задания. Программа дисциплины по дисциплине в. Од. 5 Детская литература с основами литературоведения Направление подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование
Скачать 304.04 Kb.
|
5.1. Структура учебной дисциплины «Детская литература с основами литературоведения» Таблица 2 Тематический план дисциплины
5.2. Виды занятий и их содержание: планы и содержание лекционных занятий I СЕМЕСТР СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА №1. СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ КАК ВИДА ИСКУССТВА ЛЕКЦИЯ: 2 часа СОДЕРЖАНИЕ: Литература и жизнь. Сложное, опосредованное проявление общественных идей в художественном творчестве, раскрывающихся в образной форме. Различные формы познания и особенности их взаимодействия. Влияние на литературу политики, философии, религии, науки. Предмет художественной литературы – действительность, т.е. различные явления в их целостности, синкретичности, многосторонности, конкретности и общезначимости. Главный предмет литературы – человек в его отношении к обществу, природе, самому себе. А.М. Горький о литературе как человековедении. Различие между содержанием и предметом литературы. Содержание литературы – единство изображаемых объектов и их осознания и оценки писателями; художественное воплощение действительности в свете определенных общественно-эстетических идеалов. Литература – специфическая художественная деятельность человека. Процесс дифференциации искусств, выделение из письменности искусства слова. Классификация искусств по средствам материализации образов (звук, краска, слово). Особенности выразительности литературы, своеобразие ее формы. Слово как форма формы. Воображаемость художественного времени и пространства в художественном образе. Место литературы среди других видов искусства. Наука и искусство, их близость и различие. Основная литература: Ведение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров /под общ. ред. В.П. Мещерякова. – 3-е изд., перераб. – М.:Юрайт, 2013. – 422 с. Дополнительная литература: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. – М., 2002. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М.: Либроком, 2013. – 464 с. Теория литературы: В 2ч. /Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2004. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2ч. – М., 2003. Хализев В.Е. Введение в литературоведение: Учебник для студентов высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 720 с. ТЕМА №2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА ЛЕКЦИЯ: 8 часов СОДЕРЖАНИЕ: Содержание художественного произведения как результат творческого освоения действительности. Предмет (объект) и содержание. Человек – главный предмет художественной литературы. Специфичность художественного содержания как эмоционально-образного отражения жизни. Единство объективно-исторического изображения (тематика, проблематика) и субъективно-идеологического осмысления (идея) действительности, характеризующее художественное содержание. Художественная форма как способ выражения содержания. Художественное произведение как диалектическое единство содержания и выражающей его формы. Условность деления художественного произведения на содержание и форму. Неправомерность механического противопоставления или отождествления содержания и формы. Относительность их самостоятельности. Внутренняя (образная) форма произведения и внешняя (род, жанр, композиция, язык). Многообразие конкретных взаимоотношений содержания и формы художественных произведений. Возможность соответствия и несоответствия, противоречий между содержанием и формой. Связь и взаимодействие всех относительно самостоятельных элементов художественного произведения. Активность, а не пассивность формы, создаваемой писателем. Изучение художественного произведения в единстве его содержания и формы – ведущий методологический принцип литературоведения. Понятие «тема» в современном литературоведении. Жизненная тема и художественная. Вечные темы в искусстве. Тематика произведения: главная тема, частная, тематический мотив. Идея произведения как выражение внутреннего содержания образов. Главная идея и частная. Соотношение идейного замысла с идейным содержанием. Связь идеи с мировоззрением и творчеством писателя. Сходство и различие между «темой» и «идеей». Композиция как внешняя (условно формальная) и внутренняя (образная) идейно-художественная связь всех элементов произведения. Особенности внешней организации текста в эпосе, лирике и драме. Сюжет как основаобразующая эпических и драматических произведений. Споры о сюжете в современном литературоведении. Теория «бродячих» сюжетов. Сюжет и фабула. Соотношение композиции и сюжета. Внесюжетные элементы. Внутренняя (образная) структура произведения. Организация образов по определённому принципу: сословному, национальному, возрастному, эпохально-временному и т.д. Композиционные приёмы и виды композиции. Основная литература: Ведение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров /под общ. ред. В.П. Мещерякова. – 3-е изд., перераб. – М.:Юрайт, 2013. – 422 с. Дополнительная литература: Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. – М., 2002. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 2003. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М.: Либроком, 2013. – 464 с. Теория литературы: В 2ч. /Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2004. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2ч. – М., 2003. Хализев В.Е. Введение в литературоведение: Учебник для студентов высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 720 с. ТЕМА № 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЛЕКЦИИ: 8 часов. СОДЕРЖАНИЕ: Лубочная и рукописная учебно-познавательная литература в Древней Руси. Значение книгопечатания для развития детской литературы. Первые века русской детской книги. Азбука – книга универсального содержания. Азбуковник – книга переходного типа от учебной книги к книге для чтения. Виды азбуковников: словари, энциклопедии, «Приветства», «Письмовники». Потешные листы и лицевые космографии – начало иллюстрированной детской книги. Рост просвещения при Петре I. Появление школ специальных и общеобразовательных. Издание учебно-прикладной литературы, введение гражданского шрифта. Возникновение «Ученой дружины», ее роль в распространении идей Петра. Книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» (1717). Московский университет – крупнейший культурный центр страны. Переводы на русский язык произведений просветителей Европы: Ж.-Ж. Руссо, Вольтера. Пробуждение в обществе интереса к теоретическим проблемам педагогики и психологии. Выделение детской литературы из общего потока произведений для взрослых и учебных книг. Творчество Екатерины II для детей («Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о царевиче Февее», «О должностях человека и гражданина»). Издание первого отечественного детского журнала «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Цели, задачи и программа чтения, изложенные в обращении к юному читателю. Центральные идеи журнала – патриотизм, гражданственность, гуманизм. Вопросы научно-познавательной книги, художественные произведения русских классиков и зарубежных писателей в журнале. Значение журнала в истории русской детской литературы. Детская литература первой половины XIX века: Социально-исторические особенности развития России. Ведущие идеи и важнейшая проблематика классической литературы. Романтизм и реализм – основные направления отечественной литературы XIX века. Развитие прозаической литературной сказки 30-х годов. Сказочная повесть А.А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Жанровое своеобразие, нравственная проблематика, характеристика главного героя. Мастерство писателя, впервые в русской литературе с таким пониманием изобразившего внутренний мир ребенка. Гуманистический пафос сказочной повнсти. Путь И.А. Крылова к реалистической басне. Первые басни. Основная проблематика: общественно-политическая («Рыбьи пляски»), морально-философская («Свинья под дубом»), социально-бытовая («Слон и Моська»). Отклики Крылова на события Отечественной войны 1812 года («Волк на псарне», «Кот и повар», «Обоз» и др.). Крылов И.А. – новатор басенного творчества. Сравнение его басен с баснями Эзопа и Лафонтена. Превращение им басни из условно-дидактического в реалистический лиро-эпический жанр. Мастерство Крылова-баснописца. Анализ структуры басни по разным ее уровням: собственно-содержательному и формально-содержательному. Роль иронии. Превращение крыловских афоризмов в пословицы и поговорки. Место и роль Крылова-баснописца в развитии русской литературы. Деятельность В.Ф. Одоевского в области детской литературы. Характеристика сборника «Детские сказки дедушки Иринея». Источники, идейно-художественное своеобразие, новаторство, познавательное значение сказки «Мороз Иванович». «Городок в табакерке» - первая подлинно научно-художественная сказка для детей в отечественной детской литературе. Работа К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого по созданию учебной литературы. Замысел и история создания «Детского мира» и «Родного слова» К.Д. Ушинского. Характеристика разделов и отдельных произведений. Основные тенденции развития учебной и научно-познавательной литературы для детей. Развитие поэзии для детей в первой половине XX века Сказочное творчество К.И. Чуковского Тематическое и жанровое многообразие поэзии С.Я. Маршака и С.В. Михалкова. Основная литература: Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2009. Художественные тексты авторов изучаемого периода, указанные в глоссарии. Дополнительная литература: 1.. Зубарева Е.Е. Детская литература. – М.: Высшая школа, 2004. 2. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2002. 3. Полозова Т.Д. Русская литература для детей. – М.: Академия, 2000. ТЕМА № 4. ТЕНДЕЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЛЕКЦИЯ: 2 часа. СОДЕРЖАНИЕ: Основные направления развития современной детской литературы. Юмористические рассказы и повести для детей (А.Н. Толстой, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский) Понятие комического. Виды комического. Своеобразие восприятия видов комического детьми-читателями. Короткий юмористический рассказ для детей: классические примеры А.Н. Толстого («Как ни в чем ни бывало» и др.), Н.Н. Носова (цикл «Веселая семейка). Расширение спектра комического в рассказах В.Ю. Драгунского («Денискины рассказы»). Основная литература: Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2009. Художественные тексты авторов изучаемого периода, указанные в глоссарии. Дополнительная литература: 1.. Зубарева Е.Е. Детская литература. – М.: Высшая школа, 2004. 2. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2002. 3. Полозова Т.Д. Русская литература для детей. – М.: Академия, 2000. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ЗАНЯТИЕ № 1ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК КАТЕГОРИЯ ТВОРЧЕСТВА (2 ЧАСА). ПЛАН: Дайте определение «художественного образа», раскройте все компоненты его содержания. 2. Определите типологию образов в предложенных на занятии фрагментах текста по заданному алгоритму. 3. Установите соотношение и взаимодействие литературоведческих понятий: «художественный образ», «персонаж», «действующее лицо», «эпизодическое лицо», «герой», «тип» - в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица», в сказке «Курочка Ряба». ЛИТЕРАТУРА: Учебная литература (ко всем темам): Ведение в литературоведение. Основы теории литературы: учебник для бакалавров /под общ. ред. В.П. Мещерякова. – 3-е изд., перераб. – М.:Юрайт, 2013. – 422 с. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – М.: Либроком, 2013. – 464 с. Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с. Теория литературы: В 2ч. /Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2004. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. Хализев В.Е. Введение в литературоведение: Учебник для студентов высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2011. – 720 с. Словари литературоведческих терминов (ко всем темам): Краткий словарь литературоведческих терминов: Абрамович Г.Л., Аникин В.П. и др. / Ред. - сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. – 2-е изд-е дораб. – М.: Просвещение, 1985. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. |