Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
Скачать 1.37 Mb.
|
Примерный музыкальный материал Детский альбом. П. Чайковский. Неаполитанская песенка. Итальянская полька. С. Рахманинов, Песенка о капитане (песенка Паганеля из кинофильма «Дети капитана Гранта»). И. Дунаевский, стихи В. Лебедева-Кумача. Симфония № 6. П. Чайковский. Главная тема 3-й части. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ. Песня Сольвейг. Весело. Грустно. Л. Бетховен. Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Ария Сусанина. Я рисую море. В, Тугаринов, стихи В. Орлова. Макароны, итальянская народная песня. Скворец на чужбине. Т. Попатенко, стихи Г. Ладонщикова. Возвращение скворца. Т. Попатенко, стихи Г Ладонщикова. Рондо-марш. Д. Кабалевский. Болтунья. С. Прокофьев. Зачем нам выстроили дом. Д. Кабалевский, стихи В. Викторова. Классное рондо, попевка. Мы — третьеклассники, Мы — мальчики, Мы — девочки, попевки. Спящая княжна. Стихи и музыка. А. Бородина. Во саду ли, в огороде, русская народная песня. Я на камушке сижу, русская народная песня, обработка Н. Римского- Корсакова. Во поле береза стояла, Со вьюном я хожу, русские народные песни. Аи, на горе дуб, дуб, русская народная песня, обработка С. Благообразова. Пастушья народная песня, французская народная песня. Камертон, норвежская народная мелодия, русский текс. Я. Серпина. Камаринская, русская народная песня-пляска. Детский альбом. П. Чайковский. Камаринская. Камаринская. Фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка. Фрагмент. Крокодил и Чебурашка. И. Арсеев. Конек-Горбунок. Балет. Р. Щедрин. Девичий хор. Элегия. Ж. Массне. Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка. Марш Черномора. Пер Гюнт. Сюита. Э. Григ. Танец Анитры. Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский. IV КЛАСС Предварительные замечания В прежнем варианте программы для III класса (а сейчас - для IV) каждая учебная четверть имела свою тему. В изменившихся социальных условиях, когда значительно усилился интерес к изучению отечественного музыкального искусства (как профессионального, так и народного), естественной и органичной стала «перепланировка» учебных тем, их укрупнение и объединение вокруг таких тем, как «Музыка моего народа» (первое полугодие) и «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (второе полугодие). Благодаря, расширению рамок темы «Музыка моего народа» становится возможным включение большего количества музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности детей. Произведения берутся не только из предлагаемого списка музыкального материала, но и из репертуара программ последующих классов (золотого фонда русской музыки) с целью более углубленного знакомства с ними в средней школе. Прежде всего надо назвать многочисленные образцы музыкального фольклора, как аутентичного (подлинного), так и стилизованного, а также произведения русской и зарубежной классики, такие, как: увертюра из оперы «Руслан и Людмила», романс «Жаворонок» М. Глинки; фрагменты из «Богатырской» симфонии и Ноктюрн из Квартета № 2 А. Бородина; пьесы из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» и «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского; «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова; фрагменты из произведений П. Чайковского и др. При изучении темы «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ», как было предложено в предыдущих изданиях программы, становится возможным знакомство с музыкой народов, соседствующих с Россией, а также народов европейских стран, Африки, Америки. При этом следует напомнить, что основным методическим приемом при изучении музыкальной культуры разных народов может стать прием «тождества и контраста» (по Б. Асафьеву) — нахождение сходства и различия между музыкой своего народа, в данном случае русского, с музыкой других народов; поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка, нашедших свое выражение в таких средствах музыкальной выразительности, как мелодика, ритм, лад, гармония, тембр, фактура, оркестровка и пр. В связи с этим значительно расширяются возможности включения в уроки нового музыкального материала. Важно, чтобы в процессе прохождения темы второго полугодия ребята поняли, насколько богата и многообразна музыкальная культура разных стран и народов. Тема «Композитор — исполнитель — слушатель» (Музыкальный материал четвертой четверти прежнего издания рассредоточен по урокам второго полугодия, включен в подтемы.), ранее завершавшая блок начальной школы, проходит теперь сквозной линией в обеих темах программы IV класса. Это никоим образом не умаляет ее значения в музыкальном образовании школьников, а, наоборот, дает возможность в течение года постепенно из урока в урок обобщать первоначальные представления и знания ребят о творчестве ряда композиторов-классиков, их сочинениях и их исполнителях, о народной музыкальной культуре разных стран; стимулирует формирование умений и навыков в области музыкального восприятия (слушание музыки; хоровое, ансамблевое, инструментальное, вокально-инструментальное музицирование). Проблема взаимоотношений композитора — исполнителя — слушателя в IV классе рассматривается в более широком смысле, чем в I, когда учитель выяснял с детьми, кто нужен для того, чтобы музыка получилась. (Композитор — исполнитель — слушатель.) Теперь на первом же уроке в IV классе можно поставить перед учащимися более сложные вопросы, на которые они будут отвечать в течение всего года: что вы узнали о композиторах? (Там, где занятия музыкой включали опыты импровизации, вопрос этот мажет быть естественно расширен так: «Что вы узнали о композиторах и научились ли сочинять сами?» (Или: Как вы научились сочинять сами?»). Что вы узнали об исполнителях и как научились исполнять сами? Что вы узнали о слушателях и какими слушателями стали сами? Следует отметить, что все три составные части этой проблемы должны рассматриваться как единое целое, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием детьми и пониманием того, как они сами ее исполнили. Под словами «кем и как музыка сочинена» имеется в виду не только имя композитора, характер сочинения и его форма, но и многое другое, о чем шла речь в течение всех лет. Под словами «кем и как исполнена» имеется в виду и состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), и многостороннее понимание характера исполнения. Первое полугодие МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА Начать новую тему можно с вопроса, обращали ли учащиеся внимание на то, что одни песни, которые они пели и слушали в предыдущих классах, назывались песнями народными, а другие связывались с именем какого-либо композитора. Пусть ребята назовут песни того и другого рода, которые им запомнились и полюбились. Неназванные, забытые песни учитель может напомнить, спев их мелодии или наиграв их на инструменте. Дети должны вспомнить эти песни именно по мелодии, а не по словам (что было бы более уместно на уроках литературы, а не на уроках музыки). В самых общих чертах надо объяснить ученикам различие между песнями народными и композиторскими, рассказать о том, что многие народные песни сочинялись (слагались) еще в то далекое время, когда музыке никого не учили, когда не было музыкальных школ (да и обыкновенных-то школ тоже еще не было), когда почти невозможно было встретить музыкально грамотного человека. В те времена песни сочиняли и самоучки-любители, и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах. Они были очень талантливыми людьми — это видно по множеству дошедших до нас прекрасных старинных народных песен. Са давние народные песни возникли в деревнях, потом в городах. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одновременно, часто одним и тем же человеком. Народные песни не записывали (сочиняли-то их люди, не знавшие грамоты), а пели по слуху, передавая от одного исполнителя к другому, от семьи к семье, от поколения к поколению. Позже, когда появились образованные музыканты, они стали записывать народные песни, и сейчас во всем мире записаны тысячи замечательных народных песен. В отличие от народных песен, авторы которых, за редчайшим исключением, так и остались неизвестными, композиторские песни сочиняли и сочиняют профессиональные композиторы, а стихи — поэты. Авторы этих песен сами их записывают и подписывают своими именами, поэтому мы всегда знаем, кто сочинил стихи и кто — музыку. Нередко композиторские песни по своему характеру (и стихи, и музыка) бывают похожими на народные. Про такие песни говорят, что они написаны в народном духе, народном характере. Учащимся можно показать мелодии (без слов и без сопровождения) двух песен — народной и композиторской (например, «Вниз по матушке по Волге» и «Походная» Р. Бойко) и предложить на слух в опоре на уже накопленный слуховой опыт определить, какая из них народная, а какая композиторская. После того как ребята сами (конечно, в случае необходимости с помощью учителя) придут к верному решению, показать им (также без слов и сопровождения) какую-либо композиторскую мелодию в народном характере (например, песню «Уж ты, зимушка-зима» Ан. Александрова). Ответ на вопрос учителя: «Народная это песня или композиторская?» — поможет учащимся наглядно почувствовать и понять, что композиторскую музыку трудно отличить от народной. Подобного рода сопоставлениями, сравнениями можно пользоваться и в дальнейшем. Прочитав текст песни «Уж ты, зимушка-зима», можно обратить внимание на то, что в ней встречаются необычные ударения в словах и что народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. Обычно они короче и проще песен композиторских, но по красоте, выразительности, отточенности и богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства. На следующих занятиях педагог помогает учащимся уяснить в опоре на уже знакомые сочинения, что народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская выражает (отражает) самые разные настроения, чувства, мысли и характеры людей. Поэтому она бывает очень разной: медленной, задумчивой, серьезной, лирической, печальной и, наоборот, быстрой, веселой, шуточной (например, веселые частушки); есть музыка о Родине, о труде человека, о борьбе народа за свободу, жизнь, есть музыка праздничная, торжественная, танцевальная (плясовая) и маршевая; есть музыка, воспевающая красоту природы, дружбу, любовь; есть музыка, написанная специально для детей (считалки, прибаутки, попевки, песни-игры, песни-пляски). Пусть ребята сами подбирают подходящее слово (или несколько слов) для определения характера музыки, которая будет звучать в классе. Определить одним или несколькими словами можно лишь данную (эту!) песню или какое-либо другое сочинении, определить же несколькими словами вообще характер русской на-родной музыки невозможно, так как она очень богата и разнообразна. В ней мы встретим и песенность, и танцевальность, и маршевость. Но песенность, певучесть, распевность решительно преобладают в ней, окрашивая большую часть и танцевальной и маршевой музыки. Можно сказать, что почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов (включая музыку балетную, симфоническую, написанную для разных инструментов, а не только для голоса) легко поется или, во всяком случае, ее хочется петь! Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Рахманинова и др. Изучение темы «Музыка моего народа» можно начать и со звучания «Патриотической песни» М. Глинки. Героический, величественный, торжественный характер музыки ученики, конечно, определят сами. На уроках ребята могут исполнить хорошо известные им народные песни: «Во поле береза стояла», «Калинка», «Дон-дон». «Колыбельная» и др.; разучить новые для них песни «Вниз по митушке по Волге», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Шел ленинградский паренек», частушки и др. Следует обратить внимание учеников на то, что исполнение русских народных песен часто начинает один певец — запевала (солист или солистка), а затем песню подхватывает весь хор. Так и надо исполнять песню «Вниз по матушке по Волге». Можно предложить и такой вариант исполнения этой песни: первый куплет запевает солист, подхватывает группа солисток (4—6 человек); второй куплет запевает группа солистов, подхватывает весь хор. Сравнивая, как развиваются (разворачиваются) очень разные по характеру, но одинаково распевные русские народные песни «Тонкая рябина» и «Вниз по матушке по Волге», особое внимание надо обратить на их плавность, неторопливость. В этих песнях, в каждой по-своему, раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы. Песню «Со вьюном я хожу» можно исполнить так: первый куплет начинает солист, подхватывает группа солистов; второй куплет (канон) поет весь класс, разделенный на две группы: третий куплет начинает группа запевал, подголосок поет одни солист (или наоборот), завершение куплета каноном поет весь класс. Учитель и сами учащиеся могут предлагать самые различные варианты сочинения и исполнения подголосков к мелодиям, ритмического сопровождения, несложных движений в хороводах и игровых песнях. Надо рассказать ребятам об особенностях частушки — короткой, чаше всего быстрой (но иногда и медленной) русской народной песенки, в которой может быть очень много куплетов. Слова в ней часто меняются в зависимости от того, где, когда и по какому случаю частушка поется. В наше время старинные, давно сочиненные частушки поются с новым, современным текстом. Так, можно исполнить в классе «Воронежские частушки» (новый текст к ним написан поэтом В. Викторовым). При исполнении частушек первый куплет запевают мальчики, второй — девочки, третий — все вместе. Припев («Ля-ля-ля...») во всех куплетах поет весь хор (весь класс). Новые тексты к выученной мелодии частушек ребята могут сочинить сами. Новой по характеру (маршевой) русской народной песней будет бойкая, удалая солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». В программу полугодия включена трудовая песня «Эй, ухнем!». В ней выражена могучая сила духа, сила воли русского народа и одновременно изображен тяжелый шаг бурлаков. Сопоставив эту песню с картиной И. Репина «Бурлаки на Волге», можно почувствовать особый, необычный характер маршевости этой песни. В связи с разучиванием современной народной песни «Шел ленинградский паренек» можно сказать, что и сейчас создаются народные песни, авторы которых остаются неизвестными. Продолжив рассказ о том, как в народе создавалась музыка, следует сказать, что на Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и очень любили играть на различных музыкальных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, домре). Послушав веселую плясовую русскую народную песню «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов, пусть ребята сами расскажут, какие инструменты такого оркестра они знают. Важно сказать, что основу его составляют баян, балалайка и домра (желательно подготовить иллюстрации, на которых изображены оркестр в целом и отдельные музыканты, играющие на этих инструментах). Говоря об ударных инструментах, надо напомнить, что дети уже сами играли на ложках и бубнах, которые тоже входят в состав этого оркестра. Важно, чтобы ребята услышали изменение характера музыки от куплета к куплету (варьирование) и постарались определить построение (форму) произведения. Следует сказать, что форма вариаций часто встречается в русских народных песнях и их обработках композиторами. Одним из любимых инструментов в городах была гитара — инструмент, очень распространенный и сегодня. Песня «Тонкая рябина» может прозвучать на уроке в исполнении на гитаре (грам. запись) и в исполнении учителя (пение без сопровождения). Ребята также могут принять участие в исполнении, подпевая, вторя учителю. Слушание музыки русских композиторов, написанной в духе народной музыки, поможет учащимся понять, что композиторская музыка выросла из народной, впитала в себя ее характерные черты. При исполнении главной мелодии Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова надо обратить внимание ребят на удивительную плавность этой мелодии (качество, в высшей степени характерное для русской лирической народной песни). Она построена почти исключительно на различных сочетаниях смежных звуков (из 35 сочетаний, составляющих эту мелодию, лишь три не являются сочетаниями соседних звуков). Вот причина необычайной певучести этой и многих подобных ей русских мелодий! Главная мелодия Концерта № 3 С. Рахманинова может быть выучена по нотам и исполнена в виде вокализа: вначале как попевка, почти без сопровождения, а затем трехчастно, как у композитора, причем крайние (1-я и 3-я) части исполняются всем классом (хором), а средняя (2-я) часть будет звучать только па фортепиано. Следует обратить внимание ребят на то, что плавность в рахманиновской мелодии роднит ее с песней «Со вьюном я хожу». В их сходстве учащиеся еще больше убедятся при сопоставлении нотных записей этих мелодий. Пусть ребята вспомнят, какие песни и наигрыши русского народа получили вторую жизнь в сочинениях русских композиторов и в каких именно произведениях (например, «Во поле береза стояла» и финал Симфонии № 4 П. Чайковского, «Камаринская» и фантазия для симфонического оркестра «Камаринская М. Глинки). Слушая вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге А. Даргомыжского, учащиеся наверняка узнают знакомую песню и, может быть, даже сообразят, что эта музыка построена в форме вариаций (Это фрагмент из симфонической картины «Баба-яга». Перед звучанием ничего не надо говорить ребятам об этой музыке, даже название. Ведь из этого сочинения берется сейчас лишь вступление, представляющее собой именно вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге»). Частушка не раз встречалась в музыке русских композитором. Но, пожалуй, никто еще так часто не обращался к ней, как наш современник — композитор Р. Щедрин. Он использовал жанр частушки и в фортепианном концерте, и в опере, и в балете, и в симфонических сочинениях. «Озорные частушки» — яркий пример частушечной музыки не только в творчестве Р. Щедрина, но и вообще в русской музыке. Задору, озорству частушечной музыки соответствует задорное, озорное звучание оркестра. Перед прослушиванием хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» очень коротко надо рассказать о том, что такое кантата (более или менее крупное произведение, состоящее из нескольких частей, связанных друг с другом единым сюжетом, в исполнении которого обычно участвуют хор, солисты и оркестр). Желательно показать учащимся центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Следует обратить внимание ребят на яркую контрастность двух ?тем хора: призывные интонации главной мелодии, ее ритмическую энергию и широкую распевность темы средней части. Обе эти темы можно разучить с классом. Нужно сказать ребятам, что Прокофьев в своей кантате стремился «дать русскую песню в современном складе». Вот, видимо, почему, несмотря на то что кантата посвящена событиям XIII в., призывная песня-хор «Вставайте, люди русские!» постоянно звучала и в дни Великой Отечественной войны, поднимая людей на борьбу с фашизмом. Во время войны бойцы не расставались с музыкой: перед боем и во время сражения она воодушевляла их, укрепляла силы, а во время короткого отдыха звучали песни то лирические, то боевые, то шуточные. Ярким примером послужит отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», в котором музыка и слово очень хорошо дополняют друг друга. Пусть учащиеся узнают и о том, что во многих местах нашей страны, которые во время Великой Отечественной войны были заняты фашистами, стоят теперь памятники Вечной славы и горит Вечный огонь в память о погибших воинах-героях. Во многих мемориалах у Вечного огня звучит музыка. К открытию такого памятника в городе-герое Новороссийске музыку написал Д. Шостакович и назвал ее «Новороссийские куранты». Хор «Славься!», завершающий оперу М. Глинки «Иван Сусанин», и уже известная ребятам ария Сусанина являются самыми важными моментами в опере: подвиг Сусанина, его гибель ради спасения Москвы от врага и торжество в спасенной Москве — вот на этом остром контрасте и построена могучая патриотическая опера М. Глинки. Надо обратить внимание ребят на звон колоколов во время исполнения хора: они звучат торжественно и призывно, подчеркивая праздничный характер музыки. Обобщение темы первого полугодия. Народная музыка — зеркало жизни народа, в которой отражаются {точнее, запечатлеваются) не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, даже решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть — характернейшие черты русской народной музыки и выросшей из нее композиторской музыки. Примерный музыкальный материал Патриотическая песня. М. Глинка, стихи А. Машистова. Вниз по матушке по Волге, русская народная песня. Вниз по матушке по Волге. Вариации на тему русской народной песни. Баба-яга. Симфоническая картина. А. Даргомыжский. Фрагмен. Походная. Р. Бойко, стихи О. Бедарева. Уж ты, зимушка-зима. Ли. Александров. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов Фрагмент. Тонкая рябина, русская народная песня. Среди долины ровныя, русская народная песня. Среди долины ровныя. Вариации на тему русской народной песни. М. Глинка. Ты река ль, моя реченька, русская народная песня. Садко. Опера. Н. Римский-Корсаков. Песня Садко — Ой ты, темная дубравушка. Колыбельная, русская народная песня (по выбору учителя). Со вьюном я хожу, русская народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова. Плясовые наигрыши (Барыня, Пойду ль я, выйду ль я и др.). Светит месяц, русская народная плясовая песня. Камаринская, русская народная песня-пляска. Камаринская. Фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка. Фрагмент. Вдаль по Питерской, Во кузнице, русские народные песни. Воронежские частушки, музыка народная, слова В. Викторова. Озорные частушки. Концерт для большого симфонического оркестра. Р. Щедрин. Фрагмент. Эй, ухнем! (Дубинушка), русская народная песня. Урожайная. Песня из кинофильма «Кубанские казаки». И. Дунаевский, стихи М. Исаковского. Былина про Добрыню. Добрыня Никитич. Опера. А. Гречанинов. Хор Проводы Добрыни. Ой, да ты, калинушка, русская народная песня. Солдатушки, бравы ребятушки, старинная солдатская песня. Песня про татарский полон, русская народная песня. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии. Опера. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая картина — Сеча при Керженце. Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Фрагменты: заключительный хор Славься! и Ария Сусанина. Канон в честь М. Глинки. В. Одоевский, стихи М. Виельгорского, П. Вяземского, В. Жуковского, А. Пушкина. Александр Невский. Кантата. С. Прокофьев. Фрагменты: хор Вставайте, люди русские! и Финал. Смело, товарищи, в ногу!, революционная песня, слова Л. Радина. Шел ленинградский паренек, современная народная песня. Новороссийские куранты. Д. Шостакович. Музыкант-турист. Ю. Чичков, слова И. Белякова. Митя. 3. Левина, слова Э. Мошковской. Из чего же, из чего же? Ю. Чичков, слова Ю. Халецкого. Блины, русская народная песня. Гори, гори ясно (масленичная Новгородской области). Запись и нотация А. Плешакова. Снегурочка. Опера. Н. Римский-Корсаков. Проводы Масленицы. Мак маковистый, русская народная песня-игра (хоровод). Редочка, У дядюшки Трифона, Заинька беленький, Уж я золото хороню (святочная игра), народные игры. |