Программа Культура России
Скачать 6.95 Mb.
|
Рис. 5. Схема игрового поля для радиального баскетбола: 1 – боковая линия (граница игрового поля); 2 – линия, ограничивающая трехсекундную зону; 3 – линия, разделяющая двухочковую и трехочковую зоны; 4 – стойка (телескопическая штанга); 5, 6, 7 – щиты; 8, 9, 10 – корзины; 11 – места для судей, секретариата, играющих команд и болельщиков; 12, 13 и 14 – линии штрафного броска. ИГРОВОЕ ПОЛЕ Общая площадь игрового поля составляет 254 м2, что на 110 м2 мень-ше, чем традиционная баскетбольная площадка размером 26Ч14 = 364 м2 . Разметку площадки выполняют линиями яркого цвета шириной 3–5 см, которые таким образом разграничивают различные игровые зоны: первая линия (R = 3 м) ограничивает зону трех секунд, в которой запрещено пребывание игрока нападения более трех секунд; вторая линия (R = 6 м) разделяет зоны двухочковых и трехочковых бросков; третья линия (R = 9 м) очерчивает границу игрового поля. Каждая зона определенного цвета, сочетание цветов любое. Последующие два метра по периметру границы площадки предназначены для размещения ска-мей для игроков и тренерского состава противоборствующих команд, медицинского поста, судей, секретариата соревнования. За этим про-странством установлены амфитеатром трибуны в виде трех основных секторов, расположенных напротив каждого из трех щитов (или по ок-ружности). На расстоянии 5,8 м от центра площадки по параллельной проекции линии щитов должны быть обозначены три линии штрафных бросков, они ограничены зоной трех очков. Баскетбольные кольца корзин – стандартные, диаметром 45 см, фик-сированы на щитах на высоте 3,05 м. Использование телескопической штанги позволит закреплять на ней щиты на различной высоте, а имен-но: 180 см – для мини-питербаскета, 260 см – для меди-питербаскета. Щиты крепятся к стойке таким образом, чтобы была возможность их быстрой замены, а также регулирования колец по высоте. Это в свою очередь расширяет возможности усовершенствования тренировочного процесса и увеличивает эффективность использования устройства при проведении занятий и игр в различных возрастных группах. В питербаскете обязательным условием является наличие прозрачных щитов, изготовленных из органического стекла (возможны варианты: пластмассовые и др.), что позволяет болельщикам на трибуне наблюдать все детали игры, происходящие на площадке. В совокупности перечисленные особенности значительно повышают значимость и зрелищность предложенной игры. В данной игре предусмотрена установка электронного индикаторного устройства с сигнализацией на щитах и на столе секретариата, его сложность определяется необходимостью фиксировать одно-, двух- и трехочковые броски. Окружность баскетбольного мяча 75–78 см, вес в пределах 600–650 г. Мяч должен отскакивать от пола на высоту от 140 до 180 см. В рамках паралимпийского направления интересны перспективы радиального баскетбола в колясках (рис. 6), особенно если три баскет-больных щита будут расположены не на вертикальной стойке, а на подвесной конструкции. Такой вариант баскетбола в колясках по срав-нению с традиционным баскетболом для инвалидов с поражением опор-но-двигательного аппарата будет значительно более зрелищным и ин-тересным, позволит существенно больше забивать мячей в корзину и тем самым доставлять радость как игрокам, так и зрителям. Не менее интересен и вариант радиального баскетбола сидя (рис. 7). В этом случае вертикальная стойка, на которой расположены три бас-кетбольных щита, должна быть меньшей длины, чтобы баскетбольные корзины располагались над уровнем пола на расстоянии 2–2,5 м. При этом площадь круга, составляющая игровое поле, также может быть существенно меньше (по сравнению с игрой стоя). Кроме того, пло-щадь круга необходимо разделить на шесть равных секторов (по 60 гра-дусов), в которых должны располагаться игроки двух команд, каждая из которых состоит из трех человек. В одном секторе должен распола-гаться только один игрок, причем игроки разных команд должны чере-доваться: в первом секторе – игрок команды «А», во втором – коман-ды «Б», в третьем – команды «А», в четвертом – команды «Б» и т.д. Для лиц с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата более предпочтительны игровые виды, в которых отсутствуют собствен-но противоборство, а результат определяется по их индивидуальным показателям. К таковым относятся: дартс, боулинг, городки, гольф. Очень распространенным в мире игровым видом, подходящим для рекреативных занятий, является игра Боччиа. В Боччию играют на ров-ном поле 13 мячами, из них 6 – красных, 6 – голубых, 1 – белый. Чистый корт для бадминтона с гладкой твердой поверхностью под-ходит для Боччиа, поле которой имеет размер 12Ч6 м, включая боксы для размещения шести игроков (2Ч6 м). Один бокс – 2Ч1 м. Помимо мячей Боччиа, которые сделаны из мягкой кожи, необхо-димо следующее оборудование: маркированная лента, конусы, обру-чи, измерительная лента. Суть игры состоит в метании (толкании) мячей на точность. Чем ближе мяч, брошенный спортсменом к мячу-цели, тем лучше. Очки получает тот спортсмен, мяч которого будет ближе к мячуцели. Например, если три мяча одного участника расположены ближе к мячу-цели, чем три мяча его соперника, то счет будет 3:0. В табл. 1 приведены некоторые подготовительные упражнения для игры Боччиа, из которых можно уяснить суть умений и навыков, необ-ходимых для этой деятельности. Кстати говоря, сами эти упражнения представляют собой интересный практический материал для адаптивной двигательной рекреации. Таблица 1 Подготовительные упражнения для игры Боччиа В заключение можно сделать, что игровые виды адаптивной двигательной рекреации предоставляют огромные возможности для организации занятий по этому виду адаптивной физической культуры. Творческое применение игровых видов рекреативной деятельности позволяет разнообразить занятия, сделать их интересными, эмоциональными, переключать внимание занимающихся на сюжет или правила игры, добиться общения между участниками. 10.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации В настоящее время в работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, как в нашей стране, так и за рубежом, все большее внимание уделяется танцевальным упражнениям, которые, по существу, интегрируют в себе средства физической культуры, спорта и искусства. Помимо традиционных хореографических, танцевальных залов танцевальные упражнения проводятся и на открытом воздухе (на танце-вальных площадках), и в воде (аква- или гидроаэробика, аква- или гид-рошейпинг и т.п.), и на льду (элементы спортивных танцев на коньках, салазках). В отличие от России, где танцы лишь недавно привлекли к себе пристальное внимание специалистов, в мировой практике все более отчетливо выделяются такие понятия, как танцевальная терапия и адаптивные танцы. В первом случае основная целевая установка так называемого танцевального терапевта состоит в использовании танцевальных упражнений в качестве психотерапевтического средства коррекции эмоционального состояния любого занимающегося, испытывающего психологические проблемы после страха, перенапряжения и т.п. Другими словами, занимающийся здесь может быть здоровым человеком, не имеющим инвалидности, но оказавшимся в состоянии депрессии, тревожности и т.д. Во втором случае танцевальные упражнения рассматриваются как средство двигательной активности, применяемое с различными целя-ми в работе, прежде всего с инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут использовать обычные танце-вальные программы. Здесь танцевальные упражнения приспосабливают (адаптируют) к проблемам этих людей. Отсюда и название – адаптив-ные танцы. Однако после такой адаптации танцы становятся средством не только коррекции психологического состояния у данной категории лиц, но и (причем в большей степени) адаптивного физического воспитания (на-пример, для формирования жизненной компетентности), адаптивного спорта (для участия в соревнованиях вплоть до Паралимпийских игр), адаптивной двигательной рекреации (для активного отдыха, проведе-ния досуга) и т.п. Применительно к адаптивной физической культуре, активно развивающейся в России, танцевальные упражнения используются во всех ее видах, однако более всего востребованы в адаптивной двигательной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) видах двигательной активности. В адаптивной физической культуре применяются преимущественно адаптивные танцы. Поскольку наиболее специфичны и менее известны в нашей стране танцевальные упражнения для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, использующих для перемещения кресла-коляски, они будут рассмотрены более подробно. Танцы на инвалидных колясках За последние 30 лет в международной практике наибольшее разви-тие получили различные формы танцев на инвалидных колясках: – индивидуальный танец; – парный танец; – танец группы. 1. Индивидуальный танец. Сидящий в инвалидной коляске перемеща-ется под музыку один, независимо от партнера, выполняя различные ритмические движения вперед и назад, вращения, повороты с различ-ной скоростью, с участием головы и пояса верхних конечностей. 2. Парный танец. Этот танец может быть осуществлен в двух формах: – танец, где оба партнера, сидящие в инвалидных колясках, танцуют вместе. Они взаимодействуют друг с другом, либо с ручным контактом, либо без него в гармонии с музыкой. Это направление получило развитие в Великобритании (1968), а позже – в Нидерландах и Бельгии; – комбинированный танец: сидящий в инвалидной коляске танцует со здоровым партнером. Ритмические вращения сидящего в инвалидной коляске и шаги партнера должны быть приспособлены друг к другу, чтобы получилось гармоничное выполнение танца пары. Это направление получило развитие в Швеции и Германии в конце 1960-х годов, а с середины 1970-х – в большом количестве других стран. 3. Танец группы (групповой танец). Сидящие в инвалидных колясках танцуют одни или со здоровыми партнерами в установленных действи-ях: например, в народных танцах, в формировании танцзала, во фрис-тайле или других действиях. В зависимости от способностей и уровня обучения различают сле-дующие типы танца в инвалидных колясках. А. Основные движения Обычно танец в инвалидной коляске начинается с основных движений, выполняемых на месте или в передвижении. В первом случае цель состоит в том, чтобы получить фундаментальную базу движений, адаптированную к способности занимающихся выполнить то или иное движение. Движения выполняются головой и поясом верхних конечностей под музыку в индивидуальном танце, танце в парах или группах. Сидящий в инвалидной коляске осуществляет позицию, координацию, контроль колеса, ориентацию в пространстве и сотрудничество с другими партнерами. Б. Общительный (коммуникативный) и творческий танец Цель состоит в осуществлении связи и сотрудничестве с партнера-ми. Способность действовать может быть достигнута коммуникативны-ми играми и различными темами, которые поддерживают танцующего в их новизне, гибкости и спонтанности. Формы взаимодействия, подоб-ные выражению лица, жестам и положениям, – предварительные ус-ловия для невербальной связи. Импровизации с предметами (например, шарфами, лентами) или без них могут помочь получить понимание движения. Кроме того, они могут быть расширены на изучение движе-ния со специальными темами и действиями во «Фристайле» и «Театре движения». В. Танец диско Танец предназначен для сидящих в инвалидных колясках и здоровых людей. В смягченной атмосфере дискотеки танцующий может получить большее понимание движения, чем в других ситуациях. Здесь имеются все виды возможного взаимодействия, главным образом в действии «игры-реакции», в которой творческий потенциал партнеров реагирует на импульсы, которые они дают друг другу. Это наиболее популярный тип танца из-за свободной интерпретации музыки. Г. Народный танец Легкие традиционные танцы народов различных стран, требования которых приспособлены к инвалидному креслу, показывают широкое разнообразие танца в инвалидной коляске от основных шагов и пози-ций к сложному ряду совместных шагов и позиций. Народный танец на линиях, кругах и квадратах прост, чтобы исполнять движения в группе и обеспечивать связь между партнерами. Д. Балет – современный танец Бывшие балерины, оказавшиеся в силу разных причин в инвалидных колясках, вместе со здоровыми балеринами создали этот специальный вид танца. Они предложили использовать специфику движения, выражения и эстетики из традиционного балета и хореографии пар или групп. Этот вид танца был создан на Севере и в Южной Америке и был показан в действии в культурной программе Паралимпийских игр в Атланте (1996). Е. Танец танцзала Наиболее социальные случаи касаются стандартных танцев (например, вальс, танго, венский вальс, фокстрот), латинских (самба, чача-ча, румба, джайв) и других танцев (рок-н-ролл, блюз, мамбо). Данному типу танца отдает предпочтение большое количество и молодежи, и взрослых. Здесь ясно определены шаги и позиции, и программа танца может использоваться в различных социальных случаях. Целью каждого характерного танца является выражение гармонии партнера в ритме и выборе времени. Танец в инвалидной коляске признан как официальный спорт Международной спортивной организацией инвалидов (ISOD) в 1989 году, а в 1997 году был признан Международным паралимпийским комитетом как паралимпийский вид спорта (в зимних играх). В международных соревнованиях используются следующие категории: 1) комбинированные танцы; 2) отдельные пары; 3) спортивные танцы на инвалидных колясках (эта категория включает в себя: а) стандартные танцы; б) латиноамериканские танцы). Кроме того, используются пять критериев оценки функций пояса верхних конечностей и контроля тела: 1) управление колесом – способность ускорять и останавливать колесо одной или двумя руками; 2) функция толчка – управление инвалидной коляской в движении партнеров с ручным контактом посредством толкания одной или двумя руками; 3) функция натяжения – управление инвалидной коляской в движении партнеров с ручным контактом посредством тяги одной или двумя руками; 4) полная функция руки – управляемое движение свободной руки, достигающей полного контроля суставами и полной координации; 5) вращение тела – способность тела совершать вращения без потери равновесия. Стандартные и латиноамериканские танцы – реальный вид адаптивного спорта. Однако для участия в спортивных состязаниях необходимы специальные инвалидные коляски, которые, как правило, стоят очень дорого. Для целей рекреации могут быть использованы более упрощенные их варианты, что позволяет привлекать к адаптивной двигательной рекреативной деятельности большое количество лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Художественная гимнастика на инвалидных колясках Художественная гимнастика для инвалидов – очень молодой вид спорта, который позволяет продемонстрировать женскую элегантность в движении, выражение экспрессии и гармонии. Подобно танцам на инвалидных колясках различают следующие формы художественной гимнастики: Индивидуальная гимнастика. Пользователь инвалидной коляской перемещается один. Парная гимнастика. Пользователь инвалидной коляской переме-щается со здоровым партнером. Оба партнера демонстрируют новые творческие возможности для инвалидов. Движения выполняются с раз-личными контактами рук или предметами. Репертуар движений может быть расширен, когда меняется предмет между двумя партнерами. Групповая гимнастика. Три пользователя инвалидной коляской и три здоровых партнера выполняют групповое упражнение под музыку, обмениваясь различными предметами. Типичным характером осуществ-ления групповых упражнений является участие каждой гимнастки в ра-боте группы в духе сотрудничества. Для трех видов предметов (лента, мяч и обруч) были разработаны следующие приемы, адаптированные к возможностям занимающихся. А. Упражнения с лентой Взмахи и круги в различных проекциях. Змеи и спирали в различных проекциях на месте и в передвижении, с поворотом вперед и назад. Б. Упражнения с мячом 1. Отскоки: – на месте – двумя руками, одной рукой, кулаком, локтем; – в передвижении с поворотами вперед и назад, с вращением вперед. Броски: на месте – двумя руками, одной рукой, за спиной. Вращения на полу: на месте и в передвижении. Перекаты по телу: на двух руках, на одной руке, на груди. В. Упражнения с обручем 1. Вращения в различных проекциях: вокруг рук или шеи. 2. Перекаты по полу: по прямой линии, по кривой, с возвращением назад. 3. Броски: – с размахиванием вокруг горизонтальной оси; – с поворотом вокруг горизонтальной оси. 4. Повороты: вокруг центра в различных проекциях. Для дальнейшего развития танцевальных видов адаптивной двигательной рекреации необходимо организовать симпозиумы на региональном, национальном уровнях. При этом следует учитывать, что танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации являются эффективными способами комплексного воздействия на занимающихся и позволяют совершенствовать следующие аспекты реабилитации и социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Моторные аспекты 1. Совершенствование позиций тела, подвижности, ловкости, гибкости. Совершенствование навыков координации. Подготовка инвалидной коляски к движению под музыку. Медицинские аспекты Совершенствование функций кровообращения. Компенсация ограниченности движений. Психологические аспекты Воспитание уверенности в себе. Реализация самовыражения. Выражение индивидуальности. Социальные аспекты Создание связи между отдельными партнерами, между группами. Создание обществ. В заключение отметим, что танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации очень тесно связывают этот вид адаптивной физической культуры с креативными (художественно-музыкальными) видами двигательной активности человека, в которых главная целевая установка состоит в обеспечении у занимающихся возможности для творческой деятельности, самовыражения и самоактуализации. 10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации Большие возможности для организации адаптивной двигательной рекреации имеет «Спартианская» программа культурно-спортивной работы с инвалидами, разработанная Т.И. Губаревой (2000)5 под руководством профессора В.И. Столярова. Суть данной программы состоит в новой системе проведения состязаний между людьми, сопоставлении их способностей и оценке результатов этих состязаний. Особенности «Спартианской» программы культурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как про-граммы гуманизации спортивной деятельности в адаптивной двигатель-ной рекреации этих лиц непосредственно связаны с особенностями того, более широкого проекта «СпАрт», на идеях которого она бази-руется. Первая особенность программы, как и вообще проекта «СпАрт», состоит в том, что они предусматривают принципиально новый подход к организации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты: программу, систему определения и поощрения победи-телей, состав участников и т.д. При разработке проекта, а на его основе и программы учитывались два важных и уже отмеченных выше положения: 1) эффект влияния спорта на личность в первую очередь зависит от того, какие соревнования и каким образом проводятся, какие ценнос-ти, нормы и образцы поведения поощряются в ходе соревнований и каков характер этих поощрений (моральный, материальный и т.д.), кто участвует в соревнованиях и т.д., то есть от формы (модели) организации спортивных соревнований; 2) используемая на практике модель организации соревнований, в том числе и особенно для лиц с ограниченными возможностями, в недостаточной степени способствует социальной реабилитации и ин-теграции этих лиц, не позволяет в полной мере использовать гума-нистический культурный потенциал спорта, не обеспечивает целост-ное, интегративное гуманистическое воздействие на личность, к тому же может негативно влиять на личность и отношения между людьми. Поэтому в качестве центральной базы была поставлена задача – найти такую новую, более «мягкую», гуманистически ориентированную модель организации спортивных соревнований, которая: – в большей степени учитывает физическое и психическое состояние лиц с ограниченными возможностями, содействует их социальной реабилитации и интеграции; 5 Губарева Т.И. Спорт лиц с ограниченными возможностями в системе гуманистически ориентированной социальной политики. – М.: ФОН, 2000. – 192 с. – выступает как привлекательная для участников (особенно для детей и подростков) форма игры, развлечения, позволяющая им активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, побыть на природе, пообщаться с интересными людьми; – является соревновательной, предусматривает соревнование участ-ников, но вместе с тем ориентирует их на сотрудничество, единение, формирует стремление к высоконравственному, рыцарскому поведе-нию, красоте действий и поступков, препятствует желанию победить любой ценой, проявлениям грубости, насилия, агрессивности, нацио-нализма и т.п.; – ориентирует участников на самосовершенствование, гармоничное духовное и физическое развитие, формирование многосторонних способностей и их проявление в различных видах творческой деятельности (спорте, искусстве, техническом творчестве и др.); – создает такие условия, чтобы среди участников не было «обиженных», чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные достижения и почувствовать себя «победителем»; – содействует сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры. Центральным элементом «Спартианской» программы и является новая, уникальная модель спорта – Спартианские игры. Название этих игр – Спартианские (другие возможные названия: Игры «СпАрт», «Турнир рыцарей СпАрта», Игры «Спартианская се-мья» и др.) – связано не с именем древнегреческого города Спарта, как нередко полагают, а с указанным выше словом «СпАрт». По всем важнейшим параметрам – по своей программе, по системе определения победителей, по составу участников и т.д. – Спартианские игры являются альтернативными по отношению к «жесткой» модели спорта, существенно отличаются от других соревнований, турниров, фестивалей, игр. В программе Игр: – соревнования и конкурсы, предполагающие необычное сочетание спорта, искусства и других видов духовно-творческой деятельности; – соревнования, в которых надо «победить» себя, а не других; – игры, в которых нет разделения участников на победителей и про-игравших, ценится сотрудничество, юмор, творчество. При определении победителей (лауреатов) Игр учитывается не только физическое совершенство участников, их спортивное и худо-жественное мастерство, творческие и интеллектуальные способнос-ти, знания, красноречие, но также нравственные и эстетические ас-пекты поведения. Спартианские игры – демократичные и гуманные соревнования, в которых совместно участвуют и на равных соревнуются: – дети (начиная с 6 лет) и взрослые; – лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений; – лица разного пола; – люди, увлекающиеся и активно занимающиеся различными видами творческой деятельности (наукой, искусством, спортом, техническим творчеством и т.д.). Вторая особенность «Спартианской» программы – ее ярко выражен-ный комплексный характер. Чтобы придать большее значение новой модели организации и прове-дения соревнований, в данной программе в целях повышения культур-ной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривается целый ком-плекс и других направлений, форм и методов работы, в том числе: – организация новой системы образования и подготовки к соревно-ваниям на базе создания спартианских клубов, школ, игротек, игровых спартианских лагерей и т.д.; постановка и решение в ходе этой подго-товки задач, связанных не только с повышением уровня физической подготовленности и спортивного мастерства занимающихся, но также с формированием и развитием у них интеллектуальных, художествен-ных, творческих способностей, нравственной, эстетической и эколо-гической культуры, культуры речи и общения и т.д.; – разработка и пропаганда определенного духовно-нравственного кодекса поведения (Спартианского кодекса чести); – новые формы культурно-спортивной работы в рамках олимпийс-кого движения, а вместе с тем развертывание нового гуманистического движения «СпАрт» – спартианского движения; – использование в рамках этого движения специально разработан-ной системы наград для поощрения высоконравственного и эстетичес-кого поведения, красоты действий и поступков в играх и соревновани-ях, а также разностороннего и гармоничного развития, успехов в раз-личных сферах творческой деятельности и т.д.; – изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д. Уже из этого перечисления основных направлений, форм и мето-дов, предусматриваемых «Спартианской» программой, видно, что она, предполагая активизацию просветительской (информационной, разъяс-нительной) работы в целях повышения духовно-нравственной ценнос-ти спорта, основной акцент делает на иных направлениях деятельности. Учитывается, что основная причина слабой ориентации спортсменов на принципы «честной игры», идеал гармонично развитого атлета ко-ренится не в слабой просветительской работе, а прежде всего в отсут-ствии существенных реальных стимулов, которые формировали бы у них эту ориентацию. В связи с этим основное внимание программа уделяет созданию ре-альных условий и стимулов, которые побуждают участников соревнова-ний к благородному, рыцарскому поведению в спорте, разносторон-нему и гармоничному развитию. Комплексный характер «Спартианской» программы состоит и в том, что она рассматривает работу, основанную на использовании спорта, спортивных игр, соревнований, и социально-педагогическую деятель-ность, связанную с искусством, как два важных, дополняющих друг друга компонента единой системы социально-педагогического воздей-ствия на человека для решения широкого круга социально-культурных задач. При этом особое значение придается укреплению связи спорта с искусством, использованию не только традиционных, но и нетрадиционных, принципиально новых форм этой связи. Третья особенность «Спартианской» программы состоит в том, что она ориентирована не на какой-то узкий круг лиц с ограниченными возможностями, а на всех представителей этой социальной группы. Бо-лее того, она рассчитана практически на все социальные группы насе-ления и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возмож-ностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнова-ний, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (нау-кой, техническим творчеством и т.п.). Такова самая общая характеристика «Спартианской» программы культурно-спортивной работы с лицами, имеющими ограниченные возможности, как программы гуманизации спорта этих лиц. В приложении 3 в качестве примера приведена программа Спартианских игр «Братеево-96», состоявшихся в Москве в 1996 году. 10.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными Несмотря на достижения цивилизации, животные занимают существенное место в жизни человека. Значительно возрастает роль животных в жизни человека с отклонениями в состоянии здоровья, поскольку давно замечены терапевтические эффекты от общения с ними. Животные и внешне, и внутренне участвуют в развитии ребенка. Они входят в жизнь человека очень рано, сначала – как образы жи-вотных. Какой-то предмет, например игрушка, может быть для ре-бенка объектом-посредником, который необходим ребенку, поскольку он еще недостаточно развит, чтобы быть автономным и самостоя-тельным. Как отмечает известный специалист в области иппотерапии П. Матиас (2000), чтобы ребенку расти и развиваться, ему надо преодолеть связь с мамой, но это угрожает чувству безопасности и сдерживает инициативу и самостоятельность ребенка. Присутствие животного в нашей жизни – в виде образов, в виде игрушки – дает ощущение безопасности, поскольку прикосновение к такому предмету дает ребенку уверенность в себе. Во всем мире, во всех культурах дети используют игрушки из мягкой материи, причем почти всегда эта игрушка – животное. В дальнейшем в жизни ребенка появляются реальные животные – мышки, кролики, черепахи, птички. Их можно ласкать, трогать и одновременно получать важную для ребенка информацию. Животные подчиняются правилам, у них есть иерархия, и они учат детей представлениям о социальных правилах. Потом в нашу жизнь входят более сложные животные – кошки и собаки, а у тех, кто проживает в сельской местности, – домашние животные (куры, гуси, овцы, коровы, лошади и др.). Взаимодействие с животными – это работа над отношениями, которые являются очень важными в психологии. Например, взаимо-действуя с лошадью, ребенок устанавливает с ней множество раз-ных отношений: через поводья, прикосновение, эмоциональное отношение, отношение символическое. Так, лошадь является сим-волом силы, свободы. Поэтому, взаимодействуя с ней, ребенок кос-венно касается всех основных тем, волнующих человека и человече-ство. Таким образом, взаимодействие с животными имеет огромное значение в жизни человека. Занятия по адаптивной двигательной рекреации, построенные на деятельности, предусматривающей взаимодействия с животными, дают очень хороший результат, несут в себе огромный терапевтический потенциал. Поэтому при малейшей возможности необходимо стремиться включать в рекреационную деятельность взаимодействие с животными. Деятельность по управлению животными часто является содержанием (предметом) соревнований. Например, в Единую всероссийскую спортивную классификацию (2001–2005 гг.) включены такие виды спорта, как конный спорт, а также виды, объединенные союзом «Российская лига кинологов»6 (ездовой спорт, зимнее и летнее двоеборье, гонки-буксировка на лыжах, санях, нартах и др.). Присутствует конный спорт и в программах современных Паралимпийских и Специальных олимпийских игр. Наиболее известны и изучены взаимодействия инвалида с лошадью, которые реализуются в иппотерапии, лечебной верховой езде, конном спорте. Об этом написано много работ7, продолжаются научные исследования этой проблемы (см. рис. 8). Очень хорошие результаты получены от использования взаимодействий лошади и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (особенно с последствиями ДЦП), интеллекта. П. Гурвич (2000) отмечает следующие психологические аспекты взаимодействий лошади с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Радость человека, пересевшего из коляски на лошадь, 6 Кинология – наука о собаках, их породах и уходе за ними. 7 Например: Джосвик Ф., Киттредж М., Макковен Л., Макпарленд К., Вудз С. Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде / Пер. с англ. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000. – 232 с; Пособие для тренеров и международные официальные правила конноспортивных соревнований по программе Специальной олимпиады. – М.: МККИ, 2001. – 160 с; Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценки работы терапевтической команды. – М.: МККИ, 2001. – 128 с. чувство гордости, охватывающее его, когда он управляет большим и красивым животным, то, что теперь он может смотреть на окружаю-щих не снизу вверх, а оказаться выше самого высокого из окружаю-щих; возможность ощутить красоту и свободу движения наполняют его чувством собственного достоинства. Это изменяет точку зрения окру-жающих на инвалида – родители, знакомые начинают по-другому смот-реть на него. Они видят, что из зависящего от них ребенка он превра-щается в человека, который сам отвечает за лошадь и заботится о ней. Он становится самостоятельным. Для людей с умственной отсталостью очень серьезно стоит вопрос социализации, интеграции в обществе, и тут одинаково важны и готовность общества принять таких людей, и возможность адаптации самих умственно отсталых к условиям современной жизни. Нам всем приходится приспосабливаться к окружающим, считаться с ними, находить общий язык, и этому мы учимся всю жизнь. Человеку с умственной отсталостью или психическими нарушениями трудно научиться этому. Лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром – взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения. Психологически человеку с ограниченными возможностями про-ще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае – лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, мож-но похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней, поговорить с ней. В свою очередь, инвалид, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь «передает послания» инвалида и инструктора друг другу. Одновременно у ребенка складываются личные отношения с ло-шадью. В симпатиях и антипатиях лошадь и инвалид могут находить общий язык. Оба нуждаются и в любви, и в ограничениях. Лошадь очень ясно дает понять взаимосвязь между поступком и ответной реакцией. Эмоционально не оценивая команду всадника, она отвеча-ет на действие соответственно определенным правилам поведения. Например, если всадник хочет остановить идущую лошадь, он дол-жен выполнить по порядку определенные действия: потянуть повод так, чтобы лошадь остановилась, а потом немного ослабить. Всад-ник может колотить лошадь, кричать на нее, гладить по шее, но это не приведет к выполнению команды. Все это является одним из важ-ных уроков взаимоотношений, которые всадник потом переносит на отношения с людьми. И ценность конной терапии, в частности, заключается в перенесении навыков владения своим телом, обще-ния со сверстниками, с животными, с инструктором и коноводами в ежедневную жизнь. Как отмечает в своей работе О.А. Сочеванова (2003), конноспор-тивные игры повышают интерес ребят к занятиям верховой ездой и способствуют выработке у них необходимых для конника качеств: сме-лости, ловкости, выносливости, силы, находчивости, инициативы, решительности, воли к победе. Кроме того, игры всесторонне развива-ют и укрепляют организм. Точное выполнение правил игры, стремление преодолеть все преграды и трудности, добиться победы дисциплинируют ребят, воспитывают у них чувство товарищества, повышают умение управлять лошадью. Игры могут доставлять удовольствие, однако в программе верховой езды основной задачей игры является повышение мотивации. Возмож-ность всадников воспользоваться приобретенными в ходе программы физическими, интеллектуальными, а также социальными навыками выявляется в совместных действиях. Поскольку у каждого всадника свои индивидуальные трудности и возможности, то и мотивация участия в программе у каждого своя. В игры можно выключать упражнения для всех видов нарушений. Часто всаднику легче выполнять упражнения в игре, чем осознанное выполнение заданных упражнений. Боязливые всадники могут с радостью выполнить то упражнение, которое до этого они отказывались делать. Развивающие игры могут помочь в достижении улучшений в следующих областях: – самосознание, отношение с товарищами и социальные навыки; – ориентация и пространственные отношения; – умение воспринимать и выполнять команды; – планирование и последовательное выполнение движений; – овладение грубыми и точными движениями; – различение символов (цифр, букв, рисунков). Игры являются кульминацией занятия, они не только помогают развлечься, но и должны способствовать достижению общей цели за-нятия. Например, если стоит цель – обучение остановке лошади, а за-тем – возобновление движения, то можно использовать игру «Тише едешь – дальше будешь». Если всаднику требуется дополнительная мо-тивация для обучения управления лошадью посредством шейных пово-дьев, хорошую помощь в этом окажет игра «Гонка за лидером» при огибании стоек. Всаднику с высокой мотивацией и стремлением к осво-ению навыков верховой езды игра поможет расслабиться и отвлечься от сосредоточенной, осознанной работы. Для всадников с нарушением интеллекта характерны не только различной степени нарушения коммуникативных навыков и обучаемо-сти, но и заниженная самооценка, повышенная подверженность разо-чарованиям. Поэтому для таких всадников желательно выбирать игры, гарантирующие успех. Во время рекреационных занятий рекомендуется применять следу-ющие игры: «Равновесие с мешочком крупы», «Гонка за лидером», «Дорожные знаки», «Стойло», «Метание в цель», «Найди пару», «Эс-тафета», «Гонки со снаряжением», «Тише едешь – дальше будешь» и многие другие. Таким образом, при взаимодействии с животными (лошадьми, собаками, птицами и др.) деятельность, направленная на управление их поведением, может и должна составлять современные программы по адаптивной двигательной рекреации. 10.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности Помимо рассмотренных в десятой главе пока еще нетрадиционных для нашей страны видов адаптивной двигательной рекреационной деятельности имеется возможность организации рекреационных мероприятий, особенно осуществляемых на самодеятельной основе, с использованием других, хорошо известных и более простых видов двигательной активности. К таким видам относятся ходьба и бег, обладающие в случае их пра-вильного применения большим оздоровительным эффектом. В качестве самодеятельных организаций здесь выступают так называемые клубы любителей бега, где собираются на добровольной основе люди, стремящиеся к активным способам отдыха и проведения досуга. Сюда же могут быть отнесены и прогулки в парках, рекреационных землях, проводимые в различные времена года. Не утратили своего значения и занятия в тренажерных залах для ак-тивизации тонуса мышечной и других систем организма. Отличными видами двигательной активности для рекреативных ме-роприятий являются езда на велосипедах, лыжные прогулки, катания на санках и коньках. Очень часто, особенно людей пожилого возраста, привлекают шах-маты и шашки, в которые они играют на открытом воздухе (в парках, садах). Правда, в этих случаях у людей практически отсутствует двига-тельная активность, что не позволяет говорить о полноценной адап-тивной двигательной рекреации. Очень важным направлением рекреационной деятельности явля-ются упражнения, направленные на овладение умениями и навыками произвольного расслабления мышц. Эти умения и навыки можно назвать универсальными, необходимыми для всех видов адаптивной двигатель-ной рекреации, поскольку у большинства людей расслабленное состо-яние мышечной системы ассоциируется с отдыхом, удовольствием. Однако для детей с гипертонусом нервно-мышечной системы и гипер-возбудимостью, для лиц с последствиями детского церебрального па-ралича умения и навыки произвольного достижения расслабления мышц имеют первостепенное значение. Поэтому лица с отклонениями в со-стоянии здоровья в процессе занятий адаптивной двигательной рекреа-цией должны обязательно освоить умения и навыки произвольного рас-слабления мышц, избавления от «мышечных зажимов». Для этих целей рекомендуется психорегулирующая, или аутогенная тренировка, а также навыки самовнушения тепла и тяжести всех звеньев тела. Подробное описание содержания таких тренировок представлено в многочисленной литературе по психологии спорта. Кроме того, существует ряд упражнений для формирования ощущений расслабленного состояния мышц: контрастные напряжения и расслабления мышц, покачивания верхними и нижними конечностями в различных положениях (висах, упорах и т.п.). Их также можно найти в многочисленных изданиях учебно-методического характера по спортивно-педагогическим дисциплинам (гимнастике, легкой атлетике, аэробике и др.). В заключение данного раздела, посвященного адаптивной двигатель-ной рекреации, подчеркнем, что этот вид адаптивной физической куль-туры требует более глубокого научного обоснования, поскольку со-держит в себе огромные возможности для совершенствования системы комплексной реабилитации инвалидов, развития у них реабилитацион-ного потенциала, ускорения интеграционных процессов и повышения уровня качества их жизни. В качестве примера поисков в этом направлении можно привести концепцию «Игрового лечения», разрабатываемую К.Г. Томилиным (2000)8, как модели лечебно-оздоровительных и рекреационных мероприятий для Черноморского региона. Данная модель предусматривает применение интегрального и ком-плексного подхода к оздоровлению отдыхающих в условиях курорта с использованием воздействий вещественного, энергетического и ин-формационного характера, создаваемых за счет естественных природ-ных факторов, искусственными техническими устройствами или спе-циально организованной деятельностью в групповом взаимодействии людей (рис. 9). Это направление относится к «Интегративной медици-не» (Н.А. Агаджанян, 2001), совмещающей официальную и традици-онную народную медицину. Контрольные вопросы и задания |