Кабалевский 1 - 8кл.программа. Программа по предмету Музыка для IVIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.
Скачать 1.37 Mb.
|
ПРОГРАММА I КЛАСС Предварительные замечания В основе подхода к разработке содержания программы I класса лежит понимание этого возрастного периода не как подготовительного к освоению программы по музыке в следующих классах школы, а как самоценного процесса вхождения учащихся в музыкальное искусство, как начального этапа систематического формирования музыкальной культуры детей шестилетнего возраста в условиях общеобразовательной школы. Одна из центральных позиций, развиваюших важнейший принцип концепции Д. Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьника, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента взращивания музыкальной культуры как части культуры духовной выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Дж. Верди, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре. Следующая позиция — обращение к народному музыкально-поэтическому творчеству (хороводы, заклички, игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки). Это родные корни, основа, которую необходимо закладывать в детстве. В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать», а тема «Как можно услышать музыку» — главная тема года, которая рассматривается в каждой четверти под разным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Урок музыки как урок искусства невозможно представить иначе как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность как принцип работы с младшими школьниками реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. Ценность импровизации как методического приема заключается не в умении создавать музыкальные конструкции (завершенные или менее завершенные), а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Следующая методическая позиция связана с важной проблемой: как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов и при этом максимально устранить «околомузыкальные приемы»; как сделать это вхождение желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым? Наиболее эффективно решение этой проблемы в опоре на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы воображения. Поэтому большое место на уроках отводится музыкальным играм, инсценировкам, играм-драматизациям, которые накоплены в опыте дошкольного музыкального воспитания. Ни одна программа не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. В данной программе во главу угла ставится задача развития личности ребенка, обогащения его духовного мира, развития способности видеть, слышать, чувствовать, думать; навыки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Педагогическая стратегия, педагогическая мудрость уже на начальном этапе вхождения в музыкальное искусство состоит в том, что навыки должны созреть, и при этом созреть в процессе работы над музыкальными образами, над их духовным содержанием, а не над самими навыками. ТЕМА «КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ» Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Что значит слышать музыку — внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, изменять, оценивать, познавать? Колыбельная песня, колыбельность — начало познания музыки и жизни. Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык — интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок. Искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости, музыка печали, музыка тревоги и т. д. Дом, земля-кормилица, матушка-Россия — звучащий образ Родины. Примерный музыкальный материал Кикимора и образцы русского фольклора. А. Лядов. Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др. Музыкальные загадки и скороговорки. Ветер. Гр. Фрид. Белочки. 3. Левина. Деревца. Е. Тиличеева. Как под наши ворота, русская народная песня. Журавель, украинская народная песня. Дед и репка, музыкально-ритмическая игра. Идем в концертный зал, музыкально-творческая игра. Примерные варианты программ «Концертный зал»(в течение года учитель выбирает их сам) Детский альбом. П. Чайковский. Пьесы: Детская песенка (Мой Лизочек...), Колыбельная песня. Стихи А. Майкова. Мама, Баба-яга, Вальс и др. Симфония М 2. П. Чайковский. Фрагменты финала. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. И.С. Бах. Пьесы: Ария, За рекою старый дом, Жизнь хороша. Новелла, Прелюдии (для фортепиано). Д. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром. Д. Кабалевский. 2-я часть. Про Петю, Морщины, Ежик, Полечка про Олечку, Вежливый вальс, Песенка про птиц. Зарядка, Хромой козлик и др. Д. Кабалевский. РАЗВИТИЕ ТЕМЫ «КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ» Сказываем, складываем, сочиняем — воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» — былина, былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время. Проникновение в понятие «музыкально-поэтическое». Источник — детство. Детская жизнь с ее типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. «Сказку складываем, музыкой сказываем» — процесс создания музыкально-поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины. Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. Подбор несложных ритмических аккомпанементов на элементарных музыкальных инструментах, выражение музыкального характера в художественном движении. Примерный музыкальный материал Про Добрыню, О Вольге и Микуле. Былины. Во поле береза стояла, Уж ты, пале мое, русские народные песни. Руслан и Людмила. Опера. М. Глинка. Фрагменты: Первая песня Баяна, Ария Людмилы из I действия, Ария Руслана из III действия, Марш Черномора. Детская. М. Мусоргский. Пьесы: С няней, В углу. Картинки с выставки. М. Мусоргский. Старый замок. Карнавал животных. К. Сен-Санс. Кукушка в глубине леса. Клоуны. Д. Кабалевский. Волшебная флейта. Опера. В.А. Моцарт. Хор. Новогодняя хороводная. А. Островский. Музыкальные загадки. В. Агафонников. Улетаем на Луну. В. Витлин. Здравствуй, гостья зима!, русская народная песня. Музыкальная игра «В гостей». Совместное с детьми сочинение на тему «Зимняя сказка». КУЛЬМИНАЦИЯ ТЕМЫ «КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ» Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние человека и т. д. Осознание особенностей музыкальной ткани в ее выразительных значениях. Первое прикосновение к освоению музыкального языка — характер, темп, мелодия, ритм, интонация — и обобщенное обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур. Зима — весна. Закономерное обновление жизни и природы. выражение этих состояний в музыке. Русские обряды: Масленица с забавами, потехами, зимними играми; весенние заклички Песни и игры разных народов, посвяшенные весеннему обновлению жизни. Примерный музыкальный материал Щелкунчик. Балет. П. Чайковский. Фрагменты с чтением сказки Э. Т. А. Гофмана. Времена года. А. Вивальди. Зима. Мазурки М. Глинки и Ф. Шопена. Смелый наездник, Дед Мороз, Веселый крестьянин. Р. Шуман. Весной, Халлинг. Э. Григ. Адажио, Подражание народному. А. Хачатурян. Ходит месяц над лугами, Дождь и радуга. С. Прокофьев. Вспомним, братцы, Русь и славу, Славны были наши деды, Вот уж зимушка проходит, русские народные песни. Соловьи. В. Соловьев-Седой. Мороз, Сорока, Забавная. А. Лядов. Баба-яга. В. Кикта. Феечки, Кап-кап. 3. Левина. Птичий дом. Ю. Слонов. Подснежник. Д. Кабалевский. Жила-была работа. В. Усачева. Самостоятельное сочинение детьми музыкальной сказки «Зимняя дорога»; складывание «Сказки о громком барабане» С. Могилевской и В. Усачевой; сочинение песенки для мамы. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «КАК МОЖНО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ» В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что же такое МУЗЫКА. Музыка входит в детскую жизнь народной песней, мелодиями Чайковского, Моцарта, Глинки, Баха, Верди, Прокофьева, Глиэра, Кабалевского... Великие творцы, для которых сочинять музыку — значит полноценно прожить жизнь. Маленькие-великие: Моцарт, Чайковский, Прокофьев, Рахманинов и другие композиторы, когда они были маленькими — сверстниками учащихся, со своими увлечениями, проказами, играми. Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» по сказке М. Метерлинка. Проблемы живого и неживого, одушевленного и неодушевленного, проблема счастья в музыке и в жизни. Примерный музыкальный материал Снегурочка. Музыка к весенней сказке А. Островского. П. Чайковский. Фрагменты: Мелодрама, Песня Брусилы, Пляска скоморохов. Детский альбом. П. Чайковский. Навуходоносор. Опера. Д. Верди. Хор Ты прекрасна, о Родина наша. Колыбельная из кинофильма «Цирк». И. Дунаевский. Тяф-тяф. В. Герчик. Музыка. Г. Струве. Ах ты, ноченька, русская народная песня. Русские фольклорные летние игры и сказки: «В города», «Полевая березка» и др. II КЛАСС Предварительные замечания Увлечь ребят музыкой — этот коренной вопрос музыкальных занятий в школе учитель не должен упускать из виду с первой же минуты первого урока во П классе. Если он сам любит музыку, ребята сразу же почувствуют это и им передастся увлеченность учителя. Он должен вести урок как живую, свободную импровизацию (конечно, по тщательно продуманному плану), все время помня о том, что пришел в класс не для того, чтобы заниматься с ребятами «изучением предмета», именуемого музыкой, а для того, чтобы воспитывать в них музыкальную культуру. От того, как пройдет первый школьный урок музыки, зависит очень многое. Если ребята почувствуют, что учитель верит в них и относится к ним с уважением, они сразу же поверят в учителя и, что также очень важно, поверят в самих себя. С первых уроков развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских навыков происходят в опоре на «трех китов» — песню, танец и марш. Музыкальных произведений, звучащих (исполняемых и слушаемых) в классе в течение года, оказывается более чем достаточно для того, чтобы все развивающие моменты урока строились на материале этих произведений, вытекали из них естественно и незаметно, возникая в сознании учащихся как различные грани изучаемой музыки, а не превращались в специальные упражнения, предлагаемые учащимся для решения той или иной технической задачи, не связанной с живой музыкой, ее выразительными средствами. Для поддержания преемственной связи с занятиями в 1 классе в программу II класса включено несколько песен-игр (игровых песен). Эти игры, объединяющие, например, пение с различными видами движений (танцевальными, маршевыми и др.), показывают в наглядной, действенной форме связь между «тремя китами». Сама игра может быть организована в зависимости от имеющихся в данном классе возможностей (размер помещения, наличие или отсутствие парт, стульев, столиков и т. п.). Она может быть даже ограничена лишь легкими движениями головы, рук, корпуса, ног. Игра должна прежде всего звучать в самой .музыке. Деление класса на две или три группы можно проводить при исполнении всех песен, дающих возможность, а иногда и требующих этого деления. Пение по группам имеет свои преимущества. Во-первых, в небольшой группе учителю легче следить за интонационной чистотой и ритмической точностью исполнения, что дает возможность скорее и легче выправить проявившиеся недостатки; во-вторых, пение по группам постепенно будет подводить ребят к хоровому многоголосию с разновременным вступлением групп; в-третьих, пение по группам вносит в процесс обучения необходимый и очень важный, особенно на начальном этапе, игровой момент. Деление класса на группы необходимо и во многих игровых полевках, включенных в программу наряду с традиционными попевками народно-песенного склада. Эти попевки, построенные на современном песенно-интонационном материале, на простейших, близких школьникам текстах, легко включаются в соответствующую тему и очень оживляют уроки. Такие попевки может сочинять или сам учитель, или вместе с учащимися. Слова в них могут изменяться также по инициативе учителя и учащихся (как в частушках). Некоторые из этих попевок позволяют педагогу показать ребятам (а им самим попытаться сделать это в собственном исполнении), как одна и та же мелодия превращается из песни в танец, из танца в марш и т. д. Есть и иной, очень полезный и увлекающий ребят прием исполнения игровых попевок: каждое повторение попевки переносится при помощи модулирующего аккорда на полтона вверх с последующим возвращением (так же по полутонам или по терциям) в исходную тональность, например попевка «В нашем классе». При исполнении даже самых простых попевок (как и песен) надо устанавливать наилучшие темп, силу звучности, соответствующие характеру музыки и текста, учитывая возможности данного класса. При наличии в классе фортепиано рекомендуется включать в уроки игровое четырехручие (игра в ансамбле с учителем). Примеры таких ансамблей даны в хрестоматии. Число четырехручных пьес может быть значительно увеличено за счет поисков самого учителя. Как правило, это могут быть простые песенки и пьески (иногда и более сложный материал), построенные преимущественно на тонической и доминантной гармонии. Звук V ступени оказывается при этом тем звуком (интонационным общим «знаменателем»), на котором может звучать вся пьеса. Иногда этот звук хорошо сочетается с субдоминантовой гармонией. В четырехручии ребята, которые, возможно, никогда в жизни не притрагивались к клавишам фортепиано, играя двумя пальцами лишь два заданных учителем звука, участвуют в исполнении более или менее полнозвучной музыки. Это вызывает у них живой интерес, способствует увлеченности музыкой и, конечно, положительно сказывается на их музыкальном развитии. Поскольку в четырехручии вместе с учителем участвует лишь один ученик, следует искать различные формы участия в таком ансамбле всего класса. Так, если в четыре руки играется знакомая песня («Пере пел очка», «Калинка» и т. п.), весь класс может одновременно исполнять эту песню в различных вариантах. Например, первый куплет звучит только на фортепиано в четыре руки, второй куплет весь класс начинает петь очень тихо, постепенно усиливая звучность (вместе с усилением звучности на фортепиано), третий куплет поется на постепенном затихании звучности, а четвертый исполняется опять только на фортепиано очень тихо. Подобным образом можно изменять и темп произведения. Исполнение такого рода «композиций», составленных из очень простых элементов, но требующих внимания и музыкального «дыхания» на довольно значительном отрезке времени, очень увлекает ребят и развивает их музыкальность в самых разных направлениях. Если в школе есть какие-либо детские музыкальные инструменты (бубны, барабаны, треугольники, ксилофоны, металлофоны, кастаньеты и др.), то их можно использовать на уроках для исполнения в ансамбле с учителем (в том числе в сочетании с четырехручием, пением, движением). Подбор инструментов, определение ритма и характера звучания всегда должны исходить из обенностей данной музыки. Так, например, весь класс может участвовать в исполнении русской народной песни «Калинка», подчеркивая игрой на бубне начало или окончание фразы, дублируя хлопками или деревянными ложками ритмический рисунок «мелодии, отмечая пульс музыки на фортепиано (четырехручие) и т. д. Эти и аналогичные замечания в дальнейшем следует рассматривать лишь как примеры включения в урок детских музыкальных инструментов, что весьма желательно, поскольку игра на этих инструментах также способствует музыкальному развитию ребят, обогащает их музыкально-исполнительский опыт и вносит в занятия игровой элемент. Нередко применяемый на музыкальных занятиях прием хлопанья в ладоши необходимо использовать не только для развития ритмического чувства, как такового (ритмическая точность хлопка), но и обязательно для развития музыкальности. При этом учащиеся должны внимательно вслушиваться, как учитель играет произведение, хлопать соответственно звучанию музыки: тихо или громко, увеличивая или уменьшая силу звучности, ускоряя или замедляя движение, выделяя акценты и т. д. Хлопанье в ладоши никогда не должно походить на обыкновенные, хотя бы и ритмически организованные, аплодисменты, оно всегда должно быть частью исполняемой музыки. Одним из важнейших методов музыкальных занятий во II классе, как и в последующих, должен стать метод «забегания» вперед и «возвращения» к уже пройденному материалу. Так, детская народная песенка «Дон-дон» исполняется и в первой четверти, и во второй. Сначала внимание учащихся, их усилия направляются на то, чтобы песня была спета с настроением, соответствующим ее характеру, и по возможности интонационно и ритмически точно. В дальнейшем, в процессе усвоения темы «О чем говорит музыка», она превратится для ребят в художественное произведение, в котором они теперь не только ясно почувствуют, но и осознают выражение тревоги «действующих лиц» песни в ее хоровой мелодии и изображение тревожного звона набатного колокола в фортепианном сопровождении. Другой пример: «Весело. Грустно» Л. Бетховена при первом знакомстве (вторая четверть) будет восприниматься как произведение, выражающее два противоположных настроения и определенную мысль, вложенную Бетховеном в это произведение («после радости может наступить грусть, но радость обязательно должна вернуться»). При последующем, более глубоком вслушивании в это произведение (четвертая четверть) ребята определят его трехчастное построение, поймут особенности трехчастной формы вообще и данной в частности. Не надо перегружать память детей чрезмерно большим количеством названий произведений, фамилий их авторов (композиторов и поэтов), фактов из их биографий. Накопление живого слухового опыта (первый этап процесса познания музыки) — одна из важнейших задач музыкальных занятий со школьниками. Избегая поначалу заучивания ребятами каких-либо правил и многократного повторения каких-либо упражнений, педагог должен исподволь приучать детей к простейшим музыкальным понятиям самого общего характера: различие звуков по высоте, длительности, силе, по скорости и направлению их движения; соотношение сильных и слабых долей, количество ил в такте и соотношение звуков мелодии по их относительной длительности (метр и ритм) (Здесь возможны аналогии с ритмом шага, сердцебиения, дыхания.); мелодия и сопровождение (аккомпанемент); выразительные и изобразительные особенности и возможности звуков и их сочетаний; различная окраска звуков (тембр); простейшие формы построения музыки (одночастные, двухчастные, трехчастные); различные виды исполнения музыки (отдельные инструменты, певцы-солисты, хоры, оркестры и т. п.). Усвоение этих и других понятий должно происходить на протяжении всей учебы в начальной школе. В сознании первоклассников должен постепенно накапливаться запас музыкальных впечатлений, понятий и терминов, к более подробному разбору и усвоению которых можно будет перейти в последующих классах. И не надо бояться, что время будет упущено. Оно наверстается быстро за счет приобретенного детьми слухового опыта, за счет большей их сознательности, большего интереса к занятиям. К концу первого года обучения по усмотрению учителя можно начать приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске — на нотном стане. Надо предлагать учащимся прислушиваться на протяжении недели между уроками к музыке, с которой они встретятся в детских кинофильмах, радио- и телепередачах, дома и на улице, узнавать в этой музыке знакомых «китов» в их всевозможных вариантах и сочетаниях и о наиболее интересных «встречах с музыкой» рассказывать всему классу на следующем уроке. В домашние задания может входить также рисование иллюстраций к той или иной музыке программного характера. Задания эти не должны быть обязательными, но, когда они выполнены, учитель должен высказать слова одобрения и поощрения (делать это надо очень тактично, чтобы не способствовать появлению в классе зазнаек, выскочек). На лето ребятам следует дать такое задание: слушать музыку, где бы она ни звучала, пытаться размышлять о ней, как размышляли в течение всего года в классе, а осенью рассказывать всему классу о самых интересных летних «встречах с музыкой». Последний урок года станет своеобразным уроком-концертом я родителей и учителей. Однако он не должен быть просто концертом. В нем обязательно должны сохраниться элементы обычного урока, чтобы родители наглядно увидели и услышали, как занимаются музыкой их дети, а школьным учителям стала бы ясна методика этих занятий. Кроме исполнения и слушания уже известной и наиболее полюбившейся ребятам музыки, должна прозвучать и новая музыка, в связи с которой учитель задаст им вопросы и учащиеся покажут, как они научились слышать музыку и размышлять о ней. Отбор музыкальных произведений для этого урока-концерта надо проводить учителю совместно с учащимися на протяжении всего года, возвращаясь время от времени к этой музыке не для простого повторения, а прежде всего для обобщения пройденных в течение года тем, добиваясь возможно более совершенного исполнения. Пусть они уйдут с заключительного урока как с праздника музыки! |