Главная страница
Навигация по странице:

  • Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

  • Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
    АнкорКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    ТипПрограмма
    #3544
    страница10 из 21
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

    Первое полугодие

    МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

    Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

    В начале первого полугодия школьники рассматривают одну из граней темы — взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Песня — наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусства.

    Пусть ребята (по их собственному желанию или по предложению учителя) споют в начале первого урока какую-нибудь хорошо знакомую им песню. Желательно, чтобы это была жизнерадостная, веселая, бодрая песня. После ее исполнения учителю надо провести краткую беседу, в которой начнет раскрываться тема.

    Начать беседу можно с вопросов: что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поется? Могла бы тогда эта песня вообще появиться на свет? Желательно, чтобы отвечало как можно больше ребят. Активизировать их можно дополнительными вопросами: останется ли песня если у нее отнять слова? Можно ли будет ее после этого петь? Как она будет звучать? Что стало бы со всеми песнями, если бы вообще не существовало поэзии? И т. д.

    Когда для школьников станут очевидны те потери, которые понесла бы в этом случае музыка, беседу следует направить в другое русло: а возможно ли существование песни без слов?

    На вопрос, как называется мелодия, которая поется голосом (солистом или хором) без слов, учителю, вероятно, придется ответить самому: такая мелодия называется вокализом. Пусть ребята (если понадобится, то, конечно, с помощью учителя) попытаются вспомнить, исполняли ли они какие-нибудь вокализы на уроках в прошлые годы.

    После исполнения мелодии из Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова надо напомнить, что композитор сочинил ее не только без слов, но и вообще не для пения, а для фортепиано с оркестром (для пения эта мелодия была переложена специально, чтобы ее можно было петь на уроках).

    Теперь можно перейти к настоящему вокализу — «Вокализу» С. Рахманинова, который композитор посвятил великой русском певице А. В. Неждановой. Мелодия этого произведения так красива, что хочется «пропеть» ее на разных инструментах. Были сделаны переложения «Вокализа» для скрипки, для виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих!) инструментов. На уроке «Вокализ» прозвучит так, как Рахманинов первоначально сочинил его: для высокого женского голоса (сопрано) в сопровождении фортепиано.

    После двух вокализов Рахманинова, первый из которых ребята сами спели, а второй прослушали, надо вернуться к пению со словами — это будет контрастом, который и поможет ощутить значение слова в вокальной музыке. Поется любая композиторская песня или народная. После ее исполнения сначала без слов, а затем со словами надо предложить ребятам поразмышлять, для чего нужны слова в песне, в чем их значение. Ведь в музыке песни и без слов они услышали многое (характер, настроение).

    Пусть учащиеся услышат несколько мелодий русских народных песен, сыгранных на инструменте («У зари-то, у зореньки», «Вес мы песни пели», «Мы пойдем погулять»), и ответят на вопросы: какому народу могла бы принадлежать эта песня? Композиторская эта песня или народная? Сколько голосов прозвучало в этой песне? И т. д.

    Знакомство с указанными или другими народными песнями подтолкнет ребят к размышлению о том, что важнее в песне: слова или мелодия.

    Перед разучиванием «Жаворонка» М. Глинки нужно пропеть или сыграть на фортепиано главную мелодию и задать детям те же вопросы, которые были заданы перед разучиванием народной песни. Ребята сами должны прийти к пониманию того, что ее мелодия — русская, но не народная, а композиторская в народном духе, что песня одноголосная. Предложить выучить «Жаворонка» без слов и исполнить его подобно мелодии-вокализу из Концерта № 3 Рахманинова (с закрытым ртом и на гласную «а»). Добавив к мелодии «Жаворонка» слова, обратить внимание на то, какой живой, более выразительной стала мелодия. Это не удивительно: Глинка сочинял ее не как вокализ, а как песню. Слова «Жаворонка» написал поэт Н. Кукольник, на чьи стихи Глинка сочинил и «Попутную песню».

    Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со словами, превращалась в инструментальную мелодию и звучала в исполнении каких-либо инструментов, даже целого оркестра, например «Во поле береза стояла» в финале Симфонии N° 4 П. Чайковского, «Наш край» в фортепианном концерте Д. Кабалевского.

    Русский композитор М. Балакирев сочинил «нарядную» фортепианную пьесу «Жаворонок», в которой мы отчетливо слышим две вариации на мелодию «Жаворонка» Глинки. У пьесы стало как бы два автора. И если в новом сочинении исчезла теплота звучания живого человеческого голоса, то эта потеря возмещена появлением богато развитого фортепианного звучания, искрящимися, блестящими фортепианными пассажами.

    Примерами превращения песенной мелодии в мелодию инструментальную станут песни Великой французской революции (1787—1799) «Са ира» и «Карманьола», которые русский композитор И. Мясковский использовал в финале своей Симфонии № 6.

    Дальнейшее углубление темы — знакомство с музыкальными песнями без слов — происходит в связи со слушанием «Грустной песенки» П. Чайковского. Рассказать ребятам о том, что композиторы нередко писали сочинения для разных инструментов (не для пения!) и называли их песнями, романсами, песенками, песнями без слов и т. п. Есть такие «бессловесные» песни у Чайковского. В них настолько певучие мелодии, что при исполнении мы ясно слышим, словно главный голос поет мелодию, а остальные аккомпанируют. Иногда к главному голосу присоединяется второй, и они оба поют дуэтом, как это бывает в настоящих песнях. Детям предлагается послушать «Грустную песенку» Чайковского для фортепиано. Называть композитора перед исполнением не надо. Пусть ребята, опираясь на свои представления о характере музыки Чайковского, попытаются сами определить, что это за музыка.

    Продолжая изучение темы, школьники размышляют над тем, Как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

    Перед началом разучивания мелодии «Поет зима, аукает» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова сказать, что это произведение представляет собой, в сущности, кантату. (Напомнить, что кантата — это довольно большое произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр.) Написана эта поэма-кантата на стихи Есенина. Ему Свиридов и посвятил свое сочинение. Обратить внимание учащихся на начальную интонацию главной мелодии

    2-й части. Эта энергичная интонация на фоне оживленного, взволнованно го оркестрового сопровождения создает ощущение непрерывного движения вперед, словно человек хочет пробиться сквозь снежный буран.

    После того как мелодия из «Поэмы...» Г. Свиридова будет выучена и спета, дать ребятам прослушать всю 2-ю часть целиком, обратив их внимание прежде всего на то, что музыка живо рисует (!) картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья. Обратить внимание также и на непрерывное развитие главной интонации, вплоть до последних тактов, где интонация эта, поднимаясь от самых низких звуков мужских голосов до самых высоких звуков женских голосов, растворяется, исчезает, переходит в полную тишину.

    Чтобы глубже осмыслить роль поэзии в этом сочинении, полезно воспользоваться следующим приемом: предложить школьникам прочитать стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает и высказать свое мнение, какого характера может быть музыка ни эти стихи («если бы я был композитором»). В процессе такой работы учащиеся смогут понять, что литература часто определяет жанр, форму, развитие музыки. Можно напомнить такие произведения, как «Спящая княжна» А. Бородина, «Болтунья» С. Прокофьева и др.

    В ходе занятий ребята знакомятся с фрагментами из опер и узнают, что для их сочинения необходимо либретто (Либретто — литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения; краткий пересказ содержания оперы, балета, оперетты, мюзикла.), в котором прежде всего определены последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, их развитие, а также слова для пения. Либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы. Основу оперных либретто в большинстве случаев составляют известные литературные произведения. Таким образом, можно сказать, что если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, предназначенных для постановки на сцене, не было бы опер.

    Вместе с ребятами можно вспомнить хотя бы одни лишь сказки, благодаря существованию которых были написаны замечательные оперы и балеты (в балете не поют, но, как и опера, он обязательно имеет в основе либретто, т. е. пьесу, по которой композитор сочиняет музыку): «Золотой петушок», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Золушка», «Конек-Горбунок», «Волк и семеро козлят». Вот какое огромное значение для оперной и балетной музыки имеет литература!

    Дальше можно перейти к музыке И. Римского-Корсакова. Он записал 15 опер, и большинство из них — на сюжеты сказок, былин, народных сказаний, например опера-былина «Садко». В классе прозвучит одна из красивейших мелодий этой оперы — «Колыбельная Волховы» — морской царевны. Надо, чтобы учащиеся сами определили характер этой мелодии и решили, нужны ли для нее слова.

    Наряду с «Колыбельной Волховы» можно предложить ребятам для разучивания песню Садко «Заиграйте, мои гусельки», звучащую в сцене подводного царства Морского царя, одной из кульминационных сцен оперы.

    Связь музыки и литературы в оперном жанре может быть рассмотрена и на примере сцены Наины и Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», где в стремительной арии, построенной в форме рондо. Глинка, используя прием скороговорки, высмеивает спесь и бахвальство Фарлафа.

    Интересно сопоставить «Рондо» Фарлафа и «Болтунью» С. Прокофьева по принципу сходства: юмористическая обрисовка персонажей, общность их характеров (хвастливая болтливость), использование формы рондо. Сравнение нового произведения с уже знакомым поможет ребятам выделить средства выразительности, придающие острую характерность этим образам.

    В итоге беседы пусть учащиеся подумают, смог бы Глинка сочинить свою оперу, если бы Пушкиным не была написана поэма «Руслан и Людмила»; как музыка помогает нам глубже почувствовать характер и настроение литературных героев, обогащает их образы.

    В качестве примеров балетной музыки (кроме известных ребятам балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева) учитель может предложить сцену из балета И. Морозова «Доктор Айболит», написанного им по известной сказке К. Чуковского. Сцена эта состоит из трех эпизодов: «Полечка», «Морское путешествие», «Погоня».

    Можно послушать на уроке фрагменты из балета А. Хачатуряна «Чиполлино», написанного по сказке Дж. Родари.

    Каждый из героев сказки: веселый Чиполлино, злобный Помидор, благородный Вишенка, крикливый Лимон — имеет свою музыкальную характеристику. Следует обратить внимание ребят на яркое различие характера музыки, рисующей друзей Чиполлино и его непримиримых врагов.

    В процессе усвоения основной темы продолжается развитие у школьников способности на слух определять незнакомое сочинение известного им композитора, формирование умения с первого прослушивания определить главное в образном строе произведения.

    На одном из уроков, например, может прозвучать фрагмент 2-й части Концерта № 4 для фортепиано с оркестром Л. Бетховена. На этом примере, с одной стороны, углубится понимание школьниками творческого почерка композитора, а с другой — появится возможность подчеркнуть интонационную выразительность и поистине «говорящий» характер этой инструментальной музыки (драматический диалог оркестра и солиста, контрастное столкновение двух характеров, двух образов). Можно познакомить учащихся и с музыкой И.С. Баха, например предложить послушать Маленькую прелюдию для органа соль минор.

    При обобщении темы важно, чтобы в сознании ребят закрепилась мысль, что без литературы музыка понесла бы большие потери: исчезли бы все виды вокальной музыки — от простой детской песенки до больших, сложных кантат, исчезло бы все богатство народной песенной музыки, исчезли бы оперы и балеты, исчезла бы вся симфоническая и другая инструментальная (без пения) музыка, в которой использованы мелодии песен. Трудно было бы музыке без литературы.

    При этом важно закрепить мысль о нерасторжимой связи музыки со словом. С этой целью вопрос: «Что важнее в песне — мелодия или слова?» — можно сопоставить с вопросом: «Что в человеке важнее — ум или сердце?»

    Музыка на этих уроках должна быть как вокальная, показывающая нерасторжимую связь музыки со словом, так и инструментальная, в которой композиторы использовали мелодии каких-либо песен.
    Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

    На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ — пение без слов. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

    Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе также нужна музыка?

    Прежде всего если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни написали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили на них музыку. Без музыки эти стихи словно бы лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Можно ли и самом деле представить себе, что на каком-нибудь концерте выйдет артист на сцену и начнет читать стихи любой песни (например, «Во поле береза стояла»). Каждый из нас может привести сколько угодно таких примеров. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат в любой концертной программе.

    Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи и песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным «действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальными сказками.

    Вспомним, какими словами начинает Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:

    У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том;

    И днем и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом;

    Идет направо — песнь заводит,

    Налево — сказку говорит...

    Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

    Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.

    Вот в грузинской сказке «Чонгурист» рассказывается о бедном юноше, все богатство которого состояло из чонгури (народный музыкальный инструмент Грузии). Этот юноша так хорошо играл на нем и пел такие прекрасные песни, что деревья, заслушавшись его, переставали шелестеть листьями, птицы, парившие в небе, опускались на деревья, чтобы послушать песню чонгуриста. (Звучит грузинская народная мелодия «Чела».) И даже самое страшное чудовище с огненной пастью — гвелвешапи, охранявшее дерево, на котором росли волшебные яблоки бессмертия, сорвало яблоко и отдало юноше со словами: «Бери яблоко, ты заслужил его. Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен человек, способный создавать такие прекрасные песни!»

    Учитель должен помочь ребятам вспомнить другие сказки, в которых они встречались с музыкой. Например, в «Сказке о царе Салтане...» белочка поет песенку «Во саду ли, в огороде», в «Золушке» и в «Спящей красавице» на балу звучит музыка вальса и т. п.

    Та же идея — значение музыки в жизни человека — выражена и в норвежской песне «Волшебный смычок», где говорится о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо человеку, как пища и кров.

    Еще одна сказка, которая не могла бы появиться без музыки, — белорусская народная сказка «Музыкант-чародей», где главное действующее лицо — музыкант, силой своего искусства Завораживающий хищных зверей. Вот краткое изложение этой сказки.

    Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву — насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, лаже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше — в чистое синее небо к ясным звездам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело - все веселились. Играл печально - на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

    Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шел, двадцать голодных волков.

    Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. (Здесь должны прозвучать первые звуки скрипки «Мелодии» белорусского композитора Н. Аладова, чья музыка пронизана интонациями белорусской народной песенности. Сразу же, как они отзвучат, сказка продолжится.) Замерли кусты и деревья. А волки, как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. (Звучит на скрипке вся «Мелодия» Н. Аладова.) Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись... Вот какой был музыкант-чародей.

    Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. Такие басни, в которых музыка — главное «действующее лицо», писал великий русский баснописец И. Крылов: «Осел и Соловей», «Скворец», «Кошка и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. Учитель напоминает очень интересную и, можно сказать, очень для ребят полезную басню И. Крылова «Квартет».

    Квартет — это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре любых музыканта; четыре трубы — квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец — квартет; арфа, флейта, кларнет и скрипка тоже квартет.

    Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский — словом, очень многие из уже известных ребятам композиторов.

    В «Квартете» Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель (только баснописец назвал виолончель басом, потому что виолончель — самый низкий басовый инструмент в квартете).

    Вот эта басня:

    Проказница- Мартышка,

    Осел,

    Козел

    Да косолапый Мишка

    Затеяли сыграть Квартет.

    Достали нот, баса, альта, две скрипки

    И сели на лужок под липки

    Пленять своим искусством свет.

    Ударили в смычки («музыка» («Музыка» во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, никак между собой не согласованных, лишенных интонационной и ритмической определенности. Кто во что горазд — вот «стиль» этой квартетной «музыки»), дерут, а толку нет.

    «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка - Погодите!

    Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

    Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

    Я, прима, сяду против вторы;

    Тогда пойдет уж музыка не та:

    У нас запляшут лес и горы!»

    Расселись, начали Квартет («музыка»);

    Он все-таки на лад нейдет.

    «Постойте ж, я сыскал секрет, -

    Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,

    Коль рядом сядем».

    Послушались Осла — уселись чинно в ряд («музыка»);

    А все-таки Квартет нейдет на лад.

    Вот пуще прежнего пошли у них разборы

    И споры,

    Кому и как сидеть.

    Случилось Соловью на шум их прилететь.

    Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить

    сомненье.

    «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

    Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

    И ноты есть у нас, и инструменты есть,

    Скажи лишь, как нам сесть!»

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

    И уши ваших понежней, —

    Им отвечает Соловей, —

    А вы, друзья, как ни садитесь,

    Всё в музыканты не годитесь».

    Можно себе представить, какая чепуха, какая бессмыслица, какая фальшь получилась у этих четырех горе - музыкантов.

    А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка — медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная — звучит красиво, выразительно, увлекательно. Здесь естественным будет контрастный переход к звучанию настоящего квартета — «Ноктюрн» (2-я часть) из Квартета № 2 А. Бородина. По богатству мелодического развития, характеру лирического высказывания эту музыку можно сравнить с «Вокализом» Рахманинова; ощущение поющего человеческого голоса достигается звучанием струнных инструментов.

    Чтобы у учащихся создалось более широкое представление о музыке композитора А. Бородина, а также в связи с темой полугодия уместно напомнить его романс «Спящая княжна», подчеркнув единство слов и музыки в этом произведении (Бородин — сам же и автор текста), единство поэтической и музыкальной формы (рондо).

    В рассказах музыка тоже является главным «действующим лицом», она часто звучит в произведениях одного из самых музыкальных писателей — К. Паустовского: в рассказе «Струна» — «Мелодия» П. Чайковского; в рассказе «Корзина с еловыми шишками» — музыка Э. Грига.

    Один из кульминационных моментов полугодия по нравственно-воспитательной направленности, по драматической насыщенности и литературных и музыкальных образов — встреча ребят с музыкой В.А. Моцарта в рассказе К. Паустовского «Старый повар» («Незнакомец»).

    Предлагаем краткое изложение этого рассказа.

    Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столица Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей с поваром его 18-летней дочери Марии.

    Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

    Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, внимательно посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

    И слепой повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

    Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец, — а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

    «Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

    «Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он. — Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучат фрагменты Симфонии № 41 до мажор («Юпитер»), Фантазии для фортепиано до минор, ре минор В. А. Моцарта.)

    Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!»

    «Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», — ответил незнакомец...

    Как закончится этот урок, заранее предвидеть трудно: все зависит от того, насколько глубоко воспримут ребята рассказ Паустовского и музыку Моцарта. Педагог должен здесь проявить большую чуткость. Он вполне может ограничиться тем, что напомнит ребятам об огромной любви Чайковского к Моцарту, расскажет о том, что, по собственному признанию Чайковского, он всегда стремился к тому, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Паустовский своим рассказом показывает прекрасный пример того, как может музыка принести человеку «подпору и утешение».

    Разучивание песен из вокально-поэтического цикла Я. Дубровина «Герои любимых книг» поможет учащимся не только вспомнить знакомые литературные произведения, но и в собственном исполнении раскрыть характеры их персонажей.

    Другой пример связи музыки и литературы — фрагмент из повести А. Гайдара «Судьба барабанщика».

    Для ребят, как и для героя повести Сережи, неожиданно будет то, что его отец считает романсы «Жаворонок» М. Глинки, «Горные вершины» А. Варламова (или А. Рубинштейна) солдатскими песнями.

    ...Сережа приметил, как дороги отцу солдатские песни: отец даже зимой распахивал окно, когда с улицы слышалась песня красноармейцев, но, когда мальчик попросил отца спеть солдатскую песню, тот запел... «Жаворонок» Глинки! Сережа удивился: пусть это и замечательная песня, но вовсе она не солдатская. «Как не солдатская?» — возражает отец и рисует сыну фронтовую картину: весеннее утро перед боем. Уже залегли солдатские цепи. А в ясном небе льется песня жаворонка. Лежит солдат, слушает и мечтает: может быть, и про него кто-нибудь вспомнит и вздохнет украдкой. Мальчику трудно согласиться с отцом: к чему в солдатской песне такая нежность?

    Марш — вот это подходит солдату. А отец хочет убедить Сережу, что в душе солдата живет большая любовь к людям, к жизни, к ее красите — ко всему, чем так богата и прекрасна мелодия «Жаворонка»...

    Слушая «Жаворонка» Глинки в исполнении мужского голоса, ребята, вероятно, совсем по-другому, чем раньше, воспримут эту песню.

    В завершение урока можно разучить с ребятами песню Л. Шварца «Бьют барабаны».

    На церковном богослужении также звучит музыка. Она представляет собой обязательную часть церковных обрядов. Музыка в русском православном храме исполняется хором без сопровождения (a capella). В основу церковных песнопений положены тексты, которые называют каноническими.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


    написать администратору сайта