Главная страница
Навигация по странице:

  • «Три кита» в

  • Примерный музыкальный материал

  • Вторая четверть О ЧЕМ ГОВОРИТ МУЗЫКА

  • Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
    АнкорКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    ТипПрограмма
    #3544
    страница3 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Первая четверть «ТРИ КИТА» В МУЗЫКЕ - ПЕСНЯ, ТАНЕЦ И МАРШ

    При входе учащихся на первый урок во II классе (и во всех последующих классах) звучит музыка по выбору учителя. Она может стать своего рода символом музыкальных занятий. Это может быть «Школьный вальс» И. Дунаевского, «Школьная страна» Ю. Чичкова, «Музыка» Г. Струве, «Планета детства» А. Журбина.

    Пусть ребята поразмышляют над проблемой: кто нужен для того, чтобы музыка получилась? Написанная, но не исполненная музыка еще не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже еще не вполне музыка. Настоящей (искусством как частью жизни) музыка становится лишь тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для всех людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.

    Слова «композитор», «исполнитель» и «слушатель» ребята назовут сами в ответ на наводящие вопросы учителя. Неизвестно, станет ли кто-нибудь из учеников этого класса композитором или исполнителем, но слушателями музыки будут обязательно все. Чтобы стать композитором, надо учиться; чтобы стать исполнителем, тоже надо учиться; чтобы стать хорошим, настоящим слушателем, тоже надо учиться, только, конечно, не так, как учатся будущие композиторы и исполнители.

    После такого начала можно приступать к главной теме первого урока (и четверти) — «Три кита» в музыке». Сначала можно коротко рассказать древнюю легенду про трех китов, на которых будто бы Земля держится, и о смысле этого выражения сегодня («три кита» — три основы), затем о «трех китах» в музыке: не называя их, учитель играет на фортепиано (баяне или аккордеоне) простейшие образцы марша, танца и песни (Здесь возможны аналогии с ритмом шага, сердцебиения, дыхания.). Как правило, даже по первым тактам дети сразу же понимают, что звучит марш, и тут же произносят это слово, после марша — танец и, наконец, песня. Ребята сами называют всех «трех китов» и убеждаются, что давно и хорошо с ними знакомы.

    Учащиеся слушают музыкальные образцы этих трех основных, широко распространенных в жизни сфер музыки и, возможно, впервые осознают, что марш — это не обязательно движение марширующего под музыку человека, танец не обязательно движение танцующего под музыку, песня не обязательно то, что со словами поется. Марш, танец и песня становятся для них тремя разными типами (характерами) музыки.

    Опыт показывает, что ребята легче и скорее определяют «китов» именно в указанном выше порядке (марш — танец — песня). Если начать с песни, то на вопрос: «Что это за музыка?» или «Какая это музыка?» — они обычно думают, что должны сказать название этой музыки (песни). Если данная песня им незнакома, они, естественно, не могут это сделать и молчат. Если же песня оказалась знакомой, немедленно произнесут ее название или первые слова. Сказать просто, что это песня, им не приходит в голову. С маршем таких затруднений обычно не возникает. После звучания танца всегда говорят (в зависимости от того, что прозвучало): вальс или полька. На повторный вопрос учителя: «А что такое вальс и полька?» — обязательно ответят: «Танец!»

    После прослушивания марша (например, «Марша» С. Прокофьева) учитель предлагает учащимся промаршировать так, как подсказывает характер музыки (четко, легко, озорно).

    Как образец танца можно предложить «Итальянскую польку» С. Рахманинова. Услышав музыку, ребята, вероятно, определят, что это танец-полька, отметят особенности, которые отличают ее от знакомых им песен: подвижность, легкость звучания, яркие ударения (акценты). При повторном звучании польки они могут легкими хлопками в ладоши или игрой на бубне подчеркнуть самые яркие звуки мелодии, придающие особый задор этой музыке.

    Исполнение песен (например, русской народной «Во поле береза стояла» и «Песни о школе» Д. Кабалевского) на первом уроке должно быть лишь намечено. Добиваться же с самого начала занятий интонационной точности надо очень осторожно, без нажима. Тем более не следует акцентировать внимание на учащихся, интонирующих нечисто. Надо учитывать, что даже незначительное замечание учителя может обернуться большим огорчением для ученика, а начинать занятия искусством с огорчений нельзя!

    Главная задача первого урока — помочь ребятам ощутить разницу в характере музыки марша, танца и песни.

    На последующих уроках рассматриваются всевозможные жизненные обстоятельства, при которых звучат марши, танцы и песни. Желательно, чтобы примеры привели сами ребята.

    Учитель обращает внимание первоклассников на сходство и различие разнообразной музыки маршей, показывает примеры маршей: для спортсменов («Футбольный марш» М. Блантера), для сол-Дзт («Встречный марш» С. Чернецкого), для игрушек («Марш дереревянных солдатиков» П: Чайковского). Все эти определения должны дать сами ребята в результате вслушивания в характер музыки, размышления и, может быть, даже спора. В дальнейшем можно предложить учащимся узнать знакомые марши в новом звучании — на фортепиано.

    На примере «Трех вариантов марша» Д. Кабалевского дети поймут, что из одной и той же музыки можно сделать три различных марша. Они сами смогут определить характер каждого варианта и попытаются найти признаки, по которым отличили марш для физкультурников или солдат от марша для школьников и от марша для игрушечных солдатиков по сходству и различию (музыка громкая или тихая, музыка побыстрее или помедленнее, потяжелее или полегче), а также исполнить музыку движением, характерным для каждого вида марша.

    В центре одного из уроков может быть исполнение «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского в виде парада игрушек, в центре другого — исполнение «Трех вариантов марша» (для взрослых, детей, игрушек).

    Вслед за маршем центром уроков становится танец. Вслушиваясь в музыку танцев, нужно определить разницу; между плавным характером вальса («Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского) и веселым, задорным характером польки, «Камаринской» и т. д.

    Пусть ребята попытаются найти характерные признаки танцевальной музыки для взрослых, детей и игрушек. Этому поможет пластическое интонирование музыки. Прослушав «Вальс-шутку» Д. Шостаковича и «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского, ребята должны попытаться сами решить, кто мог бы танцевать под эту музыку — взрослые, дети или куклы (по аналогий с тремя вариантами марша) — и кого она может изображать. Педагог Должен выяснить, почему они пришли к тому или иному выводу. Учитывая, что перед классом будет поставлена такая задача, учитель, конечно, не должен заранее говорить, как эти пьесы называются.

    При слушании «Камаринской», русской народной плясовой песни, не произнося слова «вариации», следует обратить внимание ребят на то, что ее мелодия каждый раз звучит по-новому, и подчеркнуть это исполнение в ансамбле (четырехручие, бубны, деревянные ложки и др.).

    Учащихся можно познакомить со звучанием старинной танцевальной музыки (например, «Волынка» И.С. Баха, «Тамбурин» Ж. Рамо), они могут принять участие в ее исполнении (четырехручие, детские инструменты).

    Игровую попевку «Первый класс» Д. Кабалевского можно исполнить как разговор учителя со всем классом или разговор двух групп класса.

    Песня — самый важный и самый главный «кит», вид музыки, хотя разговор о песне и возник после марша и танца. Объяснение учителя должно основываться на том, что песня всегда мелодия (напев), а мелодия — важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе и танцевальной, и маршевой (почти любой танец и марш можно спеть или, во всяком случае, напеть).

    Обратить внимание на мелодию песни «Сурок» Л. Бетховена как пример простой, но очень яркой, выразительной мелодии. По желанию ребят песню можно исполнить в ансамбле с учителем.

    На примере фортепианной пьесы Г. Гладкова «Колыбельная» надо напомнить учащимся, что песня вовсе не обязательно поется человеком (об этом шла речь уже на первом уроке), что песню можно сыграть почти на любом музыкальном инструменте (композиторы иногда так и называли свое сочинение для какого-нибудь инструмента или для оркестра — «Песня без слов»).

    Можно предложить детям прослушать «Арию» В.А. Моцарта, а затем исполнить ее в виде композиции (пение учителя и учеников, игра учителя на фортепиано).

    Необходимо разучить с ребятами различные колыбельные песни - как народные («Не летай, соловей», русская народная), так и композиторские («Гуленьки, гуленьки» А. Лядова, «Синеглазка» В. Кикты). Это поможет им прочувствовать характерные особенности песенной музыки — ее певучий, плавный, протяжный характер.

    Проблему встречи «китов» учащиеся решают самостоятельно на примере произведения, в котором сочетаются разные виды музыки («Пусть всегда будет солнце!» А. Островского, «Веселые путешертвенники» М. Старокадомского, «Катюша» М. Блантера).

    После звучания. например, песни «Пусть всегда будет солнце!» вопрос учителя: «Что это — песня, марш или танец?» — неминуемо вызовет в классе «творческий конфликт», спор. Такого рода «конфликты», споры очень развивают слух и мышление детей, поэтому учитель должен не только не избегать, но, напротив, поощрять их возникновение. Лишь после того как сами ребята придут, к определенному выводу, что это и песня, и марш (т. е. песня-марш, или маршевая песня), педагог должен сказать о том, что «киты» часто встречаются вместе, образуя то песни-маршй, то песни-танцы, то танцы-марши (или марши-танцы) и даже песни-танцы-марши.

    На примере песни А. Филиппенко «Веселый музыкант», попевки «В нашем классе» показать, как одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, а затем в марш. При исполнении отметить особенности каждого варианта различным характером звучания голосов (плавно, отрывисто, подчеркивая каждый шаг).

    При исполнении «Танца с кубками» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского на фортепиано рекомендуется в 1-й и 3-й частях подчеркивать более тяжелый шаг (шествие), а в средней — легкую танцевальность, с тем чтобы ребята лучше вслушивались в эту музыку и сами определяли, что в ней сочетается танец с маршем.

    Развивая тему «Канты» встречаются вместе», можно напомнить учащимся, как на военных парадах, спортивных праздниках известные песни превращаются в марши (их играет духовой оркестр, но никто не поет) и почти любая «вальсовая песня», исполненная без пения, сразу же превращается в танцевальную музыку.

    Примерный музыкальный материал

    Школьный вальс. И. Дунаевский.

    Школьная страна. Ю. Чичков.

    Музыка. Г. Струве.

    Планета детства. А. Журбин.

    Простейшие образцы трех видов музыки.

    Марш. С. Прокофьев.

    Встречный марш. С. Чернецкий.

    Футбольный марш. М. Блантер.

    Детский альбом. П. Чайковский. Пьесы: Марш, Вальс, Полька

    Три варианта марша. Д. Кабалевский.

    Марш. Д. Шостакович.

    Уж как шла лиса, русская народная прибаутка.

    Карнавал животных. К. Сен-Санс. Слон.

    Спящая красавица. Балет. П. Чайковский. Вальс

    Вальс-шутка. Д. Шостакович.

    Танец молодого бегемота. Д. Кабалевский.

    Камаринская, русская народная песня-пляска.

    Итальянская полька. С. Рахманинов.

    Белочки. 3. Левина, стихи Л. Некрасовой.

    Полька. М. Глинка.

    Волынка, Менуэт. И.С. Бах.

    Тамбурин. Ж. Рамо.

    Песня о школе. Д. Кабалевский, стихи В. Викторова.

    Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

    Ария. В.А. Моцарт.

    Колыбельная. Г. Гладков.

    Синеглазка. В. Кикта, стихи В. Татаринова.

    Колыбельная (Гуленьки, гуленьки). А. Лядов, слова народные.

    Колыбельная (Котинька, коток). А. Лядов, слова народные.

    Не летай, соловей, русская народная песня.

    Веселый музыкант. А. Филиппенко, стихи Т. Волгиной.

    Первый класс. Д. Кабалевский, стихи С. Маршака.

    Азбука. А. Островский, стихи 3. Петровой.

    В нашем классе, попевка.

    Во поле береза стояла, Как у наших у ворот, А я по лугу, Скок поскок, русские народные песни.

    Букварь, грузинская народная мелодия, русский текст В. Викторова.

    Пусть всегда будет солнце! А. Островский, стихи Л. Ошанина.

    Веселые путешественники. М. Старокадомский, стихи С. Михалкова.

    Катюша. М. Блантер, стихи М. Исаковского.

    Лебединое озеро. Балет. П. Чайковский. Танец с кубками.

    Вторая четверть О ЧЕМ ГОВОРИТ МУЗЫКА

    Предложить детям вспомнить знакомые им песни, танцы и марши — веселые и грустные. Радость и печаль — самые обычные чувства людей — и ребенка, и взрослого. Эти два чувства мы находим во многих произведениях искусства, в том числе и музыкальных.

    В центре одного из уроков может быть фортепианная пьеса «Весело. Грустно» Л. Бетховена. Надо сказать ребятам, что сочинил ее, как и песню «Сурок», немецкий композитор Л. Бетховен — один из величайших композиторов мира. Нужно обратить внимание учащихся на то, как меняется характер сочинения, если сыграть только 1-ю часть — «Веселую», или только 2-ю часть — «Грустную», или обе подряд, или, наконец, так, как этого хотел Бетховен: «Веселую», «Грустную» и снова «Веселую». При исполнении только двух частей мысль композитора можно выразить так: «После веселья наступает грусть» — и общее впечатление от него будет грустное. Если же сыграть эту пьесу так, как сочинил Бетховен, то его мысль решительно изменяется: «После веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернется веселье». Здесь, не углубляясь в эту сложную тему, можно показать ребятам, как связаны в музыке чувства и мысли.

    Что выражает музыка? Музыку создает человек, он создает ее для людей, поэтому в музыке прежде всего выражаются мысли и чувства человека. И не только одного, а часто многих людей, иногда даже целого народа и даже всего человечества (всех людей, живущих на Земле). Если бы, например, песня выражала чувства одного человека, ее не стали бы петь все люди («Калинка», «Катюша»). Если бы спортивный марш выражал настроение только одного спортсмена, этот марш не вызывал бы энергию и бодрость У всех спортсменов («Футбольный марш»). Массовая песня потому так и называется, что в ней выражены чувства и мысли массы людей.

    В сочинениях (и знакомых, и новых), которые прозвучат в этой четверти, ребята должны постараться услышать и охарактеризовать также другие настроения и чувства — не только радости и печали, но и, например, тревоги («Дон-дон»), уважения и гордости («Песня о школе»), торжественности («Встречный марш») и т. д.

    Нарочито переставляя слова в попевке «Звонкий звонок» {«...окончен урок» — в мажоре и «...опять на урок» — в миноре), можно проверить, насколько ученики ощущают соответствие музыки словам (в самом ли деле они «радуются» концу урока и «печалятся» началу нового?).

    Как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу и мужество, нежность и мягкость, серьезность и шутливость? Как характер музыки помогает нам понять, о ком она написана: о маленьких детях, о старшеклассниках или о взрослых людях? Может ли композитор нарисовать портрет человека так же. как это может сделать художник?

    В музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека. К этому выводу ребята должны прийти сами, опираясь на очень легкие и очевидные примеры. Сыграть, например, «Трех подружек» («Резвушку», «Плаксу» и «Злюку») Д. Кабалевского, причем порядок исполнения пьес должен быть, конечно, не тот, в котором они были названы учителем. Можно вообще предварительно не произносить названия пьес — пусть ребята попробуют сами определить характер каждой из них, подобрать подходящие названия. Важно, что они услышат в музыке не внешние особенности трех девочек (какого они роста, во что одеты, как причесаны и т. п.), а их черты характера. Можно сыграть детям также пьесы «Упрямый братишка» и «Клоуны» Д. Кабалевского, «Упрямец» Г. Свиридова и др.

    В пьесе «Упрямый братишка» Д. Кабалевского обратить внимание учащихся на то, что это музыка без слов, но кажется, будто упрямей много раз повторяет хоть и по-разному, но одно и то же слово, будто обязательно хочет настоять на своем, не поддается никаким уговорам.

    В попевке «Разные ребята» класс, разделившись на две группы, по очереди будет петь разную музыку, выражающую различные характеры (спокойные ребята и ребята-непоседы). Особое внимание следует обратить на то, что разные характеры ребят требую! и разного исполнения.

    Музыка может наделить чертами человеческого характера и сказочных зверей, выразить их чувства, переживания. Так, в песне «Монтер» Д. Кабалевского внимание ребят надо обратить на то, что в поведении медведя-монтера звучит сначала упрямая самоуверенность, а потом слезливая растерянность. Могут быть использованы и другие песенки — «Совенок» Р. Шумана, «Учитель» и «Доктор» Д. Кабалевского из музыкальных картинок «В сказочном саду», «Там вдали, за рекой» А. Аренского.

    Может ли музыка что-нибудь изображать? На примере разнообразной музыки («Труба и барабан» Д. Кабалевского, «Попутная песня» М. Глинки, «Пути-дороги» И. Дунаевского, «Дождик», русская народная прибаутка, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Березки» И. Арсеева) ребята без труда могут убедиться в том, что музыка может изображать многое. В фортепианной пьесе «Труба и барабан» Д. Кабалевского они легко определят, что из «вошедших в класс двух мальчиков» один играет на барабане, другой — на трубе, и узнают эти инструменты только потому, что они звучат, — изобразить эти инструменты молчащими музыка не может. В сопровождении «Попутной песни» М. Глинки, несомненно, услышат перестук колес мчащегося поезда.

    Песню-игру «Карусель» Д. Кабалевского рекомендуется начать разучивать в умеренном темпе, чтобы постепенное ускорение (карусель закручивается) стало в дальнейшем неожиданностью для ребят. На последующих уроках «Карусель» можно исполнить два (и даже три) раза подряд без остановки, начав с очень медленного движения и непрерывно его ускоряя, передать таким образом через звучание самой музыки ощущение закручивающейся, ускоряющей темп карусели. А перед окончанием песни можно это движение замедлить, словно карусель останавливается.

    Продолжая изучение темы, особое внимание следует обратить на то, что лучше всего музыка может изображать движение: движение человека, конницы, поезда. Ребятам будет интересно услышать перечень хотя бы некоторых существующих в нашей жизни звуков и шумов, которые изображались композиторами в музыке: пение птиц, журчание ручья, гроза, буря, колокольный звон, ружейные выстрелы и орудийные залпы, гул авиационных моторов (самолетов), грохот движущихся танков и т. д. При этом непременно надо подчеркнуть, что музыка может изобразить, например, движущийся поезд или скачущую конницу, но изобразить поезд, стоящий на месте, или стоящую на месте конницу музыка не в состоянии. В музыке песни «Полюшко» Л. Книппера или «Кавалерийской» Д. Кабалевского ребята услышат и смогут затем воспроизвести цокот копыт скачущих коней (деревянные ложки, кастаньеты).

    В попевке «Мы шагаем» музыка изображает движение вверх и вниз, в «Носороге» И. Арсеева — эхо (движение звука).

    Музыка может также изображать (рисовать) картины природы: утро (просветление, прояснение звучности), день (светлая, яркая звучность), вечер (постепенное затемнение звучности), ночь (темная, неясная звучность — все очертания сливаются). Примерами могут служить короткие фортепианные пьесы: «Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова. Здесь, конечно, в самой общей форме можно сказать ребятам о схожих чертах между музыкой и живописью: светлые звучности — светлые краски, темные звучности — темные краски.

    При повторном слушании песни «Полюшко» или «Попутной песни» нужно вернуться к основной теме четверти: музыка прежде всего выражает внутренний мир человека — его чувства, настроения, мысли — и изображает движения человека — его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы.

    Как правило, «изобразительные подробности» в музыке играют небольшую роль. Они нужны композитору для того, чтобы уточнить свой замысел, сделать его более понятным для слушателей. Поэтому выразительность и изобразительность в музыке обычно существуют не порознь, а вместе.

    Так, в «Полюшке» мелодия, которая поется хором, выражает настроение молодых бойцов, едущих на войну: настроение бодрое (они мужественные, храбрые) и в то же время немножко грустное (им грустно расставаться с любимыми, родными и близкими людьми), а в оркестре изображается цокот копыт, благодаря чему мы представляем себе конный отряд в движении (он приближается к нам издалека вместе с песней и снова удаляется).

    Мелодия «Попутной песни» выражает радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (Надо сказать детям, что первые паровозы назывались пароходами, поэтому в песне так и поется: «Дым столбом, кипит, дымится пароход...») и затем с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении музыки изображает гулкий перестук колес. Попробуем убрать из первой песни цокот копыт, а из второй — перестук колес. Песни останутся, хотя ощущение движения перестанет быть таким отчетливым. А теперь попробуем оставить цокот и перестук, убрав музыку и слова, — все исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.

    Обобщение тем первой и второй четверти («Три кита» в музыке...» и «О чем говорит музыка»). Объединение этих тем на одном и том же музыкальном материале происходит по выбору учителя и по желанию ребят. Находя в том или ином сочинении связь с одним из «трех китов», следует одновременно определять общий характер музыки, выяснять, что она выражает и есть ли в ней изобразительные моменты.

    Обращаясь к музыке, с которой учащиеся знакомились на предыдущих уроках, надо вспомнить, о чем говорила эта музыка, что она выражала и что она изображала (важно, чтобы это было сделано с их активным участием). Требовать от первоклассников полного осознания этих понятий, разумеется, нельзя, но постепенно приучать к ним не только можно, но даже необходимо. Учитель должен быть очень внимателен и никогда не говорить, например: «Эта музыка изображает радость (или печаль) человека» вместо «выражает радость (или печаль)». И наоборот, не следует говорить: «Музыка выражает движение поезда (или конницы)» вместо «изображает движение поезда (или конницы)».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта