Главная страница
Навигация по странице:

  • Третья четверть КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»

  • Куда ведет нас песня

  • Куда ведет нас танец

  • Куда ведет нас марш

  • Примерный музыкальный материал

  • Четвертая четверть ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ

  • Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.


    Скачать 1.37 Mb.
    НазваниеПрограмма по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
    АнкорКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.37 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКабалевский 1 - 8кл.программа.doc
    ТипПрограмма
    #3544
    страница4 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

    Примерный музыкальный материал

    Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, стихи К. Ибряева.

    Что мы Родиной зовем? Г. Струве, стихи В. Степанова.

    Добрый день! Я. Дубравин, стихи В. Суслова.

    Весело. Грустно, Марш. Л. Бетховен.

    Грустный дождик. Д. Кабалевский.

    Перепеленка, белорусская народная песня.

    Калинка, русская народная песня.

    Дон-дон, русская народная прибаутка.

    Звонкий звонок, попевка.

    Три подружки. Д. Кабалевский.

    Упрямый братишка, Клоуны. Д. Кабалевский.

    Упрямец. Г. Свиридов.

    Разные ребята, попевка.

    В сказочном лесу. Музыкальные картинки: Учитель, Монтер, Доктор. Д. Кабалевский, стихи В. Викторова.

    Там вдали, за рекой. А. Аренский, стихи А. Плещеева.

    Труба и барабан. Д. Кабалевский.

    Смелый наездник, Совенок. Р. Шуман.

    Карнавал животных. К. Сен-Санс. Куры и петухи.

    Попутная песня. М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

    Пути-дороги. И. Дунаевский, стихи С. Алымова.

    Полюшко. Л. Книппер, стихи В. Гусева.

    Кавалерийская. Д. Кабалевский.

    Музыкальная табакерка. А. Лядов.

    Неваляшки. 3. Левина, стихи 3. Петровой.

    Березка, попевка. И. Арсеев, стихи В. Викторова.

    Дождик, русская народная прибаутка в обработке Т. Попа-тенко.

    Дождик (Кап-кап), румынская детская песня.

    Карусель. Д. Кабалевский, стихи И. Рахилло.

    Мы шагаем, попевка.

    Носорог, попевка. И. Арсеев, стихи В. Викторова.

    Утро в лесу, Вечер. В. Салманов.

    Третья четверть КУДА ВЕДУТ НАС «ТРИ КИТА»

    О том, что выразительность и изобразительность в музыке чаще всего существуют не порознь, а вместе, уже говорилось на предыдущих занятиях. Это, разумеется, не означает, что в любом музыкальном произведении обязательно существует и выразительность, и изобразительность. Но если в таких, например, сочинениях, как «Полюшко» или «Попутная песня», мы ясно слышим изобразительное добавление {цокот копыт, перестук колес) к выразительным песенным мелодиям и можем даже практически отделить одно от другого (спеть мелодию без сопровождения, а сопровождение сыграть без мелодии), то во многих случаях эти две стороны музыки нельзя отделить одну от другой даже условно. К таким сочинениям относятся, например, «Резвушка», где один голос, из которого эта пьеса состоит, и выражает веселое настроение девочки, и изображает ее непрерывную, резкую, подпрыгивающую походку, почти танец. То же можно сказать и о заключительном хоре из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» (в этой музыке объединяются и песня, и танец, и марш). Музыка здесь одновременно и выражает беспечно веселый нрав козлят, и изображает их веселый танец с подпрыгиванием и притопыванием. Поэтому пусть педагога не смущает то обстоятельство, что про одну и ту же музыку иногда одни ребята будут говорить, что она что-то выражает, а другие — что она что-то изображает. И те и другие могут оказаться правы, хотя и не полностью.

    Напомнив учащимся о том, что занятия музыкой начались с легенды о трех китах, на которых будто бы держится Земля, нужно рассказать о придуманных сказочниками Древнего Востока словах: «Сезам, откройся!» — и о волшебной силе, которой они якобы наделены: перед тем, кто их знал, раскрывались двери всех домов и дворцов, ведущие в чудесные, заколдованные царства Весь мир был доступен счастливцам, знавшим эти волшебные слова.

    Переход от сказки к музыке здесь прост и ясен: нашим «Сезам, откройся!» будут «три кита». Тот, кто научился слышать в музыке песню, танец и марш, может войти в любую область музыки. Перед ним раскроются ворота, ведущие в оперу, балет, симфонию в музыку, написанную для любых инструментов и для оркестров. ? солистов и хоров, для театральных спектаклей и кинофильмов Здесь учитель может опираться на известную ребятам музыку.

    В течение всей четверти учащиеся знакомятся с действующими лицами детской оперы, например «Волк и семеро козлят» М. Коваля: мамой Козой и козлятами — Всезнайкой, Болтушкой, Бодайкой и др. (знакомство это происходит так же, как с «Резвушкой», «Плаксой», «Злюкой», — через определение характера музыки).

    «Танец маленьких лебедей», так же как и ранее звучавшая танцевальная музыка П. Чайковского (например, «Вальс из «Спящей красавицы» и «Танец с кубками» из «Лебединого озера»), открывает перед ребятами путь в балет.

    О мелодии песни «Полюшко» теперь можно сказать ребятам что она сочинена композитором Л. Книппером как одна из главных мелодий его симфонии (иногда в симфонии к оркестр) присоединяется и хор).

    Куда ведет нас песня? То, что песня ведет нас в самые разные области музыки, должно было стать ясным уже на первых уроках четверти. Теперь основное внимание должно быть сосредоточено на различии характеров песен, которые прозвучат в классе. Особую важность приобретает здесь вопрос о связи характера музыки с характером ее исполнения. Колыбельную песню мамы Козы из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» ребята должны петь так мягко и ласково, словно их пение действительно может убаюкать любимого малыша. Надо предложить детям внимательно вслушаться, вдуматься и сравнить музыку, характеризующую разных действующих лиц оперы: маму Козу, козлят, Всезнайку, Болтушку, Бодайку и Топтушку.

    Русская народная песня «Во поле береза стояла» в исполнении учащихся должна прозвучать по-разному: от плавного, спокойного звучания (как хоровод) до быстрого, огневого. Такое исполнение песни поможет им проследить за изменением ее характера от куплета к куплету, а потом они услышат, как в финале Симфонии № 4 П. Чайковского эта песня превратится в симфоническую мелодию, звучащую то мягко и нежно, то печально, то быстро и тревожно в сопровождении тяжелых ударов барабана, то мелькающую в разных голосах, набегающих, как волны, один на другой.

    В песне «Наш край» Д. Кабалевского нужно подчеркнуть ее мягкий, вальсовый, лирический и вместе с тем светлый, бодрый характер (образ родины, родной природы и образ ребят). При звучании фрагмента из Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Д. Кабалевского обратить внимание на то, как мелодия песни «Наш край» от очень тихого, нежного звучания постепенно переходит к более оживленному, веселому, радостному, как видоизменяется сама мелодия, как к нескольким тихо звучащим инструментам (первый раз мелодию играет флейта) присоединяется солист-пианист, а потом все инструменты симфонического оркестра.

    Куда ведет нас танец? Внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы ребята научились в любом танце слышать не только его внешний, чисто танцевальный характер (чаще всего идущий от ритма), но и образное его содержание. В первую очередь это относится, естественно, к танцам программного характера из балетов, опер и т. д. Так, в «Вальсе» из балета «Золушка» С. Прокофьева мало услышать лишь то, что это «танец, называемый вальсом». Пусть ребята услышат в нем и счастье, радость Золушки, впервые в жизни отправляющейся на бал, и ее тревогу, даже какую-то растерянность, испуг оттого, что она попала в необычную обстановку, о которой до сих пор лишь мечтала.

    При повторном слушании «Вальс» из балета «Золушка» должен прозвучать целиком вместе со следующей за ним музыкой часов и завершающей весь этот эпизод краткой темой Золушки. Предупреждать ребят заранее об этом не нужно. Учитель может лишь сказать, что сегодня вальс прозвучит иначе, чем на прошлом уроке. Это, несомненно, активизирует их внимание, и пусть они сами обнаружат все новое, что услышат: более пространное звучание самого вальса, потом тревожную музыку «злых» часов, прервавших в полночь сказочно-волшебный бал, и, наконец, печальную, нежную мелодию Золушки.

    Русскую народную плясовую песню «Уж как по мосту-мосточку» надо стремиться исполнить так, чтобы «ноги сами заходили». Затем учащиеся услышат эту песню в исполнении «взрослого» хора, то есть так, как она звучит в опере «Евгений Онегин» П. Чайковского.

    В «Неаполитанской песенке» надо обратить внимание учащихся на яркое сопоставление двух контрастных частей — довольно медленной и очень быстрой. На этом же уроке «Неаполитанская песенка» прозвучит как фрагмент из балета «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец» в исполнении оркестра с солирующей трубой.

    Куда ведет нас марш? Следует обратить внимание ребят на то. что музыка всех маршей (за исключением, конечно, кавалерийских) передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то замедленное - в маршах торжественных и траурных, то спокойное - в обычном походном марше (даже игрушечные марши изображают хоть и игрушечный шаг, но все-таки шаг одушевленной игрушки). Поэтому марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, кажется, ни одной оперы, ни одного балета. Пусть сами ребята придут к выводу, что в опере марш чаще всего песенного характера, в балете — танцевального.

    Самой важной и непростой задачей, пожалуй, всех прошедших занятий будет сопоставление двух маршей в фортепианном звучании — «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

    Поскольку учащиеся уже знают, что песня ведет нас в оперу, а танец — в балет, можно предложить им внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать (именно почувствовать, а не умозрительно понять), какой марш из балета и какой из оперы. Важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного и песенный характер другого. Это будет своего рода испытанием того, насколько глубоко в их эмоциональном восприятии складывается представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки.

    На последующих уроках эти два марша ребята услышат так как они звучат в спектаклях (в исполнении симфонического оркестра, хора). Важно, чтобы дети не только почувствовали, но и осознали различие между маршем песенного характера и маршем танцевального характера (обратить внимание на певучесть мелодии одного марша, танцевальную легкость мелодии другого и т. д.).

    Предлагая учащимся послушать фрагменты «Игры козлят», «Воинственный марш», «Нападение волка» и финал из оперы «Волк и семеро /козлят» М. Коваля и участвовать в исполнении сцены и; второго действия, надо обратить их внимание на то, что в операх-сказках точно так же, как в литературных сказках (и баснях) наряду с людьми действуют и звери, а иногда даже только одни звери, но обычно они бывают «очеловечены» — их наделяют характерными чертами, свойствами людей. Опера М. Коваля, наглядный и понятный пример ребятам, превратится в живые, эмоциональные, увлекательные впечатления.

    Обобщая, уточняя и закрепляя изученный в четверти материал, важно сказать учащимся (в самой обшей форме и самыми простыми словами), что, как правило, мы встречаем всех «трех китов» и в симфонии, и в балете, и в опере. Но в симфонии — это песни, которые никто не поет, танцы, которые никто не танцует, и марши, под которые никто не марширует; в балете танцы танцуют, под марши маршируют («танцевально»!), песни почти никогда не поют; в опере песни всегда поют, танцы танцуют, под марши маршируют.

    Примерный музыкальный материал

    Во поле береза стояла, русская народная песня.

    Симфония № 4, П. Чайковский. Фрагмент финала.

    Журавель, украинская народная песня.

    Симфония М 2. П. Чайковский. Марш из 2-й части, фрагмент финала.

    Симфония № 7. С. Прокофьев. Фрагмент финала.

    Наш край. Д. Кабалевский, стихи А. Пришельца.

    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Д. Кабалевский. фрагмент 2-й части.

    Уж как по мосту-мосточку, русская народная песня.

    Евгений Онегин. Опера. П. Чайковский. Уж как по мосту-мосточку, хор.

    Сказка о царе Салтане. Опера. Н. Римский-Корсаков. Колыбельная.

    Кармен. Опера. Ж. Бизе. Фрагменты: Марш Тореадора, Марш мальчишек.

    Волк и семеро козлят. Детская опера. М. Коваль.

    Муха-цокотуха. Детская опера. М. Красев.

    Стрекоза. Детская опера. В. Герчик.

    Детский альбом. П. Чайковский. Неаполитанская песенка.

    Лебединое озеро. Балет. П. Чайковский. Фрагменты: Неаполитанский танец, Танец маленьких лебедей.

    Щелкунчик. Балет. П. Чайковский. Фрагменты: Марш, Танецфеи Драже.

    Золушка. Балет. С. Прокофьев. Фрагменты: Вальс, Полночь.

    Самая хорошая. В. Иванников, стихи О. Фадеевой.

    Колыбельная. С. Никитин, стихи Ю. Мориц.

    Где ты, заинька, был-побывал? Русская народная игровая песня.

    А кто у нас гость большой? Русская народная игровая песня.

    Мак маковистый, русская народная песня (хоровод).

    У дядюшки Трифона, народная игра.

    Четвертая четверть ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ

    После того как ребята войдут в класс под «Марш мальчишек», достаточно сказать, что это музыка из знакомой уже ребятам оперы «Кармен» Ж. Бизе, что в этой сцене мальчишки маршируют, подражая настоящим солдатам; следует обратить внимание на то, что во «взрослой» опере «Кармен» участвуют дети.

    Здесь же учитель может напомнить ребятам о том, что уже сейчас благодаря «трем китам» мы смогли войти и в страну-оперу, и в страну-балет, и в страну-симфонию. Но достаточно ли хорошо мы подготовлены к тому, чтобы увидеть и услышать все интересное, что в этих странах есть, чтобы не пропустить мимо ушей то. на что надо было бы обратить свое внимание, к чему надо было бы внимательно прислушаться? Пожалуй, наше путешествие лучше продолжить после того, как мы побольше узнаем про самих «китов».

    Надо проверить, насколько свободно ребята (и все ли!) определяют, хотя бы в самых обших чертах, эмоциональный характер музыки, наличие в ней каких-либо изобразительных моментов и т. д. Затем следует поставить перед классом вопросы: по каким признакам они определяют, например, что этот марш написан для ребят, а этот — для солдат или спортсменов? Почему они все увереннее отличают вальс от польки? По каким признакам не путают веселую песню с грустной? Такие вопросы нужно, конечно, разнообразить. Трудно рассчитывать, что на них сразу же последует большое количество достаточно убедительных и тем более развернутых ответов. Эти вопросы должны прозвучать скорее как программа предстоящих занятий, чем как вопросы, требующие немедленных и конкретных ответов. Однако любой ответ учащегося (не надо здесь бояться никаких неожиданностей, никаких ошибок, лаже нелепостей) может быть развит учителем и стать основой для зарождения у ребят интересных мыслей.

    Целью возникшего таким образом разговора должно быть утверждение того факта, что звуки, из которых композитор строю музыку, сами по себе могут быть очень разными: высокими и низкими, громкими и тихими, быстрыми и медленными, плавными и прыгающими, стремительно несущимися и почти застывшими на месте, ускоряющимися и замедляющимися, движущимися вверх и вниз и т. д. В самом этом факте ничего нового для ребят, разумеется, не будет. Новым будет то, что отсюда надо искать причины своеобразия каждого музыкального сочинения, будь то песня, танец или марш. Разговор о различии звуков и их сочетаний учитель должен сопровождать простыми, но образными, наглядными примерами по принципу сходства и различия.

    Так, сравнение оживленной, озорной музыки «Марша мальчишек» Ж. Бизе с медленной, одиноко и печально звучащей музыкой «Сурка» Л. Бетховена поможет ребятам понять, в чем так не похожи эти два сочинения. Различие (контраст) станет для детей еще более очевидным, если обратить их внимание на то, что «Марш мальчишек» поет хор мальчиков в высоком, светлом регистре, а песню «Сурок» исполняет один певец — солист (в данном случае низкий мужской голос, называемый басом).

    Точно так же сравнение высоких звуков с низкими звуками в пьесе «Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевского сразу же помогает зайчика отличить от медвежонка, а по тому, что зайчик гораздо скорее (в два раза) повторяет музыку медвежонка, поймут, что он его передразнивает.

    При разучивании песенки-попевки «Крокодил и Чебурашка» И. Арсеева обратите внимание на то, как из одной и той же музыки, в данном случае песенной, можно сделать и вальс, и польку, и марш.

    В течение всей четвертой четверти можно исполнять выученные ранее песенки-попевки, например «Мы шагаем», «Карусель», «Носорог», «Перепелочка» и другие с ориентацией на нотную запись.

    Начать более подробный разбор музыкальных произведений (лучше брать уже известные, чтобы не перегружать слух ребят новыми, еще незнакомыми примерами) нужно, сопоставляя особенности построения (форму) той или иной пьесы с ее эмоциональным характером. Например, разобраться в трехчастном построении (трехчастной форме) пьесы «Весело. Грустно» Л. Бетховена: сопоставление быстрого движения с движением медленным, танцевально-игрового характера с характером песенным, сравнительно тесного расположения звуков в среднем регистре с расположением гораздо более широким (более глубокие басы и более певучие верхние звуки) и т. д.

    Во фрагменте «Кот в сапогах и Белая кошечка» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского помогите ребятам «увидеть», как остроумно композитор не только нарисовал два ярких характера — игривой кошечки и важного кота в сапогах, но и изобразил, как они оба мяукают и как игривая кошечка умеет царапаться, если ее обижают.

    Углубляя тему четверти, нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся более свободно определяли построение (форму) произведения, количество частей, составляющих его, и характер этих частей. Обратите внимание также на то, что им уже встречались сочинения одночастные, двухчастные и трехчастные.

    С точки зрения естественных закономерностей детского восприятия возможно и необходимо определять как одночастную форму песни, содержащие один музыкальный образ, написанные в едином, не изменяющемся характере, например «Крокодил и Чебурашка», «Перепелочка», «Во поле береза стояла»; как двухчастную форму все песни, состоящие из заметно отличающихся друг от друга частей, например «Монтер», «Калинка» (запев и припев). «Калинку» желательно исполнять на этом уроке полностью, то есть с медленной 1-й частью (ее играет один учитель) и с быстрой 2-й (ее ребята исполняют в ансамбле с учителем — четырехручие, ложки, бубны и др.). В «Танце с кубиками», представляющем собой ярко выраженную трехчастную форму, ребятам будет интересно обнаружить маршевую поступь в крайних частях, контрастно отличающихся от средней, танцевальной части.

    Разумеется, что все разговоры о построении (форме) сочинений должны опираться на живое звучание близких ребятам образных музыкальных произведений и ни в коем случае не быть похожими на сухую теорию музыки. Это должно быть лишь очередным этапом накопления учащимися слухового и исполнительского опыта, развития их способности слышать музыку, исполнять ее и размышлять о ней.

    В этой четверти можно посвятить время проверке того, насколько свободно ребята (и все ли!) слышат песенный, танцевальный и маршевый характер музыки. Это будет подготовкой (разведкой) к важнейшей теме будушего года о песенности, танцевальности, маршевости, вырастающих из песни, танца, марша. Примеры на этом уроке надо давать более сложные, чем давались до сих пор. Это должны быть образцы песенной, танцевальной и маршевой музыки, а не просто песни, танцы, марши. Но ребята пусть по-прежнему называют их песнями, танцами и маршами: «Первую утрату» Р. Шумана — песней, «Вроде вальса» Н. Мясковского — танцем (вальсом), тему из «Темы и вариаций на марш Дресслера» Бетховена — маршем, а его же «Вариации на марш Дресслера» — песней (может быть, в этой песне кто-нибудь услышит и призвуки танца).

    Определения «песенность», «танцевальность» и «маршевость» разъяснять пока не надо ни в коем случае, и даже сами эти термины произносить еще тоже не следует.

    В песне «Игра в гостей» Д. Кабалевского класс делится на две группы. Став лицом друг к другу, ребята поют песню, изображая разговор гостей с хозяевами и сопровождая пение взаимными поклонами и легкими движениями рук. При таком исполнении очень полезно обратить внимание учащихся на то, что мало понимать дирижерский жест учителя, надо еще учиться слышать в хоре себя и своих товарищей («Ухо для музыканта — его главный дирижер!»).

    На следующих занятиях происходит знакомство ребят с важным выразительным средством музыки — тембром. Как и во всех других случаях, приступая к рассмотрению нового вопроса, надо прежде всего вспомнить все, что имело отношение к нему на прошлых уроках. В данном случае надо вспомнить тембры, которые уже прозвучали в классе: отдельные голоса и инструменты, разные хоры и оркестры.

    Желательно заготовить по два (одинаковых по масштабам) рисунка каких-либо предметов, например овощей — моркови, помидора, огурца. Один рисунок должен быть выполнен обыкновенным черным карандашом или тушью (только контур), другой — в соответствующем цвете (оранжевом, красном, зеленом). Вывод ребята сделают без всякого труда сами: рисунок остается тем же самым, меняется краска (цвет). Переход к музыке достаточно прост: какая-либо мелодия, музыкальный отрывок играется на фортепиано, потом он же дается в исполнении на каком-либо другом инструменте (или в вокальном исполнении). Рисунок (мелодия) остается тот же, изменяется краска (тембр), с изменением краски, естественно, меняется и характер музыки. Материал для этого занятия лучше всего взять преимущественно из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева, которая целиком будет прослушана на одном из последних уроков четверти.

    Надо сказать учащимся, что сочинил это произведение один из самых замечательных современных русских композиторов С. Прокофьев. Он сочинил эту симфоническую сказку для детей, но уже много лет во всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием слушают и дети, и взрослые. Желательно показать ребятам рисунки, на которых изображены музыканты, играющие на инструментах симфонического оркестра, использованных в этом сочинении.

    Школьники познакомятся с отдельными темами и соответствующими музыкальными инструментами: темой Пети — скрипки и все другие струнные инструменты, похожие на скрипку, но больших размеров (альты, виолончели и контрабасы); темой весело чирикающей птички — флейта («чирикает» очень высоко, тонким, чистым и звонким голосом); темой утки — гобой (звучит в низком регистре немножко неуклюже и словно покрякивает); темой кошки — кларнет (звучит в низком регистре, вкрадчиво, словно хочет незаметно подкрасться к птичке, а иногда царапается); темой дедушки — фагот (чуть-чуть ворчливый, сердится на Петю, но в общем-то добрый); темой волка — три валторны вместе (злые аккорды, словно лязгают волчьи зубы); темой охотников — все четыре деревянных духовых инструмента: флейта, гобой, кларнет и фагот (Прокофьев соединил четыре разные «краски» вместе и создал новую «густую краску», как это делается при рисовании красками в живописи); охотники идут бойким шагом и стреляют из ружей — большой барабан и литавры.

    Обратите внимание ребят на звучание всего симфонического оркестра в заключительном шествии героев сказки.

    Рассказывать ребятам перед исполнением «Пети и волка» содержание сказки не следует: во-первых, все будет ясно и без предварительных комментариев, во-вторых (и это самое главное!), исчезнут все неожиданности и удивление от них. В то же время удивление и радость от удивления — ценнейшие качества человека, которые надо поддерживать, развивать с самого раннего возраста, и музыка может сыграть здесь очень большую роль. Это всегда надо учитывать в музыкальных занятиях.

    При слушании «Пети и волка» целиком на одном из последних уроков года внимание учащихся должно быть пока (!) направлено главным образом на узнавание тембров действующих лиц и связь их с происходящими в сказке событиями.

    Подготовка к заключительному уроку-концерту предполагает исполнение и слушание музыки, которая звучала в классе в течение года, а также новых произведений.

    Обобщая пройденные в течение года темы, следует укрепить в сознании ребят мысль, что, хорошо узнав и изучив «трех китов» они узнали и изучили основу музыкального искусства, построили не только фундамент, но и первый этаж своих музыкальных знаний, своего музыкального опыта (своей музыкальной культуры!) Еще раз можно подчеркнуть, что «три кита» не только основа музыки, но и волшебные «три сезама».

    Особое внимание надо обратить на бесконечное разнообразие «китов»: тысячи песен (танцев и маршей) так же похожи и одновременно не похожи друг на друга, как похожи и не похожи друг на друга тысячи девочек и мальчиков, тысячи мам и бабушек, тысячи пап и дедушек! Объясните, что происходит это не только потому, что музыкальная речь состоит из звуков, характер звучания которых и число всевозможных сочетаний бесконечно (как бесконечны сочетания слов и фраз в литературе, линий и красок и живописи), но прежде всего потому, что музыка выражает чувства и мысли людей и изображает какие-либо жизненные события, а они всегда разные.

    В качестве напутствия перед летними каникулами ребятам можно сказать, что хотя и наступает перерыв в школьных занятиях музыкой, но сама музыка будет продолжать жить вместе с ребятами, оставаясь частью их жизни и без школьных уроков. Они продолжат встречаться с песнями, танцами и маршами. Эти встречи будут закреплять и расширять знания, полученные за год в школе.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта