитание словом. – М., 1961.

    9. Потебня А.А. Мысль и язык. – М.: Лабиринт, 1999.

    10. Русские писатели о языке. – Л., 1954.

    11. Сиротина В.А. Метонимия и метонимический эпитет в художественной речи // Русский язык в школе. – 1980. - №6. – С.72-76.

    12. Фёдоров А.В. Язык и стиль художественного произведения. – М.–Л., 1968.

    13. Храпченко М.Б. Язык художественной литературы: Ст. 2 // Новый мир. – 1983. - №10. – С. 235-249.

    Методические рекомендации (к теме №4):

    1. При подготовке к практическому занятию необходимо освоить следующие литературоведческие понятия: в системе прямых значений слова – это «синонимы», «антонимы», «омонимы», «паронимы», «омографы», «славянизмы», «архаизмы», «историзмы», «неологизмы», «варваризмы», «вульгаризмы», «жаргонизмы», «профессионализмы», «диалектизмы», «афоризмы» и др.; в системе тропов - это «эпитет» и его виды (по форме и идейно - художественной функции), «сравнение» и его виды (по форме и идейно-художественной функции), «метафора» и её виды, «метонимия», «синекдоха», «перифраз», «гипербола», «литота» и др.; в синтаксисе – это «инверсия», «градация», «оксиморон», «бессоюзие», «многосоюзие», «риторический вопрос», «риторическое обращение», «риторическое восклицание», «синтаксический параллелизм», «анафора», «эпифора», «стык» и др.; в звукописи – это «ассонанс» и «аллитерация».




    1. По предложенному образцу проанализировать художественную речь в текстах предыдущих семинарских занятий.

    ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА

    (на примере отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»).
    Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась;

    Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела,

    И ты печальная сидела –

    А нынче… погляди в окно:
    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит,

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет,

    И речка подо льдом блестит…


    1. СИСТЕМА ПРЯМЫХ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВА:

    • вечор – нынче – антонимы;

    • мутное небо, тучи мрачные – голубые небеса – антонимы;

    • луна – солнце – антонимы;

    • носилась – лежит - антонимы;

    • вечор – славянизм;

    • снег – иней – синонимы (контекстуальные).

    Поэт рисует контрастные картины зимнего вечера и утра, поэтому значительное место в тексте занимают антонимы.

    1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРОПЫ:

    • вьюга злилась, мгла носилась – олицетворения;

    • мутном небе – эпитет, простой, метафорический;

    • луна, как бледное пятно, - сравнение, составное , положительное;

    • тучи мрачные – эпитет, простой, метафорический;

    • великолепными коврами – сравнение, составное, положительное;

    • прозрачный лес – эпитет, простой, метафорический;

    • ель (ед.ч.) – синекдоха.

    Для создания художественного пейзажа Пушкин чаще всего использует самые распространенные в этом случае средства изобразительности – «эпитеты» и «сравнения».

    1. СИНТАКИС:

    • ты помнишь, посмотри в окно – риторическое обращение;

    • вьюга злилась, мгла носилась – градация;

    • Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась; бессоюзие

    Луна, как бледное пятно,

    Сквозь тучи мрачные желтела,
    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами, бессоюзие

    Блестя на солнце, снег лежит,

    Прозрачный лес один чернеет,

    • И ель сквозь иней зеленеет, многосоюзие

    И речка подо льдом блестит…

    • прозрачный – чернеет – оксиморон.

    Для передачи быстрой смены состояний природы используются в основном простые предложения, не связанные союзами – бессоюзие.

    1. ЗВУКОПИСЬ:

    • Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

    На мутном небе мгла носилась;

    Луна, как бледное пятно, аллитерация

    Сквозь тучи мрачные желтела,

    И ты печальная сидела –

    А нынче… погляди в окно:


    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами, ассонанс

    Блестя на солнце, снег лежит,

    Прозрачный лес один чернеет,

    И ель сквозь иней зеленеет, аллитерация

    И речка подо льдом блестит…



    1. Провести сопоставительный анализ художественной речи стихотворений А.С. Пушкина «Туча» и М.Ю Лермонтова «Тучи». Тексты необходимо переписать в соответствии с данной схемой:

    А.С. Пушкин

    «Туча»

    М.Ю. Лермонтов

    «Тучи»







    После завершения работы над каждым разделом (системой) художественной речи нужно определить количественное соотношение использованных поэтами речевых средств и установить целесообразность их употребления.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта