Главная страница
Навигация по странице:

  • Первое полугодие ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ

  • Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
    АнкорКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    ТипПрограмма
    #3544
    страница13 из 21
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21

    VI КЛАСС

    Предварительные замечания

    Уже с первых школьных уроков музыки ребята учились слышать даже в самом простом, самом коротком музыкальном произведении отражение жизни, какого-то ее проявления. Поэтому и сама музыка становилась для них частицей жизни. Постепенно они проникались сознанием того, что музыка прежде всего рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры, отражает их поступки — словом, воплощает вес то, что связано с человеком.

    Жизнь — источник музыки. Это становилось для ребят истиной, не вызывающей никаких сомнений. Как нечто само собой разумеющееся они усваивали, что музыка о школе рождена самой школьной жизнью, так же как музыка о войне — самой войной, спортивная музыка — самим спортом. Не вызывало никаких сомнений и то, что музыка веселая, радостная не что иное, как отражение человеческих радостей и веселья, музыка грустная — отражение человеческих горестей, печалей.

    Такое понимание связи музыки с жизнью непрерывно углублялось на протяжении всех прошедших школьных лет, развивая генеральную тему, «сверхзадачу» уроков, которая определяется словами «музыка и жизнь», о чем шла речь во вступительной статье к программе «Основные принципы и методы..».

    Сейчас пришло время посмотреть на проблему связи музыки с жизнью с иных, новых позиций: если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Как же осуществляется это обратное воздействие? Музыка сама по себе не может, разумеется, оказывать какое-либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой влиять на человека. Музыка может рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять или, наоборот, ослаблять его силу воли; музыка может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, доброту, но может также делать его бессердечным, жестоким, лишенным всякого благородства. Короче говоря, влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом ее огромная преобразующая сила.

    Как всегда, новую тему лучше начинать на уже ранее усвоенном материале, который теперь, в связи с этой темой, под новым углом зрения будет услышан и воспринят учащимися по-новому, глубже и содержательнее. Убедительных примеров в программе прошлых лет учитель найдет сколько угодно без всякого труда. Важно, однако, чтобы наибольшее количество примеров приводили сами учащиеся. При этом педагогу (а следовательно, и учащимся) должно быть совершенно ясно, что две стороны вопроса о связи музыки с жизнью — «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» — неразделимы. И если сейчас на первый план выходит вторая сторона — о преобразующей силе музыки, это ни в малейшей мере не означает, что первая сторона теряет свое значение или, тем более, вовсе исчезает. Напротив, хорошо усвоенное учащимися представление о жизненном содержании музыки значительно обогатится пониманием ее преобразующей роли. Во много раз расширится их представление о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.

    Чтобы у ребят выработалось сознательное отношение к новой теме, мало только констатировать факт влияния музыки на человека, на жизнь и даже привести большое количество соответствующих примеров. Надо выяснить, в чем же заключается способность музыки оказывать это влияние. Второе полугодие и будет посвящено решению этой задачи.

    Если попытаться кратко ответить на поставленный вопрос, можно сказать, что сила воздействия музыки (как и любого другого искусства) определяется двумя ее важнейшими качествами: красотой и правдой. В VI классе общеобразовательной школы ставить этот достаточно сложный вопрос можно, разумеется, лишь в самой обшей форме, доступной пониманию детей среднего школьного возраста. А поймут они без труда следующее: противоположность красоты — уродство, противоположность правды — ложь. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним и горе, и радость. А что может сделать музыка уродливая и лживая? Только лишь вред принести человеку, изуродовать и его жизнь, и его самого.

    Конечно, излагать все это учащимся надо не в виде абстрактных, умозрительных положений, а на живых, простых и убедительных примерах. И здесь можно лишь повторить то, что было сказано применительно к занятиям в первом полугодии V класса: любое количество примеров учитель (и сами учащиеся) найдут в программах прошлых лет.

    Ребята, несомненно, хорошо запомнили (и прочувствовали) два важнейших эпизода, на которых, можно сказать, держится вся драматургия оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: предсмертная ария Сусанина («Ты взойдешь, моя заря»), героически жертвующего своей жизнью ради спасения Москвы, и светлый, торжественно - праздничный хор «Славься!» в финале оперы, воспевающий победу, прославляющий русский народ, защитивший Родину от вражеского нашествия.

    На вопрос, соответствует ли характер музыки Глинки характеру событий, содержанию обоих эпизодов, ребята, несомненно, ответят утвердительно. Вряд ли можно сомневаться и в том, что утвердительно ответят они и на другой вопрос: красива ли эта музыка? Правдивость и красота музыки Глинки, очевидно, не будет ими подвергнута сомнениям.

    Теперь предложите им мысленно представить такую невероятную перестановку: «Сусанин поет свою арию на музыку заключительного хора «Славься!», а этот хор поется на мелодию арии Сусанина. Смешается все: меняются местами стремительный темп праздничного хора и сосредоточенно-медленное движение арии; светлый мажор и сумрачный минор; ослепительно яркая звучность с преобладанием медных инструментов, с колоколами и приглушенное звучание преимущественно струнной группы. Наконец, самое главное: меняются местами мелодии — скорбная и радостная (вспомним: «мелодия — душа музыки»). Возникающая при таком смещении острая неправда, лживость музыки, несомненно, будет сразу же замечена даже самыми неопытными слушателями. А вместе с исчезновением правды немедленно исчезает и красота, ибо красота и правда неразрывно связаны друг с другом. В самом деле, неужели кому-нибудь может показаться красивым звучание хора, славящего победу, на медленную, скорбную, минорную мелодию, или предсмертная ария, построенная на стремительно несущейся, радостной, мажорной мелодии?!

    Первое полугодие ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ

    При входе в класс на первый урок по традиции звучит песня о школе. После рассказов о летних встречах с музыкой или (если они будут перенесены в середину или на конец урока) в самом начале урока без всяких предварительных комментариев дать ребятам послушать две контрастные песни: ставшую народной песню М. Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» в исполнении Л. Зыкиной и «Вальс о вальсе» Жака Бреля в исполнении автора — одного из талантливейших французских шансонье XX в (Шансонье — французский эстрадный певец, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку исполняемых им песен.). Можно не сомневаться, что обе эти песни произведут на ребят совершенно различное воздействие: во время исполнения первой в классе не будет ни одной улыбки, во время исполнения второй вряд ли хоть у одного человека сохранится серьезное выражение лица. Они ясно почувствуют, как по-разному воздействовала на них музыка. Вслед за этим учитель должен помочь ребятам определить содержание обеих песен.

    Песня «Матушка...» рассказывает не только о переживаниях дочери-невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда ее саму насильно выдавали замуж, теперь — когда она выдает так же свою дочь. Песня построена в форме диалога (разговора) матери с дочерью. По сути дела, это сцена, в которой участвуют два действующих лица. Это придает ей особо драматический характер. Сопровождает песню русский народный оркестр. Л. Зыкина поет в старинной манере русского народного пения.

    «Вальс о вальсе» Ж. Бреля и по словам (исполняется он на французском языке), и по музыке, и по манере исполнения, и по характеру сопровождения (эстрадно-симфонический оркестр) в отличие от «Матушки...» очень современен. В нем поется о чудесном танце — вальсе, о том, что его можно танцевать медленно, а можно и быстро, можно на 2 па (шага), можно и на 3, и на 4, и на 10, и на 20 па. А уж если на 100 — так весь Париж начинает танцевать. В коротком вступлении звучит мотив старинного вальса, исполняемого как будто на шарманке. Автор хотел подчеркнуть, что перед нами простой уличный певец, забывший о всех трудностях и невзгодах жизни бродячего музыканта и желающий только одного: всех вокруг себя увлечь и заставить кружиться в вихре вальса.

    После этих двух контрастных песен следует послушать, а затем и разучить вальс «Прощальная лагерная» (музыка и стихи И. Грибулиной), сравнить почти «скороговорочность» французского вальса с гораздо более распевным лирическим современным русским вальсом.

    Способность музыки, даже простой песни, воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, нежностью, гордостью, печалью, смелостью, мужеством и множеством других самых разнообразных чувств — величайшая сила музыкального искусства.

    Пусть ребята вспомнят примеры (из песен, рассказов, опер, балетов, кинофильмов), когда музыка оказывала влияние на человека, на многих людей.

    Как пример нового контраста и, следовательно, различного воздействия на ребят можно привести сопоставление песни «Прощальная лагерная» И. Грибулиной с лирической, нежной и ласковой русской народной песней «Зеленая рощица».

    В процессе работы над песней «Зеленая рощица» обратить внимание учащихся на то, как мелодия этой песни словно пытается оторваться от своего исходного звука (ре), но, несмотря на то что каждая фраза достигает все более высоких звуков (фа, соль, ля, си-бемоль, до), она неизменно возвращается к исходному звуку. Такое строение мелодии вызывает двойственное впечатление: с одной стороны, стремление выйти на простор, с другой — примирение с невозможностью осуществить это стремление.

    Затем ребята услышат, как звучит эта песня в опере «Повесть » настоящем человеке» С. Прокофьева. Есть в этой опере сцена: Алексей в госпитале, в тяжелейшем состоянии — ему ампутировали обе ноги. Но страдает он больше не от физической боли, а от мысли, что никогда уже не сможет стать летчиком: «Летчик без ног — это птица без крыльев, жить и клевать еще может, но летать никогда, никогда!» У постели бредящего Алексея — медсестра Клавдия. Ей непременно нужно успокоить Алексея. Слов «все будет хорошо» недостаточно. И она поет ему, словно колыбельную песню, «Зеленую рощицу». «Напевает, как над младенцем», — делает пометку в нотах Прокофьев. Добрая, ласковая, необыкновенно красивая песня успокаивает Алексея, и он засыпает...

    На примерах русской песни «Во кузнице», плясовых мелодий «Камаринская», «Калинка», «Светит месяц» и др. учащиеся смогут еще раз убедиться в могучей силе воздействия простой народной песни.

    При разучивании русской народной песни «Во кузнице» ребята должны подчеркнуть двойственный характер музыки: с одно» стороны, это шуточная, плясовая песня, а с другой — в ней eсть, и удалая сила, размашистое движение, энергия, задор.

    Что давала музыка П. Чайковского хирургу С. Юдину? Рассказать учащимся о том, как знаменитый хирург Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями у себя в кабинете перелистывал страницы партитуры Симфонии № 6 («Патетической») П. Чайковского. Пусть ребята попытаются представить себе, что такое для хирурга трудная, да еще «особо трудная» операция! Вот хирург в халате и резиновых перчатках, на лице марлевая повязка. Он сейчас подойдет к операционному столу, где лежит человек. От хирурга зависит, что с этим человеком будет дальше: будет ли он жить, или его уже невозможно спасти, удастся ли ему вернуть здоровье или не удастся? Для чего же в эту ответственную минуту нужна хирургу музыка Чайковского? Ведь не для развлечения же, правда? Очевидно, она ему помогает чем-то. Чем же? Хирургу мало таланта, знаний, мастерства и опыта. Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество и спокойствие. Тут музыка и приходит ему на помощь. Чайковский безгранично любил жизнь, любил человека, всегда стремился к свету. Вот его музыка, в которой столько любви к жизни, к человеку, и способна была удесятерить силы хирурга, когда он шел к человеку, чтобы спасти ему жизнь...

    Пусть ребята подумают, поможет ли им эта музыка в трудную минуту жизни, когда нужно будет стать особенно сильным, сосредоточенным и спокойным.

    Наряду с усвоением основной темы продолжается планомерное развитие у учащихся чувства стиля композитора.

    В классе прозвучат два фортепианных вальса: «Сентиментальный вальс фа минор П. Чайковского и Вальс № 14 ми минор Ф. Шопена. Предварительно ни имена композиторов, ни названия пьес не должны быть названы. Перед учащимися следует поставить такие вопросы:

    1. К какому типу музыкальных произведений относятся только что прозвучавшие пьесы? (Танцевальные.)

    2. Могут ли эти две пьесы оказать на человека такое же влияние, какое музыка из симфонии Чайковского оказывала на хирурга Юдина, и в чем здесь будет очевидное различие?

    3. Какие композиторы написали только что прозвучавшие пьесы, что эти пьесы сближает а что отличает одну от другой?

    Весьма вероятно, что благодаря славянскому характеру музыки обоих композиторов и при несомненном влиянии Шопена на фортепианное творчество Чайковского при ответе на последний вопрос у ребят могут возникнуть затруднения. В этом случае учитель может помочь им, задав еще один вопрос: не слышат ли ребята в одном из этих сочинений интонации русской народной песенности? Эти интонации всегда прослушиваются в музыке Чайковского, что, безусловно, отличает ее даже от достаточно близких по характеру сочинений Шопена. Необходимо помочь ребятам самим разобраться в некоторых чертах стиля обоих композиторов, которых сближает славянский колорит, но отличает национальный характер интонаций: русский — в одном случае, польский — в другом. Кроме того, у Чайковского «песенность» преобладает даже в танцевальной музыке, у Шопена «танцевальность» проступает даже в песнях. Обратить внимание также и на то, что в музыке Шопена часто встречаются изящные, прозрачные, «кружевные» пассажи (он был не только гениальным композитором, но и гениальным пианистом), очень редко встречающиеся в музыке Чайковского (он никогда в качестве пианиста не выступал).

    Песни, которые молчат, становятся оружием в борьбе! В 1967 г. в Греции — в солнечной Элладе, создавшей в древние времена светлую, гуманистическую культуру, прекрасное, полное жизни искусство, произошел государственный переворот и власть захватили в свои руки враги греческого народа — фашистские полковники. Лучшие люди Греции встали на защиту своей родины. В первых рядах бойцов-антифашистов был музыкант — композитор Микис Теодоракис. Его оружием стали его песни, воспевающие родину, призывающие к борьбе за ее свободу. Теодоракис был арестован, заточен в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено, так же как ношение оружия, — под угрозой военного трибунала.

    На окраине Афин (столицы Греции) в маленьком кабачке собирались любители песен и единомышленники композитора. Каждый вечер старый певец, аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни — такие, которые можно было услышать и по радио, И по телевидению, где угодно. Почему же приходило сюда столько людей? Чего они так терпеливо ждали? Каждый вечер наступала минута, когда старый музыкант переставал петь, клал гитару на колени. И по выражению его лица, глаз все присутствующие понимали, что он молчит песни Теодоракиса... И вместе с ним все тоже молчали песни своего любимого композитора...

    Задумайтесь: песни, которые не поют, а молчат! И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей одним чувством, одной мыслью — свободу родине! Песни, которые молчат, становятся оружием в борьбе!

    В песне М. Теодоракиса «На побережье тайном» поется о том, с каким вдохновением, с какой любовью могли бы жить люди на Земле, если бы они были свободны... В то время эту песню исполняла 19-летняя греческая певица Мария Фарандури в сопровождении маленького ансамбля: народный струнный инструмент бузуки, гитара, рояль и ударные. Когда этот ансамбль вместе с Марией был в Москве и записывал на пластинку песни Микиса Теодоракиса, сам композитор находился в фашистской тюрьме.

    Мы не знаем греческого языка, но по самой музыке и по исполнению чувствуем глубокую человечность этой песни, пронизывающую ее жажду счастливой, спокойной жизни, глубокую любовь к родной земле. Греческие народные песенные интонации - основа этой своеобразной музыки.

    Вторая песня Теодоракиса, которую ребята могут разучить, написана на его собственные слова. Он назвал ее «Я — фронт». Обращаясь к своим соотечественникам, композитор говорит: «Я - это фронт! Звучит мои клич: «Все патриоты, встаньте в строй!»

    Музыка Симфонии № 5 Л. Бетховена помогала мужественному чешскому антифашисту Юлиусу Фучику и его соратникам в борьбе с врагом в годы Второй мировой войны (1939—1945).

    Всему миру известно имя чешского писателя и журналиста, неутомимого борца против фашизма Юлиуса Фучика. Когда гитлеровская армия захватила Чехословакию, Фучик был арестован и после долгого заточения в одиночной камере казнен. Верным и добрым союзником мужественных чешских антифашистов, продолжавших борьбу даже в заточении, была песня. «Мы поем, — писал Фучик. — Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда выдается солнечный денек, песней провожаем товарища, с которым, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вест с востока, поем для утешения и поем от радости, как люди поют испокон веков и будут петь, пока существует жизнь. Без песни нет жизни, как нет ее без солнца».

    А рядом с песней был Бетховен! Вот что написал своим родным за несколько дней до казни Фучик — человек, которого всегда наполняла радость, согревавшая всех, кто с ним соприкасался: «...верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живет во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». А раньше в его дневнике, который, к счастью, сохранился и дошел до нас, он сделал такую запись: «Сегодня 1 мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать. Ура!.. Утренний привет из соседней камеры; оттуда выстукивают два такта из Бетховена, сегодня торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне».

    Что же это за «два такта из Бетховена», которые поддерживали дух заключенных чешских борцов? Это первые два такта, которыми начинается знаменитая Симфония № 5 Л. Бетховена. Тот самый мотив из четырех нот, про который сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Всю симфонию, все ее четыре части, пронизывает этот мотив — ее главная интонация.

    Предварительно надо на рояле сыграть мотив, о котором только что шла речь. Можно также напомнить главную тему 3-й части, которую ребята слушали и сами пели в IV классе (в основе этой темы лежит все тот же четырехзвучный мотив-интонация). Можно сказать ребятам, что в 1-й части симфонии борьба еще не заканчивается, путь к победе труден и лишь в последней, 4-й части мы услышим радостную, ликующую музыку.

    Музыка Бетховена для Ю. Фучика и его соратников-антифашистов олицетворяла собой стойкость и мужество. Бетховен как бы протянул им руку через сто с лишним лет и пришел на помощь в трудную минуту. Это не случайно. Ведь в Симфонии № 5, как ни в одном другом сочинении композитора, с наибольшей силой воплощен девиз: «От тьмы — к свету, через борьбу — к победе!»

    Новая грань темы: воздействие на человека музыки, написанной не только в наши дни, но и в отдаленные времена, раскрывается перед учащимися на примере музыки немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха.

    Среди достопримечательностей Лейпцига, одного из крупнейших городов Германии, особое место принадлежит церкви Святого Фомы. Чем же прославилась эта церковь? Тем, что 250 лет тому назад во время богослужения в этой церкви хором и оркестром управлял великий немецкий музыкант И.-С. Бах. Вся создавшаяся после Баха музыка, вплоть до наших дней, глубокими корнями уходит в его творчество. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства и писал музыку, какую ему подсказывало его сердце, — человеческую, одухотворенную живыми мыслями и глубокими чувствами.

    Служба в церкви Святого Фомы была нелегкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих, учеников церковной школы, и каждую субботу сочинять по новой кантате.

    Любимейшим инструментом Баха был орган — величественный, могучий инструмент, соревноваться с которым трудно даже большому симфоническому оркестру. Для органа Бах написал множество прекрасных сочинений, в которых со всей полнотой выразилось его стремление поднять, возвысить, облагородить человека, сделать его свободным и смелым.

    В классе прозвучит одно из прекраснейших произведений И.-С. Баха — Органная фуга саль минор. Объяснить ребятам, что такое фуга, нетрудно, если напомнить (они наверняка слышали это не раз), как бывает часто в хоре: вступает один из голосов хора и поет главную мелодию, потом присоединяется другой голос с этой же мелодией, потом третий и т. д. Так начинается и фуга. В ней нет разделения на главный голос и аккомпанемент, как мы встречали это в большинстве известных нам сочинения. В фуге все голоса одинаково важны. Они появляются то в верхнем. то в нижнем, то в среднем регистре, они все время развиваются, то расходясь, то оставаясь по одному, по два, то объединяясь в единую мощную звучность. Фуги бывают и большие, и маленькие, могут состоять из двух, трех, четырех, пяти и даже шести голосов. Они пишутся и для хора, и для оркестра, и для органа, и для фортепиано.

    Пусть учащиеся вслушаются в то, как первые интонации фуги, которая прозвучит на уроке, отдаленно напоминают интонации русской народной песни (в музыке Баха наряду с немецкими народными интонациями звучат порой и славянские интонации). Следует обратить внимание ребят также на то, как музыка фуги от скромного звучания одного голоса непрерывно развивается до громогласной, величественной звучности в заключительных тактах.

    Помимо музыки для органа, оркестра, отдельных инструментов, Бах создал также огромное количество вокальных сочинении, в том числе много песен, по характеру своему близких к немецкой народной песне. На этом уроке ребята услышат и начнут учить одну из таких песен — «Весеннюю песню». Для мелодии этой песни характерно то, что все шесть фраз (по 4 такта), из которых она состоит, близки друг другу по характеру и вместе с тем ни одна из них не повторяет другую. Мелодия эта словно непрерывно разворачивается, развивая несколько основных интонаций.

    На одном из прошлых уроков сравнивалась музыка двух славянских композиторов — Чайковского и Шопена, выяснялось, что их сближает и что различает. Теперь таким же образом надо попробовать определить одно из важнейших свойств, отличающих музыку Баха от музыки Бетховена. Для легкости определения этого свойства лучше взять не могучие, сильные, мужественные произведения, которые есть и у Баха, и у Бетховена, а простые, прозрачные, написанные, кстати, обоими композиторами для юных, начинающих пианистов.

    Самостоятельность и одинаковая важность голосов встречаются не только в фуге, но и в народных песнях. Можно вспомнить исполняющиеся в начальных классах каноны («Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла») и некоторые другие сочинения, в том числе двухголосную русскую песню «Мы пойдем погулять». Такой тип музыки, в которой нет деления на главный голос и аккомпанемент, называется полифоническим типом (складом) или просто полифонией. А музыку, в которой ясно слышна главная мелодия в одном (чаще всего в верхнем) голосе, а аккомпанемент — в других голосах, называют музыкой гомофонного типа (склада) или просто гомофонией.

    Так вот, если сравнить музыку Бетховена с музыкой Баха, то обнаружится, что у Баха решительно преобладает полифония, а у Бетховена — гомофония. Но это, конечно, не значит, что у Баха мы не встретимся с гомофонией (примером тому может служить «Весенняя песня»), а у Бетховена — с полифонией. Эти два типа музыки в чистом виде и в различных сочетаниях встречаются во всей мировой музыке с ее первых шагов до наших дней. Сравнение Прелюдии № 8 ми минор И.-С. Баха с «Менуэтом» из Сонаты №20 для фортепиано Л. Бетховена ясно покажет, что такое полифония и что такое гомофония.

    Каждый настоящий художник — творец в любой области искусства, если он живет мыслями, чувствами, интересами своего народа, если он увлечен теми же идеями и устремлен к тем же идеалам, которые определяют жизнь его народа, обязательно выразит и своих творениях эти мысли, чувства, интересы, идеи и идеалы. Если в своем творчестве он будет искренен, то просто не сможет скрыть их и обязательно выразит так, что мы это увидим, услышим, почувствуем и поймем.

    Учащиеся уже знакомы с творчеством С. Рахманинова, слушали ею «Вокализ», пели самую прекрасную мелодию из его Концерта № 3 для фортепиано с оркестром и ощущали в этой музыке любовь к народной песенности и родной природе. Но не только эта, можно сказать лирическая, струя привлекла к музыке Рахманинова внимание и любовь множества людей, не только это сделало его музыку такой созвучной тому времени, когда она была написана. Композитор не мог не отразить в своей музыке той растревоженности, взволнованности, которые царили в начале XX в. в русском обществе.

    Можно сказать, что дух приближающихся драматических событий витал в атмосфере, делая ее по-особому взволнованной и напряженной. Именно эти черты — взволнованность и напряженность — окрашивают произведения С. Рахманинова той поры, в том числе одно из самых лучших — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1-ю часть которого надо предложить послушать учащимся. Как набатный колокол звучат аккорды солирующего фортепиано, а вслед за ними драматически напряженная музыка длится до самых последних звуков части, лишь изредка уступая место лирическим эпизодам, которые наверняка напомнят учащимся знакомую мелодию из Концерта № 3. Ребятам, несомненно, будет интересно узнать, что концерт, который они сейчас услышат в записи, играет сам Рахманинов, в нем великий талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя.

    То, что было сказано о тревожном характере музыки С. Рахманинова, в еще большей мере относится к музыке его современника А. Скрябина. Ее отличает драматизм, напряженность, революционный пафос. К числу произведений, с наибольшей силой воплотивших «мятежный дух» Скрябина, относится его Этюд №12 ре-диез минор для фортепиано, до сих пор исполняемый всеми лучшими пианистами и увлекающий любителей музыки во всех концах мира. А запись, которую предлагается ребятам послушать, была сделана самим Скрябиным, который, как и Рахманинов, был талантливым исполнителем.

    Обобщение темы первого полугодия. На уроках звучала очень разная музыка. Разная не только потому, что ее сочиняли композиторы разных стран, а прежде всего потому, что выражала она очень разные человеческие чувства, потому, что в ней были воплощены очень разные стороны человеческой жизни. Поэтому она очень по-разному способна воздействовать на нас, на людей, а через людей — на жизнь.

    Так сознание учащихся обогащается пониманием того, что жизнь не только рождает музыку, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние. Можно предложить учащимся вспомнить примеры, показывающие преобразующую силу музыки: хор Прокофьева из кантаты «Александр Невский» — «Вставайте, люди русские!» в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945) вселял мужество и уверенность в победе защитникам Отечества, музыка Моцарта утешала умирающего старого повара в рассказе Паустовского и др.

    Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь. Вот что в этом смысле можно сказать, например, о трех великих классиках.

    И.-С. Бах стремился своей музыкой вызвать в человеке чувство собственного достоинства, веру в силу человеческого разума и человеческих чувств. Этим Бах и близок нам — людям, живущим в XXI в.

    Л. Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды, готовым к самопожертвованию в борьбе за свобода. устремленным к радости победы. «Судьба, я схвачу тебя за глотку, тебе на удастся меня задушить» — эти слова Бетховена объясняют самое главное в его творчестве, благодаря чему оно оказывается таким близким и дорогим для нас.

    П. Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Вся его музыка проникнута любовью к человеку, пониманием его переживаний от едва заметных движений чувств до их сокрушительных порывов. В этой глубокой человечности музыки Чайковского — основа ее невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове близкого, родного человека.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


    написать администратору сайта